Презентация на тему "нарушения норм литературного языка". Презентация на тему "Орфоэпические нормы современного русского языка" презентация к уроку по русскому языку (класс) на тему Презентация литературный русский язык нормы их изменчивость


Слайд 2

«Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Слайд 3

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

Слайд 4

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Проверь себя!

Слайд 5

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Тестовое задание.

Слайд 6

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Проверь себя!

Слайд 7

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

Слайд 8

I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки Тестовое задание.

Слайд 9

V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО,проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Слайд 10

Проверь себя!

Слайд 11

Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

Слайд 12

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снегбился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Сравни свой текст с исходным

Слайд 13

1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Слайд 14

5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

Слайд 15

Проверь себя!

Слайд 16

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чемне сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре. Синтаксические нормы.

Слайд 17

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Слайд 18

Проверь себя!

Слайд 19

1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты


Понятие культуры речи

Что такое «культура речи»?

  • умение четко, ясно, грамотно выражать свои мысли, способность воздействовать на слушателей;
  • как особая лингвистическая дисциплина это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм.

Понятие культуры речи

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Языковой компонент

Коммуникативный компонент

Языковые нормы (орфографические и др.)

Этический компонент

Коммуникативные нормы (соблюдение требований точности, понятности, чистоты речи, владение стилями речи)

Этикет делового письма, этикет устного общения


Понятие нормы языка

Языковая норма – основной признак литературного языка.

Под нормой понимается совокупность правил употребления слов, их грамматических форм, правил произношения, словообразования, действующих в данный период литературного языка; правила словоупотребления.


  • Акцентологические (ударение)
  • Орфоэпические (произношение звуков и их сочетаний)
  • Лексические (правильный выбор слов с учетом их значений)
  • Фразеологические (правильное употребление устойчивых сочетаний)
  • Словообразовательные (образование слов и их строение)

  • Орфографические
  • Пунктуационные
  • Грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи)
  • Синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании)
  • Стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов)

1) послалА в магазин

2) давнИшний

1) недУг

3) крЕмень

2) согнУтый

1) дОбела

3) врУчит медаль

4) кОрмящий

2) ерЕтик

1) нАчавшийся

2) позвАла гостей

4) сливОвый

3) откупОрил

3) газопрОвод

4) нАчатый

4) дОверху

Орфоэпические нормы

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


2) Сувенир – подарок ко дню рождения.

3) Актуальный – очень важный, злободневный.

4) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.

Лексические нормы

Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?


2) Абсолютный

3) Идеальный

4) Безупречный

Лексические нормы

Какое слово имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?


2) Своими словами передать

3) Своими глазами увидеть

4) Своими руками сделать

Фразеологические нормы

Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»?


2) Загородный, задушевность, закатиться

3) Заземленный, замшевый, заикаться

4) Заквасить, занозить, закадычный

Словообразовательные нормы

В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?


  • К_лейдоскоп, мет_морфоза, эвк_липт, ам_ральный
  • Ст_тистика, эт_жерка, льтр_мариновый, п_стамент
  • К_раван, к_нцерт, п_нтомима, ф_милия
  • П_радокс, тр_мплин, г_рмония, ш_мпиньон

Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пишется буква А ?


  • Освобожде__ая деревня, бракова__ый товар, ружье заряже_о
  • Линова__ая тетрадь, моще__ая дорога, змеи__ый яд
  • Дрессирова__ые собаки, глиня__ый горшок, игрушки разброса__ы
  • Бронирова__ый автомобиль, рискова__ый поступок, соломе__ая шляпка

Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пишется НН?


  • Чтение вот лучшее учение.
  • Гений это терпение.
  • Его жизнь как легенда.
  • Жить Родине служить.

Пунктуационные нормы

В каком предложении не надо ставить тире?


  • Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации чтобы прийти к такому пониманию счастья.
  • Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах.
  • Земля казалось во много раз увеличила силу своего притяжения.
  • С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.

Пунктуационные нормы

В каком предложении нет вводных конструкций?


1)лягте на землю

2) килограмм вафлей

1) веселее всех

3) пятисот семидесяти шести рецензий

2) пять блюдец

1) двести килограммов

3) поезжай к князю

4) страннейший случай

2) день именин

1) жгет дрова

2) в трехстах шагах

4) пятидесятью пятью способами

3) более твердо

4) с пятидесятью солдатами

3) более красивое представление

4) килограмм макарон

Грамматические нормы

Укажите пример с ошибкой

в образовании формы слова


Прочитав статью профессора,

1) у нас возникло много вопросов относительно посылок теории.

2) оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг.

3) у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы.

4) я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души.

Грамматические нормы

Выберите грамматически правильное продолжение предложения


1) В романе-эпопее «Война и мир» немало батальных сцен.

2) Те из нас, кто катался в этот холодный зимний день на лыжах, обморозили лицо и руки.

3) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор - это знаменательное событие для команды.

4) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, живших в двадцатом веке.

Грамматические нормы

Найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксической нормы)


В организме человека насчитывается около 200 типов всяких клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, сначала обработав специальными растворами, которые, сохраняя строение клетки, делают ее проницаемой для красителя.

Стилистические нормы

Определите стиль текста, назовите слова,

которые можно заменить более соответствующими данному стилю


  • функция защиты языка (нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия)
  • функция отражения истории языка (нормы отражают то, что сложилось в языке исторически)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

1. Произношение гласных а) редукция: количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке речи в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога. б) отсутствие /о/ в безударном положении: молоко - м/а/л/а/ко золото - зол/а/т/а/ дорогой - д/а/р/а/г О й.

в) переход /и/ в /ы/ в позиции после твердых согласных: без/ы/глый г) произношение /ы/ после /ж/, /ш/, /ц/: ж/ы/ть, ш/ы/ть д) аканье: в/а/да, п/а/эт иканье: л/и/теть ыканье: к сож/ы/лению, лош/ы/дей

2. Произношение согласных а) обязательное смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ : /с/иний, /с/ерый, но сэр б) оглушение согласных на конце слова: горо(т), са(т)

в) уподобление согласных качеству последующего звука по признаку мягкости/твердости, глухости/звонкости: /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба

г) сочетания чн как шн: було/шн/ая и булочная, молочный и моло/шн/ый, пшени/шн/ый и пшеничный, лаво/шн/ик и лавочник, булочная и було/шн/ая, сливо/шн/ое и сливочное, я/шн/евая и ячневая, но коне/шн/о, ску/шн/о, яи/шн/ица

д) в неопределенной форме глагола на месте -ться произносится -цца: улыба/цц/а, развива/цц/а е) сочетание букв зж произносятся как двойное мягкое /жьжь/: уезжаю-уежьжьаю вожжи-вожьжи

3. Произношение заимствованных слов а) твердые согласные перед е: в словах, обозначающих понятия зарубежного быта: пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль; в собственных именах, фамилиях: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен; в терминологии: интервью, модернизация.

б) перед [е] согласные смягчаются если заимствованные слова уже освоены русским языком: к[р"]ем, ака[д"]емия, факуль[т"]ет, му[з"]ей, ши[н"]ель в) согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к"]ет, [г"]ейзер, [к"]егли, с[х"]ема

Ударение - выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

1 . Различает разные слова: зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный 2 . Различает формы разных слов: нош У – н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки

3. Различает формы одного слова: кос И те – к О сите, нос И те – н О сите 4. Различает функционально – стилистические варианты: лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)

1. Разноместность ударения СестрА, мЕдленно, лежАть, аптЕка, Оптика, поликлИника, стоматологИческий

2. Подвижность ударения бИнт – бинтА врАч – врачА лечИть – лЕчим, вЫлечим лИст – листА, лИстья

1. Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры) 2. Прежде всего мое намерение - заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастороскопиями, дизентериями (из разговора врача с пациентом)

3. Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения. Постинфарктный кардиосклероз (из диагнозов).

Коклюш, анальгин, анатом, биопсия, эндоскопия, ломота, некролог, немота, принудить, средства, каталог, хирургия, балованный, госпитальный, договор, камфорный, кладовая, облегчить, анамнез, боязнь, ортопедия, блокировать, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, мизерный, ходатайствовать.

А д екватный, а д еноиды, аква р ель, а н ес т езия, бе н ефис, вун д еркинд, д е т ектив, д еликатес, и д ентичный, ин т ервью, ин т ернат, компью т ер, к р ем, ла з ер, п р есса, сви т ер, с епсис, т емп, т ембр, т ермос, ти р е, шимпан з е, ш т емпель.

ударение падает на А ударение падает на О ударение падает на Е ударение падает на И анатом биопсия договор средства феномен заговор дремота свекла наговор красивее ан А том з А говор н А говор догов О р фен О мен катал О г дрем О та лом О та ср Е дства св Е кла крас И вее биопс И я

Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17 Доценко С.П. А теперь про ударение - http://rus.1september.ru Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2011. С.5-14. Полный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика: Н. Н. Соловьева - Санкт-Петербург, Оникс, Астрель, Мир и Об, 2011 г.- 464 с. Русский язык. 10 класс. Нормы речи. "Заговори, чтобы я тебя увидел". Учебное пособие: Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева - Санкт-Петербург, Легион, 2014 г.- 272 с.



2 Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.




4 Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений




6 Определите, в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3. Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг,складывалось впечатление,что ты здесь уже был.


7 Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовал о в игре. Нарушение управления Согласно приказ а Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые. Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива.


8 Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом Начав заниматься,у вас было мало времени. Ошибки в построенииКнига учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь.Когда я вернулся домой.


9 Лексика- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют, абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными, особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.


10 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса


11 Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес,директор,доктор, мастер,профессор,шелк. Договор, инженер,офицер,тренер,шофер, месяц, торт, госпиталь. Перепишите,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки,сапоги,чулки, носки); много (дела,места, яблоки,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины,помидоры, томаты); группа (инженеры,тренеры, шоферы). Просклоняйте числительные 749, полтора, обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый,горький, сладкий, глубокий, маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.


12 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно: Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов,все шофера, две пары носков,моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» Преподаватель дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»: А.Ю.Федулова * План Понятие языковой нормы.Типы и виды норм русского языка.Нормы ударения.Нормы словоупотребления.Морфологические нормы.Синтаксические нормы. * Понятие языковой нормы Языковой нормой называют принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления, то есть закономерного выбора слов в речи (устной и письменной). Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, что неправильно. Она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие.Эти правила существуют объективно, независимо от желаний каждого отдельного человека. Они складываются постепенно путем отбора наиболее употребительных в данный период форм устной и письменной речи. Норма не только важнейший элемент культуры, она - речевой идеал, к которому должен стремиться каждый. * Типология норм По сфере употребления По степени проявления нормативности АкцентологическаяОрфоэпическаяЛексическаяСловообразовательнаяМорфологическаяСинтаксическаяСтилистическаяОрфографическаяПунктуационная ИмперативнаяДиспозитивная Выделяют два основных типа норм: императивные - строго обязательные для использования только в указанном варианте употребления; диспозитивные - предполагающие наличие вариантов. * Нормы ударения первый слог - во всех формах, кроме Ж.Р. - ударные КР. ПРИЛАГ. ГЛАГОЛпрош. вр - ударные первый слог - как правило, во всех формах, кроме Ж.Р. прибылА, занялА, понялАначалА, взялА, далА, спалА, но: послАла, клАла окончание - в Ж.Р. окончание –как правило, в Ж.Р. . гОрек (гОрько, гОрьки) блИзок (блИзко, блИзки) вЕсел (-о,-ы), мОлод (-о,-ы) гОлоден (гОлодно, гОлодны) горькА, близкА, веселА голоднА, молодА прИбыл, прИбыло, прИбыли зАнял (-о,-и), пОнял (-о,-и), нАчал (-о,-и), но: включИт * Нормы словоупотребления Основаны на знании лексического значения и лексической сочетаемости слова с другими словами в предложении. ОШИБКИ: 1. Неправильное употребление слова Запевалой (вместо «зачинщиком») всехбезобразий был Иванов.Благодаря пожару сгорел лес (вместо«из-за пожара»).В силу слабой игры... (вместо «из-за») 2. Смешение паронимов. (факт ≠ фактор, эффективный ≠ эффектный, одевать ≠ надевать, сытый ≠ сытный...) 3. Нарушение лексической сочетаемости. Отец Гринева - строгий домашний крепостной (вместо «крепостник»). Скоропостижный отъезд (вместо «внезапный»); играет значение (вместо «играет роль» или «имеет значение»);оказать пользу; причинил радость... * Нормы словоупотребления 4. Двусмысленность 5. Лишние слова (плеоназм),повтор (тавтология). 6. Пропуск слов. 7. Штампы (выражения с потускневшимлексическим значением). 8. Стилевой разнобой. Специалиста можно подобрать (?) в нашем районе. Возвратился обратно; проливной ливень. Может повлечь последствия... (пропущено «за собой») Все дети в школе охвачены горячим питанием. Надо торопиться, ибо мы опоздаем на поезд. Гринев и Швабрин устроили дуэль. В очах футболистов светилась радость. * Морфологические нормы 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ ПАДЕЖНЫЕ ФОРМЫ СУЩ. на -мя - с суфф. -ен- ФОРМЫ ЧИСЛА: Ы И инженеры, шоферы, бухгалтеры, лекторы, тракторы, договоры... А Я директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера... ФОРМЫ Р.п. Мн.ч. валенок, ботинок, сапог, чулок, погон, солдат, партизан, яблок, яблонь, нянь, плеч, полотенец, простынь... ОВ ЕЙ носков, килограммов, апельсинов, мандаринов, помидоров, узбеков, киргизов, заморозков, рельсов, свечей, граблей время - Сколько времени? (нельзя: «сколько время») 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ Нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную степень сравнения более лучше, самый красивейшийСледует: «более хороший» или «лучше»; «самый красивый» или «красивейший») * Морфологические нормы Сравни: два ученика -двое учеников (забияк, суток), но две ученицы к первому июля, с Девятым мая 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ - Собирательные - не сочетаются с Ж.р. - Дата: название месяца в Р.п.: - В сочетании типа «два и более» + сущ.управляет числительное, а не слово БОЛЕЕ три и более недочета В сочетании смешанного числа + сущ. управляет дробь, а не целое: 28,4 процента, 15,7 секунды. 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ - Ошибки - в немотивированном дублировании подлежащего (сущ.)личным местоимением 3 л.: - Ошибки - в образовании форм: Кабаниха, она представительница «темного царства». ихний, ихий (вместо «их»)должен за ее бороться (вместо «за нее») * Морфологические нормы Злоупотребление одинаковыми формами глагола: 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ В РЕЧИ - Ошибки в образовании некоторыхформ глаголов: - Ошибки в выборе вида, времени глаголов: - Ошибки в образовании причастий, деепричастий хочут (хотят), ляжь(ляг), текет (течет), играться (играть), езжай (поезжай) Пугачев выходит из избы и сел в карету.Следует: «вышел...и сел» или «выходит...и садится») ученики, сумеющие решить, ...(Следует: «которые сумеют» - буд.вр.или «сумевшие» - прош.вр.^;игрушки, выпускающие фабрикой, ...(Вместо «выпускаемые»);ждя известий (вместо «ожидая»...) Нельзя допускать оставлять воду замерзать в трубах. 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ - Нельзя употреблять рядом два союза с одинаковым значением - Нельзя смешивать двойные союзы но однако; словно будто... лишь тогда... если Следует: лишь тогда... когда) как... а также Следует: как... так и) не только... а также, не только...аи (Следует: не только... но и) * Синтаксические нормы 1. НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ СКАЗУЕМОЕ - во Мн.ч., если: Подлежащее Сказуемое + Ед.ч. АКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ Три человека вышли из подъезда. Большинство учащихся работали летом. (Но: большинство работало хорошо.) ПРИЧ. ОБОР.(или др. члены пр.) ___, Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село Большинство детей и подростков воспитываются в семье. Большинство……….. МН.Ч. Большинство девушек были приезжие. Мн.ч. мн.ч. * Синтаксические нормы СКАЗУЕМОЕ - ЕД.Ч ПАССИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ В санях сидело три мужика. ПРЕДМЕТЫ ЖИВОТНЫЕ (кол-во) ЕД.Ч. Ряд домов был построен...Часть станков была отправлена...На столе стоит три подсвечника.Прошло пять лет. Требуется несколько часов.Прилетело два голубя. Народ (Сущ. молодежьсобир) студенчество Ед.ч. крестьянство Молодежь трудится много, мало, лишь, немного, только... ЕД.Ч. Пришло лишь пять человек. Много машин проехало. КТО (НИКТО. КТО-ТО) ЕД.Ч. Никто, даже специалисты, не мог поставить диагноз. Те. (кто молод и здоров), избегают докторов]. ОДИН + СУШ. ЕД.Ч. В выступлениях участвовал 21 человек. * Синтаксические нормы +ПРИЛОЖЕНИЕ+(не влияет на согласование) __ Газета «Труд» опубликовала Теплоход «Грузия» подошел к причалу. Чудесный цветок роза выращен в теплице. Сказуемое - после однор чл.Сказуемое -перед однор. чл. Свет и тепло исходили от костра.От костра исходил свет и тепло.(Или: От костра исходили свет и тепло.) ИЛИ разделит ЕД. против союзы Не то туман, не то дым окутывал рощу Определение +СУЩ общ. рода девушка - круглая сирота мальчик - круглый сирота согласуется по смыслу Определение +СУЩ врач педагог представитель профессор … Выступила замечательный врач Федорова. Уланова - один из талантливейших представителей русского балета, (или: одна из...представительниц) Приложение -СУЩ. + название Им.п. в журнале «Смена»в повести «Тарас Бульба»о романе «Война и мир» и Чаще мн.ч. Допустимо ед.ч. и * Синтаксические нормы 2. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ Важно правильно выбирать падеж и предлог. Следует говорить: оплачивать проезд (не «за проезд») БЛАГОДАРЯВОПРЕКИ + Д.П. (кому? чему?)СОГЛАСНО приказу уделять внимание чему-то (не «на что-то») описывать что-то (не «о чем-то») преимущества перед кем-то (не «над чем-то») заведующая библиотекой (не «библиотеки») и т.д. по (= после) + П.п. по окончании (спектакля) по прибытии поезда открыли огонь Скучать, тосковать по отцу, по детям (Д.п.) по нему (Д.п ед.ч.) по нас (П.п мн.ч.) Следует избегать двусмысленности Преподавателю приходилось многое объяснять.Принесли письмо дочери. * 3. СОЧЕТАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ Ошибки в построении предложений с однородными членами: Соединение неоднородных понятий Изучатъ математику и сорта грибов. Нарушение лексич. сочетаемости Окружили вниманием и помощью. Смешение родовых и видовых понятий Цветы и розы; яблоки, груши и фрукты. Объединение разных частей речи Научился французскому языку и драться на дуэли. Смешение рядов однородных членов Он добивался отпуска без содержания и путевки. Случайные сочетания в парах однор. чл. В книгах и лекциях, докладах и журналах. Наруш. управл. падежн. Ф. при однор. чл.: Смотрит и увлекается только сериалами. Разводил и ухаживал за кроликами.Соединение синтаксически неоднородных конструкции: член предлож. + придаточное: В книге описывается происхождение религии и как она развивалась. причастн. оборот + придаточное: Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят. Синтаксические нормы * Синтаксические нормы 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Ошибки:Нарушение порядка слов (определяемое слово не может - Прочитанная лекция для студентов стоять внутри прич.оборота) Нарушение согласования прич.об. - Базарову и людям этого типа, прошедшего с главным словом школу жизни, ... (Следует: прошедшим.. .) * Синтаксические нормы 5. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Основное действие (глагол) и добавочное действие (дееприч.) всегда совершаются одним лицом (субъектом): НЕЛЬЗЯ:(= Я прочитал) (Субъекты разные: «Я» и «чувство») Прочитав рассказ, у меня возникло чувство... (= Я прочитал) Прочитав рассказ, я почувствовал... (= Я прочитал) (безличный глагол) Прочитав рассказ, мне взгрустнулось... Дjo - при инфинитиве: Прочитав рассказ, нужно подумать (инф.)... (= Я сдал) (страдательное = кем-то принят) Сдав экзамены, я был принят в вуз... * Синтаксические нормы 6. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ Ошибка - смешение прямой и косвенной речи. Ученик сослался на недомогание и сказал, что я не готов к уроку (вместо «он»). Я спросил родителей, что знаете ли вы стихи Есенина. * Литература Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В.; Под ред. Цыбулько И.П. – 4-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2005.- С.182-185.Баранов М.Т. И др. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; Под ред. Н.М.Шанского. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – С.263 -264.Кудинова Т.А. Трудности ЕГЭ по русскому языку: Учебно-методическое пособие. Серия «Единый экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 87 – 127.Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11-х классов.- 2-е изд., М.: Издательство «Флинта», издательство «Наука», 1998. – С.6-10; 26-44; 86-95; 115-120.

Выбор редакции
13-летняя спортсменка рассказала «Комсомолке» о том, кем мечтает стать, почему соревнуется сама с собой и о чем хочет попросить...

Сергей Николаевич Рязанский – это российский летчик-космонавт, первый в мире ученый – командир космического корабля. В России он является...

Хотя правоохранительные органы все стран миро постоянно борются с преступниками, однако находиться личности которые создают целые империи...

Продолжение разговора >>>. Павел Селин рассказывает о «пост-белорусском» периоде работы на НТВ, о закручивании гаек, своих фильмах о...
, Орловская область , РСФСР , СССР Профессия: Гражданство: Годы активности: 1968 - наст. время Жанр: клоунада , миманс,...
September 6th, 2017 Внезапно на первый план в СМИ вышла тема угнетения мусульман в Мьянме. В этой теме успел поучаствовать уже и Кадыров...
На высших государственных должностях уже давно присутствует множество влиятельных женщин. Они берут в свои руки бразды правления, отвечая...
На нью-йоркской презентации стратегического альянса "Роснефти" и ЕххоnMobil вице-премьер Игорь Сечин сказал, что альянс такого уровня...
Оцарев Эдуард Николаевич Учитель истории МБОУ «Брацлавская СОШ» История Росии (17-18 века), Е.В. Пчелов, 2012. Уровень обучения- базовый...