Политическая и правовая мысль эпохи возрождения. Общая характеристика политических учений эпохи возрождения и реформации Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию


В 1-й пол. XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Оно стало называться Реформацией, так как в основе была перестройка взаимоотношений церкви и государства. С политической точки зрения реформация виделась её идеологам не столько в обновлении церкви и её учения, сколько в совершении социально-экономического переворота. Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Характерные идеи:

1. Признание единственным источником религиозной истины Священного Писания и отвержение католического Священного Предания;

2. Радикальное упрощение и демократизация церковного устройства.

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства–протестантизм. Главное его отличие состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. Религиозному культу отводится второстепенное место.

Никколо Макиавелли свои симпатии отдаёт единолично управляемым государствам. Государь поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Философ отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Совершенно чуждо ему и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой. По отношению к управляемым мыслитель советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти. Макиавелли склонен считать, что подданные не очень заинтересованы в обладании правами и свободами. Он прекрасно сознаёт, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Осуществлять полное повиновение подданных государю возможно двумя способами: первый–любовь к государю, второй–страх перед ним. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда и им не стоит опасаться ответственности. Философ мало озабочен решением этических вопросов, ибо власть, политика, технология политического господства–изначально явления внеморального плана.

Мартин Лютер –немецкий теолог, стоявший у истоков Реформации. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Его действенность связана с опорой учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства мыслитель предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот князь (монарх), который уподобляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Идея усиления роли светской власти–её независимость от папства. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом–всё это способствовало насаждению культа государства.

В XVI–XVII вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества.

Томас Мор , автор «Утопии» и Томмазо Кампанелла , создатель «Города Солнца»–виднейшие представители утопического социализма. Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм. Содержание «Города Солнца» Т. Кампанеллы демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости и доминированием интересов государства.

Жан Боден –французский политический мыслитель, давший теоретическое обоснование способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Основной труд–«Шесть книг о республике» (1576 г.). В нём раскрывается содержание этого определения. По мнению автора, суверенная государственная власть должна соблюдать определённые требования: следовать законам божественным и естественным, не вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости. Боден–убеждённейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке–абсолютистской) монархической власти. Само право выступает целью бытия государства.

Политические учения эпохи возрождения

  • Часть 1

Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли , Мартин Лютер , Томас Мор ,Томазо Компанелла ,Жан Боден, Т. Гоббе , Г. Гроций, Дж. Локк ,Б. Спиноза .

Особенности и характерные черты этого периода:

Ё развитие гуманистических начал в политической теории;

Ё освобождение политической мысли от теологии;

Ё анализ проблемы прав и свобод человека;

Ё анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.

Крупнейшим представителем, основателем политической мысли Эпохи Возрождения с полным правом можно назвать итальянского мыслителя, государственного деятеля, писателя и историка Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Происходил он из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период Республики Макиавелли активно занимался политической деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимал место секретаря Совета десяти, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре, отстранён от дел и затем выслан в свое поместье (близ Флоренции), где написал большую часть своих произведений.

Основные теоретические труды - ”Государь“, ”Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, ”Искусство войны“ - написаны им после падения Флорентийской республики, когда Макиавелли был отстранён от политической деятельности. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют ”естественные причины“ и ”полезные правила“, позволяющие ”учитывать свои возможности“, чтобы ”предвидеть заранее“ ход событий и принять необходимые меры.

По Макиавелли, высшее правило политики и главная её проблема - найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, ”тут нельзя говорить отвлечённо, ибо всё меняется в зависимости от обстоятельств“. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента; один достигает цели ”осторожностью и терпением“, другой -”натиском и внезапностью“, но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остаётся при прежнем способе действия, ранее приносившем успех.

Подготовка политического деятеля требует не только изучения истории, прежде всего античности (Макиавелли был человек эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания современной жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу событий и действующих лиц на ”авансцене“ истории.

Макиавелли ни одну из форм правления (монархия, аристократия, демократия) не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах.

Размышляя над действиями государственных деятелей, Макиавелли выдвинул тезис о том, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою.

Макиавелли не был сторонником принципиального аморализма в политике, он считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда ”народ развращён“, нужны и чрезвычайные меры. ”Государь“ - только один из факторов политической ситуации, в которую входят ещё ”народ“, ”знать“ и ”войско“.

Главным условием политического успеха Макиавелли считает ”доблесть“, а не низость души.

Движущими силами политики, по Макиавелли, являются фортуна и личная энергия индивида (под фортуной он понимал объективную историческую необходимость).

Итальянский мыслитель выдвигает тезис ”цель оправдывает средства“. Он писал, что, как показывает опыт, грандиозные дела творили те князья, которые не считались с обещаниями, а действовали хитростью и обманом. Приверженцев этого тезиса в литературе часто называют сторонниками ”макиавеллистской политики“, ”макиавеллизма“. В то же время Макиавелли осуждал тех, кто насилием разрушает, а не исправляет.

Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско. Выступая за создание постоянной армии, строящейся на основе воинской повинности, он осуждал наёмничество. В своих сочинениях Макиавелли отдаёт приоритет политическому руководству над военным. Он доказывал, что государь должен лично возглавлять войско в походах и сражениях.

Макиавелли строил классификацию войн на учёте реальных общественных отношений, освобождая её от религиозных наслоений. Макиавелли, например, выделял один из видов войн , которые возбуждаются честолюбием государей и республик, стремящихся укрепить и расширить своё владычество. В ходе этих войн причиняется существенный ущерб государству, но жители не изгоняются из своего края. Другим видом войн он считал те, которые связаны с выселением целого народа из страны. Главная цель таких войн - не покорить страну, а овладеть ею, изгнать или истребить её жителей.

Заслугой Макиавелли явилось также исследование военной организации, её устройства. В трактате ”О военном искусстве“ им разработаны принципы военного искусства, способы военных действий, требования к военачальникам.

В период становления буржуазных общественных отношений появляется целая плеяда выдающихся мыслителей (XVII - первая треть XIX вв.).

Среди них необходимо выделить Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) , английского философа, представителя механистического материализма. Он родился в семье священника; окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью герцога Девонширского, с которой был связан до конца жизни. С 1640 г. Гоббс находился в эмиграции во Франции; вернулся на родину в 1651 г. после упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого пытался идеологически обосновать. Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге ”Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского“ (1651 г).

Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел. Среди них он выделяет естественные и искусственные тела. Таким искусственным телом является государство. Человек занимает промежуточное положение между естественными и искусственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведёт к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это война ”всех против всех“. Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует как свободу делать всё для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не даёт гарантии безопасности. Это может сделать, по Гоббсу, только государство , которое устанавливает и контролирует выполнение свода естественных законов (позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей). По мысли Т. Гоббса, государство возникло на основеобщественного договора , и было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или государственные органы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Гоббс, - высший закон государства. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого им абсолютным сувереном . Возвеличение Гоббсом мощного государства было одной из первых теорий буржуазной диктатуры, основную задачу которой мыслитель усматривал в прекращении гражданской войны.

Возникающее государство (демократическое, аристократическое или монархическое) таким образом, ценно само по себе. Гоббс из всех типов государственного устройства отдаёт предпочтение монархии, которая, по его мнению, обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и её единство с исполнительными органами.

Другим представителем этого периода является Джон Локк (1632-1704 гг.) , английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма . Дж. Локк родился в пуританской семье мелкого землевладельца, окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 г. домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (видного общественного деятеля времен Реставрации), Локк приобщается к активной политической жизни.

Политическая теория Локка, изложенная в ”Двух трактатах о государственном правлении“, направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов.

В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, согласно Локку, передаётся только некоторая часть ”естественных прав“ (отправление правосудия, внешних сношений и т.п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и, прежде всего, собственности.

Каждый человек передаёт государству и правительству часть своих прав. Отношение человека к государству и правительству определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. Народ остаётся безусловным сувереном. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса.

Локк формулирует идею правового государства , утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и ”федеративной“ (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Изучение этого периода предполагает ознакомление с жизнью и произведениями Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677 гг.) , нидерландского философа-материалиста. Родился Спиноза в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Возглавив после смерти отца (1654 г.) его дело, он одновременно завязал научные и дружеские связи среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Руководители еврейской общины Амстердама подвергли Спинозу ”великому отлучению“. Спасаясь от преследователей, Спиноза жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал философские произведения.

Свои социально-политические воззрения Спиноза высказал в работе ”Политический трактат“ и в ряде других. Он был антиклерикалом, сторонником республиканского правления и противником монархии. Антиклерикализм Спинозы был связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления.

Подобно другим представителям теории естественного права иобщественного договора Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

8. Политико-правовая идеология в период
Английской буржуазной революции

Английская буржуазная революция имела более широкий резонанс в обществе, чем Нидерландская. Участниками ее были различные политические силы: городская буржуазия, джентри, крестьянство, старое дворянство и верхушка английской церкви. Естественно, что их программы и теоретические построения были отличны, но общей была религия - кальвинизм. Одно из требований революции - "чистка" (англ, pure или лат. purus - чистый) английской церкви от остатков католицизма, поэтому противников короля называли пуритане. Но наряду с религиозными мотивами, использовались теории Г. Гроция естественного права и договорного государства.

Индепенденты
(независимые)

Ведущей партией были индепенденты (англ. independence - независимые). Их религиозно-политические лозунги были таковы: полная независимость и самоуправление для каждой общины верующих, ликвидация централизованной и подчиненной королю английской церкви, абсолютная веротерпимость и неотчуждаемость свободы

Дж. Мильтон

совести. Собственно политические требования отличались умеренностью: признавая преимущества республики, они готовы были довольствоваться конституционной монархией.

Наиболее ярким выразителем идеологии индепендентов был великий английский поэт, политический деятель Джон Мильтон (1608 - 1674). В своих трактатах ("О власти королей и должностных лиц", "Защита английского народа" и др.) он обосновывал свободу людей по природе, народ, "общественным согласием" создавший с целью защиты общего блага государство, является единственным источником и носителем власти. Народ назначил правителей, королей, сановников и подчинил их закону. И если они от этого уклоняются, то их вправе (через собрание своих представителей) призвать к ответу. Поэтому суд народа над королем есть проявление кротости и милосердия (прямое оправдание революции и казни Карла I).

С точки зрения Мильтона, республика с цензовым избирательным правом предпочтительнее других политических форм. При ней более всего обеспечиваются права свободы совести, мысли, слова, полнее используются возможности влиять на управление государством.

Левеллеры
(уравнители)

Если индепенденты фактически добивались для буржуазии и нового дворянства власти, освобождения от оков феодализма, то левеллеры (от англ, level - уровень) выступали за продолжение революции, демократическую конституцию и установление республики. Они опирались на требование солдат о продолжении революции, демократизации государства, обеспечении прав и свобод.

Идеологом левеллеров был Джон Лилберн (1614 - 1657). Краеугольный камень его учения - принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа:

Вся власть изначально и по своей сущности исходит от народа, и его согласие, выраженное через его представителей, - единственное основание всякого справедливого управления.

Левеллеры выделяют прирожденные права англичан, отождествляя их с естественным правом: свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, от военной службы, равенство перед законом и

судом. К естественному праву он относил и частную собственность, но резко выступал против сословных различий и привилегий. Так, соратник Лилберна Ричард Рэмбольд заявлял, что он не верит, "будто бог создал большую часть человеческого рода с седлом на спине и уздой в зубах, а меньшую - в сапогах со шпорами, чтобы ездить на первой".

Государство возникло в результате договора, создано соглашением людей "для пользы и блага каждого". Отсюда право народа организовать такое государство, чтобы это благо было гарантированно. И правители получают власть с согласия народа. Левеллеры разработаликонституцию республиканской Англии - "народное соглашение".

Их основные требования: народное представительство, предоставление избирательных прав англичанам с 21 года, закрепление прирожденных прав англичан избирать шерифов, судей и других должностных лиц. Отстаивая принцип законности (равный для всех закон), Лильберн подошел к идее разделения властей: "неразумно, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями закона", не может и парламент осуществлять правосудие.

Диггеры
(копатели)

В ходе революции активно обсуждался вопрос о со-#отношении свободы и собственности. Своеобразное решение его предложили диггеры (копатели). Первоначально они осуждали не только монархию, но и весь общественный уклад Англии, основанный на имущественном неравенстве и частной собственности. Они надеялись на силу проповеди и примера. Для чего в 1649 г. на холме св. Георгия создали коммуну и стали сообща вскапывать общинные земли (англ, digger - копатель). Лидером движения был Джерард Уинстэнли (1609 - 1652?). Он первым сформулировал понятие "свобода", выражавшее главное отличие социализма от буржуазной идеологии:

Истинная республиканская свобода заключается в свободном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни.

Программа мер, проводимых революционной властью и законами с целью создания строя общности имущества - социализма, изложена в его работе "Закон свободы" (1652). Впервые в истории теоретического социализма Уинстэнли пишет о необходимости переходного периода от строя с частной собственностью к строю общности имущества и революционной власти над богатыми в этот период.

Форма правления - республика, образуемая в результате выборов с ограничением избирательных прав власть имущих. Задача новой власти - передать земли (общинные, пустоши, церкви, короля) народу, где и создать коммуны. Используя законы и воспитание, подготовить условия для полного искоренения частной собственности, денег и найма рабочей силы. После этого появится "истинный республиканский строй" и вступит в силу новая конституция Англии. Во главе государства - парламент, ежегодно переизбираемый мужчинами, достигшими 20 лет. Принятые парламентом законы обсуждаются народом и могут отклоняться. Должностные лица - выборные на один год. Государство не только охраняет общественный порядок, но и руководит народным хозяйством. Идеи диггеров намного опередили их время: в этом слабость их движения и утопизм проектов.

Т. Гоббс: "
делить власть
государства - значит
разрушать ее"

Сложную позицию занимал сторонник абсолютизма английский философ и политичеСкий мыслитель Томас Гоббс (1588 - 16?9). B 1640 г. Гоббс издает свое первое произведение "The Elements of Law natural and politic", в котором выступает в защиту прерогатив короля, против парламента. Когда победила парламентская партия, Гоббс бежал во Францию, где опубликовал трактат "О гражданине". Эта книга принесла ему известность. Здесь он отстаивал блага гражданского мира и необходимость абсолютной власти в лице короля.

В своей основной работе "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651) он пытался учение о государстве и праве превратить в столь же точную науку, как геометрия, "фигуры и линии которой никто не оспаривает".

В основе политико-правового учения Гоббса - своеобразное представление о природе и страстях человека. Он утверждает, что изначально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другим "право на все". Но человек еще и существо эгоистическое, жадное и честолюбивое. Окружают его завистники и враги. Отсюда фатальная неизбежность "войны всех против всех". И это является "естественным состоянием рода человеческого". Фактически Гоббс воспроизвел картину зарождавшегося капиталистического общества, а не открытие сути человека.

Но человеку исконно присущи страх, инстинкт самосохранения и разум. Они дают первый импульс процессу преодоления естественного состояния и подсказывают условия как его осуществить.

Томас Гоббс

Эти условия (предписания естественного разума) есть естественные законы. Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий - люди обязаны выполнять заключенные соглашения. Здесь источник и начало справедливости. Кроме трех есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, Т. Гоббс среди них девятый закон - против гордости, десятый - против надменности, одиннадцатый - беспристрастие, шестнадцатый - о подчинении арбитражу ("в случае спора стороны должны подчинить свое право решению арбитра"). Все эти законы объединяет общее правило: "не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе".

Но естественные законы к исполнению не обязательны. Такие законы есть свобода что-либо делать или не делать. Превратить их в безусловный императив поведения может только сила - позитивный закон: предписание делать или не делать что-либо. Гарантом мира и реализации естественных законов является абсолютная власть, государство, путем издания гражданских законов. Цель законов в том, чтобы подобно изгороди дать правильное направление действиям людей.

Для того чтобы покончить с состоянием "войны всех против всех", люди путем взаимной договоренности отказываются от естественного права "делать все для самосохранения" и передают его отдельному человеку или собранию людей. Так возникло государство:

государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты.

Первоначально источником власти Гоббс считал договор между подданными и правителем, который не может быть расторгнут без согласия сторон. Однако в ходе революции приводилось немало фактов нарушения королем взятых обязательств. И тогда Гоббс сформулировал иное понятие общественного договора: каждого с каждым, где правитель вообще не принимает участия, а значит, и не может его нарушать. И таким путем были изъяты основания для

расторжения договора. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции.

Гоббс различает государства в зависимости от путей возникновения. Появившиеся в результате добровольного соглашения он относит к основанным на установлении или к политическим государствам, а появившиеся в результате физической силы - на приобретении. Его симпатии на стороне первых. Он признает только три формы государства: монархию, народоправство, аристократию, имеющие различия в пригодности к осуществлению той цели, для которой были установлены. Глубинные симпатии на стороне неограниченной монархии: "право наследования придает государству искусственную вечную жизнь". Но цель государства (безопасность граждан) достижима не только при абсолютной монархии:

Там, где известная форма правления уже установилась, не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует... считать наилучшей существующую.

Если государство распалось, то,право свергнутого монарха сохраняется, а обязанность народа исчезает: он вправе искать нового защитника - это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам свергнутого короля:

солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом обязать себя в подданство новому господину.

Но в любых формах государства власть суверена всегда абсолютна, безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Суверен ничем не связан, в том числе гражданским законом. Он сам издает и отменяет их, объявляет войну и заключает мир, судит и милует, назначает должностных лиц. Его прерогативы неделимы и непередаваемы. "Делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга". Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных.

Свобода поданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, - писал Гоббс. - ...Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обязан в силу этого соблюдать естественные законы.

Абсолютная власть относилась, по Гоббсу, к области публичного, политического права. У народа по отношению к верховной власти есть только обязанности, прав нет, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить. Однако в области частного права подданным должны быть предоставлены широкая правовая инициатива, система прав, свобод и гарантий.

Отсутствие прав у народа к суверену Гоббс толкует как правовое равенство людей в их взаимных отношениях, которые гарантирует король: незыблемость договора, защита в суде, равные налоги, обеспечение частной собственности. Рассуждая об отношениях подданных между собой, он обосновал ряд конкретных требований в области права: суд присяжных, право на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д.

Гражданским правом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом.

Таким образом, Гоббс обосновывал гражданское общество, "учредителем" которого и гарантом является авторитарная неограниченная королевская власть, фактически тоталитаризм.

В целом позиция Гоббса была реалистична. Он, в частности, утверждал, что если власть утрачивает способность гарантировать безопасность подданных, ради чего она и была создана, то она теряет и право на их верность. Это ничего не имеет общего с идеей сопротивления неправедной власти, которая никогда не может быть оправдана. Но неоднократная смена им политической ориентации не делали ее благородной. По словам Лейбница, Гоббс "написал чудовищную книгу". После реставрации Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были запрещены, а "Левиафан" публично сожжен Оксфордским университетом.

Революционные события 1642 - 1649 гг. завершились провозглашением Англии республикой и установлением протектората Кромвеля. После его смерти произошла реставрация Стюартов (1660). Но в 1688 г. в результате "Славной революции" Стюарты были свергнуты, в Англии образовалась конституционная монархия.

Дж. Локк:
государство - это
"любое независимое
сообщество"

Политико-правовые итоги революции теоретически обосновал английский философ джон Локк (1632 - 1704) в работе "Два трактата о правлении" (1690). Концепция Локка

Дж. Локк

подводила итог предшествующего развития методологии и содержания теории естественного права, а программа его доктрины содержала важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

До появления государства люди пребывали в естественном состоянии - "состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью", господствует "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого". Каждый обладает естественными правами, к которым относится собственность: право на индивидуальность, на свои действия, на свой труд и его результаты. Собственность, по Локку,

то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью.

В естественном состоянии все равны, свободны и имеют собственность, царит мир и доброжелательность. Законы природы предписывают мир и безопасность. Естественное право предполагает, что каждый охраняет свои интересы. Но здесь нет гарантий, отсутствует неотвратимость наказания. К тому же нет одинакового толкования естественных законов, так как "закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей".

И тогда для гарантий естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение. Гарантом стало государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. Государство образуется для достижения "великой и главной цели" политического сообщества - каждый может реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободы и собственность. Оно имеет право издавать законы, использовать силы общества для их применения, ведать отношениями с другими государствами. При этом Локк акцентирует момент согласия: "Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа".

Строя государство, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который передают государству. В отличие от Гоббса у Локка о тотальном отказе от естественных прав речи нет. Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы (пределы) власти и действия государства, преступить которые ему не разрешено. В противном случае, а также в случае тиранического правления народ вправе "пересмотреть соглашение".

Главная опасность свободе людей кроется в привилегии власти. Абсолютная монархия, по Локку, - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти закона. Абсолютная монархия - всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав, над ней нет законов. А это нарушает главный принцип Локка: "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества". Гарантия и воплощение свободы - равный для всех, общеобязательный и постоянный закон и разделение властей.

Ратуя за режим законности, Локк настаивал на положении: кто бы не обладал верховной властью, ему вменяется "управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов". При этом законы должны выполняться. Такая позиция Локка предвосхищала идею "правового государства".

Реализация "главной и великой цели" непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами.

Высшая (но не абсолютная) власть принадлежит законодательному органу, представительной системе, избираемой и ответственной перед народом. К этой власти Локк относил и деятельность судей (согласно английскому праву, одним из его источников является судебная практика). Законодательный орган не должен заседать долго, иначе велик соблазн создать выгодные для себя законы (осуждение "Долгого парламента"). Выделяет Локк и федеральную власть:

сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства.

Исполнительная власть (правительство во главе с монархом) законодательной властью не обладает. Монарх может распустить парламент, наложить вето, обладает правом законодательной инициативы,

но не имеет права препятствовать созыву парламента, это является основанием к его низложению:

первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества.

В вопросе о государственной форме Локк был категорически против абсолютно-монархического устройства власти. Любая форма власти должна вырастать из общественного договора и иметь надлежащую "структуру правления", считал он. Локк понимал, что идеальных форм не бывает и всегда возможно появление деспотической власти. И тогда народное восстание будет совершенно правомерным.

Учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имели теории естественных неотчуждаемых прав человека, разделения властей, трудовой собственности. Локк по праву является основателем либерализма, первым среди теоретиков парламентаризма, правового государства.

Можно констатировать, что политико-правовая мысль в годы первых буржуазных революций складывалась коллективными усилиями. Эпоха дала выдающихся мыслителей, и все же первыми среди равных были Томас Гоббс и Джон Локк. Их позиции противоположны. Первый - сторонник неограниченной власти государства, второй - установления пределов его деятельности. Главным итогом века стало формирование теории естественного права, обоснование всеобщего правового равенства людей, введение в политико-правовую теорию идеи договорного происхождения государства, перечня естественных прав и свобод человека, различных путей преодоления политического отчуждения.

9. Западноевропейское
Просвещение

Историческая и философская науки характеризуют Просвещение как влиятельное общекультурное явление эпохи перехода от феодализма к капитализму, безграничной веры в человеческий разум, возможность перестроить общество на разумных основаниях. Термин "просвещение" встречается у Вольтера и других просветителей, но окончательно утвердился после статьи И. Канта "Что такое просвещение?" (1784).

Деятели Просвещения желали утвердить на земле "царство разума", где восторжествует гармония интересов свободного человека и справедливого общества. Они полагали, что ход истории определяется взглядами людей - "мнение правит миром" и стоит доказать правильность каких-то принципов и все начнут им следовать. Особым успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма (модификация идеи мудрого просветителя), обогащенные соображениями о разумном государственном устройстве, системе законов, позволяющих философу на троне осуществлять свои благородные намерения.

8.1. Политические и правовые взгляды
французских просветителей

Вольтер: свобода
в равенстве
перед законом

Признанный лидер европейского Просвещения - великий французский мыслитель Вольтер (1694 - 1778). В 1717 г. за вольнодумные стихи Вольтер был заключен в Бастилию, после вторичного заключения был выслан из Франции. В 1726 - 1729 гг. жил в Лондоне. Возвратившись во Францию в 1733 г., опубликовал "Философские письма", в которых резко обличал царившие во Франции порядки, религиозную нетерпимость и мракобесие.

Вольтер

В историю политической мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви и религиозного фанатизма. Для людей просвещенных, утверждает Вольтер, христианские откровения не нужны. Церковь нужна лишь для черни и невежественных правителей, дабы они соблюдали нравственный образ жизни. Отсюда он делает знаменитый вывод: "Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать".

Вольтер был сторонником философии деизма: "христианство и разум не могут существовать одновременно". Против католической церкви он выдвигает лозунг: "Раздавите гадину!"

Мыслитель полагал, что на смену деспотическому правлению придет "царство разума и свободы", где каждому будут предоставлены естественные права - личная неприкосновенность, частная собственность, свободы печати и совести. Будут устранены феодальные пережитки: сковывание творческой инициативы и частнопредпринимательской деятельности, произвол, крепостное право. "Свобода, - считал Вольтер, - состоит в том, чтобы зависеть только от законов". "Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинныя жизнь, естественная жизнь человека".

Образец политической организации "царство разума" он видел в парламентских учреждениях Англии и хотя теоретически отдавал предпочтение республике, но считал ее мало применимой на практике.

Наилучшие законы - в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы.

Был сторонником законности, либеральных методов управления, разделения властей, социального и политического неравенства:

В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой - бедных, которые служат.

Однако завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. Последнее понимается

им строго в политико-юридическом смысле: одинаковый статус гражданина, одинаковая зависимость от закона и одинаковая защита законом.

В 1769 г. Вольтер написал работу "О феноменах природы", в которой определенно выразил позицию относительно главных условий"истинной жизни" человека - это соблюдение естественных прав, важнейшими из которых являются свобода, равенство перед законом и собственность на продукты труда.

Ш.Л. Монтескье:
принцип - "душа"
государства

Первостепенное значение Вольтер придавал принципам, реализуемым институтами власти. Для него такими принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманизм. Влияние его идей испытывали не только французские, но и русские просветители. Первым, кто в идеологии просветительства создал развернутую политическую доктрину, был Шарль Луи Монтескье ( 1689 - 1755) - выдающийся юрист и политический мыслитель Франции. Основные его работы: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и "О духе законов" (1748). Уже первое произведение ("Персидские письма") - это злая сатира на политический режим, на быт и нравы высшего общества Франции и в то же время призыв к устройству государства на новых "гражданских" началах.

Вклад Монтескье в политико-правовую мысль во многом определяется его методами познания государственно-правовых явлений. Он отвергал теологическую картину мира и давал фактически его материалистическое истолкование на основе законов, понимаемых как "необходимые отношения, вытекающие из природы вещей". При этом, говоря о качественных отличиях социальных явлений от явлений природы, Монтескье подчеркивал более сложную организацию социального мира по сравнению с миром природы, отвергал фатальный характер действия общественных законов и обращал внимание на свободу воли в поступках людей. Закономерности социального мира получают у него концентрированное выражение в понятии "общего духа народа".

Методология Монтескье, где принцип историзма дополнен историко-сравнительным методом, позволила создать политико-правовую теорию, в которой впервые в систематизированном виде изложен огромный фактический материал, накопленный в XVIII в. При этом весь политико-правовой материал был рассмотрен как некое целое, составные части которого находятся в исторической взаимосвязи

Ш.Л. Монтескье

и взаимодействии и где последовательно разграничены сферы политико-юридической науки и теологии. В итоге он делает вывод, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей.

Соглашаясь с идеей естественного состояния, Монтескье не признал образования государства на основе требований естественного права. Не принял он и понятие общественного договора. Возникновение государства (политически организованного

общества), законов он рассматривал как исторически закономерный процесс - результат войны, а не договор.

Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли; а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума... Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства, имеют ли они целью устройство его, - что составляет задачу политических законов, - или только поддержание его существования, - что составляет задачу гражданских законов.

Анализируя закономерности общественной жизни через категорию "общего духа народа", он приходит к выводу, что на дух народа (нации) воздействуют физические и моральные причины (нравы, законы). На начальной стадии, когда люди выходят из состояния дикости, определяющими являются физические факторы: климат, почва, размеры и положение страны, численность населения. Ведущая роль принадлежит географическому фактору (положению страны). Исходя из этих обстоятельств, на юге (люди изнежены и ленивы) "обыкновенно царит деспотизм"; на севере, где климат суровый, а люди закалены и свободолюбивы, характерны "умеренные формы правления". И "законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают средства к жизни" - это точное и глубокое определение!

Моральные причины (принципы политического строя, религия, нравственность, обычаи, быт и др.) вступают в действие позднее физических, с развитием цивилизации. Они вытесняют физические и определяют законодательство, "более влияют на общий дух, общий характер

нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами". Среди моральных причин главная - организация государственного (политического) строя.

Таким образом, Монтескье делает вывод о том, что историческое развитие общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных причин, а тенденция возрастания роли субъективного фактора в истории - закономерность.

Разумную организацию государства Монтескье, как и другие представители идеологии либерализма, связывает с категорией свобода. Он ведет речь о политической, правовой составляющих, а не о социальной и отождествляет ее с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Она обеспечивается законностью: "право делать все, что дозволено законами".

Политическая свобода гражданина, - пишет он, - есть спокойствие духа, проистекающее из уверенности в своей безопасности. А для того чтобы приобрести эту свободу, правление должно быть учреждено так, чтобы один гражданин не бояллся другого.

Идеал свободы обосновывался результатами анализа существующих форм государства. Монтескье различает две правильные формы - республику (демократию и аристократию) - и одну неправильную - деспотию. Каждая из них характеризуется определенными принципами, взаимоотношениями с гражданами. Природа правления определяется двумя величинами: численностью людей, осуществляющих суверенную власть, и способом осуществления власти. Под принципом правления Монтескье понимал те "человеческие страсти, которые двигают им", и называл принцип "душой", "пружиной государства".

Республика - власть принадлежит народу (демократия) или его части (аристократия). Ее основополагающий принцип - политическаядобродетель (любовь к отечеству).

Монархия - единоличное правление, опирающееся на законы, принцип - честь, а его носителем является дворянство.

Деспотия - антипод республики и монархии, правление реализуется на беззаконии и произволе, а держится на страхе. В борьбе с деспотией климат и нравы бессильны, а человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления. Монтескье считал (вслед за античной традицией), что деспотия

применима для государств больших размеров, монархия - средних, республика - небольших (типа полиса). Последняя возможна и на обширной территории, при федеративном устройстве. Таким образом, теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах.

Для достижения свободы, предотвращения перерождения монархии в деспотию необходимо правильно организовывать верховную власть, осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. При этом каждая из них должна принадлежать различным государственным органам, иметь специальные полномочия для ограничения и сдерживания друг друга, чтобы "одна власть останавливала другую". Идеал подобного состояния он видел в Англии. Триада власти Монтескье стала классической формулой конституционализма. Его считают родоначальником географической школы в социологии, к его идеям будут обращаться представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений.

Политический
радикализм
Ж.-Ж. Руссо

Ярким и оригинальным мыслителем в истории политико-правовых учений был французский мыслитель и писатель Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Основные его труды в этой области - "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1754) и "Об общественном договоре, или Причины политического права" (1762). С именем Руссо связаны радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. Выдвинутая им программа, соответствующая требованиям радикально настроенной бедноты, крестьян, получила название политического радикализма.

Представление о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу (отсюда название подхода "гипотетическое естественное состояние"} для изложения своих взглядов на весь процесс жизни человечества, в том числе и политико-правовой мысли.

По мнению Руссо, в естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны, ничего не было общественного, даже языка. Люди жили как звери. Неравенство здесь лишь физическое.

Но по мере накопления знаний и опыта, совершенствования орудий труда складываются общественные связи, зарождаются социальные формирования - семьи, народности. Начинается период

Ж.-Ж. Рycco

выхода человека из состояния дикости в общественное, оставаясь свободным - это была "самая счастливая эпоха".

А дальше развитие цивилизации было сопряжено с регрессом свободы (появление и рост социального неравенства). Первое - имущественное неравенство. Оно связано с появлением частной собственности на землю, противоречащей естественному состоянию. На смену последнему пришло гражданское общество:

Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества.

В таком обществе идет постоянная борьба между богатыми и бедными.

Общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных

Затем появилось политическое неравенство. Для того чтобы обезопасить себя и свое имущество, богатые составили "хитроумный план": якобы для защиты от взаимных раздоров предложили учредить публичную власть и законы. Так образовалось государство и люди поделились на правящих и подвластных. Принятые законы уничтожили естественную свободу, закрепили собственность и ради выгоды немногих "обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету". Государство возникло на договорной основе путем "ловкой узурпации". Создалась ситуация, когда "человек рождается свободным, но повсюду он в оковах".

Последний передел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В деспотии нет законов, все люди равны - они ничто перед тираном, равны в своем бесправии. Люди оказались в естественном состоянии. Круг замкнулся.

Учение Руссо о происхождении неравенства не имело аналогов. Это совершенно новая доктрина, где сделана попытка проследить возникновение и развитие общества, объяснить внутреннюю динамику этого процесса. Рассуждения мыслителя о поступательном развитии общества за счет углубления социального неравенства содержат элементы исторической диалектики.

Согласно Руссо, в естественном состоянии права не существуют. У людей ни права, ни морали (звери). Таким образом, у Руссо естественное право и естественный закон лишены юридического смысла, а выступают как естественная для человека, то есть исключительно нравственная категория. Что касается второго естественного состояния (деспотия), то и здесь нет права, так как все определяется силой.

В деспотическом государстве все держится на силе и, следовательно, применение силы по отношению к тирану естественно и правомерно, он не может пожаловаться на насилие, так как "насилие его поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем". Пока народ терпит и повинуется, то это хорошо, но, сбросив тирана, - поступит еще лучше. Такова логика Руссо в обоснование оправдания насильственного революционного ниспровержения абсолютизма.

Восстание против деспота, как полагает Руссо, правомерно лишь по законам деспота, но само по себе не приводит к образованию законной власти. Основанием права могут быть только договор и соглашение - политическое право (основано на договоре).

Первоначальный договор создавал ситуацию, когда в обществе есть правительство и законы, но нет права, юридических отношений между людьми. Поэтому представление о договорном происхождении власти Руссо соотносит не с прошлым, а с будущим, с политическим идеалом. Переход в состояние свободы предполагает заключение подлинного общественного договора, когда взамен мнимых прав, основанных на силе, личность приобретает гражданские права, и в том числе собственность, защищаемые обществом. Таким путем индивидуальные права приобретают юридический характер.

Последствия общественного договора, по Руссо, таковы:

Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное целое. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образовавшееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державой - при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и поданными как подчиняющиеся законам Государства.

Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве.

В результате договора равных между собой образуется республика, где индивид, подчиняясь обществу, становится свободным, так как не подвластен никому в отдельности. "... я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им", - отмечал Руссо. Суверенитет принадлежит народу: он осуществляет законодательную власть, а свобода - это когда граждане под защитой закона и сами его принимающие. Идея суверенитета народа, принцип равенства и свободы - ядро политической системы Руссо.

Народный суверенитет имеет два признака: он неотчуждаем и неделим. Поэтому Руссо против представительного органа: решение принимает весь народ (мужчины), так как он не связан ранее принятыми законами, то может всегда изменить принятые решения, даже условия первоначального договора. В связи с изложенными доводами против идеи разделения властей, Руссо противопоставил ей идею разграничения функций и подчинения исполнительной власти суверену.

Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо раскрывает с помощью понятий: воля всех (volonte de tous) - сумма интересов и общая воля (volonte generate) - образуется путем вычитания взаимоисключающих интересов. Общая воля есть точка пересечения волеизъявления граждан.

Идея этих рассуждений лежит в поисках решения политической проблемы - согласования интересов индивида - сословия - общества. При таком подходе, если законы будут выражением общей воли, то и нет необходимости в согласовании - организм все согласует сам.

При народоправстве возможна только республика, а форма организации будет определяться числом лиц, участвующих в управлении, - монархия, аристократия или демократия. Детальная организация общественного строя - дело конкретной республики. В республике возможна частная собственность (Руссо - идеолог крестьянства), но она должна быть небольших размеров и основываться на индивидуальном труде.

Доктрина Руссо - поворотный момент в истории политико-правовых учений XVIII в., а его авторитет был так велик, что фактически нет последующих мыслителей, кто бы ни обращался к его идеям.

Утопический
социализм
Морелли

В предреволюционной Франции появляются теории государственного и общинного социализма, где теоретически обосновывается общество, основанное на коллективной собственности. Автором первой из них был Морелли (1715 - ?). Свое учение он изложил в труде "Кодекс природы, или Истинный дух ее законов" и "Образец законодательства, согласно с намерениями природы", а также в утопической поэме "Базилиада".

Отталкиваясь от теории естественного права, Морелли изображал естественное состояние как золотой век, когда люди были свободны и подчинялись законам природы (общим было имущество, обязательным - труд, а управляли отцы семейств). Общественного договора не было. А выход людей из естественного состояния (отказ от законов природы) был результатом "нагромождения ошибок". На каком-то этапе, из-за перенаселения люди столкнулись с трудностями. И вместо того чтобы уточнить обязанности, пересмотреть сферы деятельности, кто-то разделил имущество. Возникла частная собственность, "всеобщая чума - частный интерес - эта изнурительная болезнь всякого". И тогда было принято много "жестких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться". И пока существует частная собственность, неизбежно превращение демократии в аристократию, а далее - в монархию и тиранию. Следовательно, бессмысленны политические преобразования и поиски правильных форм.

Так как под свободой Морелли понимал "беспрепятственное и безбоязненное пользование всем, что может удовлетворить естественные (законные) желания", то первый закон, по его мнению, будет гласить:

В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда

К "основным и священным" законам он относил право на труд, право на жизнь, право получать прокормление и содержание.

Кроме "основных и священных" в "Кодексе природы" содержатся и другие законы (118), детально регламентирующие вопросы хозяйственной деятельности, быта, воспитания, науки. Регламентация преследовала цель не допустить ошибок, ибо истина одна, а заблуждений много, к тому же интересы общества ставились выше индивида.

Форма организации власти включает общенациональную структуру, где во главе нации и провинций стоят правители, а городов и

триб - главы. Все должности занимаются в порядке очередности. Производственная структура представляет советы городов, в состав которых входят мастера и старшины производств.

Предлагалась оригинальная система наказаний. Так, за убийство или попытку уничтожить священные законы, ввести частную собственность предусматривалось пожизненное заключение в специальную пещеру на кладбище.

Путь к восстановлению законов природы - в просвещении, чтобы люди поняли вред частной собственности.

Общинный
социализм
Ж. Мелье

Священник Жан Мелье ( 1664 - 1729) в работе "Завещание" изложил теорию общинного социализма. в основе его учения своеобразное понимание естественного права как права трудящегося народа, направленного против объединившихся монарха и дворянства и с помощью церкви грабивших и разоряющих народ. Современное государство образовалось в результате обмана, когда на "спину трудящихся" взобрались тираны, попы, дворяне и чиновники. Частная собственность породила жадность и за счет нее обогатились наиболее хитрые, злые и недостойные. Поэтому частная собственность, оправдываемая церковью, есть заблуждение.

Исходя из логики рассуждений программа Мелье честно указывала, против кого должна быть направлена революция: родовой знати, чиновников, тех, кто ничего не делает, а развлекается.

Основу проектируемого общества составляют общины (в деревне, в городе, местечке), где все заняты полезным трудом и имеют все одинаково хорошее. Об управлении в таком обществе Мелье писал:

Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния.

Философские и религиозные цели "Завещания" Мелье были опубликованы в 1762 г., а положения, полностью содержащие весь комплекс революционных и коммунистических идей, - лишь в 1864г.

Революционные
учения якобинцев

Политико-правовые доктрины и программы идеологов Просвещения нашли свое воплощение в Великой французской революции (1789 - 1794), в процессе которой наблюдалось естественное размежевание политических сил. Наиболее четко программа была разработана якобинцами, представлявшими интересы мелкой буржуазии, крестьянства

Давид. Смерть Марата

и городских низов. Вождями якобинцев были Максимилиан Робеспьер (1758 - 1794) и Жан Поль Марат (1743 - 1793). Они понимали, что для окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты завоеваний революции и утверждения народовластия необходимо провести ряд революционных преобразований. На основе этого Робеспьер высказывал идею о двух правительствах, конституциейном - для обеспечения спокойной жизни республики на основе законов и революционном - для завоевания свободы в борьбе. "Революция - это война свободы против ее врагов; Конституция - это режим победоносной и мирной свободы".

Будущее конституционное устройство Франции якобинцами представлялось в форме демократической республики. Якобинская конституция 1793 г. (проект Робеспьера) предусматривала, в частности, что акты, принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение избирателей.

Первоначально собственность не входила в число естественных и неотъемлемых прав человека, однако в принятой Конвентом Декларации прав собственность (наряду с равенством, свободой и безопасностью) отнесена к числу естественных и неотъемлемых прав человека, для их обеспечения установлено правительство.

Робеспьер и Марат были сторонниками террора, хотя и подчеркивали, что террор надобно пускать в ход "при наиболее неотложных нуждах отечества".

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

1. Общая характеристика

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство- ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность , бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Из книги автора

3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической

Из книги автора

Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI - начало XVII в.) к власти

Из книги автора

Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII

Из книги автора

Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и

XVI в. – век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и представительство нации, народа, страны. Одновременно падал политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен ее духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету. Религиозные движения, требующие восстановления апостольской церкви, в XVI в. приняли массовый характер, охватили почти всю Западную Европу, переросли в ряде стран в религиозные войны. Эти войны нередко сливались с попытками крупных феодалов восстановить былую власть и независимость либо с народными движениями против дворянских привилегий, сословного строя, феодальной зависимости крестьянства.

Рядом с борьбой религиозных течений усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

В XVI в. естествознание, философия, реалистическое искусство достигли успехов; однако своеобразие этой эпохи заключалось в том, что общественные силы, боровшиеся против феодализма и освящавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением. Общим лозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, искаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык – средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и “тысячелетнего царства”, не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

В том же веке общей для всех западноевропейских стран стала культура Возрождения. Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм – стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали. Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености (studia divina ) светские науки и образование (studia humana ). Светские (гуманитарные) науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы. Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Если Реформация апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. Дополнительным стимулом к изучению античного наследия стало бегство в Западную Европу после взятия Константинополя турками (1453 г.) сотен и тысяч образованных греков; поселившись в разных странах, они преподавали греческий язык и создали первые переводы лучших трудов классиков античной Греции.

Гуманизм XV–XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени – латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а термином, определяющим целую эпоху это понятие стало благодаря историку искусства Вазари. В термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура возрождения - это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).

В эту эпоху формируется идеология нового класса и на первых этапах эта идеология была прогрессивная.

Принципы :

- «Природосообразность» - материалистическое истолкование законов природы.
- Антропоцентризм - человек - венец природы.
- Рационализм - человек познает окружающий мир благодаря разуму.

Постепенно буржуазная идеология приводит к постепенному разрушению средневековой концепции к появлению нового учения о самоценности человеческой личности, о безграничных возможностях человека, эти идеи лягут в основу гуманизма - учения, которое станет ценностной основой эпохи возрождения. Краеугольным камнем станет «Божественная комедия» Данте, переход от старого к новому. Земное предназначение человека, проявление его личностного начала, способность человека собственными силами совершить земной подвиг (слова Данте). В основе гуманизма лежали принципы буржуазной идеологии + радостное восприятие мира, требование полноты жизни. Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение, а его личные качества (умственная предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля), идеалом гуманисты считали человека универсального, человека - созидателя. Возможности человека беспредельны, ибо разум человека равен божественному разуму, а человек - смертный бог. Людей образованных в эпоху возрождения чтили так же, как чтили святых. Гуманисты принесли в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Человек выступал творцом своей судьбы, гуманизм не просто стал идеологией, то есть принципом культуры - это было мировое общественное движение, охватившее не только третье сословие (буржуазию), но и даже религиозные высшие сферы - политиков, утверждается в массах. Гуманисты открывают кружки, читают лекции в университетах. Критерием верности гуманисты считали опыт, следовательно, теоретическое обоснование утопического социализма, социального прагматизма.

Выбор редакции
Сегодня у нас на разборе один из самых популярных английских глаголов - глагол to get . Научившись заменять определенные базовые слова на...


Словосочетания «faire , laisser + infinitif » являются каузативными конструкциями, в которых faire и laisser приобретают модальные...

Dieses Haus ist modern. Этот дом современный. Jenes Haus ist moderner. Тот дом более современный. Das ist das modernste Haus. Это самый...
Без чего не обойдётся ни одно правило? Конечно, без исключений! Неправильные глаголы в английском языке это тоже не обошло стороной. Но,...
Dieses Haus ist modern. Этот дом современный. Jenes Haus ist moderner. Тот дом более современный. Das ist das modernste Haus. Это самый...
Косвенные вопросы и утверждения (indirect questions and statements) используются в английском языке, когда мы хотим быть вежливыми. Они...
Добрый день друзья! Сегодня я вместе с преподавателем французского языка, Екатериной, расскажу Вам о Временах во французском языке....
I’m mad about comics and movies based on fantastic stories about superheroes, mutants and other fictional extraordinary characters with...