Чудесная помощь преподобного сергия в наши дни. Преподобный Сергий Радонежский, моли Бог о нас


В Сергиевом Посаде празднуется преставление игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

Ранним утром 8 октября я отправился в село Благовещенье на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Здесь поменьше народа, а в лавре все храмы переполнены. По пути фотографирую лавру, хороший вид! После Божественной литургии ручейки паломников из каждой радонежской церкви стекаются в лавру на Патриарший молебен. Поехал и я. У Святых врат встретил протоиерея Игоря Завацкого, благочинного церквей Сергиево-Посадского округа, он привез детей из Воскресной школы. У Троицкого собора припали к стене у раки со святыми мощами не вместившиеся в храм богомольцы. Ударили в колокола и под перезвон на Соборную площадь начали выходить из лаврских церквей архиереи, их собралось более полутораста.

Замечаю одного из «самых дальних», епископа Иннокентия из Владивостока / девять тысяч км от лавры! /. Заполняется площадь и под Благовест из Успенского собора выносится ростовая икона, такое ощущение, будто сам преподобный Сергий выходит в народу. Вышел и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, начался молебен. И вот уже Патриарх осеняет всех крестом и ручеек архиереев потек в Троицкий, к святым мощам. Прошли члены Комитета представителей Православных Церквей при Европейском Союзе, за ними Блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины и Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Радуются монахини с фотоаппаратом, удалось сделать хороший снимок!

На балкон покоев выходит Патриарх и звучит Первосвятительское слово. Всё, основные богослужения закончены. Кто-то спешит в Паломническую слободу на трапезу, сегодня в лавре всех кормят из полевых кухонь и раздают православные книги. Кто-то встает в извилистую очередь в Троицкий собор, к мощам преподобного Сергия. А у Духовской церкви над могилкой приснопоминаемого архимандрита Кирилла (Павлова) не прекращаются моления, 8 октября батюшке исполнилось бы 98 лет... Три дня продлятся торжества в Радонежье. В заключение, в среду, богомольцы почтят память прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия. Их святые мощи покоятся в Покровском Хотькове монастыре.


Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца, спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев:

Христа нас ради волею смирившагося, даже до рабия образа подражав, возлюбил еси смирение, и зельным бдением и молитвами, душегубныя страсти умертвив, на гору безстрастия возшел еси, Сергие пребогате.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Яко светильник света, твою душу слезными потоки украшая, и другаго Исаака подобно сам себе вознесл еси, Преподобне, и сердце твое Богу пожерл еси.

Иже во чреве матерни трикраты проглашением, Троицы служитель показался еси, и Трисолнечным светом озаряемь, демонская ополчения яко паучину разорил еси, преблаженне Сергие.

Богородичен: Законов кроме естественных родила еси Законодавца Бога и Человека бывша, Того яко блага моли, Всенепорочная, наша беззакония презрети, вопиющих всегда: поим Господу, славно бо прославися.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей в начале Небеси разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Благих образ тебе дав твоим учеником, и привлек еси многи души во спасение, отлучившихся земнаго пристрастия, иже утешения улучиша райскаго наслаждения.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Яко доброплодная маслина в дому Божии, блаженне, процвел еси, и елеем умащая души, любовию тя поющих, преблаженне Сергие, и верою Христу вопиющих: несть свят паче Тебе, Человеколюбче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Страсти душетленныя успил еси бодренными бдении, блаженне: и сих ради в чертог небесный вселился еси, прием Богомудре Сергие, благодать исцелений.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Херувимов и Серафимов превышши явилася еси, Богородице: Ты бо едина прияла еси невместимаго Бога во чреве Твоем, нескверная. Темже Тя вси вернии песньми, Чистая, ублажаем.

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 4-й

Яко воистинну тленных оставив нестоянное, Христу от души последовал еси, и болезньми и труды и зельным воздержанием, яко безплотен пожив, преблаженне Сергие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Херувимов и Серафимов превышши еси Богородице, небесе же и земли пространнейши, видимыя твари и невидимыя явилася еси преимущи несосудным сосуждением: Егоже бо пространствия небеса не вмещают, в Твоей утробе вместила еси, Чистая, Егоже моли, спастися рабом Твоим.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Духа Пресвятаго храм, отче, был еси, и жизненных вод река исполняема, основание непоколебимо Церкве, монашествующих утверждение, Сергие досточудне.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Пророчески слезными каплями на всяк день постелю омочая, Сергие славне, дондеже до конца страстей пучину изсушил еси: темже память твою почитаем, присночестную и священную.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Лице Христово лицем, Преподобне Сергие, зрети сподобился еси, зерцалом воистинну разрешшимся: сие бо и от мира отлучи тя к возлюбленному желанию.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Очищение наших даруй неведений, яко безгрешен, и умири мир твой, Боже, молитвами Рождшия Тя.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

В пощениих непреклонен пребыл еси, мудре, и до отшествия своего храня сие опасно, имже сподобился еси яве нетленнаго блаженства.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Остр ум имея к Богу внимати, страсти душетленныя успил еси, отче, и снопы благоплодия пожал еси, питая благочестно восхваляющия тя, Преподобне отче Сергие.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Светло житие твое, Преподобне Сергие, и известно всем концем явися, и Божественныя доброты исполнено, молитвами же и пощеньми, и любовию, яже ко Христу Человеколюбцу.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тя стену имуще, и заступлением Твоим соблюдаеми, Твоею Божественною славою хвалящеся, Тя ублажаем: Ты бо, Пречистая, душам нашим источаеши веселие и радование.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Память твою творящим священную, отче, не престай моля Избавителя, даровати согрешений оставление, и Небесное Царство восприяти. Идеже глас празднующих веселит вся.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

О Христе укрепляемь, вся коварствия лукаваго, твердым умом, Сергие, якоже сеть расторгнул еси, и пресветло светило миру, отче, показался еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Светом Божественным осияем, и со Ангелы ныне на небесех водворяяся, поминай верою чтущих память твою, Преподобне Сергие приснопамятне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Возвысила еси воистинну падшее человеческое существо, Иже образом Божественным, и Отца равенством, видимым Сыном неизменным, Богомати, без семене во чреве поносивши.

Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне:

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, Преподобне, и тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси: тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре.

Икос

Евангельский глас, отче, услышав, вся оставил еси плотская мудрования, богатство же и славу яко прах вменив, и на страсти яко безплотен подвизався, и безплотных ликостоянием, чести сподобился еси. Разума дарование приял еси, еже и подаждь в песнех поющим ти сице: радуйся, Сергие Преподобне и Богоносе, небесный человече, земный Ангеле. Радуйся, Духа Святаго обитель. Радуйся, молитвами Богоданен дар приемый. Радуйся, яко прежде рождения проглашением прославив Святую Троицу, Яже тя прослави в жизни сей и по смерти. Радуйся, целомудрия столпе, имже всяка страсть попрася. Радуйся, яко от младых ногтей последовал еси Христу. Радуйся, притекающим к тебе спасения ходатай. Радуйся, светильниче многосветлый, возведый ко Христу монахов множества. Радуйся, похвало отечеству твоему. Радуйся, пророчеством украшенный, во еже прорицати яко настоящая будущая. Радуйся, яко молитвами твоими сопротивнии побеждаются. Радуйся, православному воинству нашему похвала и утверждение. Егоже соблюди молитвами твоими от враг ненаветно, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре.

Песнь 7

Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда. Сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

В пещи искушений разжжения Божественная благодать ороси тя, Преподобне, и многосветла Троическим желанием показа, зовуща: благословен Бог отец наших.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Мир преобидев, славне Сергие, на земли яко безплотен пожил еси, и ангельским ликостоянием сподобился еси. Тем тя верою почитаем, досточудне.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В пристанище тихое вшед, Богомудре, житейских плаваний отвергл еси, и волнующимся житейскими спасительное окормление был еси, воспевающим: благословен Бог отец наших.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Жезл прорасте, Дево, из корене Иессеева всеблаженный плод, цвет носящи спасительный, верою Сыну Твоему вопиющим: отцев наших Боже благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь, халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Светоносный твой праздник, преблаженне Сергие, исполни радости и веселия духовнаго, благоухания же и просвещения, тя имущим заступника и правило монашествующим.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Молитвою непрестанною к Богу востекл еси, и оттуду Трисолнечными сиянии озарился еси, на враги борения поставив, приводя постников соборы новым житием, Христу вопиющим: дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В пощениих крепкое, в молитвах неленостное терпение в искушениях, Сергие, на земли показал еси, зовый: дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородительнице Чистая, души моея язвы греховныя и соблазны очисти, ко источником примешающи, яже из ребр Рождества Твоего, иже от них потекшим струям: к Тебе бо взываю, и к Тебе прибегаю, и Тя призываю, Богоблагодатную.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Светоявления духовнаго исполнен быв, Преподобне Сергие, светильник сияя издалеча явился еси, словесныя зари нам облистая, и Пребожественныя Троицы жилище показался еси.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.

Воистинну тя велика учителя, мудре Сергие, Российским странам Христос дарова, неложным правлением правяща отечество свое, и учения сладчайша меда изливающа: ихже яко от окрина и мы, вернии, почерпаем независтно.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Душетленныя страсти победив, яко пастырь истинный упасл еси словесное Христово стадо, еже выну благодатию Духа яко цветы райския питая, Преподобне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Псалмы Тя воспеваем, Обрадованная, и немолчно Ти, еже радуйся, вопием: Ты бо источила еси всем радование.

Светилен

Процвел еси, яко финикс, Давидски, отче, и обитель явился еси Духа Всесвятаго, Иже славна тя вселенней показа, о нас непрестанно Христа моли, почитающих верою пречестную память твою, преподобне Сергие.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тя песньми немолчными ублажаем, Дево, яко от Троицы Единаго родила еси, Богородице, и носиши на божественных объятиих Пребогатое Слово, Невращное и Неизменное.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона с житием, 1-я треть XVI века. Мастерская Феодосия

Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца, спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев:

Христа нас ради волею смирившагося, даже до рабия образа подражав, возлюбил еси смирение, и зельным бдением и молитвами, душегубныя страсти умертвив, на гору безстрастия возшел еси, Сергие пребогате.

Яко светильник света, твою душу слезными потоки украшая, и другаго Исаака подобно сам себе вознесл еси, Преподобне, и сердце твое Богу пожерл еси.

Иже во чреве матерни трикраты проглашением, Троицы служитель показался еси, и Трисолнечным светом озаряемь, демонская ополчения яко паучину разорил еси, преблаженне Сергие.

Богородичен: Законов кроме естественных родила еси Законодавца Бога и Человека бывша, Того яко блага моли, Всенепорочная, наша беззакония презрети, вопиющих всегда: поим Господу, славно бо прославися.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей в начале Небеси разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Припев: Преподобне наш отче Сергие, моли Бога о нас.

Благих образ тебе дав твоим учеником, и привлек еси многи души во спасение, отлучившихся земнаго пристрастия, иже утешения улучиша райскаго наслаждения.

Яко доброплодная маслина в дому Божии, блаженне, процвел еси, и елеем умащая души, любовию тя поющих, преблаженне Сергие, и верою Христу вопиющих: несть свят паче Тебе, Человеколюбче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Страсти душетленныя успил еси бодренными бдении, блаженне: и сих ради в чертог небесный вселился еси, прием Богомудре Сергие, благодать исцелений.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Херувимов и Серафимов превышши явилася еси, Богородице: Ты бо едина прияла еси невместимаго Бога во чреве Твоем, нескверная. Темже Тя вси вернии песньми, Чистая, ублажаем.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Седален, глас 4-й

Яко воистинну тленных оставив нестоянное, Христу от души последовал еси, и болезньми и труды и зельным воздержанием, яко безплотен пожив, преблаженне Сергие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Херувимов и Серафимов превышши еси Богородице, небесе же и земли пространнейши, видимыя твари и невидимыя явилася еси преимущи несосудным сосуждением: Егоже бо пространствия небеса не вмещают, в Твоей утробе вместила еси, Чистая, Егоже моли, спастися рабом Твоим.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Припев: Преподобне наш отче Сергие, моли Бога о нас.

Духа Пресвятаго храм, отче, был еси, и жизненных вод река исполняема, основание непоколебимо Церкве, монашествующих утверждение, Сергие досточудне.

Пророчески слезными каплями на всяк день постелю омочая, Сергие славне, дондеже до конца страстей пучину изсушил еси: темже память твою почитаем, присночестную и священную.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Лице Христово лицем, Преподобне Сергие, зрети сподобился еси, зерцалом воистинну разрешшимся: сие бо и от мира отлучи тя к возлюбленному желанию.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Очищение наших даруй неведений, яко безгрешен, и умири мир твой, Боже, молитвами Рождшия Тя.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Припев: Преподобне наш отче Сергие, моли Бога о нас.

В пощениих непреклонен пребыл еси, мудре, и до отшествия своего храня сие опасно, имже сподобился еси яве нетленнаго блаженства.

Остр ум имея к Богу внимати, страсти душетленныя успил еси, отче, и снопы благоплодия пожал еси, питая благочестно восхваляющия тя, Преподобне отче Сергие.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Светло житие твое, Преподобне Сергие, и известно всем концем явися, и Божественныя доброты исполнено, молитвами же и пощеньми, и любовию, яже ко Христу Человеколюбцу.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Тя стену имуще, и заступлением Твоим соблюдаеми, Твоею Божественною славою хвалящеся, Тя ублажаем: Ты бо, Пречистая, душам нашим источаеши веселие и радование.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Припев: Преподобне наш отче Сергие, моли Бога о нас.

Память твою творящим священную, отче, не престай моля Избавителя, даровати согрешений оставление, и Небесное Царство восприяти. Идеже глас празднующих веселит вся.

О Христе укрепляемь, вся коварствия лукаваго, твердым умом, Сергие, якоже сеть расторгнул еси, и пресветло светило миру, отче, показался еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Светом Божественным осияем, и со Ангелы ныне на небесех водворяяся, поминай верою чтущих память твою, Преподобне Сергие приснопамятне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Возвысила еси воистинну падшее человеческое существо, Иже образом Божественным, и Отца равенством, видимым Сыном неизменным, Богомати, без семене во чреве поносивши.

Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне:

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, Преподобне, и тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси: тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре.

Икос

Евангельский глас, отче, услышав, вся оставил еси плотская мудрования, богатство же и славу яко прах вменив, и на страсти яко безплотен подвизався, и безплотных ликостоянием, чести сподобился еси. Разума дарование приял еси, еже и подаждь в песнех поющим ти сице: радуйся, Сергие Преподобне и Богоносе, небесный человече, земный Ангеле. Радуйся, Духа Святаго обитель. Радуйся, молитвами Богоданен дар приемый. Радуйся, яко прежде рождения проглашением прославив Святую Троицу, Яже тя прослави в жизни сей и по смерти. Радуйся, целомудрия столпе, имже всяка страсть попрася. Радуйся, яко от младых ногтей последовал еси Христу. Радуйся, притекающим к тебе спасения ходатай. Радуйся, светильниче многосветлый, возведый ко Христу монахов множества. Радуйся, похвало отечеству твоему. Радуйся, пророчеством украшенный, во еже прорицати яко настоящая будущая. Радуйся, яко молитвами твоими сопротивнии побеждаются. Радуйся, православному воинству нашему похвала и утверждение. Егоже соблюди молитвами твоими от враг ненаветно, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре.

Песнь 7

Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда. Сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Припев: Преподобне наш отче Сергие, моли Бога о нас.

В пещи искушений разжжения Божественная благодать ороси тя, Преподобне, и многосветла Троическим желанием показа, зовуща: благословен Бог отец наших.

Мир преобидев, славне Сергие, на земли яко безплотен пожил еси, и ангельским ликостоянием сподобился еси. Тем тя верою почитаем, досточудне.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В пристанище тихое вшед, Богомудре, житейских плаваний отвергл еси, и волнующимся житейскими спасительное окормление был еси, воспевающим: благословен Бог отец наших.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Жезл прорасте, Дево, из корене Иессеева всеблаженный плод, цвет носящи спасительный, верою Сыну Твоему вопиющим: отцев наших Боже благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь, халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Припев: Преподобне наш отче Сергие, моли Бога о нас.

Светоносный твой праздник, преблаженне Сергие, исполни радости и веселия духовнаго, благоухания же и просвещения, тя имущим заступника и правило монашествующим.

Молитвою непрестанною к Богу востекл еси, и оттуду Трисолнечными сиянии озарился еси, на враги борения поставив, приводя постников соборы новым житием, Христу вопиющим: дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В пощениих крепкое, в молитвах неленостное терпение в искушениях, Сергие, на земли показал еси, зовый: дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородительнице Чистая, души моея язвы греховныя и соблазны очисти, ко источником примешающи, яже из ребр Рождества Твоего, иже от них потекшим струям: к Тебе бо взываю, и к Тебе прибегаю, и Тя призываю, Богоблагодатную.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Припев: Преподобне наш отче Сергие, моли Бога о нас.

Светоявления духовнаго исполнен быв, Преподобне Сергие, светильник сияя издалеча явился еси, словесныя зари нам облистая, и Пребожественныя Троицы жилище показался еси.

Воистинну тя велика учителя, мудре Сергие, Российским странам Христос дарова, неложным правлением правяща отечество свое, и учения сладчайша меда изливающа: ихже яко от окрина и мы, вернии, почерпаем независтно.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Душетленныя страсти победив, яко пастырь истинный упасл еси словесное Христово стадо, еже выну благодатию Духа яко цветы райския питая, Преподобне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Псалмы Тя воспеваем, Обрадованная, и немолчно Ти, еже радуйся, вопием: Ты бо источила еси всем радование.

Светилен

Процвел еси, яко финикс, Давидски, отче, и обитель явился еси Духа Всесвятаго, Иже славна тя вселенней показа, о нас непрестанно Христа моли, почитающих верою пречестную память твою, преподобне Сергие.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Тя песньми немолчными ублажаем, Дево, яко от Троицы Единаго родила еси, Богородице, и носиши на божественных объятиих Пребогатое Слово, Невращное и Неизменное.

Основатель ее преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленс-кого монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 г., когда святитель Алексей вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды, по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия, как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» - и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», - сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.
доступны для поклонения в Троице-Сергиевой Лавре.

Епифаний Премудрый

Из «Жития преподобного Сергия Радонежского»

«Житие Сергия Радонежского» написано выдающимся русским писателем конца XIV — начала XV вв. Епифанием Премудрым. С 1380 г. он был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал жизнь и деятельность св. Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о преп. Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418 г. «Жития Сергия Радонежского», одного из лучших произведений русской агиографии.

Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены.

И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем, как начали петь Херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей возгласил: «Вонмем, святая святым!» — младенец в третий раз закричал.

Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию. Иерей окрестил его именем Варфоломей.
Отец и мать рассказывали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это». Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. Отрок со слезами молился: «Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня».

Печалились родители его, огорчался учитель. Все печалились, не ведая высшего предначертания Божественного промысла, не зная, что хочет Бог сотворить. По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил. Скажем, как научился он грамоте .

Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца, на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби; с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». С того часа он хорошо знал грамоту.

Раб Божий Кирилл прежде обладал большим именем в Ростовской области, был он боярином, владел большим богатством, но к концу жизни впал в бедность. Скажем и о том, почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду , из-за набегов татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве . И многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали. Из-за этого Кирилл переселился в Радонеж .

Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а стремился к иноческой жизни.

Стефан же немного лет пожил с женой, и жена его умерла. Стефан же вскоре оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы в Хотькове . Блаженный юноша Варфоломей, пришедши к нему, просил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место пустынное. Стефан, повинуясь, пошел вместе с ним.
Обошли они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное — это Бог наставлял их. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церкви небольшой и срубили ее.
И освящена была церковь во имя Святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни — во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву, поселился в монастыре Богоявления и жил, весьма преуспевая в добродетели.

И в то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха . И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни.

Порой его пугали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения — ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.
Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному . Преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его на пень или на колоду, чтобы, когда придет как обычно зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыне у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и, когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.

Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за всё благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях.
И потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыни: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому.

Но преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря: «Не можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыни: голод, жажду, неудобства и бедность». Они же отвечали: «Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем». Преподобный же еще раз спросил их: «Сможете ли вы терпеть трудности жизни на месте этом: голод, и жажду, и всякие лишения?» Они же ответили: «Да, честный отче, мы хотим и сможем, если Бог поможет нам и твои молитвы поддержат нас. Только об одном молим тебя, преподобный: не удаляй нас от лица твоего и с места этого, милого нам, не прогоняй нас».
Преподобный же Сергий, убедившись в вере их и усердии, удивился и сказал им: «Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: “Приходящего ко мне не изгоню вон”».

И построили они каждый отдельную келью и жили для Бога, глядя на жизнь преподобного Сергия и ему по мере сил подражая. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.

Собралось монахов не очень много, не больше двенадцати человек: среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который в числе первых пришел с верховьев Дубны; другой же монах, по имени Иаков, по прозванию Якута, — был он за посыльного, его всегда посылали по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись; еще один был по имени Анисим, который был дьяконом, отец дьякона по имени Елисей. Когда кельи были построены и тыном ограждены, не очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же Сергий три или четыре кельи сам своими руками построил.

И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Ведь удивительно поистине было видеть то, что у них было тогда: был от них недалеко лес — не так, как теперь, но где кельи строящиеся были поставлены, здесь же над ними и деревья были, осеняя их, шумели над ними. Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена и выращивали огородную зелень.
Но вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия, он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил, и каждого у кельи ставил.

Долго принуждала его братия стать игуменом. И наконец внял их мольбам.

Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие всё друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель Святой Троицы.

И начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братия умножалась, кельи строились.

Преподобный Сергий труды свои всё более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе никогда к стене не прислонялся.
Такой был обычай у блаженного сначала: после повечерия позднего или совсем глубоким вечером, когда уже наступала ночь, особенно же в темные и долгие ночи, завершив молитву в келье своей, выходил он из нее после молитвы, чтобы обойти все кельи монахов. Сергий заботился о братии своей, не только о теле их думал, но и о душах их пекся, желая узнать жизнь каждого из них, и стремился к Богу. Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. «Претерпевший, — сказано, — до конца — спасется».

Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется — негодовал он об этом и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал.
Прошло много лет, я думаю, больше пятнадцати. Во время княжения князя великого Ивана начали приходить сюда христиане, и понравилось им здесь жить. Начали по обе стороны места этого селиться, и построили села, и засеяли поля. Начали они часто посещать монастырь, принося различные нужные вещи. А была заповедь у преподобного игумена для братьев: не просить у мирян нужного для пропитания, но сидеть терпеливо в монастыре и ждать милости от Бога.

Устанавливается в обители общежительство . И распределяет блаженный пастырь братию по службам: одного ставит келарем, а других в поварню для печения хлеба, еще одного назначает немощным служить со всяческим прилежанием. Всё это чудесный тот человек хорошо устроил. Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но всё общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец. Но это рассказ о делах его, а в житии много распространяться об этом не следует. Поэтому мы здесь рассказ сократим, а к прежнему повествованию возвратимся.

Так как всё это чудесный отец хорошо устроил, число учеников умножалось. И чем больше их становилось, тем больше вкладов приносили ценных: и насколько в обители вклады умножались, настолько страннолюбие увеличивалось. И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся, говоря так: «Если эту мою заповедь будете хранить безропотно, воздаяние от Господа получите; и после ухода моего из жизни этой обитель моя эта весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять по благодатности Христа».

Так была рука его раскрыта для нуждающихся, как река полноводная с тихим течением. И если кто-нибудь оказывался в монастыре в зимнее время, когда морозы суровые стоят или же снег сильным ветром заметается, так что нельзя из кельи выйти, какое бы время он ни оставался здесь из-за такого ненастья, — всё нужное в обители получал. Странники же и нищие, а из них особенно больные, многие дни жили в полном покое и пищу, сколько кому нужно было, в изобилии получали согласно наказу святого старца; и до сих пор всё так сохраняется.
А поскольку дороги здесь из многих мест проходили, то князья, и воеводы, и воины бесчисленные — все получали нужную им достаточную искреннюю помощь, как из источников неисчерпаемых, и, в путь отправляясь, необходимую пищу и питье достаточное получали. Всё это служащие в обители святого всем с радостью подавали в изобилии. Так люди знали в точности, где всё необходимое находится в храмах, пища и питье, а где хлеб и варенья, и это всё умножалось из-за благости Христа и чудесного его угодника святого Сергия.

Известно стало, что Божьим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает.
Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Великий князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери». И, сказав и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь .

Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин, смело вступи в бой, со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».

Тогда князь великий Дмитрий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего знамени». Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносцу Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство.

Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал.
Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывал братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день.

Примечания:

1. Этот рассказ из «Жития Сергия Радонежского» послужил сюжетом знаменитой картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

2. В XIII—XIV вв. ростовские князья, как и многие другие правители Северо-Восточной Руси, вынуждены были регулярно ездить в Орду, добиваться подтверждения своих прав на княжение. Это стоило им немалых расходов, в том числе и на подарки хану, его приближенным.

3. Речь идет о нашествии татарской рати в ответ на восстание в Твери в 1327 г., после чего Иван Калита получил ярлык на великое княжение и присоединил к своим владениям часть Ростовского княжества.

4. Радонеж — город в Московском княжестве в XIV—XV вв., впоследствии пришел в упадок и перестал упоминаться как город. В настоящее время на месте древнего Радонежа находится село (в 4 км к востоку от станции Абрамцево, недалеко от Сергиева Посада, где расположена Троице-Сергиева лавра).

5. Один из древнейших монастырей в Подмосковье. Известен с начала XIV в. Постройки монастыря сохранились доныне на территории города Хотькова (в 8 км к югу от Сергиева-Посада).

6. Богоявленский монастырь основан в конце XIII в. к востоку от Московского кремля. Сохранился собор монастыря XVII в.

7. Сергий и Вакх — сановники римского императора Максима (286—310), который, узнав, что они христиане, отправил их к правителю Сирии Антиоху, известному своей жесткостью к приверженцам Христа. Там они подверглись пыткам и были обезглавлены. В память об одном из них Сергий Радонежский принял свое монашеское имя, весьма редкое в тогдашней Руси.

8. Преподобный — речь идет о Сергии.
9. Здесь — вечерня, церковная служба, совершаемая вечером.

10 Имеется в виду княжение Ивана Калиты (1325—1340).

11. Общежитийный устав существовал в ряде древних монастырей православного Востока. В соответствии с ним монахи отдавали в монастырь всё свое имущество, вели общее хозяйство, имели общую трапезу. Общежительство было принято в первых монастырях на Руси, в частности в Киево-Печерском. Однако в XIV в. в русских монастырях распространилось «особое житье» монахов, когда каждый из них жил особо, сохранял имущество, отдельно питался и т.д. Сергий Радонежский ввел в основанном им Троицком монастыре общежительство. Тот же устав вводился в других основанных им и его учениками монастырях.

12. Любовь к странникам, паломникам, нищим, стремление одарить их милостыней.

13. Наиболее подробно о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Куликовской битвой рассказывается в «Сказании о Мамаевом побоище». Там же говорится и о том, что Сергий направил с Дмитрием двух воинов-монахов, Пересвета и Ослябю, которые стали героями Куликовской битвы.

Выбор редакции
Торт "Дрова Под Снегом" благодаря своему белоснежному сметанному крему очень подходит для зимних праздников, особенно для новогоднего...

Если вы считаете блюда из яиц примитивными как в приготовлении, так и на вкус, у вас есть шанс изменить точку зрения. Готовка...

Жарится яичница из перепелиных яиц быстрее, чем из куриных: потребуется лишь 2–3 минуты вместо 5–6. Но если не хотите сохранить размеры...

В Европу яйца перепелов попали из Китая, чья народная медицина широко использовала ценный продукт в лечебных и косметических целях. Его...
Попробуйте ответить на вопрос: что самое главное на диете? Кто-то уверен, что секрет в минимальной калорийности. Кто-то докажет, что без...
Смородина самая распространенная ягода в России, и сок смородины многие садоводы используют в своей домашней кулинарии и заготовках на...
Не у каждого человека есть возможность достать свежие опята, чтобы приготовить изысканное блюдо. В таком случае есть прекрасная...
Продукт из ячменя, получаемый путём дробления зерна, нередко используется в качестве ежедневного приёма пищи. Всем нам с детства...
Калорийность: Не указана Время приготовления: Не указано Многие любят макаронные изделия: во-первых, потому что это вкусно,...