"Средние века. Византийское искусство". презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему. Архитектура и живопись византии презентация к уроку по истории на тему Изобразительное искусство византии презентация


«Храмы Византии» - ЭКСЕДРА (греч. exedra), в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед. Материалы к уроку МХК в 10 классе. Крестово-купольный храм. Византия. Апсиды появились в древнеримских базиликах. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост.

«Средневековая архитектура» - Что такое Пизанская башня? Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Термин вначале применялся только к архитектуре, а позднее – к другим видам искусства. Сельские жители. Знаменитый соборный ансамбль в Пизе - шедевр средневековой итальянской архитектуры. Жизнь средневекового города.

«Романское искусство средневековья» - На диске представлено более 3000 изображений, сопровождаемых текстами А.В. Пожидаевой. Фактором, определяющим формы романского искусства, становится сводчатая базилика. Введение. Презентацию приготовили Учащиеся 10 класса: Долгих Алексей Хмаров Иван. Первое романское искусство. Веры" (11 в.): Изобразительное искусство Средних веков романского стиля.

«Благородный рыцарь» - Жизнь рыцарей протекала в постоянных походах, боях. «Быть человеком – значит быть патриотом». Темы уроков: Копье рыцаря. Учебник: тема 8.1, вопросы 1,2 стр. 82. Заканчивалось такое зрелище вручением призов победителю. Изображение святого Георгия на гербе Москвы. Облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей.

«Культура Византии» - Архитектура. Живопись. Канон – строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Культурное наследие Византии. Проверка знаний и умений






Периоды истории византийского искусства и их характеристика раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века) раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)III векаIII века ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века) ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)храма Святой СофииКонстантинополеравеннскихVII векахрама Святой СофииКонстантинополеравеннскихVII века иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы. иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.Лев III Исавр717741Западной ЕвропыЛев III Исавр717741Западной Европы период Македонского Возрождения () Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации. период Македонского Возрождения () Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации XI векБиблии XI векБиблии период консервантизма при императорах династии Комнины () период консервантизма при императорах династии Комнины ()Комнины период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (). период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций ().Палеологовского Палеологовского


















Пала д"Оро, XXII вв.перегородчатая эмаль. 334×251 смСобор Святого Марка, Венеция XXIIСобор Святого МаркаВенецияXXIIСобор Святого МаркаВенеция




























Архитектура и живопись Византии Византия - государство, возникшее в IV в. при распаде Римской империи в её восточной части (Восточная Римская империя) и существовавшее до середины XV в. Территория империи, находившаяся главным образом на юго-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии, неоднократно изменялась. В отличие от других государств Европы, Византия была менее затронута Великим переселением народов IV-VII вв. и избежала катастрофических разрушений, постигших Западную Римскую империю. Поэтому традиции античности долго сохранялись в византийском искусстве, тем более что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к средневековой культуре здесь затянулся надолго. Особенности византийского искусства определились отчётливо к VI в.

Архитектуура В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица - Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V-VIII вв.), средне-византийский (VIII-XIII вв.) и поздневизантийский (XIII-XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20-60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур - купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестовокупольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестовокупольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание - церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции - ансамбли.

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем - барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием - тромпы.

Живопись История византийской живописи в настоящее время едва ли может быть написана. Единственно достоверные свидетельства об искусстве дают его памятники. Все это остатки разрушенного тысячелетнего мира, разрозненные его следы, пощаженные временем и исторической судьбой со всей той прихотливостью отбора и соседствования, которой отмечают свой путь разрушительные силы времени и жизни. Между тем нам известен, да и то лишь в далеко не полном виде, перечень тех утраченных для нас живописных или мозаичных константинопольских циклов, которые, несомненно, имели определяющее значение для всей истории византийского искусства.

Спасибо за внимание! Выполнила работу ученица 6 «А» класса Маковкина Анна

«Искусство Византии» – презентация, предваряющая серию презентаций, посвящённых искусству Древней Руси. Поскольку истоки древнерусского искусства связаны с художественной культурой Византии, я решила начать разговор о нём с краткого рассказа об искусстве Византии .

Предыдущий пост моего сайта был посвящён .

Искусство Византии

Когда киевский князь Владимир решил покончить с язычеством, на выбор веры повлияло именно чувство прекрасного! Всем известна история о послах князя, побывавших в разных землях, познакомившихся с разными верованиями и рассказывавшими с восхищением о православном богослужении в храме Святой Софии в Константинополе: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле».

Врождённое чувство прекрасного, стремление к красоте, запечатлённые в летописном сказании о выборе веры позволило русскому народу воспринять и использовать уже для своих творческих задач художественную систему Византии.

В 330-335 гг. римский император Константин основал в Малой Азии город Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, или Византии.

В архитектуре, как и в других видах искусства, соединились две традиции: античная и восточная. Первые христианские храмы, возведённые в Византии, представляли собой базилики.

Базилика

Базилика – здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на три или пять частей (нефов). Как правило, средний неф выше и шире, чем боковые.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной – вход. Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному фасаду, так что здание имело в плане форму креста – главного символа христианства.

Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.

Собор Святой Софии

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483-565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Центральный шаровидный купол храма Св. Софии покоится на четырёх мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают ещё две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается тремя маленькими полусферами, создающими особый ритм криволинейных очертаний.

В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они растворяются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематерилизовать форму. Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

Собор Софии остался высшим достижением византийской архитектуры: ничего равного ему уже не было создано за последующие девять столетий истории Византии.

Иконопись

Византийские художники разработали устойчивые иконографические каноны, оказавшие сильное влияние на христианское искусство последующих эпох. В куполе храма обычно изображался Пантократор, в апсиде – один из иконографических типов Богоматери.

На стенах воспроизводились сцены из Писания, например, Вознесение или Рождество Христово. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов.

Живопись, по сравнению с мозаикой, занимала более скромное положение, а потому меньше подчинялась каноническим требованиям. Это давало художникам большую творческую свободу.

Именно в византийской культуре с присущим ей почитанием священных образов сложилась традиция иконописи. Иконы – живописные изображения Христа, Богоматери и святых (как правило, анфас) – создаются в основном на деревянных досках в строгом соответствии с каноном.

Скульптура

В скульптуре ведущим жанром был рельеф, который находил своё воплощение как в камне, так и в слоновой кости. Широкое распространение получили диптихи – пластины из слоновой кости, украшенные рельефами на религиозные и светские сюжеты.

Ювелирное искусство

Константинополь славился изделиями ювелиров. Искусные ремесленники выполняли заказы императорского двора и богатых аристократов, которые предпочитали украшения из золота или серебра с драгоценными камнями.

«Византийский стиль» был распространён далеко за пределами Византии. Многие государства воспринимали её художественные традиции. Очень плодотворную роль сыграла Византия в художественном развитии Древней Руси.

На сайте Арзамас.Академия появился очередной замечательный курс . Рекомендую!

Слайд 2

План лекции Тема 9. Искусство Византии 2 Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии Христианство как доминанта художественной культуры Византии Художественная система Византии. Архитектура, изобразительное искусство.

Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 В результате студент должен приобрести:личностные компетенции в коммуникативном и общекультурном аспектах; способность осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность, включая овладение навыками создания, понимания и анализа научных культурологических и искусствоведческих текстов.

Слайд 4

Требования к знаниям, умениям и навыкам 4 В результате студент должен: - знать основные этапы истории развития искусства Византии, - уметь классифицировать и идентифицировать принадлежность произведений к различным видам и формам искусства, - владеть навыками анализа произведений искусства того времени.

Слайд 5

Ключевые понятия 5 Базилика Иконопись Иконостас Книжная миниатюра Крестово-купольный тип храма Купольная композиция Мозаика Фреска Храмовая архитектура Храмовое искусство

Слайд 6

Художественная система Византии

Разделение Рима на Западную империю и Византию. Падение Западной Римской империи. Византия как самостоятельное государство. Раннехристианское искусство Восточной Римской империи (V-VI вв.). Развитие византийской художественной системы на основе совокупности духовной культуры. Одна из фундаментальных идей Средневековья идея союза – христианской церкви и христианской империи.

Слайд 7

Раннехристианское искусство

Создание и оформление пергаменного кодекса. Основные композиционные принципы книжной миниатюры. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло выражение в архитектуре. Развитие новых форм в архитектуре. Базилика - основной тип храма в Восточной Римской империи. Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.). Распространение центрических построек. Возникновение крестово-купольного типа культовых сооружений.

Слайд 8

Архитектура Византии

Историю развития архитектурных традиций Византии можно разделить на три периода: Первый, ранневизантийский, период начался в V веке и длился до VIII века. Второй, средневизантийский период, который продолжался в течение семи веков (VIII - XIII вв.) Третий, поздневизантийский (XIII – XV вв.), характерен отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Слайд 9

Искусство Византии

Временем наивысшего рассвета считается ранневизантийский период, особенно 527-565 годы, являвшиеся временем правления императора Юстиниана I. Именно тогда Византия превратилась в громадную империю, распространявшуюся на Адриатику, Италию, Грецию.

Слайд 10

Византийское искусство при Юстиниане Великом

Появление византийского художественного стиля. Идея многоглавия в христианском богослужении. Купольная базилика - новый образ культового сооружения – совмещение базиликального храма и крестово-купольного. Мозаичный декор интерьеров. Распространение иконы как декоративного украшения храмов. Фаюмский портрет как прообраз иконы. Культовые функции иконы. Техника иконописи.

Слайд 11

Главным вкладом Византии в развитие мировой архитектуры является создание купольных композиций храмов, которые привели к появлению новых типов зданий. Среди них необходимо назвать купольную базилику, центрическую церковь с куполом на восьми опорах, а также крестовокупольную систему Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза Учебный материал 11

Слайд 12

Архитектура Византии

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

Слайд 13

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

Слайд 14

Рисунок Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод; б - вспарушенныи свод на четырех опорах; в - вспарушенный свод на восьми опорах; г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия. Учебный материал Крестово-купольный тип храма 14

Слайд 15

Крестово-купольный тип храма

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки. Чтобы уравновесить систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции.

Слайд 16

Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестово-купольные храмы.

Слайд 17

Архитектура Византии

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора. Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон.

Слайд 18

Собор Святой Софии Собор Святой Софии Собор Святой Софии в Константинополе (532-537)

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - символ "золотого века" Византии

Слайд 19

Собор св. Софии

Смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций. Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане.

Слайд 20

В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. Учебный материал 20

Слайд 21

Собор св. Софии

Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

Слайд 22

Монастыри и церкви Византии

Наибольший интерес представляют монастыри, находившиеся за городской чертой, иногда на некотором отдалении от города. Они представляют собой довольно сложные и хорошо укреплённые комплексы, обнесённые высокими стенами. В центральной части монастыря располагалась церковь – самое высокое сооружение, которое можно было увидеть с любой точки на территории монастыря и при приближении к монастырским воротам. Жилищами служило здание с длинными коридорами, из которых имелись многочисленные проходы в узкие комнатки. Помимо этого, на территории монастыря размещались различные хозяйственные и складские постройки, а иногда – здание библиотеки. Они строились с учётом рельефа, окружающей природы и других строении и поэтому смотрелись гармонично, то есть являлись единой пространственной композицией – ансамблем. Купола первых церквей имели опоры в виде парусов и подпружных арок

Слайд 23

Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века)

  • Слайд 24

    Мавзолей

  • Слайд 25

    Мавзолей Галлы Плацидии

    Мавзолей Галлы Плацидии получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме.

    Слайд 26

    Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь, посвященная святому мученику Виталию (Сан-Витале). Учебный материал Церковь Сан-Витале в Равенне (середина VI века) 26

    Слайд 27

    Церковь Сан-Витале в Равенне

    Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане - восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками. Как все раннехристианские церкви, она удивляет контрастом между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы. Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Интерьер церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная мозаика стен, преобладающий цвет - золотой.

    Слайд 28

    Декоративно-прикладное искусство

    Император Константин,камея из агата VI века в позолоченной оправе XIV-XV вв.,прибл. 25 см. Национальная библиотека. Париж

    Слайд 29

    Император-триумфатор

    Император-триумфатор,так называемая"слоновая кость Барберини",VI век, 34 х 26,8 см.Лувр, Париж

    Слайд 30

    «Македонское возрождение»

    Великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Классическое завершение конструктивной системы крестово-купольной формы храма в IX-X вв. Высочайшее достижение византийского искусства Македонской династии – перегородчатая эмаль на золоте.

    Слайд 31

    Иконопись

    К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и сюжеты почти не изменялись в течение столетий. Глубокий спиритуализм эстетических воззрений византийского аристократического общества не увел, однако, искусство Византии окончательно в мир голой абстракции.

    Слайд 32

    Искусство в период правления Комнинов

    XI-XII вв. Массовое строительство монастырей. Возникновение своеобразного типа храма – триконха. Возрастание значение росписей. Сложение многоплановой символики организации внутреннего пространства храма. Место иконостаса в убранстве храма. Византийский канон иконографии.

    Слайд 33

    рукопись «Слов» Иоанна Златоуста

    XI век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации. Центром создания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий в Константинополе. Здесь заказу императоров создавались настоящие шедевры книжной миниатюры. К их числу относятся рукопись «Слов» Иоанна Златоуста, выполненная для императора Никифора Вотаниата (1078-1081). На одной из миниатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном

    Слайд 34

    Мозаики Хосиос Лукас

    Мозаики Хосиос Лукас возникли почти одновременно с мозаиками Неа Мони – во второй четв. 11 века, но они относятся уже к совершенно иному художественному кругу. Уже сама декоративная система имеет ряд специфических особенностей, указывающих на местное, провинциальное происхождение памятника.

    Слайд 35

    В отношении стиля мозаики Хосиос Лукас представляют типично монашеское, провинциальное искусство, полное сурового аскетизма. Короткие большеголовые фигуры представлены в застывших, фронтальных позах, большие глаза придают лицам строгое, сосредоточенное выражение, красочная моделировка заменена чисто плоскостной трактовкой, отсутствует малейший намек на характеристику конкретного пространства, всюду преобладают жесткие, угловатые, сухие линии. Композиции распластываются по плоскости, имея в себе что-то неподвижное и легко распадаясь на отдельные составные звенья. Колорит выдержан в тусклых красках, среди которых господствует мрачный черный фон. Среди греческих мозаик мозаики Хосиос Лукас являются наиболее архаическими. Они лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связанными со старыми, чисто восточными традициями.

    Слайд 36

    Сретение Господне. Мозаика наоса. Кафоликон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде. Византия, 1030-е гг.

    Мария держит двумя руками младенца Христа и передает Его прав. Симеону. Симеон принимает Спасителя сокровенными руками в знак особого благоговения. Младенец протягивает ему руки. За Марией следует Иосиф, в его руках две горлицы. Позади Симеона пророчица Анна со свитком.

    Слайд 37

    Сретение Господне. Мозаика наоса. Кафоликон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде

    Сцена происходит внутри храма, что обозначено изображением сени святилища и перекинутой перед входом в святилище тканью, украшенной золотым крестом, как на покрове на Престол. Композиция выполнена симметрично. Стоящие женские фигуры чередуются с движущимися мужскими, чередуются и цвета их одежд: оттенки белого в одеждах Иосифа и Симеона и темно-синий и пурпурный цвета мафориев у Марии и Анны.

    Слайд 38

    Мозаика "Христос Пантократор

    Мозаика "Христос Пантократор (Вседержитель)",ок. 1320 г., церковь Христа Спасителя в Коре,Стамбул (Турция)

    Слайд 39

    Евангельские сцены

    Евангельские сцены занимают крайне ограниченное место, преобладают отдельные фигуры святых, несколько хаотически разбросанные по всему храму. Тем самым нарушается та строгая архитектоничность декорации, которая типична для константинопольского искусства.

    Слайд 40

    В куполе представлен Пантократор, окруженный четырьмя архангелами, Богородицей и Предтечей, в барабане – 16 пророков (от этой части декорации, замененной в 16 веке фресками почти ничего не сохранилось), в апсиде – сидящая Богородица с Младенцем, в углублении окон апсиды – заключенный в медальоны Деисис, в шатровом своде над престолом – Сошествие Св. Духа, на триумфальной арке – два архангела, в нишах наоса – четыре отца церкви, в тромпах Благовещение (утрачено), Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение. В нарфике изображены четыре сцены – Омовение ног, Распятие, Сошествие во Ад, и Уверение Фомы.

    Слайд 41

    Иконопись

    Мозаичная икона 12–начала 13 века. 34x23 см. Икона принадлежит к редчайшим на Синае мозаичным образам. Вероятно, она была прислана из Константинополя, где существовал один из немногочисленных центров по производству таких икон. Дорогие мозаичные иконы требовали специального и изощренного мастерства, поэтому сохранившиеся памятники, практически без исключений, самого высокого художественного уровня.

    Слайд 42

    Мозаичная икона 12–начала 13 века

    Изображение набиралось из мельчайших кубиков специально приготовленной стекловидной смальты, насчитывавшей обычно более сотни оттенков и позволявшей передать тончайшие живописные эффекты. Иконы изначально создавались как надвратные образы капеллы, прославляя синайские откровения Моисею и главную святыню монастыря. Под алтарным престолом в капелле паломники и ныне могут прикоснуться, к этой живой реликвии.

    Слайд 43

    Моисей у Неопалимой купины

    Этот образ составляет пару с другой иконой «Моисей, получающий скрижали», одинаковой по размеру и манере письма, выдающей руку одного иконописца. Сейчас иконы располагаются над южным и северным входами в капеллу Неопалимой купины, примыкающей с востока к алтарной апсиде базилики и воздвигнутой на легендарном месте богоявления Моисею в горящем, но несгорающем кусте.Слайд 47

    В начале 13 века возникает тип житийных икон, в которых образ святого в центре (в среднике) окружен клеймами с изображениями событий его жизни. В иконописи появляется момент литературности и повествовательности. На иконе в среднике мы видим св. Екатерину в царских одеждах - она происходила из царской семьи. В правой руке она держит красного цвета крест - символ мученичества. На клеймах можно увидеть различные сцены в верхнем регистре.

    Слайд 48

    Богоматерь Одигитрия

    Икона. Фессалоники (?), вторая половина 14 века. Дерево, темпера. 109 х 46 см. Происхождение: Veroia, икона темплона церкви Пантократора. Местонахождение: Византийский музей, Veroia, Греция.

    Слайд 49

    Иконопись

    В отличие от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм, вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же остался в центре художественного творчества. После победы над иконоборцами в искусстве опять обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту.

    Слайд 50

    «Палеологовский ренессанс»

    Подъем византийской культуры на рубеже XIII-XIV вв. «Палеологовский ренессанс» как возвращение к утраченному. Превращение храма из одноглавого в шестикупольный. Особенности палеологовской живописи. Усиление светского начала. Возрастание интереса к античному наследию в архитектурных и пейзажных композициях. Возрождение исихастских идей в XIV- начале XV в. Утверждение в искусстве аскетичного образа святого.

    Слайд 51

    Поздневизантийский период искусства

    XV столетие – время заката византийской культуры. Падение Константинополя и прекращение существования Византийского государства. Значение византийского искусства. Влияние художественной культуры Византии палеологовского периода на искусство Проторенессанса во Флоренции, венецианского искусства эпохи треченто и Росси как ее духовной наследницы.

    Слайд 52

    Вопросы для самопроверки 52 Назовите направления, по которым происходило развитие раннехристианского искусства Восточной Римской империи. Перечислите основные черты византийского художественного стиля времени правления Юстиниана Великого. Каковы основные достижения византийского искусства в период «македонского возрождения»? Раскройте символический смысл организации внутреннего пространства храма во времена Комнинов. Расскажите об особенностях изобразительного искусства «палеологовского ренессанса».

    Слайд 53

    Рекомендуемая литература 53 Вельманс Т. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись / Т. Вельманс, В. Корач, М. Шупут. - М. : Белый город, 2006. - 528 с. Вейс Г. История культуры народов мира. Арабские завоевания. Расцвет Византии - М. : Эксмо, 2005. - 144 с. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия - М. : Эксмо, 2007. - 848 с. Шалина И. А.Реликвии в восточнохристианской иконографии / И. А. Шалина. - М. : Индрик, 2005. - 536 с.

    Слайд 54

    54 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

    Посмотреть все слайды

  • Выбор редакции
    Наверное, сегодня невозможно найти человека, который бы ничего не слышал про Единый Государственный Экзамен, или ЕГЭ. Плюсы и минусы...

    1 слайд 2 слайд Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида...

    Введение 3 1 Понятие государственного долга и его виды 5 1.1 Внешний долг Российской Федерации 10 1.2 Внутренний долг Российской...

    Учитель начальных классов Филипова Е.А. МБОУ Глинковская СОШГигиея – богиня здоровья Дочь мудреца и врача Асклепия. Именем этой богини...
    Давайте поговорим о функциональной неграмотности? Начнем, пожалуй, с выдержки из письма одного десятиклассника, подготовившего отзыв на...
    ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ 1946 г. – референдум о форме государственного устройства, избрание Учредительного собрания, ликвидация монархии...
    Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии (см. ). Его родители были крестьянами, и имели...
    Николай Алексеевич Некрасов Наивная и страстная душа, В ком помыслы прекрасные кипели, Упорствуя, волнуясь и спеша, Ты честно шел к...
    Анна Ахматова Первый сборник стихов Анны Ахматовой "Вечер", изданный в начале 1912 года, был вскоре распродан. Затем ее стихи появлялись...