Сообщение о домре. Домра – русский народный музыкальный инструмент. Инструмент домра: описание, история


Магазин «Четыре Четверти» реализует широкий ассортимент музыкальных инструментов и аксессуаров, звукового и светового оборудования. К примеру, у нас вы можете по оптимальной цене купить домру . Гарантируем отличное качество музыкальных инструментов, быструю доставку и оперативное обслуживание.

0 0

Инструмент домра: описание, история

Данный струнный щипковый инструмент характеризуется овальным корпусом, средней длины грифом. Инструмент домра является частью оркестра народных инструментов. Существует несколько видов:

  • пикколо,
  • малая,
  • басовая,
  • альтовая,
  • контрабасовая.

По количеству струн различают два типа домры:

  • трёхструнная - квартовый строй e1, a1, d2;
  • четырёхструнная - квинтовый строй g, d1, a1, e2, подобный мандолине или скрипке.

По различным источникам, появление данного народного музыкального инструмента приписывают к X и XVI векам. В средние века на Руси домра являлась основным инструментом актеров-скоморохов и народных музыкантов. В XVII веке инструмент домра был запрещён церковными и светскими властями, что привело к его постепенному исчезновению.

В конце XIX века В.В. Андреев, руководитель первого оркестра народных русских инструментов, интересовавшийся различными русскими народными инструментами, нашел изображение домры. Позже Андреев восстановил инструмент по данному изображению. Кроме того, он создал целое семейство домр, схожее с семейством балалаек. Этот инструмент обладает ярким, красочным и самобытным звучанием.

Магазин «Четыре Четверти»: взаимовыгодные условия сотрудничества

Мы предлагаем:

  • Огромный выбор музыкального оборудования и различных аксессуаров.
  • Доступные расценки на различные музыкальные инструменты: от домр и гитар до фортепиано и аккордеонов.
  • Оптимальные условия доставки по Москве (при заказе от 5 000 рублей - бесплатно), возможен самовывоз, а также доставка товара курьером в удобное для вас время.
  • Высокое качество продукции. Товары проходят строгий контроль качества и при необходимости отправляются на дополнительную предпродажную подготовку в специальный цех.
  • Скидки, акции, специальные предложения и сезонные распродажи.

Желаете на выгодных условиях купить такой инструмент, как домра? Сделать это быстро и комфортно можно, связавшись с сотрудником магазина по контактному телефону или же просто оформив заказ на сайте.

Домра – известный щипковый музыкальный инструмент, который в ряде стран причислен к «народным» , в частности в России, Украине, Белоруссии. Она имеет корпус овальной формы, короткий гриф и 3-4 струны (квартовый или квинтовый строй; при этом трехструнная модификация широко распространилась только в России). Ноты 3-струнной домры: Ре (второй октавы); Ля, Ми (первой октавы), а 4-ех струнной: Ми (второй октавы); Ля, Ре (первой октавы); Соль (малой октавы).

Звук, как правило, извлекается посредством медиатора, реже подушечками пальцев. Самый характерный прием для домры – тремоло, быстрой и ритмичное «дребезжание», «дрожание». Если говорить о родственности, то ближе всего она к и . Принцип их устройства схож, но есть некоторые отличия – как конструктивные, так и в строе.

Домра по ряду причин долгое время не использовалась, и только в конце XIX века была реконструирована и воссоздана на базе «вятской балалайки», тогда появилось понятие «оркестровая домра», данный вид инструмента сохранился и по наши дни.Дети, поступая в музыкальную школу, могут выбрать класс домры и заниматься на этом инструменте: он легок, сравнительно недорого стоит, может браться домой, не будет мешать соседям; по этим причинам многие родители отдают своих юных музыкантов обучаться именно на этом музыкальном инструменте.

Краткая история происхождения

Происхождение слова «домра» очень простое: в тюркском «думбра» – балалайка, а ведь эти инструменты очень схожи конструктивно и по звуку. Изначально играли на них скоморохи (вольные шуты), примерно в XVI-XVII веках, ансамбли состояли из нескольких музыкантов, куда часто входили , волынки, бубны и пр. Интересно, что раньше ударение ставили на последний слог, получалось «домра?». Инструмент был не только ансамблевым, но и сольным, что говорит о высокой практичности и применимости.

Гонение скоморохов началось в XVII веке, когда их стали сажать в остроги или казнить за смелые шутки над боярами и духовенством. Вместе с классом вольных шутов истреблялись и их инструменты, так как они стали восприниматься народом, как что-то крамольное, опасное, запрещенное, никто не хотел хранить дома домру. При этом гусли прекрасно существовали во все времена и их не коснулись никакие расправы и репрессии. Домра же загадочным образом исчезла полностью и осталась только на лубочный картинках и фресках. Современный вид приобрел инструмент только к XX веку, об этом упоминалось выше

Из чего состоит домра

Как и многие струнные щипковые инструменты, домра состоит из корпуса и грифа, в корпусе проделано отверстие для попадания в него звука, а на грифе находятся лады, струны натягиваются при помощи системы колков, где применяется «червячная передача». Корпус имеет две основные конструктивные части – кузов (нижняя чашеобразная часть) и деку (верхняя часть). Элементы изготавливаются чаще из деревянных полос, которые склеиваются особым образом, реже – из так называемых «древесных массивов», когда стараются использовать фрагменты, где нет разрывов и трещин. Считается, что это придает звучанию характерную силу и глубину. «Дырки» в деке называют резонаторными отверстиями

Чтобы защитить корпус от ударов руки при игре, применяют «защитный панцирь», который чаще всего выполняется в черном цвете и представляет собой жесткую пластиковую или виниловую пластину. Также существует система порожков, которая поддерживает и направляет струны. За нижним порожком устанавливают подставку, цель которой поддерживать струны на определенном состоянии от корпуса, этот элемент играет важнейшую роль, так как без него вовсе невозможна игра на инструменте. Он обычно не закреплен и может быть сдвинут рукой, делать этого нельзя. Кроме натяжения струн, порожек отвечает за передачу вибрации струн корпусу, что тоже важно.

На гриф набиты металлические полоски – лады. Каждая домра особенна по-своему и имеет своеобразное количество ладов – от 18 до 30-ти. Струны крепятся в верхней части колковыми валиками: чтобы настроить струну, нужно вращать рукоятку в ту или иную сторону в зависимости от того, какой нужен звук: если более высокий – струна натягивается, для низкого звучания – «отпускается». Струны могут быть установлены разные, в зависимости от назначения инструмента и предпочтений музыканта – либо пластиковые (мягкие и податливые, но тихие и нерезкие) или металлические (жесткие, играть на них трудно, но очень звонкие, «яркие»).

Малая домра

Наверное каждый, кто хоть как-то соприкасался с музыкой, встречал такое понятие, как «малая домра». На самом деле, дело не в размерах, а в назначении.Малой называют приму , то есть солирующую домру, играющую главную роль в той или иной музыкальной композиции на концерте. Да, она отличается от остальных, мензурой, ладами, длиной, но есть и другие типы:

  • пикколо;
  • прима (малая);
  • альт;
  • тенор;
  • контрабас.

Видео

Слушать домру :

Домра – старинный славянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору инструменте.

Свою родословную домра ведет из слияния двух культур.

Первая ветвь родословной имеет восточные корни. Похожие инструменты до сих пор существуют в музыкальных культурах стран Востока. Казахская домбра, турецкая баглама или таджикский рубаб имеют много общего. Все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. домбра

баглама

рубаб

танбур

Другая ветвь родословной происходит от европейской лютни.

Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда.

на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура.

кобза

бандура

Вот так и получилось, что домра объединила в себе и европейские, и азиатские черты.

Точно установлено, что инструмент с таким названием –важная часть культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи. исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи» пользовались большой популярностью.

Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах.

На домрах, подобно бандуре, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям,

При царском дворе существовала целая «Потешная палата» -музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент.

Служители церкви считали представления скоморохов «бесовскими игрищами». В 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Игроков на домре было велено "бить батоги". Гонениям подверглись, в основном, скоморохи, но наказание грозило не только им, а любому человеку, играющему на домре. Такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. История домры здесь обрывается, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Ее возродил выдающийся исследователь и музыкант, необычайно талантливый человек – Василий Васильевич Андреев.

В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному мастеру Семену Ивановичу Налимову.

Реконструированный в 1896 году инструмент получил три струны и название «домра».

В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова

мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон и возможность исполнять всю европейскую камерную музыку.

Так с тех пор и Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и Украине.

На Украине четырёхструнная домра прочно закрепилась в системе музыкального образования, На первом Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах (1939) исполнители на четырёхструнной домре завоевали все призовые места среди домристов.

В Послевоенный период классы домры открываются в большинстве консерваторий.

К плеяде известных домристов лучших украинских домристов Б.А.Михеева заслуженный артист Украины Валерий Иванович Ивко Благодаря деятельности двух выдающихся современных исполнителей-домристов - Тамары Ильиничны Вольской и Александра Андреевича Цыганкова - домра получила в своём развитии "второе дыхание", стала признанным всюду и всеми как академическим концертным инструментом.

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют.

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово "домра" тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).

Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у туркменов – дуатар, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков – домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара.

Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий. Не располагая однако, прямыми указании на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого инструмента у восточных славян.

Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV - начала XVI веков о Калинке - "домрачее". В переписных документах этого периода профессии "домрачей" и "доморник" встречаются неоднократно.

Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: "человек играет в домру" и "сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры".

Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.

К тому же времени относятся поговорки "рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ". "любить - игра, купить - домра", " у Ерёмы гусли, у Фомы домра". Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю "а".

Итак, в разных литературных источниках русского происхождения фигурирует слово "домра". Помимо того мы располагаем вариантами названий "домришка", "домра большая басистая". Вероятно употреблялись и другие: альтовые, теноровые домры.

Основываясь на материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др.

Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово "скоморох" происходит от арабского "maskhora" - смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в "вольном" городе большой честью.

Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и "гудьбой" они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного "тишайшим" по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.

Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода "скандалезные песни". Музыка и её орудия признавались "треклятыми изобретениями дьявола", музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался "шпынь".

Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то нагрузив ими 5 возов свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.

Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам.

Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд. В 1896-1900 гг. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса.

В 1908 году Г. П. Любимов совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. - оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов.

Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью четырёхструнные домры пользуются на территории Украины.

Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России и Украине домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.

Основные сведения


Старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской .

Состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колкоимпатв.

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русскую метрополию).

Виды домр

Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Устройство

Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.

Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками.

На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Это место должно находиться на одинаковом расстоянии как от верхнего порожка до 12-го металлического порожка, так и от 12-го металлического порожка до подставки. На верхней части подставки делают наклейки ровные или фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента.

Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека — из прямолинейной (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки — клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.

Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину): первая — 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая — 0,40 мм, третья — 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя-тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.

Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.

Истиория-судьба

Судьба домры удивительна и уникальна в своем роде.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две .

Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую , турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов — плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской . В принципе, в Средние века называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. , в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская и ее усовершенствованный вариант — . Как раз очень многое заимствовала непосредственно от . Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом , объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты.

Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует также известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, и прочими древнерусскими музыкальными инструментами. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, домра в то время уже образовала семейство ансамблевых разновидностей. Самая маленькая и писклявая называлась «домришка», самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая».

Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно , аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах…

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент . Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире . Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но…

Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра.

К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В период 1896-1890 гг. В. Андреевым и С. Налимовым были сконструированы ансамблевые разновидности домры. И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.

Однако почти сразу же выявились и некоторые ограничения по возможностям андреевской домры, в связи с чем предпринимались попытки ее конструктивного совершенствования. Главной задачей стало расширение диапазона инструмента. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трехструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр.

Интерес к домре рос с каждым годом , расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и когда-то была народным инструментом!).

Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы — Александр Цыганков и Тамара Вольская (смотрите в разделе Интервью), творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.

Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы!

Видео: Домра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Выбор редакции
Патологическая анатомия - составная часть патологии (от греч. pathos - болезнь), которая представляет собой обширную область биологии и...

Бодо ШЕФЕР «Путь к финансовой независимости» Первый миллион за 7 лет Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим...

Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Мари Форлео (Пока оценок нет) Название: Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Автор: Мари...

Понятие «излучение» включает в себя весь диапазон электромагнитных волн, а также электрический ток, радиоволны, ионизирующее излучение....
Подошел автобус. Мы сели в него и поехали в центр города. Прямо возле центрального рынка, а по-простому – базара, находилась автостанция....
Книга «Когда я без тебя...» Эльчина Сафарли посвящается тёплому и светлому чувству любви. Она наполнена яркими метафорами и эпитетами,...
Фотографии жертв красного террора в России в годы Гражданской войны и их палачей.Внимание! Шок-контент! Слабонервным не смотреть! Труп,...
При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах. Рэй Брэдбери - один из лучших...
Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы...