Что такое аудиторская деятельность аудит. Проведение аудита согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности. Сущность аудита и аудиторская деятельность


И наконец, отчетность внутреннего аудита выполняется перед руководством, а внешний аудитор итоговую часть аудиторского заключения, может опублико­вать, но аналитическая часть передается именно клиенту.

Основной задачей управленческого или производственного аудита является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности,который заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиямзаключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль над исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта, с целью дачи заключения о правильности составления этой отчетности в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования 10 .

В соответствии с Федеральным Законом от 07.08.01г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» может проводиться обязательный и инициативный аудит.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая), отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В приложении Б таблице 2 представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

При этом цели инициативного аудита могут быть самыми различными. Например, контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета.

Можно определить несколько причин проведения инициативного аудита:

    Многие предприятия, особенно когда-то бывшие государственными, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов;

    Текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и так далее;

    Низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на предприятиях образованных не так давно.

Инициативный аудит отличается от обязательного тем, что проводится независимо от требований законодательства лишь по инициативе руководства либо учредителей юридического лица.

В отличие от обязательного инициативный аудит, зачастую, сопровождается дополнительным аудиторским заданием. Это может быть и детальная проработка правильности расчетов с бюджетом, и упор на тот участок учета, на котором работает слабый специалист. В ряде случаев бывает необходимо рассмотреть обоснованность тех или иных расходов, особенно связанных с расчетами со сторонними организациями для выявления мошенничества. Бывает, что в ходе аудита решается вопрос о компетентности персонала.

2.2 Услуги, сопутствующие аудиту

В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторские организации и аудиторы это предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать следующие сопутствующие аудиту услуги:

    постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

    налоговое консультирование;

    анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

    управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

    правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

    автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

    оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

    разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов;

    проведение маркетинговых исследований;

    проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

    обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

    оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

В настоящее время сопутствующие аудиту услуги начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. Поэтому и был создан не имеющий аналога в международных аудиторских стандартах российский Стандарт "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" 11 .

Выполнение сопутствующих аудиту услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.

Сопутствующие аудиту услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

Услуги действия - это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Услуги контроля - это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги - услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и так далее.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг 12 .

Заключение

Аудит, в разных представлениях, с давних пор играл важную роль в экономической жизни государств.

На нынешнем этапе развития аудит представляет собой не только форму финансового контроля, но и является хорошим средством совершенствования структуры ведения бухгалтерского учета и управления самого предприятия.

На сегодняшний день МФ РФ выдано 7000 лицензий на аудиторскую деятельность, причём 800 из них - индивидуальным аудиторам, а остальное - компаниям. Из этого количества по оценке самого же МФ РФ реально работающими являются чуть более половины аудиторских организаций. Квалификационных аттестатов получено примерно 38500.

Для аудитора главное – это имя и его репутация, а зарабатываются они годами, поэтому основные игроки рынка, первая сотня рынка не претерпевает существенных изменений на протяжении ряда лет.

Квалификация аудиторов повышается с приобретением опыта и ужесточением требований для получения лицензий. Создаются объединения аудиторов. Разрабатываются специальные стандарты.

В то же время на рынке, в целом, наблюдается ряд проблем тормозящих его развитие и снижающих его эффективность.

Сильная конкуренция между участниками рынка ведет к тому, что некоторые из них начинают резко снижать цены на свои услуги. Так, они зачастую идут на поводу у клиентов, которые хотят получить подписи аудитора за меньшие деньги. Неоправданное снижение стоимости услуг ведет к падению их качества. Вместо детального и тщательного анализа всей финансовой (бухгалтерской) отчетности недобросовестный аудитор может, не вникая в особенности, на основе поверхностной оценки дать свое положительное заключение или же вообще проверок не проводить. Это и есть в чистом виде «черный» аудит, который наносит огромный вред рынку и его участникам, снижает репутацию института аудита, как такового.

Аудит необходим как государству, так и экономическим субъектам, поэтому важно и необходимо государству выработать политику по этому вопросу, как и принять необходимые законодательные акты, чтобы в большей степени контролировать и помогать субъектам экономики развиваться и приносить пользу стране.

На данный период времени нормативная база должным образом не сформировалась, но с появлением таких регулирующих документов, как «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг. Можно сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в достаточно устойчивый и востребованный сектор экономики. Ежегодно объемы оказываемых услуг в РФ по аудиту увеличиваются на 30-40%. Также аудит можно охарактеризовать как достаточно консервативный сектор рынка.

Подводя итоги проделанной работы, можно проанализировать, что в ближайшие 2-3 года на рынке аудита в России произойдут существенные изменения. Главные тенденции – укрупнение аудиторских фирм через слияния и поглощения; рост качества аудиторских услуг и соответственно стоимости этих услуг, активное развитие и доминирование на рынке национальных аудиторских сетей, работающих под международными брендами

Что же касается главной цели данной курсовой работы, то она была выполнена, то есть было раскрыто понятие аудита, определены его цели и задачи, были рассмотрены виды аудита. В результате чего можно сказать, что современному предприятию просто необходимо проводить аудиторские проверки своей финансовой отчетности, если даже это не предусмотрено законодательством, то есть проводить инициативный аудит.

Необходимо добавить о важности внутреннего аудита, то есть внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров.

Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем организации, укрепления финансового положения и дальнейшего ее развития.

Глоссарий

Аудит

предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Аудиторская проверка

мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

«Инаудит»

акционерное общество, задачей которого является консультирование партнеров, осуществление контроля над бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью совместных предприятий с участием отечественных предприятий и организаций. Является первой аудиторской фирмой в России.

Внутренний аудит

организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Контроль качества аудита

методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования правил аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.

Мнение аудитора

выраженный в установленной форме: вывод аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, который аудитор обязан привести в своем заключении; и вывод аудитора о достаточности собранных аудиторских доказательств для подготовки заключения аудитора.

Ответственность аудитора

санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются действующим законодательством и соглашением сторон.

Программа аудита

совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

Рабочая документация аудита

совокупность материальных носителей информации, которая составляется самим аудитором, сотрудниками проверяемого экономического субъекта и третьими лицами по запросу аудитора до начала, в ходе и по завершении аудиторской проверки.

Цель аудита

установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Список использованных источников

    Андреев В.Д., Томских С.А., Черемшанов С.В. Практикум по аудиту: учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2006 год.

    Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информационный издательский дом «ФИЛИН», 2004.

    Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Практикум по аудиту. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 год.

    Булгаков Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. – Волтерс Клувер, 2005 год.

    Гаврилова С.С. Аудит. – М.: Вектор, 2005 год.

    Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2005 год.

    Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005 год.

    Основы аудита, под редакцией Касьянова А.В.. – Гросс Медиа, 2006 год.

    Панков Д. А Бухгалтерский учет за рубежом. – М.: Новое знание, 2005 год.

    Подольский В.И. Постатейный комментарий, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». - М.: Юнити-Дана, 2004год.

    Просветов Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения. – М.: РДЛ, 2005 год.

    Стуков С.А. Голышев В.Д. Введение в аудит. История аудиторского дела. Задачи аудиторской службы. - М: Финансы и статистика, 2004

    Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. – КноРус, 2007 год.

    Харченко О.Н. Аудит: Практикум. Учебное пособие. – КноРус, 2005 год.

Приложение А

Аудит как элемент рыночной инфраструктуры

Аудиторские услуги

Другие виды проверок

Сопутствующие работы

Цель оказания услуг

Выражение мнения о достоверности отчетности

Обзор допущенных предприятием нарушений

В зависимости от вида сопутствующих услуг

Степень выборки

До 100% с учетом величины (уровня) существенности

В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком

Не установлена

Доказательства типичных нарушений

Аудиторские доказательства на все нарушения

Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация

Доказательства отдельных нарушений

Аудиторские доказательства

Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства

Уровень гарантии достоверности отчетности

Больший уровень гарантии

Меньший уровень гарантии

Формы отчета

Аудиторское заключение

Отчет аудиторской фирмы (аудитора)

Виды аудиторской деятельности

Аудиторская проверка

Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка

Другие услуги, разрешенные действующим законодательством

Таблица 1

Приложение Б

Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Критерии

Экономические субъекты, показатели отчетности

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2. Вид деятельности экономического субъекта

1 . Банки и другие кредитные учреждения

2. Страховые организации и общества взаимного страхования

3. Товарные и фондовые биржи

4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)

5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц)

6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ

3. Источники формирования уставного капитала

Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта

(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)

    1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

    2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ

    9Стуков С.А. Голышев В.Д. Введение в аудит. История аудиторского дела. Задачи аудиторской службы. - М: Финансы и статистика, 2004Сущность аудита и аудиторской деятельности (4)Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ТЕМА: СУЩНОСТЬ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание Введение ………………………………………………………………………3 Основные концепции развития аудита в России ………..….…..6 Сущность и цели аудита ……………………………………………….…….6 Правовое регулирование аудиторской деятельности ...

  1. Сущность аудита и аудиторской деятельности (5)

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... аудита - сущности аудита и аудиторской деятельности . Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ сущности аудита и аудиторской деятельности ... принципы аудита и аудиторской деятельности Сущность аудита и аудиторской деятельности можно...

  2. Сущность аудита и аудиторская деятельность

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    И сущность аудита ; раскрыть экономическую обусловленность аудита ; исследовать цели и задачи видов работ в аудиторской деятельности . Предмет исследования – сущность аудита и аудиторской деятельности ...

  3. Сущность аудита и аудиторской деятельности Возникновение и

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит
  1. используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  2. может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни, помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти . Согласно Закону № 119-ФЗ аудитором является физическое лицо , отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора , либо в качестве индивидуального предпринимателя , осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица . Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация - это коммерческая организация , осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. Таким образом, аудит способствует снижению предпринимательского риска и может рассматриваться как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

Основной целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения аудиторской организации о достоверности отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. Эта цель может быть достигнута, если в ходе проверки бухгалтерской отчетности получены достаточные аудиторские доказательства , позволяющие аудитору с определенной уверенностью сделать выводы относительно соответствия бухгалтерского учета проверяемой организации требованиям нормативных актов , регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта или эффективности деятельности его руководства, гарантию отсутствия каких-либо иных обстоятельств, влияющих на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Договор в аудиторской деятельности

Большое значение как для аудиторов, так и для аудируемого лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. Аудиторские организации обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Кроме того, они обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых или составленных ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам, разглашать их без письменного согласия организаций или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Однако возможны случаи, когда документы, содержащие сведения об операциях, находятся в распоряжении аудиторской организации могут быть востребованы и представлены исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицом или органом государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности.

Основополагающие принципы аудита

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:

  1. независимость;
  2. честность;
  3. объективность;
  4. конфиденциальность;
  5. профессиональное поведение.

Независимость - это отсутствие у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности , а также этическими кодексами аудиторов.

Честность - это приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали .

Объективность - это непредвзятость, беспристрастность, неподвластность какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - это владение необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита.

Добросовестность - это оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечить сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Принципы конфиденциальности должны соблюдаться неукоснительно, независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеют ограничений по времени.

Профессиональное поведение - это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаться от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе данным профессиональным объединением.

Одна из основных задач аудита - достоверность учета финансовых результатов деятельности организации, ее имущественного и финансового состояния. Потребителями информации при этом являются в основном внешние пользователи.

Аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. В условиях рыночной экономики аудит выполняет две основные функции:

  1. поставщика достоверной, проверенной финансовой информации пользователям;
  2. гаранта финансовой деятельности организации, когда в случае финансовых потерь вследствие использования информации, заверенной аудитором, но оказавшейся недостоверной, аудитор возмещает потери клиентам.

Понятие аудиторской деятельности

Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Понятие сопутствующих услуг. В общем объеме работ аудитора оказание сопутствующих услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым таможенным спорам;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение маркетинговых исследований;
  10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  11. обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в области, связанной с аудиторской деятельностью.

Влияние невыполнения требований нормативных актов экономическим субъектом отражается на оценке возможных рисков, влечет к корректировке разработанных в плане аудиторских процедур, переоценке системы внутреннего контроля над предприятием . Выявленные факты несоблюдения законодательства свидетельствуют либо об отклонении правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности, либо несоблюдении в течение отчетного периода принятой учетной политики в отражении хозяйственных операций и оценке имущества.

Аудитор выносит свое суждение о нарушении: являлось ли оно преднамеренным или непреднамеренным, причастны ли работники и руководитель экономического субъекта к фактам невыполнения требований нормативных документов.

Существенные нарушения по учету и налогообложению аудитор оформляет в своей рабочей документации в виде таблицы «Перечень законов , по которым выявлено нарушение».

Также следует тщательно изучить операции по учету векселей , бартерные сделки . В частности, проверяют учет векселей, правильность расчета курсовых разниц, в бартерных сделках особое внимание уделяют стоимостной оценке обмениваемых товаров, налогообложения по правовым сделкам.

Проверяют правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции, услуг, правильность составления проводок, правильность расчетов, выраженных в иностранной валюте, расчет суммовых разниц.

При проверке расчетов с подрядчиками аудитор должен установить, обеспечены ли объекты источником финансирования, имеется ли проектно-сметная документации на объекты, соответствуют ли объемы выполненных работ, указанные в актах сдачи, фактическим объемам.

Наиболее часто встречающиеся нарушения:

Внутренний аудит деятельности банка

Под внутренним аудитом следует понимать проверку и оценку эффективности функционирования всех подразделений банка.

Проверка организуется в соответствии с Положением «Об организации внутреннего аудита в ЦБР», утв. Приказом ЦБ РФ от 31.03.1997 № 02-140. Внутренний аудит позволяет располагать достоверной информацией о состоянии дел на различных участках, предупреждает финансовые риски (кредитный, валютный, процентный, риск упущенной выгоды, ликвидности), определить финансовую устойчивость и конкурентоспособность банка, обеспечить сохранность акционерной собственности , защищать интересы банка, его участников и кредиторов.

Основными задачами внутреннего аудита являются:

Служба внутреннего аудита действует на основе устава банка и положения о службе внутреннего аудита, утвержденного высшим органом управления банка или другим уполномоченным органом.

Организация службы внутреннего контроля может строиться следующим образом:

Сотрудники данной службы должны обладать профессиональными навыками и соответствующей квалификацией.

Служба внутреннего аудита Центрального банка РФ проводит аудиторские проверки деятельности структурных подразделений и организаций не реже 1 раза в 2 года, а обеспечения сохранности денежной наличности и других ценностей, находящихся в хранилищах Центрального банка, - ежегодно, с целью защиты интересов банка, участников и кредиторов, обеспечения контроля за принятием мер по минимизации рисков, разрешения возникающих конфликтов.

Права , обязанности и ответственность сотрудников службы внутреннего контроля предусмотрены в Положении «Об организации внутреннего аудита в банке», (утв. Приказом от 31.03.1997 г. № 02-140) и должностных инструкциях.

Внутренний аудит классифицируется по различным признакам. По времени проведения он бывает предварительный и последующий.

Предварительный проводится до принятия управленческих решений с целью предупреждения незаконных банковских операций, действий должностных и материально ответственных лиц: эффективного расходования банковских ресурсов; недопущения возникновения непроизводительных расходов и других действий, наносящих ущерб деятельности банка. Последующий проводится для установления достоверности и законности банковских операций и действий должностных лиц при выполнении должностных обязанностей, а также выявления внутренних резервов, ликвидации имеющихся недостатков и упущений.

По срокам проведения различают оперативный и периодический внутренний аудит, оперативный организуется в течение рабочего дня, внутри отчетного периода с целью своевременного выявления отклонений, их причин и виновных лиц.

Периодический аудит проводится за период свыше 1 месяца. При этом устанавливается своевременность, правильность, целесообразность совершенных банковских операций. В зависимости от источников информации внутренний аудит подразделяется на документальный и фактический. Документальный проводится по данным документов, учетных регистров и форм отчетности, а фактический - путем обследования, осмотра, пересчета, лабораторного анализа , экспертизы и др.

Аудит и аудиторская деятельность. (см. ст. 1 закона). Прочие аудиторские услуги.

независимой проверке

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Объектом аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций и отражение в ней итоговой производственно-хозяйственной деятельности.

Финансовый аудиторский контроль осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Сопутствующие аудиту услуги – это отличные от аудита услуги, перечень которых устанавливается аудиторскими стандартами:

1. Обзорные проверки.

2. Согласованные процедуры и компеляции финансовой отчетности.

Прочие аудиторские услуги (ст.1 ч.7 ФЗ №307):

1. Постановка, восстановление и ведение бух учета.

2. Составление бухгалтерской отчетности.

3. Налоговое консультирование. Сюда входят финансовые и управленческие консультации, оценочная деятельность и разработка инвестиционных проектов, обучение в областях связанных с финансовой деятельностью.

Аудиторская фирма, заключившая договор на восстановление и/или ведение бух учета не может проводить в этой организации аудиторскую проверку.

Поскольку сопутствующие услуги не являются аудитом, аудитора, исполняющего их, называют исполнителем.

Виды аудита и аудиторских услуг.

Классификация аудита:

a. Независимый.

b. Государственный.

c. Внутренний.

2. По законодательству:

a. Обязательный

b. Инициативный.

3. По частоте проведения:

a. Первоначальный.

b. Повторяющийся.

4. По целям:

a. Финансовый аудит.

b. Аудит на соответствие законодательству.

c. Специальный аудит (работа по аттестации).

d. Налоговый.

e. Управленческий и т.д.

5. По направленности:

b. Банковский.

c. Страховых организаций и т.д.

Аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

Сущность аудита заключается не только в подтверждении или не подтверждении бух отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность. Также аудит предусматривает разработку предложений по оптимизации деятельности предприятий.



Аудиторскую проверку следует отличать от ревизии.

Содержание элементов Аудит Ревизия
Определение предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Это проверка осуществляемая гос. органами, с целью наказаний виновных лиц в мошенничестве и хищении.
Цель. Формирование мнения о верности, объективности, законности учета и отчетности, возможностях и о способах предупреждения кризисных ситуаций и банкротства предприятий всех форм собственности Установление достоверности и законности бухучета и отчетности, выявление недостач, растрат, краж товарно-материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений предприятий госсектора, организаций, финансируемых за счет бюджета
Задачи - оценка системы учета и внутреннего контроля как элементов менеджмента; - оценка аудиторского риска; - установление верности, объективности и законности учета и отчетности; - разработка рекомендаций по оптимизации систем учета и внутреннего контроля для упрочения финансового положения клиента. -Установление целесообразности, законности совершенных хозяйственных операций и их отражения в учете и отчетности; - оценка организации бухучета с точки зрения обеспечения сохранности государственной собственности;
Субъекты Аудиторские фирмы, индивидуальные аудиторы Органы государственного финансового контроля
Объекты Системы учета и внутреннего контроля, информационные системы Состояние учета и отчетности, сохранность государственной собственности
Порядок организации Этапы организации идентичны (различия возникают при осуществлении контрольных процедур
Проводится на основе заключенного договора с предприятием-заказчиком (обязательный – ежегодно либо раз в три года; инициативный – в любое время) Проводится на основе приказа руководителя территориального органа государственного финансового контроля (периодичность – ежегодно, по поручению правоохранительных органов – в любое время)
Состав контрольной информации Аудиторский отчет в составе: -информации аудируемому лицу; - аудиторского заключения; Акт ревизии
Пользователи контрольной информации Собственники капитала предприятия (учредители), инвесторы (акционеры. Банки), деловые партнеры, государственные администрации Руководитель вышестоящей организации, руководитель предприятия, администрация

Аудит и ревизия рассматривают 1 предмет – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Их общая цель: выявление негативных явлений в производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматрива­ет и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:

услуги действия (услуги но созданию документов, состав кото­рых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее эко­номическим субъектом не созданных);

услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обяза­тельных платежей; тестированию бухгалтерского персонала эконо­мического субъекта);

информационные услуги (услуги по подготовке устных и пись­менных консультаций по различным вопросам; проведение обуче­ния, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).

Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше за­ниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Ре­зультат аудиторских услуг - возможное состояние объектов в буду­щем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные ха­рактеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятель­ность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг.

Аудит - вид коммерческой активности - в отличие от консульти­рования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исто­рически профессиональный аудит стал формироваться как следст­вие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а ауди­торы их строго придерживаются.

Консультирование - это «любая форма оказания помощи в отно­шении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это». Под консультированием по­нимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуа­цию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большин­ство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют».

Управленческое консультирование - это «консультативная служ­ба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, кото­рые помогают организации-заказчику выявить управленческие про­блемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений».

Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном поряд­ке, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.

Главный критерий успешности и эффективности работы консуль­танта - уровень удовлетворения потребности клиента в осуществле­нии какого-либо управленческого решения в рамках своей организа­ции. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда сво­ему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, поз­воляющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Та­кой международный сертификат получила пока единственная рос­сийская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).


Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, - диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Пра­вительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об эксперти­зе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организаци­онному развитию (АКУОР).

Международная организация труда (МОТ) с момента своего по­явления уделяла значительное внимание развитию служб управлен­ческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные служ­бы для различных секторов экономики и готовить преподаватель­ские кадры и консультантов по вопросам управления.

Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство - предприни­матели - трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена при­соединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифициро­вала 55 конвенций, из которых действуют 48.

Аудит и консультирование - смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуе­мой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стан­дартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.

Аудит и ревизия .

Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить закон­ность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рам­ки требований действующих регулятивов. Задача аудитора - опре­делить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.

По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор дол­жен соблюдать конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским пра­вом, выражающим горизонтальные связи.

Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же - развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.

Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управ­ленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как не­обходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.

Контроль - это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управля­емого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целе­сообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел». Среди ви­дов контроля можно выделить административный, технический, хо­зяйственный, финансовый, экономический, экологический.

Становление аудита в России

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господст­вуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стрем­ления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.

В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустро­ить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных уч­реждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная дея­тельность государственного контроля ни в каком отношении не под­лежит компетенции Совета Министров»).

В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный ко­миссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались про­верка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. - Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. - Комиссия советского контроля, 1940 г. - Народный комис­сариат государственного контроля, 1946 г. - Министерство народно­го контроля СССР, 1965 г. - Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно воз­растал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требова­лось тех, кто проверял бы правильность их работы.

Правительство время от времени предпринимало попытки скоор­динировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.

После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государствен­ных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-эконо­мический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.

В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита - незави­симого контроля. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться неза­висимым - его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.

Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволи­ло создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограничен­ной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить раз­мер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.

В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Кон­такт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматрива­ли проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов соб­ственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по во­просам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой дея­тельности.

В это же время на аудиторском рынке России появилась «боль­шая шестерка» западных аудиторских фирм. В январе 1990 г. обра­зовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их располо­жения или принадлежности.

К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты норма­тивных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.

Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стра­тегического и оперативного управления, при выполнении всех уп­равленческих функций, при проведении технической работы по уп­равлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостат­ки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию по­нятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бух­галтеров.

Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планиру­ется создание единого федерального органа для регулирования дея­тельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются усло­вия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в ком­петенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуаль­ных аудиторов и аудиторских организаций.

В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших рос­сийских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответ­ственно в два раза.

Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.

Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.

Таблица 1.4

Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %

Аудиторские проверки осуществляются независимыми организациям и частными аудиторами. Они содержат несколько обязательных этапов, включающих в себя сбор, анализ и оценку полученных сведений. А это, в свою очередь, способствует увеличению работоспособности компании, налоговой и административной безопасности организации, и, как следствие, стабилизации её денежного положения.

Аудиторская деятельность – это оказание услуг финансовой ревизии, осуществление сопутствующих ей услуг; такая деятельность может проводиться объединениями аудиторов, частными специалистами – закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст.1, п.2 .

Для положительной динамики работы предприятия следует периодически проводить ревизии, которые демонстрируют эффективность его управления, правильность распределения внутренних ресурсов и материальных средств. Одним из самых распространённых методов сбора сведений и анализа разобщённой информации о работе организации, является осуществление финансовых проверок.

Само понятие «аудит» означает проверку отчётности, которая является совершенно независимой, подвергает изучению все внутренние процессы организации, выпускаемую продукцию и проекты . По определению закона такая проверка называется бухгалтерской или финансовой (№307-ФЗ, ст.1, п.3 ; N 402-ФЗ).

Ревизор, осуществляющий проверку, выражает по её итогам своё мнение. Отчётность по ревизии обязательно документируется и представляет собой аудиторское заключение.

Регулирование в России

Главным официальным документом, устанавливающим нормы аудита в РФ, является закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В нём даётся исчерпывающее определение аудита, аудиторской организации, прав, обязанностей, ответственности, а также раскрыты условия аттестации, получения права на деятельность.

В нем же определены органы, которые обязаны контролировать такие компании, прослеживать их соответствие закону РФ. К таким органам относятся:

  • Минфин;
  • аккредитованные саморегулируемые организации (СРО).

В Минфине имеются несколько ведомств, между которыми распределены сферы контроля финансовой отчётности:

  1. Департамент регулирования госконтроля аудиторской и бухгалтерской деятельности. Это учреждение осуществляет нормотворческую работу, регистрацию и учёт аудиторов, СРО и др.
  2. Совет по аудиторской деятельности: этот орган рассматривает проекты законов, вносит предложения, контролирует качество. Это учреждение выступает экспертом, аналитиком (приказ Минфина России от 29.12.2009 N 146н (ред. от 26.07.2017) «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа»).
  3. Специальный рабочий орган при Совете для ведения документооборота, вынесения постановлений.

Как видно, государственное регулирование данной сферы осуществляется на нескольких уровнях.

Кто может заниматься аудиторской деятельностью

Осуществлять финансовые проверки (аудит) на территории РФ имеют право физические лица (частные специалисты) и юридические лица (фирмы). При этом юридические лица именуются фирмами независимо от вида собственности.

Фирмы могут быть отечественного и зарубежного происхождения. Допускается совместная деятельность российских организаций с физлицами, юридическими лицами других государств с отечественными компаниями. Регистрируются они как организации для осуществления аудита.

При создании они могут выбрать, практически, любой вид организационно-правовой формы, однако как ОАО они зарегистрироваться они не могут.

Как стать аудитором

Для того чтобы получить статус самостоятельного аудитора претенденту потребуются следующие основания:

  1. Высшее профильное образование, в аккредитованном образовательном учреждении.
  2. Стаж работы по специальности. При этом образование может быть по смежной профессии, но в таком случае опыт работы должен составлять от трёх лет, а отработать его необходимо в аудиторской компании.
  3. Сдача специального экзамена Минфина.

Экзамен проводят специальные учебные учреждения, входящие в реестр Министерства финансов. Он состоит из тестирования, письменной работы, устного опроса. Экзаменуемый кандидат обязан на каждом этапе набирать определённое количество баллов.

Вся процедура занимает не более трёх рабочих дней. Результаты сданных работ отправляются на проверку в Минфин. При положительном результате экзамена выдаются аттестаты, но они имеют установленные сроки действия, то есть их требуется периодически обновлять и продлевать.

Что такое аудиторская организация

Аудиторская организация – это коммерческое объединение, которое осуществляет аудит, предоставляет сопутствующие ему услуги.

Объединения для осуществления инспекции охватывают, прежде всего, частный экономический сектор. Работают они на возмездной основе, после заключения договора . Однако процесс проверки может быть осуществлен по требованию любого заказчика, который подписал с организацией соглашение.

Клиентами фирмы могут быть физические и юридические лица. Если по ходу ревизии объектов контроля фирма обнаружила нарушения закона, то она обязана сообщить об этом заказчику, а также предупредить о возможном наказании.

Права и обязанности

Права и обязанности фирм и частных аудиторов определены ст. 13 закона 307-ФЗ . Аудиторы имеют право:

  • выбирать форму и методику ревизии;
  • проводить инвентаризацию, получать информацию в полном объёме;
  • требовать устранение недочётов бухучёта, отчётности;
  • получать сведения от третьих лиц, привлекать для этого в определённых случаях государственные органы;
  • привлекать к ревизии на договорной основе иные фирмы, частных ревизоров, других специалистов;
  • отказаться от инспекции, если нет необходимой документации, либо если существует угроза безопасности;
  • получать за выполненную работу денежное вознаграждение;
  • иные права, которые вытекают из самой сути оказания услуг, но не противоречат закону.

Кроме прав при проведении финансовых проверок на лиц, компаний, которые их осуществляют, возлагаются установленные законодательством обязательства. К основным из них относятся:

  • совершение ревизии согласно законам РФ и ФЗ №307 ;
  • по требованию нанимателя подтверждать претензии к документации законами;
  • совершение проверок в сроки, определенные договором о проверке, своевременная передача заключения о результатах заказчику;
  • неразглашение конфиденциальных сведений, кроме случаев, прописанных в законе, обеспечение сохранности документации.

При отсутствии лицензии, а также при наличии родственных, денежных, должностных связей членов фирмы и заказчика, фирма обязана отказать ему в проверке.

Если потребовалась помощь других сотрудников, например, вследствие высокого объема работы, а соглашение с заказчиком уже подписано, руководство компании обязано поставить его об этом в известность.

Цель и виды

Основной целью осуществления финансовой инспекции является сбор объективных, реальных, точных сведений об исследуемом объекте. А также совершается анализ имеющихся недочётов, осуществляется подготовка к ревизии со стороны государственных органов. Частный экономический сектор проводит такую инспекцию с целью выявления недобросовестных членов команды, оптимизации работы, анализа эффективности сотрудников.

Финансовая ревизия помогает установить правильность составления баланса, отчёта об убытках, прибыли, достоверность данных пояснительной записки. Основными целями проверки являются:

  • аналитика работы и экономического состояния;
  • просчёт оптимизации работы;
  • разработка плана деятельности;
  • установление правил ведения бухучёта.

Компании аудиторов по характеру деятельности распределяются на следующие категории:

  • общая – это ревизия всей структуры предприятия;
  • банковская;
  • страховая ревизия;
  • биржевая ревизия;
  • инвестиционная – исследование целесообразности запланированных денежных вложений;
  • аудит внебюджетных фондов.

Методы и стандарты

Когда подразумевают методы и приёмы, имеются в виду тактика или система действий, применяемые для финансовой проверки. В целом, методы осуществления ревизии можно разделить на два направления:

  • организация аудита;
  • получение доказательств.

Организация аудита, в свою очередь, делится на следующие способы проверки:

  • сплошная – это доскональное исследование всей первичной документации и отчётности;
  • выборочная – это вид несплошного наблюдения;
  • смешанная – это соединение сплошной и выборочной проверок;
  • документальная – это установление наличия определенных бумаг, правильности их оформления;
  • фактическая – это инвентаризация ценностей и остатков запасов (товаров, сырья и материалов).

Доказательства для формирования выводов о состоянии дел получают с помощью:

  • запроса (поиск информации у имеющих её лиц, находящихся внутри или за пределами исследуемого объекта);
  • подтверждения (ответ на запрос о сведениях из документации бухгалтерии);
  • пересчёта (исследование исходных документов, а также записей бухгалтерии на корректность);
  • наблюдения (контролирование процесса или процедуры, совершаемого другими);
  • аналитических процедур (аналитика сведений) и др.

Более подробно методы финансовой ревизии описаны в протоколе Совета при Минфине N 41 от 22.12.2005 . Каждая фирма применяет методы по своему усмотрению.

Стандартами аудиторской деятельности называются единые алгоритмы, которых обязаны придерживаться в процессе работы все сотрудники этой сферы. Они применяются для обучения сотрудников внутри организации и для защиты интересов компании в суде.

Имеются четыре группы стандартов:

  • национальные;
  • внутренние – регламентируют работу коллектива внутри одной компании;
  • международные.

В сфере аудита значение стандартов очень велико. Они регламентируют поведение ревизора в конкретных ситуациях. Их исполнение гарантирует высокое качество ревизии. Они способствуют включению в практику сотрудников научных достижений и новых технологий.

Порядок проведения проверки и оформление результатов

Для получения точных сведений финансовой отчётности, требуется правильное планирование процесса. Поэтому аудит делится на этапы, осуществляемые строго по очередности:

  1. Подготовительный – сбор, аналитика сведений о нанимателе, определение объемов проверки, направления деятельности и др.
  2. Планирование – разработка плана инспекции.
  3. Проведение – сбор бумаг, исследование документооборота.
  4. Аудиторское заключение – оценка корректности составления документации. Оно может быть немодифицированным (без замечаний), модифицированным (недочёты обнаружены).
  • потерянную нанимателем выгоду из-за ошибочных действий ревизора;
  • дополнительные расходы (судебные издержки, затраты на дополнительную проверку).

Основаниями для административной ответственности аудитора служат:

  • подложные документы, благодаря которым было получено право на работу;
  • постоянное игнорирование предписаний лицензионных условий;
  • незаконность выдачи лицензии.

Административное наказание для фирм выражается в лишении лицензии или её приостановлении. Осуществление деятельности без этого документа запрещается . Нарушение данного вида повлечет за собой штраф согласно ст. 14.1 КоАП РФ .

Период приостановления лицензии не может превышать 6 месяцев, а решение доводится до фирмы за трое суток до вступления. Если претензии не устраняются в положенный период, то лицензия аннулируется.

Уголовная ответственность наступает за разглашение конфиденциальных сведений частными аудиторами и злоупотребления полномочиями с целью получения выгоды, ст. 202 УК РФ . Наказание при этом может быть следующим.

При раскрытии секретных сведений с целью получения выгоды или нанесения вреда частный специалист может получить:

  • денежное взыскание – оно рассчитывается прожиточными минимумами;
  • арест до 6 месяцев;
  • ограничение свободы до 3-х лет (с запретом работы в этой сфере ещё на три года).

При повторном совершении преступления происходит ужесточение наказания:

  • денежное взыскание – размер выплаты увеличивается;
  • арест до 5 лет с дисквалификацией.

Специалист финансовой проверки при выполнении своих функций обязан отвечать за все аспекты собственной деятельности. Он несёт ответственность за своевременность и качество выполнения услуг.

Более подробно о проведении проверок разного типа компаний рассказано в сюжете.

Выбор редакции
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ В...

В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство (в т.ч. - в Налоговый кодекс РФ) внесли кучу изменений,...

Форма 6-НДФЛ содержит обобщенную информацию о налоге, уплаченном с доходов работников, и подается ежеквартально. В ней подлежат...

Косвенные расходы. Учет и распределение при расчете налога на прибыль Косвенные расходы, что к ним относится: учет и распределение...
В 2017 году нужно озаботиться заполнением отчета о движении денежных средств за 2016 год. Кто должен сдавать отчет? Каково назначение...
Мышцы кисти располагаются преимущественно на ладонной поверхности кисти и подразделяются на латеральную группу (мышцы большого пальца),...
Ценность алкоголя как вещества, которое способствует перевариванию пищи, известна уже давно. Традиционный стакан хереса до еды усиливает...
Несмотря на успешные лабораторные эксперименты по заражению животных, в естественных условиях животные к сифилису не восприимчивы....
Как правило, присутствие метастазов в костях – это уже тяжелейшее осложнение имеющейся у человека онкологической болезни. Процесс зашел...