Аудиторская проверка является ежегодной и обязательной для. Критерии обязательного аудита. Правила подачи аудиторского заключения


"Новая бухгалтерия", 2007, N 12

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае - аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.
<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).
  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма - ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС - 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 - Кредит 60

  • 100 000 руб. - отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 - Кредит 60

  • 18 000 руб. - учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19

  • 18 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 - Кредит 60

  • 118 000 руб. - отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности - 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

Одной из составляющих годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является аудиторское заключение , подтверждающее достоверность . Причем в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, эта составляющая отчетности тоже становится обязательной.
Круг лиц, подлежащих , устанавливается ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В конце декабря прошлого года эта статья была изменена в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ. Причем в ст. 2 Закона N 400-ФЗ уточняется, что он вступает в силу с 1 января 2011 г., но положения новой редакции ст. 5 Закона N 307-ФЗ применяются к отношениям, которые возникают при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций уже начиная с отчетности за 2010 г.
Проще говоря, новым перечнем лиц, подлежащих обязательному аудиту, нужно руководствоваться прямо сейчас, когда вовсю идут аудиторские проверки отчетности за 2010 г. А поскольку этот перечень изменился, на практике получается, что одним организациям, которые раньше не подлежали обязательному аудиту, теперь придется срочно приглашать аудиторов, в то время как другим, которые, возможно, уже заключили договор на проведение обязательного аудита, можно будет такую проверку и не проводить.

Новые "обязанные"...

В дополнение к тем организациям, которые должны были проходить обязательный аудит и раньше - как, например, кредитные организации, товарные и фондовые биржи, страховые организации и другие, - в перечень "обязанных" были добавлены:
- валютные биржи;
- клиринговые организации;
- управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- а также организации, которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений).
Все эти организации должны в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. представить в том числе и аудиторское заключение. И если они еще не заключили договор на проведение обязательного аудита, им нужно не мешкая выбирать аудитора и заключать такой договор.

...и больше не "обязанные"

Но есть и такие организации, для которых аудит стал необязательным .
Дело в том, что в новой редакции п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ существенно повышены предельные значения объема выручки от продаж и валюты баланса , при которых организация становится обязанной проходить обязательный аудит.
Напомним, раньше эти лимиты составляли 50 млн руб. для выручки и 20 млн руб. для суммы активов баланса на конец года, предшествовавшего отчетному.
Новые же лимиты выглядят так:
- объем выручки от продажи продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, - свыше 400 млн руб.;
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, - более 60 млн руб.
Обратите особое внимание на то, что эти два лимита соединены союзом "или". Это значит, что для установления обязательности аудита достаточно, чтобы имел место только один из критериев. Иными словами, совершенно не обязательно, чтобы одновременно наблюдалось превышение и объема выручки, и активов одновременно. Например, фирма может иметь валюту баланса на уровне 5 млн руб., но при этом годовую выручку в размере 550 млн руб. - и тогда она однозначно будет подлежать обязательному аудиту.
Проверку на соблюдение лимитов нужно проводить на основании данных отчетности за год, предшествовавший отчетному. Как разъяснялось в п. 8 Информационного сообщения Минфина России N 3 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 307-ФЗ (опубликовано в ноябре 2009 г.), исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете" и "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Значит, вопрос о том, нужно ли проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., нужно решать исходя из показателей отчетности за 2009 г., то есть с учетом суммы выручки, отраженной в строке 010 формы N 2 за 2009 г., и валюты баланса (суммы активов) по состоянию на конец 2009 г. (строка 300 формы N 1 за 2009 г.).
Учитывая изменение лимитов, получается, что, например, организация, которая по данным отчетности за 2009 г. имела выручку в размере 300 млн руб. и сумму активов баланса 35 млн руб., теперь не обязана проходить обязательную аудиторскую проверку и включать в состав отчетности за 2010 г. аудиторское заключение.
Безусловно, в случае, если договор на проведение аудита уже был заключен, в том числе и до принятия Закона N 400-ФЗ, отказываться от его исполнения не обязательно. Можно пройти проверку, получить аудиторское заключение в установленные договором сроки и предоставить его заинтересованным пользователям в составе отчетности, а также воспользоваться рекомендациями и выводами аудиторов для повышения качества отчетности и совершенствования учетного процесса в организации.
С другой стороны - особенно в случаях, когда аудиторы еще не приступали к проверке или если проверка только началась, - возможно и расторжение договора оказания аудиторских услуг в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и конкретными условиями договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Однако, как правило, при расторжении договора придется оплатить ту часть работы аудиторов, которая уже была выполнена к моменту отказа от их услуг.

К сведению. Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности
В преддверии сдачи годовой отчетности Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Рекомендации, содержащиеся в Письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01, направлены на повышение качества аудита бухгалтерской отчетности организаций.

Аудиторская проверка – это процедура независимой оценки финансового состояния предприятия. Главная цель, которую преследует аудиторская проверка – выявить ошибки в бухгалтерской отчетности и дать руководителю объективные и точные сведения о состоянии документооборота его фирмы. может быть одного из двух видов: добровольный , когда в качестве инициатора выступает сам руководитель, либо обязательный , то есть предписанный законодательством. Для проведения аудита привлекаются сторонние аудиторские фирмы.

Для кого аудит обязателен?

Перечень предприятий, которые обязаны ежегодно организовывать аудиторскую проверку, присутствует в ФЗ «Об аудиторской деятельности». К таким предприятиям относятся следующие:

  • Предприятия, занимающиеся клиринговой или страховой деятельностью.
  • ПИФы, пенсионные и акционерные фонды, а также негосударственные внебюджетные фонды.
  • Финансовые учреждения, а именно банки, МФО и прочие.
  • Валютные, товарные и фондовые биржи.
  • Публичные акционерные предприятия.
  • Фирмы, публикующие свою отчетность в свободном доступе.
  • Прочие фирмы, ежегодный доход которых превышает 400 млн рублей, а также компании, имеющие активы на сумму более 60 млн рублей на конец отчетного периода.
  • Организации, уставный которых на четверть или более состоит из государственных денег.

Кроме того, обязательный аудит проводится, если фирма:

  • претендует на получение кредита (проверка может быть одним из требований банка);
  • заключает крупную сделку либо претендует на инвестиции;
  • участвует в тендере.

Принципы обязательного аудита

Обязательная аудиторская проверка требует от аудиторов более ответственного подхода, чем добровольная. Деятельность проверяющего должна базироваться на ряде принципов:

  1. 1. Ревизия производится в полном объеме. Исследованию подвергаются:

Хозяйственная деятельность фирмы;

Бухгалтерский баланс;

Запасы материальных ценностей;

Расчеты с бюджетом и учредителями;

Обязательства фирмы перед кредиторами.

Если у фирмы есть филиалы и представительства, они тоже должны быть проверены.

  1. 2. Вывод аудитора должен быть абсолютным: предоставленная либо достоверна, либо нет.
  1. 3. Лицо, осуществляющее аудит, следует правилам процедуры, установленным регулирующим ФЗ.

Как проводится обязательный аудит?

Дата начала процедуры зависит от объема работ, которые должен будет проделать аудитор – необходимо, чтобы проверка была завершена к окончанию отчетного периода. Для обязательного аудита рекомендуется поэтапное исполнение. Этапы следующие:

  1. 1. Прежде всего аудиторы анализируют текущее состояние фирмы с целью выявить предположительный объем работ. Это необходимо для обоснования стоимости услуги.
  1. 2. С заказчиком подписывается соглашение, условия которого определяются путем переговоров. Также должен принять участие в формировании рабочего задания.
  1. 3. Производится проверка бухгалтерской отчетности. На этом этапе оценивается не только достоверность информации, изложенной в документах, но степень соответствия документооборота нормам закона.
  1. 4. Формируется комплекс рекомендаций по совершенствованию системы документооборота для руководителя. Также заказчику предоставляется отчет о выявленных недочетах – каждый вывод аудитора обоснован документально.
  1. 5. Составляется аудиторское заключение – официальный документ, содержащий субъективное мнение проверяющего о достоверности бухгалтерской информации фирмы. Все данные, прописанные в заключении, являются тайными и не могут быть разглашены.

Какие преимущества от обязательного аудита получает руководитель?

Преимущества обязательной проверки заключаются в следующем:

  • Ошибки в бухгалтерском учете своевременно исправляются – это позволяет свести к минимуму налоговые и финансовые риски компании.
  • Выявляются нарушения в действиях должностных лиц – аудит позволяет снизить риск оппортунистического или мошеннического поведения персонала.
  • Стабилизируется , что дает возможность избежать штрафов.
  • Весь документооборот приводится в соответствие требованиям законодательства.

Правила подачи аудиторского заключения

Начиная с 2014 года, аудиторское заключение по обязательной проверке сдается не в налоговую инспекцию, а в органы статистики по месту регистрации фирмы. Установлены следующие сроки:

  • В течение трех месяцев после окончания отчетного периода (то есть вместе с бухгалтерскими документами).
  • В течение 10 дней после формирования аудиторского заключения, но до конца года, следующего за отчетным.

Новые правила более лояльны к предприятиям, так как дают им возможность проводить аудит целый год.

За несвоевременное предоставление заключения назначаются штрафы:

  • Должностные лица штрафуются на сумму от 300 до 500 рублей.
  • Юридические лица вынуждены выплатить от 3 до 5 тысяч рублей.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ " " (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " " или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит проводится, в соответствии с , в случаях, перечисленных в этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. ().

Обязательный аудит проводится ежегодно ().

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " "). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. "д" раздела " " информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

Таким образом, первоначальная редакция не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью ().

Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе .

Хозяйственная деятельность организации требует повышенного внимания к активам, ресурсам и денежному обороту. Для выявления ошибок применяется аудиторская проверка. Что в 2019 году являет собой обязательный аудит для ООО?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для юридических лиц в России наиболее популярной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью. Большая часть малого и среднего бизнеса регистрируется в качестве ООО.

При этом предполагается соблюдение определенных требований, одним из которых является проведение аудиторских проверок. Как в 2019 году проводится обязательный аудит для ООО?

Что нужно знать

Кроме того, таким образом можно убедиться в правильности составления отчетности и предотвратить возникновение неожиданных штрафов и возросших налогов.

Проведением аудита занимаются независимые аудиторские фирмы. Обязательным требованием к ним является наличие на осуществление аудиторской деятельности.

Услуги аудиторов предоставляются на платной основе. Но данные расходы более чем целесообразны, поскольку некоторые ошибки в отчетности могут привести к весьма серьезным потерям.

Какова его роль?

Проведение аудита предполагает не только проверку бухгалтерской деятельности. По итогам проверки можно провести анализ взаимодействия между различными отделами и службами и бухгалтерией.

На основе аудиторских выводов можно оценить эффективность работы предприятия в целом, определить основные риски и устранить значимые изъяны в производственной деятельности.

Положительное аудиторское заключение становится:

Гарантом надежности организации как коммерческого партнера и соблюдения законодательных норм Для контрагентов
Подтверждением факта достоверности прибыли и формировании ее в соответствии с нормами бухучета Для собственников
Доказательством эффективности деятельности, надежности системы внутреннего контроля, правильном формировании активов и пассивов Для исполнительного органа
Свидетельством соблюдения Трудового Кодекса Для сотрудников
Указанием на высокую степень надежности налогового и бухгалтерского учета, низкую вероятность выявления ошибок и доначислений налогов Для налогового органа

Аудиторское заключение о достоверности отчетности за определенный период выдается по итогам обязательного .

Также руководству представляется отчет о проверке с указанием на обнаруженные нарушения либо искажения учета и рекомендациями по их выправлению.

Организация, подлежащая обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в Росстат вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Подача заключения осуществляется в десятидневный срок с момента завершения аудиторской проверки, но не позже тридцать первого декабря следующего за отчетным года.

Правовое регулирование

Для новой организации первым отчетным годом числится временной интервал:

Проверяемые объекты

Аудиторская проверка заключается в сборе аудиторских доказательств, их оценке и анализе. При этом перечень проверяемых объектов зависит от применяемого метода проверки.

Аудиторская проверка может быть:

Сплошная Тщательно изучаются все первичные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность
Выборочная Бухгалтерские документы проверяются выборочно посредством случайного отбора документов, с выбором документов по нумерации через равные интервалы либо комбинированно
Комбинированная Сочетает методики сплошной и выборочной проверок. Малочисленные операции проверяются сплошным методом, а операции с большим объемом – выборочно
Документальная Ограничена проверкой первичных и сводных бухгалтерских учетных документов и отчетности. Осуществляется без посещения аудируемого объекта и без проведения инвентаризации
Фактическая Происходит с посещением проверяемого объекта

Документальная и фактическая проверки могут проводиться сплошной, выборочной или комбинированной методикой.

Порядок проведения

Аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа:

Планирование и организация На данном этапе проведение аудита обсуждается с клиентом. Происходит знакомство с финансовой и хозяйственной деятельностью организации. Изучаются факторы, оказывающие воздействие на деятельность субъекта. Оценивается система внутреннего контроля. Составляется и согласовывается общий план и программа аудита. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки
Сбор аудиторских доказательств Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу
Завершение проверки Аудиторские доказательства обобщаются и анализируются. Результаты аудита сообщаются руководству аудируемого ООО. Составляется аудиторское заключение

Начисление штрафов

Если не проводить обязательный аудит, то ООО грозит штраф. Предусмотрено это и п.11 ст.15.23.1 .

Согласно данным нормативам могут быть оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей либо дисквалифицированы на срок до одного года.

Что касается юридических лиц, то за подобное нарушение им грозит штраф от пятисот до семисот тысяч рублей.

Если аудиторская проверка проведена, но заключение не предоставлено в Росстат или подано с опозданием, предусмотрении административный штраф, определенный .

Должностное лицо штрафуется на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей, а организация – от двадцати до семидесяти тысяч рублей.

За повторное нарушение штрафы возрастают – тридцать-пятьдесят тысяч рублей и сто-сто пятьдесят тысяч рублей соответственно. Подавать аудиторское заключение в налоговую не нужно, поскольку оно не включено в состав бухгалтерской отчетности.

Но если аудируемая отчетность ООО публикуется, то согласно должно публиковаться и аудиторское заключение.

Делается ли при перерегистрации АО в ООО

Отмечает, что преобразование юридического лица считается реорганизацией.

В соответствии с законом о госрегистрации юрлиц реорганизация числится завершенной после официальной регистрации нового юрлица, при этом преобразованное юридическое лицо считается завершившим свою деятельность.

Таким образом, при перерегистрации АО в ООО получается, что одна организация прекратила свою деятельность, а другая стала вновь созданным юрлицом.

Подлежит ли обязательному аудиту ООО в данном случае? С 1.09.2014 в силу вступили поправки в гражданское законодательство. Большая часть их касается юрлиц.

Отсюда следует, что хотя при реорганизации и возникает ООО, которое в первый год своей деятельности не подлежит проверке, аудит необходим для АО.

Помимо того существует такое понятие как аудиторская проверка специального назначения. Таковая проводится при или организаций.

Ее целью является подтверждение правильности отчетности, стоимости активов и обязательств. В процессе специального аудита ревизуются соответствие законодательным нормам учредительных документов.

В завершение проверки готовится аудиторское заключение с положительным или отрицательным результатом.

Обязательный аудит позволяет сделать «прозрачной» финансовую документацию. Это в свою очередь говорит о честности и открытости бизнеса.

Объективное мнение аудитора позволяет выявить многие риски и устранить существенные ошибки. Поэтому в последнее время многие организации, не подлежащие обязательной аудиторской проверки, заказывают инициативный аудит.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Выбор редакции
Его традиционно готовят в Грузии. На протяжении долгих лет рецепт чачи передавался из поколения в поколение. Если вы хотите проверить...

Вяленая дыня - это отличный вариант здоровой закуски или десерта. Ее можно подать к обеду, взять с собой в дорогу или просто перекусывать...

Каждый начинающий, приступающий к гаданию на колоде Таро, должен соблюдать общие правила выполнения раскладов. Следование этим принципам...

Рамэн представляет собой пшеничную лапшу в бульоне, поверх которой укладывают самые разные добавки: свинину, приготовленную особым...
Есть люди, верящие, что карты Таро - средство, позволяющее узнать, что готовит будущее. Есть люди, считающие карты Таро руководством,...
Невероятные факты Одним из самых приятных звуков для наших ушей является смех, а самый сильный смех часто вызван щекоткой. Родители...
17.04.17 327 067 6 Для всех, кто оплачивал вуз, детский сад или автошколу В этом году налоговая заплатит мне 33 тысячи рублей. Это...
Абсолютное большинство людей на нашей планете боятся щекотки. В этом выпуске мы расскажем о том, почему так происходит и для чего...
Папоротник пригоден в пищу в двух видах: орляк и страусник. Последний часто растет в квартирах и домах в качестве декоративного растения,...