Переславль залесский храмы соборы церкви монастыри. Переславль-Залесский. Храмы. Архитектура и внутреннее убранство Знаменской церкви


Переславль-Залесский. Храмы

Переславль-Залесский. Храмы

Панорама Переславля-Залесского. Церковь Сорока мучеников Севастийских. Церковь, называемая также Четыредесятской, стоит на берегу Плещеева озера при устье р. Трубеж. Она существовала уже в начале XVII в. Престолов два: в холодной в честь Сорока мучеников Севастийских, в тёплом приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Если в жизни измучен бываешь,
И труды не по силе тебе,
Если тяжко душой ты страдаешь,
Изнываешь в неравной борьбе.

Если вера тебя покидает.
И надежда начнет оставлять,
Если сердце от боли рыдает,
На судьбу тогда станешь роптать.

Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.

Там ты найдешь утешение,
От тяжелых трудов отдохнешь
Все твои разрешатся сомненья,
Когда душу в слезах изольешь.

Ты с любовью и верой святою,
Будешь жизненный путь проходить,
Если станешь во храме с мольбою
Утешенье себе находить.

Свято-Никольский женский монастырь. Монастырь предположительно основан в 1348 году Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. Основные постройки обители: ограда XVIII в., шатровая колокольня 1693 г. и Никольский собор 1721 г. были разрушены в первые десятилетия советской власти. С 1994 года обитель возрождается. В 2003 году закончено возведение нового Никольского собора и колокольни

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки - следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла - высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.

Иконостас Успенского собора Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.

Церковь Всех Святых в Горицком Успенском монастыре Всехсвятская церковь 2-ая половина 17 века. Пятиглавая кирпичная церковь с трапезными палатами на подклете. Основной объем - высокий бесстолпный трёхапсидный четверик. Сооружена во 2-й пол. XVII в. вместо каменного здания XVI в., позже перестраивалась. С 1780-х до 1880-х пустовала, в 1883 отремонтирована и с этого времени до 1918 домовый храм при духовном училище.


Храм Иоанна Златоуста. В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий - Крест Животворящий. Годеново - небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.

Успенский Горицкий монастырь — бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище


Вензель Екатерины Второй. Фрагмент вензеля Елизаветы Необычный по композиции семиглавый Успенский собор воздвигался в середине XVIII века. В его строительстве и украшении заметную роль сыграл один из видных церковных деятелей того времени Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год и пригласивший в Горицы мастеров из Ново-Иерусалимского монастыря. Внешнее убранство собора несложно, но интерьеры пышно украшены различными лепными деталями, скульптурой в стиле барокко и настенной живописью. На своде вензели императриц Елизаветы и Екатерины II, в годы, правления которых сооружался и украшался собор. Очень интересен резной барочный иконостас, выполненный московским мастером Яковом Жуковым.

Собор Владимирской иконы Божией Матери 1740 год. Владимирская икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

Церковь Иконы Божией Матери Знамение Основана в ХХI веке (2001 г.). Действующая церковь. Изящная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы располагается вдали от шумной автомагистрали - у западных ворот городского вала, в недалеком соседстве со Свято-Никольским монастырем. По преданию, в этом уголке Переславля в ХIV столетии смогла ускользнуть от преследований хана Тохтамыша супруга Дмитрия Донского Евдокия, впоследствии заложившая здесь деревянную церковь. В столь примечательном месте Знаменский храм, после пожара или по ветхости, неоднократно восстанавливался, но уже в камне. Рядом, на берегу реки Трубеж, в ХVIII веке находились петровские потешные корабли, сгоревшие в городском пожаре. Нынешняя церковь, украшенная снаружи мозаикой, построена совсем недавно по архитектурным мотивам ХVII столетия.

Дом Берендея Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» - это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. В Переславле-Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов в большом разнообразии. Необычный терем построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке.

Церковь Петра Митрополита Шатровая церковь Петра Митрополита была возведена неподалеку от Спасо-Преображенского собора в Переславле еще в середине XIV века. Храм строился в память о соборе русской церкви, состоявшегося там в 1310 году. Поводом для него послужило обвинение, выдвинутое против киевского митрополита Петра тверским архиепископом Андреем. В то время между тверским и московским княжествами шла упорная борьба за владение Переславлем, в которую была вовлечена даже православная церковь. Несправедливо обвиненный в казнокрадстве и стяжательстве Петр был оправдан. Вскоре после этого митрополит перенес свою кафедру в Москву. Храм стал памятником не только священнослужителю, но и победе московского княжества над тверским. Даже после смерти митрополита Петра, поддерживающего москвичей, он долгое время оставался для них самым почитаемым. Петр долго ездил по городам соседствующих княжеств, пытаясь примирить князей, чем и снискал к себе большое уважение. Мощи его хранились в Успенском соборе Кремля, основанным митрополитом незадолго до смерти. Там же над его гробом принимали присягу на верность государству русские князья и цари. Во многих российских храмах есть приделы в честь митрополита Петра. Одним из таких является собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Возводилась первая церковь на средства, выделенные московским князем. В XVI на месте старой церкви была возведена новая. В архитектуре церкви прослеживаются характерные черты подобных сооружений того времени. В то же время крестообразный план храма довольно не характерен для церквей XVI века. Довольно внушительные для того времени размеры и убранство храма дают основание предполагать, что она была построена не местными, а присланными из Москвы строителями.

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом - Сорока мучеников, - относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь. Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви - «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны - световые отверстия. На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер - невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд - первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь. Самое интересное в декоре Симеоновской церкви - роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен. К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней - склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Купола Симеоновской церкви 1771г., Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских, основана в 1775 году.

Продолжаем наворачивать километры. На этот раз добрались до Ярославской области.
на фото - Ансамбль Свято-Никольского Монастыря (отражение в маленьком пруду)

Переславль-Залесский — один из древнейших городов центральной России. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Расположен на полпути от Москвы до Ярославля на берегу Плещеева озера. В 1693 году царь Петр I на Плещеевом озере создал потешную флотилию, что явилось началом создания русского флота.

Переславль-Залесский — самый южный город Ярославской области. Город входит в Золотое кольцо исторических городов России. Жемчужиной его архитектуры является Спасо-Преображенский собор 12 века, древнейшая из сохранившихся церквей всей центральной России.

Город, сам по себе, обычный. Однако, храмы и церкви в очень хорошем состоянии или реставрируются, очень приятные и ухоженные территории монастырей. Это и понятно, город находится под охраной Юнеско.

Проходите под кат, много фоток и букв.

Знакомство с городом начинается с Федоровского Монастыря, а именно со Святых Ворот с Надвратной церковью:

Федоровский монастырь - в прошлом один из самых знатных и богатых. Впервые упоминается в XV в. Заложен в память о жестокой битве в 1304 г. между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославовича. Битва произошла в день Федора Стратилата.

Самое раннее сохранившееся сооружение монастыря - Федоровский собор 1557 г. Храм традиционен. Четырехстолпный, пятикупольный, главки тяжелые, луковичные по форме:

Строительство собора связывают с рождением царевича Федора, второго сына царя Ивана Грозного, который согласно местному преданию появился на свет недалеко от Федоровского монастыря.

В XVII в. монастырь стал женской обителью, и вся его история, все постройки связаны с именами женщин из царских семей, богатых и знатных дворянских родов.

В 1710 г. на средства Натальи Алексеевны (сестры Петра I) построена Введенская церковь:

На территории монастыря пасутся коровы, вдалеке стоит суровый бычок =))

Следующая остановка - Троице-Данилов Монастырь:

Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря (либо Никитского Монастыря, данные из разных источников). Монастырь был крупным феодалом, во владениях его было «много» сёл, деревень и людей (в 1754 году монастырь владел 3173 душами мужского пола).

Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота:

Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного:

Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в.

Трапезная палата с Похваленской церковью (около 1550 г.) относительно недавно отреставрированная (находилась в ужасном состоянии):

Миниатюрная Всехсвятская церковь (1687 г.):

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

Дальнейшая история монастыря довольно печальна. В 1744 году образовалась Переславская Епархия, монастырь решено целиком перестроить, возвести более величественные, соответствующие вкусу того времени постройки с целью размещения резиденции епархии. Большинство старейших построек было разобрано. Строительство поначалу шло довольно быстро (строили даже ночью при свечах), но после церковных реформ 60х годов и окончательного упразднения епархии в 1788 году строительство сворачивается.

Городские власти, дабы поддержать жизнь в Горицах переводят в монастырь суд, казначейство, магистрат, Успенский Храм превращают в главный городской собор. Однако, жители Переславля остались недовольны - до Гориц были слишком неудобно и далеко добираться. В конце концов просьбу горожан удовлетворили, монастырь забросили, сотню лет он никем не использовался, а лишь был местом встреч для преступных элементов.

От полного обветшания монастырь окончательно спас Переславский Краеведческий Музей, который был переведен на территорию монастыря после революции. (уникальный исторический факт, между прочим: советское правительство фактически помогло сохранить церковные архитектурные памятники, обычно случалось наоборот).

Ныне сохранившиеся постройки:

Святые Врата, Надвратная церковь Николая Чудотворца (около 1800 г), ныне экспозиция и
Привезенная маленькая часовня из деревни Старово (19 в), ныне касса.

Церковь Богоявления с колокольней (1777 г.), ныне методический отдел и смотровая площадка:

Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (около 1680 г.), ныне экспозиция и хранилище:

*

Успенский Собор (около 1750 г.), ныне экспозиция и хранилище:

Интерьер (иконостас очень красивый):

*

Звонница, ныне смотровая площадка:

*

*

Крепостные стены:

Следующий пункт по пути к городскому центру - Свято-Никольский Монастырь:

Никольский (Николаевский) монастырь основан в XIV веке святым Дмитрием Прилуцким. Разоренный поляками в начале XVII века, он вскоре был восстановлен схимонахом Дионисием (1645 г.).

Сейчас территория очень красивая, огромное количество клумб, зеленые лужайки, большой современный храм, остальные постройки хорошо отреставрированы.

Церковь Петра и Павла (1748 г.):

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1748 г.):

Собор Николая Чудотворца (2003 г.) и Звонница:

*

*

*

Теперь направляемся в центр, окруженный довольно высоким валом.

В архитектурный ансамбль центра Переславля входят: Спасо-Преображенский собор (1152 г):

Главная достопримечательность города, древнейшая постройка. Заложен Юрием Долгоруким, достроен при Андрее Боголюбском. Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм - самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы.

В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе, вероятно, Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220.

Церковь митрополита Петра (15 или 16 вв.):

В данный момент закрыта, требует реставрации. Информация о точной дате возведения утеряна, да и вообще история у церкви какая-то непонятная.

Владимирская церковь (1740 г.):

Церковь Александра Невского (1740 г.):

Поглазели на центр, отправляемся на окраину города, в Никитскую Слободу, а именно в Никитский монастырь:

Никитский монастырь основан в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозном в 60-е годы XVI века.

Никитский монастырь неоднократно подвергался разорению со стороны литовцев. Стены и башни монастыря в 1611 году выдержали 15-дневную осаду отрядов польского пана Яна Сапеги.

Наиболее интересное сооружение монастыря - Никитский собор (1561- 1564), пристроенный к более ранней Никитской церкви:

У южных стен монастыря находится трапезная с Благовещенской церковью (XVII век). В одном из помещений трапезной останавливался Петр I во время приездов в Переславль. Шатровая колокольня (1668) примыкает к трапезной:

*

В октябре прошлого года я совершила небольшую паломническую поездку по двум обителям священного града российского - Переславля-Залесского, что в Ярославской губернии.
На берегу священного Плещеева озера, у валов древнего города Клещина, я посетила церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Дата рождения этой церкви в с. Городище окутана тайной, но летописи гласят, что точно она уже радовала прихожан в начале XVII в. В писцовых книгах 1628-1629 гг. сказано: «В селе Городище церковь Рождества Пресвятыя Богородицы древяна, верх шатровый, а в церкви образы свечи и книги, и колокола, и пр. строение мирское, при церкви двор попов".

В 1737 г. около этого храма была сооружена деревянная тёплая святая обитель под благословением Николая Чудотворца.

И только в 1791 г. на месте двух простеньких деревянных храмов начали водружать надёжную каменную церковь. В конце 18-го столетия она была и освящена. С тех пор мы любуемся пятиглавым храмом с мелкими бирюзовыми луковками куполов. А количество престолов также сохранилось и в наши дни: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Святителя Николая Чудотворца.

Далее я держала путь сквозь многовековые церковные традиции Переславля к таинственному православному монастырю, самому седому из всех, которые сохранились в черте города Переславля – Никитскому, основанному ещё в 1010 году.

В те грозные для славян годы христианство на Руси распространялось со скоростью света. Белокаменные постройки монастыря, окружённые мощными стенами, сохранились почти в первозданном виде, хотя были сооружены, согласно историческим хроникам, в XV-XIX векам.

Находится Никитский монастырь по адресу: улица Запрудная, 20.

Связано появление монастыря с одной интригующей историей. На строительство монастыря средства собирали с местных жителей. Причём насильно. Одним из главных ростовщиков был некий Никита. Жуткий лихоимец, обирал он людей не только во имя власть предержащих, но и в свою личную котомку складывал немало награбленных денежных средств. Как-то случайно жена его узрела в кастрюле кровавую пену и части человечьего тела. Разумеется, подумала женщина, что разум её помутился, кликнула мужа. Но и Никита увидал ту же ужасающую картину. И совесть как будто проснулась в сердце его...Испугался добрый малый. Пошёл к настоятелю монастыря и поведал о своих грешных деяниях. Священник призвал его к покаянию и смиренному отмаливанию преступлений следующим образом: велел он Никите последовать к монастырским вратам и в течение трёх суток знакомить людей со своими злодеяниями. Никита так и поступил. Спустя три дня бедного Никиту нашли в близлежащем болоте в скорбных раскаяниях и самоистязании.

И постригся Никита в монахи, возложил на себя тяжелейшие вериги, на голову водрузил каменную шапку до конца своих дней. Она долго после его кончины хранилась в сей обители. Пилигримы нахлобучивали ее на свои грешные головы и обходили три раза вокруг часовни, возведенной на месте Никитиных подвигов. В 1735 году, в период борьбы с мракобесием, шапку эту присвоило себе Синодальное правление и затеряло. Оказалось, что ему шапка пришлась нужнее всех. Но с тех пор молитвенники обходят часовню с обычным камнем на голове. Я лично видела несколько таких грешников в эту поездку. Это были трое работников местной налоговой инспекции. Видно, камень на душе не даёт им жить спокойно. Но это и понятно...

А рядом с Никитским монастырём, в овраге, течёт целебный источник святого Никиты, который также считается старинным языческим ключом Томины Купалича. Я уже второй раз бываю здесь. Вода, действительно, чудотворная и очень вкусная. А можно здесь и в купель окунуться, почувствовать себя заново родившимся, безгрешным существом.

Родник Никиты Столпника находится на Кузнечной улице, 40.

Церковь Сорока мучеников

Адрес: ул. Левая Набережная, 165

На левом берегу реки Трубеж, в самом ее устье возвышается каменный храм в честь Сорока мучеников с пределом Рождества Богородицы.

р. Трубеж и церквоь Сорока мучеников

Церковь существовала в начале XVII столетия; в патриарших окладных книгах 1626 г. написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничтих гривна».

В 1652 г. при этой церкви была построена другая тёплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 г. в приходе, при этих церквах, записано 82 двора, а в переписных книгах 1703 г. значится при них священник Иоаким Семенов, в приходе 82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен.

В 1726-1727 гг. обе церкви - и холодная и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и, по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 году, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных построен каменный храм, ныне существующий.

Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 году построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…»

Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». Подобная же надпись эта 1734 г. есть и на Служебнике.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедныя росписи с 1809 года.

Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 года.

В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные.
Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году отобрана в ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.

Церковь Сорока мучеников Севастийских

С 1895 по 1907 гг. в храме Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение Евгений Елховский. Трудами Священномученика в храме появились настенные росписи, храм во многом преобразился. Мученическая кончина за Христа протоиерея Евгения Елховского последовала 29 октября 1937 года.

В 30-х годах, несмотря на большой приход (150 человек), храм был закрыт. Последнего священника протоиерея Леонида Гиляревского расстреляли.
В последствии в храме располагались библиотека, слесарные мастерские, а в последнее время спасательная станция.
В 1995 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея храм Сорока мучеников Севастийских вновь был открыт, в храме возобновились богослужения.

Адрес: ул. Гагарина, 27

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери находится в западной части города и соседствует со Свято-Никольским монастырем.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Церковь построена в XVII в. (1694-1705 гг.) на средства царевны Натальи Алексеевны и входила в ансамбль храмов существовавшего да 1764 года Борисоглебского монастыря.


Церковь Симеона Столпника

Адрес: ул. Ростовская, 16

Церковь Симеона Столпника

Симеоновская церковь, построенная в стиле провинциального барокко, является украшением центральной части города.

Церковь с главным престолом в честь святого Симеона Столпника существовала уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах под 1628 годом отмечено: «церковь Симеона Столпника, дани три алтына с денгою, десятильничих гривна».

В 1717 году при Симеоновской церкви устроена была тёплая церковь и освящена во имя святого Николая Чудотворца. В 1724 году во время великого пожара, от которого в Переславле сгорели «многия святыя церкви и множество дворов и торговые ряды, все без остатку», сгорела и Симеоновская церковь с тёплою трапезою. Из прошения, поданного в синодальный казённый приказ священником этой церкви Сергием Стефановым с приходскими людьми, видно, что при этой церкви было два придела: в честь Рождества Христова и Феодора Стратилата, что она «построена была обещанием блаженныя памяти царя Феодора Алексеевича», что вся церковная утварь сохранилась от пожара. Но вследствие «малоприходности» в 1726 году синодальный казённый приказ определил приписать Симеоновскую церковь к Сергиевской.

Священник, вопреки этому распоряжению, просил разрешить построить на погорелом месте новую церковь, ссылаясь на то, что выстроить её обещается прихожанин ратман Пётр Маликов, он же обещается довольствовать священнослужителей «против указу и духовнаго регламанту», что он, священник, имеет от своих прихожан «довольствие своё безнужное». Просьба священника была уважена, и в 1728 году церковь была выстроена и освящена протопресвитером Преображенского собора Феодором Потапьевым.

В 1771 году, с разрешения преосвященного Геннадия, епископа Переславского, на средства прихожан начата постройкою каменная церковь, сохранившая свой первоначальный наружный вид и до настоящего времени. Церковь эта пятиглавая, двухэтажная, алтарь имеет три выступа; посредине церковных стен идёт пояс, отделяющий верхний этаж от нижнего; по углам гладкие столбики, высеченные из кирпича; у окон наличники с карнизами, а над ними лепные лики Ангелов; у окон верхней церкви железные одиночные затворы. Алтарь отделяется от храма каменною стеною.

Престолов в церкви и в настоящее время, как и прежде, два: в верхней церкви во имя преподобного Симеона Столпника, в нижней во имя святого Алексия, человека Божия.

Адрес: ул. Плещеевская, 13 а

На месте настоящей церкви с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы в XVII столетии стояла церковь Пятницкая. Это видно из того обстоятельства, что в книгах патриаршего казённого приказа сначала упоминается Пятницкая церковь, а потом на том же месте значится Покровская церковь, и оба эти названия чередуются, очевидно, потому, что они равнозначащие.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1628 году в патриарших окладных книгах записано: «церковь святые Христовы мученицы Пятницы, на посаде, дани семь денег, десятильничих гривна». В писцовых книгах 1653 года при этой церкви значится двор попов и в приходе 39 дворов. В 1659 году здесь построена новая церковь, которая была уже освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К 1730 году церковь святой великомученицы Пятницы уже обветшала, полы в ней все опустились и служить стало невозможно. Поэтому прихожанам было разрешено построить новую церковь, которая и была затем освящена игуменом Борисоглебского монастыря Пахомием.

Колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы

В 1789 году, вместо бывшей доселе деревянной церкви, на средства секретаря уездного суда Д. Тольского и купца П. Быкова устроен каменный храм, существующий и в настоящее время. Освящён он был на антиминсе, взятом из упразднённой Петропавловской церкви. Наружный вид храма без существенных изменений сохраняется и доселе.

Престолов в церкви в настоящее время два: в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе тёплом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Адрес: ул. Трубежная, 7 а

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

С 1628 года на этом месте стояла церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь существовала ещё в начале XVI века и упоминается в житии преподобного Даниила. Она напоминает о себе приделом к церкви.

Колокольня церкви Знамения Пресвятой Богородицы

В 1788 году вместо этой деревянной церкви «вкладчицей вдовой майоршей Анной Ивановой Масловой» построен каменный храм. Престолов в церкви было два: в холодной в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в приделе тёплом в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Выбор редакции
Патологическая анатомия - составная часть патологии (от греч. pathos - болезнь), которая представляет собой обширную область биологии и...

Бодо ШЕФЕР «Путь к финансовой независимости» Первый миллион за 7 лет Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим...

Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Мари Форлео (Пока оценок нет) Название: Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Автор: Мари...

Понятие «излучение» включает в себя весь диапазон электромагнитных волн, а также электрический ток, радиоволны, ионизирующее излучение....
Подошел автобус. Мы сели в него и поехали в центр города. Прямо возле центрального рынка, а по-простому – базара, находилась автостанция....
Книга «Когда я без тебя...» Эльчина Сафарли посвящается тёплому и светлому чувству любви. Она наполнена яркими метафорами и эпитетами,...
Фотографии жертв красного террора в России в годы Гражданской войны и их палачей.Внимание! Шок-контент! Слабонервным не смотреть! Труп,...
При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах. Рэй Брэдбери - один из лучших...
Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы...