Определитель святых по их атрибутам. Гардероб Папы Римского: от сатурно до "кольца рыбака" Посох в правой руке папы римского символ


Агнец
Иоанн назвал Христа Агнцем Божьим, и потому со временем ягненок стал главным иконографическим атрибутом и самого Иоанна. Этот кроткий зверь, символизировавший жертву, которую Христос принес во искупление человечества, стоял у ног Крестителя, сидел на книге, которую тот держал в руках, или помещался в круглый медальон рядом.

Ключи
Галилейский рыбак, ставший «князем апостолов», а потом первым епископом Рима и, как считали на Западе, главой вселенской Церкви, в Средневековье обычно изображался с одним или двумя ключами в руках. Это были ключи от Царствия Небесного, которые ему, как сказано в Евангелии от Матфея, даровал сам Христос: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Ключи Петра со временем стали важнейшим символом власти папства, а потому в XVI веке, когда по Европе прокатилась волна протестантского иконоборчества, их многочисленные изображения (как и сами фигуры первоапостола) превратились в одну из главных мишеней для уничтожения.

Меч
Главным атрибутом апостола Павла стало орудие его казни. Как и Петр, он был убит во время гонений, устроенных импера­тором Нероном. Но если иудея по происхождению Петра распяли (по преданию, в знак смирения он попросил палачей, чтобы те пригвоздили его ко кресту не как Иисуса, а вниз головой), то Павел был римским гражданином и имел право на более гуманную казнь: ему отрубили голову.

Раковина
Многие атрибуты святых не имеют никакого отношения к их земной биогра­фии. Иаков Старший, один из первых учеников Христа, который был казнен в Иерусалиме около 44 года, очень бы удивился, узнав, что его главным знаком стала ракушка гребешка. История этого символа началась в средневековой Испании, где распространилась легенда о том, что именно Иаков когда-то крестил эти земли и что его останки с ангельской помощью были перенесены из Святой земли на запад Иберийского полуострова, в Сантьяго-де-Компостела (от испанского имени апостола - Яго). Пилигримы, которые с X–XI веков шли к могиле св. Иакова со всей Европы, привозили обратно морские ракушки - это был знак того, что они действительно достигли цели. Со временем ракушки превратились в главный символ паломничества, а самого Иакова стали изображать в облике пилигрима - с сумой, посохом и в широкополой дорожной шляпе с пришитой к ней раковиной.



Косой крест
Старший брат апостола Петра, который первым из двенадцати учеников последовал за Христом, по преданию, был распят в греческих Патрах на косом кресте в форме латинской буквы X. В Средние века многие земли (от Грузии и Руси до Шотландии и Бургундии) объявили его своим крести­телем или святым патроном. По шотландской легенде, в 832 году король пиктов Энгус II, готовясь к бою с превосходящими силами англов, обещал, что, если одержит победу, сделает св. Андрея патроном своего королевства. В день битвы на небе появился крест из облаков, а Энгус разбил про­тивника. Вот почему, как гласит предание, флагом Шотландии стал белый Андреевский крест на синем фоне.

Нож
Апостол Варфоломей проповедовал хрис­тианство в Малой Азии и Месопотамии, добрался до Индии, затем вместе с Иудой Фаддеем принес новую веру в Армению и там, в городе Албанополе, был замучен. Самая распространенная версия его деяний гласит, что с него заживо содрали кожу, а потом распяли. Поэтому в Средневековье он сделался патроном всех, кто работает с кожей (от красильщиков и дубильщиков до перчаточных дел мастеров и книжных переплетчиков), а его главными атрибутами стала его собственная кожа, которую он часто держит в руках, или нож - орудие страшной пытки.

Угольник
Фома, которого древние предания объявили крестителем Индии, в Средне­вековье считался патроном строителей и архитекторов, а потому часто изображался с угольником. Все дело в том, что в апокрифических «Деяниях Фомы» (III век) рассказывалось, как индийский царь доверил опытному плотнику Фоме возведение своего дворца, после чего тот сумел обратить в христианство множество его подданных, а затем и самого государя.

Ангел
С IV–V веков в богословии, а затем и в иконографии четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) были соотнесены с четырьмя существами, упомянутыми в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и в Откровении Иоанна Богослова. В обоих текстах описываются четыре крылатых животных с чертами льва, тельца, человека и орла, которые окружают небесное пламя или престол Господень. Атрибутом Матфея, автора первого из Евангелий, которое открывается земной родословной Иисуса Христа, был избран человек или ангел.

Лев
Перед дворцом венецианских дожей возвышается гранитная колонна с фигурой крылатого льва - это символ евангелиста Марка, которого, по преданию, апостол Петр отправил проповедовать в Египет, где тот стал первым епископом Александрии. В IX веке венецианские купцы похитили оттуда его мощи (Александрия к тому времени давно попала под власть мусульман) и переправили святыню к себе на родину. Для останков была построена роскошная базилика (до наших дней сохранилась ее преемница, которую стали строить в XI веке). Со временем св. Марк, потеснив св. Феодора, стал главным патроном Венеции, а его атрибут, крылатый лев, превратился в герб республики и символ ее владычества.

Телец
В отличие от атрибутов прочих святых, которые появились гораздо позже, символы евангелистов часто изображались не вместе с ними, а вместо них. Телец - это и есть Лука, как лев - Марк, а орел - Иоанн. В раннее Средне­вековье порой можно встретить евангелистов-«монстров» - с человеческим телом, увенчанным головой соответствующего зверя. Когда же зверь-атрибут, как это бывает чаще, появляется бок о бок со своим «хозяином», он может предстать в отдельном сегменте изображения (словно герб, помещенный над головой владельца) или лежать у его ног как питомец. Порой, примостившись за спиной евангелиста, он как будто диктует ему священный текст или держит в зубах уже исписанный свиток. Св. Лука, автор третьего Евангелия, в Средне­вековье считался патроном врачей (в Новом Завете он называет себя медиком) и художников (считалось, что он написал первый образ Девы Марии).

Орел
У Иоанна, любимого ученика Христа, который считается автором Апока­липсиса и последнего из Евангелий, два главных атрибута - орел и чаша, из которой вылезает дракон или змей. При этом если в иконографии древнегреческого бога-целителя Асклепия змей на чаше символизировал силу врачевания (отсюда пошли современные символы медицины), то в кубке Иоанна пресмыкающееся олицетворяет смертельный яд. По преданию, во время гонений, начатых императором Нероном, апостола в оковах доставили в Рим, где приговорили к смерти и дали выпить чашу с ядом, но он остался невредим.

Камни
Стефан, который вместе еще с шестью диаконами отвечал за раздачу помощи бедным членам иерусалимской общины христиан, считается первым муче­ником. По свидетельству Деяний апостолов, он был обвинен в «хульных словах на Моисея и на Бога» и - то ли по приговору синедриона, то ли по инициа­тиве толпы - забросан камнями за стенами города. В Средневековье Стефана чаще всего изображали с орудиями его убийства - камнями, которые были воткнуты ему в голову или лежали у него в руках или на книге.

Сосуд с миром
Столь почитаемая в Средневековье блудница, ставшая кающейся грешницей, «родилась» из слияния в христианской традиции трех разных женщин, которые упоминались в Евангелиях. Это безымянная грешница, которая в доме фарисея в слезах помазала ноги Христа миром и утерла их своими волосами, Мария из Вифании, сестра Марфы, которая умолила Иисуса воскресить их брата Лазаря, и «Мария, называемая Магдалиною», которая была избавлена Христом от злых духов и присутствовала при его распятии и погребении. В Средние века Мария Магдалина стала патронессой проституток, парикма­херов (потому что, покаявшись, ходила нагой и прикрытой лишь длинными волосами), садовников (из-за того что воскресший Христос явился ей в облике садовника) и парфюмеров (в воспоминание о мире, которым она умастила ноги Иисуса и собиралась умастить его мертвое тело). С последним эпизодом связан и ее главный атрибут - сосуд с благовониями.

Распятие в рогах оленя
По преданию, римский военачальник Плацид стал христианином (и сменил имя на Евстафий), после того как однажды на охоте ему было видение. Между рогами оленя, за которым он долго гнался, ему явился распятый Христос, спросивший его: «Зачем ты преследуешь меня, ведь я желаю твоего спасения?» В итоге он вместе со всей семьей принял мучени­чество, когда их, по приказу императора Адриана, бросили в раскаленного медного быка. В Средневековье Евстафий стал покровителем охотников, а потом, с XIV века, одним из четырнадцати святых заступников (святые Георгий Победоносец, Дионисий Парижский, Маргарита Александрийская, Варвара, Христофор, Эразм и др.), которые считались особенно эффективными в борьбе с болез­нями и прочими напастями. История о видении Христа (или распятия) в рогах оленя из жития св. Евстафия потом перекочевала в легенду о св. Губерте Льежском (VII–VIII века), который тоже стал покровителем охотников, так что на изображениях их легко спутать.

Орган, арфа
Одна из популярнейших римских мучениц на исходе Средневековья была объявлена покровительницей музыки, и ее стали изображать с разными музыкальными инструментами (чаще всего с портативным органом). Юная христианка знатных кровей, она дала обет целомудрия, однако родители решили выдать ее замуж за язычника Валериана. Идя к венцу, она молилась Богу и, не слушая языческой музыки, пела духовные песнопения или, в соот­ветствии с более поздней версией, играла на органчике. В итоге ей удалось отговорить мужа от супружеской жизни и убедить его принять христианство. Когда префект Турций Алмахий приказал ей принести жертву языческим богам, она отказалась и была приговорена к смерти. Однако палач не смог отсечь ей голову, и она еще три дня прожила, призывая окружающих к обращению.

Решетка
Архидиакон римской христианской общины был замучен во времена гонений, начатых в 258 году императором Валерианом. Поскольку Лаврентий отвечал за имущество Церкви и за помощь нуждающимся, римский префект потребовал у него выдать властям все сокровища. Попросив трехдневную отсрочку, Лаврентий раздал беднякам почти всю казну и явился к префекту с нищими, калеками и слепыми - «подлинным сокровищем Церкви». После этого его заживо изжарили на железной решетке. По преданию, во время казни он насмешливо бросил мучителям: «Вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»  В Средневековье Лаврентий почитался как покровитель бедняков. Посвященный ему монастырь Эскориал, который испанский король Филипп II (1556–1598) воздвиг под Мадридом, в плане напоминает решетку, на которой некогда изжарили мученика.

Стрелы
Начальник преторианской гвардии и тайный христианин был казнен по приказу императора Диоклетиана: палачи расстреляли его из луков и бросили тело. Однако несмотря на раны, он остался жив и смело пошел к императору, чтобы показать свою стойкость в вере. Тогда его закидали камнями, а труп сбросили в Большую клоаку. Сцена расстрела сделалась иконографической «визитной карточкой» Себастьяна. Видимо, благодаря стрелам, которыми было испещрено его мученика, с XIV века его стали почитать как заступника от чумы - атаку эпидемии издревле уподобляли стрелам, которые посылает на людей гневающийся Господь.

Башмаки
Покровители башмачников, братья Криспин и Криспиниан, по преданию, родились в знатной семье, а потом выучились на сапожников, поселились в Суассоне и, чтобы обратить к истинной вере бедных покупателей, стали бесплатно раздавать им обувь.

Голова в руках
В средневековой иконографии встречается много святых-кефалофоров («головоносцев»). Самый известный из них - св. Дионисий, считающийся первым епископом Парижа. Мы мало что знаем о нем достоверно, но около 250 года он был обезглавлен вместе со своими товарищами - священником Рустиком и дьяконом Элевтерием. По преданию, после казни он взял свою голову в руки и через Монмартр (в переводе «холм мучеников») пошел на север. В том месте, где он упал, его и похоронили. В VII веке, при франкском короле Дагоберте, там возник монастырь Сен-Дени, ставший усыпальницей французских монархов.

Клещи, груди
Агата - одна из тех мучениц, чьими иконографическими атрибутами стали и орудие истязания, и пострадавший орган. Юная христианка благородных кровей, она отвергла домогательства римского префекта Квинтиана. Он отправил Агату в бордель, затем девушку бросили в темницу и там щипцами оторвали ей груди. Однако представший перед ней апостол Петр излечил ее раны, а во время очередного раунда пыток в городе случилось землетрясение, и дворец префекта обрушился. Тем не менее в итоге Агата умерла в тюрьме. Через год после ее смерти произошло извержение вулкана Этны, но жители Катании спасли свой город от огня и лавы, выставив им навстречу покров, которым была накрыта могила святой. В Средневековье Агату почитали как патронессу Катании и всей Сицилии, защитницу от землетрясений, извержений, пожаров и молний и, само собой, целительницу, помогающую при болезнях груди.

Гребень для шерсти
Часто орудие мученичества святого не только становилось иконографическим атрибутом, но и определяло его посмертную специализацию как заступника. Власий, армянский врач, ставший епископом Севастии (сейчас город Сивас в Турции), на средневековом Западе почитался как патрон чесальщиков шерсти. По преданию, его, прежде чем обезглавить, пытали металлическим гребнем, каким расчесывают овечью шерсть. Власия также часто изображали со свечами - в память о двух свечах, которые ему принесла в темницу бедная женщина, чьих свиней он чудесным образом спас от волка. В германских землях, где имя Власия ассоциировалось с глаголом «blasen» («дуть», «трубить»), его представляли с рогом и считали защитником от бурь и штормов.

Младенец Иисус
Во всей позднесредневековой Европе либо внутри церквей, либо на их внешних стенах можно было увидеть огромные фрески с изображением великана, несущего на плечах младенца Христа. Это св. Христофор, которого почитали как покровителя путников и защитника от внезапной смерти - считалось, что тот, кто взглянет на его образ, в этот день не умрет. По преданию, этот гигант однажды поступил на службу к сатане, но увидев, что дьявола пугает крест, понял, что Бог сильнее, переметнулся на его сторону и начал переносить путников через бурную реку. Однажды среди его нош оказался ребенок. Взяв его на руки, Христофор почувствовал, что ноша становится все тяжелее. «Кто ты?» - спросил гигант, и ребенок ответил, что он Христос, творец мира, а в качестве доказательства приказал Христофору вбить в землю посох: тот процветет и будет приносить плоды каждый день. Так и случилось. На христианском Востоке считали, что святой был выходцем из народа псоглавцев, и на иконах его часто изображали с собачьей головой

Склянка с мочой
Жизнь братьев Космы и Дамиана, как и многих других раннехристианских мучеников, едва проступает сквозь туман легенд (неизвестно, существовали ли они вообще). По преданию, эти христиане-врачи не брали с пациентов денег за лечение, исцеляли не только людей, но и животных, и были замучены в Сирии во время гонений, устроенных императором Диоклетианом. Их самое известное чудо - спасение от гангрены римского церковнослужителя, кото­рому они, явившись во сне, отрезали больную ногу, а вместо нее приставили здоровую конечность недавно умершего мавра. На средневековом Западе Косму и Дамиана почитали как святых патронов врачей и изображали с соответствующими атрибутами - хирургическими инструментами, баночками со снадобьями или склянкой мочи (по ней медик должен был поставить диагноз).

Клещи
По свидетельству церковного историка Евсевия Памфила, «язычники схватили Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь ее живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помо­лившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела». Главным атрибутом этой святой, по преданию, погибшей во время гонений императора Деция, стали клещи, которыми палачи вырывали ей зубы. Сама же она пре­вратилась в заступницу от зубных болезней и покровительницу дантистов.

Пыточные колеса
Главным атрибутом св. Екатерины, одной из самых популярных христианских мучениц и патронессы студентов, колесных дел мастеров и мельников, стало орудие ее пытки - колесо с насаженными шипами. Юная интеллектуалка из знатного рода, она обратилась в христианство, после чего ей явился Христос, вручил кольцо и назвал своей невестой. Когда император Максенций начал гонения на христиан, она не побоялась его устыдить и с легкостью победила 50 языческих мудрецов, которым было поручено с ней диспутировать. Поко­ренный красотой и мудростью Екатерины, император предложил ей выйти за него замуж, а за отказ приговорил к смерти. Для этого была построена установка, состоявшая из четырех колес, утыканных шипами. Когда Екатерина прикоснулась к орудию казни, колеса развалились на части. На одних изобра­жениях они валяются у ее ног, на других она держит в руках их крошечные «модели».

Башня
По преданию, которое помещает действие либо в Никомедию (сейчас это в Турции), либо в Илиополь Финикийский (Ливан), Варвара была дочерью местного аристократа Диоскура. Чтобы охранить красоту дочери от пося­гательств, отец заточил ее в башне. Это не помешало Варваре принять христианство и хранить веру, несмотря на угрозы и пытки. В конце концов отец сам ее обезглавил, за что был испепелен молнией. В Средневековье Варвара считалась защитницей от молний и пожаров, а потом стала патронессой артиллерии. Ее главный атрибут - башня, чаще всего с тремя окнами: по легенде, во время перестройки ее «элитного» узилища она приказала сделать там не два, а три окна - в напоминание о Троице.

Глаза
Иногда имя святого рождает или, как минимум, корректирует легенду о нем. Луция, юная христианка из Сиракуз на Сицилии, решив сохранить девственность, отказалась выходить замуж за язычника. Тот донес на нее губернатору Пасхазию, который приказал девушке принести жертву идолам, а когда та вновь отказалась, распорядился отдать ее в бордель. Но ничего не вышло: даже упряжка быков не смогла сдвинуть Луцию с места. В итоге христианку рассекли мечом. Видимо, позже, из-за того что в имени мученицы есть корень «lux» - «свет», возникло предание, что Луция вырвала себе глаза и отослала их ненавистному жениху, однако Господь вернул ей зрение. Так что в Средневековье Луция, которую часто изображали с глазами в руках, на книге, подносе и даже на веточке, стала святой целительницей глазных болезней.

Дракон
Некогда одна из самых популярных христианских святых, покровительница беременных и рожениц. В 1969 году Ватикан вычеркнул св. Маргариту из церковного календаря, поскольку ее житие слишком напоминало легенду. По преданию, во времена императоров Диоклетиана или Максимиана эта юная христианка, отвергнув сексуальные поползновения губернатора Олибрия, попала в тюрьму. Там ей явился дьявол в обличье дракона и проглотил ее. Но в руках у Маргариты было маленькое распятие: с его помощью в животе демонического чудовища образовалась дыра, и девушка выбралась на свободу. Поэтому в Средневековье Маргариту изображали восстающей из чрева дракона (часто из его пасти торчит подол ее платья) либо попирающей своего поверженного противника.

Агнец
Белый ягненок, стоящий рядом с Агнессой или сидящий у нее на руках, - один из древнейших атрибутов святых, который, видимо, возник из созвучия. Хотя имя мученицы происходит от греческого корня «agnos» («чистый», «непорочный»), оно похоже на латинское слово «agnus» - «агнец». Этот кроткий зверь напоминает о жертвенности Христа, которого Иоанн Креститель назвал Агнцем Божьим. По преданию, Агнесса, как и множество других раннехристианских мучениц, стремясь сохранить девственность, отвергла сватовство со стороны сына римского префекта, а потом отказалась принести жертву языческим богам и в итоге была обезглавлена. В Средневековье ее почитали как патронессу девственниц и обрученных девушек.

Три кошеля, Трое юношей в бочке, Корабль
Покровитель мореплавателей, путешественников, дев, детей, сирот, заключенных и много кого еще, св. Николай, архиепископ Мир Ликийских, был и остается одним из самых популярных христианских святых. Его много­численные специализации и атрибуты восходят к совершенным им благодея­ниям и чудесам: помощи трем бедным девицам, которых отец был готов сделать проститутками, поскольку не мог собрать приданое, чтобы выдать их замуж (св. Нико­лай тайно подбросил каждой из них по кошелю золота); спасению трех детей (по другим версиям, юношей или солдат), которых во время голода мясник (или хозяин таверны) разрезал на части и бросил в бочку (св. Николай их воскресил); воскрешению моряка, который в шторм упал с мачты, и т. д. Из-за созвучия названия города Мира и слова «мирра» Николай также стал покровителем парфюмеров. В конце Средневековья возникло представ­ление, что именно он приносит подарки в Рождественскую ночь - так родился Санта-Клаус.

Чан или бочка с водой, Мельничный жернов
Часто биографии ранних святых со временем начинают активно меняться, чтобы объяснить их более позднюю специализацию. Св. Флориан, римский военачальник-христианин, который за отказ преследовать своих единоверцев и принести жертву римским богам был замучен в Лорхе (Верхняя Австрия), в какой-то момент стал почитаться как защитник от огня и покровитель пожарных: по легенде, он однажды потушил пожар с помощью бочонка воды. Видимо, после этого в его деяния стали добавлять эпизоды, которые должны были подкрепить эту роль (например, будто он командовал отрядом солдат-огнеборцев). Поскольку его убили, утопив с мельничным жерновом в реке Энс, Флориан также считался защитником от наводнений и спасителем тонущих. В 1184 году папа Луций III передал часть его мощей в Краков. Так Флориан стал патроном не только Верхней Австрии, но и Польши.

Кабестан с намотанным канатом
Как вышло, что епископ итальянского города Формии, замученный при рим­ском императоре Диоклетиане, в Средневековье стал одновременно патроном моряков и целителем от желудочных болей? По одному из преданий, палачи вытащили внутренности святого, намотав их на лебедку. Историки считают, что эта легенда могла появиться из ошибочной интерпретации многочислен­ных более ранних изображений, где Эразм, как покровитель моряков, держал в руках кабестан  с намотанным на него канатом. Кто-то принял канат за кишки - и так родилась история о чудовищной пытке.

Корзина с цветами или фруктами
Патронесса садовников, по преданию, была христианкой из Кесарии Каппадокийской и приняла мученичество во время гонений при императоре Диоклетиане. На пути к месту казни ей встретился молодой адвокат по имени Феофил, который в насмешку попросил прислать ему фруктов из сада ее жениха, то есть Христа. Перед смертью мученице явился ангел с корзиной яблок и роз, которые она отправила Феофилу. Тот принял христианство и впоследствии тоже стал мучеником. Поскольку все сведения о Дорофее исторически выглядят слишком сомнительно, ее праздник в 1969 году вычеркнули из католического календаря.

Плащ
В Средневековье и раннее Новое время св. Мартин был одним из самых популярных французских святых и патроном французской монархии. Римский офицер из Паннонии (сейчас это территория Венгрии), он служил в Галлии (современная Франция). У ворот Амьена Мартин как-то повстречал нищего, который замерзал от холода. Офицер разрезал свой плащ надвое и отдал ему половину. На следующей день во сне Мартину явился Христос, одетый в половину плаща, и поблагодарил за доброту. Мартин решил уйти из армии и принять христианство. Позже он основал монастырь, а затем был избран епископом Тура. Благодаря этой истории родилось латинское слово «капелла» и его производные на других романских языках. Впервые так назвали часовню, где хранилась главная реликвия св. Мартина - та часть плаща («cappa»), которая осталась у него.

Лев, Кардинальское облачение
С XIV века св. Иеронима, христианского эрудита, переводчика Библии на ла­тынь, аскета-пустынника и секретаря папы, стали изображать как кардинала - в длинном красном одеянии и в широкополой шляпе того же цвета. Однако во времена Иеронима кардинальского сана еще вовсе не существовало, а красный наряд, в который художники стали одевать святого, появился лишь в XIV веке. Его главным иконографическим атрибутом был лев: святой исцелил зверя, вынув у него из лапы занозу, а тот в благодар­ность стал его верным спутником по отшельничеству.

Свинья, Огонь
Антоний Великий - христианин, ушедший в безлюдные места Фиваиды, чтобы вести совершенную жизнь в самоограничении, не был первым христи­анским пустынником, но остался в традиции как основатель отшельнического монашества. В позднесредневековой Европе Антония почитали в первую очередь как отшельника, который неустанно сражался с дьявольскими искушениями, претерпел множество измывательств от бесов и одержал над ними верх, а также как святого страдальца и сурового целителя, который излечивает от «святого огня», или «огня святого Антония» (так называли эрготизм  и другие похожие болезни). Поэтому рядом с ним часто изобра­жали пламя. Второй его атрибут - свинья. Монахи-антониты занимались разведением этих животных, а принадлежавшие ордену свиньи имели исключительное право в поисках пищи бегать повсюду (чтобы отличить их от прочих свиней, на них вешали колокольчик, тоже ставший одним из символов св. Антония).

Три хлеба, Волосы, закрывающие все тело
Как и Мария Магдалина, Мария Египетская в христианской традиции воплощала силу духовного преображения. Александрийская блудница, она отправилась в Иерусалим, но там неведомая сила не позволила ей войти в храм Гроба Господня. После этого она покаялась и ушла за Иордан, в пустыню, где провела 47 лет в аскезе и самоотречении. Главные атрибуты Марии - длинные волосы, скрывающие ее наготу (на некоторых изображениях они скорее похожи на шерсть), и три хлеба - в память о том, как некий человек подал ей три монеты, на которые она купила три буханки. От жара пустыни они стали тверды как камень, и Мария питалась ими в течение 17 лет.

Оковы
По преданию, которое было записано только в XI веке, Леонард был одним из приближенных франкского короля Хлодвига (481/482–511). Вместе они приняли крещение, и государь наделил Леонарда привилегией даровать свободу любым узникам. Святого стали почитать как патрона заключенных, а к его мощам в благодарность за освобождение приносили оковы.

Свеча
По преданию, в 451 году, когда Парижу угрожали орды гуннов под предво­дительством Аттилы, Женевьева убедила парижан не спасаться бегством и оказать врагу сопротивление - правда, в итоге завоеватель обошел город стороной. Позже она добилась от духовенства, чтобы над могилой Дионисия, первого епископа Парижа, возвели церковь. Однажды ночью, когда она вместе с другими монахинями пришла в строящееся здание, демон порывом воздуха потушил свечу, которой они освещали себе путь. Женевьева взяла ее в руку, та тотчас зажглась, и больше уже нечистый дух ничего не мог сделать.

Молоток, Наковальня, Щипцы
Ювелир, ставший при франкском короле Дагоберте I (629–639) хранителем королевской казны, а потом - священником и епископом, Элигий в Средне­вековье почитался как патрон коллег-ювелиров и кузнецов. По преданию, однажды он, чтобы подковать брыкающуюся лошадь, которой овладел дьявол, отрезал ей ногу, а потом чудесным образом «приставил» обратно. В другой истории, которая также вдохновила многие изображения Элигия, демон-искуситель явился ему в облике девушки. Святой распознал обман и схватил нечистого духа за нос щипцами.

Лопата
В раннем Средневековье одними из главных проповедников и основателей монастырей во Франции и Германии были ирландские монахи. Один из них, Фиакр, получил от Фаро, епископа Мо, обещание дать ему столько земли для создания скита и странноприимного дома, сколько он сможет вскопать за один день. Отшельник просто очертил участок посохом, и земля сама чудесным образом вскопалась. Благодаря этой истории Фиакра почитали как святого патрона садовников. Кроме того, он специализировался на лечении геморроя, который называли болезнью св. Фиакра.

Фонарь
По преданию, св. Гудула, патронесса Брюсселя, каждое утро ходила в церковь Спасителя, расположенную в двух лье от ее замка. Дьявол каждый раз пытался затушить огонь в ее фонаре, но ангел вновь зажигал его.

Олениха
Святой отшельник Эгидий, по преданию, жил в лесу на юге Франции в компании оленихи, которая питала его своим молоком. Однажды во время королевской охоты в Эгидия попала стрела короля, метившегося в олениху. В качестве искупления монарх основал монастырь, а самого отшельника сделал его аббатом. Позже аббатство Сен-Жиль-дю-Гар стало важным паломническим центром на пути в Сантьяго-де-Компостела, к мощам апостола Иакова Стар­шего, а сам Эгидий, или Жиль, патрон калек, нищих и кузнецов, в позднее Средневековье считался одним из четырнадцати эффективнейших святых заступников и специализировался на безумии, эпилепсии и бесовской одержимости. В Италии по созвучию с именем Жиля его атрибутом стала лилия («giglio»).

Крест, Плеть, Демон
Как рассказывается в житии Прокопия, он ушел из монастыря и поселился отшельником в долине реки Сазава. Местные крестьяне видели, как он рас­пахивал поля, запрягши в плуг черта и погоняя его крестом. Поэтому демон и крест (или хлыст) сделались иконографическими атрибутами святого. Позже Прокопий стал первым чехом, официально канонизированным римским престолом (1204 год) и одним из святых покровителей Чехии.

Рой пчел
Святой Бернард был одним из влиятельнейших духовных лидеров средневекового Запада, основателем монастыря Клерво и идеологом цистерцианского ордена, пламенным проповедником Второго крестового похода (1147–1149), врагом катарской ереси, преследователем философа Абеляра, суровым аскетом и мистиком. В Средневековье его изображали с маленьким демоном на цепи (в знак того, как усердно он сражался с ересью), с белым псом (в напоминание о сне его матери - ей было явлено, что она родит белого пса, который отпугнет врагов Церкви), либо с улеем или роем пчел (поскольку он за свое красноречие был прозван doctor mellifluus - «медоточивым доктором»).

Стигматы
Сын богатого купца из Ассизи, Франциск решил буквально пойти по стопам Христа в его бедности, неприкаянности и служении людям - и основал нищенствующий орден. В отличие от традиционного монашества, стремив­шегося изолироваться от мира, первые францисканцы скитались из города в город и проповедовали. Сам Франциск отправился в мусульманский Египет, чтобы обратить султана в христианство (тот, правда, призыву не внял). В 1224 году, поднявшись на гору Верна, Франциск удостоился высшей награды - стигматов. На его теле появились пять ран - по две на ладонях и ступнях и одна на боку, - как у распятого Спасителя. На изображениях ассизского бедняка можно отличить от других францисканцев (в коричневых рясах, подпоясанных веревкой с тремя узлами) по «ранам любви» к Христу.

Пес, Звезда, Лилия, Книга
Дворянин из Калеруэги (Испания), основавший собственный орден монахов-проповедников для борьбы с катарской ересью и евангелизации мирян, часто изображался с псом и звездой. Легенда сообщала, что во время беременности мать Доминика увидела сон: ее будущий сын будет отмечен звездой на лбу, и его будут сопровождать два пса, черный и белый (в другой версии фигурировал один пес, который обозначал самого Доминика). Братья-проповедники, которых, по его имени, стали называть доминиканцами, интерпретировали свое имя как «Domini canes» - «псы Господни». Другие атрибуты святого - книга (часто открытая на словах Христа «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие») и лилия (символ непорочности и чистоты).

Младенец Иисус
Португальский дворянин, ставший нищим монахом-францисканцем, Антоний исколесил с проповедями бедности и покаяния Францию, Испанию и Италию (и, по преданию, однажды проповедовал перед рыбами, как основатель его ордена, св. Франциск Ассизский, - перед птицами), а позже стал советником папы. С позднего Средневековья он чаще всего изображается с томом Евангелия и младенцем Иисусом в руках. В его родной Португалии, где он стал национальным святым, такие образы до сих пор можно увидеть на каждом шагу - не только в церквях, но и на фасадах домов, на балконах и в магазинах.

Нож, воткнутый в голову
Проповедник-доминиканец, родившийся в семье еретиков-катаров, Петр посвятил себя борьбе с ересью, и в 1251 году папа назначил его инквизитором Милана и Комо. Год спустя миланские катары наняли убийцу, Карино из Бальсамо, и тот вместе с сообщником на пустынной дороге сначала раскроил Петру череп, а потом вонзил кинжал ему в грудь. Всего через 11 месяцев инквизитора провозгласили святым (это была самая быстрая официальная канонизация в истории папства), а Карино из Бальсамо бежал в доминикан­ский монастырь в Форли, покаялся и позже остался там как мирской брат. Когда убийца умер, местные жители стали почитать его как блаженного, а в 1822 году папа Пий VII начал официальный процесс его прославления.

Солнце, Звезда
Кроткий монах-августинец около тридцати лет проповедовал и принимал исповеди в городе Толентино, привечая бедных, помогая больным, посещая заключенных, пытаясь примирить враждующие фракции гвельфов (сторон­ников папы) и гибеллинов (сторонников императора). Один из его атрибутов наряду с распятием, лилией или хлебом, который он раздавал бедным, - звезда. По преданию, она постоянно следовала за ним, освещая своим светом.

Дощечка с монограммой Христа IHS
Суровый францисканский проповедник, аскет и моралист (обличавший азарт­ные игры, колдовство, содомию, ростовщичество), несколько десятков лет колесивший по городам Италии, где его встречали толпы слушателей, Бернардин Сиенский активно продвигал культ имени Иисуса. Закончив проповедь, он демонстрировал собравшимся табличку с выведенной золотыми буквами монограммой IHS и призывал всех поклониться их искупителю. Этот культ показался церковным властям подозрительным, и в 1427 году его вызвали в Рим, где решили судить за ересь. Но в итоге все-таки оправдали, и Бернардин продолжил свои проповеднические турне.

По сообщению ТАСС от 22 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил наместникам и настоятелям монастырей иметь дорогие жезлы и призвал заказать взамен простые деревянные посохи. На Собрании игуменов и игумений, проходившем в Москве в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе Афон, патриарх сказал: «Каждому игумену выдается жезл как символ духовной власти. Я был инициатором того, чтобы игумены и игуменьи получили жезлы, но мне в голову не пришло даже, что игумены и игуменьи наши эти жезлы превратят в патриаршие жезлы: богато украсят, крест поставят. Я не благословляю такие жезлы ». Обращаясь к наместникам и настоятелями монастырей, собравшимся в храме Христа Спасителя, патриарх сказал: «У вас должен быть простой игуменский жезл без всяких украшений, без всяких ювелирных побрякушек и без креста — это символ архиерейского служения ». «Поэтому, когда вы приедете сейчас к себе домой, первое что вы сделаете, это закажете себе простые деревянные посохи » (см.: http://tass.ru/obschestvo/3643672).

Что тут скажешь? Патриарх возмутился не только драгоценным убранством жезлов, но и тем, что они превращаются в «патриаршие жезлы ».

Иными словами, только патриарху можно иметь дорогой и украшенный? А ведь он знает не понаслышке о том, что посох святого митрополита Петра московского был довольно прост. Ведь в 2009 году одним из моментов чина интронизации патриарха Кирилла было вручение ему посоха святителя Петра. Напомним, что посох этот изготовлен русскими мастерами в начале XIV века из черного дерева. Древко посоха — восьмигранной формы, рукоять оправлена золоченым серебром, кольца, перехватывающие древко по всей длине, имеют скромный декор. С двух сторон на древко с рукоятки спускаются золоченые пластины с резными изображениями Голгофы. В навершии посоха надпись: «Смиренный Петр митрополитъ всея Руси». Вот, собственно, и все «украшения».

Однако мало кто обращает внимание на тот факт, что не столько богатое или бедное украшение имеет значение, сколько символика, заложенная в жезле. А символика, употребляемая ныне в современных посохах, очень разная и временами вызывает серьезные вопросы.

В знаменитом сочинении «Поморские ответы» есть отдельная глава «О жезле архиерейском» , в которой приводится сравнение жезлов старорусского и нового, пореформенного образца. Сторонники старой веры сразу обратили внимание на то, что идет тотальное изменение не только вербальных форм христианской веры, но искажаются предметы материальной культуры русской церкви, освященные не одним столетием, и не одним, а целым сонмом святых. Авторы сочинения указывают, что жезлы «древлероссийских » архиереев «змиевых глав на себе не имущи ».

Снимки с лубочной картины издания беспоповцев «Прежде и теперь». Опубл.: Изборник народной газеты. 1906. Цветные миниатюры из иллюстрированного сборника «Сказание от разных божественных писаний». Содержит отдельные изречения из книг Ветхого и Нового завета с толкованиями на них Иоанна Златоустого и Ипполита, папы римского. 19 в. Сборник из собрания Егорова, НИОР РГБ

Слева — посох епископа Никиты Новгородского. Дерево, резьба, кость. 16 в. Справа — посох святителя Стефана, епископа Пермского

В главе указано на видоизменение формы старинного жезла, ручки которых имеют завершение в виде якоря: «на версе крюки яко якори имеет, змиевых же глав не имеет ». Жезл с ручкой в виде якоря трактуется авторами согласно словам Симеона Фессалоникийского : «власть знаменует Духа, и утвердительное народа, и пастырственное, и водити мощи, и наказати непослушных, и обращати к себе дальних ». Из простого пастушеского посоха, символизирующего архиерейскую власть и обязанность пасти словесных овец, благодаря патриарху Никону он превратился в жезл с языческими символами в виде змей, которые в XVII веке многими трактовались как проявление власти антихриста.

Сейчас XXI век, поэтому попробуем посмотреть на проблему символики жезла глазами современного человека. При этом оговорюсь, что изложенное ниже — лишь одна из возможных версий трактовки символики, появившейся после церковной реформы. Ю. М. Лотман, известный исследователь в области семиотики (науки о символах в культуре), писал: «символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры — он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения ». Символике архиерейского жезла посвящена статья К. А. Щедриной в Ставрографическом сборнике.

Автор справедливо замечает, что до реформы патриарха Никона навершия русских архиерейских посохов традиционно представляли собой два отрога, изогнутых книзу. Однако далее Щедрина сразу переходит к навершию со змеями, не давая объяснений символики дореформенных посохов.



«Архиерейские облачения: старообрядческие и никонианские». НИОР РГБ Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова) № 1670. Листы 75 и 77

Перебирая типы крестов (афонские, эфиопские, армянские), К. А. Щедрина только в конце статьи упоминает змеевидный жезл бога Гермеса — кадуцей. Вот от кадуцея и будем отталкиваться в наших рассуждениях, как от изначального символа, породившего символику архиерейского посоха XVII-го и последующих пореформенных столетий.

Но для начала небольшой исторический экскурс в область символики. В месопотамской традиции сплетенные змеи считались воплощением бога-целителя (возможно, отсюда происходит библейский образ медного змия, исцеляющего змеиные укусы).

В малоазийской традиции две змеи были символом плодородия. Прообразом кадуцея могло стать также изображение двух змей у мирового древа. В Индии кадуцей символизирует пробуждение кундалини. Кундалини, или Змеиный Огонь, «спит» в базисной чакре в виде свернувшейся змеи, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Сушумне и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, — Пингале (это правая, мужская и активная спираль) и Иде (левая, женская и пассивная). Скандинавы поклонялись Гермесу под именем Одина, тевтоны — под именем Вотана. Добрый и злой принципы древней Персии — Ахурамазда и Ариман изображались иногда в виде двух змей, обращенных головами друг к другу, борющихся за Яйцо Земли, старающихся вырвать его из чужих зубов.

В мире образов алхимии обе змеи символизируют находящиеся в равновесии химические элементы серу (Sulphur) и ртуть (Mercurius), то есть воспринимаются как дуальная система принципов текучести и горючести, причем ртуть олицетворялась самим богом Меркурием. Египтяне уподобляли человечество стаду овец. Верховный и Непостижимый Отец был Пастухом, а Гермес — его овчаркой, сторожевым псом. Религиозно-символическое происхождение пастушьей палки можем найти в египетских ритуалах: три скипетра Египта включают пастушью палку, символизирующую силу, с помощью которой инициированный фараон вершит судьбы своего народа. Итак, кадуцей — это символ бога Меркурия или греческого Гермеса, герольда богов. Он состоит из волшебного или геральдического стержня, вокруг которого симметрично обвиваются две змеи с обращенными друг к другу головами.

В свете позднейшего понимания Гермеса как персонификации мышления, змеи становятся символом мудрости, жезл — образом власти над силами природы. Имя Гермеса выводится из слова «герм», формы Хирама, персонифицированного Универсального Принципа Жизни, или Жизненного Принципа, представляемого огнем. Рассматривая глубинный символизм жезла Меркурия-Гермеса, мы наталкиваемся на два понятия — дуализм и диалектика. Платон в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Средневековый мыслитель Г. Бёклер (1688) подметил, что некоторые приравнивают посох Гермеса к Диалектике, которая якобы со спутанными головами решала, что праведно, а что нет. Дуализм учит, что материальная и духовная субстанции являются равноправными началами. Если предельно упростить, то посох Гермеса утверждает равенство между Добром и Злом.

История знает много гностических сект, спекулировавших на христианстве, всевавших в него свои ядовитые плевелы. В связи с этим представляет интерес гностическая секта «офитов», что значит «змеиные». Сведения о той же христианской секте дошли до нас под названием «наассены» (евр. «нахаш» — змея). Другое их название — «сетиане». К ним примыкали «каиниты» и «ператики». Несколько офитских текстов, как полагают, найдено в библиотеке Наг Хаммади. Христа офиты почитали в качестве змеиной инкарнации, поклонялись ему как «Благому Змею», олицетворявшему мудрость и даровавшему людям истинное знание, и верили в множественность его воплощений. Наряду с этим офиты учили о других змеях, враждебных человеческому роду. Кстати, офитский гносис был особенно распространен в Египте.

Как видим, в архиерейском посохе с двумя змеями прослеживается влияние гностических учений, согласно которым, если доводить до логического конца символику реформаторов XVII-го века, утверждается равенство между Христом и антихристом. Категорично? Но иначе трудно понять, зачем человеку древнерусской культуры навязан именно такой символ. Ведь значение змеи в средневековом сознании однозначно негативное: Бог проклял змея, который стал орудием дьявола. Резюмируя сказанное, зададимся вопросом: стоит ли возмущаться по поводу дорогого убранства архиерейских жезлов, когда в руках архиереев (и игуменов) находится такой древний символ, что и смотреть страшно? Да, по слову протопопа Аввакума, змия «хороший зверь была, красной, докамест не своровала ». Но ведь своровала же?..

Щедрина К. А. Две змеи на архиерейском посохе XVII века: заметки о происхождении и символике //Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сб. статей. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2005.
. Там же. С. 315.
. Энциклопедический словарь символов/ Авт.-сост. Н. А. Истомина. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. с. 334-335.

Посох Олицетворяет мужскую силу, власть, достоинство, магическую силу, путешествия, паломничество. Символ Солнца и мировой оси. Посох - атрибут всех Добрых Пастырей. У буддистов означает закон и порядок, жезл Будды, т. е. его учения. Христос как Добрый Пастырь , паломничество. Посох с кольцами означает власть и авторитет епископа; посох, который несут перед занимающим высокий церковный пост , символизирует достинст-во служебного положения; посох в левой руке указывает на сан кардинала, архиепископа, епископа, аббата или аббатиссы. Посох паломника стал символом святых Иоанна Крестителя, Иеремии, Христофора, Урсулы и др. Посох, покрытый побегами, - символ святого Этельреда и Иосифа Аримафейского. У египтян посох и цеп - главные атрибуты Озириса как судьи мертвых; посох с пером для письма символизирует пробуждающуюся душу и является атрибутом Тевт. В греко-римской традиции посох вестника, как и кадуцей , - главный атрибут Гермеса (Меркурия). У индийцев три связанных вместе палки в посохе в традиции вайшнавов символизируют три реальности или три гуны, составляющие феноменальный мир, контроль над мыслью, словом и поступком у святого или мудреца.

Словарь символов . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Посох" в других словарях:

    Муж. посошок (от соха, сошка, жердь), палка путника, трость (камышовая), батог, бадиг, батожок, подпиралка, церк., ·стар. жезл, клюка (посох клюкою, либо с костылем), попутник; вообще посох подлиннее трости и палки. Архиерейский посох, жезл, как… … Толковый словарь Даля

    См. палка браться за страннический посох... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. посох палица, палка, посошок, клюка, палочка, тросточка, костыль, патерица, трость Словарь… … Словарь синонимов

    ПОСОХ, посоха, мн. посохи посоха, муж. Длинная трость с клюкой или набалдашником. Странник с посохом. «Где посох твой дорожный?» Лермонтов. «Вонзая в дубовый пол острие посоха, вошел патриарх Иоаким.» А.Н.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ПОСОХ, а, муж. Длинная и толстая палка с заострённым опорным концом. Странник с посохом. П. чабана. Архиерейский, игуменский п. (знак их церковной власти). | уменьш. посошок, шка, муж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    посох - посох, мн. посохи, род. посохов (не рекомендуется посоха, посохов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ПОСОХ - символ пути и знания, которое является единственной опорой человека. Посох служит символом Будды человека (Бодисатвы) и атрибутом буддийского монаха, хотя строгий ритуал запрещает буддийским монахам касаться посохом земли. Дома его вешают на… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Добрый пастырь (в руке у Иисуса пастуший посох) Посох трость особого вида и назначения. Считается, что в древности посох … Википедия

    Посох - 1. См. Жезл. 2. Посох епископа, отличный от того жезла посоха, который употребляется им за богослужением. Повседневный посох епископа – это обычно длинная деревянная палка с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева,… … Православие. Словарь-справочник

    ПОСОХ - Если кто то дарит вам во сне посох, сон означает, что вы получите ожидаемую поддержку. Идти с помощью посоха ваши проблемы уже решаются. Рассмотрите внимательно посох. Возможно, вы увидите какие то узоры на нем, слова на незнакомом… … Большой семейный сонник

    П’осох палка, на которую опираются при ходьбе (2Цар.3:29). Являлся также принадлежностью пастуха (1Цар.17:40) и делался иногда с крюком на конце, чтобы ловить за ногу овцу. В некоторых случаях слово «посох» употребляется как символ крепости (Пс … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Посох. Посох заката. Покрывало ночи. Чаша тьмы. Меч Рассвета , Сергей Раткевич. Нищий? Менестрель? Маг? Чудовище? Курт и сам не знает, кто он такой. Судьба вручает ему посох мага, а неведомое пророчество призывает пройти сквозь все опасности войны. А жизнь не стоит на…

Олицетворяет мужскую силу, власть, достоинство, магическую силу, путешествия, паломничество. Символ Солнца и мировой оси. Посох - атрибут всех Добрых Пастырей. У буддистов означает закон и порядок, жезл Будды, т. е. его учения. Христос как Добрый Пастырь, паломничество. Посох с кольцами означает власть и авторитет епископа; посох, который несут перед занимающим высокий церковный пост, символизирует достинст-во служебного положения; посох в левой руке указывает на сан кардинала, архиепископа, епископа, аббата или аббатиссы. Посох паломника стал символом святых Иоанна Крестителя, Иеремии, Христофора, Урсулы и др. Посох, покрытый побегами, - символ святого Этельреда и Иосифа Аримафейского. У египтян посох и цеп - главные атрибуты Озириса как судьи мертвых; посох с пером для письма символизирует пробуждающуюся душу и является атрибутом Тевт. В греко-римской традиции посох вестника, как и кадуцей, - главный атрибут Гермеса (Меркурия). У индийцев три связанных вместе палки в посохе в традиции вайшнавов символизируют три реальности или три гуны, составляющие феноменальный мир, контроль над мыслью, словом и поступком у святого или мудреца.

"Посох" в книгах

94. «Я ухожу. Готов мой посох…»

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

94. «Я ухожу. Готов мой посох…» Я ухожу. Готов мой посох. Мечта далеким занята. Напрасно на воскресших плесах Синей морская красота. Напрасно вверх по непроходным Тропам взбегает камень гор: Уж взору кажется холодным, Чужим сияющий простор. Скорбеть и сетовать

Железный посох

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Железный посох Вернувшись на скалу Хуагошань, Сунь Укун уничтожил демона Хуньши Мована, который досаждал обезьянам во время его отсутствия. Потом он образовал из своих подданных регулярную армию, как рассказывают, общим числом 47 тысяч обезьян. Так удалось обеспечить мир

Таинственный посох

Из книги Страна джунглей. В поисках мертвого города автора Стюарт Кристофер С.

Таинственный посох У меня до сих порне было никаких подробных данных о путешествии Теодора Морде через джунгли, и иногда я невольно задумывался, не выдумал ли он его. Тогда я начал обзванивать еще живых родственников Морде в надежде пролить свет на загадки его

Посох жреца

Из книги Веда. Постижение Руси. Начало XXI века автора

Посох жреца Здрав будь, Снегирь!История рождения

Зрячий посох

Из книги Амальгама власти, или Откровения анти-Мессинга автора Веста А

Зрячий посох Простившись со свадьбой, Северьян наскоро оделся, выволок из сарая легкую расшиву и вывел из стойла Орешка – конька редкой игреневой масти, темно-бурого, в нарядных белых яблоках по всему крупу. Снял с гвоздя именной хомут, все еще украшенный бумажными розами

IX. СТРАННИЧЕСКИЙ ПОСОХ

Из книги Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение автора Эрн Владимир Францевич

44. Посох Басё

Из книги Мумонкан, или Бездверная дверь автора Мумон

44. Посох Басё Басё сказал ученику: «Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу».Комментарий Мумона. Если через ручей нет моста, то мне поможет посох. Возвращаясь домой в безлунную ночь, я беру посох с собой. Но кто скажет, что это

4.4.1. Планетный посох

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.1. Планетный посох Еще в XIX веке первые европейские исследователи египетских зодиаков обнаружили, что фигуры планет на них, как правило, имеют вид путников с посохом в руке. Причем этот «планетный посох» – не просто обычная палка. Он всегда имеет навершие. Чаще всего –

Пересветов посох

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Пересветов посох Близ города Скопина, в монастыре св. Димитрия, основанном, как думают старцы из часовни, существовавшей во времена Мамая, хранится посох, сделанный из яблоневого дерева. Богомольцы, посещающие Скопинский монастырь, благоговеют пред ним. Он, по преданию,

Меч-посох Zatoichi.

Из книги Статьи о ножах и не только автора KnifeLife

Меч-посох Zatoichi. Производитель: CAS Iberia 1014Автор: Петр Данилов ака HitokiriПубликуется с разрешения автора. Желание иметь возникло еще до конца просмотра фильма.Потом был второй, третий… просмотр, и крепла уверенность в производителя. Так оно и вышло, Пол Чен выпустил

2. ПОСОХ

Из книги Собрание автора Шварц Елена Андреевна

2. ПОСОХ - Чьим был этот посох? - Адама. Кто принес его в Египет? - Иосиф. Кому он достался? - Священнику Иофору. Но ему он был не нужен. - Что же он с ним сделал? - Посадил как древо, чтобы посох зрел и ждал. Священник посох посадил, Как дерево простое, В своем саду. Он

Перстень и посох

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Перстень и посох Гильдебранд и реформаторы считали, что светская инвеститура стала причиной таких недостатков духовенства, как симония и развращенность, и начали борьбу за «свободу Церкви» от светской власти, то есть за признание верховенства папской власти над

21. Посох Фень-яна

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

21. Посох Фень-яна Фень-ян сказал своим монахам, держа свой посох перед собой: «Кто в совершенстве понимает свой посох, может кончить свои странствия ради дзэн». НЕГЭН: Дзэнские монахи обычно путешествовали пешком, иногда взбираясь на непроходимые горы и пересекая

Дорожный посох

Из книги Рассказы автора Никифоров-Волгин Василий Акимович

Дорожный посох ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Каждое новолетие я встречаю с тревогой. Идет что–то грозное на нашу землю. В чем оно выразится - не может вообразить душа моя, она скорбит только смертельно! …Я примечаю, что временами темнеют иконы. Запрестольный образ Христа неведомо

Расцветший посох

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Расцветший посох Окинул Йахве взглядом землю, принявшую мятежников, и заметил покрывшиеся копотью медные совки. Подумав, что они безвинно пострадали из?за чужого греха, Он распорядился собрать их и сплющить для покрытия жертвенника. Когда же Елеазар, сын Аарона, вышел на

Считается, что самые первые посохи появились у пастухов. Посохи не только облегчали подъём в гору и долгий пеший путь, но и помогали контролировать животных в стаде: погонять (поторапливать), ловить (посохи с крюком) и корректировать перемещения на местности (пастух посохом преграждал неверные пути, тем самым оставляя открытым только правильный). Но, кроме поддержки и управления, посохи являлись средством защиты и нападения, ведь пастухи уходили далеко от обжитых территорий, становясь вместе со стадом лёгкой добычей для хищников. Посохом можно было обороняться от напавшего зверя, нанося быстрые и чёткие удары. А можно было и вовсе кинуть в затаившегося врага, нарушив его планы по нападению. Не все пастухи могли похвастаться «боевой» подготовкой, но те, кому была дорога жизнь, посвящали посоху долгие часы тренировки, а в пути и работе не выпускали его из рук.

Именно пастуший посох стал первообразом для древнейшего символа власти царей, а затем и символом власти высшего духовенства.

Рис. 1-1 Пастухи с посохами

Рис. 1-1 Пастухи с посохами

В глубокой древности одной из регалий правителей Шумера был простой пастушеский посох, причём лишённый каких-либо драгоценных украшений.

Первым правителем «с посохом» считается царь Ура, царь Шумера и Аккада, правивший приблизительно в 2112 - 2094 годах до н. э.

Действительно, Ур-Намму с самого начала позиционировал себя поборником и хранителем справедливости, «живым законом» на земле, сделав верную ставку на кодификацию права и унификацию судебной практики. Он в особенности радел о социальной справедливости, следил за тем, «чтобы сироте и вдове сильный человек ничего не причинил», что ещё раз подчеркнул в прологе к своему знаменитому судебнику - «Кодекс Ур-Намму» (древнейший сборник законов из обнаруженных в настоящее время). При нём закрепился образ шумерского царя как «справедливого пастыря», протектора и опекуна своих черноголовых (шум. lugal-sipa - «царь как овечий пастух») с соответствующими инсигниями из того же пастушеского инвентаря: посох пастуха и железное кольцо для усмирения быка (или же свёрнутая кольцом верёвка как узда для барана). Они с того времени начнут выступать как неизменная символика владычества и правосудия.

В Древнем Египте посох считался одним из атрибутов Солнца, и после осеннего равноденствия египтяне справляли праздник под названием «рождение солнечного посоха». Считалось, что по мере того, как с каждым днём идут на убыль солнечные свет и тепло, у светила возникает нужда опереться на посох. Похожее представление о поддержке Солнца было у чилкотинов (индейцы, проживающие в Канаде в провинции Британская Колумбия). Во время солнечного затмения они облачались в белые одежды, брали посохи и, сгорбившись (будто несли тяжёлый груз), ходили кругами до тех пор, пока затмение не кончалось.

Несмотря на то, что посох был связан с Солнцем, в Древнем Египте он являлся частым атрибутом не только бога Ра и фараонов (правящий фараон считался сыном бога Ра, а вернее Амона-Ра, потому что именно этот бог был объявлен первым царём Египта), но и многих других богов.

Рис. 1-2 Боги Египта

Рис. 1-2 Боги Египта
И, как видно на колдографии, посохи могли выглядеть по-разному.

Рис. 1-3 Виды египетских посохов

Рис. 1-3 Виды египетских посохов
Всего существовало три вида посохов, и, кроме посоха в виде цветка лотоса (1), который носили богини (на примере выше это Маат и Хатхор), остальные два являлись воплощением (или комбинацией) шести символов: уас - символ силы, анх - жизни, тет - устойчивости, хекет (скипетр - небольшая палочка с загнутой верхней частью, пример 4 и 5) - управления, нехеху (плеть, пример 4 и 5) - власти, менат (круг под навершием, пример 3 и 4) - мужественности, сексуальной силы. Лучшего всего комбинацию символизма видно на посохе Птаха.

Рис. 1-4 Бог Птах

Рис. 1-4 Бог Птах
Уас носят Ра, Амон и Анубис (посох номер 2). Анх у них также есть, но не на посохе, а в другой руке. Уас-посох очень распространённый, и его можно увидеть у многих богов Египта. Птах имеет посох с объединением не только анха и уаса, но и тета (посох номер 3). Это уникальный посох, и, кроме Птаха, его может носить только лунный бог Кхонс (в соединении хекет и нехеху, пример номер 4). Считается, что все три качества своего посоха Птах даровал египетским царям, когда те проходили церемонию коронации в его храме в Мемфисе. Осирис держит посох уас в одной руке, а хекет и нехеху в другой. Такое сочетание доступно было ещё одному богу - Анджети, а также всем фараонам. Бог Тот (бог Луны, знаний, мудрецов), скорее всего, удерживает в руках не посох, а светильник.

Интересно отметить, что в настоящее время появляется путаница относительно слов «жезл», «скипетр» и «посох», применяемых к предметам Древнего Египта. Всеми этими словами называют как длинную трость, на которую опираются боги, так и короткую палку с загнутой частью, которую удерживают в руках. На самом деле уас выглядит как посох, но он не имеет никакого отношения к посоху пастуха. Это древний фетиш, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Именно поэтому его верхняя часть изображена в виде головы животного (затем стилизованная и упрощённая). Уас клали в могилу к умершими людям, чтобы те могли применить его для пользования божественными благами. Кроме того, уас - это египетский иероглиф, обозначающий власть. Поэтому «посох»-уас могли носить не только боги и фараоны, но и влиятельные чиновники. А вот короткий и загнутый жезл хекет, означающий управление, вероятно, происходит от пастушьего жезла. Кстати, его также могли носить чиновники.

Итак, несмотря на сильную схожесть двух предметов, становится понятно, что короткий хекет, произошедший от пастушьего посоха, связан с управлением, тогда как длинный уас, берущий начало из представления о древнем демоне Шакале, связывается с магией и властью. И эти оба предмета дополняют образ человека (существа, бога), говоря о его силе, могуществе, умении править и связи с магическими миром (возможно, владение магическими талантами).

В греко-римской традиции посох был символом вестника, и наиболее известны жезл Гермеса-Меркурия и посох Асклепия.

Кадуце́й (другое наименование «керикион») - название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Со становлением культа Гермеса Трисмегиста кадуцей стал символом ключа тайного знания, скрещенные змеи при этом символизировали дуализм мироздания.

Рис. 1-5 Кадуце́й (слева) и Посох Асклепия (справа)

Рис. 1-5 Кадуце́й (слева) и Посох Асклепия (справа)
Также посох является атрибутом:
- Аполлона и Пана (как защитников земных стад);
- Протея (как защитника океанских стад);
- Полифема (личный предмет великана-пастуха - длинный посох из дикой маслины);
- Талии (была музой комедии и поэзии, иногда изображалась с пастушьим посохом в правой руке);
- Прометея (полый посох использовался Прометеем для кражи огня (угольков) с Олимпа);
- Орфея (в понятии Доброго Пастыря);
и т.д.

Посохом иногда называют трезубец Посейдона, однако, несмотря на свой внешний вид (длинное древко, усиленное наконечником из трёх зубцов), он произошёл не от пастушьего посоха, а от рыбной остроги (оружие, применяемое для рыбной ловли).

«Посох - один из основных атрибутов участников различных обрядов, в том числе ритуальных обходов (колядников, полазника, кукеров и др.), аналогичен жезлу, дубинке, пруту, ветке, а также некоторым предметам домашней утвари (кочерге, ухвату, помелу, лопате). Нередко магические свойства посоха, продуцирующие и защитные, связываются с его «происхождением»: породой дерева, предшествующими действиями с ним и прочее. Особая мощь приписывается посоху или палке, бывшими в контакте со змеёй.

Посох используется в качестве орудия отгона нечистой силы, болезней, насекомых. У южных славян ряженые колядники размахивают в доме посохами и дубинками, имитируя борьбу с нечистой силой и «прогоняя» её изо всех углов. На Черниговщине хозяин, раздевшись догола, с посохом в руках обходил поле и втыкал его там, чтобы птицы не клевали просо.

Во время ритуальных обходов села посох может играть роль фаллического символа: болгарские «кукеры», севернорусские «веретельники» с посохами и палками в руках преследуют женщин, имитируя известные движения. Продуцирующая роль посоха прослеживается в действиях колядников, которые дотрагиваются палками или прутьями до людей, скота, построек, наделяя их плодовитостью; в действиях полазника - первого посетителя на Рождество, который палкой ворошит угли в очаге или высекает искры из горящего на очаге бадняка, произнося благопожелания.

В магии использовались палки, «получившие» дополнительную силу после каких-либо действий или событий. (...) У сербов особая мощь приписывалась посоху, с помощью которого убили змею перед днём св. Георгия: в такой посох вставляли змеиную кожу и гнали ею скот на продажу. Палкой, с помощью которой у змеи отобрали лягушку, птицу и пр., отгоняли градоносную тучу, примиряли ссорящихся, «били» роженицу при родах, корову при отеле, например, со словами: «Разделись с телёнком, как змея с лягушкой».

С помощью посоха ведьмы и колдуны наводят порчу, отбирают молоко у коров, превращают людей в животных и т.д. Верхом на палках (прутьях, кочергах, ухватах и т.п.) ведьмы слетаются на шабаш. По поверьям южных славян, палки и посохи демонов обычно чёрного или красного цвета».

Как видим, у славян использование посохов многозначно и разнообразно: ритуальная магия, бытовая, связь с плодородием и т.д.

У кетских шаманов посох олицетворял мировое дерево (так же, как и у славян), а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох - это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.

Шаманские посохи подразделяются на три группы: по виду навершия, по роду крепления и по размерам. По виду навершия и вставок: с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного. По роду крепления: посохи с простым креплением путём привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам: длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и длиной до полуметра (жезлы).

Итак, у шаманов посох являлся личным инструментом, с помощью которого творилась разнообразная магия. Да и видов посохов было достаточно много.

Один из основных символов раннего христианства - пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них, и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Иисуса Христа часто изображали в виде пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.

Рис. 1-6 Иисус Христос с посохом

Рис. 1-6 Иисус Христос с посохом
Различают архиерейские посохи и жезлы. Архиерейский жезл является символом церковной власти и одновременно символом страннического образа жизни. Правом ношения жезла за богослужением обладают все архиереи, а также некоторые архимандриты, удостоенные этого права, и настоятели (наместники) монастырей.

В современной практике архиереи носят посох вне богослужения, а жезл во время богослужения. Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями.

Рис. 1-7 Жезл обычно бывает выше посоха - до плеча архиерея - и увенчивается крестом на навершии в форме дуги либо в форме двуглавой змеи с головами, обращёнными к находящемуся между ними кресту. Двуглавая змея - символ мудрости и учительной власти архиерея.

Рис. 1-7 Жезл обычно бывает выше посоха - до плеча архиерея - и увенчивается крестом на навершии в форме дуги либо в форме двуглавой змеи с головами, обращёнными к находящемуся между ними кресту. Двуглавая змея - символ мудрости и учительной власти архиерея.
Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Рис. 1-8 Посох представляет собой деревянную палку высотой до груди с закруглённым набалдашником.

Рис. 1-8 Посох представляет собой деревянную палку высотой до груди с закруглённым набалдашником.
В католицизме в повсеместную практику вошли епископские жезлы с навершием в виде спирали, окружающей определённое изображение на евангельскую тематику.

Рис. 1-9 Католический жезл

Рис. 1-9 Католический жезл
Тут мы видим разделение посохов как по внешнему виду, так и по функциональному. Подробней об этом в следующей части работы.

Выбор редакции
Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью...

Законы Менделя Схема первого и второго закона Менделя. 1) Растение с белыми цветками (две копии рецессивного аллеля w) скрещивается с...

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь) Разделительный мягкий знак (ь) Роль и значение мягкого знака в...

Важной частью языкознания является орфоэпия - наука, изучающая произношение. Именно она отвечает на вопрос о том, ставить ударение в...
Разделы: Русский язык Тип урока: урок обобщения и систематизации. Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью,...
Корень - основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого...
Только на первый взгляд кажется элементарной темой. На самом деле здесь есть множество своих нюансов, без знания которых писать грамотно...
В конце апреля астрономы в северном полушарии получат возможность наблюдать метеоритный дождь Лириды, который является пыльным следом ,...
Как вы думаете, если бы Луна была ближе к нашей планете, чем сейчас, как бы она выглядела? Но давайте обо всем по порядку. Ученые – люди...