Познание. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Упражнение для педагогов "Подарок"


Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

www.maam.ru

Развитие речи ребенка дошкольного возраста как отражение ФГОС ДО

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

Потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;

Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

Игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

Разгадывание простых загадок;

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, фрукты) ; сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках) .

Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы.

Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.

Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержания сознания человека и его личностные качества.

www.maam.ru

Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму. При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Литература.

1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.

www.maam.ru

Ход педсовета

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) .

Теоретическая часть.

1. Выступление зав. ДОУ "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

2. Выступление ст. воспитателя "Аналитическая справка по тематической проверке "Формирование связной речи у дошкольников"

3. Выступление воспитателя "Моделирование, как средство развития связной речи у дошкольников"

Практическая часть. Деловая игра для педагогов.

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая )
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )
  5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог )
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог )

Вопросы второй команде.

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа )
  4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя )
  6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) . /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична".

В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя.

После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.Глориоза Провна

Предварительный просмотр:

Актуальность развития речи дошкольников.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3.Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4.Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5.Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6.Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7.Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8.Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9.Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10.Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи Условия успешного речевого развития. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. Актуальность проблемы развития речи

Материал с сайта nsportal.ru

Факультет психолого-педагогического образования, 3 курс

Научный руководитель: Ломаева М. В., к.п.н., доцент

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ-ТРИЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Эфектиным средством развития творческий способностей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) при соблюдении ряда условий.

Одним из самых главных условий является предметно-окружающая среда, соответствующая принципам информативности, вариативности, педагогической целесообразности, трансформируемости, интеграции образовательных областей. Групповые комнаты должны быть оснащены разнообразными по тематике материалами и оборудованием для активных действий детей с предметным окружением.

Наряду с традиционным дидактическим материалом, предназначенным для различных областей развития ребенка, обязательно присутствие специальных пособий. Одним из главных является пособие «Универсал», которое представляет собой сюжетную картину с изображенным на ней персонажем – «Засовенком» (любимый сказочный или мультипликационный герой, с огромным добрым сердцем и хорошо развитыми органами чувств: большие руки, уши, нос, выразительные глаза и рот) . На каждом пособии «Универсал» обязательно «растет» «Ромашка вопросов», «живут» добрые волшебники, стоит мешок или сундучок желаний и, самое главное, присутствуют семнадцать признаков объекта. Кроме того, на каждом пособии «Универсал» имеется схема «причинно-следственной связи».

Обязательными для каждой возрастной группы являются пособия «Кольца Лулия», «Волшебный пояс», «Данетка», «Морфологическая таблица». Есть специфические пособия для детей определенного возраста.

Так для детей среднего дошкольного возраста вводятся схемы с вопросами, «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Теремок сказок» и другие. Перечисленные пособия можно использовать для игр детей как в самостоятельной деятельности, так и совместной с педагогом (или другими взрослыми) . Кроме того, в каждой группе могут быть свои наглядные пособия и игры, разработанные и выполненные педагогами.

Технологии ТРИЗ внедряется поэтапно.

1 этап - усвоение «кирпичиков» – признаков объектов материального мира. В современных программах детского сада их выявлено семнадцать. Ребенок усваивает первую модель: «объект - имя признака - значение имени признака». После чувственного восприятия какого-либо значения признака вводится значок, обозначающий имя этого признака.

Даже дети с невысоким уровнем развития речи достаточно легко и в большой мере самостоятельно научаются сравнению объектов по схематическим значкам признаков. Например: ребенок сам выбирает признак частьи сравнивает изображения на картинках самолета и автомобиля.

Примерный речевой оборот: «У самолета и машины есть части, но они разные. У самолета есть крылья и хвост, а у автомобиля кабина и колеса. У самолета есть тоже колеса, но их сейчас на картинке не видно».

2 этап - усвоение типов вопросов.

Мы выделяем 7 типов вопросов, каждый обозначается определенным образом.

1. Субъективный. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

2. Уточняющий. Верно ли, что...? Должен ли...? Правда ли, что...? Правильно ли я понял (а) , что...?

3. Почемучкин. Почему? Отчего?

4. Оценочный. Что правильнее? Что хорошо? Что плохо? Что лучше?

5. Описательный. Что? Где? Как? Кто?

6. Воображаемый. Что было бы, если...? Что случилось бы, если...?

7. Восполняющий. Когда? Какие?

3 этап - установление причинно-следственных связей и их моделирование. Например: «теплое солнышко выглянуло - лужа высохла».Самостоятельное установление причинно-следственных связей позволяет сделать вывод: «от изменения признака температуры меняется признак влажности».

4 этап - введение моделей преобразователей. Для детей это волшебники. Интеллект человека может оперировать 10-12 видами преобразований.

Дети оперируют шестью волшебниками-преобразователями: увеличения - уменьшения, дробления - объединения, наоборот и др.

5 этап - формирование понимания значения анализаторов («помощников «Умной головы») для познания окружающего мира и накопления чувственного опыта.

6 этап - связан с овладением детьми алгоритмами мышления (системный оператор, наблюдение, алгоритм решения проблемы, функциональность, противоречивость и т.д.) .

Критериями отбора методов являются:

  • способность метода формировать творческие способности дошкольников;
  • соответствие функции метода познавательным задачам обучения детей;
  • доступность восприятия и освоения ребенком основных мыслительных шагов метода;
  • возможность вариативного усложнения в рамках метода в течение всего дошкольного периода;
  • интерес детей к работе с методом.

Приведем в пример один из методов морфологические таблицы

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания с помощью сочетания новых частей. Создать условия для усвоения обобщенной модели комбинаторики.

Наглядность:Сделать морфологическую таблицу (МТ) с некоторым количеством вертикальных и горизонтальных ячеек. Рекомендуемый размер ячеек по высоте 5-6 см., по длине 4-5 см.

Набор предметных картинок с изображением объектов, явлений. Разнообразные схемы имен признаков, вопросов, преобразователей и т.д.

Технологическая карта освоения детьми морфологического анализа.

Предложить детям МТ с одним вертикальным и четырьмя горизонтальными показателями. На вертикальной стороне какой-либо объект (тарелка) , на горизонтали – образцы плоскостной формы (треугольник, квадрат, овал) , объект преобразуется по форме, и появляются три новых вида тарелок.

Рекомендуется увеличивать количество вертикальных и горизонтальных показателей по запланированным темам. Например, тема «Домашние животные» морфологический анализ проводится с целью выявления общих частей объектов и созданию фантастических путем добавления новых частей.

Использование МТ в разных видах интеллектуально-творческой деятельности согласно программе обучения детей. Например, ознакомление с окружающим, подготовка к обучению грамоте, в проектной деятельности, изобразительной и музыкальной деятельности и т. д. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети располагают информацию по вертикали и горизонтали МТ. Дают описание получившейся комбинации.

Рассмотрим на примере игры «Чудесная коробочка».

Цель игры: Обучать детей узнавать объект, используя признаки (цвет, форма, место, действие) . Развивать зрительное восприятие, умение работать со схемой признака, наглядно-образное мышление, творческое мышление, речь, творческое воображение. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать сверстника.

Оборудование: демонстрационное пособие «Ромашка», карточки- признаки (насекомые: божья коровка, бабочки, шмели, муравьи) , чудесная коробочка с карточками-объектами (солнце, ручеек, листья) , коробочки с признаками, морфологическая таблица.

Ход игры: дети сидят полукругом, воспитатель объявляет игру и предлагает детям угадать спрятанный в коробочке объект, с помощью определенных признаков.

В центре ромашки стоит коробочка, в которой спрятаны карточки с изображенными объектами, на лепестках ромашки сидят насекомые. Ребенок выбирает себе карточку с насекомым, на обратной стороне карточки признак. Игрок задает вопрос, например: «Какой по цвету объект?»

Ответ воспитателя: «Желтый, как лимон».

Игрок подходит к коробочке с признаком «цвет», выбирает нужный (желтый) цвет и вставляет в карманчик таблицы под знаком «цвет».

Игрок: «Какой по форме объект?»

Воспитатель: «Круглый как мяч»

Ребенок находит в коробочке с признаком «форма» - круг и вставляет его в карманчик таблицы под знаком «форма».

Аналогично игра продолжается по другим признакам (место, действие) .

Вопросы: «Где можно найти этот объект?», «Что делает этот объект?»

Ответы: «На небе, как и облака», «Греет, как огонь».

В результате выстраивается ряд признаков, по которым можно составить загадку и угадать спрятанный в коробочке объект.

Один из детей обговаривает все признаки объекта, а остальные дети угадывают.

Игрок: «Этот объект желтого цвета, как лимон, круглый, как мяч, грет, как огонь, его можно найти на небе, как и облака».

Игра повторяется с другим объектом, но по тем же признакам. Насекомые на ромашке меняются.

С 5 – 5,5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо осуществлять элементарный морфологический анализ с помощью МТ.

Таким образом, использование ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей дошкольников будет малоэффективно, если упустить одно из перечисленных выше условий. Только наличие определенной окружающей среды, творческий подход педагогов, систематическое и поэтапное использование технологии ТРИЗ – приведут к высоким результатам.

Используемая литература:

  1. С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников» Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. УИПК ПРО, г. Ульяновск. - 2002г.
  2. ТРИЗ в системе дошкольного образования / Научн. ред. Е. И. Ка -

« Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста»

Цель - повысить уровень педагогической компетенции по использованию современных технологий.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

В. А. Сухомлинский

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Условия успешного речевого развития.

3. Практическая часть

4. Подведение итогов семинара.

Актуальность темы:

Последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:

Систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;

Сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.

Наша цель: выявить влияние нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка.

Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи:

Проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах специалистов,

Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;

Развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов;

Проанализировать результативность работы.

Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.

При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Во всех группах имеется уголок книги, в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т. А. разработана картотека пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.

Презентация Смирновой Т. А. « Пальчиковые игры», просмотр видио занятия «Золотая осень»

Практика показала, что наиболее эффективный метод- это использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Презентация занятия « экскурсия в картинную галлирею»- педагог Пристенская Е. П.

Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Презентация занятия « В гостях у сказки» педагог- Рыбакова И. Ю.

Технология ТРИЗ

Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

Формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

Воспитывать творческую личность.

Дошкольное детство -это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность) . Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.

2. Учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.)

3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Элементы ТРИЗ можно примкнять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников

Домашнее задание:

1. Проанализировать задачи развития речи по программе «От рождения до школы» в разных возрастных группах, сравнить их, выяснить преемственность и усложнение.

2. Проанализировать созданные в группе условия для развития речи, составить картотеку игр и пособий, используемых для развития речи детей группы.

3. Практическая часть

Сформулируйте задачи по развитию речи дошкольников.

2 задание:

Организация и использование среды как фактор развития речи детей.

3 задание:

Подробней на сайте nsportal.ru

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9» города Сорочинска Оренбургской области




«Актуальность проблемы и условия успешного речевого развития детей дошкольного возраста»
Зам зав по МР МБДОУ «Детский сад № 9»

Иванова Л.А
Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная , коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

Недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

Бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе . Именно связность речи может помочь в решении этих задач.

Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (педагог-психолог Сохин Ф.А.).

С целью повышения эффективности работы по развитию речи детей необходима следующая система:

1.Определение цели и задач деятельности, основополагающих принципов.

2. Создание необходимых предметно-развивающих условий.

3. Создание системы работы с детьми и родителями.

4.Оценка эффективности выбранных форм, методов и приемов .

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т.е. предметами, окружающими его. В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру , должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.

Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

В практике своей работы педагоги ДОУ используют различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но все перечисленное недостаточно, чтобы решить проблему речевого развития . В сложившейся ситуации, педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, воспитатели нашего дошкольного учреждения используют в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

«Актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную.

В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Ребенок, поступающий в школу, должен владеть навыками словоизменениями и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и. т.д. Поэтому начинать работу нужно с дошкольного возраста, т. к. именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 – 6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

В зависимости от возраста ребенка учитываются особенности речевого развития дошкольника.

В старшей группе дошкольник способен пересказать литературное произведение, составить сюжетный рассказ (по картинкам, об игрушке, из личного опыта), описать планирование предполагаемого проекта, привести определённые доказательства.

Старший дошкольник – хороший «слушатель». Он внимательно выслушивает и анализирует рассказ педагога или сверстника, задает вопросы по содержанию и, если считает необходимым, делает корректные замечания сверстникам.

Воспитаннику старшей группы понятны общепринятые нормы речевого общения. С целью установления контактов он активно использует приветствие, просьбу, обращение по имени (или по имени и отчеству), выражает благодарность и т.п.

Значительно расширяется словарь бытовых терминов (обозначение свойств окружающих предметов и явлений, их функции и назначения). В связи с изучением труда взрослых пополняется словарь названий профессий, орудий труда, трудовых действий. Старший дошкольник с интересом осваивает многочисленные названия оттенков различных цветов.

Возраст 5 – 6 лет – период, когда начинают достаточно ярко проявляться различия в уровне речевого развития детей, связанные с их индивидуальными особенностями, словарным запасом, способностью к речевому творчеству и др.

Развивать монологическую речь (описание, рассуждение, объяснение).

Развивать умение использовать речь как средство познания – поиск ответов на вопросы.

Способствовать овладению компонентами грамотной речи.

Развитие диалогической речи (обогащение познавательной деятельности).

Проблемные ситуации.

Обсуждение и решение проблемных ситуаций, возникающих как по инициативе педагога, так и в соответствии с интересами детей.

Речевые упражнения.

Высказывания при планировании какого-либо проекта (например, «Как построить двухэтажный дом», «Как сделать самолет из листка бумаги») с обязательным проговариванием действий).

Совершенствование монологической речи.

Составление рассказа.

Рассказ по картинке, из опыта, по игрушкам.

Творческие рассказы (придумывание конца сказки, составление рассказа по аналогии и др.)

Пересказ.

Пересказ близко к тексту программных литературных произведений с использованием средств выразительности (от лица героя, от лица автора, по ролям).

Обогащение словаря.

Словесные игры.

Игры на обогащение активного словаря существительными, прилагательными, глаголами («Кто летает», «Кто ползает», «Что можно сшить», «Что делает повар» и т.д.).

Задача педагога – добиться максимального количества вариантов ответов детей, затем добавить неназванные варианты.

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развитая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонематических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5 -6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (вертучий, сосульчатый). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а так же обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет). В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношениях, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Болонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке». – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л. Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Взаимосвязь разных разделов речевой работы является необходимым условием изучения преемственных связей в содержания обучения дошкольников. Соблюдение преемственности в развитии речи как дошкольников, должно обеспечивать логическую последовательность всех ступеней освоения родного языка, систематичность в овладении речевыми умениями и навыками. В отношении развития речи дошкольников мы имеем дело с двумя формами осуществления преемственности: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно. Поскольку от возраста к возрасту идет постепенное уложенные материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений.

Большинство занятий по развитию речи построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе. Со многими из этих тем дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи. Они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сперва в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а затем в связных высказываниях. И тогда такой переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

Важным направлением работы по обучению языку является проведение педагогической диагностики для выявления уровня сформированности программных задач у каждого ребенка, прослеживания качественных характеристик детей каждой возрастной группы, успешности овладения отдельными сторонами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой) и формами речи (диалогической и монологической).

Итак, главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного и второго языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Авторы: Дьячковская Татьяна Константиновна, Максимова Марта Захаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №70 д/c "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: город Якутск, с.Хатассы
Наименование материала: доклад
Тема: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".
Дата публикации: 03.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №70 «Кэрэчээнэ» городского округа «город Якутск»

Доклад на тему:

«Актуальность проблемы речевого

развития детей дошкольного возраста».

Подготовили воспитатели: Дьячковская Т.К

Максимова М.З

Актуальность проблемы речевого развития детей

дошкольного возраста.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы

пользоваться им. Гегель Георг Фридрих

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.

Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих

мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций

человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как

личность.

Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых

игр и упражнений.

Задачи: Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить

компетентность родителей.

Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста,

интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки

его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет

исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности

в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение

направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших

педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это

владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного

этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение,

поддерживать эмоциональный тон- всему этому ребенок должен научиться в

дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым

компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети

приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга,

обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями,

интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на

формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у

детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция

предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его

речевая активность.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально-

подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего

времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит

в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее

сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали.

Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где

работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь,

внук, брат, сестра, племянник, дядя.

Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем

домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес

механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают

цифры в его адресе. Многие дети из моей группы знают свой адрес.

После выходных дней интересуюсь у ребенка, чем их родные и близкие

занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу

рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные

беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических

навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с

существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).

На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема

комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих

действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас

делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?»,

«Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой

вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.

Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по

конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и

способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность

познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные

названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское

дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со

второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить

названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети

называют обобщающее слово «посуда», вспомнить с ними профессии «повар»,

«кондитер».

Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы,

требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не

поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?»,

«Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от

другого?» и т.д.

Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых

социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно

сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов,

выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою

очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.

Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения

художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают

ее по вопросам.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Работа с

родителями: мы проводили родительское собрание вместе с логопедом. По

ватсапу создали логопедическая группа и там работаем вместе с родителями, там

даем задания, чтобы они вместе с детьми занимались, повторяли пройденные

темы. Родители вместе с детьми сделали альбомы, где разделяется фрукты, овощи,

мебель и одежды.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе

во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов,

и прежде всего логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это

совместное составление перспективного планирования работы на текущий период

по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов

коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного

пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное

про ведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные

задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед

указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой

теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии

детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие

Логопедические пятиминутки;

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

материала.

Методы развития речи: Наглядные, словесные и практические.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, словесное творчество возникает и развивается там, где

существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для

этой деятельности все условия. Особенно велика его роль в развитии речи и

речевой активности детей.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста развитию речи

и творческому рассказыванию раскрывается в развитии логического, творческого

мышления, расширении словаря и грамматического строя речи.

развития

личности

необходима в любом педагогическом процессе, в любой деятельности ребенка:

игровой, учебной, трудовой и бытовой.

Наше исследование базировалось на значимости развития речи ребенка в ходе

обучения

творческому

рассказыванию,

необходимых

подготовки ребенка к школе, на необходимости воспитания любви к родной речи

и фольклору, умения слушать и рассказывать.

Существенно обогатился словарный запас детей.

Появился интерес к словесному и художественному творчеству.

Эффективными

педагогическими

условиями

успешного

внедрения

проблемы

Итак, исходя из вышеуказанных результатов видно, что мы доказали

актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста в развитии речи

как средство творческому рассказыванию.

Мы считаем, что если в системе использовать предложенную работу то

сформировать

словесное

творчество

воображение.

Список литературы.

1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.

Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.

2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008

Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995

3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники. СПб.,2005.

4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам

с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,

5. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР.

Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.

Ход педсовета

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

· Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

· связные высказывания короткие;

· отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

· состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

· уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

· Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

· В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

2. Выступление заместителя заведующей по УВР Чадовой М.Ю. «Аналитическая справка по тематической проверке "Формирование речи у дошкольников»

3. "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: "Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее - крест-накрест: с правой рукой - левое полушарие, а с левой - правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что..." - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок, а коробка из-под обуви - печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем "оживить" заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Выбор редакции
1505 – Смерть Ивана IIIЖенитьба Ивана III на Софье Палеолог и рождение у них княжича Василия привели к обострению отношений в большой...

Научные аспекты дела Литвиненко для ТрВ-Наука проанализировал докт. хим. наук, зав. лабораторией радиоизотопного комплекса Института...

Водородный показатель – рН – это мера активности (в случае разбавленных растворов отражает концентрацию) ионов водорода в растворе,...

Показателем совершенства конструкции и боевой мощи орудия являются его характеристики. К основным характеристикам ору­дия относятся...
На один литр: Энциклопедичный YouTube 1 / 5В чистой воде при 22 °C концентрации ионов водорода () и гидроксид-ионов () одинаковы и...
Водородный показатель , pH (лат. p ondus Hydrogenii — «вес водорода», произносится «пэ аш» ) — мера активности (в сильно разбавленных...
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Химическая кинетика и катализ Введение Химическая кинетика – это учение о химическом процессе, его механизме и...
Елена Дьяченко Дорогие коллеги! предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Подкова на счастье » . В этом году подкова становится...
Мифы Древней Греции Викторина МКОУ СОШ № 55 г.Талица Котельникова Н.Г., учитель I квалификационной категории АТРИБУТЫ Многих богов...