Когда нельзя делать коленопреклоненные поклоны. Как делать земной поклон по правилам? О крестном знамении в православии: сила, значение и суть


В 2001 году проходил Всероссийский регентский съезд, восстановивший традицию, прерванную в 1916 г. Наряду с важными клиросными и уставными проблемами, рассматривался вопрос и о поклонах в храме за богослужением.
В храме все должно быть "по чину и благообразно", где самовольным ошибочным мнениям не место.
Начну краткий обзор этой темы.
Поклоны существуют трех видов:
МАЛЫЕ (метания) с крестным знамением и без оного
ПОЯСНЫЕ
ЗЕМНЫЕ

МАЛЫЙ ПОКЛОН С КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
-применяются во всех случаях выражения молитвенного чувства и обращения. Например, при прохождении мимо алтаря, храма, на прошении ектиний, при пении "Аллилуиа", "Святый Боже", когда слова молитвословий побуждают к этому ("поклонимся", "припадем", "Помолимся").

МАЛЫЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ
1. Когда кадят молящихся (причем, поклон - ПОСЛЕ, а не во время каждения: в то время, когда дьякон или священник Вас кадит - Вы стоите прямо); осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом (последнее про крест для меня - новость).
2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к алтарю спиной.
3. При возглашении
- ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ
- МИР ВСЕМ
- БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС...
- БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА...
4. На Херувимской песне на великом входе при возглашении: ВСЕХ ВАС ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.... (при этом священник крестообразно осеняет предстоящий народ Святой Чашей). Я в этот момент молюсь в себе: Помяни мя, Господи, во Царствии Своем! Помяни мя, Владыко, во Царствии Своем! Помяни мя, Святый, во Царствии Своем!
5. Во время чтения Евангелия (стоит прямо, с наклоненной головой, как бы слушая Самого Иисуса Христа).
6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах:
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Отвечая:
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ БЕЗ ПОКЛОНА
1. При чтении Символа веры на словах:
"...Бога Отца, Вседержителя...", "И во Единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго...".
Здесь есть разночтения, например у свт. Игнатия Брянчанинова указано осенять себя крестом только на "Верую...".
2. При произнесении слов:
"силою Честнаго и Животворящаго Креста...".
3. В начале чтения Апостола, паремий.
4. При отпусте на словах:
"Христос истинный Бог наш...", а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах "Слава в вышних Богу...".
6. При словах тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя..." и др.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН
Поясные поклоны бывают глубокие (до земли - рукой) и неглубокие (в пояс).
Применяются:
1. При входе в храм и выходе из него (3 раза напротив алтаря).
2. При возгласе "Благословен Бог наш...".
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
4. При возгласах:
- Твоя от Твоих.
- Святая Святым (3 поклона!)
5. При произнесении слов на "Честнейшей":
- ...Сущую Богородицу Тя величаем.
6. На возглас:
- Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!
7. В начале великого славословия на утрени ("Слава в вышних Богу").
В современной традиции все более входит обычай становиться на колени, хотя Устав предполагает метание.
8. После пения первой половины Херувимской песни, на великом входе, во время выхода священнослужителей (встречая Святую Чашу).
9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах "Слава тебе, Господи, слава Тебе".
10. После "Достойно есть" - земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам.
Святым Тайнам - земной, Божией Матери - поясной

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН
Земные поклоны – поклоны, «елико мощи главою до земли довести» (Типикон), полагают при поклонении наибольшим святыням; в дни постов и наиболее важные и таинственные моменты богослужения. А первом и последнем случаях значение календарного периода в расчет не принимается.

Так, во время пения «ТЕБЕ ПОЕМ» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный и славный МОМЕНТ ПРЕЛОЖЕНИЯ Святых Даров. По учению церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежат уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Его Кровь, и священник повергается ниц перед этой Святынею.

«….ЭТОТ МОМЕНТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ - ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ МИРА, это - ось жизненного колеса…
Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя»,--

так пишет об этом великом моменте священномученик Серафим (Звездинский).
Земной поклон здесь положен в любой календарный период и, в том числе, на Пасху.
Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» почти все делают земной поклон, когда он здесь неуместен.
(Вот уж точно - так и происходит(((.)

Священнослужитель делает поясные поклоны (положено 3 поклона), стоя возле Престола, а народ падает ниц, стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за богослужением.

Обязателен земной поклон причастнику, в том числе и на Пасху при явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите…».

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН в Великий пост.
Примеры обязательного употребления земных поклонов:
- на Великом повечерии при возглашении:
"Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных"
"Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас";
- на Великопостной вечерне
при пении "Богородице Дево, радуйся",
"Слава: Крестителю... Христов...", и ныне: "Молите за ны..." (на ккаждом стропаре все творят один земной поклон,
после "Под Твое благоутробие..." - один поясной;
- на изобразительных, в конце пения блаженств поется троекратное:
"Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", Помяни нас, Владыко...", "Помяни нас, Святый...".

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
Самой распространенной ОШИБКОЙ является то повсеместно принятое мнение, ЧТО НЕ ПОЛОЖЕНО СОВЕРШАТЬ В ХРАМЕ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ:
- в дни воскресные, в дни святок, от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания;
-также и в дни Страстной седмицы после прочтения в последний раз молитвы «господи и Владыко живота моего» до Пятидесятницы, исключения составляют поклоны у Плащаницы; и в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.
На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.
Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении. Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го I Вселенского Собора, которое гласит: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Правило 90-е VI Константинопольского Собора также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресения по входе на вечерни. Но, обращая внимание на слова «преклоняющие колена», почему-то пропускают слова «да стояще приносят молитвы Богу». Однако это важно, потому что «преклонением колен» называются НЕ ЗЕМНЫЕ поклоны, а ДЛИТЕЛЬНОЕ моление НА КОЛЕНЯХ. Во времена Соборов таковыми являлась, например, сугубая ектиния. В будние дни ее сугубость значимость проявлялась не только в троекратном повторении «Господи, помилуй!», но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.
Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера): «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются», забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке, - Постной Триоди, - Церковь обозначает НЕ ХРАМ, а СОБРАНИЕ ВСЕЙ ОБЩИНЫ на молитву. Келлия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. ТАКИМ ОБРАЗОМ, здесь речь идет об отмене ОРГАНИЗОВАННЫХ поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келлии).
Больше о поклонах ри Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).
Можно привести еще три косвенных момента.
1. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: «А если в самый Светлый день Пасхи нам явится Господь Иисус Христос - мы упадем Ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: «Прости, Господи, по Уставу большего не положено»?
2. Старообрядцам, безусловно, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил нет равных. По катавасии 9-й песни положен великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.
3. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его орхиерею.
Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души, не может быть запрещено никем, ничем и никогда.
Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны кладутся даже в Светлое Христово Воскресение.
Все это отмечается не для того, чтобы заставить всех по воскресениям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не святотатства.

(Если даст Господь и живы будем – продолжение следует; делаю дайджест подробнее, ибо просили упоминать откуда, что и почему.)

ОСТАЛЬНЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
При каждении диакона или иерея на «Господи возвах», «Честнейшей» и др. преклоняют головы только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий (см. выше). В данном случае ошибкой бывает «провожание» кадящего, то есть поворот как подсолнух за солнцем (бывает, что молящиеся в порыве неуместного благочестия описывают полный поворот вокруг себя, поворачиваясь к алтарю спиной).
На вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносца (этим отпуская его), - народу, предстоящему в храме, преклонять главу при этом не надо. Это же правило относится и к малому входу на Литургии.
При каждении диакона или иерея с амвона на «Господи воззвах», «Честнейшей» и др. вначале – каждение левого и правого клиросов, затем – народа. Также на полиелее - священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем правый и левый клиросы и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо преклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
НА «СВЯТАЯ СВЯТЫМ» НЕТ ЗЕМНОГО ПОКЛОНА, НО ТРИ (!) ГЛУБОКИХ ПОЯСНЫХ («Служебник»).
На великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, так как не происходит никаких побуждающих к этому действий, и только на словах священнослужителя «всех вас православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящие осеняются Святой Чашей.
Об ошибках на ектиньях об оглашенных – тут, полагаю, всем понятно, говорить излишне. Слушаем и поступаем по словам.
Когда уносят Святые Дары, на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, так как это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние века – все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах. (Здесь личное: не смогу не совершить земной поклон перед Чашей, если, беда-беда, не причащалась. Ну, не смогу.)
В Великий пост на вечерне на возглас: «Премудрость, прости (т.е. СТАНЕМ ПРЯМО). Свет Христов просвещает всех» земного поклона нет (Это ясно из перевода), но метание без крестного знамения. (Здесь личное: ведь везде указывается на земной поклон, а из перевода «станем прости» - его, похоже, нет).
Эта традиция требует изучения, приведем цитаты обсуждения этого вопроса:
«По чинопоследованию тут исключительно вставание. То есть сам чин не предусматривает никакого поклона, ниже метания».
«По требнику - тоже никакого поклона, даже малюсенького».
«Полагаю, что и всеразличные адорации на Литургии Преждеосвященных Даров (особенно во время кафизм) есть привнесенное».
«Ни в византийской, ни в древнерусской, ни в современной греческой практике поклона тут нет. Так что, наверное, и вправду – народное творчество».
«В этом обсуждаемом моменте в других Православных Церквах поклона не делают. Конечно, в нем нет логики, тем более сейчас. Раньше свет приносил архидиакон извне. Поклон мог появиться, когда это начал делать предстоятель».
Н.Д.Успенский, профессор Петербургской Духовной академии писал: «Сам Христос Спаситель назвал Себя светом мiру (ИН. 8. 12). Тихий свет вечернего светильника напоминал им о Том, о Ком евангелист писал: « Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Горящий в молитвенном собрании светильник живо напоминал присутствующим на нем о духовном пребывании с ними Христа, обещавшего быть там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф. 18, 20).
И еще, из «Закона Божия для гимназий 1872г.»:
«…исторически в дни Великого поста оглашенные, готовившиеся к крещению, во время появления и осенения зажженною свечею, в знак того благодатного света, который они получат в крещении, делали поклон до земли».
«После Херувимской три поклона должны быть без молитвы св.Ефрема Сирина. У русских это как украшение (и это признал о.Михаил Желтов)».
«Хотя не всегда, но надо иметь в виду и практику других Церквей, а то – только с русской, - можно серьезно ошибиться».
«По поводу трех поклонов с молитвой св.Ефрема Сирина на Литургии Преждеосвященных Даров – вопрос ясный. Там этой молитвы нет. Однако, если священник просто делает три земных поклона, то его примеру никто не последует. Хотя и сама молитва Ефрема Сирина «глаголет в себе», а не как нынче принято – велегласно.
По вопросу «Свет Христов» все понятно. Вообще, по смыслу там поклона нет, однако следует диаконский возглас, призывающий встать. То есть особое отношение к моменту все же есть».

ШЕСТОПСАЛМИЕ.
На Шестопсалмии КРЕСТИТЬСЯ И КЛАНЯТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО. Шестопсалмие - это шесть избранных псалмов из Псалтыри, читаемых в начале утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносятся слова «Слава… и ныне… Аллилуия…» не совершаются крестные знамения и поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Афонский, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно СИМВОЛИЗИРУЕТ СТРАШНЫЙ СУД. Поэтому хорошо, если во время шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут (многие святые указывает, что Божий суд над нами займет ровно время чтения этих шести псалмов). После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».

ПОКЛОНЫ НА ЛИТУРГИИ (не приведенные выше, по уставным заметкам схиархимандрита Дионисия (Лукича), дореволюционного уставщика Киево-Печерской Лавры).
На возглас «Благословенно Царство…» не принято обязательного земного поклона.
На «Трисвятом» - малые поклоны, также и на «Кресту Твоему…».
У святителя Игнатия (Брянчанинова) в V томе «Приношение современному монашеству» читаем, что на ектиньях при первом прошении и при возгласе, которым служащий священник заключает ектинью, - полагается по одному поясному поклону. Имеется также мнение владыки Афанасия (Сахарова), который говорил, что на просительной ектиньи поклоняемся на каждое прошение, так как в каждом из них говорится о самом необходимом для нашей жизни.

ПОЧИТАНИЕ ИКОН
К иконам прикладываемся так: два поясных поклона, затем прикладываемся к иконе.
Если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываемся к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй - к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон.

Если мы идем на ПОМАЗЫВАНИЕ, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим и делаем третий поясной поклон в сторону алтаря и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (повернувшись в его сторону).

*Духовно-просветительское издание "О поклонах во время богослужения", по материалам 1 Всероссийского регентского съезда (17-21 июля 2001г., Подмосковье), 4-издание, 2015 г., допущено к изданию Изд. советом Белорусского Экз. Моск.Патр.. Решение 519 от 18.10.2011. Редакцию итогового документа готовил уставщик Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Спиридон (Письменный).

Земные поклоны в воскресенье

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов).

Стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним (архим. Киприан Керн).

Вопрос:

Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:

а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;

б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и

в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

Ответ архиепископа Аверкия (Таушева): Недопустимы.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.

Вопрос: Если преклонение колен во время молитвы приближает к Богу больше, чем молитва стоя, и более стяжает милосердие Божие, почему же тогда не преклоняют колен те, кто молятся в день Господень и в период от Пасхи до Пятидесятницы? И откуда происходит этот обычай в церквах?

Ответ: Потому что нам надлежит всегда помнить о двух вещах: о нашем грехопадении, и о милосердии Христа нашего, благодаря которому мы были подняты со дна нашего падения, и потому наше коленопреклонение в течение шести дней (недели) – это символ нашего грехопадения. Но то, что в день Господень мы не преклоняем колен – это символ Воскресения, благодаря которому мы – милосердием Христовым – были освобождены от нашей греховности, как и от смерти, умерщвленной через Него.

Этот обычай ведет свое происхождение от времен апостольских, как говорит о том блаженный Ириней, епископ Лионский и мученик, в своем сочинении «О Пасхе» (но), где упоминается и Пятидесятница, о которой сказано, что мы не преклоняем колен в этот день, потому что он по своему значению и по тем же самым основаниям, что и день Господень, равен ему.

Обычай не преклонять колена в воскресенье и в течение всего пасхального времени вплоть до Пятидесятницы – «одно из первоначальных апостольских преданий», общих как Востоку, так и Западу, но ныне сохранившийся только на Востоке.

Мы же (как для нас установлено) в один лишь день Господня Воскресения должны воздерживаться не только от этого, но и от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела, чтобы не дать места дьяволу. Также поступаем и во время Пятидесятницы, которая отличается той же торжественностью настроения. Как бы то ни было, кто усомнится ежедневно преклониться перед Богом, по крайней мере, при первой молитве, которой встречаем день? В пост же и в бдении никакая молитва не может быть совершаема без коленопреклонения и прочих обрядов, выражающих смирение. Ибо мы не только молимся, но и просим о помиловании, и воздаем (хвалу) Господу Богу.

Хотя причина запрета на коленопреклонение в разные времена может несколько меняться от одного отца к другому, основная концепция всегда остается одной и той же: единство тела и души таково, что положение первого должно находиться в полном согласии с внутренним состоянием души, меняющимся в различные моменты.

В день Господень мы молимся стоя, выражая (тем) определенность будущего века. В другие дни, мы, напротив, преклоняем колена, памятуя тем самым о грехопадении человеческого рода.

Поднимаясь с колен, мы возвещаем всем о воскресении, дарованном нам Христом, которое празднуется в день Господень.

Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и перед .

Бывают поклоны великие , называемые также земными , – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые , или поясные , – поясное преклонение главы и тела.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На , когда священник рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ()».

свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».

Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?

Что уж говорить о безразличии к священным уставным нормам, когда, например, не только несведущие миряне, но и пастыри и иноки пренебрегают каноническим чином временной отмены земных поклонов и коленопреклонений . А ведь такие ограничения не внешняя формальность. «Не преклонять колен» в определенные моменты свт. относит к нормам «сакраментальной и литургической жизни Церкви» . Все в православном ритуале несет в себе глубокий богословский и аскетический смысл, здесь затрагивается таинственное внутреннее взаимодействие между душой и телом. Поскольку не только ум, но «все душевно-телесное существо человека участвует в богослужении», важна адекватность каждого движения. Отсюда особый символический язык жеста, который «Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы», к нему относятся и поклоны, и коленопреклонения – «безгласный язык, где слово заменяется движением» . Поэтому так важно осмысленное исполнение ритуальных действий и строгое следование каноническому чину .

Нарушение чина поклонов далеко не мелочь. Не признак ли это выхолащивания церковной жизни, зарождения культа обрядоверия, когда чинопоследование превращается в «бессодержательные внешние действия» или, хуже того, когда им придается лжеритуальное суеверное значение. Отцы предупреждают, что, «не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую». Чтобы духовная жизнь не вырождалась в бессмысленную обрядность, «необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно оттого, что она вместо литургии стала обедней, был пережит всеми нами глубокий кризис» .

Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.

Примечания

Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.

Молитва о оглашенных.

Некоторые современные пастыри высказываются в том роде, что христианину допустимо намеренно склонять главу во время молитвы за оглашенных, тем самым как бы выказывая свое смирение. Один почтенный протоиерей, поступавший именно таким образом, признавался, отвечая на недоумение своей паствы, что склоняет главу во время этой молитвы по смирению, так как считает себя «в вопросах вероучения» едва приступившим «к процессу оглашения», а «в жизни по вере – еще и не начинавшим этого процесса». Но недоумения остаются. Когда делают то, что не положено по чину богослужения, тем самым привлекая к себе общее внимание, то возникает простой вопрос: нужно ли свое смирение демонстрировать окружающим, не противно ли это самому духу смирения, не обращается ли оно при этом в свою противоположность? Другой, не менее почтенный пастырь считает, что «мы хотя и крещены, но недостаточно воцерковлены, и не поступаем по благодати крещения», на этом основании, мол, «можно себя поставить в ряд оглашенных и опустить голову». Тут возникает другой вопрос. Конечно, все мы недостойны звания христианина, осознавать это полезно, но достойно ли христианина воображать себя лишенным неотъемлемой благодати крещения? Не говоря уже о том, что человек недостаточно воцерковленный никак не может уравниваться с некрещенным, для этого надо было бы отказаться от догматического сознания. Кроме того, по этой логике через минуту на возглас «оглашеннии, изыдите» придется, смирения ради, вообразить себя уходящим со службы, а на возглас «елицы вернии… Господу помолимся» уже потребуется не только вспомнить, что мы крещены, но вообразить себя и воцерковленными, и «поступающими по благодати». А то ведь как причащаться, если «поставили себя в ряд оглашенных»?.. Уместна ли такая игра фантазии во время богослужения, вместо осознания истинного знамения литургических действий и символов? Символика здесь не декор, но сильное средство духовного воздействия, искажать ее произвольной игрой ума опасно. Православная аскетика запрещает молящемуся уму допускать именно воображение, призывает бороться с ним, а не культивировать. Смирение же, как живое ощущение своей испорченности и ничтожности, как искреннее признание себя наихудшим среди людей, ничего общего не имеет с самовнушением и притворством.

Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. : «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.

Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т.1. Глава «Тайна Таинств». С. 80-83. Новиков Н.М.

Человек - творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон - это тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
  • в дни двунадесятых праздников;
  • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • день причастия до вечернего богослужения.

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление".

Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, « помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

Важно уяснить, что земной поклон - это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.

С какой целью верующие совершают поклоны и когда их нужно делать?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Поклоны являются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала, благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога - неотъемлемое свойство духовной природы человека. Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:3). Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ (Вт.9:25). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян.9:3-6). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр.4:10).

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин.4:23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением.

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-го Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения:

— «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу » (20-е правило I-го Вселенского собора).

— «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение » (90-е правило VI Вселенского собора).

Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам » (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники (включая двунадесятые), кроме воскресных дней и дней святой Пятидесятницы.

Преподобный Иоанн Пророк назначил одному брату для борьбы с искушениями 49 поклонов. Тот спросил: «делать ли земные поклоны в Пятидесятницу, или нет?». Ответ старца: «А о земных поклонах в Пятидесятницу тебе уже было сказано в другое время, что надобно их класть только в своей келлии» (Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 95). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, описывая жизнь египетских монахов, говорит: «египтяне не преклоняют колен и не постятся с вечера субботнего вечера до вечера воскресения, равно как и во всю Пятидесятницу» (Писания. Кн.2, гл.18-я). О других праздниках ничего не сказано.

Почему из всех праздников только в воскресение преклонение колен отменяется? Это разъясняет св. Василий Великий в творении "О Святом Духе", извлечение из которого составило 91-е каноническом правило: "В первый день седмицы [т. е. воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную. Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, седмикратно умноженный на число седмь, совершает седмь седмиц священной Пятидесятницы; потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении, с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что через грех пали на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо». (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 471 - 72).

Итак, совершенно ясно, почему не во всякий праздник, пусть даже великий, отменяются преклонения колен и поклоны. Потому, что праздник воскресения предъизображает наше пребывание в Царстве Небесном. Моление стоя есть знамение полной победы Христа над диаволом.

Матфей Властарь в «Алфавитной синтагме» пишет: "Вся Пятидесятница есть напоминание возстания, ожидаемого в будущем веке. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Св. Духа, изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевший народу рабским образом преклонять колена в то время, кода возглашаются сии молитвы в церкви, свидетельствуя тем власть божественного естества Св. Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т.е. в тот час, в который Всесвятый Дух снисшел на Апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненного великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот, изящнейший из всех, день, то есть Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа - первого по полудни".

В некоторых монастырях Российской империи для единообразия поведения братии в храме вводились свои уставы о поклонах («аще изволит настоятель»). Один из таких опытов обобщен в работе святителя Игнатия (Брянчанинова) «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» (Полное собрание творений, М., 2003, т.V, с.14 - 15). Внимательно относясь к этому труду, нужно помнить, что он никогда не претендовал на то, чтобы быть каноническим документом. Опыт этот мог иметь отличия от практики других известных российских обителей.

Выбор редакции
9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. Произошло сильное землетрясение на разломе...

Совокупность бактерий, населяющих человеческий организм, имеет общее название – микробиота. В нормальной, здоровой микрофлоре человека...

Журнал "РАСЧЕТ" Цена сотрудничества Чтобы заключить выгодный договор, финансирование по которому осуществляется из бюджета, компании...

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам , ежемесячно перечислять...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Для того чтобы формулы и законы в физике были более простыми для понимания и использования применяют разного рода модели и...
Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью...
Законы Менделя Схема первого и второго закона Менделя. 1) Растение с белыми цветками (две копии рецессивного аллеля w) скрещивается с...
>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь) Разделительный мягкий знак (ь) Роль и значение мягкого знака в...
Важной частью языкознания является орфоэпия - наука, изучающая произношение. Именно она отвечает на вопрос о том, ставить ударение в...