Уровни адаптации по венгеру. Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации. Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации


Сущность понятия «школьная адаптация»

и ее основные критерии

Школьная адаптация определяется в психологии и педагогике как процесс и результат активного приспособления ребенка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения (Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько; В.С.Мухина; И.В.Дубровина, и др.).

Дубровина И.В. определяет адаптацию как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при пе­реходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации».

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Длится 5-6 недель.

Проблема школьной адаптации рассматривается в тесной взаимосвязи с представлениями о психологической готовности ребенка к школьному обучению, так как сформированность у ребенка данного психологического образования является, с одной стороны, одной из важнейших предпосылок его успешной адаптации, а с другой - определяет этапы и содержание коррекционной работы в начальный период обучения.

Основные показатели социально-психологической адаптации:

1) Формирование «внутренней позиции школьника»;

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника».

2) Формирование адекватного поведения.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

3) Овладение навыками учебной деятельности.

Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

4) Установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.

Многие авторы считают, что в период поступления ребенка в школу проявляются отчетные изменения в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. В данном случае речь идет о выработке наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро социальной среды.

Индикатором трудности процесса адаптации в поведении детей могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот заторможенность, депрессия. Может возникнуть (особенно при неблагоприятных ситуациях) и чувство страха, нежелание идти в школу. Все эти изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Уровни адаптации первоклассников

Первые недели обучения характеризуются у ребенка низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналовой системы, а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление.

Только на 5 - 6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель, т.е. длится более 2 месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5 - 6 неделях обучения, весь первый год (если сравнивать показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Эмоционально-стрессовое воздействие у первоклассников в виду незавершенности морфологического и функционального созревания организма часто приводит к формированию функциональных нарушений центральной нервной системы в виде невротических реакций. При лёгкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

    Показатель интеллектуального развития - несет в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции ин­теллектуальной деятельности ребенка.

    Показатель эмоционального развития - отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост.

3.Показатель сформированности коммуникативных навыков (с учетов психологических новообразований кри­зиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний).

4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных по­казателей, можно выделить три уровня социально-психо­логической адаптации к школе. В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности шести- и семилетних учеников.

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учеб­ный материал усваивает легко; глубоко и полно овладева­ет программным материалом; решает усложненные зада­чи, прилежен, внимательно слушает указания, объясне­ния учителя, выполняет поручения без внешнего контро­ля; проявляет большой интерес к самостоятельной учеб­ной работе (всегда готовится ко всем урокам), обществен­ные поручения выполняет охотно и добросовестно; занима­ет в классе благоприятное статусное положение.

Как следует из описания, уровни развития всех показа­телей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Ха­рактеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном слу­чае присутствуют указания на сформированную произволь­ность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей, шестилет­ний первоклассник не может относиться к высокому уров­ню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произ­вольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных ново­образований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притяза­ний) без необходимого вмешательства педагогов и психо­логов.

2. Средний уровень адаптации

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его под­робно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосре­доточен и внимателен при выполнении заданий, поруче­ний, указаний взрослого, но при его контроле; бывает со­средоточен только тогда, когда занят чем-то для него инте­ресным (готовится к урокам и выполняет домашние зада­ния почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно отно­сится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисцип­лины; объясняемый учителем материал усваивает фрагмен­тарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявля­ет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и по­буждения со стороны учителя и родителей; сохраняет рабо­тоспособность и внимание при удлиненных паузах для от­дыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родите­лей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Фактически это уже показатель «школьной дезадапта­ции». В данном случае возрастные особенности выделить слож­но, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребенка, что может являться оп­ределяющим фактором низкого уровня развития процес­сов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.

Таким образом, в силу возрастных особенностей перво­классники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специ­альной организации педагогом учебного процесса и психо­логической поддержки.

Причины проявления дезадаптации у младших школьников

В психологической литературе существуют различные толкования термина «школьная дезадаптация»:

    нарушение приспособления личности школьника к сложным меняющимся условиям обучения в школе; нарушение приспособления к обучению;

    новые требования превосходящие возможности ребенка, изменяющие состояние эмоциональной сферы;

    Каган В.Е. понимает школьную дезадаптацию, как «создаваемую многомерными и многоуровневыми отношениями, невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место»;

    Чирков В.И. и Боденко Б.Н. о степени адаптированности ребенка судят по показателям адаптации: тревожная застенчивость, отклоняющееся поведение, проблемы в учебе;

Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литера­туре встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, бо­язни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учеб­ных ситуация, ожидании плохого отношения к себе, отри­цательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

В педагогических исследованиях выделяются такие ведущие причины школьной дезадаптации, как не сформированность навыков учебной деятельности и учебной мотивации у младших школьников.

Как считает Р.В. Овчарова снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамикой в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает социальную роль - роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

Причинами школьной дезадаптации выступают неумение приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных. Однако последнее не составляет причины социально-психологической дезадаптации. Причина может лежать в особенностях семейного воспитания, в "тепличных" условиях жизни ребенка. "Типовая" неприспособленность проявляется по-разному: в длительном (до позднего вечера в ущерб прогулкам) приготовлении уроков, иногда в хронических опозданиях в школу, часто в утешении ребенка к концу учебного дня, к концу учебной недели. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности, которые проявляются в неорганизованности, невнимательности, зависимое от взрослых.

Причину недостаточного уровня развития произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого).

Другой причиной возникновения дезадаптивного пове­дения может быть чрезмерное переутомление и перегруз­ка. Само поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготов­ленности к школе.

Ярким примером школьной дезадаптации является социально-педагогическая запущенность детей, которая обусловлена, прежде всего, социально-психологической дезадаптацией.

Ефимова С.Л. и Безруких М.М. выделяют группы детей, которые испытывают наибольшие трудности в процессе адаптации.

Дети группы риска:

дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). Для таких детей характерны: чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. Гиперактивность - целый комплекс нарушений, которые проявляется слабой успеваемостью в школе, проблемами в отношениях со сверстниками, частыми конфликтами с родителями. Наблюдают у 3-5% детей школьного возраста, у мальчиков - в 5 раз чаще.

Леворукий ребенок. Для таких детей характерна сниженная способность зрительно-двигательных координации. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте

Агрессивные дети

Эмоционально-расторможенные дети

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.

Дети относящиеся к типу эмоционально-расторможенных на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети стесняются громко и явно выражать эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Общим же для всех трех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные аффективные реакции (проявляющиеся по-разному у различных типов детей) у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер.

Дети с временной задержкой психического развития

Дети с временной задержкой психического развития дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключаться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, письмо, математику. Бывает и так, что не дается только чтение, только письмо, или только математика. Каждый случай «задержки» имеет свою причину и свои проявления.

К моменту поступления в школу у этих детей, по сравнению со сверстниками, отмечается недостаточный запас знаний, сведений, умений, крайне бедна речь. Эти дети не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. На уроках они сразу становятся вялыми, пассивными, или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании.

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. Они теряются при ответе на вопрос учителя, часто допускают ошибки, выполняя задания, перемены проводят в одиночестве, предпочитая не выходить из класса, а заняться каким-либо делом, сидя за партой. Выражение их лиц отражает эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих про­блем сталкивается каждый ребенок:

    режимные трудности (они заключаются в относитель­но низком уровне произвольности регуляции поведе­ния, организованности);

    коммуникативные трудности (чаще всего наблюдают­ся у детей, имеющих малый опыт общения со сверст­никами, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом кол­лективе);

    проблемы взаимоотношений с учителем;

    проблемы, связанные с изменением семейной обста­новки .

Таким образом, школьная адаптация - процесс пере­стройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоциональ­но-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Согласно существующей классификации форм дезадап­тации, нарушения адаптационного процесса к школе мо­гут проявляться в виде:

    несформированности элементов учебной деятельности;

    несформированности мотивации учения;

    неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

    неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Условия адаптации первоклассников к начальной школе

В современной науке проблема разработки выявления условий успешной адаптации в младшем школьном возрасте является одной из самых актуальных и соответственно наиболее разрабатываемой. Известно, что важнейшей для начальной школы в настоящее время является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по созданию условий адаптации детей.

В этой связи сегодня в науке имеются многочисленные и самые разнообразные научные подходы и концепции.

Рассмотрим точки зрения и позиции по данному вопросу отдельных ученых.

Для более глубокого осмысления изучаемой проблемы особое значение для нас имеет научная позиция исследователя М.И. Рожкова. Ученый выделил критерии и разработал показатели эффективности деятельности общеобразовательной школы по созданию условий адаптации и преодолению дезадаптации детей:

Когнитивный критерий (знание: особенностей и развития личности ребенка и формирование его индивидуальности; уровня развития современного общества; семей воспитанников и отношений в них; проблемы дезадаптации детей и причин ее порождающих особенности распространения дезадаптации в своей школе; понимание причин отклоняющегося от нормы поведения детей на уровне школы).

Процессуальный критерий (умение: проводить диагностическую работу, делать социологический анализ уровня адаптации, особенностей дезадаптации и ее причин на уровне школы; составлять научно-обоснованный прогноз развития поведенческих проявлений на индивидуальном и групповом занятиях; навыки владения различными методами и формами профилактической и коррекционной работы).

Критерий психолого-педагогической комфортности отношений (гибкость ориентации в складывающей обстановке, творческий подход к решаемым задачам, учет в работе позиций ребенка, его желаний, интересов и потребностей, умение выстраивать отношения с детьми и их родителями на основе доверия, взаимопонимания, творческого диалога, реализация социально-защитного подхода к ребенку и его семье).

Действенно-практический критерий (умение анализировать получаемую о ребенке и его семье или группе детей информацию и организовать на ее основе работу, умение организовать профилактическую и коррекционную работу с опорой на активность детей и их родителей, обеспечение условий для успешной учебы школьника, организация досуга детей и их семей, умение разрабатывать и реализовывать программы профилактической и коррекционной работы с детьми и оперативно вносить в них изменения в зависимости от меняющей ситуации.

Далее в рамках реализации цели и задач нашего исследования мы сочли необходимым проанализировать исследования Р.В. Овчаровой. Учены предлагает рассматривать условия успешной адаптации по трем направлениям:

1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, взаимоотношений;

Создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

Индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

Контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;

Помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, его общения в семье);

Меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи;

2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:

Коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических нагрузок;

Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

Взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе;

3. Помощь ребенку в личностном росте.

Организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

Индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

Включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов;

Преодоление негативной мотивации учения;

Организация успеха ребенка в усвоении общеобразовательной программы.

Следует отметить результаты исследования Т.Л. Ульяновой, исходя из которых сформированность у ребенка учебно-мотивационной сферы, хорошая работоспособность и достаточная для школьных нагрузок функциональная зрелость играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью. Высокая учебная мотивация и высокая работоспособность обуславливают успешность овладения учебной деятельностью, а значит, удовлетворенность результатами приложенных усилий. Это обеспечивает психологическое благополучие ребенка, следовательно, успешную адаптацию его к школе.

Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Деятельность по организации благоприятной адаптационной среды должна быть направлена на:

1) максимальное обеспечение двигательной активности детей в школе;

2) создание в школе развивающей предметной среды, являющейся по сути продолжением той, к которой детей привыкли в детском саду и которую отличают яркость, красочность, наглядность, включение в нее игровых и сказочных мотивов;

3) широкое использование в образовательной и воспитательной работе игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций и условий для самостоятельной практической деятельности;

4) изменение стиля взаимодействия взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества;

5) введение в педагогический процесс разнообразных видов детской творческой деятельности;

6) использование многообразных форм обучения неурочного типа;

7) обеспечение взаимосвязи учебной деятельностью с жизнью;

8) создание щадящего режима учебной деятельности;

9) установление доверительных, добрых взаимоотношений между учителем и детьми.

Вы думаете, что проблема адаптации касается только первоклассников и их родителей, вы глубоко ошибаетесь. Будьте готовы к подобным ситуациям: после каникул, при переходе ребенка в пятый класс, новую школу. Как помочь ребенку адаптироваться к процессу обучения и справиться с трудностями, вы узнаете, прочитав статью.

Ребенок пошел в первый класс – радостное, долгожданное и одновременно тревожное событие.

Родителям и сердобольным бабушкам до слез жалко малыша, ведь за порогом школы его ждут испытания, а он, такой беззащитный и нет рядом мамы, всегда готовой прийти на помощь.

В некоторых случаях процесс привыкания становится сложным этапом в жизни первоклассника и всей семьи. От того, как начнется школьная жизнь малыша, как он вольется в коллектив, зависит весь процесс дальнейшего обучения.

Адаптация первоклассника — это умение приспособиться к новым условиям.

Трудности адаптации к школе

Детсадовские детки привыкли к комфортному режиму дня — занятия, игры, еда и сон по расписанию, а школьная жизнь — более динамичная. Ребенок устает, часто не успевает выполнять задания педагога, расстраивается, капризничает. У домашних деток процесс привыкания проходит еще сложнее.

На психику и эмоциональное состояние ребенка оказывают влияния:

  • личностные качества классного руководителя
  • коллектив одноклассников
  • измененный режим дня
  • необходимость сидеть на одном месте целый урок
  • обязанности, которые на него возлагаются

Ребенок не понимает, почему его лишили возможности бегать, играть, а долгое сидение на одном месте для него — нудная и тяжелая задача. Если он начинает разговаривать на уроке или вертеться, получает замечание. Не получается заработать похвалу от учителя и хорошую оценку — отсюда обида, разочарование и первые трудности:

  • плохая успеваемость, дисциплина
  • лень и нежелание учиться
  • демонстрация своего отношения к школе и учителям
  • негативизм ко всему, что происходит в школе.

Как справиться и предупредить проблемы — задача родителей и педагогического коллектива.

Уровни адаптации ребенка к школе

После первого сентября наступает второе, третье и становится ясно — одни дети легко входят в школьную жизнь, у других процесс привыкания проходит болезненно, со слезами и истериками. Детей можно разделить на три группы по способности адаптироваться к требованиям и правилам школы.

К сожалению, практически половина первоклашек болезненно проходит начало длинного и сложного пути обучения.

Адаптация высокого уровня

Ребенок без проблем, на позитиве, принимает новые условия, требования и обязанности.

  1. Учится ребенок с удовольствием, он внимательно слушает учителя, без труда усваивает программный материал, решает сложные задачи, активен на уроках.
  2. Задания на дом выполняет с удовольствием, без напоминания родителей, проявляет интерес к школьным предметам, изучает материал досконально и глубоко, интересуется дополнительным материалом.
  3. Коммуникабелен, у него складываются хорошие отношения с одноклассниками и учителями.
  4. С удовольствием рассказывает, как прошел день, что интересного произошло, и что узнал нового.

Адаптация среднего уровня

Ребенок без труда приспосабливается к новым условиям.

  1. Хорошо учится и усваивает обязательный материал школьной программы, слушает учителя охотно, если тема ему интересная, принимает активное участие в обсуждении.
  2. Выполняет ответственно домашнюю работу (практически всегда), правда, внимателен и сосредоточен только в том случае, если ему нравится предмет или задание.
  3. Активен, участвует в жизни класса и школы, с удовольствием выполняет общественные поручения, коммуникабелен, имеет много друзей и не только из своего класса.

Низкий уровень адаптации

Ребенок отрицательно относятся к школе, одноклассникам и учителям.

  1. Ребенку не нравится учиться, постоянно симулирует заболевания, чтобы не ходить в школу.
  2. На уроке пассивен, не слушает учителя, отвлекается по малейшим пустякам, обязательный материал по предметам усваивает частично.
  3. Родителям приходится заставлять ребенка делать уроки и постоянно напоминать, что тот не сделал домашнее задание, выполнять которое он не хочет или не может без помощи родителей или учителя.
  4. О школе говорит неохотно, жалуется на одноклассников, учителей, имеет мало друзей.

Процесс адаптации к школе

Адаптация ребенка занимает определенное время и проходит поэтапно:

  • Ребенок приходит в школу

Начинается первый этап подготовки ребенка к школе.

  1. Педагогический коллектив знакомит ребенка с территорией вокруг школы, показывает, где находится спортивный, актовый зал, библиотека, класс, в котором он будет учиться (ознакомительная экскурсия).
  2. Проводятся занятия по мелкой моторике (рисование, лепка, аппликация).
  3. Занятия физкультурой для развития крупной моторики (игра мячом, настольным теннисом, отжимания).
  4. Дети выполняют с учителем упражнения по развитию образного и логического мышления.
  • Ребенок привыкает к школе

Психологи отводят полгода, по прошествии которых делается вывод, как дети адаптировались к школе.

  1. За это время учитель должен узнать особенности характера и возможности каждого ученика.
  2. Учителем и психологом оказывается помощь первоклассникам в адаптации к учебному процессу.
  3. Классный руководитель поддерживает постоянный контакт с родителями, которые, в свою очередь, должны как можно чаще посещать школу и беседовать с педагогом.
  • Ребенок не может адаптироваться к школе

После первого семестра классный руководитель сообщает родителям, какие успехи у детей за полгода обучения и проблемы адаптации отдельных учеников.

Работа с трудными детьми планируется на второй семестр, совместно с учителем, психологом и родителями, чтобы к концу года ребенок стал полноценным членом школьного коллектива.

При проявлении первых признаков дезадаптации первоклассника:

  1. Школьный психолог берет под наблюдение ребенка, дает рекомендации учителю и консультирует родителей.
  2. Проводится дополнительная работа вне рамок школьной программы по эффективному развитию ребенка, выявляются способности и возможности их реализации.
  3. Делаются психологические тесты уровня самооценки, агрессивности и тревожности ученика.
  4. В конце года подводится итог совместной работы по адаптации ребенка к школе.

Условия адаптации к школе

Чтобы ребенок легко привык и приспособился к новым условиям, нужно учитывать особенности адаптации к школе организма, нервной системы и поведения в коллективе и обществе.

Физиологическая адаптация к школе

С началом обучения организм ребенка перестраивается, у каждого этот процесс занимает разное количество времени.

В первую четверть у многих малышей наблюдается снижение аппетита и потеря веса. Ребенок жалуется на усталость, головные боли с трудом просыпается по утрам. Часто от переутомления снижается артериальное давление, возникают проблемы с кровеносной системой, которая в этот период претерпевает возрастные изменения.

Возникает вопрос — что делать?

Руководствуйтесь банальными, хорошо известными, рекомендациями:

  • Ничего нового: режим и еще раз — режим

Для первоклассника противопоказаны всякого рода продленки, даже если это вынужденная мера и ребенка некому забрать из школы обратитесь к бабушкам, дедушкам, сестрам.

  1. Ребенку 7 лет необходимо спать не менее 11 часов, затем зарядка и завтрак, если первоклассник пойдет в школу сонный, то первый урок он будет спать.
  2. После уроков обязательный отдых, желательно сон. В первом классе учитель не должен задавать на дом задания.
  3. Лучшее время занятий с ребенком после 9.00 для второй смены и 16.00 — для первой.
  4. Между занятиями делайте небольшие физкультминутки — чередование умственного и физического труда.
  • Больше движений — меньше пропущенных уроков

Первоклассник мало двигается, установлено, что на активный отдых у него уходит полчаса, конечно, есть уроки физкультуры, но они не решают проблему.

  1. Не ограничивайте ребенка в прогулках после уроков или сами погуляйте с малышом перед сном на свежем воздухе. Лучше он погоняет мяч с друзьями, нежели просидит за компьютером.
  2. Запишите первоклашку в бассейн, в спортивную секцию. Занятия спортом помогут предупредить многие болезни.
  3. Обеспечьте ребенку удобное место для занятий, обратите внимание на освещение и, как он сидит, чтобы не было в дальнейшем проблем с позвоночником.
  4. Сходите в школу и посмотрите комфортность пребывания малыша в классе, как и где он сидит, достаточное ли освещение в классе.

К сожалению, по статистике родители в большинстве случаев, в силу занятости или халатности, мало или вообще не контролируют ребенка. Он не досыпает, ест что попало, много времени проводит перед компьютером, не бывает на свежем воздухе. О хорошем самочувствии говорить не приходится.

Психологическая адаптация к школе

Психологическая готовность к обучению — это когда ребенку нравится ходить в школу, учиться, и у него хорошее настроение. Противоположное состояние в поведении малыша говорит о том, что внутренне, душевно, он не готов к школе.

Как ребенок психологически адаптируется к школе, зависит от вас. Несколько простых рекомендаций, которые помогут ребенку:

  1. Ваш малыш должен знать, что всегда любим, даже, если у него что-то не будет получаться
  2. Не кричите, не ругайте, не позволяйте физическое наказание по отношению к ребенку
  3. Контролируйте, но без пристрастия, давайте больше самостоятельности
  4. Проявляйте интерес к учебе и школьной жизни ребенка, он должен чувствовать ваше участие и заботу
  5. Никогда не ставьте в пример других детей — это удар по самолюбию
  6. Хвалите его за маленькие победы, но не перехвалите, стимулируйте к новым успехам и поощряйте его

Не забывайте, что каждый первоклассник уникален, со своим характером, типом темперамента. Согласитесь, что холерику, в силу подвижности нервной системы, сложно усидеть на уроке и за домашней работой, а флегматика — заставить принять быстрое решение.

Социальная адаптация к школе

Если ребенок пришел в школу из детского сада, он имеет первоначальные понятия социализации в обществе, что отличает его от первоклассника, который был до школы с мамой или няней.

Пройдет немного времени, и разношерстная группа детей превратится, под руководством учителя, психолога и родителей, в дружный коллектив.

Ребенок должен уметь налаживать отношения с детьми и учителями, заводить знакомства, отстаивать свое мнение и дать возможность высказаться другому. При конфликтных или сложных ситуациях ребенок должен научиться достойно выходить из них и самостоятельно принимать решения.

Главная задача родителей и педагогов — помочь первокласснику найти свое достойное место в коллективе, не стать изгоем.

Готовность и адаптация к школе

Родители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.

  • Интеллектуальная готовность
  1. Способность ребенка правильно составлять предложения, понятно и доходчиво доносить свою мысль
  2. Умение первоклассника выделять главное, обобщать, делать выводы
  3. Возможность ребенка рассуждать, основываясь на своих наблюдениях и жизненном опыте

Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы.

На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.

  • Социальная готовность
  1. Ребенок должен уметь налаживать отношения с одноклассниками, иметь навыки личностного общения
  2. Уметь презентовать себя, сам начинать разговор или поддерживать беседу
  3. У него должны быть навыки общения с взрослыми людьми — учителями, администрацией
  • Личностная готовность
  1. Ребенок понимает, что он вырос и детский сад уже позади, начинается новый, более ответственный и взрослый, этап в жизни.
  2. Ему понятна мотивация учебы, он ставит цель достичь хороших результатов. Может реально оценить свои способности и понимает, что ему многому необходимо научиться.
  3. Знает, несмотря на то, что игра интереснее, чем домашнее задание, но его нужно сделать в первую очередь.

Адаптация пятиклассников к школе

Говоря об адаптации ребенка к школе, невозможно оставить без внимания сложный процесс перехода детей из начальной школы в среднюю. Если родители первоклашек, отправляя свое чадо в первый класс, знают, какие трудности приходится преодолевать ребенку, то родители пятиклассников не догадываются о сложностях адаптации своих детей к новым условиям.

  1. В начальной школе они были самыми старшими, а придя в среднюю, оказались самыми маленькими, что меняет их статус, и с этим сложно мириться.
  2. Ставшая второй мамой — первая учительница уже заботится о новых первоклашках, а пятиклассники чувствуют себя покинутыми.
  3. Незнакомые предметы и новые учителя, каждый со своими требованиями — все это вызывает тревожные чувства и неуверенность.
  4. Формируются новые классы, приходят новички, с которыми могут устанавливаться сложные отношения.

Часто адаптация пятиклассника проходит легко и безболезненно:

  • приходит с хорошим настроением из школы
  • идет на занятия без уговоров
  • самостоятельно выполняет домашнее задание, в редких случаях просит помощи
  • изучение школьной программы не вызывает у него трудности
  • у него много друзей, активно участвует в жизни класса

Если все прямо в поведении ребенка наоборот, значит, возникли трудности адаптации, ему нужно помочь. Старайтесь разговаривать как можно больше с ребенком, ведь только так есть возможность узнать, что его беспокоит и постараться решить с ним все проблемы вместе.

Видео: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе?»

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учеб­ный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные зада­чи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Ха­рактеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей, шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уров­ню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произ­вольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.

2. Средний уровень адаптации

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».

В данном случае возрастные особенности выделить сложно, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребенка , что может являться определяющим фактором низкого уровня развития процессов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.

Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии, специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Следующим аспектом, на который следует обратить внимание, является неблагоприятный результат адаптаци­онного процесса, причины, приводящие к так называемой дезадаптации.

Дезадаптация и дезадаптационные стили

Согласно определению, сформулированному В.В. Коганом, «школьная дезадаптация - психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика».

С этим понятием связывают отклонения в школьной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Изучая поведение шести- и семилетних детей, первоклассников, Т.В. Дорожовец обнаружила три дезадаптационных стиля: аккомодационный, ассимиляционный и незрелый.

Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.

Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.

Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации.

Различно поведение этих детей в школе. Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующим типичному образу «хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее приспособленными к учебной деятельности и нормам школьной жизни.

Положительные оценки со стороны учителей, благодаря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной «Я-концепции» детей и повышению их социометрического статуса.

Дети с ассимиляционным типом адаптации, которые игнорируют новые для них школьные правила или же вы­полняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию. Однако отмечено: относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.

Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем , когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению Г.М. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания . Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом.

Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз» . Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуация, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

В случаях дидактогенных неврозов травмирующей является в первую очередь сама система обучения. В совре­менной школе, как правило, деятельность учителя имеет очень мало соприкосновений с деятельностью ученика, в то время как совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели ученика и учителя изначально расходятся: учитель должен учить, ученик должен учиться, т.е. слушать, воспринимать, запоминать и т. д. Учитель остается в позиции «над» школьником, и, порой, не осоз­навая этого, подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимую учебной дея­тельности.

Дидактогенный невроз в случае обучения шестилеток может возникнуть при невнимании учителя к их возрастно-психологическим особенностям. По мнению многих авторов (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В.С.Мухина и др.) стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и шестилетнего ребенка в значительной мере отличается от классического подхода к обучению семилеток. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе данной главы.

Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.

Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

· режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

· коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со свер­стниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом кол­лективе);

· проблемы взаимоотношений с учителем;

· проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Таким образом, школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Согласно существующей классификации форм дезадаптации, нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

· несформированности элементов учебной деятельности;

· несформированности мотивации учения;

· неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

· неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Условия, способствующие успешной адаптации ребенка к школе:

    Роль преемственности между детским садом и школой в формировании психологической готовности и адаптации детей к школе.

    Взаимодействие школы и семьи: Привлечение родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка помогло выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации, характер изменений физического состояния учащихся, описать влияние деятельности учителя и характер взаимодействия учащихся друг с другом, тем самым обозначая особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности.

    Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей.

    Введение новых форм организации нерегламентированной деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры).

    Изучение медицинских карт учащихся.

    Встречи в неформальной обстановке (поездки в театр, экскурсии и т.д.)

    Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся через индивидуальные беседы с учащимися, родителями.

    Проведение на уроках минуток отдыха и расслабления, игровых моментов.

    Термин "адаптация" обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие : адаптацию физиологическую , психологическую и социальную , или личностную .

    психологической готовности ребенка. Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную,

  • учебно-познавательную.

    Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств: 1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению : желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться. 2. Принятие учебной задачи : понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. 3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения : уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения. 4. Информационное отношение : обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. 5. Управление деятельностью : планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность , депрессия и чувство страха , нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения.

    Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе. Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели). Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие. Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели. Личностная , или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий. Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

51. Специфика обучения в школе детей шестилетнего возраста

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершен­но новое место в системе отношений людей: у него появляются посто­ янные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.

Потребность в общении определяет развитие речи . На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собствен­ной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь. Осмысленность обеспечивает знание, понимание того, о чем идет речь, и овладение значениями и смыслами словесных кон­струкций родного языка. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация

Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. ЧуткинойЧуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 1987. -19 с. выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет.

Следует выделить факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М. Чуткиной): полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма (отца) в семье, положительный стиль отношения к детям учителя, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении с взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца, матери, конфликтная ситуация в семье из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.

Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника.

Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу “хорошего ученика”.

В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996, 34 с. выделяют пять подгрупп детей, у которых по-разному протекает процесс адаптации.

Подгруппа I - «Норма».На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:

Хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;

Успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;

Не жалуются на ухудшение состояния здоровья - психического и соматического;

Не проявляют асоциальных форм поведения.

Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом происходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность.

Подгруппа II - «Группа риска» (возможно возникновение школьной дезадаптации), требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личностного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.

Подгруппа Ш - «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.

Подгруппа IV - «Устойчивая школьная дезадаптация». Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак - асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д. В самой общей форме отклоняющееся поведение школьника - всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения.

Подгруппа V - «Патологические нарушения». Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания.

К таким проявлениям патологических состояний можно отнести:

Психические (задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства);

Соматические (наличие стойких физических недугов: нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д.)

Физиологические (вялость, малая подвижность и т.д.)

Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации

В таблице (Приложение 1)Журнал "Справочник классного руководителя"//URL:http://menobr.ru/resource/default.aspx?control=24&id=5618&catalogid=1055 (дата обращения 18.10.11) представлено 9 показателей адаптации учащихся в школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (5 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).

По теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского можно выделить факторы, влияющие на процесс адаптации и сопоставить с методикой диагностики адаптации следующим образом:

Определение уровня адаптации

Подгруппе I - «Норма» соответствует высокому уровню адаптации. Сумма баллов от 9 до 16.

Подгруппе II - «Группа риска» соответствует средний уровень адаптации. От 17 до 24 баллов.

Подгруппе Ш - «Неустойчивая школьная дезадаптация» соответствует уровень адаптации ниже среднего. От 25 до 32 баллов.

Подгруппе IV - «Устойчивая школьная дезадаптация» соответствует низкий уровень адаптации. От 33 до 40 баллов.

Подгруппе V - «Патологические нарушения» соответствует самый низкий уровень адаптации. Свыше 41 балла.

Итак. Он начал поиски насекомого с самой высокой степенью адаптации. И кто бы вы думали это оказался?

Темные глаза Даниеля Скотта светились энтузиазмом, когда он бросил взгляд на город, вернее, на ту его часть, которую было видно из окна кабинета доктора Германа Баха в госпитале «Гран Мерси». На некоторое время воцарилась тишина, старый доктор снисходительно улыбался.

Затем, - продолжал Скотт, - я начал искать живые организмы с наиболее высокой степенью адаптации. И кто бы вы думали привлек мое внимание? Разумеется, насекомые. Если у насекомого отрезать крыло, то на его месте вырастет новое. Если голову одного насекомого пересадить другому, то она прирастет. Вы, конечно же, спросите, коллега, в чем секрет такой высокой степени адаптации?

Доктор Бах пожал плечами:

Ну, и в чем же?

Лицо Скотта неожиданно стало угрюмым.

Я и сам точно не знаю, - пробормотал он. - Несомненно, все зависит от работы желез. Всеми процессами в организме управляют гормоны. - Лицо его снова просветлело. - Однако я отклоняюсь от темы.

Mуравьи? - высказал предположение доктор Бах. - Пчелы? Термиты?

Нет. Они наиболее высокоразвитые из насекомых и не обладают большими способностями к адап тапнн. Но сеть насекомое, известное своей способностью совершать наибольшее число мутаций, чем любое другое. Именно его применял доктор Морган в своих исследованиях влияния рентгеновских лучей на наследственность. Это самая обыкновенная фруктовая муха-дрозофила. Глаза у ней имеют красноватый оттенок, однако после длительного облучения рентгеновскими лучами она производит на свет белоглазое потомство. Причем это самая настоящая мутация, поскольку белый цвет глаз передается по наследству и дальше. Принято считать, что приобретенные свойства не передаются потомству, но белые глаза дрозофилы передавались. Поэтому…

Я знаю, - перебил его доктор Бах.

Итак, я воспользовался фруктовыми мушками, - подытожил Скотт. - Я подверг их тела процессу разложения и полученным таким образом экстрактом инъецировал корову. Затем после осветления белком в течение недели, после выпаривания в вакууме и различных очищающих процессов я получил сыворотку. Думаю, технические подробности будут для вас неинтересны. В общем, я проверил действие сыворотки на морских свинках, зараженных туберкулезом. И сыворотка помогла! Свинки адаптировались к туберкулезным бациллам. Затем я испробовал действие сыворотки на бешеной собаке - и она тоже выздоровела! После этого очередь дошла до кошки со сломанным позвоночником. Кошка стала как новенькая. И теперь я прошу вас, чтобы вы предоставили мне возможность испробовать свою сыворотку на одном из ваших пациентов.

Доктор Бах сморщил лоб.

Слишком рано, - произнес он. - Вы пытаетесь опередить события года на два, доктор Скотт! Сначала расширьте круг своих экспериментов. Испытайте сыворотку на обезьянах, затем попробуйте ее на себе. Я не вправе рисковать жизнью человека ради такого сомнительного эксперимента, как ваш!

Все правильно. Однако, что касается меня, то сам я совершенно здоров, а на покупку человекообразной обезьяны нужны средства. Я пробовал добиться их выделения, но напрасно. Может быть, у вас что-нибудь получится?

Попытайтесь обратиться с вашей просьбой в учреждение Стоунмена.

И тогда они присвоят себе все мои заслуги и лишат вашу больницу возможности сделать важное открытие. Послушайте, доктор Бах, я прошу вас предоставить мне лишь возможность. Доверьте мне какого-нибудь безнадежного больного! Нищего какого-нибудь, наконец!

Нищие и безработные - тоже люди, - возразил Бах, угрюмо разглядывая свои руки. - Послушайте меня, доктор Скотт. Я не вправе делать вам этого предложения, поскольку оно противоречит всякой медицинской этике, но если у меня будет случай совершенно безнадежный и пациент лично даст согласие использовать вашу выворотку, я пойду на риск. Вот мое последнее слово.

Скотт вздохнул:

Такой случай мне вряд ли представится. Пока пациент в сознании, каждый еще на что-то надеется, а когда он сознание потеряет, то уже не сможет дать согласие! Так что это дело безнадежное!

Однако все случилось иначе. Прошло меньше недели после этого разговора, и в маленькой лаборатории доктора Скотта вдруг заговорил селектор:

Доктор Скотт, зайдите, пожалуйста, в кабинет шефа.

Торопливо дописав несколько цифр в результаты последнего анализа, Скотт поспешил на зов. Когда он вошел в кабинет доктора Баха, директор клиники нервно шагал из угла в угол.

Скотт, у нас есть подходящий для вас больной, - выдавил он из себя. - Хотя это и противоречит всем правилам медицинской этики, но учитывая его состояние, я не думаю, что вы сможете навредить ему еще больше. Однако нам следует поторопиться. Пройдемте в изолятор.

Оба доктора поспешно направились туда. Оказавшись в крошечном квадратном помещении, Скотт уставился на прикрытую до подбородка покрывалом фигуру.

Девочка! - пробормотал он.

Она была совсем невзрачна и убога, однако лицо, уже тронутое смертельной бледностью, придавало ее облику выражение мрачного достоинства. Темные, чересчур коротко остриженные волосы спутались, а лицо выглядело совершенно непривлекательным. Глаза были закрыты, и если бы не слабое дыхание, с хрипом вырывавшееся из груди, ее можно было бы принять за мертвеца.

И это вы называете подходящим для меня случаем? - спросил Скотт, неприятно пораженный. - Ведь она почти покойник!

Доктор Бах кивнул.

Туберкулез, - произнес он. - Конечная стадия. Жить осталось несколько часов.

Девочка закашлялась, на посиневших губах появились пятна крови. Она приоткрыла свои почти совершенно безжизненные водянисто-голубые глаза.

Ну вот, - сказал Бах с наигранной бодростью, - вот мы и проснулись. Разрешите представить вам доктора Скотта. А это, - он взглянул на карточку, прикрепленную к спинке кровати, - мисс Кира Зелас. Как я уже говорил вам, мисс Зелас, у доктора Скотта имеется новейшая сыворотка. Вероятнее всего, она не вызовет радикального улучшения, но все же стоит попробовать! Кроме того, я не считаю, что ее применение в настоящее время чересчур уж рискованная затея. Вы со мной согласны?

Конечно, ведь мне все равно конец, доктор! Делайте все, что сочтете нужным.

Тогда все в порядке. Вы приготовили шприц, Скотт? - Бах взял шприц с прозрачной сывороткой и надел на него иглу. - Вводить в какое-то определенное место? Нет? Но, разумеется, внутривенно. - Он воткнул иглу в руку пациентки, и Скотт заметил, что та ни малейшим движением мышц не отреагировала на укол. Лишь в полной апатии лежала, закрыв глаза, пока тридцать кубиков жидкости растворялись в ее крови.

Они вышли в коридор. Бах прикрыл за собой дверь.

Черт меня возьми, если мне это нравится! Я чувствую себя словно… словно осквернитель трупов.

Однако на следующий день он, казалось, преодолел свои сомнения.

Эта пациентка, Зелас, все еще жива, - сообщил он Скотту, - и если я отважусь поверить своим глазам, то скажу, что ее состояние даже немного улучшилось. Но, может быть, это просто обман зрения? Я все еще продолжаю считать ее случай безнадежным.

На следующий день, сидя в кабинете доктора Баха, Скотт заметил в серых глазах старика легкое смущение.

Девочке лучше, - пробормотал Бах. - Вне всяких сомнений. Но не теряйте голову, Скотт, чудеса случались и раньше, безо всякой сыворотки. Пона блюдаем за ней подольше.

К концу недели стало ясно, что в долгих наблюдениях нет необходимости. Кира Зелас поправлялась на глазах, словно быстрорастущее тропическое растение. Хотя бледность еще и не сошла с ее лица, но оно утратило мертвенную бледность, пополнело, тени под глазами исчезли, а взгляд оживился.

Выбор редакции
КОММУНИКАЦИЯ ВОДНЫХ Млекопитающих Звуки как сигналы. имеют уши, состоящие из наружного отверстия, среднего уха с тремя слуховыми...

Бороздя просторы интернета, я наткнулся на фото одной интересной птички. Она меня просто потрясла своим красочным оперением, которое...

Сытно, вкусно, просто тает во рту! В ней заключены все детские мечты! Но не только малыши влюблены в этот продукт, мы все легко...

Канарский канареечный вьюрок или Serinus canaria - подробное описание, фото, видео, особенности содержания и разведения в домашних...
Чайки у многих людей ассоциируются с морем, и по этой причине воспеты в стихах, художественных и музыкальных произведениях. Орнитологами...
Почему так сложно сесть на Луну? В начале прошлого месяца (7 сентября) Индийская космическая исследовательская организация (Indian Space...
Является ли реинкарнация души красивой фантазией или реальностью? После гипноза многие люди заявляют, что они могут вспомнить предыдущие...
Ж ивой орга́н. Хор Сретенского монастыря часто сравнивают по звучанию с этим величественным инструментом. Что бы ни исполнял коллектив:...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...