Химически опасные объекты. Мультимедийная презентация по обж "опасные вещества в быту и правила обращения с ними" Сообщение на тему опасные вещества по обж


Пострадать можно не только от огня или кипятка. Причинами травм - ожогов или отравлений могут быть различные химические вещества. В повседневной жизни мы постоянно пользуемся бытовой химией. Такие вещества, как кислоты, щёлочи и спирты, помогают нам очистить посуду, раковину, вымыть окна и многое другое. Всегда надо помнить, что неправильное их использование может привести к опасным ситуациям.

Чтобы не случилась беда, запомни: нельзя нюхать, трогать руками, пробовать на вкус неизвестные тебе жидкости, порошки, пасты и другие вещества, даже если они хранятся дома. Никогда не слушай приятелей, предлагающих тебе попробовать какую-то жидкость или порошок. За свой бездумный поступок ты можешь поплатиться здоровьем и даже жизнью.

Некоторые ребята нюхают разные химические вещества и якобы получают от этого удовольствие. Не верь им. Они не знают, что пары этих веществ очень быстро попадают в кровь и с нею переносятся в жизненно важные органы, такие, как мозг, печень и почки. Они вызывают в этих жизненно важных органах необратимые изменения, которые приводят к неизлечимым болезням и необдуманным опасным поступкам.

Подрастающему поколению нельзя недооценивать вред алкоголя. Почему он особенно опасен для подростка? До двадцати лет организм человека активно растёт, формируются жизненно важные системы: нервная, сердечно-сосудистая, эндокринная. Спирт и вещества, которые образуются в организме в результате его действия, нарушают выработку необходимых витаминов, быстрее разрушается печень, замедляется развитие мозга и всей нервной системы. Пиво, даже лёгкое, активно выводит из организма нужные питательные вещества и минеральные соли, важные для деятельности сердца. Вредны сладкие слабоалкогольные коктейли из смеси сахара, спирта и красителей: помимо отрицательного действия спирта, сахар добавляет лишние калории. Спиртные напитки могут привести к сложным заболеваниям.

Вспомни, когда ты чем-то болел, вряд ли тебе нравилось твоё состояние. Ты должен знать, что здоровье можно разрушить очень легко и быстро, а восстановить его очень и очень сложно. А у тебя ещё впереди долгая и интересная жизнь.

О вреде курения, особенно для растущего организма, думаем, тебе хорошо известно. Важно и другое. Люди, живущие вместе с курильщиком, почти в такой же степени, как и он сам, рискуют своим здоровьем. Установлено, что вторичный дым, то есть дым в помещении, который вдыхается некурящим, содержит тяжёлые металлы, твёрдые частицы, угарный газ и многие другие побочные продукты горения, повсеместно признанные вредными для здоровья. Поэтому ни в коем случае не допускай возле себя курения. Кстати, в некоторых европейских странах и США курение в общественных местах и даже на улице законодательно запрещено.

Средства бытовой химии

В быту и на производстве человек использует в различных целях тысячи химических веществ. Многие из них в определённых уловиях могут нанести ущерб здоровью.

Для того чтобы каждый препарат бытовой химии использовался правильно и не нанёс вреда, он снабжён инструкцией. Её обязательно надо прочитать и соблюдать. Правда, делают это, увы, не все. Попытки экспериментировать и применять химические вещества не по назначению могут привести на больничную койку и сделать инвалидом. Это бывает, например, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках и упаковках. Опасно одновременно использовать разные моющие и чистящие средства. При смешивании некоторых неопасных веществ могут образоваться новые, которые уже опасны для человека. При контакте с такими веществами могут пострадать лёгкие и кожа.

По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:

  • относительно безопасные . На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика;
  • опасные для глаз и кожи . На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», «Беречь от детей». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства;
  • огнеопасные . На флаконах и баллончиках с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня», «Беречь от детей». Это препараты в аэрозольной упаковке - лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми;
  • ядовитые с надписями на упаковках: «Яд!», «Ядовито!» . Это в основном химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с насекомыми и грызунами, для защиты растений на больших пространствах.

Следует помнить, что даже те вещества, которые отнесены к безопасным, не столь безобидны. При нечастом применении их влияние на здоровье незаметно, но при длительном (многолетнем) отрицательный эффект может суммироваться. В результате появляется аллергия или другие заболевания. В США, например, причиной «номер один» детской заболеваемости считают химические соединения свинца. Казалось бы, откуда. У детей нет свинцовых игрушек. Но свинец постоянно присутствует рядом - в аккумуляторных батареях, строительных материалах, бензине.

Свинец и другие тяжёлые металлы, опасные для здоровья, могут содержатся в красках, входить в состав изделий из полимерных материалов.

В нашем быту широко используются источники ядовитых летучих органических веществ: растворители, дезинфицирующие, чистящие средства, краски, клеи, удобрения, применяемые на дачных участках.

Все эти вещества представляют серьёзную опасность для здоровья, так как взаимодействуют с веществами, присутствующими в нашем организме.

Вот несколько советов о том, как сделать свой быт более безопасным:

  • используйте краски, не содержащие органических растворителей, например акварельные, которые в отличие от масляных можно использовать детям до 12 лет;
  • отдавайте предпочтение безопасным изделиям из натуральных волокон: шерсти, шёлку, льну, хлопку;
  • старайтесь вместо химических препаратов применять простые натуральные чистящие средства;
  • если пользуетесь моющим средством для посуды, то после его применения хорошо промывайте водой посуду и руки;
  • если в глаза или рану попало какое-либо бытовое химическое средство, срочно обильно промойте их водой;
  • чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку;
  • выращивайте дома декоративные растения. Они поглощают вещества, загрязняющие воздух в помещениях.

Вопросы

  1. Ядовитые вещества могут попасть в организм человека разными путями. Назови их?
  2. Какая важная для нас с вами информация указывается на этикетке или в инструкции по применению того или иного химического вещества, используемого в быту.
  3. Ты наверняка слышал такое выражение, как «пассивное курение». Как ты понимаешь это выражение? Опасно ли пассивное курение?

Задания

  1. Мы постоянно пользуемся различными химическими веществами, но не всегда знаем или помним о правилах пользования ими. Многие вещества, используемые в быту, в определённых условиях опасны или очень опасны. В тетради нарисуй схему «Разделение бытовых химикатов по степени опасности» и заполни её, а также приведи примеры.
  2. Нарисуй в тетради для этикетки пиктограмму, предупреждающую об опасности применения химических веществ. (Пиктограмма - изображение предмета, явления с помощью условных знаков)
      Примеры этикетки: «Беречь от попадания в глаза», «Не использовать около огня», «Ядовито!», «Не употреблять в пищу», «Беречь от детей».
  3. Найди информацию о домашних растениях, которые хоро шо очищают воздух в помещении. Расскажи о них. Где они про израстают в природе? Как за ними ухаживать?

Чем можно отравиться...

Отравление ртутью. Известно, что ртуть, а особенно её пары, ядовита, что брать или собирать ртуть руками нельзя (её пары легко проникают через кожу). Запомни: если ты случайно разбил медицинский термометр или где-то в подвале или на улице обнаружил ртуть, уйди от этого места и сообщи взрослым.

Знай: собирать лучше резиновой грушей или кисточкой, мелкие капли можно собрать пластилином или мокрой ватой. Поверхность, где были собраны капли разлитой ртути следует оставить на несколько часов под слоем влажной соли. При этом ртуть образует малорастворимые соединения, которые можно удалить механически, многократно промывая загрязнённое место. Помещение надо хорошо проветрить. Отравление лекарствами. Лекарства помогают нам восстановить наше здоровье, избавиться от болезни. Но бывает, что человек перепутал лекарства или принял их больше, чем следует. Иногда малыши глотают разноцветные таблетки, не понимая последствий своего поступка. Некоторые принимают лекарства по принципу «чем больше, тем лучше». Лекарства надо принимать строго по предписанию врача. Иначе можно просто отравиться.

Симптомы отравлений очень разнообразны и зависят от вида лекарственного препарата. Признаки отравления могут проявиться не сразу, а только когда лекарство попадёт в кровь. Первые действия - это вызвать «скорую помощь».

Нужно как можно скорее промыть желудок водой. При нарушении дыхания делают искусственное дыхание. В любом случае при малейшем подозрении, что ты или кто-то, приняв лекарство, почувствовал себя плохо, немедленно сообщи об этом взрослым, так как в этой ситуации потребуется срочная помощь врача. Постарайся найти упаковку от принятого лекарства. Увидев её, врач быстрее примет нужные меры для оказания помощи.

Отравление продуктами

Летом, в жару, очень быстро портятся почти все продукты, особенно мясные и молочные. Жара и тёплый воздух способствуют размножению опасных для человека микроорганизмов. Существует колбасный яд, который накапливается не только в колбасе, но и в ветчине, копчёном мясе, мясных консервах. Непригодные для употребления продукты часто не имеют подозрительного запаха и сохраняют «аппетитный» вид. Поэтому продукты следует употреблять, только если уверен в их свежести или после горячей обработки: кипячения или обжаривания. Хранить скоропортящиеся продукты лучше всего в холодильнике или достаточно холодном месте. Это же относится и к питьевой воде.

На заметку

    Летом питьевая вода должна храниться в холоде, или подсаливаться, или кипятиться. Вода дольше будет пригодной для питья, если бросить в нее ягоды клюквы, брусники, дольку лимона.

Пищу и напитки лучше употреблять сразу после их приготовления. Перед следующим употреблением их желательно либо сильно охладить, либо прокипятить (прожарить, промыть кипятком в зависимости от вида продукта).

Посуда для приготовления пищи и её использования должна быть чистой. Желательно, чтобы для разных продуктов были отдельные разделочные доски (для мяса, рыбы, овощей и хлеба).

Посуда для приготовления пищи не должна стать источником заболеваний, а значит, не должна выглядеть так, как описано в произведении К. Чуковского «Федорино горе»:

      Мы поломаны, побиты,
      Мы помоями облиты,
      Загляни-ка ты в кадушку -
      И увидишь там лягушку,
      Загляни-ка ты в ушат -
      Тараканы там кишат.

На заметку

    Для приготовления и хранения продуктов следует использовать только посуду, специально предназначенную для пищевых целей. Нельзя хранить маринованные, солёные, кислые овощи и фрукты в металлической посуде.

Отгадай загадку: «Кто над нами вверх ногами ходит - не страшится, упасть не боится, целый день летает, всем надоедает?» Это хорошо нам знакомая обыкновенная муха.

Это безобидное на первый взгляд насекомое приносит много зла.

Если лето жаркое, мух может расплодиться очень много. Мух привлекают помойки, мусоросборники, открытые туалеты, кухни. Обычно этих насекомых всегда много там, где люди недостаточно аккуратны и чистоплотны. Где не принимаются меры, препятствующие проникновению этих насекомых в жилище человека. И везде, где побывало это прожорливое насекомое, остаются его опасные спутники - микробы. Мухи - разносчики кишечных инфекций.

Вот почему борьба с назойливым мушиным племенем в домах, квартирах - дело неотложное и необходимое.

Вопросы

  1. Почему нельзя употреблять продукты, у которых закончился срок годности?
  2. Почему мы тщательно моем аппетитные фрукты, овощи и ягоды перед тем, как их съесть?
  3. Какие продукты питания могут привести к отравлению?
  4. Почему мы храним скоропортящиеся продукты в холодильнике?
  5. Какие вещества могут вызвать отравление организма у человека и животных?
  6. Лекарства спасают нам жизнь, но они могут быть и опасны. В каких случаях? Приведи несколько примеров.
  7. Ситуационная задача.
    • К сожалению, Миша простудился. Врач рекомендовал принимать лекарства, если будет повышение температуры. Миша измерил температуру и обрадовался, она была нормальная. Радостный, побежал играть. Ртутный термометр он положил на край стола, а котёнок в это время решил прогуляться... Раздался шум... Миша увидел разбитый термометр и маленькие серебристые шарики вокруг него. Что он должен сделать?

Задание

  1. Проведи небольшое исследование и подготовь краткое сообщение на тему «Как люди хранили скоропортящиеся продукты, когда не было холодильников».

Класс: 5

Цели:

  • Ознакомить учащихся, в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека.
  • Рассказать об отрицательном воздействии на организм недоброкачественных продуктов питания, и как избежать пищевого отравления.
  • Учить правильно обращаться с опасными веществами.
  • Воспитывать умение грамотно действовать в случае появления запаха газа.

Учебные вопросы:

  • Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.
  • Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.
  • Материальное обеспечение: образцы упаковок из-под средств бытовой химии с предупреждающими надписями; раздаточные карточки-схемы “Действия при появлении запаха газа в квартире”; презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

1 учебный вопрос. Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.

(слайд 1) В нашей повседневной жизни мы используем самые различные средства бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке.

Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же мы должны знать, что некоторые предметы бытовой химии опасны для вас. Многие эти жидкости ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок с такими жидкостями обычно пишут: “Держать вне досягаемости от детей”. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. (показать упаковки из-под средств бытовой химии)

Условно средства бытовой химии можно разделить на четыре группы:

Предлагаю вам разделить средства бытовой химии на группы (работа в парах)

(составление схемы) (слайд 2)

  • безопасные (не имеют предупредительных надписей);
  • относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза);
  • огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
  • ядовитые (с надписями “яд” или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способов применения, а также меры безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять. (слайд 3)

Какие средства бытовой химии применяются у вас в доме, как они хранятся?

Самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

2 учебный вопрос. Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом. (слайд 4)

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, придерживайтесь следующих правил:

Не делайте уроки на кухне при включенном газе;

Не открывайте максимально газовые краны;

Не оставляйте включенную плиту без присмотра. Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире?

Работа со схемой.

При появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой. Очень опасно проверять зажженной спичкой, нет ли утечки газа.

Как правильно зажигать газовую конфорку? (слайд 5, 6)

Существуют вещества, которые обычно считаются не просто полезными, а даже спасительными - это лекарства. (слайд 7) Но многие из них, если их употреблять в большом количестве и не по назначению врача, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребенка.

(Работа с раздаточными инструкциями к лекарственным препаратам)

К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество - ртуть. Если термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или гражданской обороны.

(сообщение учащегося о правилах безопасного поведения при разливе ртути)

(слайд 8) Продукты питания. Отравиться можно не только вредными и ядовитыми веществами, но и очень часто - недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют вареные сосиски, колбасы, сардельки и другие колбасные изделия. В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать пищевого отравления? (слайд 9)

Пользуясь рисунками на слайде, составьте памятку “Как избежать пищевого отравления” (слайд 10)

(слайд 11) ВЫВОД : Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила:

  • не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны;
  • не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны;
  • не пользуйтесь грязной посудой;
  • мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были.

4. Рефлексия

Назовите известные Вам правила обращения с опасными химическими веществами? Каковы правила пользования газовой плитой, газовой колонкой?

Что надо делать, чтобы не отравиться пищевыми продуктами?

Расскажите, что вы будете делать, если ваш друг (подруга) в отсутствие -взрослых почувствовал себя плохо? Есть предположение, что он (она) чем-то отравился (ась).

5. Домашнее задание

Проведите дома со взрослыми проведите ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества.

Сделайте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: “Лак”, “Краска”, “Ядовито”, “Огнеопасно”. Подумайте, как прикрепить их к флаконам, банкам и бутылкам.

Урок 9

ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И ОБЪЕКТЫ

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Составитель: учитель ОБЖ

Цель: рассмотреть понятие аварийно химически опасных веществ; познакомиться с особенностями применения АХОВ на химически опасных объектах

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

1. Каковы будут ваши действия при обнаружении бесхозных вещей в метро, на улице, в подъезде вашего дома?

2. Расскажите о маршруте эвакуации при возникновении пожара в вашей школе.

3. Что чаще всего мешает людям в местах их массового скопления (магазинах, театрах, гостиницах) успешно справиться с пожаром?

IV. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

V. Работа над новым материалом.

В настоящее время в России производится и используется около 70 тыс. химических соединений, из которых 3,5 тыс. – наиболее широко.

Развитие промышленности обусловило широкое применение химически опасных веществ. Такие вещества могут быть исходным сырьём, промежуточными и побочными продуктами, готовой продукцией , а также растворителями и средствами переработки. Работа с ними ведётся в закрытых ёмкостях с соблюдением особых мер предосторожности.

Под аварийно химически опасными веществами (АХОВ) понимают химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражения людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.


Предприятие, на котором при аварии могут произойти поражения людей, животных и растений, а также химическое загрязнение окружающей среды , называется химически опасным объектом (ХОО).

На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 крупных ХОО. Они располагаются почти во всех республиках, краях и областях Российской Федерации. Свыше 90% городов, население которых 100 тыс. человек и более, имеют ХОО. Если к числу ХОО отнести автозаправочные станции, использующие бензин с ядовитым тетраэтилсвинцом, количество их превысит сотни тысяч.

К таким объектам относятся предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности , пищевой и текстильной отраслей. В черте вашего города могут располагаться такие мирные, но химически опасные объекты, как холодильники, овощные базы, мясокомбинаты, пищевые предприятия, очистные сооружения , станции обеззараживания воды. В крупных городах или возле них сосредоточено свыше 70% предприятий химической и почти все предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. В аварийных ситуациях они могут представлять серьёзную опасность для населения.

Немало ХОО размещено в сельской местности. Много химически опасных веществ перевозится по железной дороге и другими видами транспорта.

В районах размещения ХОО на территории России проживают более 50 млн человек. Особенно много таких объектов размещено на территории Московской, Ленинградской, Нижегородской, Кемеровской областей , на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале (схема 4 на с. 54).

Водопровод" href="/text/category/vodoprovod/" rel="bookmark">водопроводных станциях, где в качестве средства очистки воды используется хлор, его запасы могут составлять 200-400 т.

Обеспечению защиты населения от воздействия АХОВ в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Особый режим эксплуатации ХОО, характеризующийся повышенными требованиями к обеспечению безопасности человека и окружающей природной среды в районах их размещения, установлен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов » от 21 июля 1997 г. , а также принятыми в его развитие подзаконными актами. Так, в соответствии с действующим законодательством, вокруг объектов экономики при наличии на их территории химически опасных веществ предусматривается выделение санитарно-защитной зоны, в которой запрещается размещение жилых зданий, детских и лечебно-оздоровительных учреждений. Размер санитарно-защитной зоны по глубине зависит от класса опасности объекта по санитарной классификации и составляет: для I класса – 1000 м, II – 500 м, III – 300 м, IV – 100 м, V – 50 м.

VI. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

1. Какие химические вещества относятся к АХОВ?

2. Приведите примеры использования АХОВ в различных отраслях экономики.

VII. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Под аварийно химически опасными веществами (АХОВ) понимают химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражения людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.

К химически опасным объектам относятся предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, пищевой и текстильной отраслей (холодильники, овощные базы, мясокомбинаты, пищевые предприятия, очистные сооружения, станции обеззараживания воды).

VIII. Окончание урока.

1. Домашнее задание. Выясните возможные источники химического заражения в вашем городе (посёлке), районе. По размеру санитарно-защитной зоны определите, к какому классу опасности относятся эти объекты.

2. Выставление и комментирование оценок.


Цель урока: 1. Познакомиться с основными видами опасных веществ и их классификацией по степени опасности для человека 2.Добиться усвоения понятия « Опасное вещество»; 3.Научиться определять признаки отравления; 4.Совершенствовать знания в области личной безопасности в повседневной жизни и сохранения своего здоровья.






Ответ: 4;3;5;6 Ситуационная задача: Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило электрическим током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность: 1.Схватить провод и вырвать его из рук знакомого. 2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует. 3. Отключить освещение в электрическом щитке. 4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки. 5. Вызвать « Скорую помощь». 6. Позвать родителей (соседей). Ситуационная задача: Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило электрическим током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность: 1.Схватить провод и вырвать его из рук знакомого. 2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует. 3. Отключить освещение в электрическом щитке. 4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки. 5. Вызвать « Скорую помощь». 6. Позвать родителей (соседей).




Классификация опасных веществ Степень опасностиДействие на человека Пояснительная надпись 1. БезопасныеНе оказываютНе имеют надписей 2.Относительно безопасныеНаносят вред при попадании на определённые участки тела Использовать осторожно 3.ОгнеопасныеДействуют при определённых условиях Запрещено использовать вблизи открытого огня 4.ЯдовитыеВызывают отравления « ЯД»


Наиболее опасные вещества: 1. Природный газ (газовые плиты); 2.Лекарства и медицинские приборы (таблетки, микстуры, мази, градусники, спиртовые жидкости); 3. Средства бытовой химии (синтетические и моющие средства, лаки, краски, растворители, аэрозоли, ацетон, керосин); 4. Продукты питания (ядовитые растения, грибы, недоброкачественные пищевые продукты, консервы с просроченным сроком годности)


Признаки отравления: 1.Вялость во всём теле; 2.Колики в животе; 3. Головокружение; 4.Рвота; 5.Расстройство кишечника; 6. Озноб. 1.Вялость во всём теле; 2.Колики в животе; 3. Головокружение; 4.Рвота; 5.Расстройство кишечника; 6. Озноб. При первых признаках отравления немедленно сообщите родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).


Памятка « Как надо обращаться со средствами бытовой химии и другими опасными веществами» Никогда не пользуйтесь незнакомыми препаратами, если рядом нет взрослых; Не пейте жидкости из незнакомых бутылок и банок; Не пользуйтесь спичками рядом с жидкостями с резким запахом; Храните опасные вещества в закрытом виде с маркировкой в закрывающихся шкафах в недоступных для детей местах; Будьте осторожны с газовыми приборами; Следите за сроком годности и правилом хранения пищевых продуктов; После работы с химическими веществами нужно обязательно вымыть руки.



Урок ОБЖ 5 класс



Средства бытовой химии

Относительно

безопасные

Огнеопасные

Мыло, стиральные порошки,

пасты, чернила, тушь, косметика.

Лаки, краски, растворители,

бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми.

Опасные

для глаз и кожи

Ядовитые

Химические средства, сильнодействующие

препараты для борьбы с насекомыми и грызунами

пятновыводители, топливо для двигателей, метиловый спирт.

Отбеливающие,

дезинфицирующие средства.


Вернуться к схеме

Завершить

Относительно безопасные

На их упаковках нет надписи, обозначающей степень опасности применения. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика.


Вернуться к схеме

Завершить

Опасные для глаз и кожи

На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства.


Вернуться к схеме

Завершить

Огнеопасные

На емкостях с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня» . Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми.


Вернуться к схеме

Завершить

Ядовитые

На их упаковках надписи: «Яд!», «Ядовито!». Это химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с вредителями полей, для защиты растений на больших пространствах, некоторые виды пятновыводителей, топливо для двигателей, метиловый спирт.


Свинец и другие тяжелые металлы (медь, цинк, марганец, железо, кобальт, молибден), опасные для здоровья, содержатся в красках, входят в состав изделий из полимерных материалов.

Косметические препараты также могут содержать тяжелые металлы. Например, пудра - окись цинка, тени для век - порошок алюминия

Из клея, новой мебели, синтетических ковровых покрытий, некоторых текстильных изделий и дезинфицирующих средств могут выделяться пары еще одного очень опасного химического вещества - формальдегида , способного вызвать раковые заболевания.



Как сделать свой быт более безопасным

1. Не используйте краску, содержащую свинец

2. Используйте краски, не содержащие органических растворителей

3. Отдавайте предпочтение безопасным изделиям из натуральных волокон

4. Старайтесь вместо химических препаратов применять простые традиционные чистящие средства

5. Эти же средства используйте для дезинфекции (уничтожения болезнетворных бактерий) в ванной, туалете, на кухне

6. Покупая косметические товары, обращайте внимание на их состав, указанный на этикетке

7. Выращивайте дома как можно больше растений



Отравление продуктами питания

  • Продукты следует употреблять, если только вы уверены в их свежести или после горячей обработки.
  • Хранить их лучше в темном прохладном месте, т.е. в холодильнике.
  • Пищу надо употреблять сразу же после приготовления, а перед следующим употреблением надо либо сильно охладить, либо прокипятить.

Как предупредить пищевое отравление

1. Всегда мойте руки перед приготовлением пищи; мойте посуду горячей мыльной водой после приготовления в ней мяса и рыбы. 2. Не размораживайте мясо при комнатной температуре. Размораживайте его постепенно в холодильнике или быстро - в микроволновой печи, и сразу готовьте. 3. Избегайте сырых маринованных продуктов и сырого мяса, рыбы или яиц. Тщательно готовьте все подобные продукты. 4. Не ешьте продукты, которые выглядят испорченными или плохо пахнут, или продукты из вздутых или треснувших консервных банок. 5. Держите холодильник при температуре 3°С. Никогда не ешьте готового мяса или молочных продуктов, которые находились вне холодильника более двух часов












Правила приема лекарств:

Для каждого лекарства есть свои хитрости и правила приема.

  • Если точно не указано в рецепте, чем запивать данное лекарство, запейте его полстакана воды. Вода должна быть кипяченной и комнатной температуры.
  • Никогда не разжевывайте таблетки, если это особо не оговорено в инструкции.
  • Принимайте лекарства, в положении сидя (таблетки), стоя (капсулы).
  • Не запивайте лекарства сладкими газированными водами и минералками.

В любом случае, перед приемом лекарств лучше посоветоваться со своим лечащим врачом.


Отравление ртутью

Издавна известно, что ртуть, а особенно ее пары, ядовита, что брать или собирать ртуть руками нельзя (пары легко проникают через кожу).


Запомни

Если ты случайно разбил градусник или где-то в подвале или на улице обнаружил ртуть, уйди от этого места и сообщи взрослым.

Разлитая ртуть из градусника способна проникать в щели пола, впитываться коврами, резко (в 4-6 раз) превышает концентрацию вредных паров в комнате и вызывает болезни органов дыхания, нервной системы.

Нельзя выбрасывать разлитую ртуть и средства ее уборки в канализацию: ваш туалет станет опасен для здоровья.

Одеяла, ковры загрязненные ртутью, не рекомендуется использовать год, пока не выветрятся остатки ее паров .



Пестициды – это химические препараты, проявляющие токсичные (биоцидные) свойства.






Выбор редакции
Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела». Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности...

Для изучения сегодняшней темы нам необходимо повторить, какое уравнение называется уравнением-следствием, какие теоремы «беспокойные» и...

Самостоятельная работа по теме: I вариант 1. Для предельных углеводородов характерны реакции: а) горения, б) замещения, в)...

Юргамышский филиал ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» Сборник самостоятельных работ по химии по разделу «Непредельные...
КОММУНИКАЦИЯ ВОДНЫХ Млекопитающих Звуки как сигналы. имеют уши, состоящие из наружного отверстия, среднего уха с тремя слуховыми...
Бороздя просторы интернета, я наткнулся на фото одной интересной птички. Она меня просто потрясла своим красочным оперением, которое...
Сытно, вкусно, просто тает во рту! В ней заключены все детские мечты! Но не только малыши влюблены в этот продукт, мы все легко...
Канарский канареечный вьюрок или Serinus canaria - подробное описание, фото, видео, особенности содержания и разведения в домашних...
Чайки у многих людей ассоциируются с морем, и по этой причине воспеты в стихах, художественных и музыкальных произведениях. Орнитологами...