Вопросы по мифологии. Викторина "мифы древней греции"


Мифы Древней Греции Викторина МКОУ СОШ № 55 г.Талица Котельникова Н.Г., учитель I квалификационной категории АТРИБУТЫ Многих богов Олимпа можно узнать по обязательным атрибутам. Попробуйте и вы разобраться в этой пута-нице.

  • 1. Посейдон 1. Раковина
  • 2. Тюхэ 2. Серебряный лук
  • 3. Тритон 3. Молот
  • 4. Гипнос 4. Лучезарный венец
  • 5. Аполлон 5. Трезубец
  • 6. Гермес 6. Крылатые сандалии
  • 7. Гефест 7. Скипетр
  • 8. Зевс 8. Свирель
  • 9. Гелиос 9. Рог изобилия
  • 10. Пан 10. Головки мака
АТРИБУТЫ
  • Задание: Узнайте действующих лиц легенд и мифов по атрибутам:

1. Колесница, запряженная черными конями.

2. Колесница, запряженная круторогими быками.

3. Колесница, запряженная крылатыми змеями.

4. Колесница, запряженная четверкой крылатых коней.

5. Золотая колесница, запряженная черными конями.

НАЙДИТЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ 1. Ио была превращена в белоснежную корову:

  • а) Гефестом;
  • б) Аполлоном;
  • в) Зевсом?
  • 2. Вместо Прометея в царство душ умерших согла-сился уйти:
  • а) Персей;
  • б) Кентавр Хирон;
  • в) Геракл?

3. Кто из нимф был очень похож на сестру Аполлона Артемиду:

б) Лавриона;

в) Сиринга?

4. Кому богиня Деметра дала семена пшеницы:

а) Триптолему;

б) Эрисихтону;

в) Фаэтону?

5. Кто из богов был так без-образен, что даже его мать, взглянув на сына, в ужасе об-ратилась в бегство:

а) Гефест;

ПРЕВРАЩЕНИЯ

Боги Олимпа очень любили превращаться в разных животных, в растения, принимать различные облики. Часто они забавлялись или наказывали превращениями простых смертных. Давайте поиграем в угадалки.

1. Если бы вы были Зевсом, в кого бы вы превратили прекрасную Ио:

а) в цветок;

б) в белоснежную корову;-..

в) в гордую рысь?

2. Если бы вы были Аполлоном, в кого бы вы превра-тились:

а) в дельфина;

б) во льва;

в) в лавр?

3. Если бы вы были нимфой Дафной, убегая от Аполлона, в кого бы вы превратились:

а) в летучую мышь;

б) в лавр;

в) в цветок?

АФРОДИТА

  • 1. Вспомните, как обращались к Афродите в Греции?
  • 2. Где родилась Афродита?
  • 3. Никто не может избежать власти Афродиты, кроме... . Кто из богинь не подвластен Афродите?
  • 4. Назовите спутниц Афродиты.
  • 5. Вспомните прекрасную легенду рождения нежного цветка -анемона?
  • 6. Афродита -самая прекрасная из богинь, а Гефест - самый некрасивый из олимпийцев. Какая связь существует между Афродитой и Гефестом? 

ПОДВИГИ ГЕРАКЛА

Задание: Перед вами графическое описание под-вигов Геракла. Выясните, какой подвиг отсутствует?

Ответьте на вопросы:

  • Почему Персея называют «сын золотого дождя»?
  • Персей вырос при дворе царя Полидекта. Это был коварный и жестокий человек. Он долго думал, как погубить Персея. В конце концов решил послать Персея за головой горгоны Медузы.

  • Кто же такие горгоны, сколько их, почему их так называли? Как они выглядели?
  • Прежде чем убить горгону Медузу, Персей получил от богов Олимпа разные дары, без которых он просто погиб бы.

    5. 1. Медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все;

    5. 2. Острый меч, только он мог разрубить чешую горгоны;

    5. 3. Шлем властителя царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал;

    5. 4. Сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху;

    5.5. Волшебная сумка. Эта сумка расширялась или сжималась в зависимости от величины того, что в ней лежало.

  • Вопрос: Разберитесь, кто и что подарил Персею?
  • А почему Персей выискивал именно горгону Медузу, ведь сестер-горгон было три?
  • Как вы думаете, чей портрет описан в отрывке?
  • «...Бесстрашнее всех была младшая из сестер. Носилась она по воздуху на золотых крыльях и смеялась заразительнее всех. Зависть вызывали ее прекрасные золотые волосы. Она могла обернуться чудо-кобылицей и нестись по волнам, а грива золотая до облаков на зависть всем богам. Особенно завидовала ее силе и ловкости Афина - дочь Зевса. Осмотрели друг друга соперницы, померились взорами: власть на власть, сила на силу - не уступят друг другу...».

АРГОНАВТЫ
  • 1. История Аргонавтов начинается с легенды о Фриксе и Гелле. Как брат и сестра связаны с молвой о золотом руне?
  • 2. Кому принесли в жертву золоторунного овна?
  • 3. В далекой Колхиде хранилось золотое руно. Как еще называли Колхиду в древние времена?
  • 4. Зачем греческим героям обязательно нужно было найти золотое руно?
  • 5. Предводителем Аргонавтов стал Ясон. Расскажите историю Ясона и похода Аргонавтов по рисункам.
ЗНАМЕНИТЫЕ ПОХИТИТЕЛИ

Среди богов Олимпа и богоравных героев был очень распространен обычай похищать то, что очень понравится: будь то женщина, чудесная вещь или секреты. Задание: Проверьте, знаете ли вы знаменитых воришек?

1. Прекрасную Геру у Фетиды похитил......?

2. Пугливую Ио похитил …………….. ?

3. Огонь у богов похитил......... ?

4. Треножник из храма в Дельфах похитил …………?

5. Красивую Орифию похитил …....?

6. У Посейдона трезубец, у Аполлона коров, у Зевса скипетр похитил.... . ...?

Много чудовищ обитало среди людей и богов. И каждый был по своему страшен. Сила и уродство иногда определялись количественно: сто рук, тысяча глаз и так далее. Проверьте себя, знаете ли вы мифологическое исчисление?

Задание: Соедините обе половинки (правильно).

1. Сторукий 1. Пес Орфо

2. Трехглавый 2. Аргус

3. Стоголовый 3. Химера

4. Двуглавый 4. Кербер

5. Тысячеглазый 5. Тифон

6. Три пасти 6. Великан Гекатонхейр

ДАНАИДЫ

1. Сможете ли вы выстроить генеалогическую цепочку из следующих особ, связанных между собой родством: Эпаф, Зевс, Бел, Ио, Данай, Линкей, Египет, Персей, Акрисий, Даная, Гипермнестра?

2. Укажите причину ссоры двух братьев: Египта и Даная?

3. Подходит ли к легенде о Данаидах русская пословица: «Насильно мил не будешь!»?

4. Юная дочь Даная ослушалась приказа отца. Как решил наказать ее отец, и кто спас ее?

5. Как вы думаете, кого наказали боги: Данаид или сыновей Египта?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Цель : систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

Решаемые задачи:

  • образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры.
  • развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах.
  • воспитательные: воспитание интереса к литературе.

Ход игры-викторины

Тур 1. Представление команд.

(Название, эмблема, девиз должны соответствовать теме игры.)

Тур 2. РАЗМИНКА.

А) Назовите произведения, из которых приведены следующие строки:

  1. Безотрадная, суровая местность. Никогда ещё не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. /Прометей /
  2. Тяжелое наказание несет он в загробной жизни за всё коварство, за все обманы, которые совершил на земле. Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится он. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Всё ближе вершина; ещё усилие, и окончен будет труд; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается он за работу. /Сизиф /
  3. Около острова Киферы родилась богиня, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. /Афродита/
  4. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея. /Геракл на службе у Эврисфея/

Б) О ком говорится?

  1. … покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города,крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. /АФИНА/
  2. Бог войны – сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. /АРЕС/
  3. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. /Пигмалион/
  4. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. /НАРЦИСС/
  5. Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. /ОРФЕЙ/
  6. Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка. /Гера/

Тур 3 . «Чёрный ящик».

(Изображения предметов, принадлежащих героям мифов.)

Тур 4. Подбери пару герою мифа.

(От каждой команды по 1 представителю.)

Орфей – Эвридика, Зевс – Гера, Аид – Персефона, Аполлон – Дафна, Арес – Афродита, Пигмалион – Галатея.

Тур 5. Блиц-турнир.

(отвечать надо очень быстро, если команда задерживается с ответом, то право ответа переходит к противнику).

Этап 1.

  1. Что такое мифы?(Мифы – сказания,созданные фантазией народа, в них рассказывается о происхождении мира и человека, объясняются различные явления жизни, рассказывается о деяниях богов и героев.)
  2. Кто такие эллины? (Древние греки.)
  3. Как зовут верховного бога? (Зевс – бог грома и молнии.)
  4. Какое место избрали боги для своего пребывания? (Гору Олимп.)
  5. Кто такие кентавры?(Мифологические существа, получеловек-полулошадь.)
  6. Чем отличаются мифы от сказок? (Миф передаёт представление народа о происхождении мира, явлениях природы.)

Этап 2. «12 подвигов Геракла».

  1. Кем был Геракл? (Сыном Зевса и смертной женщины Алкмены.)
  2. Что означает имя Геракл? (Сначала Геракла звали Алкидом. После того, как Геракл убил собственных детей в порыве безумства, которое наслала на него Гера, оракул велел носить ему имя Геракл, т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере».)
  3. В чём заключалась служба Геракла? (12 подвигов за 10 лет.)
  4. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.)
  5. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел.)
  6. Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.)
  7. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру.)
  8. С помощью какого подарка Афины Геракл одержал победу над стимфалийскими птицами? (Трещотки помогли спугнуть птиц.)
  9. Кто опустошал леса в окрестностях Марафона? (Критский бык.)
  10. Сколько времени преследовал Геракл керинейскую лань? (Больше года.)
  11. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта.)
  12. Чей пояс должен был принести Геракл и кому? (Пояс царицы амазонок Ипполиты, дочери Эврисфея Адмете.)
  13. С помощью какого явления природы Геракл победил эриманфского вепря? (Геракл загнал вепря в глубокий снег.)
  14. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед.)
  15. Как называется река, около которой отдыхал Геракл в мифе о стаде Гериона? (Река Эридан.)
  16. Назовите имя пастуха, пасшего стадо Гериона? (Эвритион.)
  17. Что обозначает выражение «авгиевы конюшни»? (Так говорится о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало очень грязным, так что привести в порядок очень трудно.)
  18. Кто учредил Олимпийские игры? (Геракл.)
  19. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.)
  20. Кто стоял на страже Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.)
  21. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид.)
  22. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли Геи.)
  23. Как звали держащего небесный свод? (Атла с.)
  24. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атла с.)
  25. Как называлась река забвения? Назовите имя перевозчика теней через неё. (Ле та. Перевозчик Харон.)
  26. Кто помогал Гераклу совершить этот подвиг? (Богиня мудрости Афина.)

Тур 6. Конкурс капитанов.

(Победит тот, кто раньше решит тест).

1 2 3 4 5
Сыном бога Посейдона был:
а) Геракл;
б) Персей;
в) Тесей;
г) Одиссей.
Важное свойство мифологии:
а) непонятность;
б) символичность;
в) сложность;
г) простота.
Корабль аргонавты назвали «Арго»
потому, что:
а) такое имя имел предводитель аргонавтов;
б) так назывался их город;
в) такое имя имел строитель корабля;
г) так называлась страна, куда они
отправились.
Золотое руно – это:
а) ларец с сокровищами;
б) шкура золотого
барана;
в) произведение
искусства;
г) священное
украшение.
Волшебницу, которая помогла добыть золотое руно, звали:
а) Ариадна;
б) Андромеда;
в) Клеопатра;
г) Медея.

Ответы: 1) в; 2) б; 3) в; 4) б; 5) г.

В это время команды дают объяснения выражениям.

  1. Что значит «Панический страх»? (Животный страх, слепой ужас.)
  2. Когда употребляют выражение «нить Ариадны»? (В случае, когда можно выйти из затруднительного положения.)
  3. «Ахиллесова пята»? (Наиболее уязвимое место.)
  4. «Титаническая борьба»? (Бескомпромиссная борьба огромных сил.)
  5. «Олимпийское спокойствие»? (Абсолютное спокойствие, свойственное богам.)
  6. «Муки Тантала»? (Муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого.)



КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4


Урок-викторина

«Мифы Древней Греции»


Зайцева

Надежда Иосифовна –

учитель истории и обществознания,


Цель: повторение и закрепление материала по теме;

развитие творческих способностей учащихся.

Воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.

Ход урока

Викторину ведет учитель, ему помогает один из сильных учеников (объявляет правила игры, следит за временем, считает очки).

Класс делится на 2 команды.

1. Слово учителя : На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали мифологию древней Греции.

Вы спрашивали: «Мы живем в 21 веке, используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в очень далекие времена»?

Да, это действительно так, человеческая цивилизация достигла многого. Но вслушайтесь в свою речь. Человек часто произносит слова, например, тетрадь, стадион, герой, или так радующее вас слово «каникулы», не задумываясь о том, что произошли они из древнегреческого языка.

Кроме того, древнегреческая мифология – источник появления в языке большого количества устойчивых сочетаний: сизифов труд, нить Ариадны, олимпийское спокойствие и др. В каких жизненных ситуациях их произносить? Какой смысл они несут в себе? Ответ на этот вопрос и даёт нам изучение мифологии.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? Почему некоторые созвездия носят названия «Большая медведица», «Кассиопея», «Близнецы»? Откуда в нашем языке названия месяцев январь, март, май, июнь?

Источник всего один – античная мифология.

Сегодня на уроке вы под моим руководством вспомните и примените на практике свои знания по мифологии древней Греции.

Итак, объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

2. Помощник учителя : Прошу вас посовещаться и выбрать две команды по 6 человек (команды делятся так, чтобы было равное количество сильных и слабых учеников). Придумайте название команде, выберите капитана. Остальные – болельщики, которые тоже могут заработать себе фишки за правильный ответ. Фишка – лавровый лист, символ олимпийских игр.

1 конкурс. Блиц-турнир.

Помощник: В течение трех минут командам по очереди будут заданы вопросы, на которые сразу должен быть дан ответ.

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов? (кентавры).

2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом? (Цербер)

3. Какой бог самый некрасивый? (Гефест)

4. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая? (Афродита)

5. Где находилось жилище богов? (Олимп)

6. Кто являлся верховным богом Греции? (Зевс).

7. Как звали отца Зевса? (Кронос)

8. Какая из богинь была рождена самим Зевсом? (Афина)

9. Назовите имена братьев Зевса. (Посейдон, Аид).

10. Кто подарил людям огонь? (Прометей)

11. Кто из богов Олимпа прихрамывал и почему? (Гефест, был сброшен с Олимпа).

12. Чудовище с туловищем человека и головой быка? (Минотавр).

13. У кого из богов были крылатые сандалии? (Гермес)

14. Кто из богов дал людям азбуку, письменность, счет и числа? (Гермес).

15. Как называется река подземного царства, дающая людям забвение? (Лета)

16. Назовите имена богов-близнецов, детей Зевса. (Аполлон и Артемида).

17. Имя героя, освободившего Прометея? (Геракл).

18.Что означает имя Прометей? (предусмотрительный).

19. Как назывался корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном? (Арго)

20.Имена каких персонажей мифа о Персее стали названиями созвездий? (Кассиопея, Цефей, Андромеда, Персей, Кит).

21.Кто сделал первые инструменты и научил людей пользоваться ими? (Прометей)

22.Кто сделал крылья и впервые подумал о полете? (Дедал)

2 конкурс. Толкование фразеологизмов.

Помощник: на столе у каждой команды находится фразеологический словарь. Ваша задача: взять конверт и через пять минут объяснить значение и происхождение находящихся в нем устойчивых сочетаний.

рог изобилия яблоко раздора

бочка данаид ящик Пандоры

панический страх муки Тантала

авгиевы конюшни прокрустово ложе

Пока команды совещаются, вопросы болельщикам.

1. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар, амброзия)

2. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)

3. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская)

4. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесполезного труда. (Сизиф)

5. Что обозначает фразеологизм «титаническая борьба»? (тяжелая, долгая борьба).

6. Что означает имя Пандора? (наделенная всеми дарами)

7. Как звали козу, вскормившую Зевса? (Амалфея)

8. Сколько дочерей было у царя Даная? (13)

9. Назовите имя греческого героя, убившего Медузу горгону? (Персей)

10. Назовите имя греческого героя, убившего Минотавра? (Тесей)

Слушаем ответы команд, оцениваем, награждаем фишками (каждый верный ответ – 1 фишка).

3 конкурс. Состязания капитанов.

Помощник: капитаны команд выходят к доске. На доске написаны имена греческих богов. Ваша задача – написать их функции и дать римское соответствие имени.

1. Зевс – Юпитер (царь богов и людей)

2. Гера – Юнона (покровительница семьи)

3. Афродита - Венера (богиня любви)

4. Посейдон – Нептун (бог морей)

5. Аид – Плутон (бог подземного царства)

6. Артемида – Диана (богиня охоты)

7. Гефест – Вулкан (бог огня)

8. Арес – Марс (бог войны)

9. Гермес – Меркурий (вестник богов)

4 конкурс. Подвиги Геракла.

Помощник: пока капитаны выполняют задания, вопросы командам. Вам дается конверт, в котором на отдельных карточках написаны названия 12 подвигов Геракла. Ваша задача: за 3 минуты восстановить последовательность подвигов.

1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Цербер. 12. Яблоки Гесперид.

Вопросы болельщикам:

1. Кому служил Геракл, выполняя 12 подвигов? (Эврисфею)

2. Сколько голов было у гидры? (9)

3. Кто помог Гераклу одолеть гидру? (Иолай – племянник Геракла).

4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде).

5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд).

6. Кто из богов подарил быка царь Крита? (Посейдон).

7. Чем кормил Диомед своих коней? (Человеческим мясом).

8. Какая богиня все время помогала Гераклу? (Афина).

9. Кто из богов подарил пояс царице амазонок Ипполите? (Арес).

10. Сколько золотых яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)

Затем заслушиваются ответы капитанов, ответы команд. Анализ ответов. Награждение фишками.

5 конкурс. Собери муз.

Помощник: каждой команде даны конверты, в которых находится бумажная мозаика. Если вы правильно её соберете, то у вас получатся шесть имен муз. Каждое имя поделено на 6 кусочков. Время, данное командам, 5 минут

Пока команды выполняют задания, болельщикам предлагается разгадать мифологический кроссворд. Подсказка: если правильно отгадаете, то узнаете любимый цвет бога Посейдона.

1.Хранительница брака и семейного очага.

2. Богиня любви и красоты.

3. Бог, объезжающий мир каждый день на золотой колеснице.

4. Продолжите: Сизифов …

5. Бог северного грозного ветра.


Слушаются ответы участников команд. За каждый правильный ответ команда получает 1 фишку. Количество фишек суммируется, выявляется команда-победитель. Болельщики в каждой команде выделяют наиболее сильных игроков, которые награждаются оценками.

Помощник учителя определяет победителей среди болельщиков.

Учитель: честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашей Олимпиады.

Сказочная древность Эллады

Конкурс – викторина для учащихся

6 классов по теме « Мифы Древней Греции. Олимпийские боги».

Нарижняя Александра Львовна,

учитель русского языка и

литературы МАОУ СОШ №40

Новороссийск 2010
Конкурс – викторина

« Мифы Древней Греции. Олимпийские боги».

Цель:
- формирование у школьников интереса к глубокому изучению литературных тем, в частности древнегреческой мифологии;
- создание условий для реализации творческих способностей детей;
- повышение культуры, расширение кругозора учащихся.

Форма проведения .
Конкурс. Участвуют команды по пять человек в каждой. Командам дается домашнее задание:

– оживить картину или инсценировать миф;

Подготовить пересказ мифов о Геракле;

Знать сведения о богах-олимпийцах: как они выглядели, их атрибуты, внешнее убранство, их отличительные качества и др.;

Придумать название команде, выбрать покровителя и вознести ему хвалу;

Выяснить значение афоризмов из мифов, посвященным олимпийским богам.

Ход конкурса:
Ведущий

Сегодня свои знания о богах Древней Греции нам будут показывать ребята из четырех классов. Они сами подготовились к викторине, которую мы назвали « Сказочная Эллада». Почему Сказочная? Ведь мифы о богах очень похожи на сказки: они такие же красочные, фантастические и интересные. Ребята Вам, дорогие зрители, покажут как много важного и поучительного они узнали о Древней Греции, ее обитателях: богах, героях и людях. Итак, начнем.

Команды, прошу выйти на сцену (под музыку на сцене появляются команда)
-Конкурсы будет судить жюри (представить членов жюри)
-Итак, наше знакомство окончено, приступим к основной части – конкурсам. Команды, рассаживайтесь на свои места. Начинаем.

1 конкурс

Первое задание было дано командам заранее: придумать название, выбрать себе покровителя из олимпийских богов и вознести им хвалу, чтобы в соревнованиях команде сопутствовал успех. От того, как удачно команды подобрали покровителя, название будет зависеть результат этого конкурса.


Оценка за этот конкурс – 3 балла.

2 конкурс

«Конкурс олимпийских журналистов»

От каждой команды приглашается по одному участнику для выбора задания, которое заключается в следующем. Как известно, журналисты интересуются многим и могут описать любые события. Вам предлагается объяснить значения « крылатых» выражений, которые появились благодаря мифам. Команды должны посовещаться одну минуту и ответить, что означает данное выражение, и из какого оно мифа.


Оценка этого конкурса – 2 балла.
Контрольный лист.
Авгиевы конюшни -1)грязное помещение;

2) запущенность.

Выражение взято из мифа « Скотный двор царя

Авгия».
Ариаднина нить - путеводная нить, помогающая выйти из

затруднительного положения.

Выражение взято из мифа « Путешествие Тесея

На Крит»
Золотой дождь - богатство, неожиданное обогащение.

Выражение взято из мифа «Рождение Тесея» или

« Даная»
Муки Тантала - невыносимые муки при невозможности достигнуть

цели. Выражение взято из одноименного мифа.


Нектар и амброзия – 1) необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо;

2) вкусное блюдо.

3) пища богов.

Выражение взято из мифа « Боги Олимпа»


Панический страх - внезапный, необъяснимый и очень сильный страх.

Выражение взято из мифа « Пан и Сиринга».


Зевс-громовержец - грозный начальник.

Выражение взято из одноименного мифа


Ящик Пандоры – источник несчастий и бедствий.

Выражение взято из мифа « Пандора».

3 конкурс.
-Это конкурс «Знатоков ». Для него потребуются ребята, которые готовы распознать имя олимпийского бога, сколь скудны и противоречивы сведения о нем ни были бы. Должны прозвучать признаки, определяющие имя бога, загаданного командой. Их всего семь. Понятно, что первый признак самый редкий и сложный, за него отгадывающий получит высший балл – 7. Последний признак самый распространенный, угадав его, участник получает один балл. Участники конкурса называют по одному признаку, на обдумывание дается 30 секунд. Итак, чем меньше Вам надо признаков для определения имени бога, тем выше балл за ответ. (Участники приглашаются парами по одному из команды).
Максимальная оценка 7 баллов.


  1. конкурс.

Он называется конкур «Аэдов ». Кто из зрителей вспомнит, кого называли аэдами? (Аэды – это древнегреческие странники, рассказывающие мифы, чаще всего это слепой человек, исполняющий миф, как песню). Итак, наши аэды будут рассказывать мифы, посвященные подвигам Геракла. Но сначала командам надо отгадать из предложенного списка персонажей героев своего мифа, доставшегося им по заданию. Проше подойти по одному человеку от команды, чтобы выбрать конверт с заданием (участнику подходят, берут конверты, в которых находится задание).

На совещание команда отводится 30 секунд, затем они должны предоставить жюри свою карточку с названием мифа и подобранные к ней имена персонажей этого мифа. За каждое отгаданное верно имя – один балл (всего пять баллов).

Затем игрок, представляющий команду должен кратно и красиво рассказать свой миф.


За эту часть ответа максимальная оценка – 3 балла.
Контрольный лист.

  1. Лирнейская гидра: Геракл, Иолай, Лерн, Эврисфей, рак.

  2. Эриманфский кабан: Эриманф, Фол, Геракл, Хирон, Эврисфей.

  3. Геракл у Адмета: Алкестида, Адмет, Танат, Аид, Геракл.

  4. Скотный двор царя Авгия:Авгий, Пеней, Алфей, Нелей, Периклимен.

  5. Пояс Ипполиты: Ипполита, Гера, Аэлла,Меланиппа,Геракл.

  1. конкурс.

«Атрибуты Богов»

Известно, что самый главный бог на Олимпе – Зевс. Он самый величественный, самый гордый, самый сильный и могущественный. Он все знал, что происходит на Олимпе и на Земле. Символом могущество и невообразимой силы были молнии. Всех, кто вступал в борьбу с Зевсом - будь то Боги или смертные люди - он разил своими стрелами. С атрибутами богов и будет связан наш следующий конкурс.

В этом конкурсе участвуют три игрока из каждой команды, два других остаются для следующего конкурса, который проводится одновременно с этим. Представители команд, получите «амфоры», в которых лежат вещи, принадлежащие разным олимпийским богам. Вам дается пять минут, чтобы вспомнить, кому и какая вещь принадлежит. Запишите все на листе бумаги и предоставьте жюри. В этом конкурсе учитывается правильность ответа, число найденных атрибутов, так же и то, что названа волшебная сила, которой обладала та или иная вещь.
Максимальная оценка этого конкурса – 1 балл за атрибут, по баллу за каждую дополнительную информацию о нем.
Команды выполняют задание, а на сцене проводится следующий конкурс.


  1. конкурс

-Он называется « Дельфийский оракул».

Кто-нибудь из зрителей знает, кто такие дельфийские оракулы и как они появились в Древней Греции?

Какой команде задается вопрос, отвечает любой из игроков – самое главное – быстрый ответ; если ответ не дан – отвечает первая команда, пожелавшая ответить.
За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы.


  1. Чем олимпийские боги отличаются от людей?

  2. Чем питались боги?

  3. Кто из богов совершил больше всех деяний в первые дни своей жизни?

  4. Кто из греческих богов изобрел лиру, свирель?

  5. Кто из греческих богов придумал флейту?

  6. Кто из олимпийских богов и как отомстил своей матери за ее недостойное поведение?

  7. Кого из богов Зевс извлек из чрева матери и зашил себе в бедро?

  8. Кто из богов был больше всех занят и не спал по ночам?

  9. Кто из богов занимался физическим трудом, и каким?

  10. Кто из богом имел шапку – невидимку?

  11. Почему богиня мудрости Афина стала покровительствовать ремесленникам?

  12. Почему Афродита выбрала себе в мужья Гефеста?

Ответы.
1. Олимпийские боги бессмертны, в их жилах течет бесцветная кровь – ихор.

2. Боги питались амброзией и нектаром.

3. Гермес рано утром родился, в полдень сделал кифару, научился играть на ней, вечером украл у Аполлона коров.

4. Гермес изобрел лиру, натянув струны на панцирь черепахи; Пан вырезал из тростника, в который превратилась Сиринга, свирель.

5. Афина придумала флейту, но выкинула ее, увидев, как безобразно раздуваются ее щеки.

6. Гефест сделал трон, на который можно было сесть, но нельзя было встать. Он подарил его своей матери Гере.

7. Дионис.

8. Гермес по ночам сопровождал души людей, ушедших из жизни, в царство Аида. Он еще был вестником Зевса.

9. Гефест был кузнецом, Афина ткала.

10. Аид – это значит «невидимый».

11. Потому что Афина изобрела гончарный круг, прялку, обожгла первый кувшин.

12. Гефест был наделен красотой ума и замысла, творчеством.


  1. конкурс.

« Живая картина »


Команды на сцене показывают свою « картину», а команды должны угадать, что пытались изобразить их противники.
Оценка за этот конкурс – 5 баллов плюс 1 балл за правильный ответ на вопрос.

(На сцене команды показывают отрывки из мифов, задают вопросы.)


Ведущий :

Наш конкурс подошел к концу. Пока жюри подсчитывает баллы, я предлагаю болельщикам показать свои знания. За быстрый и верный ответ болельщик может получить 1 балл для своей команды.


  1. Что означает выражение « Сизифов труд» ?

  2. Где Геракл встретил Кербера? (в царстве мертвых)

  3. Кто сражался с Медузой Горгоной? (Персей)

  4. Что нашел в Колхиде Ясон? (золотое руно)

  5. С кем бился Минотавр? (с Тесеем)

  6. С каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения
`перстня на пальце?
За правильный ответ – 3 балла. Могут участвовать и команды. (Согласно мифу, Прометей, давший огонь людям, был прикован к горе. Причем кольца цепи держали каждый его палец. Когда Геракл освобождал Прометея, тот, будучи очень сильным, поспешил. Он вырвал цепь, но одно кольцо с камнем, частью скалы, осталось на безымянном пальце. С тех пор люди, почитая Прометея, стали носить перстни с камнями.)
Проводится конкурс, в это время жюри подводит итоги.
Ведущий:

Итак, жюри уже готово огласить результаты наших конкурсов, назвать победителей.

Проводится награждение.
Приложение.

Материал к конкурсу 5

Викторина с ответами для детей 13-14 лет на тему «Мифы и легенды древней Греции»


Викторина помогает детям познакомиться с мифами и легендами древней Греции. Благодаря данной викторине дети узнают о культуре и жизни богов в древней Греции. Прививает у воспитанников интерес к истории древнего мира.
Цель:
познакомить детей с историей мифов и легенд древней Греции.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление детей о жизни богов древней Греции.
Развивающие:
- Развивать память, мышление, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес у детей к истории древней Греции.
Правильный ответ на вопрос викторины подчеркнут.
1. Укажите правильное определение мифа?
А) Миф - это античные, библейские и другие предания, сказания о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев.
Б) Миф – это только античные сказания о сотворении мира.
В) Миф – это сказания только о деяниях богов.
2. Кем был Пигмалион?
А) царем Кипра;
Б) царем Крита;
В) царем Родоса;
3. Назовите имена родителей Гефеста?
А) Зевс и Афродита;
Б) Зевс и Гера;
В) Зевс и Венера;
4. Кем был сам Гефест?
А) бог огня и кузнечного дела;
Б) бог огня;
В) бог столярного дела;
5. Назовите имя Богини, к которой обратился Пигмалион, чтобы оживить статую?
А) Афродита;
Б) Венера;
В) Гера;

6. Где родился Гефест?
А) Олимп;
Б) Родос;
В)Крит;


7. Кто такая Артемида?
А) богиня любви;
Б)богиня охоты;
В) богиня плодородия;
8. Как зовут вестника богов?
А) Гомер;
Б) Гермес;
В) Посейдон;
9. Кем был Аид Зевсу?
А) сыном;
Б) братом;
В) свекром;
10. Посейдон бог какой стихии?
А) воды;
Б) огня;
11. Назовите имя жены Аида?
А) Персефона;
Б) Гера;
В) Афродита;
Г) Елена;
12. Чем правит Аид?
А) подземным царством;
Б) морями;
В) Олимпом;
13. Как зовут богиню любви?
А) Афродита;
Б) Елена;
В) Афина;


14. Кем была богиня Афина Зевсу?
А) дочкой;
Б) женой;
В) сестрой;
15. Назовите реку подземного царства?
А) Леты;
Б) Лейла;
В) Леда;
16. Назовите имя жены Посейдона?
А) Амфитрита;
Б) Елена;
В) Гера;
17. Назовите имя сына Посейдона?
А) Трифак;
Б) Тритон;
В) Геракл;
18.Назовите имя бога виноделия?
А) Дионис;
Б) Арест;
В) Геракл;
19. Назовите имя бога войны?
А) Арес;
Б) Амфибрахий;
В) Аид;
20. Как зовут богиню воительницу?
А) Афродита;
Б) Афина;
В) Гера;


21. Кем был златокудрый Аполлон Артемиде
А) братом;
Б) сыном;
В) мужем;
Выбор редакции
9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. Произошло сильное землетрясение на разломе...

Совокупность бактерий, населяющих человеческий организм, имеет общее название – микробиота. В нормальной, здоровой микрофлоре человека...

Журнал "РАСЧЕТ" Цена сотрудничества Чтобы заключить выгодный договор, финансирование по которому осуществляется из бюджета, компании...

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам , ежемесячно перечислять...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Для того чтобы формулы и законы в физике были более простыми для понимания и использования применяют разного рода модели и...
Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью...
Законы Менделя Схема первого и второго закона Менделя. 1) Растение с белыми цветками (две копии рецессивного аллеля w) скрещивается с...
>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь) Разделительный мягкий знак (ь) Роль и значение мягкого знака в...
Важной частью языкознания является орфоэпия - наука, изучающая произношение. Именно она отвечает на вопрос о том, ставить ударение в...