Естественные способности. Виды и уровни способностей. Виды способностей по уровню развития


В жизни мы хорошо представляем себе, что такое способности. Когда, например, мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, добиваются различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», предполагая, что различия в достижениях этих людей можно объяснить разницей в их способностях. Это же понятие используется тогда, когда необходимо определить, в силу чего одни люди обучаются быстрее и достигают в учении лучших результатов, чем другие. Вообще, во всех случаях жизни, когда мы сталкиваемся с различиями в достижениях или успехах людей, которые не объяснимы ссылками на объективные внешние обстоятельства, мы ищем источник этих различий внутри человека, в его способностях.

Понимание способностей, характерное для современной психологии, сложилось далеко не сразу. В разные исторические эпохи и периоды развития психологии как науки под способностями ученые понимали разные вещи. В древности словосочетание «способности души» содержало в себе указание на всевозможные свойства, которые приписывались душе. Поскольку она считалась источником всякого рода движений и изменений, наблюдаемых в мире, в том числе действий людей и животных, то все это находило объяснение в широко понимаемых «способностях души», которые практически отождествлялись со всеми психологическими свойствами. Позднее, когда были выявлены различия между отдельными душевными (психическими) явлениями и предложена их классификация, слово «способности» закрепилось только за одной из групп явлений - за теми, от которых, по предположению, непосредственно зависят успехи людей в разных видах человеческой деятельности. Такое понимание способностей сложилось к XVI в. н.э. и нашло отражение в известном труде испанского врача X. Уарте, посвященном способностям.

В это время способности практически всеми учеными еще рассматривались как врожденные, и поэтому различия между задатками и способностями не обсуждались. С XVII века благодаря классическим трудам английских философов-материалистов Д. Локка, Д. Беркли и других многими учеными была позитивно воспринята идея об отсутствии у человека врожденных способностей или мысль о том, что все люди с рождения равны, а их индивидуальные различия, в том числе по способностям, зависят только от условий жизни и практики их обучения и воспитания.

Сторонники старой идеи о врожденности способностей человека сразу не сдались, они продолжали активно отстаивать свою, привычную точку зрения и приводили в ее пользу весомые аргументы. Не менее убедительными они оказались и у оппонентов, защитников приобретенности человеческих способностей. В результате началась многовековая дискуссия, которая не завершилась и в наши дни.

В XIX веке участникам этой дискуссии удалось прийти к частичному согласию, своеобразному компромиссу, суть которого заключалась в признании существования у человека наряду со способностями также и задатков или врожденных предпосылок к их формированию и развитию. Обе спорящие стороны сошлись во мнении, что задатки в отличие от способностей могут быть врожденными, хотя в вопросе о том, насколько складывающиеся в процессе жизни способности человека зависят именно от задатков, их мнения по-прежнему расходились.

Один из ключевых вопросом темы способностей заключается в их точном научном определении и отличиях от других психологических свойств человека. На этот вопрос в наши дни одновременно просто и сложно ответить. Просто - потому, что не только ученые, но и все люди хорошо понимают, что имеется в виду, когда говорят о способностях и, как правило, не путают их с другими психологическими свойствами человека. Сложно ответить на этот вопрос по той причине, что в области психологического изучения способностей, как и во многих других сферах научных исследований, до сих пор не существует полного, точного и однозначного определения способностей - такого, которое бы соответствовало всем нашим знаниям о способностях человека. Тем не менее понятию «способности» в психологии «повезло» больше, чем другим научным понятиям. В их определениях проявилось больше взаимопонимания и меньше разногласий между учеными, чем в определениях многих других психических явлений. Если собрать и в обобщенном виде представить разные определения способностей, встречающиеся в научной литературе, то они выглядят следующим образом.

  • 1. Способности - это познавательные процессы человека и все свойства его личности, от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности.
  • 2. Способности - это психологические свойства, которые занимают промежуточное положение между другими психическими явлениями, одновременно выступая и как процессы, связанные с получением и обработкой информации, и как свойства, благодаря которым человек успешно справляется с решением разнообразных задач.
  • 3. Способности - это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков человека.
  • 4. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет скорость и качество их приобретения.
  • 5. Способности - то, что делает человека пригодным к выполнению какой-либо деятельности.

В отечественной литературе большинством авторов оказалось принятым и признанным определение способностей, предложенное Б.М. Тепловым. Он определил способности человека как устойчивые психологические свойства, которыми люди отличаются друг от друга и от которых зависят их успехи в разных видах деятельности. По мнению Б.М. Теплова, в научное представление о способностях должны быть заложены три основные идеи. «Во-первых, - писал ученый, - под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие „способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» .

Раскрывая и уточняя содержание предложенного им определения способностей, Б.М. Теплов подчеркивал, что их необходимо отличать от задатков, что способности нельзя сводить к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Задатки - это только предпосылки к формированию и развитию способностей. Они, кроме того, являются врожденными, в то время как способности выступают как приобретенные. Для того чтобы имеющиеся у человека задатки превратились в высокоразвитые способности, необходимо провести сложную, длительную и трудоемкую работу по их определению и развитию. Кроме того, мы далее убедимся в том, что между способностями и задатками человека не существует простой и однозначной зависимости.

Существуют определенные отличия способностей человека и от его знаний, умений и навыков. Эти отличия заключаются в следующем.

При наличии способностей и недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести нужные знания, умения и навыки и успешно справиться с деятельностью, для которой они необходимы. При отсутствии способностей человек не в состоянии ни успешно справляться с соответствующей деятельностью, ни приобретать новые связанные с ней знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав высокоразвитых способностей, однако сами способности к ним не сводятся. Они представляют собой те психологические свойства, благодаря которым человек приобретает новые знания, умения и навыки.

По мнению С.Л. Рубинштейна, который раньше Б.М. Теплова сформулировал эту идею, способности и умения не тождественны, но тесным образом связаны друг с другом, причем эта связь является взаимной. С одной стороны, освоение человеком новых знаний и умений предполагает наличие у него по крайней мере общих способностей, в частности способности к научению; с другой стороны, формирование способностей к определенным видам деятельности предполагает освоение связанных с ними знаний, умений и навыков. Эти умения и навыки, входя в состав формирующихся способностей, не остаются чем-то внешним для них. По мере того как они осваиваются, знания, умения и навыки превращаются, говоря словами С.Л. Рубинштейна, «в личное достояние» человека, перестают быть знаниями, умениями и навыками, полученными извне, входят в состав сформировавшихся способностей человека.

С.Л. Рубинштейн в различных своих работах по-разному определял способности человека. Так, в одном случае он писал о том, что способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков способности - это результат закрепления не способов действий, а психических процессов. В другом месте он отмечал, что под способностью в более специальном смысле понимается сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному исторически сложившемуся виду общественно-полезной деятельности. Способности, по С.Л. Рубинштейну, характеризуются диапазоном возможностей человека к освоению новых знаний и их применению в творческом процессе.

Всякая способность является способностью к чему-либо конкретному, к вполне определенной деятельности. Наличие у человека способности означает его пригодность к осуществлению данной деятельности. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не самих по себе задатков, а всего процесса их формирования и развития, в который задатки входят только как исходный момент, его предпосылка. Включаясь в психологическое развитие индивида, задатки не остаются постоянными: сами они преобразуются и изменяются, т.е. развиваются вместе с соответствующими способностями.

У современного человека имеется много разных способностей, так как ему приходится заниматься огромным количеством разнообразных видов деятельности. Соответственно способности людей можно разделять на группы и определенным образом классифицировать. На протяжении истории психологических учений о способностях не раз предпринимались попытки такого рода. Существует много оснований для разделения способностей на группы. Главные из них представляются следующими.

  • 1. Соотнесение способностей с разными по степени сложности видами деятельности человека.
  • 2. Проявление способностей в отдельных или одновременно во многих видах деятельности.
  • 3. Приписывание способностям того, что человек делает в уме с образами или понятиями, или того, что он реализует посредством практических действий с материальными предметами.
  • 4. Деление способностей на виды в зависимости от того, связаны они с обучением или с трудовой деятельностью.
  • 5. Разделение способностей по признаку их отношения к творческой или нетворческой деятельности.
  • 6. Соотнесение способностей с предметной деятельностью или с общением (с работой или человеческими взаимоотношениями).
  • 7. Связывание способностей с наличием или отсутствием у человека задатков.

Определим и кратко опишем виды способностей, выделяемые по указанным основаниям. По первому основанию способности делятся на элементарные (простейшие) и сложные (комплексные). Элементарными, или простейшими, называют способности, которые обеспечивают успешное выполнение человеком отдельных действий и операций, входящих в состав более сложных видов деятельности, а также способности, связанные с функционированием отдельных познавательных процессов или органов чувств. Примерами элементарных способностей могут служить точные, скоординированные движения рук и ног человека, тонкое зрительное или слуховое восприятие, например различение цветов, звуков, запахов и т.п., хорошая память, богатое воображение, развитая речь и т.д.

Сложными называются способности, которые включают много согласованных друг с другом и объединенных в систему элементарных способностей, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком сложных видов деятельности. Примерами таких способностей могут служить те, которые проявляются в профессиональной деятельности людей, в том числе научные, технические, художественные, литературные, организаторские, спортивные и многие другие способности. Классификация таких способностей обычно проводится по видам деятельности людей. Все такие способности не имеют готовых природных задатков, формируются и развиваются у людей исключительно прижизненно .

По проявлениям способностей в отдельных или во многих видах деятельности их принято делить на общие и специальные. Общими называют способности, которые имеются у всех людей (предполагается, однако, что у разных людей они могут быть развиты в разной степени) и от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности. К таким способностям можно отнести, например, общую умственную способность или способность человека к научению (обучению). Специальные - те способности, которые обнаруживаются только у некоторых людей и от которых зависят успехи в отдельных видах деятельности. Это, как правило, такие способности, для формирования и развития которых у человека необходимо иметь особые задатки. К специальным способностям можно отнести, например, музыкальные, математические, технические, литературные, художественноизобразительные и многие другие способности.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития у него и специальных способностей. На базе общих способностей могут, по определению, формироваться самые разные способности, поэтому одна и та же общая умственная одаренность у разных людей может реализоваться в формировании и развитии самых разных специальных способностей. Известны случаи, когда высокоразвитые общие и специальные способности обнаруживаются у одних и тех же людей. Это относится к талантливым и гениальным людям, например к Леонардо да Винчи, Галилео Галилею, Декарту, Ломоносову и другим.

Когда речь идет о разделении способностей на группы по тому, что человек делает в уме или с помощью практических действий, то их соответственно делят на умственные (теоретические) и практические. Умственные (теоретические) - это такие способности, которые связаны с умением человека рассуждать в уме, действовать с понятиями по законам логики, получать с помощью таких действий новые знания. Практическими называют способности, которые проявляются в решении человеком практических задач с помощью действий с материальными предметами. Заметим, что чисто умственных (теоретических) и исключительно практических способностей в природе не существует, поскольку все без исключения сложные виды деятельности человека предполагают наличие у человека как умственных, так и практических действий. Способности условно разделяют на умственные и практические по преобладанию в соответствующей деятельности умственных или практических действий.

Способности человека могут проявляться в учении или в трудовой деятельности. В этом случае их разделяют на учебные и трудовые. Учебными называют способности, которые связаны с приобретением человеком новых знаний, умений и навыков, а трудовыми - связанные с выполнением различных видов трудовой деятельности. Правда, и этом случае деление способностей на учебные и трудовые не является абсолютным. Учебная деятельность часто включает в себя практические действия человека, а в процессе трудовой деятельности человек чему-либо учится, т.е. приобретает новые знания, умения и навыки.

Деятельность человека может носить творческий или не творческий характер. Соответственно существует разделение способностей на творческие и нетворческие. Первые проявляются в открытии человеком новых знаний, в изобретении чего-либо, в создании новых предметов материальной и духовной культуры. Нетворческие - это способности, при использовании которых человек ничего нового не открывает, не создает, т.е. занимается обычной, повседневной, хорошо известной и повторяющейся деятельностью.

При соотнесении способностей с предметной деятельностью или общением человека (человеческими взаимоотношениями) их разделяют на предметно-деятельностные и межличностные (коммуникативные). Предметно-деятельностные - это способности, которые проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами, а межличностные (коммуникативные) - это способности, проявляющиеся в общении с людьми. К последним можно отнести быстрое и точное восприятие людей, их правильную оценку, понимание, оказание на них влияния, установление и поддержание с ними благоприятных взаимоотношений.

Формирование и развитие способностей зависит от наличия задатков, хотя исключительно к ним не сводится и из них напрямую не выводится. Если задатки к развитию способностей хорошо известны, если от них действительно зависит формирование и развитие у человека тех или иных способностей, то такие способности условно называют природно обусловленными. Если же задатки к развитию способностей неизвестны, если у людей за счет обучения и воспитания можно сформировать и развить соответствующие способности, то такие способности называют социально обусловленными. Все высшие способности человека являются социально обусловленными. Если же дело касается низших или элементарных способностей, то многие из них выступают как природно обусловленные.

Перечисленные выше и другие, не названные способности человека, изолированно друг от друга не существуют. Они образуют иерархи- зированную и динамичную систему, в которой одни способности являются более развитыми и значимыми для человека, чем другие, и, кроме того, формирование, развитие и функционирование одних способностей влияет на динамику других способностей. Поэтому правильнее говорить не о наличии у человека многих отдельных способностей, а о системе способностей человека.

Индивидуальные различия между людьми, от которых зависят их успехи в разных видах деятельности, определяются не только через «способности», но и помощью других понятий. Это, например, такие термины, как «одаренность», «талант» и «гениальность». Кроме того, одни и те же способности у разных людей могут находиться на разных уровнях развития, и в этом случае для характеристики уровня развития способностей также пользуются соответствующими понятиями. Они включают в себя представление об уровнях развития способностей и вместе с тем пересекаются по объему и содержанию с понятием «способности». В связи с этим необходимо определить различия в указанных понятиях. Они заключаются в следующем.

Слово «одаренность» в зависимости от контекста, в котором оно используется, может означать наличие у человека хороших задатков к развитию способностей или присутствие уже развитых способностей определенного типа. О человеке как об одаренном говорят тогда, когда у него еще в детстве обнаруживаются хорошие задатки, или тогда, когда, став взрослым, он добивается значительных успехов в каком-либо деле. В связи с проблемой одаренности в современной науке ставится и обсуждается вопрос о существовании у человека одной общей или многих разных видов одаренности. В первом случае говорят о наличии единой и единственной общей одаренности, которая проявляется в развитии остальных способностей, а во втором случае - о существовании нескольких разных видов одаренности, от каждой из которых зависит развитие тех или иных конкретных способностей.

Вопрос о наличии одной общей и или нескольких частных видов одаренности обсуждается психологами начиная с конца XIX в. Одни ученые, например Э. Торндайк, склонны сводить одаренность к специальным способностям, отрицая наличие единой, общей одаренности у человека. Другие ученые, к примеру Ч. Спирмен, В. Штерн, А. Пье- рон, напротив, полагают, что общая одаренность человека существует, а специальные способности формируются и развиваются на базе общей одаренности человека. Компромиссное решение проблемы заключается в признании наличия у человека не только общей одаренности, но и специальных ее видов, а также существования определенных связей между ними.

С.Л. Рубинштейн, обсуждая в своих научных трудах проблему одаренности, высказывал мнение о том, что внутри тех или иных специальных способностей может проявляться некоторая общая одаренность человека. Индивид, показавший себя как способный в одной области, при занятиях другим видом деятельности может хорошо проявить себя и в нем, и делает это, как правило, не хуже, чем в другом виде деятельности. При этом общая одаренность может выступать не только в качестве предпосылки, но и как результат развития личности. Общая одаренность и специальные способности взаимно проникают друг в друга, представляя собой две стороны единого целого. Развитие человека как личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, идет параллельно с реализацией его одаренности и развитием способностей. В процессе совершенствования общей одаренности возникают и специализируются отдельные способности, каждая из которых может далее развиваться сама по себе, вне ее прямой связи с общей одаренностью.

Понятие «талант» не имеет строгого научного определения, такого, например, как «способности» или «одаренность». Однако в случае его использования в научной литературе с ним связывают примерно следующее содержание. О человеке говорят как о талантливом тогда, когда может добиться выдающихся и признанных успехов в том или ином виде деятельности. По С.Л. Рубинштейну, слова «талант» и «гений» означают высокий уровень одаренности и различаются, если их относят к конкретным людям и их деяниям, по следующим признакам. «Талант» характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся, в принципе, в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность» предполагает способность открывать что- то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах .

Для талантливого человека показательным может быть то, как он осваивает уже известное, созданное другими людьми. Гениальность проявляется в создании или открытии неизвестного, а не в освоении хорошо известного, она предполагает наличие способности к подлинному творчеству. Высокий уровень одаренности, который характеризует гениального человека, может проявляться не в одной, а в нескольких областях деятельности.

Понятия «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» можно соотнести друг с другом не только по их содержанию, но и по распространенности соответствующих им явлений среди людей. Так, можно утверждать, что все без исключения люди являются способными к чему-либо, одаренных людей гораздо меньше, талантливых еще меньше, а гениальных - единицы.

  • Теплое Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.
  • Ни для одной сложной способности человека не существует врожденной анатомофизиологической основы. Такая основа имеется только для элементарных способностей,входящих в состав более сложных способностей. Эту мысль, однако, нельзя пониматьтак, как будто для высших человеческих способностей вообще не существует никакойорганической основы. Такая основа для них, безусловно, есть, но она не является даннойчеловеку с рождения. Органическая основа высших способностей формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самих этих способностей. Что она собой представляет и каким образом складывается - об этом дальше пойдет речь в одномиз следующих параграфов главы.
  • Рубинштейн С.Л. Способности // Психология индивидуальных различий. М., 2002.С.31.
НАТА КАРЛИН

Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и ? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.

Только используя задатки, с которыми человек родился, он может развить способности. Задатками принято называть анатомо-физиологические особенности, которые развиваются в, выбранном человеком направлении. Изначально, в ребенке заложен ряд способностей, которые, утратив необходимость, постепенно забываются.

Категории способностей человека

Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.

Способности делятся на следующие категории:

Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.

Следует подробнее остановиться на каждой из них.

Общие способности.

Эта категория способностей помогает в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Специальные и практические способности.

Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.

Учебные и теоретические способности.

Способности к творчеству.

Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.

Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.

Пути и средства для формирования способностей

Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:

Первичный.

На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.

Вторичный.

Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в , затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством , заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.

То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его , не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.

Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.

Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, профессиональной ориентации детей и т.д.

Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.

Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.

Существует два вида одаренности:

Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.

Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.

Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя .

Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.

Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.

Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.

26 февраля 2014, 17:56

В жизни мы встречаемся и общаемся с различными людьми. И каждый раз мы убеждаемся, что все люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Всякая способность – это способность в какой-либо деятельности. Способность включает психические свойства и качества, которые необходимы для деятельности в той или иной области. От уровня развития способностей зависят легкость, скорость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Т.е. способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений и навыков.

Нельзя, например, говорить о способности человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не смог приобрести никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку, может выясниться, есть ли у человека способности к этой деятельности.

Но если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют одинаковую деятельность, имеют при этом одинаковую подготовку и условия работы, но один справляется быстрее, значит, он обладает более высокими способностями.

Один из самых сложных вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденные способности или они формируются при жизни? Ответы на этот вопрос противоречивы и часто противоположны. Можно найти высказывания в пользу того, что музыкантом, поэтом, философом надо родиться, и противоположные о том, что «талант – это 1% способностей и 99% пота».

Способности могут быть врожденными, но лишь отчасти, т.е. они имеют наследственные предпосылки для их развития в виде задатков. Но нельзя утверждать, что способности сами по себе могут передаваться генетически. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки – лишь предпосылки развития способностей.

Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки.

Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, которые обусловливают природные индивидуальные отличия людей.

Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. Т.к. строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития имеющихся у него задатков.

Таким образом, задатки – это одно из условий формирования способностей. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Можно выделить особенности способностей:

  • способности человека развиваются на основе задатков;
  • если способность не развивается, то она может быть утрачена;
  • способности имеют синтетический характер (например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху, т.к. для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, трудолюбие и др.);
  • отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.
Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.

Объясняют феномен способности обычно на основании одного из трёх представлений:

1) способности сводятся к всевозможным психическим процессам и состояниям, вытекают из их характерных особенностей у данного человека,

2) способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности,

3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

По последнему пункту надо сделать небольшое пояснение. Действительно, часто можно наблюдать, как два специалиста с одинаковым уровнем подготовки, при прочих равных (похожих) обстоятельствах добиваются разных успехов. Конечно, большое значение в жизни имеет случай. Однако для того, чтобы реализовывать свои ЗУНы на практике, тоже существуют условия: человек должен обладать активной жизненной позицией, быть волевым, целеустремлённым, рациональным и т.д.

Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия "способность":

Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность),

Индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей,

Способности могут существовать без ЗУНов.

Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: "За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить!".

Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей. Не менее распространена обратная ошибка: развитые ЗУНы воспринимаются как развитые способности (хотя молодой человек может быть просто "натаскан" своими родителями и предыдущими педагогами).

Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются.

Как считал Б. М. Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности:

Техническое творчество,

Художественное творчество,

Литература,

Математика,

Тезис о необходимости развития способностей может иметь и биологический подтекст. Как показывают исследования, гены людей и животных могут находиться в активированном или не активированном состоянии. Условия среды обитания, образ жизни влияет на то, будут ли активизированы гены или не будут. Это ещё один механизм адаптации, придуманный природой для живых существ.

Успешность выполнения деятельности обычно зависит не от какой-либо одной, но от сочетания различных способностей. Что характерно, разные сочетания способностей могут дать близкий результат. В случае отсутствия необходимых задатков их дефицит может быть восполнен за счёт более высокого развития других задатков и способностей.

Б. М. Теплов утверждал, что "Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека".

Близость способностей друг к другу, способность их взаимозаменяться, позволяет классифицировать способности. Однако неоднородность проблемы способностей привела к тому, что классификации значительно отличаются друг от друга.

Первое основание классификации

Одно из оснований классификации - степень естественности способностей:

Природные (естественные) способности (то есть биологически обусловленные),

Специфические человеческие способности (имеющие общественно-историческое происхождение.

Естественными элементарными способностями являются:

Восприятие,

Основы коммуникации.

Задатки человека и задатки животного - не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. Формирование способности происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.д.

Специфически человеческие способности:

Специальные способности,

Высшие интеллектуальные способности.

Общие способности свойственны большинству людей и определяют успех человека в различных видах деятельности:

Мыслительные способности,

Тонкость и точность ручных движений,

Речь и др.

Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:

Музыкальные способности,

Математические способности,

Лингвистические способности,

Технические способности,

Литературные способности,

Художественно-творческие способности,

Спортивные способности и др.

Интеллектуальные способности могут подразделяться на:

Теоретические способности,

Практические способности,

Учебные способности,

Творческие способности,

Предметные способности,

Межличностные способности.

Данные виды способностей тесно связаны друг с другом, переплетаются. Наличие у человека, скажем, общих способностей не исключает развития специальных способностей, как и наоборот. Общие, специальные и высшие интеллектуальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, друг друга дополняют и обогащают. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определённым видам деятельности.

Практическая ориентированность

Другим основанием классификации способностей является степень их практической ориентированности:

Теоретические способности,

Практические способности.

Теоретические способности обеспечивают качество и эффективность абстрактно-теоретических размышлений, практические - конкретные предметные действия. Развитие того или иного вида способностей здесь тесно связано со склонностями человека: что он любит, теоретизировать или действовать. Поэтому часто можно наблюдать, что у одних людей хорошо развиты только теоретические способности (разные), у других - только практические.

индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся. Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одаренность (см.Одаренные дети). Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества. В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одаренности некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая. - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.) См. также Одаренные дети

Отличное определение

Неполное определение ↓

Выбор редакции
В конце апреля астрономы в северном полушарии получат возможность наблюдать метеоритный дождь Лириды, который является пыльным следом ,...

Как вы думаете, если бы Луна была ближе к нашей планете, чем сейчас, как бы она выглядела? Но давайте обо всем по порядку. Ученые – люди...

Споры о том, реальны ли путешествия во времени, не утихают годами. Раньше считалось, что такие истории - удел поклонников теорий...

В космосе нет атмосферы, там никогда не идет дождь, а на геостационарных орбитах никогда не наступает ночь: это идеальное место для...
В последующие годы многие страны заинтересовались космической солнечной энергетикой, включая Японию, Китай и несколько европейских стран....
Акула – самый опасный хищник моряАкула предшественник динозавра. Она старше динозавров на 200 миллионов лет. При этом, за 450 миллионов...
Представление о существовании универсальной космической энергии, которую человек может использовать и с помощью которой реализуются...
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).Беседы с батюшкой «Где просто, там ангелов со сто…» В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена...
В а н я (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? П а п а ш а (в пальто на красной подкладке), Граф Петр Андреевич...