Архитектурный комплекс регистан в самарканде. Регистан в самарканде. Цены за вход


"Я - Регистан, я - сердце Самарканда".

Регистан - украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира, которая находится в центре старого Самарканда. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным: величие и красота Регистана вызывают у всех без исключения чувство восторга.

Бытует легенда , что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни , и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» - песок и «стан» - место) - место, покрытое песком. Помимо всего прочего, это было место, где собирался народ, ибо именно здесь оглашались все королевские указы, перед прочтением которых громко трубили в трубы. Но не стоит забывать, что изначально, в начале XV века, на площади еще не было ни одного из тех уникальных памятников средневекового восточного зодчества, которые сейчас окружают ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля .

Регистан - огромная площадь, замощенная обожженным кирпичом и булыжниками, на которой стоит ансамбль из трех величественных средневековых университетов, включенный в 2001 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . Центром этого ансамбля, считающегося одним из величайших сооружений исламского мира, является , слева от него построено , а справа - .

Строительство медресе шло в разное время. Первым было медресе Улугбека , возведенное в период с 1417 по 1420 гг. по распоряжению внука Тимура - правителя и астронома Улугбека . Двумя веками позже по распоряжению самаркандского правителя Баходура Ялангтуша были построены еще два монументальных здания: медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трех строений являет взору свой неповторимый декор - филигранные вырезанные в камне узоры, украшающие стены и порталы. Голубые купола медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи облицованы глазурованной плиткой, которая ярко сияет на солнце, с какой бы стороны оно не светило. Изящество драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовые купола и величественные минареты Шердора, золотые росписи стен Тилля-Кари - все это поражает, удивляет и притягивает.

Однако был период, когда Регистан погрузился в запустение. С конца XVII века и особенно в первой половине XVIII века город переживал кризис: столицу ханства перенесли в Бухару, и Великий шелковый путь перестал проходить через Самарканд. Медресе Регистана опустели. По свидетельству современников, был даже период, когда город почти полностью опустел, а в медресе жили дикие звери. К концу XVIII века Самарканд стал постепенно оживать, и вновь закипела жизнь на Регистане: здесь снова появились многочисленные мелкие лавки и строения, а маддахи (рассказчики), сопровождая повествование жестами, полными драматизма, громко славили подвиги святых и героизм прославленных воинов давно минувших дней. В 1875 году площадь была выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города.

Сегодняшний Регистан продолжает удивлять и впечатлять и навсегда остается в памяти и сердцах прикоснувшихся к нему. Два раза в год на площади Регистан проводится большой музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются творческие коллективы со всей Азии. Здесь, на Регистане, проходят и другие фестивали и праздники , а в будние дни на площади работают мастерские и лавочки , в которых туристы могут приобрести уникальные вещи, сделанные руками восточных мастеров.

было построено внуком Великого Тамерлана в 1417-1420 годах и стало самым прекрасным из всех его творений. Гордые громады древних стен и башен медресе Улугбека возвышаются над легендарной площадью Регистан . Как говорят самаркандцы, от тяжести медресе Улугбека в Самарканде "хребет земли приходит в содрогание".

Само здание медресе обращено к площади величественным порталом со стрельчатой аркой. Помимо традиционных цитат из Корана на портале написано следующее: "Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нем навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нем люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - "живут в нём учёные".

Главный фасад медресе, обращенный к площади Регистан , выделен величественным порталом. Орнамент из резной мозаики, майоликовой плитки, резного мрамора, облицовка здания украшена каллиграфическими письменами изумительной работы - художественное совершенство в наивысшей его степени.

По углам медресе - высокие купола и стройные минареты , над входной аркой - мозаичное панно с геометрическим орнаментом. В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты - для двух человек. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй - для отдыха. Освещались комнаты при помощи масляной лампы. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока . Здесь учился Абдурахман Джами - знаменитый поэт, учёный и философ.

Кто был архитектором этого потрясающего здания, не уступающего постройкам Амира Тимура в художественном отношении и значительно превосходящего их по своей прочности, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что Улугбек лично принимал участие в строительстве медресе.

При всей своей монументальности здание кажется легким и изящным. Рельефных деталей стен, которые указывали бы на их значительную толщину, или совсем нет, или же они сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент , сине-голубые изразцы на стенах также способствует ощущению легкости, а стройные цилиндрические минареты как бы вписали здание в вечно синее самаркандское небо. В декоре в основном использованы три характерных для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Присутствие других цветов в оформлении говорит об участии в строительстве и мастеров из других регионов.

Как гласит предание , помимо целой плеяды известных ученых (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи и других), читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии, богословию, о человеке и мировой душе, в медресе преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 ученых, но никто не смог понять эту научную речь, кроме самого Улугбека и его учителя Казы-заде Руми, которого современники называли "Платон своей эпохи".

К несчастью, Улугбек, великий ученый и просветитель, математик и астроном, не смог вовремя заметить опасность, исходившую от самого родного человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было брошено на пороге его скромного жилища в стенах медресе. Но справедливость восторжествовала: через пять с половиной месяцев сам Абдулатиф будет казнен, а на могиле его напишут “отцеубийца”.

("Обитель львов") назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде - барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано "Господь Всемогущ!".

Это медресе было возведено в Самарканде на площади Регистан в первой половине XVII века. Здание, архитектором которого был зодчий Абдул Джаббар, строилось почти 17 лет (1619-1636 гг.). Медресе Шердор повторяет медресе Улугбека, но с искаженными пропорциями. Скорее всего, именно несоизмеримо большие размеры купола послужили причиной того, что здания разрушилось уже через несколько десятков лет после постройки.

Все стены медресе покрыты цитатами из Корана . С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады: великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам медресе множество туристов. Множество вьющихся цветов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор, украшают мозаичное панно дворовых арок. При этом интерьер худжр-келий, в отличие от внешнего убранства, строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: комната для занятий, небольшая кладовая и отдельное место для сна.

В начале XX века в медресе начались большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования : отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала. Все работы велись с соблюдением древних традиций узбекских народных мастеров, согласно которым разборка и кладка свода производилась без кружал. Кладка была закончена в 1925 году. Позже были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе. В 1960-1962 годах были отреставрированы два минарета высотой 31 метр главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.

(«Отделанное золотом») начали строить в 1646 году на месте оставшегося еще со времен Улугбека караван-сарая Мирзои. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, это медресе должно было своим главным фасадом замкнуть ансамбль на площади Регистан с северной стороны, а в самом здании должна была разместиться мечеть , чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из медресе. Особенно впечатляет в медресе стенная живопись и богатая позолота внутренних стен главного помещения мечети.

Главный фасад состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами-лоджиями и угловыми башнями - гульдаста. Двор с четырьмя айванами по периметру окружен кельями в два этажа. Остальные стены и свод были сплошь покрыты росписью "кундаль " с обильной позолотой. Позолочен был михраб (молитвенная ниша в стене, обращенной к Мекке) и 11-ступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие позолоты в отделке и определило название медресе - Тилля-Кари. Дворовые и наружные фасады облицованы мозаикой и майоликой с различными узорами - геометрическими, растительными и эпиграфическими. Добротные деревянные двери украшены тонким орнаментом.

В начале XIX века сильное землетрясение разрушило в Тилля-Кари из без того накренившийся главный портал. Позже верхняя его часть была отстроена затем заново, но на ней уже не было изразцовой облицовки. Реставрационные работы в Тилля-Кари начались в 20-х годах прошлого века: узбекские мастера-керамисты укрепили оставшиеся старые изразцы и изготовили новые. В начале 30-х годов изразцами местного производства облицевали боковые части переднего фасада медресе. Реставрация Тилля-Кари продолжилась в 1950-1956 годах: тогда восстановили облицовку дворовых фасадов и большого барабана мечети, укрепили металлическими «связками» юго-западный угол медресе и южную галерею мечети. В 1958 году был реконструирован портал с наружной облицовкой восточной стены внутри двора.

Близлежащие сооружения.
Мавзолей Шейбанидов находится к востоку от медресе Тилля-Кари и представляет собой большое количество надгробий, самое старое из которых датируется XVI веком. Именно к тому времени, когда установилась власть династии Шейбанидов, а Бухара снова стала столицей одного из сильнейших государств Средней Азии. Основателем династии является Мухаммад Шейбани, внук Абул Хаира. В 1500 году Мухаммад Шейбани при поддержке Чагатайского ханства, ташкентских правителей, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. В 1503 году Шейбани выступил против своих благодетелей и захватил Ташкент, после, в 1506-м, пала Хива, а в 1507-м - Мерв (Туркмения), восточная Персия и западный Афганистан. В течение последующих лет кочевые узбеки под предводительством Мухаммада Шейбани прочно обосновались в оазисах Центральной Азии.

Торговый купол Чорсу - яркое подтверждение тому, что Регистан был центром торговли средневекового Самарканда - расположен с обратной стороны медресе Шердор. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке и перестроено в начале XVIII века. В 2005 году торговый купол отреставрировали, при этом, чтобы восстановить истинную высоту здания, был счищен трехметровый слой грунта. Сейчас в куполе Чорсу находится галерея изобразительного искусства , где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Фотографии:

Площадь Регистан в Самарканде

Первоначальное название Самарканда звучит как Симескинт, т. е. «большое, богатое селение». Такое название было вполне оправдано в те далекие годы, когда великий завоеватель Тимур решил сделать «селение» столицей своей державы, превосходившей по размерам Римскую империю. Безвестный летописец писал о Самарканде: «Тимур так хотел возвеличить этот город, что какие страны он ни завоевывал и ни покорял, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестную землю. Из Дамаска привел он всяких мастеров, каких только мог найти: таких, какие ткут разные шелковые ткани, таких, что делают луки для стрельбы и разное вооружение, таких, что обрабатывают стекло и глину, которые у него лучшие на всем свете. Из Турции привез он ремесленников, каких мог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось. Кроме того, он привез инженеров и бомбардиров и тех, которые делают веревки для военных машин. Они посеяли коноплю и лен, которых до сих пор не было на этой земле. Сколько всякого народу со всех земель собрал он в этот город – как мужчин, так и женщин, – что всего, говорят, было больше полутораста тысяч человек».

Выстраивая свой город, «властелин Азии» шел по следам древних арабов, которые в VII–VIII вв. поселились в этих местах, принеся с собой религию ислама. Впоследствии многие города, в том числе и Самарканд, были начисто стерты с лица земли полчищами Чингисхана, и возрождаться они начали только с конца XIV в., после победоносных битв Тимура. Он не только разгромил Золотую Орду и открыл торговые пути на запад. Великий воитель наголову разбил грозного турецкого султана Баязета, завоевал часть Кавказа, Месопотамию и Сирию. В России Тимур дошел до Ельца, а в Индии разрушил древний город Дели. Став богатейшим властителем Востока, Тимур решил прославить свое имя в памятниках архитектуры, для чего и был избран древний город, чья слава отныне должна была связываться с именем покорителя азиатского континента. Начало было положено постройкой самой большой в мире мечети Биби-Ханым, которую по праву можно назвать «симфонией в камне».

Те части здания, которые воспринимаются только издали, покрыты крупными геометрическими узорами – синими, бирюзовыми, белыми с вкрапленными в них черными и зелеными кирпичами. В местах же, рассчитанных на рассматривание вблизи, преобладает изразцовая мозаика с мелким цветным орнаментом.

Самаркандские мастера умели изготовлять кирпичи настолько мягкие, что их легко можно было резать ножом. По заранее составленному рисунку мастера вырезали сотни тысяч маленьких цветных кусочков и выкладывали ими узорное панно, как ковром, покрывающее мечеть Биби-Ханым.

Всю центральную часть мечети, рассчитанную на десять тысяч молящихся, занимает огромный прямоугольный двор. В него ведет гигантский стрельчатый портал, словно охраняемый по бокам двумя башнями. Это минареты, откуда муэдзины, распевая молитвы, призывают правоверных в мечеть.

Колоссальный портал намного выше основного здания – черта, характерная для среднеазиатской архитектуры. Чем значительнее здание, тем больше и богаче его портал.

Главным сооружением мечети и гордостью являются арка ее второго портала и стоящий на ней купол, покрытый изразцовым нарядом, высотой в сорок один метр. Он так велик, что даже вход в египетский храм рядом с ним может показаться миниатюрным. Да и вся постройка подавляет своей грандиозностью, подчеркнутым контрастом огромных порталов и легких галерей, безмерными массами отдельных своих объемов и гигантскими масштабами плоскостей, покрытых мозаикой.

Здесь надо сказать, что керамические изделия – политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие плитки – в изобилии использовались для декора фасадов и внутренних поверхностей стен, а также в качестве покрытия нескольких заостренных в верхней своей части куполов мечетей и мавзолеев. Преобладающим цветом глазурованных плиток был сине-голубой. На этом общем голубом фоне выступали белые, зеленые и желтые детали так называемого арабескового орнамента (растительных и геометризованных орнаментальных мотивов). В этот орнамент вводилась вязь куфического, древнеарабского письма.

Строительство, затеянное Тимуром, продолжил его внук, Улугбек, которого в народе называли «Утешителем человечества». Эмир Улугбек прославился не только как продолжатель дела своего знаменитого деда, но и как выдающийся ученый, строитель величайшей обсерватории своего времени. Для новой мечети он выбрал место на обширной площади Регистан, что означает «песчаное поле». Это здание не просто мечеть, а одновременно и медресе – учебное заведение и общежитие для студентов, изучающих Коран.

В то время главным предметом в медресе было богословие. Но Улугбек стремился, чтобы учащиеся овладевали и точными науками, поэтому эмир сам читал здесь лекции по математике и астрономии.

Прямоугольный двор медресе Улугбека окружен двухэтажными арочными галереями, в которых место колонн заняли кирпичные столбы. За каждой стрельчатой аркой находится «худжра» – помещение, где живут студенты. Каждая галерея прерывается глубокой нишей, которая в жаркие летние дни служит аудиторией.

Еще одно медресе имеет название Шир-Дор. Это квадратное здание со стоящими по сторонам главного фасада двумя тонкими минаретами, облицованными голубым глазурованным кирпичом. В центре – громадный арочный портал, также одетый в голубые изразцы. Слева и справа от него со стороны двора – складчатые купола часовен. Входим внутрь. Вокруг – двухэтажные галереи, раскрытые в сторону двора посредством стрельчатых арок. Везде – в простенках арок, на деталях главного молитвенного помещения – остатки красивых небесно-голубых орнаментированных изразцов. Там, где облицовки уже нет, виден специфический песочно-сероватый кирпич, цвет которого вообще очень характерен для среднеазиатского строительства, где кирпичи делаются из лёссовой глины.

Невдалеке на той же площади Регистан находится фамильный склеп Тимура и тимуридов. В 1404 г., когда у Тимура умер любимый внук и наследник Мухамед-Султан, престарелый властелин приказал построить великолепный мавзолей. Имя «Гур-Эмир», что значит «гробница Эмира», усыпальница получила год спустя, когда в ней рядом с внуком под черным нефритовым монолитом был похоронен сам Тимур.

Гур-Эмир представляет собой восьмиугольное основание с большим ребристым куполом, приподнятым на высоком цилиндре, именуемом «барабаном».

Стены мавзолея покрыты сеткой геометрического орнамента из чередующихся кирпичиков серо-желтого цвета и изразцов, политых синей, голубой и белой глазурью. Барабан, сплошь облицованный изразцами, украшен вязью гигантских букв. Буквы складываются в слова, прославляющие Аллаха и пророка его, Магомета.

Возвышаясь над плоскими крышами домов, купол Гур-Эмира кажется огромной шапкой из бирюзы. Поверхность этой шапки не гладкая, как у европейских куполов. Белые, синие и голубые изразцы ковром покрывают толстые полукруглые жгуты, как будто опускающиеся с вершины купола вниз, к барабану.

Внутреннее убранство мавзолея поражает своим великолепием. Стены отделаны полупрозрачным, молочно-зеленоватого цвета ониксом, над полосой оникса протянут карниз, вырезанный из белого, расписанного золотом мрамора, а над ним широкая мраморная лента, сплошь покрытая изречениями из Корана.

Четыре глубокие ниши по сторонам мавзолея использованы для окон. Свет вливается через вязь двойной решетки. Наружная ее часть из белого алебастра, а внутренняя – из кусочков драгоценного дерева чинары. Однако более всего впечатляет резная дверь с инкрустацией из слоновой кости, перламутра и серебра.

В целом же, в декоративной изразцовой орнаментации мавзолея Гур-Эмир столько разнообразия (мрамор, оникс, мозаичные поливные панно, резная штукатурка, золоченое папье-маше), что мотивы, представленные здесь, могли бы составить целую энциклопедию декоративного искусства Средней Азии.

За несколько веков со времен правления Тимура на главной площади Самарканда выросла целая улица культовых сооружений под названием Шах-и-Зинда, что означает «Живой царь». Такой культ существовал задолго до возникновения ислама, но проповедники новой религии сумели обратить этот культ себе и верующим во благо. Так была создана легенда о родственнике пророка Магомета Кусаме-ибн-Аббасе, воине, ставшем святым и попавшем в рай благодаря неустанным молитвам. Его захоронение издревле почитали в Самарканде, а последующие правители и священнослужители считали, что если быть погребенным рядом с могилой святого, это принесет покой и отдохновение на том свете.

Всего в Самарканде насчитывается двадцать пять мавзолеев, в их числе и гробница Кусама. О ней арабский путешественник и географ Ибн-Батута писал: «Могила благословенна, над ней возведено четырехугольное здание с куполом, у каждого угла стоят по две мраморные колонны. Мрамор зеленого, черного, белого и красного цветов. Стены тоже из разноцветного мрамора с золотым орнаментом. Крыша сделана из свинца».

Примечательны в Шах-и-Зинда и арабески каллиграфических надписей. Большинство из них религиозного характера, но есть и сведения об истории Самарканда, и даже упомянуты имена архитекторов, строивших некрополь в разные эпохи. Это – Шамсиддин, Бадриддин, Али Сайфи, Фахралли и др.

Сегодняшнему туристу эти имена, наверное, мало что скажут. Зато плоды их творений видны отовсюду. Причем наиболее сильное впечатление ансамбль Регистана производит вечером, если смотреть на него, стоя возле рынка Чарсу после захода солнца. Тогда лиловые громады порталов, куполов и минаретов создают сказочный силуэт на фоне темнеющего неба. А ночью мозаичное убранство сооружений, освещенное мерцающим лунным сиянием и лучами прожекторов, переливается блеском драгоценных самоцветов. Пожалуй, такая живописная картина и есть лучшее напоминание о мастерстве и таланте великих самаркандских зодчих.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде В конце XIV века Самарканд стал столицей огромной империи великого завоевателя Тимура – Тамерлана, Железного Хромца. Город начал быстро разрастаться. Тимур желал видеть свою столицу недосягаемо прекрасной, грандиозной,

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Красная площадь Это главная площадь Москвы. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждением, что это и главная площадь России. Она, как и Кремль, стала своего рода символом Российского государства и государственности. Ведь на ней происходили самые знаковые события в жизни

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ Театральная площадь по праву считается одним из старейших градостроительных объектов Петербурга. Возникновение ее относится к тридцатым годам XVIII века. С постройки Большого театра, открытого в 1783 году, начал складываться классицистический облик

автора Робб Грэм

24. Площадь Сен-Жермен-де-Пре Две ЖЕНЩИНЫ неопределенного возраста, одетые в траур, несут сумки; у них возмущенный вид.ДЖУЛЬЕТТА и две ее ПОДРУЖКИ стоят перед баром; все одеты в мужские пиджаки с широкими плечами и брюки с закатанными штанинами. Джульетта начинает

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

37. Площадь Сен-Жермен-де-Пре ДЖУЛЬЕТТА и ДЭВИС. Его рука обнимает ее плечи – его высокое тело повернуто к камере, лицо в профиль, он целует ДЖУЛЬЕТТУ. Ее лицо тоже в профиль, голова откинута назад, тело изогнуто, как музыкальный инструмент. (Скопировать позу с фотографии

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

38. Площадь Сен-Жермен-де-Пре …теперь появляется в цвете.(Все финальные сцены сняты в цвете.)Длинный кадр, переносная камера. Издали: жизнь на площади – люди, машины, велосипеды.Темный экран.Титры: «Прошло пять

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Красная площадь Любой архитектурный ансамбль является и наслоением исторических эпох, и коллективным творчеством, своеобразным соревнованием зодчих, каждый из которых добавляет в сложившееся архитектурное пространство собственное видение художественных задач. Так,

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Площадь Августейон После невольничьего рынка Меса приводила к площади Августейон (Августея), называвшейся по имени Августы Елены (матери императора Константина Великого). Это был обширный четырехугольный форум, со всех сторон окруженный великолепными колоннами. В числе

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

Сто дней в Самарканде В конце концов Бабуру удалось взять осажденный город штурмом. Запасы продовольствия были на исходе, а между тем приближалась зима. За время правления султана Байсункара горожане натерпелись достаточно лишений – и великодушие Бабура по отношению к

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полдень: Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади автора Горбаневская Наталья

Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» («Русская мысль» №3479, 25 августа 1983)Пятнадцать лет спустя – что нового могла бы я рассказать о демонстрации? Даже для того, чтобы сейчас восстановить ее точную картину, мне пришлось бы обратиться к мною

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Мавзолей Гур-Эмир (захоронение Тамерлана в Самарканде) Одно из самых таинственных и жутковатых мест на территории Средней Азии – мавзолей Гур-Эмир, в котором в XV в. был похоронен великий вождь и полководец Тамерлан, называемый также Тимуром. Сейчас мавзолей кажется

Слово » регистан» образовано от слияния двух узбекских слов: » рег» — » песок» и » стан» — » место, расположение». То есть, в дословном переводе, » регистан» обозначает » покрытое песком место». Этим термином называли центральные площади по многих крупных населенных пунктах Азии и Среднего Востока.

Большой интерес представляет мифология, связанная с происхождением площади. Легенды гласят, что в древности центральные площади городов служили местом публичной казни осужденных, а также военных пленников. И место казни постоянно посыпали песком, чтобы скрыть кровь жертв, стекающую на землю.

Ансамбль трех медресе, расположенный на площади Регистан в Самарканде (Узбекистан) является одним из самых ярких и выразительных примеров персидской архитектуры, для которой свойственны многие уникальные черты. Высокая художественная ценность ансамбля позволяет с уверенностью отнести его к жемчужинам мировой архитектуры. Он внесен в список всемирного художественного наследия ЮНЕСКО.

Структура регистана в Самарканде.

Площадь Регистан в Самарканде представляет огромную историческую ценность благодаря памятникам архитектуры 15 — 17 веков. Целый ансамбль, состоящий из трех медресе, расположен на территории площади. Он включает в себя следующие объекты:

  • медресе Улугбека (построен в 1417 — 1420 годах);
  • медресе Шердор (построен в 1619 — 1636 годах);
  • медресе Тилля — Кари (1646 — 1660 годах);
  • мавзолей Шейбанидов;
  • рынок Чорсу.

В начале 15 века составляется ансамбль центральной площади Самарканда — Регистан. Во времена правления Тимура на площади возводится медресе — мусульманская школа, а также здание караван — сарая, мечети и ханаки (монастыря дервишей). Эти сооружения со всех четырех сторон окружили площадь.

Позднее, спустя два столетия, архитектурный ансамбль площади подвергся перепланировке и некоторым изменениям. Абул — Джаббар на месте ханаки возводит медресе Шердор (1635 — 1636 годы постройки), а вместо караван — сарая — медресе Тилля — Кари (1646 — 1660 годы постройки).

Постройки, находящиеся на южной стороне площади, были демонтированы, вследствие чего был открыт проход на юг. Позднее, в 18 веке, рядом с площадью, за стенами медресе Шердор был сооружен закрытий куполом рынок Чорсу, представляющий собой постройку в виде двенадцатигранника (хотя некоторые специалисты склонны трактовать форму постройки как шестигранник).

С трех сторон площадь окружают могучие порталы трех медресе, а рядом расположились в торжественной гармонии высокие минареты. построек отличается роскошной наружной отделкой. Стены зданий покрыты глазированной керамической плиткой, которая образует замысловатые мозаичные узоры. Создается впечатление, что на стенах сооружений висят ковры с яркими восточными узорами.

Могучие очертания зданий, гладкие, сверкающие очертания отделанных мозаикой стен создают сказочно красивое и непередаваемое зрелище. Слева на площади располагается постройка медресе Улугбека. Здание состоит из величественного портала, сверху украшенного стрельчатой аркой и двух минаретов, стоящих рядом.

Стены построек щедро украшены цветочно — растительным орнаментом. Помимо глазированной керамической плитки, в мозаичных рисунках и инкрустациях используются вставки из натурального мрамора. Фасад здания украшен звездчатым орнаментом, что является символом звездного неба.

Вершину мечети венчает купол в виде шлема — наиболее характерная черта персидской архитектуры. Стены украшены восточными орнаментами и надписями. Напротив медресе Улугбека гармонично расположен медресе Шердор, который является почти полным аналогом постройки. Вместе они создают подобие зеркального отражения друг друга.

Заключительной постройкой регистана является медресе Тилля — Кари, которая была сооружена позже всех. Левую часть Тилля — Кари занимает соборная мечеть с удлиненным колонным залом, перекрытым куполом. Среди других куполов ансамбля самым большим можно назвать купол мечети. Особенности декоративной отделки медресе Тилля — Кари заключаются в использовании особого вида росписи — кундаль, который и стал причиной названия мечети — Золоченая.

Медресе Улугбека.

Старейшей постройкой на центральной площади Регистане Самарканда является медресе Улугбека. Ее постройка датируется 1417 — 1420 годами. Инициатором строительства стал тогдашний правитель государства Тимуридов — Улугбек. Немного позднее была возведена обсерватория, что является значительным прорывом в науке того времени.

Медресе размещалось в западной части Регистана, а напротив него построили ханаку — монастырь для дервишей. На северной стороне был возведен караван — сарай — место для отдыха путешественников и купцов, перевозивших товары с помощью верблюжьих караванов.

В XV веке медресе Улугбека выполняло роль образовательного учреждения, и было одним из лучших на Востоке. Его считали одним из центров просвещения, и в нем работали выдающиеся ученые своего времени.

Медресе Шердор.

В начале XVII века на месте ханаки было построено медресе Шердор. К тому времени монастырь дервишей уже потерял свой внешний вид и утратил былое значение. В одно и то же время началось строительство еще одной медресе — Тилля — Кари. Архитектура здания — творение рук зодчего Абдула — Джабара, а декоративным оформлением здания занимался Мухаммед Аббас.

По своему экстерьеру Шердор практически полностью повторяет облик стоящего напротив здания медресе Улугбека. При этом пропорции здания немного изменены, потому что архитектор видел постройку именно с такой точки зрения.

На стенах медресе Шердор написаны цитаты из Священной книги — Корана, а на портале, расположенном на входе, красуется изображение герба Самарканда — барса, который несет на спине солнце.

Рынок Чорсу.

С обратной стороны медресе Шердор был построен закрытый куполом павильон — рынок Чорсу. Это говорит о том, что для Самарканда площадь также имела важное торговое значение. Первоначальная постройка здания была осуществлена в XV веке, но спустя 300 лет его архитектурный облик подвергся изменениям.

В начале XXI века на площади Регистан в Самарканде были проведены реставрационные работы. Вокруг купольного здания Чорсу был снят грунт толщиной около трех метров, который частично скрывал высоту здания. На данный момент в бывшем торговом павильоне Чорсу находится Галерея изобразительных искусств Узбекистана.

Мавзолей Шейбанидов.

В восточной части площади, неподалеку от медресе Тилля — Кари находится мавзолей Шейбанидов, который представляет собой собрание старинных каменных надгробий, воздвигнутых там много веков назад. Самое древнее надгробие датируется XVI веком.

Эти памятные плиты сооружались в честь правителей, выдающихся ученых и деятелей искусств, а также знатных горожан. До сих пор мавзолей представляет собой интерес в качестве исторического памятника.

Регистан — общее название для всех главных площадей среднеазиатских городов, но в оно носит особенный смысл. Все дело в архитектурном комплексе, состоящем из трех великолепных медресе, — искусная отделка, уникальная архитектура и древняя история сделали их одними из самых известных .

Первое, носящее имя Улугбека (полное имя Мухаммед Тарагай), начало строиться на главной площади Самарканда в начале XV века (1417 г.) по распоряжению тогдашнего правителя города.

Внук Тамерлана проявил себя талантливым управленцем и снискал славу покровителя наук и искусств, которая известна и по сей день. Возведение красивейшего здания духовной семинарии только поспособствовало росту славы Самарканда, окончательно закрепившего за собой статус одного из богатейших городов Шелкового пути.

Медресе Улугбека находилось на Регистане в одиночестве более 2 столетий — до того момента, как очередной правитель Самарканда Баходур Ялангтуш отдал распоряжение дополнить архитектурный ансамбль площади еще двумя семинариями. Расположенные по строгой геометрической схеме, медресе Шердор, Тилля-Кари и Улугбека составили тот самый знаменитый архитектурный ансамбль, который сегодня стал центром притяжения всех гостей Самарканда.

С XVI по XVIII века Регистан, как и весь Самарканд, пришел в упадок — столица была перенесена в Бухару, и город более не включался в маршрут караванов, идущих по Великому шелковому пути. Согласно летописям, запустение было настолько велико, что в покинутых медресе поселились дикие звери.

Восстановление Регистана и его уникального архитектурного ансамбля началось только в первой четверти XX века, а закончилось к середине 60-х годов. С тех пор из масштабных работ была произведена только замена мостовой, а сегодня площадь Регистан нарядна и чиста и выглядит крайне живописно.

Архитектурные особенности

Комплекс Регистана представляет собой типичный образец персидской архитектуры с большим количеством традиционных исламских мотивов. Медресе Улугбека расположено на западе площади Регистан, Шердор — на востоке, а Тилля-Кари — на севере. При этом каждое из сооружений обладает уникальными характеристиками и особенностями.

  • Медресе Улугбека. Четыре внушительных купола и высокая стрельчатая арка с искусной майоликовой бело-голубой мозаикой — древнейший центр наук, который считался одним из главных во всей Средней Азии.
  • Шердор. Семинария, построенная прямо напротив, практически полностью повторяет архитектуру медресе Улугбека. Тем не менее существенные различия в отделке, орнаменте и резьбе по камню превращают его в уникальный архитектурный объект.
  • Тилля-Карри. В переводе название означает «отделанное золотом» — в полном соответствии с ним отделка впечатляет богатством и изысканностью. Архитектурное решение отличается упорядоченностью: центральный портал и двухъярусные крылья гармонично сочетаются в едином ансамбле.

Что обязательно посмотреть на площади Регистан

Если у вас достаточно времени, с каждым из сооружений стоит познакомиться отдельно, причем не только снаружи, но и изнутри, чтобы оценить искусную и разнообразную отделку, уникальные концепции и расположение помещений.

Знаменито своей резной мозаикой и мрамором, обливной керамической плиткой и интересными внутренними решениями планировки. Обязательно познакомьтесь с главным залом и минаретами — на последние можно подняться и осмотреть окрестности с высоты в 30 м. Во дворе можно купить сувениры, а заодно посмотреть на комнаты для лекций, где преподавал сам Улугбек, обладавший помимо титула правителя города великолепными способностями к математике и астрономии. Также в правой части здания находится обсерватория и музей с экспозицией, посвященной преподавательской практике Улугбека.

Отличительная черта этой духовной семинарии — богатая роспись позолотой в стиле «кунгаль», с вкраплениями небесно-голубой керамики. Пройдите в главный зал, поднимите голову вверх — мы гарантируем, что вы замрете в изумлении. Сразу становится понятно, почему Тилля-Кари считается одной из красивейших достопримечательностей не только Самарканда, но и всего Узбекистана. В оставшееся время можно прогуляться по внутреннему двору и купить сувениры.

Бирюза и искусная мозаика, отделка глазурованным кирпичом и сотни вырезанных на стенах цитат из Корана — все здесь говорит о кропотливой и безумно сложной работе, проделанной не одним десятком мастеров своего дела. К счастью, запрета на видео- и фотосъемку нет, поэтому можно и нужно делать памятные снимки в как можно большем количестве.

Помимо знакомства с внутренним убранством медресе есть и возможность развлечься — во дворе работают фотографы, в качестве реквизита предлагающие снаряжение средневековых витязей. Атмосферное фото на память гарантировано!

"По преданию, когда был заложен Самарканд , с Зеравшанских гор спустился леопард - палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройки и удалился обратно в горы.

С тех пор жители Самарканда стали называть себя барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард.

Самаркандцы горды и своенравны, не терпят лжи и не стремятся к богатству, душа их лежит только к славе и почестям. Мудрецы говорят, что это земля Самарканда оказывает такое действие, и самаркандцы, в какую бы страну не явились, отличаются от других людей. Душа их открыта к прекрасному, среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир."

Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис

Еще сам Амир Тимур «…из Дамаска привёз сюда разных мастеров, каких только мог найти. Таких, которые ткут разные шёлковые ткани, или делают луки для стрельбы и разное вооружение, или обрабатывают стекло и глину, которые у них самые лучшие во всём свете. Из Турции он привёз стрелков и ремесленников, каменщиков и золотых дел мастеров, сколько их нашлось. Кроме того, он привёз инженеров, бомбардиров и тех, которые делают верёвки для машин…” (Абдуллаев В.А., "История Самарканда" )

Повествование о Самарканде — большое искушение если любишь путешествовать и почитываешь что-то из истории. Но нельзя объять необъятное, и вряд ли возможно рассказать о Самарканде в двух словах. Боюсь, что заведусь и надолго;) Попробую ограничиться пиком архитектурного творчества Востока — ансамблем Регистан и "Золотым Веком" города барсов — периодом наивысшего подъема Самарканда, когда по красоте и величию, как и замышлял Амир Тимур, он стал равным самым могущественным столицам мира. Ну и своими фотографиями, сделанными там в августе 2008 года...

Сейчас Регистан — это такая огромная, мощеная жженым кирпичом и булыжником площадь, на которой стоят три средневековых образовательных учреждения (медресе).

«Регистан» переводится как «песчаное место». Говорят, это название произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые практиковались тут вплоть до начала 20 века. Еще говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан (он же Тимур) выставлял на показ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, и площадью, где народ собирался, чтобы послушать государственные указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы.

Во времена Тимура, на этой площади не было ни одного из существующих ныне зданий-шедевров. Ансамбль возводился почти 250 лет, но уже после смерти этого жестокого и дальновидного правителя.

Самарканд не ограничивался "песчаным местом" с отрубленными головами на штырях. Руками местных и привезённых Тимуром мастеров строятся дворцы Гур-Эмир, Биби-Ханым, ряд мавзолеев Шохи-Зинды, которые сохранились до сих пор и традиционно поражают гостей города красотой и величием. Самарканд во времена Тамерлана утопает в 12 окружающих его садах, а окрестности снисходительно застроены селениями с именами мировых столиц таких как Миср (Каир), Димишк (Дамаск), Багдад, Султания, Фариш (Париж) и др.

Через 4 года после смерти Амира Тимура, страной начнёт править его внук — 15 летний Мирзо Улугбек , ставший в последствии великим учёным, 40-летняя эпоха правления которого пройдёт под девизом “Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина”. Именно Улугбеку Самарканд обязан своим почетным местом в мировой истории.

Созданная Улугбеком обсерватория, не имела равных себе ни тогда, ни много лет позже; благодаря наблюдениям в ней были составлены т.н. “Гургановы” таблицы натуральных значений синусов и тангенсов углов стояния звёзд, верных до девятого десятичного знака, а также каталог географических координат огромного числа различных населенных (и не очень) пунктов на Земле, актуальных на тот момент. Вместе с Улугбеком трудится его ученик и соратник Али Кушчи, также внёсший свой вклад в развитие математики, высчитав, к примеру, значение числа "Пи” с точностью, которую превзойдут только через 250 лет. Напомню, что неспешно тянулась первая половина XV века...

Но основным как архитектурным так и историческим детищем Мирзо Улугбека считается его Университет на площади Регистан. Сейчас в путеводителях так и называется "Университет Улугбека "

Самое первое Медресе на площади Регистан было построено в 1417—1420 годах. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен. Но Гератский поэт и историк Зайнутдин Васифи, современник Улугбека сообщал, что им был Камаледдин Мухандис , ученик известного математика Казы-заде Руми. Однако больше никаких упоминаний об этом человеке история не сохранила.

Медресе Улугбека как и любое другое образовательное учреждение мусульманского Востока (иногда и современное) представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимает мечеть-аудитория. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Порталы — самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл только в производимом впечатлении! И впечатляться есть чем...

Пока я, через 590 лет после возведения Медресе, стоял гипнотизируемый завораживающими узорами портала - непонятно откуда появился милиционер и заговорщически прогнусавил:

Мистер! Ду ю вонт ту гоу ту де ап оф минарэт?

На самый верх?

О, русский? Ага... Брат! 5 тыщ давай и иди!

Такой шанс нельзя было упускать! но...

Ты что! С американцев 5 тыщ бери, а не с брата с братской Украины, брат...

Три тыщи дай, да?

Две с половиной?

Хорошо! Вон с иностранцами пойдешь...

Служитель порядка явно занимался незаконной деятельностью - идти пришлось по необорудованным для туристов внутренностям медрессе Улугбека, где явно идут какие-то реставрационные работы...

На лицах моих попутчиков — дядьки-американца лет 50-ти и студентки из Чехии c книгой " 1000 places to see before you die " был ужас всей западной цивилизации перед дружелюбным, но очень пахнущим пылью восточным раздолбайством...

Вначале подъема, собственно, на сам минарет американец бахнулся головой о не заявленную в путеводителях низко торчащую балку и выбыл из нашей интернациональной команды...

И зря! Вот как можно отказаться пройтись по такой лестнице?

А выглянуть в такое вот средневековое окошко?

На самом верху места для двоих не оказалось, потому пропустил чешку вперед...

А сам рассматривал такие вот артефакты;) Штурман Алисеев (Алиссон?) например побывал здесь же 2 октября 1909 года, интересно сколько заплатил имперским ментам тех лет?

Самарканд сверху хорош! Вид на Медрессе Тилля-Кори...

Вид на Медрессе Шер-Дор и на площадку для представлений (во времена Тимура она же площадка для казней;)))

На макушке одного из минаретов Медрессе Улугбека ты как бы торчишь почти в полный рост из жестяного покрытия, держаться особо не за что - страшновато, но вот как романтично!!! ;)

Азиза + Далмир = ... а вот и не любовь = "Счастье"

Небольшой парк у Медресе...

Купол мечети в медрессе Тилля-Кори...

Предстоял еще нелегкий спуск — в это окошко мне пришлось как-то втискиваться чуть раньше, чтобы разминуться с чешской исктельницей приключений. Потом я, видимо, довольно долго торчал из минарета, а она спустилась вниз и расстворилась в ярком Самаркандском полдне...

В таких местах кажется, что даже темнота в старых окнах истрического значения, средневековая, полная тайн и заговоров...

Вот оттуда, с верхушки я только что и смотрел на доверчивый и светлый современный Самарканд...

Но разве можно покинуть самое известное строение Регистана не поппытавшись прикоснуться еще хоть к какой-то его тайне?

Внутри Медресе Улугбека двор, вокруг которого идут два яруса открытых наружу арок, за ними располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, когда-то обучавшихся в этом заведении...

По преданию, здесь, помимо целой плеяды учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию... преподавал, чтобы отвлечься от административных обязанностей, и сам Улугбек. ..

Ректором заведения правитель выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи . В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но увлекся так, что никто не мог понять его сложный и витиеватый ход мыслей. Кроме самого Улугбека и математика Казы-заде Руми (его учителя) ;-)))) Остальные 90 человек наверное аплодировали сдержанно и озадаченно...

Это Медрессе хранит и тайну гибели Улугбека . К сожалению, великий ученый-просветитель, математик и астроном, был плохим специалистом в семейных и политических интригах и не заметил вовремя опасность, исходившую от самого близкого человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит скорее всего по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было пренебрежительно брошено на пороге его скромного жилища — кельи в стенах Медресе, одной из этих на фото... Через 5 с половиной месяцев коварный Абдулатиф будет казнён, а на его могиле напишут “отцеубийца”. По-своему вошел в историю, засранец...

Но выйдем из мрака интриг и предательств XV века снова на площадь к другому архитектурному шедевру Самарканда — Медресе Шер-Дор ...

В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. Но в это время Самаркандский эмир и философ Баходур Ялангтуш на собственные средства строит... не супер-дачу в местном Межигорье, а еще два университета на площади Регистан. Тем самым завершается создание ансамбля центральной площади, какой мы ее видим и сегодня...

Медресе Шер-Дор ("Обитель львов") было построено через 200 лет после того, как на ней появился университет Улугбека. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (приют) для суфиев. Здание строилось почти 17 лет (1619—1636 годы). Автором его был зодчий Абдул Джаббар .

Медресе Шер-Дор практически зеркально повторяет первое здание ансамбля — Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Все стены исписаны преимущественно цитатами из Корана. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. А вот эти ну очень необычные львы/тигры/леопарды даже изображены на купюре в 200 сум (0,1 $) современного Узбекистана!

Медресе облицовано специальным, лишь для него созданным глазурованым кирпичом, мозаичными наборами и росписью. В мозаике много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный орнаментальный узор. Мотив таких изображений обычно символическое "древо жизни", часто используется в восточной живописи и архитектуре.

Третье Медресе — Тилля-Кори было построено в 1646-1660 гг. на месте оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая (гостиницы для торговцев)

По замыслу мецената стройки Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из университета.

Во дворе Тилля-Кори сейчас множество сувенирных лавочек и просто толпы туристов со всего мира...

Симпатичные узбекские сувениры продаются в кельях, где когда-то жили студенты XVII-XVIII веков...

Мечеть в Медресе Тилля-Кори была также и центральной мечетью города, сейчас это музей и можно легко зайти посмотреть на внутреннее убранство...

Обилие золота в отделке мечети и определило название Медресе. "Тилля-Кори" - переводится как "Позолоченный"

Поверхность всех стен и свода в мечети были сплошь покрыты традиционной росписью "кундаль" с обильной позолотой. Позолочен был михраб (направление на Мекку) и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама)...

От внутренней арки невозможно оторвать взгляд - просто попадаешь в какой-то поток оптической золотой вакханалии..

Но даже "Золотой Век" врядли может длиться больше ста лет;)

С конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда. Столица была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в их стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. ..

Было время, когда в городе, по свидетельству очевидцев "… не осталось ни мужчин, ни женщин, никого, кроме монаха-каландара Шох Джугуза. Благословенные мечети, священные медресе, богоугодные заведения разрушаются… " — как-то сразу такое уважение к этому стойкому монаху появляется...

Перелом к лучшему произошёл лишь в конце семидесятых годов XVIII века. В Самарканд политической волей одного из эмиров были переселены жители из соседних городов и селений.

Город начал возрождаться, закипела жизнь на Регистане, где снова расположились многочисленные мелкие лавки и строения. Тут же маддахи (рассказчики) громким голосом и жестами, полными трагизма, повествовали толпе о подвигах святых и о героизме прославленных воинов давно минувших дней, впрочем так же пиарили власть и воспевали возрождение города.

В 1875 году, уже при владычестве Российской Империи площадь была приведена в порядок — был снят трёхметровый слой земли, образовавшийся за века и скрадывавший высоту строений, поверхность земли выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. Правда этим восстановительные работы и ограничились, университеты находились в аварийном состоянии, купола и минареты могли обрушится в любой момент прямо на головы самоотверженных студентов.. .

В 1918 году, после установления Советской власти, деятельность Медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год зачем-то снесены лавки.

Однако, что интересно при советах архитектурный памятник не был раздолбан окончательно, а наоборот, страна потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде.

Неожиданно для себя, я с огромным удовольствием прочитал книгу академика М.Е. Массона "Падающий минарет" об остановке разрушения и восстановлении одного из минаретов Медрессе Улугбека в 20-х - начале 30-х годов (к сожалению не того на который лазил с бэкпекершей из Чехии). Захватывающая книга, о преданности делу несмотря на огромные трудности тех лет, большой любви к истории и этому потрясающему городу...

Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.

Вот не знаю как Регистан преподнесен в модном путеводителе "1000 places to see before you die" однако, уверен, что не увидев этот выдающийся архитектурный шедевр нечего и думать о лучшей жизни на небесах... Наверняка ведь там, на небе, только и разговоров, что о море... да о площади Регистан! ;)))

Сказочное, завораживающее место! Мало еще где можно с такой ясностью почувствовать себя частью истории — этой невероятной космической машины, и, возможно, случайным странником, прибившимся к каравану времени, что идет сквозь песок веков из вечности в вечность...

Возможно ради таких ощущений мы и живем...

Удачных Вам путешествий!

Выбор редакции
Сборник сонников К чему снится Успех во сне по 11 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Успех» по 11...

Депрессия у женщин — это расстройство психики, проявляющееся в болезненном состоянии тоски, безысходности, подавленности. Зачастую данное...

Это одно из самых интересных сновидений, предвещающих радости и удовольствия. Толькой горький или испорченный шоколад во сне предвещает...

Ругаться с матерью во сне - это неблагоприятный знак. Слезы, огорчения, тщетные ожидания и разочарования - вот что сулит сновидение....
Мир снов навещают не всегда приятные образы, порой сновидцу приходится пережить несколько жутких минут, примерив на себя ту или иную...
Этот сон мне приснился в 15 лет, в период болезни. Я была индианкой, одетой в сари, спускалась по тропинке с кувшином на голове. Вокруг...
Приснился рисунок, вспомните, кто его рисовал, чем и что было изображено на картинке. В большинстве своем, рисунки, увиденные во сне, —...
Врачами показана диета при раке легких для поддержания иммунной защиты организма, торможения роста злокачественных новообразований и...
Летние Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования по летним и всесезонным видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под...