Главы государств зарубежных стран. Глава государства в зарубежных странах место главы государства Ответственность главы государства в зарубежных странах кратко


Глава государства – официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и международных отношениях. Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство внутри и вовне страны, символ государственности народа.

Классификация глав гос-ва:

Выбираемый президент;

Наследственный монарх;

Выбираемый монарх (Малайзия, ОАЭ).

Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечён к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращён гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и XVIII вв. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого в результате переворота 1979 г. императора Бокассу. В мусульманских странах «благородная», правящая семья (часть династии) при участии высших священнослужителей и мусульманских учёных (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, ZB., в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии), при этом смещённых монархов обычно пожизненно заточают в темницу.

В отличие от монарха президент несёт ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создаётся специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклонённым.

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело до процедуры в парламенте дошло лишь дважды (не считая В. Дж. Клинтона), оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушёл в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, кроме импичмента. В Словакии президент может быть смещён с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3 / 5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х гг. некоторые президенты были смещены со своих постов путём голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причём отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооружённой борьбой (Грузия).

Президент может быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Франция). Президент избирается на определенный срок. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Для избрания на должность президента обычно требуется гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (часто – 35 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст, а также определенный срок проживания в данной стране. В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан.

Полномочия, обязанности и ответственность президента . Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента).

Президент обладает следующими полномочиями:

1) назначает дипломатических представителей и представителей в субъекты федерации, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих;

2) назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом, промульгирует законы; как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет;

3) назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте, в некоторых странах – премьер-министра или министров с согласия парламента, многих должностных лиц и государственных служащих определенных рангов.

4) издает нормативные акты (указы, декреты), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу и с принятием закона утрачивают силу. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.

5) вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение

в соответствии с принятым об этом законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.

6) является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства.


7) вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т. д.;

8) является гарантом конституции, прав и свобод граждан.

Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии.

Президент несет ответственность за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом либо им назначается (бывает и несколько вице-президентов). Он не имеет значительных полномочий, он замещает президента в случае его отсутствия, тяжелой болезни, смерти, отставки президента. В течение короткого срока проводятся президентские выборы.

В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена – там президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще – сената) или глава правительства.

B отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений.

Анализ предписаний конституций европейских республик, касающихся оснований для привлечения к ответственности президента, приводит к выводу, что эти конституции можно разделить на две группы.

Первая группа - это конституции, которые предусматривают досрочное отстранение президента от занимаемой должности, если он не выполняет своих конституционных обязанностей. Иными словами, основаниями для досрочного отстранения президента oт занимаемой должности, в соответствии с этими конституциями, являются факты, свидетельствующие о том, что президент не действует в соответствии со своей конституционной функцией, не справляется с теми задачами, которые, согласно конституции, он должен решать, не реализует права, входящие в его компетенцию или ненадлежащим образом пользуется ими, а также не выполняет обязанностей, входящих в его правоспособность.

Конституции, относящиеся ко второй гpуппе, предусматривают совершенно иные основания для досрочного отстранения президента от занимаемой должности, не имеющие ничего общего с президентской деятельностью. В качестве основания для привлечения президента к ответственности эти конституции предусматривают совершение преступного деяния - измену родине или другое тяжкое преступление. Подобное преступление может совершить не только президент, но и любой гpажданин, и наказание за его совершение будет одинаковым как для президента, так и для гражданина. Различие состоит лишь в процедуре привлечения президента и гражданина к уголовной ответственности. Следовательно, согласно этой гpуппе конституций, непосредственно за свою деятельность президент не несет никакой ответственности.

В некоторых конституциях имеются специальные предписания, в категорической форме запрещающие привлекать президента к ответственности за невыполнение своих конституционных обязанностей. Например, в Конституции Республики Исландии сказано: «Президент не несет ответственности за свои официальные действия» (ч. 1 ст. 11). Конституция Финляндии постановляет: «Дело против Президента за исполнение им своих служебных полномочий не может возбуждаться» (§ 113). В соответствии со ст. 68 Конституции Французской Республики «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены». Согласно Конституции Чешской Республики «Президент Республики не несет ответственность за осуществление своей функции» (п. 3 ст. 54).

Освобождение президента от ответственности за невьполнение своих конституционных обязанностей, с юридической точки зрения, означает, что все то, что сказано в конституции о функции президента, его задачах, компетенции и правоспособности, все то, о чем говорится в присяге президента, - громкие, но, к сожалению, пустые слова.

Таким образом, вывод очевиден: если конституция не закрепляет в качестве основания для досрочного отстранения президента от занимаемой должности невыполнение президентом своих конституционных обязанностей, то она, несомненно, ослабляет контроль за деятельность президента.

Досрочное прекращение полномочий президента республики в европейских государствах.

Oтставка президента от должности может быть добровольной. В этом случае она как акт доброй воли высшего должностного лица государства не нуждается в принятии со стороны какого-то органа. Если и возникает вопрос, то он касается того, к кому должно быть обращено прошение об отставке. Oтвет, по-видимому, следует искать в способе легитимизации президентского мандата. Там, где он получен от избирателей, - обращение должно бъпь адресовано народу, если это парламент - то к парламентy, то есть способ избрания определяет и адресата.

Рассмотрим подробнее основания досрочного недобровольного прекращения полномочий. Среди них фигурируют:

  • ? нарушение Конституции (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Исландия, Литва, Македония, Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия);
  • ? государственная измена, измена Родине (Армения, Болгария, Греция, Грузия, Италия, Казахстан, Кипр, Россия, Румыния, Словакия, Турция Украина, Финляндия, Франция, Чехия);
  • ? тяжкое преступление (Азербайджан, Армения, Беларусь, Россия, Румыния, Словения, Финляндия);
  • ? преступление (Австрия, Грузия, Украина);
  • ? нарушение закона (Венгрия), установленное правонарушение (Ирландия);
  • ? преступление против человечества (Финляндия);
  • ? иные основания: вступление в силу обвинительного приговора (Эстония), низкий или морально позорящий проступок (Кипр), неспобность исполнения функций, недостойное поведение (Мальта).

Таким образом, эти основания могуг быть сведены к трем группам:

  • 1) нарушение конституции;
  • 2) уголовно или административно преследуемые правонарушения
  • 3) аморальные, безнравственные проступки.

Конституции некоторых стран (речь идет в основном о государствах, возникших на постсоветском пространстве) предусматривают досрочное прекращение полномочий президента вследствие неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские функции. Что касается процедур, то конституции едва ли дают исчерпывающие ответы на возникающие в связи с этим вопросы. В первую очередь встает вопрос о том, кто же может констатировать эту стойкую неспособность. Едва ли в качестве экспертов в этом деликатном деле должен выступать только парламентарии. И если требуется медицинское заключение, то кто должен его давать и насколько оно связывает парламент? Рассуждения на этот счет звучали в российской юридической печати. Но они имеют сугубо умозрительное значение, поскольку правового решения не получили.

Своеобразный состав комиссии, создаваемой по этому поводу, предлагает Конституция Казахстана, согласно которой в эту комиссию включаются медики и парламентарии. Трудно сказать, насколъко «плодотворным» будет такой состав, поскольку, в отличие от врачeй депутаты в большинстве своем не обременены специальными медицинскими познаниями. Да и «симбиоз» избранников народа и стражей здоровья в рамках парламентской комиссии не очень вписывается в традиционные формы парламентской деятельности.

Наиболее сложным из числа оснований отрешения представляется трактовка «нарушения Конституции». Действительно, многозначность основного документа государства привносит значительную долю неопределенности в содержание ответственности за нарушение конституции в данном случае президентом. Ответ на этот вопрос, по-видимому, входит в компетенцию органа конституционного контроля.

Добавим к этому, что вступление в должность президента связывается с моментом принятия присяги, в которой верность и соблюдение конституции фигурирует как одна из основных обязанностей главы государства. В этом контексте сознательное нарушение президентом основного закона страны может быть расценено как «клятвопреступление», то есть как проступок, даже если он и не преследуем в уголовном порядке, справедливо относимый к одному из тягчайших морально-этических проступков. А если эта присяга приносится на Библии, что вполне естественно для христианской Европы, то это еще и преступление перед Богом.

С любопытной конституционной инициативой выступил летом 2003 года французский Президент Жак Ширак, лицо, казалось бы, по определению в наименьшей степени заинтересованное в расширении юридических оснований лишения президентского мандата. Французская Конституция предусматривает единственное основание уголовной ответственности президента - государственную измену. Впрочем, позиции Конституционного совета и Кассационного суда относительно пределов президентского иммунитета не совпадали. И это, по-видимому, один из основных мотивов конституционной поправки, с которой выступил Президент.

Согласно решению Конституционного совета от 22 января 1999 года, иммунитет распространяется на любые действия, совершенные Президентом в период исполнения своих функций, кроме акта государственной измены. Что касается действий, совершенных до исполнения президентских функций, или действий, которые связаны с их осуществлением, уголовная ответственность может наступить только согласно процедуре, предусмотренной Конституцией, а именно, в порядке подсудности Высокой палате правосудия (ст. 68 Конституции).

Несколько иная позиция у Кассационного суда, который в пленарном заседании 10 октября 2001 года определил, что компетенция Высокой палаты правосудия ограничена только единственным составом преступления - государственной изменой. Что касается других правонарушений, совершенных до или в период исполнения президентских функций, Президент Республики защищен абсолютным иммунитетом. А срок давности просто приостанавливается на период исполнения президентского мандата.

Конституционная поправка не покушается на неприкосновенность Президента, которая, однако, не носит абсолютного характера. Действительно, Президент не может подлежать уголовному или административному преследованию в период исполнения своих функций. Однако в месячный срок по истечении мандата против него может быть возобновлено или возбуждено судебное преследование за проступки, совершенные до или в период осуществления им президентских полномочий.

Расширяются и основания отрешения от должности. Допускается возможность отрешения за преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда, и за пренебрежение своими обязанностями, явно несовместимое с президентским мандатом. Отрешение проводится Парламентом, который преобразуется в Высокий суд. Предложение о собрании Высокого суда может исходить от одной из палат Парламента и вносится в другую палату, которая должна высказаться по этому поводу в 15-дневный срок. Решение о созыве Суда приостанавливает исполнение президентских обязанностей, которые до принятия решения временно возлагаются на председателя Сената. Высокий суд под председательством председателя Национального собрания тайным голосованием обязан принять решение об отрешении в двухмесячный срок. Его решение вступает в силу немедленно.

Таким образом, предлагаемый проект значительно расширяет основания (составы преступлений) отрешения президента, которые практически определяются юрисдикцией Международного уголовного суда. Более того, президент может быть смещен с должности и за действие (точнее, бездействие - «пренебрежение обязанностями»), не являющееся правонарушением.

Процедура отрешения от должности.

Избрание президента прямым всенародным голосованием, а оно предусмотрено более чем в двадцати европейских государствах, логично предполагает, что и вопрос о досрочном прекращении его полномочий должен решать народ, а точнее, избирательный корпус страны, кому глава государства обязан своей властью. Тем не менее, это, как правило, прерогатива высшего представительного органа страны. Лишь в трех европейских государствах - Австрии, Румынии, Исландии - последнее слово принадлежит тому, кому президент обязан свом мандатом, то есть народу, который путем референдума решает этот вопрос. В этом случае парламент инициирует процедуру и принимает решение об отрешении от должности президента и затем направляет его на утверждение народа. Если избиратели выскажутся против решения парламента, вполне логично и справедливо конституционное требование роспуска высшего представительного органа, решение которого вошло в противоречие с волей народа, то есть с принципом народного суверенитета, положенного в основу современного конституционализма. Более того, согласно Конcтитyции Австрии отрицательный ответ избирателей расценивается как переизбрание Президента на новый срок.

В отношении главы государства - президента чаще всего упоминают процедуру импичмента. Импичмент - это отстранение главы государства - президента от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, то есть за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства. Слово «импичмент» - английский термин, появившпйся еще в конце XIV века и применявшийся для осуждения высших должностных лиц британской монархии. Термин был заимствован американцами, и они включили эту процедуру в Конституцию. Президент США, к примеру, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, взяточничества либо другого тяжкого преступления. Процедуру импичмента там совершает парламент - Конгресс США. Нижняя палата - Палата представителей - возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о виновности, выступая в качестве суда присяжных. Конгрессмены решают голосованием, виновен президент или не виновен. Если виновность президента подтверждается нижней палатой, то дело по существу рассматривается Сенатом под председательством главы Верховного суда.

Для того чтобы «утвердить статьи импичмента» необходимо абсолютное большинство голосов Палаты представителей, а решение об осуждении принимается 2/3 голосов членов Сената: только в этом случае президент отстраняется от власти. Если сенаторы не набирают нужного количества голосов, президент остается в должности.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Так, например, во Франции дело о правонарушении, совершенном главой государства, рассматривается в обеих палатах парламента, которые должны подтвердить обвинение двумя третями голосов. Далее обвинение рассматривается Верховным судом.

Аналогичные процедуры установлены конституциями других стран. Процедура импичмента, например, недавно была реализована в Бразилии. В результате за допущенные правонарушения в 1995 году был отстранен от власти президент Фернандо Коллор де Мелло.

На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румыннии, Азербайджане по конституции 1995 года такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан) в начале 90-х годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия).

В парламентарных республиках за редчайшими исключениями (например, в Словакии) за акты по управлению государством президент ответственности не несет. За это отвечают министры, правительство, по совету которого президент принимает соответствующие акты. В президентских и полупрезидентских республиках президент также не несет ответственности перед парламентом (кроме рассматриваемого выше импичмента).

Вице-президент не имеет значительных полномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия, становится «временным президентом» при тяжелой болезни, смерти, отставке президента, но в течение сравнительно короткого срока должны быть проведены президентские выборы.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, что и президент. В отдельных развивающихся странах вице-президент назначается президентом (Египет), причем бывает иногда несколько вице-президентов: первый, второй и так далее. В Сомали одно время было три вице-президента. В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена. В тех странах, где должности вице-президента нет, президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще - сената) или глава правительства. В случае отсутствия президента его замещает председатель сената (Франция), премьер-министр (Украина), председатель однопалатного парламента (Венгрия). Конституция Болгарии устанавливает, что вице-президент не должен выступать против политики президента, при разногласиях он должен уйти в отставку.

Если попытаться систематизировать соответствующие процедуры,то они могут быть сведены к двум группам. Первая: решение в конечном итоге принимает парламент, и вторая: окончательное решение принимается органом конституционного контроля - конституционным судом (Венгрия, Германия, Словакия). Так или иначе, конституционный суд, как правило, задействован в этом процессе. Инициатором процедуры отрешения чаще всего выступает парламент. Роль конституционного суда сводится либо к роли эксперта, призванного оценить соблюдение конституции в этом процессе, либо к конечной инстанции, утверждающей решение парламента.

Существуют и более оригинальные процедуры. В Греции председатель Ареопага совместно с двенадцатью судьями, назначаемыми Парламентом из членов Ареопага, принимает окончательное решение (ст. 86).

Довольно оригинальное положение содержится в Конституции Казахстана (ст. 47). В случае отклонения обеими палатами парламента инициативы одной трети депутатов Парламента об отрешении Президента, последние обязаны досрочно прекратить свои полномочия. Как говорится - инициатива наказуема.

Любопытна процедура отрешения Президента в Латвии. Вопрос о привлечении его к уголовной ответственности решается Сеймом (двумя третями голосов). В этой ситуации Президент может вынести на всенародное голосование вопрос о роспуске Сейма (ст. 48). Если избиратели выскажутся против роспуска, Президент смещается со своего поста.

В Австрии отрешение от должности может сопровождаться временным лишением избирательных прав (ст. 142).

Там, где основанием отрешения является преступление, некоторые конституции предусматривают заключение высшей суденой инстанции общей юрисдикции о наличии состава преступления в деяниях президента. Очевидно, государственная измена как основание отрешения президента предполагает дальнейшее преследование бывшего президента уже в качестве частного лица. И столь же очевидно, что последним судьей в его деле будет тот же верховный суд, в беспристрастности и объективности которого изначально можно усомниться, так как он связан своим положительным заключением на стадии отрешения президента. Вопрос, ответ на который не дают ни конституции, ни конституционная практика. Мы не затрагиваем здесь ситуации, когда заключение суда будет негативным. Блокирует ли оно процедуру импичмента? Если да, то можно ли говорить о суверенности парламента в этой процедуре? Если нет, то каков смысл обращения за заключением в Верховный суд? Разве что в получении информации и не более.

Объективно процедура отрешения носит элементы судебного процесса. В этой связи возникает вопрос: на основании каких правил должен действовать парламент - регламента либо судебных процедур. Вполне удовлетворительное решение дает Конституция и конституционная практика США. Там Палата представителей предьявляет обвинение и поддерживает его в Сенате, то есть выступает в качестве прокурора, а Сенат - в роли судебного присутствия под председательством председателя Верховного суда США с соблюдением всех атрибутов судебного разбирательства - вызов и допрос свидетелей, оценка доказательства. Что касается Европы, то наиболее логичным представляется создание особых судебных инстанций по примеру Высокой палаты правосудия во Франции, которая по определению является судебным органом со всеми свойственными ему атрибутами. Подобное решение снимает ряд вопросов, и прежде всего о роли и положении парламента в процессе отрешения.

До последнего времени конституционная история европейских республик не знала принудительного отрешения президента от должности. В 2004 году впервые в истории республиканских государств Европы Республика Литва преподала своим западноевропейским учителям урок - как можно избавиться от главы государства, вина которого, по-сути в юридически не доказанных фактах. Иначе и нельзя расценить выдвинутое против него обвинение в предоставлении литовского гражданства российскому бизнесмену, якобы замешанному в финансировании его президентской компании. Однако процедура соблюдена: Сейм - Конституционйый суд - «квалифицированное большинство» парламента, и в итоге отрешение от должности лица, которому литовский народ доверил руководство государством. Что, впрочем, не помешало отрешенному Президенту выставить свою кандидатуру на досрочных президентских выборах с опpeдeлeнными шансами на победу. Любопытно, как должен был вести себя Сейм в случае победы только что смещенного им претендента? Ведь по существу подобный исход выборов означал бы выражение литовским народом недоверия Сейму. Наверное, двусмысленность ситуации понимали депутаты Парламента, уже в ходе предвыборной кампании, проголосовавшие за изменения в законе о выборах Президента, согласно которым Президент, принудительно отрешенный отдолжности, лишается права выставлять свою кандидатуру на досрочных выборах главы государства.

Безусловно, нельзя обойти молчанием процедуру отрешения от должности российского Президента. Попытка отрешения бывшего Президента Бориса Ельцина со всей очевидностью показала, что у парламента практически нет шансов на успех, если считать успехом досрочное прекращение полномочий главы государства за уголовно наказуемые деяния. Российский парламент юридически и практически беспомощен в проведении полноценного расследования инкриминируемых Президенту деяний. Действительно, неправомочность российского парламента создавать комиссии по расследованию делает специальную комиссию по формулированию выдвигаемого Думой обвинения внутренним органом палаты, компетенция которой не распространяется за ее пределы. Возможность истребовать необходимые документы, провести расследование на месте, заслушать причастных к делу лиц ограничивается доброй волей органов и лиц, к которым обращено внимание комиссии. О каком следствии может быть речь, если большинство из тех, кто был вызван в комиссию для дачи показаний, просто проигнорировали это обращение.

Преемственность президентской власти. Функции президента в случае досрочного прекращения его полномочий возлагаютсся на главу правительства. Третьим лицом в государстве европейские конституции, как правило, называют председателя верхней палаты парламента. Что касается последующей иерархии, то о ней можно судить исходя из последовательности изложения конститyционного материала относительно высших органов власти страны..

В заключение можно констатировать два обстоятельства. Первое. Допустимость рядом европейских государств отрешения президента от должности не только за юридически наказуемые деяния, но и за аморальное, недостойное поведение. Второе. Процедура отрешения носит достаточно сложный характер, и это вполне оправданно - ведь речь идет о первом лице в государстве, когда факт лишения высшей государственной должности вольно или невольно является свидетельством ошибочного выбора нации либо ошибки тех, кому президент «обязан» смещением.

2.3 Ответственность главы государства

Юридическая ответственность главы государства является, пожалуй, самым убедительным показателем правового государства. До тех пор, пока глава государства свободен от ответственности за свои действия, идея правового демократического государства не может состояться. Не случайно, в странах авторитарных, юридическая ответственность первых лиц государства отсутствует.

Ответственность главы государства характеризует его конституционное положение, является элементом конституционно-правового статуса наряду с правами и обязанностями главы государств.

Как свидетельствует практика, основания ответственности главы государства имеют существенное значение в правовой квалификации этой ответственности, в виду чего они требуют тщательного законодательного формулирования. И.А. Алексеев справедливо указывает, что «одним из структурных элементов содержания ответственности являются ее основания»

Можно выделить следующие основания импичмента главы государства в зарубежных странах:

1) нарушение конституции - Австрия, Молдова, Хорватия;

2) нарушение конституции или законов - Венгрия, Македония; Туркменистан;

3) государственная измена - Казахстан, Турция, Франция, Чехия;

4) совершение тяжкого преступления - Азербайджан, Румыния;

5) государственная измена (измена Родине), совершение других (тяжких) преступлений - Армения, Грузия, Белоруссия, Республика Кипр;

6) совершение правонарушений -- Ирландия;

7) нарушение присяги -- Литовская Республика;

8) недостойное поведение -- Мальта, Руанда.

Практика отрешения главы государства от должности свидетельствует, что отрешению всегда предшествует предъявление главе государства обвинения, то есть привлечение его к ответственности, формулирование статей импичмента. Причем отрешение от должности и предъявление обвинения, как правило, осуществляется разными субъектами, что гарантирует объективность процесса. В двухпалатном парламенте функции обвинения и наказания всегда разделены по палатам. Шашкова.А.В.Конституционнное право зарубежных стран: учебное пособие/А.В.Шашкова.-М.:Норма, 2008.- 288 с.

В зависимости от степени парламентского участия в импичменте можно выделить следующие разновидности механизма ответственности главы государства:

А) Полная парламентская ответственность главы государства

Ее специфика заключается в том, что обвинение главы государства и его отрешение от должности осуществляются в парламентских стенах, в рамках специальной парламентской процедуры. Подобная ответственность в мире является преобладающей.

Б)Неполная парламентская ответственность главы государства (полупарламентская ответственностъ)

Особенность этой модели в том, что обвинение выдвигается парламентом (палатами парламента), а решение об отрешении главы государства от должности осуществляется вне парламента, иными субъектами конституционного права. Смоленский. М.Б.,Иванников. И.А.Конституционное право зарубежных стран: учебное посо-бие/М.Б.Смоленский., И.А.Иванников.-М.:Дашков и Ко,2008.-336 с.

Существуют три основных модели проведения импичмента главы государства:

Согласно первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.

Вторая модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.

Третья модель схожа как с первой, так и со второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.

Примером первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей).Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело. Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Четвёрин Д.А. Процедура привлечения к ответственности главы государства в зарубежных странах/Д.А.Четвёрин//-М.:Норма, 2005.-370 Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.

Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции.

Пример третьей модели проведения импичмента можно рассмотреть на основе Конституции ФРГ. Конституция Германии дает право, как Бундестагу, так и Бундесрату, возбудить перед Конституционным Судом обвинение против Президента в умышленном нарушении им Конституции либо иного федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.. URL: http://worldconstitutions.ru

Анализ правового статуса, полномочий и форм взаимодействия правительства и главы государства в парламентской республике

Глава государства - президент занимает в системе государственных органов парламентской республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями...

Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России

Главой государства обычно является лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляющее верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене...

Институт президента РФ: источники, статус, полномочия

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского «presides» - «сидящий впереди»...

Институт президентства в России: история создания и современное состояние

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица...

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов...

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

Глава государства - это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет присущую только ей специфику и характерные черты, а также полномочия...

Конституционный статус Президента Российской Федерации

С момента вступления в должность и на весь срок ее исполнения Президент России обладает неприкосновенностью, что закреплено в статье 91 Конституции. В данном случае под неприкосновенностью, помимо физического аспекта...

Конституционный статус Президента РФ

Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти. Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием: · Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием...

Полномочия главы государства в системе государственного управления

В отличие от «классических» ветвей власти - парламента, правительства, суда (законодательной, исполнительной и судебной власти) - фактическое и юридическое положение главы государства однозначным образом определить невозможно...

Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью...

Полномочия главы государства и порядок их осуществления

В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности. Практика функционирования конституционного механизма...

Положения Президента РФ в системе органов государственной власти

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица...

Понятие главы государства

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского (prasides) - “ сидящий впереди ”...

Правовой статус главы местного образования

В настоящее время, как и многие другие институты муниципального права, институт ответственности главы муниципального образования находится в процессе своего становления. Следует признать...

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, со­вершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахста­не и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть постав лен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключе­ния. Решения принимаются квалифицированным большинством голо­сов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обви­нение против президента считается отклоненным.

В США импичмент против президента пытались применить неодно­кратно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишь дважды, оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое реше­ние принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное реше­ние. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президен­та особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вы­нужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президен­та от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия). Президент получает должностной оклад, в пересчете на доллары США составляющий: в Чехии - 17,5 тыс. в год, в Польше - 28 тыс., в США-200 тыс.

Выбор редакции
5 рецептов мини-шашлычков, которые можно приготовить в домашних условиях.Шашлычки с индейкой и шампиньонами На 4 порции: Индейка - 500...

Осень — это отличная пора для того чтобы готовить всевозможные блюда на зиму, как говорится «один день год кормит». Долгой зимой очень...

Ингредиенты: Говядина б/к - 0,5 кг. Помидоры - 0,5 кг. Лук - 1-2 шт. Петрушка - 50 грамм. Укроп - 50 грамм. Чеснок - 5-7 зубч....

Как известно, в морепродуктах содержится много белка, полезных жирных кислот, кальция, фосфора и витаминов, необходимых для нормальной...
Простой рецепт салата с блинами из крахмала пошагово с фото. Если вам по вкусу простые в приготовлении блюда с минимумом ингредиентов,...
Дорогие поварята и гости! Предлагаю вам рецепт вареников с картошкой и мариноваными опятами. Надеюсь, что вам понравится это сочетание...
– его часто готовят и в будни, и в праздники. При этом абсолютно незаслуженно обходят стороной другие варианты для паштетной основы. А...
Описание Снова собираетесь варить сосиски и жарить картошку на ужин? Погодите! Сейчас мы с Вами в два счёта соорудим из этих продуктов...
Есть такие мясные блюда, которые знают абсолютно все, потому что они завоевали настолько большую популярность, что их едят и в будни, и...