Когда молния становится карой небесной. Внезапная смерть Внезапная смерть православие


Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Страсть – это извращение человеком своей естественной способности. Но, помимо страстности, человек в блуде грешит и грехом смерти.

Что такое смертный грех? Апостол Иоанн Богослов говорит, что «есть грех к смерти, а есть грех не к смерти». Так вот грех смерти – это тот, который, во-первых, убивает душу человека. Во-вторых, этот грех дает право демонам вопить к Богу, дабы Он лишил этого человека жизни за подобное преступление. К этому греху, в первую очередь, относится – блуд.

Если человек не покается и не изменит своей жизни, то, как правило, он умирает неестественной смертью, то есть не своей смертью: насильственной или внезапной, не подготовившись, без покаяния и прощения.

Термин «блудодеяние» переводится как половое распутство или разврат. Но в русской транслитерации слово «блуд» означает – блуждать, заблуждаться. Что показывает, что такой человек имеет в себе полное неведение или заблуждение, беспутие, то есть это человек, который не имеет духовного пути. Это выражается в таком понятии, как «духовный блуд».

Блуд телесный – под ним подразумеваются половые отношения до брака, то есть гражданский брак и прочее, что сегодня очень распространено среди молодежи. Молодые люди аргументируют это тем, что хотят узнать друг друга получше, пожить вместе, а вдруг они не подойдут или, наоборот, убедятся, что подойдут. Но, сколько я замечал, даже с советских времен, такие пары до регистрации в ЗАГСе жили очень хорошо и дружно, детей рожали и тому подобное. Но стоило им оформить свой брак официально, как он не продолжался и пяти лет. Сам гражданский брак не может дать человеку всю полноту ощущений законного брака, когда ты хочешь проверить, уживетесь ли вы – это просто невозможно. Это все равно, что проверить себя сможешь ли ты быть священником. Без таинства этого узнать никак нельзя. Так и брак – это тоже таинство, это Божие благословение на Вашу совместную жизнь, а без него это просто блуд, смертный грех и не более того. Что касается официальной позиции Церкви о гражданском браке, то Она его признает, но как не совершенный, так как нет на него Божьего благословения. Однако под гражданским браком Церковь подразумевает не сожительство, а зарегистрированный брак в ЗАГСе. И такой брак уже не является блудом, и тот, кто называет его грехом, сам грешит, поскольку ни один священник не имеет права совершить таинство венчания, если пара не зарегистрировалась в ЗАГСе.

Прелюбодеяние – это когда один из супругов изменяет другому. К ним относятся и так называемые «шведские семьи» – это когда живут вместе двое мужчин и одна женщина, или наоборот, или же когда сходятся две семьи для взаимной измены – это все прелюбодеяние.

Следующее проявление блудной страсти – ночные или же нет истечения семени. Проблемы это знакома тем, кто долго воздерживается и потому подвержен бесовским нападкам.

Рукоблудие или малакия – очень распространенный вид блудной страсти. В советское время врачи стали рекомендовать мужчинам такую практику снятия напряжения, стресса или депрессии, аргументируя тем, что это полезно для организма. Все это мы слышим и сейчас, а ведь, попробовав хоть раз, уже остановиться очень тяжело, особенно для молодежи, в период роста, как физического, так и эмоционального.

Наиболее коварный вид блудной страсти у человека проявляется во влечении к своему полу или содомия, так и среди женщин. Также к этому пункту я бы отнес и педофилию – это влечение взрослого человека к малолетним детям или несовершеннолетним подросткам. Эти явления получили очень широкое распространение, я бы даже сказал, повсеместное. Люди уже не понимают, что творят, настолько они ослеплены своими низменными желаниями и инстинктами.

Скотоложство – это крайняя степень блудной страсти.

Как рождается грех блуда.

Прежде всего, это волеизъявление самого человека. Без нашего согласия, без нашей воли – это невозможно.

Продолжение рода – наше естественное желание, но когда мы делаем из этого источник наслаждения – это уже грех и похоть. Этот грех отнюдь не удел лишь взрослых, нередко можно слышать, что блудные или даже извращенные помыслы посещали человека, когда ему было 5-10лет, то есть еще до полового созревания. Грех – это тайна и личный выбор каждого человека. Мы можем лишь молиться о своих чадах и воспитывать их в нравственности, но это не дает нам 100% гарантии их праведности в будущем. Здесь тайна, здесь Промысел Божий.

И необходимо помнить историю Ноя и его сына Хама, который увидел наготу своего отца. А что сейчас творится! Например, многие берут с собой детей мыться в баню, – мол, а что туту такого, они же еще маленькие. И никто не понимает, что этим мы сами растлеваем своих детей.

«Подобное стремится к подобному, так и плоть желает плоти» - говорит Прп. Иоанн Лествичник. На грех необходимо внутреннее согласие, после которого появляется желание, которое выражается в похоти, что подталкивает нас на действие, будь то насилие или преступление.

Причины, по которым происходит блуд в человеке

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Духовные причины блудного греха

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха. Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать. Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.

Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.

Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.

У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.

Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить. Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь. Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Признаки блуда

Сытое чрево – это первый признак того, что человека ждет блудное искушение.

Мечтательный сон , долгий сон или наоборот бессонница (когда человек лежит и мечтает) – все это следствие объедения.

Нехватка сна – когда человек не высыпается, тоже будет борение страсти.

Обессиливание – человек, который часто предается блудной страсти, теряет свои силы, как физические, так и духовные.

Противление к молитве . Печаль, уныние, беспросветная тьма – это состояние крайнего отчаяния, поскольку душа у человека умирает. Умирает от истощения духовных сил, Божьей благодати. Блуд уничтожает нас изнутри, а после этого приходит бес отчаяния и заполняет все собой, толкая человека на самоубийство.

Свободное обращение с ближними (особенно с противоположным полом) – когда человек развязно ведет себя с окружающими его людьми. Авва Дорофей советовал вообще не смотреть в лицо своему собеседнику, а смотреть в землю, т.к. он учил своих учеников, что, разговаривая с другим человеком, ты разговариваешь с образом Божиим, то есть с Богом. Поэтому он учил благоговению в общении между людьми. В современном обществе уже и уважение-то редко услышишь в голосе, не то что благоговение.

Частые ночные осквернения – то есть если более одного раза в месяц с человеком случается подобное, то с уверенностью можно сказать, что блудная страсть в нем прогрессирует. И нужно срочно браться за борьбу с ней.

Невоздержание в семейной жизни – то есть не соблюдение постов.

Степени греха:

    Подавление или извращение совести – это необходимое условие для начальной стадии блудной страсти. В начале ей нужно изгнать Святого Духа из души человека, чтобы ни что не мешало ей пустить свои корни;

    Развращение помыслами и делами – это практическая сторона блудной страсти. Когда человек из теории переходит к практике;

    И последняя, крайняя степень блуда – это когда человек одним лишь помыслом может довести себя до истечения семени.

Производные грехи блудной страсти

Многие из нас с ними знакомы, так как они взяты у Прп. Иоанна Лествичника, поэтому я их просто напомню: угождение страсти и покой во всем, расслабление, осуждение, хула и хульные помыслы, самолюбие, смехотворство (колкости и безвременный смех) и прочее.

Влияние блудной страсти на тело человека

«Прежде всего, – как говорит Свт. Феофан Затворник, это потеря сил организма, и его истощение, и его слабость». В древности ни один воин или атлет не разделял своего ложа ни с женой, ни с женщиной перед битвой или соревнованием. так как уже тогда знали, что человек слабеет после этого примерно на 25%. А сейчас нам, что показывают в современных исторических фильмах – всю ночь пьют, едят, гуляют, а утром в бой. Так ведут себя только самоубийцы. А там победа, фанфары и счастливый конец!

Дебелость тела – человек становится менее способным управлять своим телом, так как оно становится непослушным.

Развитие привычки ко греху и зависимости от него, когда человек уже не может без этого жить. Особенно это проявляется у тех, кто принял монашеский постриг. Хорошо если человек пришел в монастырь девственником, а тех, кто познал грех, мучают воспоминания и мечтания.

Блуд производит в теле человека мрачность и духовный смрад – и это настоящая правда. Бесы блуда зловонны, и совращенный ими человек перенимает это зловоние, и тело его становится смрадным, нечистым.

Влияние на душу человека

Дебелость и нечувствие души, и, как итог, мучение и смерть. После блудного греха душа очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опустошена, она изранена, и блудный грех он очень сильно оскверняет душу и колеблет ум. Согрешивший блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, так как ум не может постичь всю глубину своего падения. Именно падения, так как только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим. Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, та как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика, то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий. А за блуд отлучали от Причастия до 10 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!

Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.

Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.

Дебелость и расстройство ума – когда человек мыслит и мудрствует только по-мирскому, духовной составляющей уже нет. Это происходит, когда человек полностью порабощен пороком. Он не может представить себя без этого. Он говорит, думает, шутит и живет только этим. Посмотрите на современное телевидение – и там вы найдете только блуд и чрево. И больше ничего.

Влияние на дух человека

Приземление духа. После молитвы дух человека горит к Богу, горит жаждой благодати, любви, радости, но когда блудная страсть владеет человеком, она не дает возгореться духу Богом, но возвращает его к земным делам и утехам.

Блуд прогоняет Святого Духа, и человек теряет дерзновение пред Богом.

Осатанение человека – это то, к чему приходит человек, одержимый страстью блуда. Он уподобляется сатане, так как этот грех – один из самых им любимых.

Общее влияние блудной страсти на человека

«Блуд – это плотская страсть, она является отрицанием христианства внутри нас» (Свт. Феофан Затворник). Когда человек совершает блудный грех – он отрекается от Христа и прогоняет Его, становясь язычником и безбожником. Блуд – это одна из самых страшных страстей.

Всецелое закабаление человека ко греху происходит через блуд. А также он уничтожает все доброе, что есть в человеке. Он разрушает и расхищает все, что человек создал в своей душе, не оставляя и камня на камне.

Наказание человека за грех блуда

Отъятие Божьего благословения в жизни.

Скорби. Беды. Напасти. Болезни. И даже смерть.

Церковные наказания следуют в следующем порядке:

    рукоблудие и блуд – запрет на причастие на 7 лет;

    прелюбодеяние, содомия, скотоложство – отлучение от Свв. Тайн на 15 лет;

    ночное осквернение – если человек перед этим не распалял себя, а это произошло просто по физиологическим причинам, то он может причаститься.

Об этом говорится в правилах Свтт. Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Тимофея Александрийского.

Борьба со страстью. Общие методы

Прежде всего – борьба с чревоугодием, пост, воздержание. В борьбе с ними очень важно обращать внимание на качество пищи – это удаление мяса, жирных продуктов, острого. Привыкать вставать из-за стола немного голодным, есть не часто, чтобы не было постоянного состояния сытости.

Телесный труд до изнеможения и усталости. Сами знаете, когда устанешь, только до кровати дойти, какой там блуд.

Ревность о подвиге. Вера в Бога. Молитва – все это помощники в борьбе со страстью.

Смирение. Послушание. Милосердие – прогоняют блуд из человека.

Скромность в одежде и поведении. Щегольство должно быть исключено полностью. Потому что тот, кто щеголяет, – искушает не только себя, но и других. Провоцирует смотреть на себя и испытывать чувства. Это так сроднилось с нашей природой, что даже некоторые пожилые женщины не могут отказаться от парфюмерии и косметики. А когда говоришь им об этом – обижаются, не понимают истинной природы своей привычки.

Уклонение от зрелищ чужого тела – это фильмы, телевидение, журналы и т.д. Все эти образы потом всплывают в нашей памяти и распаляют в нас страсть. Опять же напомню про бани – ни в коем случае дети не должны видеть своих родителей обнаженными. Хочешь с сыном пойти в сауну, пожалуйста, надень плавки и иди.

Создание семьи. По словам Ап. Павла, «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор.7:2). Это помогает в борьбе со страстью, в достижении целомудрия посредством семейной жизни, так как она благословлена Богом – это уже закон. Никто этого человека не осудит за это, поскольку все по любви, по закону, по благодати.

Частные методы.

Во время искушений необходимо отсекать помыслы на корню , то есть, как только появляется образ или вдохновение в душе, нужно прибегнуть к молитве, дабы изгнать эту скверну из души или заменить это помысел на благой – так рекомендует Свт. Феофан Затворник. Призывание имени Божьего, молитва Иисусова или какая другая, так как без помощи Божьей никто и никогда не сможет победить эту страсть. По словам Святых отцов, прежде чем победить её, человек должен признать свою немощь и свою неспособность борьбы с этим грехом своими силами. До этого момента Бог не может помочь нам, не погубив нашу душу, но как только мы признаем свою немощь, с этого момента начинается наша истинная борьба с грехом блуда.

Воспоминания стыда после грехопадения . Памятование о наказании за грех в этой жизни ив будущей. Многие Святые отцы прибегали к этому методу – постоянное памятование о смерти.

Чтение Св. Писания и Житий святых. Это помогает изгнать блудные помыслы, и тогда место сатаны в нашей душе занимает благодать Св. Духа. Как вариант, можно занять себя любимым делом или хобби, что тоже поможет отвлечь себя от греха.

Блуд и семейные отношения.

Может ли блуд присутствовать в семейной жизни? Нечистота блудная может, но блуд нет! Потому что блуд – это незаконное употребление друг друга, а в браке все по закону. Когда семейный человек не может воздерживаться во время поста – это показывает, что он немощен и болен блудом.

Нечистота блудная в семейной жизни выражается в извращениях, неестественном употреблении другого пола. Это все смертный грех, и он должен быть искореняем. Я не буду говорить о них подробно, но отмечу один из них, так как многие могут не знать, что это грех – это обоюдное рукоблудие. Некоторые думают, что это не грех, но это не так. Подобная практика пришла к нам из семейной психологии. Многие начитались подобных пособий для оживления семейной жизни и начали это практиковать, не зная, что это осквернение.

Конечно, нужно помнить о приличиях, о естественном стыде. Однажды я гулял с собакой и решил зайти к своим знакомым, молодоженам. Открывает мне дверь его жена – одетая в одну лишь рубашку и всё! Я так и обомлел. Они на чай меня пригласили, но я, сославшись на дела, поспешил уйти. Прихожу к батюшке, говорю так, мол, и так, а он мне отвечает: «Да ну что ты – это же житейское». Одно дело, когда они в доме одни, но встречать гостей в подобном виде – это, по меньшей мере, неуважение и искушение.

Подобные мелочи настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы стали воспринимать их как норму. Мы стали забывать о том, что Господь постоянно призывает нас к чистоте, к святости, к молитве. Мы должны к этому стремиться всей своей душой. Никто не говорит, что мы святые, но стремление к святости должно стать нашей потребностью, как в воздухе. Нужно напоминать людям об их сне, будить их, а не отмахиваться от греха житейским мудрованием.

Отношения до брака должны быть без греха. Есть такая пословица: «Как начнешь, так и кончишь». То есть начал с греха свою семейную жизнь, ну и грехом и продолжишь. Кто может, пусть лучше воздержится от блуда.

Бесы, ничто так не любят, как блуд, потому что посредством блуда они быстрее всего получают нашу с вами погибель. Поэтому каждый христианин должен бояться его, бороться с ним и не потакать греху, а называть белое – белым, а черное – черным.

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Помочь Храму

Причины внезапной смерти

Внезапная смерть – это страшно. Считается, что Господь ее попускает человеку за его грехи. Давайте попробуем разобраться, почему же внезапная смерть так страшна и для чего православные люди молятся о том, чтобы она их миновала.

Жизнь человека – это подготовка его к жизни вечной. Как проживешь свою земную жизнь, то получишь и в вечной жизни. Почему, к примеру, говорят, что трудно богатому пройти в Царствие Небесное? Потому что человек имеющий несметные богатства печется именно о них. Думает, как-бы они не прогорели, куда их лучше вложить, чтобы получить еще больше дохода и прибыли. Какая там жизнь вечная? О ней и не говори.

Мои слова доказывает притча о богатом и Лазаре. Когда богач насколько был поглощен своим финансовым состоянием, что забыл думать обо всем на свете. Тогда Господь сказал ему: «Безумный, этой ночью душу твою заберу у тебя». Иными словами, что тебе в богатствах земных, если ты сегодня умрешь. Ведь в загробной жизни человеку не помогут ни влиятельные связи, ни несметные сокровища, ничего. В данной притче Господь, не желающий погибели бессмертной души человека, напоминает ему о покаянии и о делах спасения.

Очень благоприятно на человека влияет болезнь перед кончиной. Считается, что таким образом Господь благоволит ко грешному и дает ему время и возможность, посредством страданий и безропотного перенесения болезни, очиститься от своих грехов. Я хочу сделать акцент именно на слове «безропотно».

Что же происходит, если человек умирает внезапно. Например, происходит ДТП со смертельным исходом или еще какая-то неприятность. Получается, что человек лишен возможности подготовиться к смерти. Он не имеет возможности остановиться, оглядеться на свою жизнь, что-то переосмыслить, поплакать о своих грехах в конце концов.

Почему происходит так, что Господь попускает человеку внезапную или как говорят в народе «глупую» смерть и какие причины этого. Ну, как я уже говорил в начале, это есть попущение за определенные грехи человека. Иногда, такая кончина близкого человека есть толчком для родственником к приходу к вере. Не зря на Руси говорили: «Пока гром не ударит, человек не перекреститься». Тут главное не впасть в уныние и ропот на Бога, не корить Его за не милосердие или жестокость. А, приняв эту страшную весть, смириться и обратиться к Отцу нашему Небесному с молитвами о прощении грехов усопшего. Особенно в наше сегодняшнее непростое время Господь проводит людей к церкви. Одних какой-нибудь радостью, например, рождением долгожданного ребенка или наоборот, смертью близких. Много людей приходят в храм Божий, когда забирают их сыновей на войну. Сейчас это как никогда актуально.

Поэтому я призываю всех ходить в церковь, обращаться к Богу за помощью и благодарить Его за все, что мы имеем и что поучаем. Ведь получаем мы именно то, что заслуживаем.

Взрослых - это явление, которое внедряется в повседневную жизнь современного человека. Он встречается все чаще и чаще. Но никто точно не может сказать, что умерший серьезно болел. То есть фактически смерть наступает внезапно. Существует ряд причин и групп риска, которые способны оказывать влияние на данное явление. Что требуется знать населению о внезапной смерти? Почему она возникает? Можно ли как-то избежать ее? Все особенности будут представлены далее. Только если знать о явлении всю информацию, известную на данный момент, можно постараться как-то избежать столкновения с подобной ситуацией. На самом деле все гораздо сложнее, чем кажется.

Описание

Синдром внезапной смерти взрослых - это явление, которое получило свое распространение в 1917 году. Именно в этот момент впервые прозвучал подобный термин.

Характеризуется явление смертью, причем беспричинной, человека с хорошим здоровьем. У такого гражданина, как уже было сказано, не было никаких серьезных заболеваний. Во всяком случае, сам человек не жаловался на те или иные симптомы, а также не проходил лечение у врача.

Точного определения данного явления нет. Ровным счетом как и реальной статистики смертности. Многие врачи спорят относительно причин, по которым появляется данное явление. Синдром внезапной смерти взрослого человека - это загадка, которая до сих пор является нераскрытой. Существует множество теорий, согласно которым умирают. О них - далее.

Группа риска

Первым делом стоит разобраться в том, кто же чаще всего подвергается изучаемому явлению. Дело все в том, что синдром внезапной смерти взрослого поколения довольно часто возникает у азиатов. Поэтому данные люди находятся в группе риска.

Также нередко СВНС (синдром внезапной необъяснимой смерти) наблюдается у людей, которые много работают. То есть у трудоголиков. Во всяком случае, такое предположение делают некоторые медики.

К группе риска можно отнести в принципе всех людей, у которых:

  • нездоровая обстановка в семье;
  • напряженная работа;
  • постоянные стрессы;
  • имеются серьезные заболевания (но тогда обычно смерть не является внезапной).

Соответственно, большинство населения планеты подвергается изучаемому явлению. От него никто не застрахован. Как уверяют медики, во время вскрытия никак не получается установить причину кончины человека. Именно поэтому смерть называют внезапной.

Тем не менее, как уже было сказано, существует несколько предположений, согласно которым возникает упомянутый феномен. Синдром внезапной смерти у взрослого человека может объясняться несколькими методами. Какие существуют предположения относительно данной темы?

Человек против химии

Первая теория - это воздействие химии на организм человека. Современные люди окружены разнообразными химикатами. Они повсюду: в мебели, лекарствах, воде, пище. Буквально на каждом шагу. Особенно в пище.

Натуральной еды очень мало. Ежедневно организм получает огромные дозы химикатов. Все это не может проходить бесследно. И поэтому возникает синдром внезапной смерти взрослых. Организм попросту не выдерживает очередного заряда химии, которая окружает современного человека. Как следствие, жизнедеятельность прекращается. И наступает смерть.

Теория поддерживается многими. Ведь, как показала практика, за последнее столетие довольно часто начали происходить необъяснимые смерти. Именно в этот период наблюдается прогресс развития человечества. Поэтому можно считать воздействие окружающей химии на организм первой и наиболее вероятной причиной.

Волны

Следующая теория тоже может научно объясняться. Речь идет об электромагнитных волнах. Ни для кого не секрет, что человек всю жизнь находится под воздействием магнитизма. Скачки давления некоторыми людьми очень хорошо ощущаются - они начинают чувствовать себя плохо. Это доказывает негативное влияние электромагнитных волн на человека.

На данный момент ученые доказали, что Земля - это вторая по мощности производимых радиоизлучений планета в Солнечной системе. Организм, находясь постоянно в подобной обстановке, дает некий сбой. Особенно в сочетании с воздействием химикатов. И отсюда возникает синдром внезапной смерти взрослых. Фактически электромагнитные волны заставляют организм прекратить выполнять функции для обеспечения жизни человека.

Все дело в дыхании

А вот следующая теория может показаться несколько нестандартной и даже абсурдной. Но ее все равно активно продвигают по всему миру. Довольно часто возникает синдром внезапной смерти во сне у взрослого человека. Относительно данного феномена некоторые выдвигают невероятные предположения.

Дело все в том, что во время сна организм человека функционирует, но в "экономичном" режиме. И человек в подобные периоды отдыха видит сны. Ужас может заставить организм отказаться функционировать. А точнее, нарушается дыхание. Оно останавливается из-за увиденного. Иначе говоря, от страха.

То есть человек не осознает во сне, что все происходящее - это не реальность. Вследствие чего в жизни он умирает. Как уже было сказано, несколько невероятная теория. Но она имеет место. К слову, синдром внезапной смерти у младенцев во сне объясняется похожим образом. Ученые говорят, что если во время отдыха ребенку приснится, что он в утробе матери, то дыхание остановится. И малыш "забывает" дышать, так как кислород ему должен поступать через пуповину. Но все это только предположения.

Инфицирование

Что еще можно услышать? Какие имеет синдром внезапной смерти взрослого причины? Следующее предположение вообще похоже на сказку. Но его иногда высказывают.

Как уже было сказано, невероятная, сказочная теория. Верить в данное предположение не нужно. Скорее, подобная история - обычная "пугалка", которая придумана с целью хоть как-то объяснить синдром внезапной смерти взрослых.

Переутомление

Теперь немного информации, которая больше похоже на правду. Дело все в том, что, как уже было сказано, азиаты находятся в группе риска людей, подверженных синдрому внезапной смерти. Почему?

Ученые выдвинули некое предположение. Азиаты - это люди, которые постоянно трудятся. Они очень много работают. И поэтому организм в один прекрасный момент начинает истощаться. Он "перегорает" и "отключается". Вследствие чего наступает смерть.

То есть фактически внезапная смерть взрослого человека возникает из-за того, что организм переутомился. В этом зачастую виновата работа. Как показывает статистика, если обратить внимание на азиатов, то многие умирают прямо на рабочем месте. Поэтому не следует работать на износ постоянно. Данный темп жизни негативно сказывает на здоровье. У человека, кроме усталости, не наблюдается никаких иных признаков.

Стрессы

Также среди наиболее распространенных теорий относительно смерти без причин, выделяют стрессы. Еще одно предположение, в которое можно поверить. Как уже было сказано, люди, которые постоянно находятся в нервной обстановке, имеют не только высокий риск появления заболеваний и рака, они еще отнесены к группе риска населения, которые могут столкнуться с синдромом внезапной смерти.

Объясняется теория практически так же, как и в случае с постоянной работой и напряжением - организм "изнашивается" от стресса, затем "отключается" или "перегорает". Вследствие чего наступает смерть без каких-либо видимых причин. Влияние стресса нельзя выявить при вскрытии. Точно так же, как и негативное воздействие напряженного систематического и непрекращающегося труда.

Итоги

Какие выводы следуют из всего вышесказанного? Синдром внезапной ночной смерти, а также дневной у взрослых и детей - это необъяснимый феномен. Существует огромное количество разнообразных теорий, которые позволяют отнести ту или иную группу людей к категории риска. Медики и ученые по сей день не могут найти точное объяснение названному явлению. Точно так же, как и выдвинуть четкое определение синдрому внезапной смерти.

Понятно только одно - чтобы не было высокого риска умереть без каких-либо видимых причин, необходимо вести здоровый образ жизни, меньше нервничать и больше отдыхать. В условиях современности воплотить задумку в жизнь весьма проблематично. Во всяком случае, врачи рекомендуют хотя бы свести к минимуму напряжение и количество стресса. Трудоголикам нужно понимать, что они тоже должны отдыхать. Иначе такие люди могут внезапно умереть.

Если вести максимально здоровый образ жизни, то вероятность внезапной смерти сводится к минимуму. Об этом должен помнить каждый человек. От упомянутого феномена никто не застрахован. Ученые стараются изучить его как можно лучше и найти точную причину появления данного явления. Пока что, как уже было подчеркнуто, этого не было сделано. Остается лишь верить многочисленным теориям.

Начиная с 1917 года медицина фиксирует внезапные смерти молодых и казалось бы совершенно здоровых людей, никогда не болевших (во всяком случае никогда не обращавшихся к врачу с признаками какого-либо заболевания). В начале XXI века синдром внезапной смерти стал еще более распространен, чем в XX веке. Медики спорят, чем вызвано такое увеличение смертных случаев и что за этим стоит? Некоторые ученые, такие как доктор Л. Мейендорф говорят о том, что подобные случаи проявляются в странах Европы и США с необыкновенной быстротой. А в своей книге «Инсульт, инфаркт, внезапная смерть: теория сосудистых катастроф» профессор Е.А.Широкова пишет: «Точной статистики внезапной смерти нет, поскольку не существует общепринятого определения этого понятия. Однако подсчитано, что в США каждые 60-75 секунд 1 человек умирает от неожиданной остановки сердца. Проблема внезапной сердечной смерти, привлекавшая внимание кардиологов в течение многих десятилетий, вновь остро встала в последние годы, когда проведённые Всемирной Организацией Здравоохранения широкие популяционные исследования продемонстрировали возрастающую частоту внезапной смерти среди взрослого, и не только взрослого, населения. Оказалось, что случаи внезапной смерти встречаются не так уж редко, и проблема эта требует пристального изучения».

Что же мы можем сказать по этому поводу. Прежде всего, необходимо обратиться к описанию смерти, сделанному святителем Тихоном Задонским: «Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час, мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Отсюда заключается, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. Каким он хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра - дождется ли вечера, и с вечера - дождется ли утра ».

В современном мире очень мало кто помнит эти слова. Недавно мне лично пришлось столкнуться с 3 случаями внезапной смерти.

1) Одна девушка 24 лет окончила институт и устроилась работать в большую коммерческую структуру, с хорошими перспективами и окладом превышающим «среднестатистический», но вот буквально через неделю после вступления в должность, придя на работу, она внезапно почувствовала себя плохо, сильная головная боль и стесненность дыхания. Вызванная скорая помощь, приехав через 30 минут, констатировала смерть.

2) Мой хороший знакомый, с которым я был дружен много лет, не был подвержен вредным привычкам к алкоголю и курению, напротив он занимался спортом в течение всего года, был хорошим семьянином и не страдал от различных проявлений стрессовых ситуаций так, как для этого просто не было побудительных мотивов. Это был человек, о котором принято говорить «очень успешный». Но однажды во сне наступила внезапная смерть.

3) Еще один случай из жизни, человек которого я хорошо знал, тоже не был подвержен вредным привычкам. Он был православным христианином, регулярно исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. Но однажды, придя домой после работы, он внезапно почувствовал себя плохо. Смерть наступила до приезда врачей скорой помощи.

Но с какой мыслью и с покаянным ли сердцем отходили эти люди ко Господу, хотя смерть их была внезапной. Вот, что говорит нам Авва Евпрений: «Любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного - господин всему миру».

Медики выдвигают много причин этой самой внезапной смерти. В своей статье по этой проблематике Иван Пожаров приводит разные версии возможных причин наступления внезапной смерти:

Предшествующий сердечный приступ с большой зоной повреждения миокарда (75% случаев внезапной коронарной смерти связаны с перенесенным инфарктом миокарда).

В первые шесть месяцев после острого инфаркта миокарда риск развития внезапной коронарной смерти повышен.

Ишемическая болезнь сердца (80% случаев внезапной коронарной смерти связаны с этой болезнью).

Фракция выброса меньше 40% в сочетании с желудочковой тахикардией.

Предшествующие эпизоды внезапной остановки сердца.

Случаи внезапной остановки сердца или внезапной коронарной смерти в семейном анамнезе.

Наличие в личном или семейном анамнезе нарушений сердечного ритма, включая синдром укороченного или удлиненного интервала QT, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта, слишком низкая частота сердечных сокращений или блокады сердца.

Желудочковая тахикардия или фибрилляция желудочков, развившиеся после сердечного приступа.

Врожденные пороки сердца и аномалии кровеносных сосудов.

Эпизоды синкопе (потери сознания неопределенной причины).

Сердечная недостаточность: состояние, при котором насосная функция сердца ослаблена. У пациентов, страдающих сердечной недостаточностью, вероятность развития желудочковых аритмий, которые могут привести к внезапной остановке сердца, в 6-9 раз выше.

Дилятационная кардиомиопатия (вызывает внезапную коронарную смерть в 10% случаев), вследствие снижения насосной функции сердца.

Гипертрофическая кардиомиопатия: утолщение сердечной мышцы, особенно в области желудочков.

Значительные изменения уровня калия и магния крови (например, при использовании диуретиков), даже при отсутствии каких-либо заболеваний сердца.

Ожирение.

Сахарный диабет.

Употребление наркотиков.

Прием противоаритмических препаратов может увеличить риск развития угрожающих жизни аритмий.

Другие авторы приводят еще более фантастические объяснения внезапной смерти. Вот какие теории излагает в своей статье «Синдром внезапной смерти» Дмитрий Кузнецов. И хотя многое из его теорий безусловно несостоятельно, но я привожу их специально для полноты картины по описываемой мной проблематике. Вот, что узнаем мы из его статьи: «Можно выдвинуть несколько гипотез, объясняющих возникновение фатальных процессов в организме:

1. Химия

Мы живем не в железном, не в атомном, а в химическом веке. Оглянемся вокруг себя - нас окружают практически одни искусственные материалы, начиная от синтетики в одежде, заканчивая эпоксидной смолой и фенолом в ДСП мебельного ширпотреба. Исключение составляют металлы, однако и они все больше претерпевают рукотворные изменения и вытесняются сверхпрочным пластиком. Такое агрессивное неестественное химическое окружение не может не сказаться на протекании биохимических процессов на клеточном уровне. В данном случае не следует путать банальное отравление среды обитания (с последующей интоксикацией особей, обитающих в этой среде) с тонким изменением биохимии. Просто в один непрекрасный момент жизненно-важные реакции в организме чуть-чуть (этого "чуть-чуть" вполне достаточно) смещаются в ту или иную сторону и наступает смертельный "час Х".

2. Волны

Примерно все то же самое можно сказать и об электромагнитной обстановке на планете. Мы просто купаемся в океане электромагнитного излучения различного диапазона - от сверхдлинных волн дальней связи с подводными ядерными крейсерами до СВЧ-импульсов мощнейших радаров. Уже давно Земля стала вторым по мощности радиоизлучения телом солнечной системы (на первом, разумеется, наше светило). Накладываясь друг на друга электромагнитные волны создают хаотичную интерференционную картину с ярко выраженными энергетическими минимумами и максимумами. Человек попадает в подобные экстремумы и его электробиофизиология дает сбой.

3. Экзотика

Интересную гипотезу о причинах синдрома внезапной младенческой смерти высказал некий австралийский ученый. Хотя некоторые эксперты и называют идею неправдоподобной, он утверждает, что причиной смерти грудных детей является то, что им снится сон, что они находятся в утробе матери. Поскольку до рождения кислород поступает через пуповину, они "забывают" дышать и гибнут. С некоторой натяжкой подобный механизм возможно распространить и на взрослую человеческую единицу.

4. Уфология

Правительство Клинтона тогда постаралось замять инцидент (к слову сказать, абсолютно нормальная реакция), однако оставило себе некоторую лазейку, допустив строго дозированную утечку информации. Как и в иных подобных случаях "цивилизованная общественность" ответила равнодушным молчанием, еще раз продемонстрировав эталонный образец стратегического мышления низшего порядка.» И хоть после прочтения раздела уфология стоит улыбнуться, но мы все равно приводим эту версию для полноты картины страха перед внезапной смертью беспокоящей все человечество.

Но каждый Православный Христианин знает, что душа человеческая предстает перед Господом в тот момент, когда она наиболее близка ко спасению. Каждый человек сам выбирает для себя свою жизнь, каждый человек наделенный свободной волей может либо идти ко Христу, либо наоборот удаляться от него. Преподобный Ефрем Сирин говорит нам об этом: «Горе тебе, душа, что пребываешь бесчувственной в настоящей жизни, каждый день предаваясь роскоши, смеху, рассеянности и живя распутно,-в Будущем Веке будешь плакать, подобно богачу, мучимая в вечном пламени».

«Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его и плача не вынесут основания вселенной».

«Злые посмотрят на добрых и усугубится горе их, когда они увидят великую славу совершенных, какую приобрели они себе в наследие кратковременной борьбой, тогда как злые, гоняясь за ничтожным, унаследовали мучения».

«Вечная Жизнь ожидает только тех, которые приняли залог, и при конце, в день явления Великого Царя, выйдут навстречу Ему; таковым возвещены нескончаемые блаженства».

Некоторые родственники умерших обращались ко мне с просьбой объяснить им, от чего Господь попустил такую внезапную смерть их родным и близким? И что значит такая скоропостижная кончина? На этот вопрос, как нельзя лучше более семидесяти лет назад ответил святитель Николай Сербский. Думаю, что закончить эту статью необходимо процитировав святителя:

«Мне пишут, что часто приходится слышать разговоры о внезапной смерти. Говорят, что уж если она неизбежна, то пусть наступит внезапно и вдруг прервет жизнь. Лучше так, чем страдать от болезни и заставлять страдать других. Ожидаемая смерть страшнее внезапной. В вашем городке машина насмерть сбила женщину, ее гибель дала повод ко многим разговорам. Кто-то утверждает, что это лучшая смерть. Кто-то так высказался о смерти: "Пусть приходит, только пусть не гложет!". После всего этого ты решился написать и просишь объяснения.

Не следует желать внезапной смерти - следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть. Но Тот, в Чьей власти и жизнь, и смерть, действует по Своему святому Промыслу на пользу всякой человеческой душе, забирает ли Он ее из сего мира внезапно или оставляет до времени здесь. Иногда Он настигает внезапной смертью грешников, иногда - но реже - и праведников. В Ветхом Завете мы читаем, как Господь наказал внезапной смертью сыновей Аарона за самовольное служение (Лев. 10:1-5), как наказал бунтовщиков против Моисея (Чис. 13; 14; 16; 17); как Анания и Сапфира упали замертво за то, что солгали апостолам (Деян. 5:1-10). Многие гонители христиан умерли внезапной смертью; об этом мы читаем в житиях святых мучеников. Но иногда случалось и праведнику умереть внезапной смертью, хотя и очень редко. Так случилось с Афанасием Афонским: когда он что-то строил, упала стена, и он с несколькими монахами погиб под камнями.

Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели: наказание грешника и назидание другим. Как это произошло после смерти Анании и Сапфиры: великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. 5:11). А когда люди излишне полагаются на праведника и начинают обожествлять его, как это было с Афанасием Афонским, Господь забирает душу праведника внезапно, чтобы напомнить людям, что только Он - Бог и нет богов, кроме Него. Во всех же случаях внезапной смерти урок оставшимся в живых прост, а именно: следует непрестанно готовить свои души к скорой разлуке с этим миром - покаянием, молитвой и милостыней.

Об известном валаамском старце Никите рассказывают, что он очень боялся внезапной смерти и постоянно молился, чтобы Господь послал ему перед смертью долгую и тяжелую болезнь, чтобы, как он говорил, «терпением болезни умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, посчитает мое терпение вместо добрых дел, которых у меня нет». Некто, лежа на одре болезни, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев мучился я, чтобы войти в этот мир, разве не должен мучиться столько же, чтобы уйти из него?»

Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца ».

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

Информационно-аналитический портал «Созидатель»

Страшное дело — смерть ВНЕЗАПНАЯ. Она есть МЕЧ гне­ва Божия за наши грехи! Это мы ясно видим из притчи о богатом и Лазаре. Богатый был корыстолюбив, раб плоти и прихотей. Он совершенно забыл о смерти, о безсмертии души и о Боге. Он привязался умом своим и сердцем к благам земным, к богатству и умер не как человек, верующий в Бога, но как нечестивый, потерявший всякую веру; не как чело­век, имеющий безсмертную душу, но как душою умер­ший; не как человек разумный, но как животное безсло­весное. За все эти грехи богатый и умер, по определению Божию, смертию принужденной — внезапной. Что он умер не естественно, а его скосила, по повелению Бо­жию, внезапная смерть, — это мы видим из той же прит­чи.

В этой смерти Сам Бог обличает нечестивого грешника и объявляет ему страшную казнь Внезапной смерти: Безум­ие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20). При этом Господь открыл и причину такого страшного осуждения, — порок лихоимства, жадности, эгоизма, безпечности, нерадения, о своей душе и о конце земной жизни.

Да, пагубна для души нашей смерть Внезапная! Ибо в каком состоянии застанет нас момент смерти, в таком мы останемся и пребудем вечно. По смерти же ни Доброде­тельный — не изменяется из добродетельного в порочного, ни грешник — из порочного в добродетельного. Подтвер­ждает это и божественный Екклесиаст, говоря: И если падёт древо на юг, и или на север, то на месте, где падёт древо, там и останется. Это значит: ка­кого места достойным будет человек в час смерти своей, там и определяется и пребывает в безконечные ве­ки веков. Жил честно и по доброму человек, по Заповедям Божиим – к Богу пойдёт. Жил нечестиво, по дурному, зло и обман творил – в Ад пойдёт!

Мы, несчастные, постоянно согрешаем, и грех следует постоянно по пятам нашим. Одно время мы посвящаем многоядению и многопитию; другое — проводим в покое, безпечности, прихотях, остальное — жертвуем хищени­ям, неправдам, убийствам, враждам, притеснениям и го­нениям братии! Когда мы не согрешаем? Поношения, кле­веты, осуждение, ложь, сквернословие и празднословие не престают исходить из уст наших. Когда бываем мы не­причастными гордости, славолюбию, гнусной мстительно­сти и лукавому воображению? Почти что никогда! Грех всегда окружает нас, всегда представляет уды наши в ра­бы нечистоте и беззаконию в беззаконие (Рим. 6, 19). Когда прежде смерти Человеколюбец Бог посылает на нас жестокую болезнь, тогда она, пришедши, возвещает нам, как бы другой Исайя, говоря: Сия глаголет Гос­подь: устрой о доме твоем, умиравши бо ты (Ис. 38, 1).

Как велегласная труба — возглашает тогда тяжкая БОЛЕЗНЬ: «Человек! Приготовляйся к будущей жизни. Время твоё пришло». Чувствует тогда чело­век разлучение с миром, видит тогда, что бесполезны и не нужны ему теперь и богатство, и слава, и премудрость, и вообще лю­бые любые земные блага. Родственники и друзья больно­го призывают тогда духовного отца его, чтобы он мог рас­каяться, плакать, обратиться к Богу, исповедать грехи свои и соединиться со Спасителем Иисусом Христом, че­рез принятие Пречистого Тела и Крови Его. Без сомне­ния, тогда есть надежда, что таковой может спастись и остаться не на месте мучения, но на месте блаженства.

Но когда ВНЕЗАПНО, как налетевший ураган, как вихрь, — СМЕРТЬ похитит Жизнь, когда человек, будучи в силах, здоров и предан греху, в одну минуту — УМРЁТ и явится к Богу на Суд — безгласен и безчувствен, какая тогда может быть надежда ко спасе­нию? Где тогда покаяние? Где исповедь? Где обращение? Ни сродник, ни друг, ни священник не смогут помочь то­гда, хотя бы и хотел кто, старался и усердно желал. То­гда вдруг придут немилосердные, истязующие душу несчастного. В сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20).

Смерть, без сомнения, неизбежна и страшна, и предот­вратить или миновать её в конце концов невозможно; но мы можем приготовить себя к ней, — устроить дела зем­ные и приложить старание и попечение о душе своей. Освободившись от всех земных попечений, мы пригото­вим и облегчим душу свою покаянием, исповеданием гре­хов, освободимся от угрызений совести и прогоним от се­бя чрезмерный страх мучений и в Таинстве Причащения соединимся со Христом. Вследствие этого вселится в сердце наше упование на милость Божию, надежда безсмертного Царствия, отъемлющая печаль о разлучении с миром. Ничего не останется тогда скорбного и страшного, кроме подвига разлучения души с телом. Ангелы милостивые и светлые окружат тогда нас и далеко прогонят полки бе­совские. Они усладят горесть смерти, облегчат трудность ее, прогонят душевный страх, и, радуясь, возьмут душу нашу. Блажен тот, кто удостоится такой кончины, он ти­хо и кротко скажет с Давидом: В мире вкупе усну и по­чию (Пс. 4, 9)

Когда же — СЛУЧИТСЯ с нами смерть нечаянная, ВНЕЗАПНАЯ, когда она застанет нас среди – БЕЗЗАКОНИЙ наших, как она СТРАШНА будет для нас, как губительна! Увидим и по­чувствуем мы тогда, что повис над нами обнаженный меч её, и мы сейчас, в одну секунду, отойдем — в Вечность. И как бы мы — не ЖЕЛАЛИ бы тогда всей душой своей — ИЗБЕЖАТЬ этого, но побег уже невозможен. Хотели бы мы сделать распоряжения предсмертные о доме своём, но мысли наши помутятся и исчезнут. Хотели бы покаяться, исповедать грехи свои пред священником, но язык наш не будет повиноваться нам, и наши уста сомкнутся, и мы горько почувствуем, что умираем во гре­хах и уготованы диаволу и бесам его. Это причинит нам страшные мучения, ужас и совер­шенное отчаяние. Бесы мрачные и немилостивые, обличая деяния наши и истязуя душу нашу, будут терзать нас. Наконец, душа наша в невыразимых мучениях разлучит­ся с телом, — похитится насильственно. Горе тому чело­веку, который таким образом окончит жизнь свою, ибо это и есть та самая смерть, о которой святой пророк Да­вид сказал: Смерть грешников Люта (Пс. 33, 22).

Страшная, МУЧИТЕЛЬНАЯ смерть – ЖДЁТ всех Грешников!

Мы, люди, не только не знаем о времени нашей смер­ти, но не знаем и о том, какова будет наша кончина: крот­кою ли она придет к нам, или лютою и звер­скою. Предупредит ли она нас какими-либо знамениями или настигнет как тать в нощи. Даст ли она нам некото­рое время на раскаяние, или мгновенно похитит нас во всех беззакониях наших? Ничто не известно нам. Для че­го же такая неизвестность, такое неведение о часе смер­тном? Но так устроил человеколюбивый Бог, ради нашего спасения, потому, что незнание часа смертного рождает страх, страх — воздержание, а воздержание пресекает случай ко греху.

Незнание о часе смертном производит ВНИМАНИЕ; а внимание – ЖЕЛАНИЕ и стремление жить — по Заповедям Божиим, которое бывает при­чиною Добродетели. Оставлено для нас в неизвестно­сти, — добрая или лютая будет кончина наша для того, чтобы СТРАШИТЬСЯ, чтобы — ИЗБЕГАТЬ греха, и, отстраняясь от пороков, более и более преуспевать в Добродетели. По­этому приготовимся к Вечности и к переходу в вечность, именуемому смертью, во время земной жизни, в этом преддверии Вечности.

Земная жизнь это непрестан­ная борьба между жизнью и смертью, и мы колеблемся между ними, постоянно уклоняясь то к той, то к другой. Если оценим должным образом то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с неизмеримою и величественною веч­ностью, то найдем, что только правильное употребление земной жизни, т. е. приготовление к вечности, будет для нас полезно.

Выбор редакции
9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. Произошло сильное землетрясение на разломе...

Совокупность бактерий, населяющих человеческий организм, имеет общее название – микробиота. В нормальной, здоровой микрофлоре человека...

Журнал "РАСЧЕТ" Цена сотрудничества Чтобы заключить выгодный договор, финансирование по которому осуществляется из бюджета, компании...

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам , ежемесячно перечислять...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Для того чтобы формулы и законы в физике были более простыми для понимания и использования применяют разного рода модели и...
Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью...
Законы Менделя Схема первого и второго закона Менделя. 1) Растение с белыми цветками (две копии рецессивного аллеля w) скрещивается с...
>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь) Разделительный мягкий знак (ь) Роль и значение мягкого знака в...
Важной частью языкознания является орфоэпия - наука, изучающая произношение. Именно она отвечает на вопрос о том, ставить ударение в...