Украинцы в 17 веке. Повседневная жизнь народов украины, поволжья, сибири и северного кавказа. Полемическая культура Украины XIV – XVII веков


Описание

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР.

Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

Историческая справка

Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.

Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям.

С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало.

Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

Национальные праздники

Традиции, культура

Разнообразен и красочен украинский народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки.

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Народ: русские

Территория расселения: средняя полоса России в основном, также Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Украина, Белорусь и все регионы России

Оседлое земледелие и скотоводство, ремесла на высоком уровне (например, изделия из дерева, деревянное строительство). Кухня с преобладанием мучных блюд, например, блинов, куличей, кулебяк. Садоводство

Религия: православие

Народ: татары

Территория расселения: Поволжье, Урал, Сибирь

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство в полукочевой форме (особенно коневодство), ткацкое дело, ковроделие. Кухня из молочных и мясных блюд (кумыс, например).

Религия: ислам

Народ: башкиры

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: полукочевое скотоводство, пчеловодство и лесное бортничество, (особенно оружейное дело, кузнечное, выделка войлока, ткацкое дело, производство ковров). Преобладала мясная кухня

Религия: ислам

Народ: чуваши, мордва

Территория расселения: Повольже, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледельцы, выплавляли сталь, мастерство изготовления ножей.

Религия: язычники

Народ: украинцы

Территория расселения: Левобережная Украина (присоединена в 1654 году)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледелие и оседлое скотоводство, ремесла на высоком уровне. Кухня с преобладанием мучных и овощных блюд (галушки, кулеш, борщ, узвар). Садоводство

Религия: православие

Народ: марийцы (черемисы)

Территория расселения: Поволжье, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: пчеловоды, лесные собиратели (грибов и ягод), крестьяне

Религия: язычники

Народ: калмыки

Территория расселения: между реками Яиком и Волгой (стали подданными России в 1655)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы

Религия: ислам, буддизм

Народ: буряты

Территория расселения: Забайкалье (присоединились в 17 веке)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы. Кухня мясная. Из ремесел выделка овчин, кожи, войлока, кузнечное ремесло.

Религия: язычество, буддизм

Народ: удмурты

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы, охотники, пчеловоды. Известны были ткацким искусством. Жили общинами родственников.

Религия: православные и язычники

Народ: карелы

Территория расселения: Карелия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: охотники, рыбаки, лесорубы, земледельцы. Почти не использовали колесо.

Религия: православные и лютеране

Народ: кабардинцы, ногайцы, адыги, абазины, черкесы

Территория расселения: Северный Кавказ

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство (овцы), горное собирательство (ягоды, орехи), ремесла. Кухня мясная и молочная

Религия: ислам

Народ: белорусы

Территория расселения: Белоруссия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: крестьяне (оседлые), оседлое земледелие и скотоводство. Сбор ягод и грибов, заготовка березового и кленового сока. Садоводство

Религия: православие

Народ: якуты, эвенки, ханты и манси, эвены, чукчи, коряки, тунгусы, юкагиры и другие

Территория расселения: Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы (олени), таежные охотники, рыбаки, промысел пушнины, тюленей и моржовой кости. В основном жили в переносных сборных юртах, ярангах, чумах, реже в избушках.

Религия: язычники

Карта 2. Украина между Польшей и Россией

Польша, после подавление казацких восстаний 1637 и 1638 гг. получила десятилетний период спокойствия. Поляки, казалось бы, полностью подчинили себе украинских казаков.

Польша процветала. Украинские земли, особенно те, что на левом берегу Днепра, Северская земля и Полтава, где быстро разрастались земельные владения польских и преданных Польше украинских магнатов, стали хлебными закромами Речи Посполитой. Выход к Балтике позволил расширить торговлю украинской пшеницей и скотом, а также белорусской древесиной, дегтем и поташем. Это привело к росту городов, таких как Варшава, Вильно, Львов, Каменец и Киев. Это десятилетие часто называли эпохой «золотого мира». Процветание, однако, было построено на шатком фундаменте, поскольку польское правление украинским народом сталкивалось с конфликтами и противоречиями самыми разнообразными – политическими, национальными, экономическими, социальными и религиозными.

Анализируя польскую политику но отношению к Украине и отношение украинцев к польскому правлению, в первую очередь следует рассмотреть различия в статусе разных слоев украинского общества. К 1640 г. почти не осталось украинских магнатов, поскольку практически все украинские аристократические семьи были обращены в римско‑католическую веру. Выдающийся поборник греко‑православия в Западной Руси, князь Константин Константинович Острожский умер, в 1608 г. Его потомки стали католиками. Князь Иеремия Вишневецкий принял католицизм в 1632 г. Среди немногих греко‑православных вельмож, имевших, по крайней мере, какой‑то политический вес, более всего известен Адам Кисель. Но, хотя он и был русским. Кисель чувствовал себя поляком политически.

Чрезвычайно много представителей мелкого украинского дворянства (шляхты) оставались греко‑православными по вере, но русскими по духу, хотя и были верны польскому королю и были готовы служить Польше верой и правдой. Помимо того, на Украине существовало большое количества мелкопоместных землевладельцев, у которых не было официального статуса шляхты, но которые мало отличались от нее экономически и социально. Именно из этих двух групп польское правительство обычно набирало себе офицеров и рядовых в число реестровых (зарегистрированных) казаков.

Запорожские казаки, организованные вокруг своей Сечи, иногда принимали в свои ряды представителей русско‑украинского дворянства, во большинство составляли простые люди, изредка горожане, но большей частью – крестьяне, бежавшие с земельных угодий магнатов.

Таким образом, казаки представляли собой связующее звено как между дворянством и горожанами, так и между дворянством и крестьянами. Большая часть украинского народа в то время являлась крестьянами, чье положение как на Украине, так и в Белоруссии было равнозначно рабству.

Что касается религии, то компромисс 1632г. сильно упрочил статус греко‑православной церкви в Западной России. Хотя православные фактически и не получили всех оговоренных в условиях прав и привилегий, которые им были обещаны, русские священнослужители были удовлетворены своим положением. Мелкое духовенство, Однако, чей социальный уровень был ближе к крестьянству, подвергалось притеснениям и оскорблениям со стороны польских магнатов и чиновников, и вполне можно было ожидать, что оно примет сторону казаков и крестьян при любых грядущих волнениях.

Действительно, ситуация для подобных волнений на Украине созрела. Неудовлетворенность росла как среди крестьян, так и среди казаков. Взгляд на обстоятельства жизни крестьян обнажает странную, как это может показаться на первый взгляд, ситуацию: барщина была легче на недавно завоеванных приграничных землях, чем в северных районах Украины и Белоруссии. Тогда почему эти крестьяне с левого берега и пограничных районов правого берега Днепра в большей степени склонялись к мятежу, нежели остальные, чье положение было значительно более тяжелым? Причины были, главным образом, чисто психологическими. Новые поселенцы в большинстве случаев были людьми более энергичными и инициативными, нежели те, кто жил там постоянно. Помимо того, сама среда в приграничных землях была иной из‑за присутствия свободных людей – казаков. Любая попытка со стороны владельцев поместий отяготить своих крестьян, вызывала большее возмущение именно у новых поселенцев, нежели в тех районах, где зависимость существовала на протяжении долгого времени. Более того, в новых землях, на границе степной зоны, обиженному крестьянину было сравнительно легче бежать от своего господина и присоединиться к казакам «за [днепровскими] порогами». Крестьяне с левого берега могли бежать даже к донским казакам.

После подавления восстания 1638 г. несколько подразделений польских солдат расположили в украинских землях в целях предосторожности против возможных беспорядков. Поведение этих солдат раздражало население так же, как и притеснения господ. Всегда нуждающиеся в деньгах из‑за расточительного образа жизни, землевладельцы часто давали на откуп источники дохода со своих земель и различные сооружения на их землях, такие как водяные мельницы, винокурни, кабаки и речные паромы, евреям, которые в Польше и Литве традиционно оказывали финансовую поддержку королям и вельможам и давно стали необходимыми из‑за их деловой предприимчивости. В результате этого, для многих украинских крестьян евреи стали отождествляться с деспотическим польским режимом. Когда разразился революционный взрыв, евреи оказались между двумя противоборствующими силами (украинцами и поляками), их судьба оказалась трагична.

Недовольные тем, что под их властью находятся только крестьяне, магнаты после 1638 г. попытались обратить в крестьян «исключенных из реестра» казаков (выпищики). Сами реестровые казаки были подчинены строгой дисциплине и подвержены притеснениям со стороны как польских, так и своих собственных офицеров (старшин).

Несмотря на всё это, основание польского правления представлялось достаточно прочным. Однако, подспудное народное недовольство проявлялось в целом ряде крестьянских бунтов как в Западной, так и в Восточной Украине в 1639 г. и в последующие годы. Это пока еще не были симптомы глубинного возмущения на Украине. Таким бунтам не удалось вылиться в общее волнение только из‑за отсутствия взаимодействия между крестьянами в различных местностях, а также между казаками и крестьянами.

В 1646 г. повод для общего волнения, хотя и неумышленно, дал казакам король Польши. Владислав IV был человеком честолюбивым и его раздражало правление сейма. Он искал подходящего случая возвысить свои королевские полномочия и поднять уважение к короне.

Любовно лелеянным проектом Владислава была война против Турции. В этих планах его поддерживал канцлер Ежи Оссолинский, назначенный в 1643 г. В 1645 г. под давлением со стороны турок Венеция обратилась с просьбой о помощи к некоторым европейским странам, включая и Польшу. Не сообщая сейму о своих планах, Владислав согласился оказать Венеции поддержку в войне против турок, но потребовал солидных субсидий. Он намеревался использовать эти деньги для того, чтобы усилить польскую регулярную армию и мобилизовать казаков. В своих военных планах он намеревался сначала напасть на вассалов турецкого султана – крымских татар.

У Владислава было высокое мнение о казаках, как о боевой силе. Они оказывали ему поддержку, еще когда он, будучи кронпринцем, вел войну против Москвы в 1617‑1618 гг. и еще раз в при взятии Смоленска в 1632‑1634 гг. В апреле 1646 г. по приглашению короля четыре делегата от старшин реестровых казаков: три есаула – Иван Барабаш, Илья Караимович и Иван Нестеренко Бут – и чигиринский сотник Богдан Хмельницкий, – приехали в Варшаву и были совершенно секретно приняты королем и канцлером Оссолинским. Поскольку никаких протоколов их встречи не сохранилось, точное содержание этих переговоров неизвестно, однако из доступных источников можно предположить, что Владислав обещал увеличить число реестровых казаков с одной тысячи до значительно более крупной цифры (двенадцати, а может быть даже двадцати тысяч). Утверждалось, что король вручил Барабашу декрет подобного содержания, заверенный его собственной печатью (а не печатью государства).

Тайные планы Владислава и Оссолинского вскоре стали известны магнатам и вызвали большое негодование. На заседании 1646 г. сейм наложил запрет на какое бы то ни было увеличение состава регулярной польской армии и стал угрожать Оссолинскому отстранением от должности. Владислав вынужден был отказаться от этой части своего проекта.

На следующем заседании (1647 г.) сейм обратил своё внимание на интерес Владислава к казакам и решил покончить с его военными приготовлениями раз и навсегда. Специально проголосовали, чтобы число реестровых казаков не могло быть увеличено без одобрения сейма. Из‑за этих решений старшие офицеры реестровых казаков – Барабаш и Караимович – оставили попытки увеличить казачий реестр на сегодняшний день и решили держать все дело в тайне. Однако для них оказалось невозможным остановить распространение слухов и сплетен среди рядового казачества, особенно потому, что их соратник по делегации к Владиславу, сотник Богдан Хмельницкий, не хотел упускать случая усилить казацкую армию.

Не раз страдала муками политического самоопределения. В середине XVII века она, как и сегодня, металась между Западом и Востоком, постоянно меняя вектор развития. Неплохо было бы напомнить, чего стоила государству и народу Украины такая политика. Итак, Украина, XVII век.

Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой?

В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

Поражение под Берестечком в 1651 году немного отрезвило Хмельницкого. Он осознал, что Украина еще слаба, в одиночку в войне с Польшей может и не устоять. Гетман начал искать союзника, а точнее, покровителя. Выбор Москвы как «старшего брата» вовсе не был предопределен. Хмельницкий вместе со старшинами всерьез рассматривали варианты стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на правах конфедеративной составляющей общего государства. Выбор, как мы уже знаем, был сделан в пользу московского царя Алексея Михайловича.

А была ли Москве нужна Украина?

В отличие от нынешней ситуации, Москва вовсе не стремилась завлечь Украину в свои объятья. Принять в подданство украинских сепаратистов означало автоматическое объявление войны Речи Посполитой. А Польша XVII века - это крупное по тем меркам европейское государство, включавшее в себя огромные территории, ныне входящие в состав прибалтийских республик, Беларуси и Украины. Польша оказывала влияние на европейскую политику: не прошло еще и 50 лет, как ее жолнеры взяли Москву и посадили в Кремле на престол своего ставленника.

А Московское царство XVII столетия - это не Российская империя начала XX века. Прибалтика, Украина, Кавказ, Средняя Азия - еще чужие территории, в присоединенной Сибири еще и конь не валялся. Еще живы люди, помнящие кошмар Смутного времени, когда на кону стояло само существование России как независимого государства. В общем, война обещала быть долгой, с неясным исходом.

Кроме того, Москва боролась со Швецией за выход на Балтику и рассчитывала на Польшу как на будущего союзника. Короче, кроме головной боли, принятие Украины под свою руку не обещало московскому царю абсолютно ничего. Первое письмо с просьбой принять Украину в подданство Хмельницкий направил царю Алексею Михайловичу в 1648 году, но в течение 6 лет царь и бояре на все письма украинского гетмана отвечали отказом. Созванный в 1651 году для принятия решения Земский собор высказался, как сказали бы сегодня, за территориальную целостность польского государства.

Ситуация меняется

После победы под Берестечком поляки пошли на Украину карательным походом. На стороне польской короны выступили крымцы. Горели села, поляки казнили участников недавних боев, татары собирали полон на продажу. В разоряемой Украине начался голод. Московский царь отменил таможенные пошлины на вывозимое в Украину зерно, но это ситуацию не спасало. Уцелевшие после польских казней, татарских набегов и голода селяне толпами уходили в Московию и Молдавию. Волынь, Галичина, Брацлавщина потеряли до 40% своего населения. Снова в Москву поехали послы Хмельницкого с просьбами о помощи и защите.

Под рукой московского царя

В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

Взятая под государеву руку Украина не была оккупирована или просто присоединена. Держава сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования. Жесткий запрет вводился только на внешнеполитическую деятельность.

Парад честолюбств

В 1657 году умер Богдан Хмельницкий, оставив своим преемникам огромнейшее по своим размерам государство с определенной степенью самостоятельности, огражденное от внешней интервенции украинско-московским договором. И чем занялись паны-полковники? Правильно, дележом власти. Избранный на Чигиринской раде 1657 года гетманом Иван Выговской пользовался поддержкой на правобережье, но не имел никакой поддержки среди населения левого берега. Причиной нелюбви была прозападная ориентация новоизбранного гетмана. (Ой, как это знакомо!) На левобережье вспыхнуло восстание, лидерами стали кошевой атаман Запорожской Сечи Яков Барабаш и полтавский полковник Мартын Пушкарь.

Проблемная Украина

Чтобы справиться с выступившей оппозицией, Выговской призвал на помощь… крымских татар! После подавления мятежа крымчаки стали носиться по всей Украине, собирая пленных для невольничьего рынка в Кафе (Феодосия). Рейтинг гетмана упал до нуля. В Москву зачастили в поисках правды обиженные Выговским старшины и полковники, привозя с собой , от которых у царя и бояр голова шла кругом: налоги не собираются, 60.000 золотых, которые Москва прислала на содержание реестровых казаков, пропали неизвестно куда (ничего не напоминает?), гетман рубит головы строптивым полковникам и сотникам.

Измена

Для наведения порядка царь отправил в Украину экспедиционный корпус под командованием князя Трубецкого, которое потерпело поражение под Конотопом от объединенного украинско-татарского войска. Вместе с известием о поражении в Москву приходит весть об открытой измене Выговского. Гетман заключил договор с Польшей, согласно которому Украина возвращается в лоно Речи Посполитой, а та взамен предоставляет войско для войны с Москвой и упрочения положения украинского гетмана. (Гадячский договор1658 г.) Известие, что Выговской еще присягнул и крымскому хану, в Москве уже никого не удивило.

Новый гетман, новый договор

Заключенный Выговским договор не нашел поддержки в народе (еще свежа была память о польских порядках), подавленный было мятеж вспыхнул с новой силой. Гетмана покидают последние сторонники. Под давлением «старшины» (руководящей верхушки) он отрекается от булавы. Чтобы погасить пламя гражданской войны, выбирают гетманом сына Богдана Хмельницкого Юрия, надеясь, что за сыном национального героя пойдут все. Юрий Хмельницкий едет в Москву просить помощи для обескровленной гражданской войной Украины.

В Москве делегацию встретили без восторга. Измена присягавших на верность царю гетмана и полковников, гибель войска конкретно портили атмосферу на переговорах. Согласно условиям нового договора, автономия Украины урезалась, в целях контроля за ситуацией в крупных городах размещались воинские гарнизоны из московских стрельцов.

Новая измена

В 1660 году из Киева выступил отряд под командованием боярина Шереметева. (Россия, объявив в 1654 году Польше войну, все никак не могла ее закончить.) Юрий Хмельницкий со своим войском спешит на помощь, но спешит так, что никуда не успевает. Под Слободищем он натыкается на польское коронное войско, от которого терпит поражение и… заключает с поляками новый договор. Украина возвращается в состав Польши (правда, ни о какой автономии речи уже не идет) и обязуется выставить войско для войны с Россией.

Не желающее ложиться под Польшу левобережье выбирает своего гетмана, Якова Сомка, который подымает казачьи полки на войну против Юрия Хмельницкого и шлет в Москву послов с просьбами о помощи.

Руїна(укр.) - полный развал, разруха

Можно продолжать и дальше. Но картина будет бесконечно повторяться: еще не единожды полковники будут подымать бунты за право обладания гетманской булавой, и не раз будут перебегать из одного лагеря в другой. Правобережье и левобережье, выбирая своих гетманов, будут бесконечно воевать друг против друга. В историю Украины этот период вошел как «Руïна». (Очень красноречиво!) Подписывая новые договоры (с Польшей, Крымом или Россией) гетманы каждый раз расплачивались за военную поддержку политическими, экономическими и территориальными уступками. В конце концов, от былой «незалежності» осталась одна память.

После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях. Вот так бесславно закончились попытки украинской элиты сидеть на двух стульях одновременно (или попеременно). Стулья раздвинулись, Украина упала и разбилась на несколько рядовых российских губерний.

Проблема выбора

Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

Повторится ли история?

Как утверждают сведущие люди, история все время повторяется, и нет ничего под солнцем такого, чего не было бы раньше. Сегодняшняя ситуация в Украине до боли напоминает события более чем трехсотлетней давности, когда страна, как и сегодня, стояла перед нелегким выбором между Западом и Востоком. Чтобы предсказать, чем все может закончиться, достаточно вспомнить, чем все завершилось 350 лет назад. Хватит ли у нынешней украинской элиты мудрости не ввергать страну, подобно предшественникам, в хаос и анархию, за которой последует полная утрата самостоятельности?

Сліпий казав: «Побачим».

1.Перечислите этапы европейской средневековой истории, назовите их хронологические рамки. Что нового в жизни общества появилось на каждом из них?
2.Назовите наиболее крупные средневековые государства в странах Азии, Америки и Африки.В чем состояли особенности Средневековья в этих странах?
3.Перечислите империи эпохи Средневековья. Какие из них сохранились к концу 15 века?
4.Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?
5.Что такое сословное общество? Каковы были положение и обязанности каждого сословия в средневековом обществе?
6.Как вы считаете, разъединение или сплачивало средневековое общество сословное деление?
7. Какие объединения создавали люди одного сословия или рода занятий в средневековой Европе?Почему люди нуждались в таких объединениях?
8.В каких областях жизни в эпоху Средневековья особенно важную роль играли города? Почему?
9. В чем состояли влияние церкви на жизни средневекового человека?
Изменялось ли положение католической церкви в Европе в течение Средневековья?
10. Как вы считаете, какие новые учения, события, люди позднего Средневековья приблизили Новое временя?
11. Многие учёные называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какие фактами можно доказать эту точку зрения?

Запишите понятия: 1. Общность людей, которых объединяет самоназвание, язык общения, образ жизни, обычаи. 2. Одна из религий Востока,

мусульманство.

3. Ступень развития общества, следующая после первобытного строя.

4. Религия, основателем которой был <<просветлённый>> индийский принц.

5. Большая общность людей со своими традициями и особенностями в хозяйстве, культуре и т.д.

6. Замкнутые группы индийского общества, объеденяющие людей по происхождению и роду занятий.

7. Религия, признающая богов Брахму, Вишну, Шиву и тысячи других.

8. Зависимая территория, находящаяся под властью метрополии.

Помогите решить

Вариант 1

А) воссоединение Украины с Россией;

Б) поход Лжедмитрия на Москву;

В) указ об «урочных летах», начало сыска крестьян.

А) С. Жолкевского;

Б) Сигизмунда III;

В) Лжедмитрия I.

А) политика католицизма, проводимая Лжедмитрием I;

Б) необходимость исправления религиозных книг;

В) закрепощение крестьян.

4. Укажите имя землепроходца открывшего в 1648 г. пролив, отделяющий Азию от Америки:

А) Семен Дежнев;

Б) Ерофей Хабаров;

В) Симон Ушаков.

5. Бессрочный сыск беглых крестьян бы узаконен:

А) в 1592 г.;

Б) в 1649 г.;

В) в 1653 г.

6. Первый железоделательный завод в России был построен в годы царствования:

А) Василия Шуйского;

Б) Михаила Федоровича;

Г) Алексея Михайловича.

7. Отметьте черту, характеризующую экономическое развитие России в ХVII в.:

А) полное господство натурального хозяйства;

Б) создание мануфактур;

В) широкое распространение подсечно-огневой системы земледелия.

8. В 1687 и 1689 гг. русские войска участвовали в двух походах против Крымского ханства под руководством:

А) Д. Пожарского;

Б) Б.Хмельницкого;

В) В.Голицына.

9. Яркой иллюстрацией нарышкинского барроко является церковь:

А) Покрова в Филях в Москве;

Б) церковь Ильи Пророка в Ярославле;

В) церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.

10. О ком идет речь. Бывший холоп князя Телятевского бежал на Дон и стал вольным человеком. В одном из казачьих походов попал в плен к туркам, бежал в Италию, жил в Венеции. В 1606 г. вернулся в Россию. Называл себя воеводой «чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия». Несколько раз одержал победы над правительственными войсками. Был разбит при осаде Москвы в 1606 г. В 1607 г. возле Тулы вынужден был сдаться правительственным войскам. В 1608 г. был убит.

11. Дайте определение – мануфактура, черносошенные крестьяне, быдло.

Вариант 2

1. Расположите в хронологическом порядке:

А) Соборное уложение;

Б) Медный бунт в Москве;

В) Смоленская война.

2. Укажите имя патриарха, инициатора проведения церковной реформы:

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Филарет.

3. Определите причину церковного раскола:

А) изменение части догматов и порядка богослужения;

Б) создание религиозных сект;

В) прекращение созыва Земских соборов.

4. В 1654-1667 г.г. Россия воевала с:

А) Швецией;

Б) Польшей;

В) Турцией.

5. Восстание, вызванное выпуском медных денег и вследствие этого ростом дороговизны, произошло:

А) в 1662 г.;

Б) в 1648 г.;

В) в 1668 г.

6. Отметьте причину, по которой многие люди вступали в армию Степана Разина:

А) он платил деньги;

Б) он раздавал земли;

В) каждого участника выступления он объявлял свободным человеком.

7. Укажите выдающегося мастера живописи в 17 веке, автора произведения «Спас Нерукотворный»:

А) Симеон Полоцкий;

Б) Симон Ушаков;

В) Андрей Рублев.

8. Ямской приказ отвечал за:

А) быструю доставку почты;

Б) сбор налогов;

В) царскую казну.

9. В 17 веке церковь запрещала вступать в брак девушкам моложе:

10. О ком идет речь. Гетман, возглавивший освободительную борьбу украинского народа против Польши.

11. Дайте определение – голытьба, владельческие крестьяне, бобыль.

Вариант 3

1. Расположите в хронологическом порядке:

А) царствование Алексея Михайловича;

Б) восстание под предводительством Степана Разина;

В) городские восстания в России.

2. Укажите черту, характеризующую понятие «мануфактура»:

А) мелкое ручное производство;

Б) мастер – хозяин, подмастерье и ученики – работники;

В) крупное машинное производство.

3. Укажите имя противника церковной реформы, главу старообрядцев:

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Макарий.

4. Причиной восстания 1648 г. было:

А) попытка ввести новый налог на соль;

Б) выпуск медных денег;

В) введение бессрочного сыска беглых крестьян.

5. Укажите хронологические рамки восстания под предводительством Степана Разина:

Б) 1654 – 1667;

В) 1667 – 1671.

6. Главным развлечением царя было:

Б) соколиная или псовая охота;

В) кулачные бои.

7. Расширение территории Российского государства за счет присоединения Запорожской Сечи происходит:

А) в конце XVI в.;

Б) в первой половине XVII в.;

В) во второй половине XVII в.

8. Землепроходец, по имени и отчеству которого названы поселок и железнодорожная станция, а по фамилии – город:

А) Ерофей Павлович Хабаров;

Б) Степан Тимофеевич Разин;

В) Семен Иванович Дежнев.

9. В XVII веке появился новый литературный жанр:

А) былина;

Б) «житие»;

В) сатирическая повесть.

10. О ком идет речь. Родился в зажиточной казацкой семье в станице Зимовейской на Дону. Обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Незаурядные качества военного руководителя проявились у него во время походов против крымских татар и турок. Дипломатический опыт получил в ходе переговоров с калмыками, а затем и с персами.

11. Дайте определение – промышленник, крепостничество, гетман.

Выбор редакции
Как приготовить капкейки лимонные рецепт энди шеф - полное описание приготовления, чтобы блюдо получилось очень вкусным и оригинальным....

Многие картофель называют «вторым хлебом». Ведь этот овощ является основным продуктом, употребляемым практически в каждой семье....

Очень давно я присматривался к этому типу десертов, но всё никак руки не доходили до реализации. На самом деле рецепты и ход...

Для приготовления праздничного блюда потребуется мясной фарш. Этот продукт можно сделать самостоятельно, пропустив через мясорубку...
До этого мы знали только сыр, плетёный в косичку, но сегодня мы будем готовить косичку из мяса. Это не только красивое, но и оригинальное...
До этого мы знали только сыр, плетёный в косичку, но сегодня мы будем готовить косичку из мяса. Это не только красивое, но и оригинальное...
Что такое закваска и откуда берётся кислый вкус у хлеба на закваске?! Для начала давайте я вкратце расскажу, что такое закваска. Закваска...
Какой же настоящий праздничный стол обойдется без интересного и вкусного салата? Стандартными «Оливье» и «Винегретом» уже точно никого не...
Кляр на пиве готовится довольно легко и просто. На основе него можно делать совершенные разные закуски и не только к повседневному, но и...