Open Library - открытая библиотека учебной информации. Тема XIV. Культура курского края: источники и традиции в области культурно-воспитательной деятельности


«Просвещение XVIII века» - Века. Основан в 1755 году?. Просвещение. Петр I Великий. Императрица Елизавета. «Просвещение XVIII века». Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №20. Екатерина II Великая. Кроссворд: Университет. Московский Государственный. Екатерина II Великая Императрица Елизавета Петр I М.В.Ломоносов.

«Курская область» - Три самые крупнейшие реки – Сейм, Свапа, Тускарь. Фауна Курской земли. Курская область имеет достаточно густую речную сеть. Город Курск. Курская битва. Богата природа Курского края. По её территории протекает 902 реки, общая длина которых достигает 7600 км. Географическая справка Курской области. Реки Курской области.

«Русская культура XVIII века» - Естественно-математические науки: М.В. Ломоносов - один из основоположников физической химии. В 1738 г. В Петербурге была открыта первая русская школа балета. Большую роль в проведении реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764).

«Мода XVIII века» - Женский костюм при Елизавете Петровне (1741-1761). А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор. Д. Левицкий В. Боровиковский Портрет А.П. Лапшиной Портрет А.С. Васильевой. Ф.Рокотов И.Аргунов Портрет Маркиной Л.А. Портрет Шереметьевой В.П. Изменения в женской моде при Петре I (1682-1725). Изменения в женском костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи.

«Русский портрет XVIII века 1» - Портрет Е.Арсеньевой. Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой». Художник изображает девушек в театрально –праздничной приподнятости. В.Боровиковский «Портрет Екатерины II». Гавриил Иванович Головкин легок, изящен, достаточно уверен в себе. Нездоровая полнота, замеченная художником, выдает физическое недомогание.

«Архитектура XVIII» - Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран. Морской Кадетский корпус, арх. Формировался всероссийский рынок. Заключение. Декоративное барокко, достигшее своего апогея уступило место классицизму. И.Е. Старов. Москва. Санкт-Петербург. Троицко-Сергиевая Лавра, арх. Четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием.

1. Предыстория Курской епархии. Расширение пределов Российского государства, проходившее в XVII веке, настоятельно диктовало необходимость открытия новых епархий. По решению большого Московского Собора 1667 г. предполагалось открыть 9 новых епархий, но была открыта только одна – Белгородская митрополия. Образование митрополии, а не епископии было сделано из следующих соображений: очень большое влияние на православную веру в южной части Российского государства оказывала Киевская митрополия, которая в те годы во многом расходилась с Московским Патриархатом, ориентируясь иногда на запад, на католицизм. Чтобы уравновесить влияние и привлечь паству к московской ветви русского православия, и была учреждена в Белгороде митрополия, ставшая вровень с Киевской.

Границы Белгородско-Слободской (таково было первоначальное ее название) митрополии охватывали значительную часть юга России. В ее состав вошло 37 довольно населенных украинских городов и 542 церкви. И почти вся территория современной Курской области вошла во вновь образованную митрополию.

Первым митрополитом Белгородским стал Феодосий Сербский (Вершацкий). Он приступил к исполнению своих обязанностей 17 мая 1667 г. Этот день является отправной исторической датой учреждения в Курском крае архиерейской кафедры Русской Православной Церкви.

Годы управления митрополита Феодосия пришлись на тревожное время. Гетман И. Брюховецкий вышел из-под власти Российского государя и стал очищать Малороссию от русских: многих из них продали в плен татарам, некоторые из служилых людей были убиты. В Белгородской округе воевода князь Г.Г. Ромодановский смог взять под защиту местное население, но всем русским людям приходилось жить в напряжении, ожидая нападения запорожцев и татар. Поэтому Белгородская митрополия длительное время находилась, в прямом смысле, на военном положении.

Митрополит Феодосий заботился об угнетаемых, стремился к сохранению мира на своей земле, в митрополии. Потому сам пресвященный и другие пастыри совершали много молебнов о даровании победы русскому воинству в случае военных действий.

Митрополит Феодосий скончался 19 августа 1671 г. Его преемником стал митрополит Мисаил, назначенный по государевому указу в Белгород 17 февраля 1672 г. из Коломенской епархии.

Примечательно, что в 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось.

В конце XVII века Курский край жил в борьбе с крымским ханством, которое не оставляло в покое границы нашего государства, нападая на его села и города. Поэтому пастыри Курского края благословляли воинов в крымские походы 1687, 1689 гг. Русские войска в военных походах сопровождал список чудотворной иконы Курской-Коренной «Знамение» Пресвятой Богородицы.

В то же время русские государи не оставляли без внимания и заботы церкви Курского края. Так, цари Петр Алексеевич и Иоанн Алексеевич подарили в 1688 г. для Знаменской церкви Курска колокол весом более 50 пудов.

2. Развитие православия в Курском крае в XVIII веке. XVIII век в истории Русской Православной Церкви был периодом развития и одновременно тяжелейших испытаний. Общую судьбу Русской Церкви разделила и Церковь Курского края.

В начале XVIII века территория Белгородско-Обоянской митрополии оказалась в зоне войны со шведами. Местное население оказывало поддержку нашим воинам. К войне готовились все. Священники и верующие служили молебны, собирали необходимые материалы для медицинского обслуживания, а также провиант. В Курске в 1709 г. был устроен госпиталь для раненых в битве под Полтавой. В его работе участвовали и священники епархии. Они оказывали материальную помощь, укрепляли раненых духовно.

После победы над шведами под Полтавой в Курском крае наступило долгожданное затишье. Границы русского государства значительно расширились, все это благотворно влияло на жизнь паствы и пастырей, теперь уже занятых только мирным трудом.

В 1712–1715 гг. указом императора Петра I в России были учреждены провинции. Среди них – и Белгородская провинция, преобразованная затем в губернию. В 1721 г. Святейшим Синодом было принято решение о преобразовании Белгородской митрополии в епископию. 3 января 1722 г. Синод издал указ о хиротонии Белгородского архиерея. Им был назначен епископ Епифаний (Тихорский). С прибытием в Белгород нового владыки жизнь епископии начала меняться.

Прежде всего получило развитие духовное образование и просвещение. В городах и уездах при церквях и монастырях начали открываться приходские училища: Белгородское для детей духовного сословия, Курское, Старооскольское, Обоянское, Рыльское при Рыльском Николаевском монастыре, Путивльское.

В 1726 г. под руководством епископа Епифания в Харькове был открыт коллегиум, в котором обучались дети из духовного и других сословий. Программа коллегиума была достаточно сложной. Учебное дело было поставлено здесь отлично. Об этом свидетельствует тот факт, что способных учеников часто отправляли учиться в Германию.

В 1786 году было открыто Главное народное училище, преобразованное в начале XIX века в гимназию. В 1787 г. на базе духовной школы при Белгородском архиерейском доме была основана духовная семинария.

В 1787 г. произошло еще одно памятное событие. По дороге из Новороссии в Москву через территорию епископии проезжала императрица Екатерина II. Она посетила Белгород, Обоянь, Курск. 13 июня 1787 г. императрица присутствовала на молебне в Знаменском монастыре г. Курска. Императрице понравился город, и особенно курские храмы.

3. Святитель Иоасаф Белгородский. Курская земля – это земля, которую окормлял великий святой Русской Православной Церкви Иоасаф Белгородский. Святитель был хиротонисан в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. И прибыл в Белгород утром 6 августа (19 августа по новому стилю) 1748 г., в праздник Преображения Господня.

В первый же год архипастырского служения святитель Иоасаф объехал часть своей епархии. Впоследствии такие ревизии стали постоянными вплоть до самого конца жизни святителя. Это позволило управляющему успешно руководить вверенной ему паствой.

Важнейшей заботой святителя Иоасафа было духовное и нравственное воспитание священников. В 1749 г. он выписывает из Москвы книгу о церковных таинствах и рассылает ее затем по всем церквам в «научение священникам». Также святитель Иоасаф старался возвысить духовный уровень священства, сделать их образованными и сильными духом. Особую заботу он проявлял о благолепии храмов, о церковной утвари. В 1752 г. в Курске была освящена закладка Сергиево-Казанского собора.

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, преосвященный Иоасаф сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всех простил и благословил.

Посетив родителей, св. Иоасаф в середине сентября 1754 г. отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгороду не суждено было больше увидеть живым своего архипастыря.

4. Секуляризация в Курском крае. На развитие православия в нашем крае в XVIII веке отрицательное влияние оказала секуляризация, начавшаяся в России в начале этого века. Православное духовенство фактически было доведено до обнищания.

Очень тяжелым для Курского края было время правления Анны Иоановны, когда страдало не только священство, 1730-е годы многих священников забирали на рекрутскую службу, пострадал даже епископ Досифей.

Наибольший урон секуляризация нанесла православным монастырям. Если в первой половине XVIII века в Курском крае сохранились почти все монастыри, то во второй – началось их массовое закрытие. Согласно указу императрицы Екатерины II о закрытии русских монастырей в Курской епархии в 1764 г. и позже было упразднено 14 монастырей. Осталась за штатом и Коренная пустынь. Впоследствии А.С. Пушкин указал на то, что этот указ Екатерины ударил по народному просвещению, и был глубоко прав в своей оценке.

5. Строительство храмов. Однако секуляризация не смогла уничтожить православной веры, которая всегда была «притоком живой силы», поддерживала полноценное существование российского общества, определяла его духовные и нравственные ценности. Вера людей выражалась в разных делах, в том числе и в строительстве православных храмов, которые возводились на добровольные пожертвования прихожан. С конца XVII столетия стареющие деревянные шатровые храмы постепенно стали заменять кирпичными и каменными зданиями. Особенно активно велось церковное строительство в Курске. В 1695 г. был освящен кирпичный Верхне-Троицкий собор городского женского монастыря – единственное каменное строение того времени, хотя и в измененном виде, но сохранившееся до наших дней. К 1742 г. отстроен двухэтажный одноглавый Нижне-Троицкий храм, являвший в своем новом облике черты местной деревянной культовой архитектуры второй половины XVII века. Во второй половине XVIII века в Курске были выстроены каменные церкви: соборная церковь во имя Воскресения Христова, Сергиево-Казанский собор, Николаевская церковь «на Торгу» (1763), пророка Илии (1768) упраздненного Божедомского монастыря, святой Параскевы Пятницы, Благовещенская, Нижне-Троицкая, Преображения Господня, Покрова Богородицы, Вознесения Господня, Смоленской иконы Богородицы кладбищенская, Георгиевская. Деревянными оставались церкви Чудотворца Николая, Успения Богоматери, Спаса за Куром, Кладбищенская вне города за Херсонской улицей. Церкви строились и в уездах. Например, в 1764 г. в Рыльском уезде насчитывалась 51 церковь.

Некоторые из церквей, построенные в конце XVIII века, сохранились до сегодняшнего дня. Один из старинных храмов нашего края – это храм Архангела Михаила, расположенный в селе Старое Роговое Горшеченского района. Его первая постройка датирована 1783 годом. Храм был деревянный, с колокольней.

До нашего времени дошло пять сельских кирпичных храмов: церковь Святой Троицы в поселке Глушково (1785), церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ Горшеченского района (1799–1803), Успения Пресвятой Богородицы в поселке Касторное (1779), Святой Троицы села Орехово Касторенского района (1791), Покровская церковь села Орлянка Солнцевского района (1794). Кроме того, сохранилось несколько полуразрушенных или перестроенных храмовых зданий в других районах области.

Как свидетельствуют документы, к 1800 г. в Курской губернии было 416 каменных православных соборов, церквей и часовен и 656 деревянных.

В сельской местности церковный приход, или территория, подведомственная церкви, включала один или несколько населенных пунктов. В дореволюционной общественной жизни приходская церковь занимала значительное место. Помимо церковных служб, она вела учет родившихся и умерших, на ее площади собирались сходы, базары и ярмарки. Храмовые усадьбы с фруктовым садом, сиреневыми аллеями с аккуратными дорожками и тенистыми деревьями были любимым местом отдыха прихожан и отличались умелой планировкой и тщательным уходом.

В XVIII веке был построен один из самых знаменитых храмов России – Сергиево-Казанский собор . По местным преданиям, его проектировал знаменитый архитектор Растрелли или кто-то из его учеников, но сведений об этом нет.

История этого собора начинается с небольшого деревянного храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. В этом храме находился один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. В 1751 г. во время пожара Сергиевский храм сгорел. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили совершенно не тронутую огнем Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Жители увидели в этом особое предуказание Царицы Небесной и решили построить на том же месте каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Преподобного Сергия.

Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, большой вклад сделал курский купец Карп Первышев. Подряд на строительство собора взял курский купец Исидор Мошнин, которому принадлежало несколько небольших кирпичных заводиков невдалеке от Курска. Умирая, он оставил начатое им созидание храма преподобного Сергия на попечение своей супруги Агафии, под надзором которой в 1778 г. строительство было окончено.

Но всемирную известность собор обрел благодаря их сыну Прохору , будущему святому преподобному Серафиму Саровскому. По преданию известно, он ушел в Дивееву пустынь только тогда, когда было завершено строительство храма и состоялось его освящение.

6. Почитание икон. В почитании православных святынь традиционно выражалась вера курян. На территории Курского края было обретено и несколько чудотворных икон: икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, икона Божией Матери «Молченская», икона Божией Матери «Глинская», икона Божией Матери «Знамения» в церкви Хотмыжского упраздненного монастыря, образ Николая Ратного в храме Белгорода, а также крест и святые мощи в Новооскольком Успенском соборе.

В Курском крае также была обретена Пряжевская икона Божией Матери. О месте явления Пряжевской иконы Богоматери не сохранилось никаких сведений. Не говорят об этом и письменные памятники, но о древности иконы свидетельствуют записи в старых церковных книгах с. Пряжева (поэтому икона именуется Пряжевской), находящегося недалеко от города Житомира. Сохранилось предание об иконе. Явление и прославление Пряжевской иконы Божией Матери относится к концу XVII и началу XVIII веков.

По преданию, Пряжевская икона обретена по подсказке иконописца Ивана Белого, которому было открыто свыше, что за иконостасом Николаевского храма хранится писаная на полотне икона Божией Матери. Он должен ее достать и обновить, но не прикасаясь к ликам Приснодевы и Младенца. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 г.

В XVIII веке храм с чудотворной иконой принадлежал униатам и только 28 октября 1794 г. был возвращен православным. Перед упраздением унии некий католический священник приезжал в с. Пряжев, неподалеку от Житомира, и хотел увезти с собой чудотворную икону. Но едва он проехал 4 версты, как лошади остановились и никакие усилия людей не могли двинуть их с места. Случайно взглянув на икону, которую держал в руках, католический священник заметил на лике Пресвятой Богородицы как бы влагу от слез. Тогда он понял, что его замыслы противны Богу и немедленно приказал ямщику ехать обратно в Пряжев. Святую икону он поставил на прежнее место в церкви.

Пряжевская икона Богоматери особо почиталась в Белогорской Николаевской пустыни, основанной в конце XVII века. Хранившаяся в Белогорском монастыре святая икона в день Вознесения Господня крестным ходом переносилась в город Мирополье, где оставалась до второго дня праздника Пресвятой Троицы.

Местонахождение иконы Божией Матери Пряжевская после разорения монастыря большевиками, неизвестно. Второе её обретение состоялось в 1996 г. При инвентаризации в Свято-Троицком храме города Суджи на иконе, числящейся в описи как «Смоленская», было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, является иконой Божией Матери Пряжевской. В 2001 г. молитвами верующих Николаевский Белогорский монастырь возвращён Православной Церкви, и она стала пребывать в нём.

7. Знаменитые курские крестные ходы. Одной из древних духовных традиций Курской земли является проведение крестных ходов. Начало им было положено в первой трети XVII века.

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни в девятую пятницу после Пасхи икона «Знамения» впервые была перенесена из Курска в Коренную пустынь. С 1618 по 1726 г. икона оставалась в Коренной пустыни три дня. С 1765 г. время пребывания иконы в монастыре увеличилось до 1 недели. Но в 1767 г. по Указу Священного Синода курский крестный ход был запрещен. В последующие годы куряне добивались его возрождения. И в 1791 г. он был возобновлен. При этом икона стала пребывать в Коренной обители уже две недели. В 1805 г. благодаря ходатайству игумена Макария срок пребывания иконы на месте своего явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.

Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная пустынь. Ежегодно 12 (25) сентября икону переносят из монастыря в Знаменский собор. Со временем выработался определенный порядок крестного хода. Величественные и торжественные крестные ходы собирали до ста тысяч человек. Любовь к чудотворной иконе остается такой же огромной. И поныне сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Так велико было число паломников, приходящих под сень иконы.

В годы советской власти крестные ходы на территории области были запрещены. Древняя традиция проведения крестных ходов со святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной была возрождена в 1990 г. В современных крестных ходах участвует список иконы – точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 г. А в последние годы на крестный ход из-за рубежа пребывает и подлинная икона. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, их святая вода дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Сегодня возобновлены традиционные крестные ходы с чудотворной Пряжевской иконой Божьей Матери. Один совершается в украинское Мирополье – это единственный крестный ход, совершаемый за границу России; другой – в город Суджу.

Кроме постоянных, пользовавшихся всероссийской известностью, совершались и другие крестные ходы с местными церковными святынями. Они были как регулярными, так и по случаю тех или иных бедствий: бездождия, войн, пожаров, голода, болезней. Множество крестных ходов с молебнами о даровании победы русскому воинству проходило на территории епархии в годы войны 1914–1917 годов.

7. Курская Коренская ярмарка. Значительную роль в развитии Курского края, Коренной пустыни и крестного хода сыграла Коренская ярмарка, которая своим началом обязана Коренной пустыни. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 г. В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Коренская ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 г. стала международной. В правительственных актах Российской империи за 1824 г. Курская Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбитской). Огромное число торгового и посадского народа, крестьян, мастеровых и ремесленников, приходивших на ярмарку, изобилие и разнообразие товаров, многомиллионные обороты делали Коренскую ярмарку знаменитой не только на всю Российскую империю, но и далеко за ее пределами. Именно Коренская ярмарка прославила в те далекие времена древний Курск как «Южные торговые ворота России». В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей. На площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Гостиный двор ярмарки строился по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги и был в то время одним из красивейших дворов в России.

На протяжении более двух веков за несколько дней до официального открытия ярмарки для ее организации и управления в Коренную обычно приезжала в полном составе Городская дума, а также купцы со всех концов нашей страны.

В начале XXI века возникла идея возрождения Курской Коренской ярмарки. Осенью 2001 года ярмарка обрела вторую жизнь в качестве ежегодной межрегиональной универсальной оптово-розничной торговли.

Коренская ярмарка по времени проведения всегда совпадала со знаменитым на всю страну крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Эта традиция сохраняется до сих пор. С годами ярмарка становится постоянным и желанным местом проведения многосторонних плодотворных деловых встреч и переговоров, в результате которых устанавливается долговременное сотрудничество. И сегодня без этого шумного, яркого, с участием множества гостей события трудно представить жизнь региона. Тем более, что каждая ярмарка имеет свои особенности.

8. Курск – центр Курско-Белгородской епархии. В 1781 г. в Курске произошел большой пожар, уничтоживший практически весь старый центр города. 26 февраля 1782 г. императрица Екатерина II утвердила Генеральный план Курска. В претворении его в жизнь большую роль сыграл губернский землемер Ф.И. Башилов, который сумел перепланировать город так, что оставил каждую из церквей Курска на своем месте, хотя некоторые из них должны были быть разрушены, как не вписывавшиеся в планировку (Флоровская, Покровская, Михайловская церкви).

После передачи Слободской Украины в ведение Харьковской епархии, а также в связи с учреждением Курской губернии по указу Сената от 23 мая 1799 г. епархиальным и губернским центром стал Курск. Поэтому Белгородско-Слободская епархия стала называться по-новому – Курско-Белгородская. Для решения различных вопросов, связанных с повседневной жизнью епархии, 16 октября 1799 г. была учреждена Курская духовная консистория – главный орган духовного управления. Вначале консистория размещалась в г. Белгороде, а с 1833 г. – в Курске.

9. Общий обзор. XVIII век в истории нашего края примечателен тем, что происходило территориальное оформление Курско-Белгородской епархии. Важным событием стало утверждение Курска епархиальным центром и учреждение консистории как главного управляющего органа. Несмотря на секуляризацию, в нашем крае Церковь активно развилась, что свидетельствует о высоком уровне веры в обществе того времени. Вера проявлялась в сохранении православного образа жизни народа, в почитании православных святынь, в широком строительстве храмов на пожертвования прихожан, в развитии образования и просвещения детей и юношества.

Таким образом, несмотря на все гонения, обрушившиеся на нашу Церковь в XVIII веке, православие смогло не только выстоять, но оставаться главной духовной силой нашего края.

Подумай: каковы, на твой взгляд, самые главные события в жизни Церкви в Курском крае в XVIII веке?

ЛЕКЦИЯ 7-8

1. Петровские реформы и их последствия для Курского края.

2. Социально-экономическое развитие Курщины в эпоху Екатерины.

3. Куряне в истории культуры России XVIII в.

1. К середине XVIII в. Курский край теряет свое военно-пограничное значение и становится одним из множества российских центров торгово-экономического развития. Меняются и формы феодального землевладения, расширяются права землевладельцев. Если по Соборному Уложению 1649 г. помещикам запрещалось самостоятельно наказывать крестьян за серьезные преступления, то Указ Елизаветы Петровны разрешал ссылать крепостных в Сибирь. В 1762 г. Петр III позволил помещикам переводить крестьян из одного имения в другое без согласия Камер-коллегии, как это было установлено Петром I.

Екатерина II, сочувственно относившаяся к идеям либерального века французского Просвещения, размышлявшая о наиболее безболезненном для государства способе освобождения крепостных и писавшая, что "противно христианской религии и справедливости обращать в рабство людей, которые все родятся свободными", не могла провести эти преобразования. Получившая трон незаконно, при поддержке гвардейских офицеров, она больше думала о том, как не потерять любовь землевладельцев, чем о проведении крестьянской реформы, хотя нравственное чувство и доводы разума заставляли ее возращаться к этому вопросу, в том числе и в работе Уложенной комиссии 1766 г. Из 565 чел. депутатов около 1/3 составляли представители поместного дворянства. Однако в составе комиссии были и депутаты от правительственных учреждений, от городов и казачества, сельские обыватели - однодворцы (лично свободные, платившие подати землепашцы, в основном потомки стрельцов и других служилых людей, а также черносошные крестьяне). От Белгородской губернии из трех провинций, составляющих ныне Курскую область (Курск, Обоянь, Суджа, Рыльск и Севск), наших земляков было в комиссии 37 чел.: от дворянства Курского уезда майор Петр Стромилов, от Обоянского у. - отставной гвардии прапорщик Михаил Глазов, от Рыльского у. - отставной гвардии сержант Лука Ширков, поручик Александр Ширков. От гражданства городов Курск представлял купец Иван Скорняков, Обоянь - купец Сидор Уткин, Рыльск - купец Федот Филимонов. Однодворцев представлял Андрей Маслов, выступивший 27 мая 1768 г. на заседании комиссии с радикальной обличительной речью в защиту крепостных, против произвола помещиков, жестокости наказаний и преследования беглецов.*11 Осталось в истории работы комиссии и скандальное выступление М. Глазова с возражениями на 23 страницах и оскорблениями в адрес выступавшего однодворца из Ельца. Отставному прапорщику был объявлен выговор за недостойное поведение и наложен штраф в 5 руб. Активным было и купечество Курского края, добиваясь права для всех купцов торговать во всех городах без ограничения, в том числе в Москве и Петербурге.



Движение помещичьих крестьян активизировалось в связи с тем, что до деревни доходили слухи о работе Уложенной комиссии, об обсуждении там крестьянских вопросов. Ожидали Манифеста об освобождении крестьян. Однако Указы Екатерины I продолжили крепостнические традиции России. Так, Указом 1763 г. предписывалось создавать воинские команды для усмирения крестьянских бунтов. Другим указом за жалобу на своего барина крепостному грозила ссылка в Нерчинские рудники. Указом от 17 января 1765 г. помещик получил право отправлять крестьян на каторгу, а также определять срок их пребывания и право возвращать крестьян обратно. После небольшого перерыва возобновилась и публичная торговля крестьянами с аукциона. В ответ на эти действия правительства только в Курском крае за 1764-1771 гг. произошло не менее 10 крестьянских волнений. В разгар пугачевской войны во все крупные селения по уездам были разосланы указы воеводских канцелярий о необходимости принять экстренные меры на случай появления в селениях отрядов или людей Пугачева. Предписывалось присматривать за подозрительными, арестовывать и достав- лять в воеводские канцелярии.

Активно сопротивлялись вольнолюбивые окраины России продвижению крепостного права, особенно жители Слободской Украины, черкасы, как называли их в России, бежавшие от польско-шляхетского гнета и невольно становившиеся крепостными у российских помещиков. В сентябре-декабре 1776 г. восстали крестьяне слободы Пены Сумской провинции Слободской Украины. Для усмирения была послана воинская команда во главе с подполковником Тевяшовым. В ходе "увещеваний" было убито 17 крестьян и ранено 15 чел.

Большую тревогу вызвало и восстание крестьян в с. Стаканово Ливенского уезда осенью 1776 г., где "бунташные" настроения крестьян переплелись с настроениями раскольников. Отголоском пугачевской войны, эпохи самозванцев стало появление в с. Стаканово Ивана Сергеева, распространяющего слухи о том, что император Петр Федорович (Петр III) не убит, жив и скоро объявится. Раскольники Афимья Аленикова, назвавшаяся богоматерью, и Антон Алеников, принявший имя Христа, благословили Ивана Сергеева на борьбу с помещиками, назвав его Иван-воин, Метелка, который, по народным сказкам, должен прийти вслед за Е. Пугачевым и завершить его дело. Страшный и бессмысленный народный бунт охватил окрестные села. Более сотни человек, вооруженных топорами и копьями с зазубринами, громили помещичьи усадьбы Брусенцова, Оловянникова, грабили, рубили мебель, поджигали, выгнали из дома помещицу Ханыкову, отдав этот дом Афимье Алениковой, выкатывали из погребов бочонки с вином, напивались, учиняли драки. Спустя несколько дней, свои же люди, с кем Иван-воин ходил жечь и грабить помещиков, связали его и доставили в уезд в Щигры. Вернувшийся в Стаканово помещик Брусенцов жестоко избил однодворцев, забрал скот и хлеб, грозился выгнать из домов. Вслед за помещиком более 2 тыс. крестьян с окрестных деревень, съехавшиеся в Стаканово на подводах, растащили все хозяйство Ивана Сергеева. По подозрению к следствию было привлечено 208 чел. Жестокое наказание ожидало Ивана Сергеева: битье кнутом, вырывание ноздрей, клеймо преступника на лице и теле и ссылка в оковах в Нерчинск. Такое же наказание досталось и Афимке Алениковой со ссылкой в Лифляндию в каторжную тюрьму. Всего было наказано 86 чел.

Новая волна крестьянских выступлений поднимается в конце 1796 г. В декабре восстали 182 крестьянина с. Новосергиевка Льговского уезда против своего барина генерал-аншефа Каменского, известного своим жестоким обращением с крепостными. Усмирением крестьян занимался сам губернатор Бурнашев. Одновременно поднялись и крестьяне села Андросова против помещика М. Андреева, который, покупая их с землей у прежних владельцев Даниловых, обещал сохранить оброк, но потом стал употреблять крестьян в работы, запрещал рубить лес. Крестьяне в ответ сожгли господский дом, не разрешили помещику поселиться в их селе. По усмирении восстания губернское правление докладывало в Сенат, что 5 чел. зачинщиков были биты кнутом, один из них умер от побоев, 4-х же заковали в кандалы и отправили в ссылку, еще 85 чел. долгое время держали под арестом.

Особым упорством отличалась борьба приписных крестьян и работных людей на мануфактурах легкой промышленности. Активнее других выступали работники суконных мануфактур. Это объяснялось тем, что казна принимала сукно по ценам 20-30 годов, а за это время цены на шерсть, краски значительно выросли. Жалованье работникам либо задерживали, а то и вовсе не выплачивали. Работники, протестуя, не выходили на работу, бежали с мануфактур, а то и поднимали настоящие бунты, как это случилось на Глушковской суконной фабрике летом 1797/98 гг. Во времена Елизаветы Петровны фабрика была пожалована гр. П.С.Потемкину. С этого времени людей стали привлекать не только к фабричной работе, но и к господской, да еще надо платить с каждой души 2 руб.7 коп., да еще и платить налог хлебом. Жалованье же работным людям платить перестали. Интересы фабричных перед управляющим фабрикой защищал крепостной писарь Петр Слюсарев. От имени фабричных он подавал жалобы во все инстанции, от Курского губернского правления до императора Павла I. После того, как фабричные не получили ни ответа, ни денег, фабрика восстала. Это было самое массовое восстание в Курской губернии XVIII в. Общее число участников достигло 10 тыс.чел. После подавления было арестовано 1,5 тыс. чел. Черниговский кирасирский полк и два казачьих полка были выведены из Глушкова только через несколько месяцев, так как власти опасались повторения восстания, тем более, что из присланных на фабрику 25 тыс. руб. для расчета с работниками помещица Потемкина выплатила рабочим лишь одну тысячу рублей. По приговору П.Слюсарев получил 200 ударов, вырезание ноздрей, поставление штемпельных знаков /клейм/ и ссылку в Нерчинск, еще 6 активных участников - такое же наказание, но без поставления штемпельных знаков, 18 чел. - наказание кнутом и ссылку в Иркутскую казенную мануфактуру. Остальные участники были биты кнутом и оставлены на фабрике.

Крестьянские бунты обнаружили слабость местной власти, повлияли на проведение областной реформы управления. Вместо деления России на губернии, провинции и уезды вводились губернии и уезды /по численности податного населения/. 300-400 тыс. душ - губерния, 20-30 тыс. душ - уезд. Вместо 23 было создано 50 губерний. В 1708-1719 гг. г. Курск входил в состав Киевской губернии, в 1719-1727 гг. - в состав Белгородской провинции Киевской губ., с 1727 по 1749 гг. в состав Белгородского наместничества, с 1780 г. по 1797 г. было организовано Курское наместничество, а с 1797 г. - Курская губерния. "С 1727 г. по 1779 г. Курск входил в состав Белгородской губ. как уездный центр, уезд насчитывавший по третьей ревизии 178 тыс. жителей, из них большую часть составляли крестьяне-однодворцы и экономические крестьяне /бывшие монастырские, более 50 тыс. человек/, около 3,3 тыс. составляли частновладельческие или помещичьи крестьяне. В Курском уезде проживало 720 помещиков. Главным учреждением являлась воеводская канцелярия, занимавшаяся розыском беглых, борьбой с крестьянскими волнениями. Посадским населением ведал городовой магистрат, выборное учреждение, избиравшее на посадском сходе бургомистра и ратманов, в основном из купеческого сословия. По "Учреждению о губерниях" 1775 г. Курск был преобразован в губернский город, получивший в 1780 г. свой герб: на серебряном поле синяя полоса и на ней.летящие три куропатки. В январе 1780 г. в Курске были открыты губернские учреждения в присутствии "государева наместника" П.А. Румянцева-Задунайского.

В состав Курской губернии входило 15 уездов: Курский, Белгородский, Дмитриевский, Обоянский, Суджанский, Рыльский и др. По закону 1785 г. "Жалованная грамота городам" были созданы новые органы самоуправления: общая и шести гласная Дума.

Экономическое развитие Курского края и его городов определялось развитием ремесленного производства и торговли. Уже в начале века в г.Курске работало 100 ремесленников, имелось 14 кожевенных "заводов" /очевидно, мелких мастерских/, выпускавших кожи низкого качества. Известно, что в 1735 г. курские купцы просили разрешения поставить суконную фабрику на берегу р. Тускарь у Кривца. Правда, неизвестно, работала ли эта фабрика. 19 Во второй половине и к концу века в Курске насчитывалось 68 кузниц, 38 кожевенных заводов, 15 - кирпичных, 7 - известковых, 1 салотопенный завод, 1 воскобойня, 1 гончарный завод и несколько пивоварен. 20 В 90 - х годах число ремесленников выросло до 685 чел. В городе имелось 44 кожевенных завода, 21 кирпичный, 5 воскобоен, 5 пивоварен, 5 мыловарен и 5 маслобоек. Среди суджанских ремесленников особым мастерством отличались портные, т.е. "кровецкое ремесло".

Особое значение для развития экономики Курского края имела торговля, в первую очередь российско-украинская. Через Курск с Украины шел прогон крупного рогатого скота, овец, доставка в центр страны сельхозпродуктов. До 1753 г. в Курске существовала одна из пограничных таможен, взимавшая плату за провоз товаров. Основным предметом торговли был хлеб. Этим видом торговли занимались не только купцы, но и зажиточные куряне, дворяне, однодворцы.

В 1769 г. из курского купечества 90 чел. занимались внешней торговлей ("торгующих к портам"), в городе торговало 712 чел., на внутренних рынках России торговали 1321 чел. купцов. Значительную роль в развитии торговли играли местные и общероссийские ярмарки. Так, Курская Коренная ярмарка к концу 80-х годов имела торговый оборот до 3 млн. рублей. Сюда съезжались купцы из многих городов России, сюда прибывали и иноземные товары.

В самом Курске в 90-е годы заканчивается строительство каменных торговых рядов. Первый, или Большой Гостиный двор, Второй Гостиный двор, или "Малая мелочная", и Третий, или Верхний Гостиный двор располагались в центре города по направлению к Знаменскому собору с правой и левой стороны главной Московской улицы. В лавках на других улицах города также шла торговля, часто ею занимались и крестьяне. В городе насчитывалось 5 каменных трактиров, 2 деревянных, 10 харчевен и 22 питейных дома.

В последние два десятилетия XVIII в. в Курском крае действовала судоходная компания, которую возглавлял сам губернатор А. Зубов. Об открытии судоходного пути из Курска в Киев губернатор докладывал Екатерине II в донесении от 6 мая 1787 г.25 Еще ранее было развито судоходство по р. Сейм для транспортировки сукон с Глушковской мануфактуры, а также леса и дров. В основном использовалось северное направление: Тускарь - Сейм - Свапа - перегрузка у ел. Михайловка (ныне Железногорский р-н), далее санным путем везли к Орлу на Окскую пристань, а оттуда уже товары доходили до самой Волги. "Компания Зубова" использовала события русско-турецкой войны, армия нуждалась в запасах провианта, обмундирования. Компания успешно перевозила грузы по рекам Свапе, Сейму, Десне и Днепру до Херсона и Очакова. Было создано две пристани: у г. Дмитриева на р. Свапе и у Обояни на р. Псел. Успешная деятельность компании была отмечена общим городским собранием, решившим поместить портрет А. Зубова в здании городского собрания. Губернатору была также преподнесена золотая табакерка с выгравированным плывущим судном.*26 Однако с окончанием военных действий судоходный путь из Курска к Черному морю утратил свое экономическое значение.

Описание Курского наместничества и губернского города Курска сохранилось в работе курского землемера и краеведа И. Башилова от 1785 г. Основное население Курска и уездных городов составляли купцы, мещане, переселившиеся в городские слободы крестьяне-однодворцы, а также дворянство, чиновники и духовенство. В 1795 г. в Курске проживало 5663 чел. мужского пола, а в Курском уезде - 68876 чел.28 Большую часть населения составляли купцы и мещане. Однодворцы вместе с крестьянами заселяли городские слободы: Солдатскую, Рассыльную, Подьяческую, Городовую и Черкасскую. В пригородных слободах: Стрелецкой, Пушкарной и Казацкой однодворцы, помещенные на казенной земле, занимались хлебопашеством и ремеслом.

В Стрелецкой слободе в 1784 г. имелось б тыс. десятин удобной земли, на 613 душ. Жители занимались огородничеством и держали постоялые дворы. Слобода Пушкарная в это время имела 940 десятин удобной земли на 190 мужских душ. В Ямской слободе проживала особая группа государственных крестьян, которые не платили подушной подати, а обслуживали государственные почтовые станции - ямы и делились на выти (группы дворов - 4 двора, 28 душ - обязаны были держать по 3 лошади "для гоньбы"). За эту службу они получали землю и деньги за каждую поездку. Сохранилась легенда об основании Ямской слободы. Летом 1787 г. императрица Екатерина II, путешествуя, проезжала через Курск. Ямщики при выезде Екатерины II из Курска выпрягли из ее кареты лошадей, впряглись сами и несколько верст мчали ее карету, за что им был дарован этот отрезок земли в вечное пользование.

Дворянство в г. Курске было представлено 136 мужчинами и 184 женщинами, мелкопоместными и довольно бедными. К концу века в городе было только 12 каменных дворянских домов, тогда, как среди 600 купеческих домов имелись и каменные. В городе проживали 165 священнослужителей и 345 чиновников. Павел I, стремясь укрепить свое влияние среди верхушки дворянства, оказавшегося в опале при Елизавете Петровне и Екатерине II, раздал более 200 тыс. десятин земли, в том числе и в Курской губернии, более 15 тыс. десятин из дворцовых владений на северо-западе губернии. Так, указом Павла I внуку фаворита Анны Иоанновны гвардии прапорщику Бирону - села Соколовку и Хомутовку и около 2 тыс. крестьян, другому его внуку, корнету кавалергардского корпуса, также было пожаловано более тысячи душ крепостных и земли.

Дочери Бирона были пожалованы села Дубовицкое и Обжи и 639 душ крепостных. В 1797 г. графу Миниху было пожаловано с. Селино Рыльского уезда и 600 душ в вечное и потомственное владение.

Большие административные и социально-экономические перемены XVIII в затронули и жизнь уездных городов. С 1708 г. по указу Петра I Белгород, Суджа Мирополье, Хотмыжск, Обоянь, Путивль, Рыльск, Курск, Старый Оскол были причислены к Киевской губернии, а Новый Оскол - к Азовской. С 1719 г. вся Курская губерния относилась к Киевской, причем было создано две провинции - Севская, куда вошли Рыльск и Путивль, и Белгородская, к которой были отнесены все остальные местности.

С выходом России к Черному морю и расширением границ Российской империи во второй половине XVIII в. Белгородская оборонительная черта перестала играть свою прежнюю роль, опорные пункты ее утрачивают военное значение. Так, в 1779 г. крепость Суджа стала уездным городом Курской губернии. Указом императрицы Екатерины II от 8 января 1780 г. устанавливается новый герб г. Суджи: на косой полосе три дикие утки, внизу - дикий гусь в камышах, вверху надпись - Суджа. К концу XVIII в. в городе имелось 53 улицы и переулка, 33 дома, 8 церквей, 9 лавок, 1 трактир, 4 богадельни, 2 питейных заведения, 25 кузниц. Все эти строения были деревянными. С 1784 г. Суджа начинает заново перестраиваться. Ее планировка почти полностью сохранилась до наших дней. Центр города начал застраиваться в основном каменными зданиями. Дома, лавки, склады принадлежали купцам, дворянам-помещикам или царским чиновникам. Однако город по-прежнему страдал от частых наводнений, особенно весной и после сильных ливней и непролазной грязи.

В 1779 г. по указу Екатерины II произошло разукрупнение губерний. Возникли Курское и Орловское наместничество. С этого же времени экономическое село Дмитриевское было реорганизовано в уездный город Дмитриев. 21 января 1780 г. вышел Указ Сената "О гербах городам Курского наместничества". Верхняя часть герба города Дмитриева повторяла рисунок старого герба Курска: в серебряном поле синяя полоса и на ней три летящие куропатки. Во второй, нижней части, Дмитриеву предписывалось иметь "пять горок, насыпанных сопками, в зеленом поле, каковыми натура оный городок от пришлых отличала». Приставка "на Свапе" была добавлена к названию города в 1785 г., чтобы отличить от другого города с таким же именем в Орловском наместничестве.

В 1797 г. при пересмотре штатов Курской губернии были укрупнены уезды, город Дмитриев в новый штат не вошел. Он оказался заштатным городом. Но 7 мая 1803 г. было принято решение о восстановлении заштатных городов разных губерний, в том числе и города Дмитриева. По описанию 1779 г. в Географическом словаре Российского государства, вышедшем в 1804 г., город Дмитриев, стоящий на высокой горе, имел каменную церковь, прочие дома были деревянными. Дворянских домов числилось два, остальных - 39. Работало два питейных двора, харчевня, кузница. В городе проживали 8 церковнослужителей, 16 купцов, 2 мещанина, 5 малороссиян, 69 экономических крестьян, до 200 чел. всякого разного звания. Протекающая в городе река Свапа была 10 саженей в ширину и до 3 саженей в глубину. В ней водились лещи, окуни, сомы, щуки. Кроме обычных зверей (волки, лисицы) в лесах водились бобры, выдры, лоси.

Возрождался Дмитриев по чертежам, "деланным" в Петербурге. Новый город отличался прямыми улицами и прямоугольными кварталами. Первоначально вокруг города была возведена земляная насыпь, но впоследствии за ненадобностью она была срыта.

Еще во второй половине XVII в. у истока реки Тим возникла слобода служилых сторожевых людей. 23 мая 1779 г. по высочайшему повелению Екатерины II село Верхнее Выгорное, в котором жили однодворцы, было преобразовано в уездный город Тим Курского наместничества. Очевидно, город получил свое название от реки Тим. Берега у реки темные, дно илистое, в тине. Название уходит корнями в древнерусское слово "тимень", хотя местная легенда приписывает название города имени разбойника Тимки. Герб города Тима, утвержденный в январе 1780 г., содержал в верхней части герб губернского города Курска, а в нижней части на красном поле - ружье, в зеленой - золотая коса. План города был утвержден в январе 1784 г. Население насчитывало 2901 чел. и состояло из дворян, мещан, чиновников, солдат. Через Тим проезжала Екатерина II, возвращаясь из своего путешествия по Крыму. Именно тогда были основаны села Становое, Погожее, Куськино. При ней был проложен и шлях от Курска через Тим на Воронеж.

При образовании Курской губернии Тим не вошел в число штатных городов. Уездным городом Курской губернии Тим был восстановлен 24 апреля 1802 г.

Прекрасные черноземы Курского края способствовали развитию сельского хозяйства, однако удаленность от крупных морских портов, отсутствие должного спроса на сельхозпродукцию во многом тормозили доходность сельского хозяйства. Помещики увеличивали налоги на крестьян, отбирали земли, переводя крестьян на положение дворовых. Сильнее всего такие действия помещиков проявлялись в Тимском уезде. Если процент дворовых людей по России не превышал 7%, то в Курской губернии он составлял 9,6%, а в Тимском уезде - из 14389 чел. крепостных 5970 чел. были на положении дворовых людей, что составляет 41%. В крестьянских волнениях XVIII в. участвовало до половины тимских крестьян.

В 1781 г. из ссыльных крестьян-однодворцев было основано поселение Горшечное. В справочнике поселений в то время в нем значилось 38 дворов и 579 душ крестьян. Поселенцы сеяли рожь, овес, гречиху, просо, коноплю, сажали картофель. Из ремесел было развито гончарное, шубно-тулупное, обувно-валяльное, прядильно-ткацкое. Впоследствии Горшечное развилось в бойкое торговое село. Еще ранее, в 1730-1760 гг., возникли такие поселения, как Солдатское, Старороговое, Болото, Березово. Переселенцами села Солдатское были отставные солдаты из Старооскольской крепости Белгородской черты. Отслужив положенный срок, солдатам разрешалось, по их желанию, строить свои поселения на свободных землях.

В нескольких километрах от Горшечного находится село Быково. В XVIII в. на этом месте был сплошной лес, через который пролегал шлях Старый Оскол - Волово - Елец. Местная легенда рассказывает, что здесь проезжала императрица Екатерина II. Для ночлега и отдыха был построен дом с конюшнями, где поселился наемный человек по фамилии Быков. Со временем там появились несколько дворов беглых крестьян. Позднее появились и помещики на пожалованных государем Павлом I землях. Беглецы, искавшие свободы, часто попадали в новую кабалу. Так, переселенцы братья Гур, Авил и Самуил, бежавшие от помещика Курагина Мало-Архангельского уезда Орловской губернии, обосновались в деревне Каменка Знаменской волости. Однако помещик Черемисин, живший в селе Знаменском, решил закрепостить их. Братья отчаянно этому сопротивлялись, за что самому непокорному из них - Гуру- подкупные люди помещика выжгли глаза. Помещик не понес за это страшное злодеяние никакого наказания, хотя братья водили слепого Гура за 60 верст в Курск с жалобой к губернатору.

В XVII в. в России заметно активизировалась не только внутренняя, но и внешняя торговля. Рыльск занимал выгодное географическое положение, находясь на важных торговых путях. Сейм еще в древности связывал днепровскую торговую артерию "из варяг в греки" с донским водным путем. Уже в XVII в. рыльские торговые люди делали в Москве значительные закупки металла, привозимого из-за границы. Рыльские купцы торговали шелковыми и суконными тканями, хлебом, медом, шерстью, привозимыми из Австрии сельскохозяйственными орудиями, в первую очередь, косами. О расторопности, сметливости, хитрости рылян издревле сохранилась легенда о "Чертовом кургане", том месте, где река Рыло впадает в Сейм. Рыбак Иван Жигалка жил на берегу Сейма, черт - на кургане, возвышающемся среди р.Сейм, а рыцарь-пустынник - в пещере, неподалеку от реки Рыло. Черт обижал Жигалку, мешал ловить рыбу, путал и рвал его сети. Иван пожаловался рыцарю, который вершил в те времена в Рыльске суд и расправу. На суде Иван обвинял черта, а черт - Ивана. Рассердился рыцарь и отсек обоим головы. Но во сне рыцарю чей-то голос указал на неправый суд и потребовал приставить головы к телам казненных. Рыцарь выполнил это требование, но в спешке перепутал головы и к телу Ивана приставил голову черта. С тех пор и говорится, что рыляк и черта проведет, и что хитрее рыльского мужика на свете нет никого.

Рыльское купечество поддерживало деловые торговые связи с купечеством Сибири. Поле их деятельности было очень широко - от Австрии и других стран Западной Европы до берегов Тихого океана. Из среды рыльского купечества вышел выдающийся русский путешественник второй половины XVIII в. Григорий Иванович Шелихов.

Значительные прибыли давала рылянам торговля икрой и рыбой, направляемой через Рыльск за границу, а также в города Украины и России.

В начале XVIII в. городские постройки Рыльска были почти сплошь деревянными. По своему внешнему виду город мало чем отличался от населенного пункта сельской местности. Город простирался в длину на 2 км, в ширину на 1,5 км. Во второй половине XVIII в. в городе насчитывалось около 840 домов. В сословном отношении город населяли купцы, мещане и лица духового звания. Во второй половине века Рыльск не имел еще фабрик и заводов. Ремесло также было развито слабо, в городе насчитывалось 92 ремесленника. Имелось 26 кузниц и одна водяная мельница.

К концу XVIII в. от когда-то сильной крепости не осталось и следа. Потеряв свое значение, она не ремонтировалась и постепенно разрушалась, а во время пожара 1720 г. и вовсе сгорела. В конце века началась перестройка Рыльска по плану, утвержденному в 1784 г., в городе создавались новые улицы в направлении с севера на юг и с запада на восток. Кварталы образовали строгие прямоугольники. Они заселялись дворянами и богатыми купцами, чьи дома не уступали дворянским.

3. Культурная жизнь Курского края во многом определялась уровнем развития культуры губернского города. Курск, расположенный в живописном месте, окруженный садами и холмистыми окрестностями, представлялся современникам красивым городом. На месте старой крепости находился Знаменский мужской монастырь, окруженный крутым обрывом и валом с подвесным мостом. В него упиралась главная улица - Московская дорога. Городские слободы располагались вокруг церквей. После большого пожара в августе 1781 г. был составлен новый план города, который в 1782 г. утвердила сама Екатерина II. План предусматривал центральное место отдать под торговые ряды и купеческие лавки, городская беднота должна была переселиться на окраины. Город делился на четыре части: Городскую /центр города/, Закурную /между Куром и Тускарью/, Стрелецкую и Пушкарную слободы. В городских кварталах было свое деление: на "каменные" или "деревянные". Две главные улицы Московская и Херсонская /ныне ул. Ленина и Дзержинского/ проходили через город к Белгородской дороге. Центральная площадь получила название Красной, здесь располагались гостиные торговые ряды. Улицы часто носили имена купцов /Слядневская, Чикинская, Золотаревская, Первышевская/ и упирались в церковь, которых в городе было.

В процессе перепланировки города изменился и внешний вид Знаменского мужского монастыря. В 1788 г. снесли Воскресенский собор, в 1792 г. - Пятницкую церковь. В Свято-Троицком женском монастыре во времена азовских походов Петра I появляется церковь Живоначальныя Троицы /ныне угол ул. Бебеля и Володарского/. В 1770-1780 гг. церковь украшается лепниной. Женскому Троицкому монастырю принадлежала и Троицкая /нижняя/ церковь /ныне ул. Гайдара, 13/. Построенная в 1734 г., она имела два этажа, большой купол, колокольню, окна с красивыми наличниками были прорезаны в полукружье купольного барабана.

В 1778 г. был построен один из самых красивых соборов города - кафедральный Казанский собор на Сергиевской улице /ныне ул. Горького/. Собор был построен по проекту знаменитого архитектора Растрелли или его учеников стараниями купца Первышева в честь преподобного Сергия Радонежского и Казанской Божией Матери. Предание рассказывает, что задолго до середины XVIII в. на посадской улице находился деревянный храм во имя Преподобного Сергия.Радонежского, идейного вдохновителя единения и собирания русских земель в XIV вв. В церкви находился и список почитаемой на Руси иконы Казанской Божией Матери, считающейся охранительницей России от врагов с востока. Во время пожара 1751 г. Сергиевский храм сгорел. Прихожане, расчищая пепел, обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божией Матери. Жители увидели в этом особое предуказание Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Средства на постройку были собраны среди прихожан, особенно большой вклад сделал курский купец Карп Первышев.

Подряд на строительство взял другой курский купец Машнин, в семье которого РОДИЛСЯ мальчик, ставший впоследствии одним из наиболее почитаемых на Руси святых, - Серафим Саровский. А свое благословение дал на постройку храма и лично освятил место епископ Белгородский и Обоянский, в будущем известный всей России белгородский чудотворец святитель Иосаф. По завещанию Исидора Машнина строительство собора после его смерти завершила супруга купца Агафья.

Более четверти века /1752-1778 гг./ строился Троице-Сергиевский собор. Нижний /будничный/ храм был освящен в 1762 г. в честь преподобного Сергия Радонежского. Верхний этаж освящен в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. По богатству убранства Троице-Сергиевский кафедральный собор не имеет себе равных в Курской епархии.

На месте Божедомского монастыря в 1768 г. была возведена Ильинская церковь, славившаяся красотой своего убранства и прекрасным хором певчих. К 1752 г. относится постройка Введенского храма /расположен по ул. Дубровинского, рядом с ж.-д. больницей/. В 1767 г. был возведен Михайловский храм /ул. К.Либкнехта/.

Старейшим памятником городской архитектуры является здание, расположенное на ул. Пионеров, 6. Оно известно в Курске как "палаты воевод Ромодановских", хотя последние исследования краеведов относят это здание к середине XVIII в., называя его первого владельца - купца Семена Хлопонина. Здание обращает на себя внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде четырехугольной башенки - теремка, примкнувшей к главному фасаду. Два нижних этажа башенки представляют собой открытые террасы с восьмиугольными фигурными столбами по углам. Дом производит впечатление своеобразной крепости. За период Советской власти это здание принадлежало различным организациям, в нем устраивался склад. Памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрации.*37

Светская архитектура XVIII в. представлена также зданием городской больницы № 1, так называемым "домом с колоннами" или "домом Денисьева", расположенным на углу ул. Садовой и Семеновской. Здание предназначалось для благородного училища, потом было преобразовано в госпиталь, а затем в 60-х годах XIX в. отдано под земскую больницу. Краеведы утверждают, что помещику Денисьеву принадлежал соседний дом /по ул. Димитрова, б/, имеющий два этажа и 15 окон по фасаду. В настоящее время здесь расположен кожный диспансер.

Проезд Екатерины II через Курск был ознаменован постройкой в 1787 г. Херсонских триумфальных ворот, представлявших собой каменные столбы, выкрашенные под мрамор, с фигурами ангелов наверху. В четырех саженях далее были построены 4 каменные пирамиды с позолоченными шарами на вершине. Еще далее, в поле, находились 2 высокие пирамиды и каменные будки. Все строение обошлось городской казне более чем в 2 тыс. рублей.

В старинном селе Ивановское Рыльского района сохранился памятник архитектуры XVIII в. - палаты гетмана Мазепы. В непосредственной близости к ним находится и дворцово-парковый ансамбль XIX в. "Марьино". Сооружение палат гетмана Мазепы связано с воссоединением Украины с Россией в 1654 г. и массовым расселением украинцев на пустующих землях юга России в Рыльском, Льговском и Путивльском уездах Курской губернии. В течение многих лет Мазепа добивался приобретения в этих краях земельных угодий. Только 13 декабря 1703 г. они были пожалованы Мазепе Петром. I. В те времена и были основаны селения Ивановское, Степановка и Мазеповка, названные так по имени, отчеству и фамилии гетмана. Одновременно возникли Амонь, Обуховка, Крупец, Гапоново, Коренево и другие селения. Самым крупным из них было Ивановское.

В нем Мазепа построил свою усадьбу. Возведение усадьбы связывают с именем зодчего Осипа Старцева, которого Петр I послал к Мазепе для постройки Братского и Николаевского соборов в Киеве.

Палаты Мазепы возвышались в центральной части села, посередине большого двора, обнесенного кирпичной стеной и обсаженного деревьями. Господский двор был застроен каменными и деревянными зданиями и служебными помещениями. Перед усадьбой располагалась большая площадь, к которой сходились сельские улицы. На площади находилась церковь. Позади усадебного двора располагался небольшой регулярный парк и фруктовый сад с выкопанными прудами.

Большую выразительность зданию придавали парные колонны, выступающие на три четверти из плоскости стен, а также наличники, обрамляющие все окна здания. Здание имеет своеобразный выразительный скульптурный облик.

Судьба замечательного памятника гражданской архитектуры тесно связана с историей России XVIII в. После того, как в 1709 г. русские войска разгромили шведов под Полтавой, изменник Мазепа бежал за границу. Петр I конфисковал все поместья, принадлежавшие гетману, и пожаловал их своему ближайшему сподвижнику, светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову. После смерти Петра I Меньшиков попал в опалу, его земли в Курской губернии были конфискованы и приписаны к поместьям первой жены Петра I Евдокии Лопухиной. После ее смерти земли попали в государственную казну, а затем императрица Анна Иоанновна пожаловала их вице-адмиралу флота М.Ф.Головину. Его внучка Екатерина вышла замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла курские имения в качестве приданого.

Курские имения гетмана Мазепы перешли, таким образом, во владения древнего рода князей Барятинских. Иван Сергеевич Барятинский участвовал во дворцовом перевороте 1762 г., когда вместе с графом Алексеем Орловым и группой гвардейских офицеров помог взойти на престол Екатерине II. Впоследствии он был назначен русским послом в Англию. Возрождение усадьбы Мазепы будет связано с именем его сына И.И. Барятинского и начнется в XIX в.

На Курской земле издревле была сильна тяга к духовной культуре, к образованию. В 1782 г. среди курских купцов грамотных было 48%, среди мещан -26%, среди посадских - 37%. 41 В 1783 г. для благородного юношества Курской и Орловской губерний было открыто училище, которое в ходе школьной реформы в 1786 г. было преобразовано в Главное народное училище. Для него было выстроено новое здание /ныне - корпуса электроаппаратного завода/. На Херсонской улице находилось 2-х классное Малое народное училище.

В уездном Рыльске кроме двух приходских школ имелась и начальная школа повышенного типа. Это одно из старейших учебных заведений Курского края было основано в 1787 г. Оно имело двухлетний курс обучения и называлось Малым народным училищем. Кроме того, в Рыльске имелось духовное училище, при монастыре. Позднее духовное училище было переведено в город.

В 1792 г. Курским приказом общественного призрения была основана типография. Характерной особенностью курского книгопечатания этого периода было издание книг художественной литературы, в том числе написанных и курскими авторами. Источником вдохновения для курских писателей зачастую служила неиссякаемая фольклорная стихия. Этот факт отражен и в "Топографическом описании Курского наместничества", сделанном в 1785 г. курским землемером и краеведом И.Башиловым, где отмечалось, что жители края "небылицы и сказки содержат в отличном замечании". Курские учителя и образованные чиновники и составляли ядро курских писателей конца XVIII в.

Интерес к литературе прививал и театр. У ряда курских помещиков существовали свои крепостные театры. В одном из них, принадлежавшем графу Волькенштейну, начал выступать будущий великий русский актер Михаил Семенович Щепкин. В 1792 г. начал работать профессиональный театр братьев Барсовых.

В самом конце 90-х годов XVIII в. Курск стал пристанищем признанного и известного в России белорусского поэта Ипполита Федоровича Богдановича /1723 - 1803 гг./, переехавшего в Курск в 1798 г. Он - автор известной поэмы "Душенька" /вольное переложение романа Ж. Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона", стилизованное под народные сказки/. Обласканный при дворе Екатерины II, действительный член Российской Академии, И.Ф. Богданович вышел в отставку при Павле I и поселился в Курске, на окраине, в доме обедневшей дворянской семьи на углу ул.Троицкой и Пастуховской /ныне - ул. Пионеров и Белинского, дом не сохранился/. Высокообразованный и общительный, Богданович пользовался уважением среди горожан, снабжал любителей книгами из своей библиотеки, принял участие в судьбе 15-летнего актера Михаила Щепкина.

В XVIII в. Курская земля дает России еще одного святого - преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых на Руси святых, чудотворца и пророка. Серафим Саровский, в миру Прохор Исидорович Машнин /1758- 1838 гг./ происходил из богатой купеческой семьи, проживавшей по ул. Можаевской, 13, рядом с Троице-Сергиевским собором. В 17 лет Прохор Машнин решил стать монахом, служил в Саровской пустыни, а затем удалился в пустынную келью в сосновом лесу, где пробыл много лет. Преподобному Серафиму было явление Пречистой Богородицы, повелевшей ему принимать всех людей без исключения для исцеления и спасения их душ.

Преподобный Серафим стал источником исцеления, утешения и наставления для всей Руси. Удивляют слова, с которыми он встречал каждого посетителя: "Радость моя! Сокровище мое! Христосе Воскресе!", хотя в день приходили к нему сотни людей. Сбываются и пророчества Серафима Саровского о будущем России. В 1903 г. преподобный Серафим Саровский был причислен Русской православной церковью к лику святых. В 20-х годах мощи преподобного Серафима Саровского были конфискованы представителями Советской власти, и след их потерян. Только в 1990 г. мощи святого были обнаружены в запасниках одного из ленинградских музеев. В 1991 г. мощи были торжественно перенесены в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского женского монастыря. В Курском кафедральном Троице-Сергиевском соборе один из приделов храма посвящен преподобному Серафиму Саровскому.

В истории культуры Курского края оставил свой след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иосаф, в миру Иоаким Горленко, родом из Полтавской губернии /1705 -1755 гг./. Возглавляя с 1748 г. Белгородскую и Обоянскую епархию, окраину русского государства, населенную как русскими, так и украинцами, святитель Иосаф много сделал для духовного, нравственного воспитания жителей этого края, для укрепления здесь твердых устоев православной веры. Ведя сам аскетический образ жизни, святитель Иосаф сурово наказывал и нерадивых священников, и строптивых прихожан, пренебрегавших постами, таинствами святого причастия и другими церковными обрядами. Ему удалось сделать оседлыми и многих цыган, кочевавших по Слободской Украине. Он боролся и против всяких гаданий, наговоров, приворотов, широко бытовавших в епархии того времени. Он повелел священникам по воскресеньям в конце литургии учить прихожан самым главным молитвам. Он всячески заботился об укреплении христианской семьи, много помогал бедным и обездоленным. После кончины святителя тело его оказалось нетленным. Известно, что тело его было предано земле /захоронено в склепе в юго-западной части Белгородского Троицкого собора/ спустя три месяца после смерти. Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святителя Иосафа. Белгородцы считают святым то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель Иосаф и осенил крестным знамением город. В 1915 г. по разрешению курского архиепископа Тихона на Харьковской горе, на этом святом месте, был установлен крест-памятник в честь святителя Иосафа.

Духовным подвигам святых Серафима Саровского и святителя Иосафа созвучен и гражданский подвиг курского купца Ивана Ивановича Голикова /1735 -1801 гг./, посвятившего всю жизнь изучению и описанию деяний Петра Великого.

Им было составлено 30 томов "Деяний Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранных из достоверных источников и расположенных по годам". Голиков использовал для этой работы более 2 тыс. писем Петра I, а также многочисленные документы. Екатерина II позволила ему работать с документами государственных архивов. Кроме того, И.И. Голиковым были также составлены жизнеописания любимцев Петра I - Ф. Лефорта и П. Гордона. Он собрал много анекдотов /т.е. исторических фактов/ о Петре Великом.

XVIII век положил начало историческому краеведению. Курский губернский землемер и краевед И. Башилов в "Описании Курского наместничества" в 1785 г. дал подробное описание административного устройства губернского города Курска и уездных городов, описание ярмарок и торговли, развития экономики Курского края, описал обычаи и нравы населения Курского края.

Имя нашего земляка, отважного морехода Григория Ивановича Шелихова /1747 - 1795 гг./ прославлено исследованиями и открытиями на Тихом океане. Г.И. Шелихов происходит из старинного рода рыльских купцов, упоминавшихся еще в 1621 г., при царе Михаиле Романовиче. С 11 лет мальчик уже был приобщен к торговому делу.

В середине XVIII в. Россия полнилась слухами о несметных пушных богатствах далеких Алеутских островов, куда после знаменитого плавания В. Беринга и В. Чирикова устремились русские промышленники и торговцы. Сибирские купцы получали огромные прибыли. В 1773 г. молодой Шелихов отправляется в Далекий Иркутск с рекомендательным письмом к купцу Ивану Ларионовичу Голикову, державшему там питейный откуп. На службе у него Г. Шелихов приобрел коммерческий опыт, побывал во многих городах Сибири. С 1776 г. Шелихов развернул кипучую деятельность в портах Охотского моря, свел множество по лезных знакомств. Так, вместе с богатым охотским купцом Лебедевым-Ласточкиным они решили отправить экспедицию к Курильским и Японским островам.

Местные власти обещали свою поддержку. Экспедиция должна была также обследовать недра островов, определить места, удобные для постройки крепостей, и завязать через местных жителей торговые отношения с Японией. Экспедиция была удачной, и вскоре, в 1778 г., была снаряжена новая экспедиция, однако сильное землетрясение помешало дальнейшей работе. Шелихов, выйдя из кампании, решил заняться пушным промыслом на Алеутских островах. Экспедиции были удачными, однако Г. Шелихов первым из русских промышленников понял, что пора создавать мощные компании с крупным капиталом, способным не только приносить прибыль, но и защитить экономические и государственные интересы России на Дальнем Востоке.

На собственной верфи в Охотске Шелихов построил три судна: "Три святителя", "Симеон и Анна" и "Св. Михаил" и сам отправился к берегам далекой Америки. С большими трудностями русские мореходы подошли к острову Кадьяку и высадились там. Эта экспедиция положила начало заселению Аляски и Калифорнии русскими. Шелихову принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски. Цель своего пребывания в Русской Америке Шелихов видел в освоении этих земель и присоединении их к России. Там рубились крепости, создавались поселения русских людей. В 1789 г. Шелихов был милостиво принят Екатериной II, награжден шпагой, осыпанной бриллиантами и грамотой. Однако императрица отвергла его грандиозные планы по освоению побережья Ледовитого океана и кругосветного плавания. В 1794 г. Г. Шелихов из множества своих разрозненных компаний учреждает одну мощную, впоследствии ставшую Русско-Американской компанией, проводившую политику Российского государства в этом регионе.

Смерть помешала талантливому предпринимателю и мореходу осуществить многое из задуманного. Прожив 48 лет, он был похоронен в Иркутске. На его могиле был воздвигнут памятник со стихами Г. Державина, И. Дмитриева. Перед смертью Шелихов завещал городу Рыльску 30 тыс. рублей для постройки Воскресенской церкви и устройства госпиталя. Имя Г. Шелихова увековечено на географической карте мира. Его именем названы залив в Охотском море, пролив между островом Кадьяк и Аляской, одно из крупнейших озер Аляски. Недалеко от Иркутска вырос город Шелихов. Потомкам осталась и книга, написанная самим Г. Шелиховым о своих путешествиях.

На родине Г. Шелихова в Рыльске был открыт памятник в 1903 г., его имя носят улица и школа № 1.

Выбор редакции
Врачами показана диета при раке легких для поддержания иммунной защиты организма, торможения роста злокачественных новообразований и...

Летние Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования по летним и всесезонным видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под...

Раковые патологии считаются сегодня самыми малоизученными. Непонятная этиология, длительное скрытое развитие, обширное метастазирование и...

В жизни человека, столкнувшегося с таким страшным диагнозом как рак, меняется очень много, в том числе и питание. Правильное питание при...
Не секрет, что на природе вся еда с углей мангала кажется вкуснее: аппетитная, пропахшая дымком, она мигом «улетает», вызывая восхищение....
При тяжелых заболеваниях огромную роль играют те питательные вещества, которые попадают в организм с едой. Питание для онкобольных должно...
Никто не сомневается в том, что нерациональное питание может сыграть решающую роль в возникновении Следовательно, должна существовать...
Показания для назначения, характеристика, перечень разрешенных продуктов вместе с примерным меню помогут сориентироваться и...
9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. Произошло сильное землетрясение на разломе...