Камеральная налоговая проверка сроки проведения физические лица. Как проводится камеральная проверка налоговых деклараций. День представления отчетности


Какова продолжительность камеральной налоговой проверки. Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке - читайте в статье.

Вопрос: Получали от налоговой требование, выслали ответ на него. В какие сроки налоговая камералит ответ на требование и реагирует на него - первый вопрос. Второй: правомерно ли спустя больше чем полтора года они по этому же самому вопросу делают акт проверки, выявляя правонарушение? (Наша компания создана в октябре 2014г. Декларацию 9 мес 2015 года сдали без начисления авансовых платежей как вновь созданная организация. Четких разграничений вновь созданной организации нет. Нам спустя примерно год (прошли все камеральные) проверки пришло требование по этому поводу, либо писать ответ либо подавать уточненную декларацию. Мы написали ответ, что на момент сдачи организации уже исполнился год и мы ее не считаем вновь созданной. Прошло опять больше года (никто не отреагировал на наш ответ). И нам сегодня приходит вызов - явитесь забрать акт проверки как раз на эту тему. Имеют ли они право выставлять такой акт проверки налогового правонарушения? Имеем ли мы право обжаловать данный акт и не сдавать никакие уточненные декларации, так как это не привело к занижению налоговой базы, все налоги верно исчислены и оплачены в полном объеме)

Ответ: 1. Такого понятие как камеральная проверка ответа налогоплательщика на требование ИФНС законодательство не содержит. Камеральной проверке подвергаются налоговые декларации и расчеты организаций. В ходе проверки налоговая вправе в определенных случаях запросить пояснения. Рассмотрение пояснений должно уложиться в сроки проведения камеральной проверки декларации, чтобы решение по ней было вынесено в срок. Налоговая не обязана отвечать на ответы налогоплательщиков. Ее «реакция» - это акт или решение по результатам проверки, из которых ясно, учтены пояснения налогоплательщика или нет.

2. Срок камеральной проверки 3 месяца с момента предоставления декларации. Если налоговая через год после подачи декларации запрашивала пояснения в рамках камеральной проверки, то такой запрос можно было оспорить из-за нарушения сроков.

Но следует знать, что налоговая вправе запрашивать пояснения не только в ходе камеральной проверки, но и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом случае налоговая трехмесячным сроком не ограничена. Поэтому обратите внимание на статью Налогового кодекса, которая указана в акте (решении) налоговой - в связи с чем проводилась проверка.

Но даже если налоговая вынесла решение именно по камеральной проверке с нарушением сроков, оно не подлежит отмене по этому основанию (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71).

Поэтому прежде чем обжаловать акт, действия (бездействия) должностных лиц инспекции, внимательно изучите, какими статьями НК РФ руководствовались проверяющие.

Обратите внимание: штрафы за нарушение начисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль Налоговым кодексом не предусмотрены. Налоговая вправе взыскать недоимку по авансам, но только в рамках начисленной по итогам года итоговой суммы налога. Пени, которые могли быть начислены за неуплату ежемесячных авансов, должны быть пересчитаны соразмерно налогу, исчисленному по итогам года.

Обоснование

Какова продолжительность камеральной налоговой проверки

Сроки проведения

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75 , от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471 . Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08 , Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), его можно будет признать незаконным .

Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

Пояснения организации

Если в ходе камеральной проверки у инспектора возникнут вопросы, он направит в организацию требование о представлении пояснений.

Подайте запрошенные пояснения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили из инспекции требование представить:

Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки

16 июня 2016 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2016 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представить пояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) - с 15 по 21 июля 2016 года включительно.

За непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений предусмотрен штраф в сумме 5000 руб., а при повторном нарушении - 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове . За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности .

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Таким образом, проведение камеральных проверок справок 2-НДФЛ не только не предусмотрено налоговым законодательством, но и нецелесообразно. При этом в справках 2-НДФЛ инспекторы могут выявить недочеты либо в ходе камеральных проверок расчетов 6-НДФЛ, либо в рамках выездной налоговой проверки. Этот вывод подтверждает письмо ФНС России от 9 августа 2016 № ГД-4-11/14515 и судебная практика (см., например, постановления арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2016 № А58-1418/2015 , Центрального округа от 28 сентября 2015 № Ф10-2699/2015 , Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 № А56-25496/2010).

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации .

В каких случаях инспекция вправе истребовать документы при камеральной налоговой проверке

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

Если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС ();

Если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);

Если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

Если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);

Если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);

Если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);

Если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);

Если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, - товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, - акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если организация выплачивает сотрудникам суммы, которые не облагаются страховыми взносами, или применяет пониженные тарифы взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ). В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие право на освобождение от взносов и на пониженные тарифы;

Если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросам правомерности использования той или иной льготы.

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309).

Ситуация: может ли инспекция в рамках камеральной налоговой проверки потребовать от организации представить документы, которые уже ранее сдавались в рамках предыдущей камеральной (выездной) проверки

По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих камеральных или выездных проверок. Но из этого правила есть исключения (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:

Организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;

Инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (наводнением, пожаром).

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов, независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Как должно быть оформлено требование о представлении документов при камеральной налоговой проверке

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена . Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.

пункта 1

В требовании о представлении документов должно быть указано:

В соответствии с какой статьей истребуются документы;

В какой срок должны быть представлены истребуемые документы;

Сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);

Полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;

Конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2014 года).

Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно - в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к ).

Способы вручения требования

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Вручить лично под расписку законному или уполномоченному представителю организации (на бумаге);

Переслать по телекоммуникационным каналам связи (в электронном виде).

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Сроки исполнения требования

Ответственность за непредставление документов

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Из выставленного инспекцией в ходе камеральной проверки требования неясно, какие именно документы нужно представить

Нет, не может.

В требовании должны быть указаны сведения, на основании которых плательщик должен четко понимать, какие именно документы надо представить. Как минимум в требовании должны быть указаны наименования документов и периоды, к которым они относятся (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189 , письмо Минфина России от 26 июля 2007 № 03-02-07/1-348).

В требовании инспекция может не указать реквизиты конкретных документов и их общее количество. Но если в нем есть наименования документов и период, к которому они относятся, такое требование нужно выполнить. Об этом - в определении Верховного суда РФ от 14 июня 2017 № 305-КГ17-6715 .

Если требование не позволяет определить, какие именно документы нужны налоговой инспекции, оштрафовать организацию за то, что она не исполнила требование , инспекция не вправе. Правомерность такого подхода подтверждает арбитражная практика. См., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июня 2013 № А40-111468/12-20-575 , Поволжского округа от 18 февраля 2015 № А65-10883/2014 , от 17 июня 2013 № А55-32435/2012 .

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы , перечень которых строго ограничен (). Исходя из положений Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 № 15333/07 , ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 № А82-15261/2008-27 , Дальневосточного округа от 1 июня 2009 № Ф03-2283/2009 , от 13 марта 2008 № Ф03-А24/08-2/433 , Уральского округа от 28 апреля 2009 № Ф09-8988/08-С2 , Московского округа от 16 июля 2008 № КА-А41/5556-08).

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. В рамках камеральной проверки инспекция направила требование по почте, но организация его не получила

Да, может.

Если требование о представлении документов направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма. Реальное наличие требования у организации по истечении указанного периода значения не имеет. Это следует из пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представит (несвоевременно представит) документы по требованию, которое инспекция направила заказным письмом, ее могут привлечь к налоговой ответственности ().

Следует отметить, что направлять требование по почте заказным письмом инспекция может только в том случае, если передать его иными способами (вручить лично, направить по телекоммуникационным каналам связи) не представляется возможным (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки

Да, может, но при условии, что такое требование инспекция направила в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки, срок проведения которой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 № 03-02-07/1-75 , от 24 ноября 2008 № 03-02-07/1-471 . Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 № 10349/09 , ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля . Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке . Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 № 03-02-07/1-75 .

Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по Налогового кодекса РФ.

Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она сообщит об этом проверяемой организации и потребует пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма требования приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189. В требовании инспекторы опишут выявленные ошибки или противоречия, предложат организации письменно объяснить, а при необходимости уточнить декларацию или расчет.

Ситуация: должна ли инспекция сообщать организации об ошибках (противоречиях), обнаруженных (выявленных) в ходе камеральной налоговой проверки

Да, должна. Сообщение о выявленных ошибках и обнаруженных противоречиях является обязанностью инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем, несоблюдение инспекцией этой обязанности не является основанием для отмены решения по камеральной проверке. Безусловным основанием для отмены решения является нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Несообщение организации о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках и противоречиях к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

Ситуация: может ли инспекция потребовать представить дополнительные документы. В ходе камеральной проверки обнаружены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными

Нет, не может.

По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.

При обнаружении ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между имеющимися данными инспекция вправе потребовать от организации:

Дать письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям;

Устранить выявленные ошибки и (или) противоречия, путем внесения изменений в проверяемую декларацию (расчет).

Главбух советует: если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружила несоответствие данных, отраженных в отчетности, имеющимся у нее сведениям и запросила дополнительные документы, представьте их.

Законодательство не содержит норм, разрешающих запрашивать дополнительные документы при выявлении расхождений между показателями налоговой отчетности и данными, имеющимися в инспекции. Тем не менее в постановлении от 15 марта 2012 № 14951/11 Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность таких требований. Поэтому, если необходимые документы у организации есть и они подтверждают данные отчетности, целесообразно исполнить запрос инспекции.

Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке

Нет, не нужно.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным., уведомления утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189 . В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке , утвержденном).

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Налоговая ответственность наступает, если:

1) контрагент проверяемой организации:

Отказался представить документы о ее деятельности;

Уклоняется от исполнения этой обязанности;

Представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 10 000 руб.;

2) контрагент проверяемой организации несвоевременно представил запрошенную информацию о ее деятельности. В этом случае контрагента оштрафуют на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 5000 руб. Если в течение календарного года контрагента уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. ().

Чем грозит несвоевременная уплата авансовых платежей по налогу на прибыль

Если организация перечислила авансовый платеж по налогу на прибыль позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить ей пени (). Кроме того, инспекторы могут взыскать неуплаченную сумму авансового платежа с расчетного счета или за счет имущества организации (ст.). В этом требовании они укажут размер задолженности и срок ее погашения ().

Штраф на сумму неуплаченных авансовых платежей организации начислить не могут (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция принудительно взыскать разницу между расчетным и фактически уплаченным налогом. Организация перечисляет авансовые платежи по налогуна прибыль в размере меньшем, чем указано в декларации

Да, может.

Если организация занизила размер авансовых платежей по сравнению с суммой, заявленной в декларации, то у нее образуется задолженность перед бюджетом. Ведь перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль - обязанность, прописанная в пункте 2 . Подтверждает эту позицию и арбитражная практика (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Кроме того, за задержку авансовых платежей инспекция может начислить пени (ст. , НК РФ). Если фактическая сумма налога по итогам отчетного (налогового) периода будет меньше первоначально заявленной, то пени пересчитают .

Ситуация: должна ли налоговая инспекция пересчитать пени за перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль в меньшем размере, чем по первоначальному расчету. По итогам отчетного (налогового) периода налог к уплате меньше заявленных авансовых платежей

Да, должна.

Допустим, организация должна была перечислить в течение квартала авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала, но не перечислила их в срок. По итогам отчетного (налогового) периода сумма авансового платежа оказалась меньше общей суммы авансов, рассчитанных исходя из прибыли предыдущего квартала и заявленных ранее к уплате. Тогда и пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей инспекция должна уменьшить соразмерно. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 19 января 2010 г. № 03-03-06/1/9 , от 18 марта 2008 г. № 03-02-07/1-106 , ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127 и постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 .

Под соразмерным уменьшением следует понимать пересчет пеней исходя из суммы ежемесячного авансового платежа, которая определяется по формуле:

Пример соразмерного уменьшения пеней, начисленных за несвоевременное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль. По итогам отчетного периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, оказалась меньше заявленной первоначально

Организация рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Размер ежемесячного авансового платежа в I квартале 2017 года составляет 90 000 руб. Эту сумму организация должна была перечислить в бюджет 30 января, 28 февраля и 28 марта 2017 года. Общая сумма авансовых платежей, которые она должна была перечислить в I квартале, составляет 270 000 руб. (90 000 руб. ? 3 мес.). Организация перечислила эту сумму только 27 апреля 2017 года.

В течение января-марта 2017 года организация не перечисляла авансы по налогу на прибыль. Начиная с 31 января, 1 марта и 29 марта инспекция начисляла организации пени, общая сумма которых на 27 апреля 2017 года составила:
90 000 руб.* 1/300 ? ((86 дн. + 57 дн. + 29 дн.) * 10%) = 5160 руб.

Сумма налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет по итогам I квартала, составила не 270 000 руб., а 210 000 руб. Инспекция должна пересчитать пени (письмо ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127). Сумма пеней пересчитывается исходя из 1/3 суммы авансового платежа, рассчитанного по итогам отчетного периода. Скорректированная сумма ежемесячных авансовых платежей в I квартале 2017 года составляет 70 000 руб. (210 000 руб. : 3 мес.):

Месяц Сумма авансового платежа, с которой взимаются пени по итогам I квартала

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

  • Скачайте формы

Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам стоит хорошо изучить законодательство.

Только так возможно избежать допущения ошибок, приводящих к проведению камеральных проверок. Вынесенное ФНС решение может быть обжаловано через суд путем подачи искового заявления.

Основные моменты

Камеральная налоговая поверка проводится в течение 1-2 месяцев. Обычно точный момент её окончания не могут назвать даже осуществляющие её аудиторы.

Все зависит от большого количества самых разных факторов:

  • способа ведения бухгалтерской отчетности;
  • применяемых систем автоматизации;
  • используемой системы налогообложения ( , или иная).

При этом срок камеральной налоговой проверки не может превышать 3 месяцев. По итогом данной процедуры проводящие её сотрудники ФНС составляют специальный акт.

Он должен содержать полный перечень всех имеющихся в компании нарушений. Впоследствии дается некоторое время на их устранение.

В дальнейшем проводится повторная проверка. Объектом пристального внимания налоговиков являются неуплаченные налоговые сборы в пользу внебюджетных фондов и иные обязательные.

Руководителям и бухгалтерам всех предприятий в преддверии проверки рассматриваемого типа стоит в хорошо разобраться со следующими вопросами:

  • основные определения;
  • принятие решения;
  • правовая база.

Срок составления акта с результатами проверки не должен превышать 10 дней. Данный момент обозначается в действующем на территории РФ законодательстве.

Определения

Основополагающими понятиями являются следующие:

  • камеральная проверка;
  • ФНС – Федеральная налоговая служба;
  • налогоплательщик;
  • налоговая система;
  • отчетность.

Под термином «камеральная проверка» понимается анализ ведения финансовой деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя.

Проверяется документация следующих типов:

  • налоговая декларация;
  • бухгалтерская отчетность (в бумажном и электронном виде).

Проверка данного типа включает в себя действия следующего рода:

  • правильность вычисления налоговой базы и самого налога перед его уплатой;
  • сопоставление всех отображенных в отчетности показателей.

Максимальное внимание уделяется показателям, введенным в налоговое законодательство относительно недавно.

Именно поэтому налогоплательщикам данной категории стоит пристальное внимание уделять именно нововведениям. Чаще всего всевозможные ошибки возникают в связи с ними.

В нем обозначаются все обнаруженные в процессе проверки несовпадения при проведении сведения налоговой отчетной документации.

В течение следующих 5 дней предприятие имеет право сформировать пояснения ко всем претензиям Федеральной налоговой службы.

Относительно недавно были введены новые поправки в законодательство – 01.01.14 г. к . Данный момент подтвержден редакцией .

Именно на основании этого нормативно-правового документа возможно предоставление объяснений о полученных убытках.

Правовая база

Затрагивающая процедуру проведения камеральной проверки нормативно-правовая база достаточно обширна. Она включает в себя большое количество документов.

К наиболее важным можно отнести следующие:

ст.№88 НК РФ Предусматривается возможность проведения камеральной проверки
Истребование необходимых для проверки документов у плательщика налогов
Право требования ФНС документации и различных данных у контрагентов
Право налоговиков на допрос свидетелей
Проведение экспертизы
Когда допускается участие переводчика, эксперта в иной сфере
, Проведение осмотра предметов и различных дополнительных документов, других материалов
Данный НПД устанавливает 10-дневный срок для составления акта с обозначением всех выявленных нарушений

Бухгалтерам, чью работу будут проверять налоговые инспектора, стоит изучить не только статьи Налогового кодекса РФ, но также федеральное законодательство.

Важно следить за всеми нововведениями и реформами. Так можно избежать необходимости пояснять допущенные ошибки и иных неприятностей.

Сколько длится камеральная проверка

Длительность камеральной проверки устанавливается действующим на территории РФ законодательством. Но она может в определенных пределах варьироваться в зависимости от самых разных факторов.

Стоит прояснить некоторые немаловажные вопросы:

  • по НДС;
  • налоговая декларация;
  • проверка фондом социального страхования;
  • как скоро выносят решение;
  • когда можно предоставить возражения на акт.

По НДС

Камеральная проверка по налогу на добавочную стоимость имеет некоторые важные особенности.

Самая важная – налоговый орган имеет право требовать подтверждения от налогоплательщика права на использование .

В качестве него могут выступать следующие документы:

  • обозначающие факт уплаты налогового сбора при ввозе товара на территорию РФ;
  • подтверждение уплаты суммы налогов, удержанных налоговыми агентами.

Полный перечень документов, могущих выступать в качестве подтверждения права использования вычетов при НДС, обозначается Российской Федерации.

Данный вопрос подробно освещается в судебной практике. Нередко по поводу использования вычетов по у налоговых органов возникают всевозможные вопросы.

Подробно такие ситуации освещаются в судебной практике. Например:

Возможность осуществлять требование обозначается в ст.№172 НК РФ. Конституционный Суд РФ определил неправомерность привлечения к ответственности за отказ предоставить в ФНС подтверждения на использование вычетов по НДС.

Но распространяется это лишь на не обозначенные в . В противном случае может быть наложен штраф.

Длительность самой камеральной проверки составляет стандартные 3 месяца. При появлении осложняющих факторов возможно увеличение её продолжительности более этого срока.

Налоговой декларации

Налоговая декларация подается в установленный законодательством срок. Он может существенно различаться – в зависимости от используемой схемы уплаты налогов, даты регистрации предприятия, формы собственности и иных важных факторов.

Видео: что может истребовать налоговая в ходе камеральной проверки?

Право на проведение камеральной проверки декларации возникает с момента её подачи. Длительность этой процедуры является стандартной. Обозначается в ст.№88 НК РФ.

В некоторых случаях продолжительность данного периода может быть увеличена – причем на любой срок. Возможно подобное при представлении налогоплательщиком уточненной декларации.

Регламентируется этот момент п.9.1 ст.№88 НК РФ. Все представленные налогоплательщиком документы в дальнейшем могут быть использованы для проведения налогового контроля ФНС.

Фондом социального страхования

С момента создания государственных внебюджетных фондов страхования сотрудники данных учреждений имеют право проводить камеральные проверки плательщиков.

Причем осуществляемый ими надзор не менее пристален. ФСС и ПФР будут искать различные масштабные схемы уклонения от перечисления средств в свою пользу.

Причем свидетельствами от уклонения может послужить множество косвенных признаков. Минимальное наказание представляет собой необходимость выплаты не перечисленных взносов.

Сама процедура проведения проверки имеет мало отличий от аналогичной осуществляемой ФНС. Это касается как необходимых документов, так и порядка проведения. Аналогичным образом обстоят дела со сроком осуществления.

ФСС дается законом 3 месяца на проверку. Но права работников Фонда социального страхования существенно ограничены по сравнению с налоговиками.

Невозможно изъятие документов, проверка помещений. Все наиболее важные вопросы раскрыты в

Данный нормативно-правовой документ не имеет отношения к налоговому законодательству. Это следует учитывать самим сотрудникам ФСС и руководителю, бухгалтеру проверяемого предприятия.

Как скоро выносят решение

Конечное решение по поводу проводимой проверки предприятия ФНС, ФСС или же ПФР должны выносить в течение 3 месяца с её начала. Нарушение данного срока недопустимо.

В противном случае руководитель предприятия имеет право подать по месту расположения проверяющего органа.

Но данный отрезок времени может быть увеличен – в некоторых отдельных случаях.

Когда можно предоставить возражение на акт

После формирования по результатам проведения камеральной проверки предприятие может осуществить .

Для реализации данного действия отводится ограниченное количество времени – не более 1 месяца.

По возможности стоит приложить к акту проверки документальное письменное подтверждение позиции предприятия по поводу несогласия.

Как быть при нарушении сроков государственным органом

При нарушении сроков проведения камеральной проверки государственными органами юридическое лицо имеет прав обратиться в суд.

Но подобная ситуация никак не влияет на обоснованность требований ФНС об уплате недостающих платежей.

Данный момент отражается в п.9 Информационного письма

Камеральная проверка представляет собой серьезное мероприятие. Стоит заранее к нему подготовиться и ознакомиться с действующим законодательством, всеми его нововведениями.

Иначе возможно возникновение каких-либо штрафных санкций.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Камеральная проверка - сроки проведения для этой формы налогового контроля определены законодательством о налогах и сборах. Рассмотрим подробнее, с какого момента начинается данная проверка, сколько длится, когда заканчивается, а также расскажем о других особенностях указанной формы контроля.

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики .

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день).

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой - снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь .

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов - социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) - физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта .

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним - 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же - 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Подробнее об этом читайте .

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

  • ;
  • .

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

В статье подробно будет рассмотрено, что является камеральной проверкой, какие цели она преследует, будут определены основные особенности, сроки и место ее проведения. Оформлению и обжалованию результатов проверки будет уделено отдельное внимание.

Камеральный налоговый контроль

Камеральная проверка - что это? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно сказать несколько слов в целом о проверках, проводимых налоговыми органами.

Являясь эффективным средством позволяют добиться единообразия применения норм права в сфере налогообложения, соблюдения и четкого следования данным нормам. Выделяют два вида проверок:

  1. Камеральная (КНП).
  2. Выездная (ВНП).

КНП является более эффективной по сравнению с выездной, так как позволяет охватить большее число налогоплательщиков в силу своей специфики.

Камеральная проверка - что это? Какие цели она преследует и какими принципами руководствуется? Об этом ниже.

Проведение КНП регламентируется нормами НК РФ, Методическими рекомендациями по ее проведению и утвержденными формами документов по данной проверке.

Цели КНП

Основными целями, на достижение которых направлена камеральная проверка, являются:

  1. Контроль за правильностью применения норм налогового права.
  2. Обнаружение и пресечение налоговых правонарушений.
  3. Проверка правомерности заявленных льгот и вычетов, отраженных в налоговой декларации.

Право на проведение камеральной налоговой проверки относится к компетенции налоговых органов РФ.

Принципы, определяющие сущность КНП

Принципы камеральной проверки составляют по сути особенности ее назначения и проведения.

  • Предмет проверки: предметом КНП являются представленные налогоплательщиком документы, а также документы, находящиеся в распоряжении у инспекции.
  • Место проверки: КНП, в отличие от ВНП, осуществляется в налоговой инспекции, а не у проверяемого лица.
  • Лица, ведущие проверку: как было указано выше, проведение проверки возложено на должностных лиц, наделенных специальными полномочиями. Особого разрешения на проведение проверки не нужно.
  • Период времени, охватываемый проверкой: период, указанный в декларации.

Сроки камеральной проверки

КНП ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности.

Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки - дата получения этой декларации налоговым органом.

Получение документов в рамках КНП

Истребование информации в рамках КНП производится в следующих случаях:

  1. В случае обнаружения в ходе проведения проверки ошибок, несоответствия и разногласий между данными, содержащимися в представленной декларации с данными в подтверждающих документах или информацией, имеющейся в налоговом органе, отдел камеральных проверок вправе потребовать от налогоплательщика пояснений или исправить неточности в представленной декларации.
  2. Если в представленной в инспекцию налог к уплате меньше, чем в первичной, инспектор вправе потребовать пояснения и документы, обосновывающие правомерность такого уменьшения.
  3. Подобные пояснения придется предоставить также, если в декларации заявлен убыток. Только в данном случае они будут касаться обоснованности заявления данного убытка.
  4. Дополнительно потребуется также подтверждать налоговые льготы, заявленные в декларации.
  5. При возмещении НДС инспектор может запросить документы, которыми подтверждается правомерность заявления вычета.

Иные документы налоговый орган затребовать не вправе.

Установив принципы и цели, которыми руководствуется камеральная проверка, что это дает налогоплательщику и какие особенности проверки вытекают из этого, разберем основные этапы и направления проведения данного вида налогового контроля, а также особенности оформления и обжалования результатов проверки.

Этапы проведения КНП

Условно можно выделить несколько этапов проведения КНП:


Направления проведения КНП

При проведении проверки камеральный отдел:

  1. Сравнивает показатели представленной декларации с данными декларации по тому же налогу за прошедший период.
  2. Проводит анализ показателей представленной декларации и показателей деклараций по другим налогам.
  3. Общий анализ данных, содержащихся в декларации с данными налогового органа.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте. Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений. Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Обжалование результатов камерального налогового контроля

Если лицо не согласно с выводами, отраженными в акте, оно может направить в инспекцию свои возражения в целом по всему акту или на отдельные его положения.

Возражения должны быть представлены в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца с момента получения акта.

Возражения налогоплательщика рассматриваются в течение 30 календарных дней с момента получения последним акта проверки, и после их рассмотрения выносится решение.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц после его получения налогоплательщиком, в случае если оно не обжаловано в апелляционном порядке.

Лицо, не согласившее с вынесенным решением, вправе подать в течение месяца апелляционную жалобу на него, которая должна быть рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение 30 дней.

Решение, вынесенное данной инстанцией, вступает в силу с даты его подписания и обжаловано может быть только в судебном порядке.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что вопрос о том, камеральная проверка - что это, освещен в полной мере.

Камеральная проверка проводится абсолютно по любой декларации, которую вы сдаете в инспекцию. Особо опасна камеральная налоговая проверка, если налоговики запросят дополнительные документы. В этом случае компании точно пригодятся надежные аргументы для защиты от доначислений. Мы привели их в статье.

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее - налоговая отчетность).

Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит .

Проведение камеральной проверки

Факт представления отчетности - первое, что проверяется в ходе камеральной проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации.

Кроме того налогоплательщику грозит ответственность по . Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи и НК РФ).

В случае, если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная проверка прекращается и начинается новая на основе представленной налоговой декларации.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Важно !

При налоговых проверках предоставить документы, подтверждающие выбор контрагента. Сделать это за минуту можно в сервисе " ". Введите ИНН или название компании и распечатайте сформированные программой документы.

Срок камеральной налоговой проверки

Периодичность проведения камеральных налоговых проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется.

О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями (подробнее об этом ниже).

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

Этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

  • проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
  • проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
  • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Когда проводится камеральная налоговая проверка, налоговый орган может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Такое право предоставляют налоговым органам статьи , и НК РФ.

Истребованы могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в виде заверенных должным образом копий.

Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную , - штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый орган в соответствии со вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку.

Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 10000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение трех дней после получения запроса.

Помимо Налогового кодекса ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена в . Она предусматривает штраф с граждан от 100 до 300 руб. и с должностных лиц организации от 300 до 500 руб. Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

Оформление результатов камеральной проверки

Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. А узнать, планируют ли налоговики в отношении вашей компании проверки можно в статье "План налоговых проверок юридических лиц на 2018 год" .

Акт камеральной налоговой проверки

В отличие от выездной проверки, обязательное составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Налоговики составляют документ лишь в том случае, если были установленны ошибки.

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по проверке

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность.

Кроме того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности.

Так же, указывается пункт статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку. Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем. Если такими способами вручить решение налогоплательщику или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.

Выбор редакции
Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела». Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности...

Для изучения сегодняшней темы нам необходимо повторить, какое уравнение называется уравнением-следствием, какие теоремы «беспокойные» и...

Самостоятельная работа по теме: I вариант 1. Для предельных углеводородов характерны реакции: а) горения, б) замещения, в)...

Юргамышский филиал ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» Сборник самостоятельных работ по химии по разделу «Непредельные...
КОММУНИКАЦИЯ ВОДНЫХ Млекопитающих Звуки как сигналы. имеют уши, состоящие из наружного отверстия, среднего уха с тремя слуховыми...
Бороздя просторы интернета, я наткнулся на фото одной интересной птички. Она меня просто потрясла своим красочным оперением, которое...
Сытно, вкусно, просто тает во рту! В ней заключены все детские мечты! Но не только малыши влюблены в этот продукт, мы все легко...
Канарский канареечный вьюрок или Serinus canaria - подробное описание, фото, видео, особенности содержания и разведения в домашних...
Чайки у многих людей ассоциируются с морем, и по этой причине воспеты в стихах, художественных и музыкальных произведениях. Орнитологами...