Перечень современных педагогических технологий. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании Образовательные технологии в школе перечень


Современные педагогические технологии в реализации ФГОС

«Любая деятельность может быть технологией,

либо искусством. Искусство основано на ин-

туиции, технология на науке. С искусства все

начинается, технологией заканчивается,

чтобы затем все началось сначала.»

В.П.Беспалько

В концепции модернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика.

В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения.

Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных

действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и

при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и

внедрение последних особенно актуальными.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Б. Т. Лихачев дает такое определение: «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса».

И.П. Волков дает такое определение: «Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

ЮНЕСКО – «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются , дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

    Информационно – коммуникационная технология; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

    Технология развития критического мышления

    Проектная технология

    Технология развивающего обучения

    Здоровьесберегающие технологии

    Игровые технологии

    Модульная технология

    Технология мастерских

    Кейс – технология

    Технология интегрированного обучения

    Педагогика сотрудничества.

    Технологии уровневой дифференциации

    Групповые технологии.

    Традиционные технологии (классно-урочная система)

Расскажу о некоторых из них.

1). Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

    открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

    инструменты «взрослой» информационной деятельности,

    среда информационной поддержки учебного процесса,

    гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

    современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:

    формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения ;

    освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций , динамическими таблицами ); различными мультимедийными источниками ; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

(Пример заданий по русскому языку на диске)

2). Технология развития критического мышления.

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. ( Использование сигнальных светофориков)

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

3). Проектная технология.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

    Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

    Формулирование цели и задач деятельности.

    Составление плана и программы.

    Выполнение плана.

    Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

4). Технология развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

    строят гипотезу,

    намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

    аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.


По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения : способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

5). Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

6). Игровые технологии.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1. По области применения:

-физические

-интеллектуальные

-трудовые

-социальные

-психологические

2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:

-обучающие

-тренинговые

-контролирующие

-обобщающие

-познавательные

-творческие

-развивающие

3. По игровой технологии:

-предметные

-сюжетные

-ролевые

-деловые

-имитационные

-драматизация

4. По предметной области:

-математические, химические, биологические, физические, экологические

-музыкальные

-трудовые

-спортивные

-экономически

5. По игровой среде:

-без предметов

-с предметами

-настольные

-комнатные

-уличные

-компьютерные

-телевизионные

-циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

-Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

-Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

-Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

§ стимулируется познавательная деятельность

§ активизируется мыслительная деятельность

§ самопроизвольно запоминаются сведения

§ формируется ассоциативное запоминание

§ усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

    мне интересно то, чему меня учат;

мне интересен тот, кто меня учит;

мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования

Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:
- универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;
- ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;
- специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения современных педагогических технологий в практику их деятельности.
В настоящее время в практике работы учреждений дополнительного образования детей используется ряд образовательных технологий.

1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.

2. Технология индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Его главная цель – персонифицировать образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

3. Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

4. Технология адаптивной системы обучения.
А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

5. Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).
В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
- превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
- в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
- гуманистическая ориентация образования;
- развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
- сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.

6. Технология коллективной творческой деятельности.
Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Задачи технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности, которое и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

7. Технология «ТРИЗ».
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

8. Технология исследовательского (проблемного) обучения.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – индивидуально, поэтому от педагога требуется использовать подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

9. Коммуникативная технология обучения.
Характерной чертой большинства педагогических технологий является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Отношения между участниками образовательного процесса – педагогом и ребёнком – основаны на сотрудничестве и равноправии.
Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения.
Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной деятельности.

10. Технология программированного обучения.
Технология программированного обучения – предусматривает усвоение учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ПК, электронные учебники и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.
Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
- информационный блок;
- тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
- коррекционно-информационный блок;
- проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
- блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. Технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить.

11. Информационно-коммуникационные технологии.
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео).
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
- как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам или разделам);
- как основная (наиболее значимая из используемых в данной технологии частей);
- как монотехнология (когда все обучение опирается на применение компьютера).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

12. Технология проектного обучения.
Технология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
- происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение.
Педагог превращается в куратора или консультанта.

13. Игровые технологии.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

14. Интерактивные технологии.
Интерактивные технологии обучения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.

15. Здоровьесберегающие технологии.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические;
- психолого-педагогические;
- физкультурно-оздоровительные.
Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале.
К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В заключение хочется ещё раз отметить, что все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Необходимость систематического повышения эффективности школьного обучения вызывает вопрос: какие образовательные технологии по ФГОС являются наиболее результативными? Какие организационные системы могут применяться в современной школе? Рекомендации экспертов по теме, включая перечень инновационных образовательных технологий, вы найдете в статье.

В основу федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения положен деятельностный принцип, предусматривающий необходимость организации обучения посредством передачи инициативы от учителя к учащимся. Современные образовательные технологии по ФГОС являются совокупностью педагогических методов, форм и средств, систематически используемых в учебно-воспитательном процессе и позволяющих неизменно достигать декларированного результата с допустимыми показателями отклонения. Признаки образовательных технологий нового поколения:

  • характер и последовательность действий учителя соответствует конкретному педагогическому замыслу, в их основе лежит обоснованная авторская позиция;
  • цепочка организационных действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, что обеспечивает последовательное движение в пользу намеченного результата;
  • педагог отказывается от практики объект-субъектного взаимодействия с детьми в пользу субъект-субъектного;
  • элементы педагогического процесса, основанного на моделирование ситуаций поиска, «открытия» знаний и анализа их практической ценности, могут быть воспроизведены любым учителем и отмечены достижением поставленной цели;
  • значимой частью технологии являются диагностические процедуры, позволяющие системно проводить само- и взаимоконтроль знаний.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Реализация образовательных проектов при переходе на ФГОС основного общего образования (примеры проектов)
- Профильное обучение в контексте реализации ФГОС среднего общего образования (актуализация нормативной базы)

Классификация образовательных технологий в соответствии с ФГОС

Необходимость качественного изменения системы российского образования, которая долгие годы опиралась на знаниевую основу формирования знаний, обусловливает необходимость постоянного ведения методологического поиска. Объединяя традиции отечественной педагогической науки и новаторские идеи, современные образовательные технологии, разрабатываемые в соответствии с ФГОС, позволяют удовлетворить требования регулятора и общественные запросы, а потому разработка и апробация активно ведения на всех уровнях. Уже сегодня можно выделить по-настоящему большое количество организационно-образовательных моделей ведения педагогической практики, которые могут использоваться в чистом виде, переосмысливаться с учетом реалий учебно-воспитательного процесса или специфики работы в конкретной школе, комплексно интегрироваться и дополняться.

Чтобы понимать возможности и особенности реализации образовательных технологий, педагогам следует понимать их границы, определяемые в рамках существующих классификаций.

Параметры классификации основных образовательных технологий по ФГОС Группы педтехнологий
По уровню применения
  1. Общепедагогические - могут использоваться для обеспечения целостности образовательного процесса на уровне учебного учреждения, школы, ступени обучения, региона, страны.
  2. Частнопредметные - реализуются в рамках одной предметной дисциплины.
  3. Локальные (модульные) - применяются в отдельных частях учебного процесса.
По организационным формам
  1. Классно-урочные и альтернативные.
  2. Академические и клубные.
  3. Коллективные, групповые, индивидуальные.
  4. Технологии дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной активностью школьников
  1. Традиционные (лекционные, предусматривающие использование учебников, пособий, ТСО).
  2. Дифференцированные (с участием «репетитора», в малых группах).
  3. Программированные (основанные на использование обучающих и контрольно-диагностических программ).
По подходу к ребенку
  1. Авторитарные, характеризующиеся реализацией субъект-субъектной модели, жесткой регламентации образовательного процесса, подавлением детской инициативности.
  2. Массовые. Рассчитаны на «средних» учеников, что обусловливает необходимость «дотягивания» слабых и поиска возможностей включения в систему одаренных детей. Технологии сотрудничества, в основу которых положены принципы равноправия, взаимоуважения, соавторства.
  3. Технологии свободного воспитания - предусматривают предоставление ребенку свободы выбора, в том числе при организации обучающей деятельности.
  4. Личностно-ориентированные образовательные технологии ФГОС ОО, основанные на идее выстраивания учебно-воспитательного процесса вокруг личности ребенка, что гарантирует возможность поступательного, комфортного и гармоничного возрастного развития.
  5. Гуманно-личностные, вдохновленные идеями психотерапевтической педагогики, направленными на поддержку самоценности личности.
  6. Технологии продвинутого образования, направленные на углубленное изучение отдельных дисциплин (характерны для гимназистской, лицейской системы образования).
  7. Технологии компенсирующего обучения - рекомендованы в рамках обеспечения психолого-педагогической коррекции, «выравнивания», адаптации в системе школьного образования детей с недостатками возрастного развития.
По уровню ориентации на личностные структуры
  1. Информационные, направленные на закрепление базовых ЗУН.
  2. Операционные, обеспечивающие тренировку широкого спектра интеллектуальных действий.
  3. Технологии саморазвития (предусматривают формирование способов умственных действий).
  4. Эвристические, предусматривающие реализацию личностного творческого потенциала.
  5. Прикладные - их применение обеспечивает развитие действенно-практической сферы личности.
По характеру содержания
  1. Обучающие и воспитательные.
  2. Светские и религиозные.
  3. Общеобразовательные и профориентационные.
  4. Гуманистические, технократические.
  5. Моно-, политехнологии.

В современной педагогической науке совокупно выделяют более ста организационно-педагогических решений, но в российских школах широко используются только наиболее эффективные образовательные технологии ФГОС, в числе которых - развивающее, проблемное, разноуровневое обучение, метод проектов, ТРИЗ, технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая технология, система инновационной оценки «портфель достижений». Рассмотрим подробнее теоретические особенности и возможности реализации основных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационная образовательная технология обучения по ФГОС

Ввиду того, что ключевой целью модернизации системы российского обучения является улучшение качества обучения подрастающего поколения, создание условий для гармоничного развития личности, способной свободно ориентироваться в информационно-коммуникационном пространстве, самостоятельно «добывать» знания, расширять имеющийся теоретический и практический опыт, внедрение ИК-технологий в повседневный учебно-воспитательный процесс является приоритетным направлением ведения педагогического поиска.

Современные информационно-коммуникационные образовательные технологии и методики ФГОС направлены на формирование у детей устойчивой мотивации к самообразованию, развитие коммуникативных компетенций и критического мышления, что можно реализовать посредством:

  1. Предоставления учащимся свободного доступа к информационным ресурсам, содержание которых не противоречим государственным, правовым и нравственным нормам.
  2. Использования всех доступных средств информационной поддержки учебно-воспитательного процесса.
  3. Внедрения контрольно-диагностических методик, соответствующих требованиям времени (ведение электронных дневников, тестирование на ПК, учреждение детско-родительских тематических чатов).
  4. Реализации процесса индивидуализации, дифференциации обучения, повышение результативности уроков за счет использования обучающих возможностей специальных технических средств.

Образовательные технологии по ФГОС, направленные на формирование критического мышления

В условиях свободного выбора, повсеместной доступности информации, которая постепенно утрачивает ценностный аспект, образовательные технологии критического мышления наиболее полно соответствуют требованиям ФГОС в вопросе формирования метапредметных компетенций будущих выпускников школы. Привитие особого способа восприятия данных, предусматривающего их обязательный анализ на предмет достоверности, осуществляется на основе проектирования особых образовательных ситуаций, когда учащимся предлагается системная работа с различными источниками знаний, которые необходимо классифицировать, систематизировать, соотнести с имеющимся знаниевым опытом, оценивая уровень полезности и практичности.

Педагогическая технология критического мышления предусматривает последовательное моделирование образовательных ситуаций, обусловливающих необходимость «прохождения» учащихся через три стадии: вызова, осмысления и рефлексии. Благодаря этому дети учатся трезво оценивать информацию, отсекая неподтвержденные домыслы и предположения, аргументированно формировать собственное мнение, строить причинно-следственные связи и логические цепочки, высказывать свою точку зрения корректно, соблюдая принципы толерантности и взаимоуважения.

В рамках образовательной технологии критического мышления используют многочисленные методические приемы: кластеризацию, проведение «мозгового штурма», составление эссе, сиквейнов, дискуссии, интеллектуальные разминки, создание «шкатулок полезных идей» и многие другие.

Проектная образовательная технология по ФГОС

Метод создания проектов как педагогический прием широко применяется в школах США с целью наочной демонстрации учащимся высокой практической ценности получения знаний, общего повышения показателей учебной мотивации. В числе современных образовательных технологий по ФГОС моделирование проектов считает одним из наиболее ценных, поскольку он:

  1. Открывает возможности для глубокого исследования конкретной проблемы, формирования знаний в рамках перехода от точечного к общему.
  2. Способствует развитию коммуникативной культуры, практики активного группового взаимодействия.
  3. Предполагает представление учащимся точки зрения с обязательной аргументацией, готовностью отстаивать ее в форме ведения конструктивной дискуссии с «оппонентами».

Создание проектов широко практикуется при подготовке дисциплинарных или тематических выставок, конкурсов научных работ, учебных фестивалей, ведении поисковой направленной работы одаренными учащимся при содействии педагогов. При условии грамотной реализации данная технология обеспечивает комплексное формирование у детей поисковых, анализаторских, презентационных и рефлексивных умений.

Образовательные технологии реализации ФГОС через проблемное обучение

Практика развивающего (проблемного) обучения, основанная на дифференциации областей знаний на ранее изученное, переходящее и неизвестное, была представлена советскими педагогами еще в середине прошлого столетия, и сейчас она уверенно вошла в число наиболее эффективных видов образовательных технологий по ФГОС. Базируется на направленном моделировании педагогом ситуаций, обусловливающих познавательную активность детей на пути к расширению знаний через определение границ известного, формулирование предположений и гипотез, поиск оптимального пути разрешения образовательной проблемы, проведение коллективного обсуждения и рефлексии.

Технология проблемного обучения, способствующая не только формированию у детей системы знаний и умений, но и достижению высоких интеллектуальных качеств, уверенности в собственных силах, может быть эффективна только при условии соответствия поставленной задачи реальному знаниевому уровню учащихся, когда возможно выделение границы уже известного и требующего подтверждения. При этом далеко не каждое проблемное задание содержит в себе проблемную ситуацию, что обусловливает необходимость тщательной предварительной подготовки при применении данного метода обучения.

Использование современных образовательных технологий, включающих игровой компонент, по ФГОС

Игра является одним из основных адаптационных механизмов детского возраста, способствующих усвоению знаний о явлениях, предметах, моделях поведение через воссоздание опыта. Игровые образовательных технологии, характеризующиеся высоким уровнем охвата аудитории, при условии должной адаптации широко применяются во время педагогической работы с школьниками разных возрастных групп.

Дидактические игры классифицируют:

  1. По областям применения - физические, интеллектуальные, социальные, поисковые.
  2. По типу обучающего компонента - информационные, тренинговые, обобщающие, диагностические, контролирующие.
  3. По специфике технологии - предметные, деловые, имитационные.
  4. По предмету - языковые, литературные, математические, физические и т.д.
  5. По типу среды - без или с предметами, компьютерные, настольные.

Педагогическая игровая технология способствует проектированию образовательного процесса по ФГОС, в рамках которого накопление и закрепление знаний ведется легко и непринужденно, дети учатся спокойно реагировать на неправильные ответы и искать верные, появляется возможность в полной мере реализовать дифференциацию процесса обучения и психологически комфортный контроль знаний. Во время участия в дидактических играх, включающих соревновательный компонент, школьники учатся мыслить самостоятельно, активно взаимодействовать между собой, демонстрировать активность и самостоятельность, что способствует повышению учебной мотивации и позволяет улучшить показатели динамики образовательного комплекса в целом.

Модульная образовательная технология в школе по ФГОС

Для учащихся основной школы преимущественно характерно последовательное снижение учебного интереса, в особенности к дисциплинам, овладение которыми вызывает серьезные затруднения. Новейшие образовательные технологии ФГОС, предусматривающие возможность учителя разделить учебный материал на отдельные модули, позволяет переломить сложившуюся тенденцию и повысить уровень качественного усвоения знаний детьми, а также обеспечить равные условия обучения в классах, где наблюдается значительная дифференциация способностей обучающихся. Важно отметить, что модулем может считаться информационный блок, для которого характерно наличие четко сформулированной цели, мини-программы, перечня практических заданий разного уровня сложности, а также схемы проведения контрольного оценивания.

В рамках модульной технологии детям предлагается осваивать знания короткими блоками, по каждому из которых проводится промежуточное оценивание. За выполнение из каждого видов деятельности учащиеся накапливают баллы, сумма которых формирует итоговую оценку. Помимо развития самостоятельности, формирования навыков самооценивания, данная образовательная технология открывает школьникам возможность не зацикливаться на промежуточных результатах, даже если они не соответствуют ожиданиям, а приложить усилия к исправлению учебной ситуации во время освоения следующего модуля.

Образовательная технология разноуровневого обучения в условиях реализации ФГОС

Еще одно эффективное организационно-педагогическое решение, позволяющее гарантировать равные возможности всех учащихся (независимо от психофизических способностей) к освоению программного минимума, - организация разноуровневого обучения. Данная образовательная технология позволяет наиболее полно обеспечить условия для реализации ФГОС, поскольку в ее основу положена идея оценивания не результата учебной деятельности, а усилий, приложенных ребенком по овладению программным материалом и его дальнейшему применению.

Для возможности внедрения системы разноуровневого обучения практические задачи по каждому из предметов должны быть дифференцированы с учетом глубины и сложности учебного материала (но не ниже базового минимума). За учащимися закрепляется право выбирать задания того уровня, который соответствует личным образовательным потребностям и устремлением, при этом по разным предметам уровни глубины изучения материала могут отличаться. При реализации технологии разноуровневого обучения ключевая задача педагогов заключается в поддержке детской инициативы, оказания поддержки при желании учащегося повысить «планку», чтобы добиться более высоких образовательных результатов.

Педагогика сотрудничества - современная образовательная технология реализации ФГОС

Ввиду курса на повсеместную гуманизацию системы образования, в центр которой ставятся интересы и потребности ребенка, была разработана методология педагогики сотрудничества, которая характеризуется сохранением максимального уровня психологического комфорта для школьников и учителей. В числе современных образовательных технологий реализации ФГОС педагогика сотрудничества является наиболее непростым организационным решением ввиду необходимости:

  • полного отказа от требований, передачу учебной инициативы от педагога к ребенку с одновременным обеспечением индивидуализации образовательного процесса;
  • использования в дидактических пособиях специальной словесно-символьной системы, определяющей характер учебных действий (прочитай, напиши, запомни, обрати внимание);
  • обеспечения детям свободного вида деятельности в зависимости от личных потребностей и текущего состояния;
  • проведения систематического самоанализа и поиска путей для коррекции затруднений (при поддержке учителя).

Новая образовательная технология по ФГОС - технология мастерских

Качественно новым организационным решением, являющимся альтернативой традиционной классно-урочной системе, признана технология мастерских, основанная на принципах педагогики воспитания, партнерства, методах полного погружения, ведения безоценочной образовательной деятельности.

Концептуально в рамках реализации данной технологии учитель становится «мастером», который после создания особой эмоциональной атмосферы открывает подопечным «таинства» мира знаний. Благодаря этому получение новой информации организуется в парах или мини-группах через активизацию уже имеющегося учебного опыта, посредством последовательного «наслаивания». «Мастер» при этом создает все новые и новые возможности для развития, самостоятельного поиска и творчества, что способствует развитию детской инициативы, коммуникабельности, готовности к активному взаимодействию в группах. В свете этого можно легко провести параллели между технологией мастерских и методом проектов, но первая характеризуется большей степенью созидательности, а потому представляет для учителя множество организационных сложностей. Конечно, в условиях современной школы проектирование мастерских не может осуществляться системно, но в качестве способа активизации познавательной активности данная технология очень эффективна.

Особенности реализации современных образовательных технологий в школе по ФГОС

Полный список современных образовательных технологий по ФГОС, которые могут быть реализованы в условиях современной школы, очень объемный. Помимо вышеперечисленных, он также охватывает здоровьесберегающие организационно-педагогические решения, активные методы обучения, технологию опережающего обучения, кейс-технологию и многие другие. Поэтому одной из значимых задач практикующих педагогов становится поиск тех новаторских практик, которые бы в условиях реальной образовательной ситуации позволили бы создать оптимальные условия для овладения детьми программным материалом, формирования у них метапредметных компетенций, гармоничного развития с последовательным раскрытием природных дарований.

Принято различать три уровня применения педагогами образовательных технологий по ФГОС на уроках в школе:

  1. Элементарный. Учитель применяет элементы технологий эпизодически, интуитивно, допуская погрешности при реализации установленных алгоритмов.
  2. Развивающийся. Педагог в целом следует алгоритмам технологии, использует широкий спектр педагогических приемов и методов, но допускает незначительные ошибки и исключает возможность творчества.
  3. Оптимальный, характеризующийся уверенным использованием образовательных технологий, гарантированным достижением декларируемых результатов с допустимым показателем погрешности, готовностью учителя уверенно сочетать элементы организационных решений, вести творческий поиск.
Учителям и руководителям школ следует помнить, что достижение высоких результатов учебно-воспитательной деятельности в условиях нового времени невозможно без применения образовательных технологий по ФГОС, что обусловливает необходимость принятия комплекса мер по их изучению, интеграции в процесс школьного обучения и совершенствования с учетом реальной образовательной ситуации.

Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)

Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)

Название технологий

1.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

1.3.

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

2.1

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

2.4.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1.

Технология С. Н. Лысенковой:перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А.С.Границкая,В.Д.Шадриков

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин,В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.

«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

4.3.

Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П.М.Эрдниев)

4.4.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

5.

Частнопредметные педагогические технологии.

5.1.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

5.2.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)

5.3.

Технология обучения математике на основе решений задач (Р.Г.Хазанкин)

5.4.

Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

5.5.

Система поэтапного обучения физике(Н.Н.Палтышев)

6.

Альтернативные технологии

6.1.

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

6.2.

Технология свободного труда(С.Френе)

6.3.

Технология вероятностного образования(А.М.Лобок)

6.4.

Технология мастерских

7.

Природосообразные технологии

7.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

7.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

8.

Технология развивающего обучения

8.1.

Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

8.3.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

8.4.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер,
И.П.Иванов)

8.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)

8.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9.

Педагогические технологии авторских школ

9.1.

Школа адаптирующей педагогики(Е.А.Ямбург,Б.А.Бройде)

9.2.

Модель «Русская школа»

9.3.

9.4.

Школа-парк (М.А.Балабан)

9.5.

Агрошкола А.А.Католикова.

9.6.

Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Учитель также может использовать другие современные образовательные технологии.

Пройдет совсем немного времени, и все то, что для нас в образовании было привычным (лекции, тетрадки, грифельные доски), станет примитивным прошлым. Редактор интернет-журнала о будущем образования Edutainme Наталья Чеботарь рассказала «Снобу» о том, какие образовательные технологии вскоре до неузнаваемости изменят процесс обучения

1. Одной из самых революционных современных образовательных технологий являются массовые открытые онлайн-курсы (massive open online course - MOOC), которые начались в Стэнфорде с Udacity и Coursera (в 2012-м) и с инициативы MIT edX.

Открытые онлайн-курсы делают качественное образование настолько доступным, что раньше это и представить было невозможно - я, например, выросла в Кишиневе и не могла даже мечтать о том, чтобы, не выходя из дома, слушать лекции преподавателей мирового уровня и получать за эти курсы дипломы.

Сначала университеты начали выкладывать свои лекции, в частности, MIT много лет делал свою библиотеку лекций, потом к ним стали добавлять другие функции. К тому, чтобы сделать открытый бесплатный курс с проверочными заданиями, которые позволят сказать, что человек его успешно прошел, образовательные технологии пришли два года назад.

2. Следующая технология - так называемые большие данные.

Когда вы задаете в интернете параметры поиска, весь мир, который есть в онлайне, настраивается на ваши параметры. В образовании этого пока нет. В компьютерных и сетевых образовательных методиках можно собрать и проанализировать данные, например, о миллионе кликов и видеть, с чем именно у человека возникают проблемы, где он не понимает; можно сравнивать его с другими учащимися; можно давать рекомендации по тому, каким образом ему продвигать обучение, можно выстраивать персональные траектории.

Большие данные сами по себе позволяют сделать очень много интересных выводов, и благодаря им педагогика превращается в точную науку, которой она раньше не была. Если раньше мы получали информацию, опросив тысячу человек, или проводили эксперимент в ста школах, или оценивали эффективность обучения несколько раз в году, то сейчас можно померить все что угодно на бесконечном количестве учеников и увидеть, что работает, а что нет, какие методики и педагогические приемы дают результат, а что является непроецируемым и немасштабируемым эффектом харизматичности и личных свойств преподавателя. Большие данные дают возможность сделать процесс обучения более точным. Кроме того, они делают возможным существование следующей технологии - адаптивного обучения.

3. Адаптивное обучение - это когда ученик получает на основании больших данных рекомендации по содержанию, процессу, методикам и темпу обучения, когда для него выстраивается образовательная траектория.

Все коммерческие онлайн-сервисы (например, сайт по продаже билетов) бесконечно адаптируются под вас, потому что они таким образом зарабатывают деньги. То же самое теперь можно делать и в образовании. Самый известный в этой области стартап Knewton берет любой контент (видео, игру, лекцию) и использует огромное количество разных метрик к этому контенту, чтобы понять, как человек с ним взаимодействует. Как на сайтах есть google analytics, так и адаптивное обучение - это такой аналитик для образования. При этом он не только собирает данные, но и перерабатывает их и рекомендует студенту тот контент, который будет для него наиболее эффективным.

4. Обучайся, играя: еще одна мощная новая образовательная технология - геймификация.

Все знают, что обучение через игру - лучшее, что можно придумать, так учатся дети, все это давно доказано исследованиями. Смысл геймификации - вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом контексте: например, превратить в игру мытье посуды. В России о ней стали говорить после взлета Foursquare, который геймифицировал свое приложение, и все стали пытаться геймифицировать всё подряд.

5. Другая методика, которая сейчас набирает обороты, - смешанное (гибридное) обучение, blended learning.

Его смысл в том, чтобы сочетать обучение за компьютером и общение с живым учителем. Благодаря тому, что можно индивидуально собирать курс из частей разных курсов, геймифицировать, адаптировать, собирать данные и давать обратную связь, в смешанном обучении есть возможность выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию и дать ребенку управление своим обучением.

Выглядит это так: ребенок приходит в школу, получает плей-лист, в котором написано: сейчас ты будешь делать то-то, потом пойдешь туда, потом сюда. В школе нет уроков, нет классов. Каждый ученик идет по своей программе. Плей-лист может быть напечатан на бумажке, может быть в приложении в телефоне, может показываться на экране при входе. Далее ребенок идет заниматься на компьютере. Если ему нужна помощь, он занимается с учителем, а учитель благодаря программе уже знает, что именно недопонял ученик. Расписание становится тоже очень подвижным и электронным, каждый день оно меняется, и учитель тоже каждый день получает плей-лист, где говорится: сегодня этому надо помочь с этим, потом собрать вот этих трех и сделать с ними то-то. Ребенок сам управляет своей программой обучения, но не может перейти на следующий уровень, пока не освоит предыдущий блок на отлично. Таким образом полностью ломается классно-урочная система, потому что не остается ни традиционных классов, ни уроков.

Что дадут новые образовательные технологии традиционной школе в ближайшие пять лет:

Отомрет традиционная классно-урочная система, и каждый сможет учиться в своем темпе, по личному учебному плану, столько, сколько именно ему требуется для прохождения программы. Это значит, что сильные ученики смогут самостоятельно уходить вперед, а слабые получат больше внимания и поддержки за счет быстрой обратной связи внутри программ и освободившегося специально для них времени учителя.

Автоматизируется проверка работ, проведение выпускных экзаменов, ЕГЭ.

Родители, даже незаметно для себя, начнут активнее участвовать в образовательном процессе, получая уведомления о жизни ребенка в школе через мобильный телефон (это есть уже сейчас). Появятся образовательные приложения, которые будут формировать отчеты об успехах ребенка, давать методические рекомендации о том, как именно родитель может помочь своему ребенку усвоить конкретную тему - куда сходить, что посмотреть-почитать, о чем рассказать и как увлечь.

Будет существовать оперативная обратная связь, которой раньше в обучении не было. Раньше было так: ты сдаешь работу и получаешь результат через неделю, а за это время вы уже прошли новую тему, и если ты получил по работе тройку, то к старой теме никто не возвращается, и непонятный вопрос так и остается. В интернете многие вещи автоматизируются, и ты получаешь мгновенную обратную связь, сразу знаешь, где ошибся, сразу можешь исправить ошибку.

Новые образовательные методики позволят создавать контент из множества разных кусочков, собирая его под себя. В науке сейчас становится все более важной междисциплинарность, и сегодня можно делать курсы именно на стыке дисциплин - взять кусочек из биологии, химии и программирования и собрать свой курс, что раньше было сделать невозможно.

Выбор редакции
Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью...

Законы Менделя Схема первого и второго закона Менделя. 1) Растение с белыми цветками (две копии рецессивного аллеля w) скрещивается с...

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь) Разделительный мягкий знак (ь) Роль и значение мягкого знака в...

Важной частью языкознания является орфоэпия - наука, изучающая произношение. Именно она отвечает на вопрос о том, ставить ударение в...
Разделы: Русский язык Тип урока: урок обобщения и систематизации. Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью,...
Корень - основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого...
Только на первый взгляд кажется элементарной темой. На самом деле здесь есть множество своих нюансов, без знания которых писать грамотно...
В конце апреля астрономы в северном полушарии получат возможность наблюдать метеоритный дождь Лириды, который является пыльным следом ,...
Как вы думаете, если бы Луна была ближе к нашей планете, чем сейчас, как бы она выглядела? Но давайте обо всем по порядку. Ученые – люди...