Правый клирос. Значение слова клирос. Примеры употребления слова клирос в литературе


    - (греч. kleros часть земли, доставшаяся по жребию). 1) место в храме для клириков 2) хор певчих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛИРОС [гр. kleros] в христианском храме: место для хора. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Солея, клырос Словарь русских синонимов. клирос сущ., кол во синонимов: 2 клырос (1) солея … Словарь синонимов

    - (греческое kleros), в русской православной церкви место на возвышении перед иконостасом для певчих, чтецов и причетников … Современная энциклопедия

    Возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения … Большой Энциклопедический словарь

    КЛИРОС, а, муж. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарём. | прил. клиросный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Место в православном храме, где помещается во времябогослужения клир, т. е. причетники чтецы, певцы (певчие), атакже лицасвященного сана, напр., дьяконы, если они не принимают участия вбогослужении по своему сану, а лишь вспомоществуют в чтении и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Клирос - боковая часть солеи, предназначенная для церковного клира (певчих хора и чтецов)... Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология

Возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения.


Смотреть значение Клирос в других словарях

Клирос — клироса, м. (греч. kleros) (церк.). Место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от т. наз. царских врат. Правый клирос. Левый клирос.
Толковый словарь Ушакова

Клирос М. — 1. Место для певчих в христианском храме (на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат). 2. Сами певчие, поющие на таком месте; церковный хор.
Толковый словарь Ефремовой

Клирос — -а; м. [от греч. klēros - жребий, удел] Место для певчих в церкви на возвышении перед алтарём по правую и по левую сторону царских врат. Петь на клиросе. // собир. Певчие, поющие........
Толковый словарь Кузнецова

Клирос — Этот церковный термин, называющий место для певчих в церкви, был заимствован из старославянского языка, в котором восходит к греческому kliros – "надел, часть".
Этимологический словарь Крылова

Клирос — возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церквидля певчих во время богослужения.
Большой энциклопедический словарь

Клирос — (от греч. kleros - часть) - возвышение перед иконостасом в Рус. правосл. церкви, на к-ром находятся певчие и чтецы.
Философский словарь

КЛИРОС — КЛИРОС, -а, м. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарем. || прил. клиросный, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

СПРАВКА: Буханец Ирина Петровна. Регент Свято-Иннокентьевского храма г. Хабаровска – старейшего прихода в Хабаровском крае.
Стаж работы: 16 лет (с сентября 2000 года).
Образование: дирижерско-хоровое отделение Хабаровского государственного института искусств и культуры.

Начало пути

«Что такое храм? Я себе его тогда представляла, как показывали в европейских фильмах: открывается большая дверь, а там ряды лавочек, и в центре – мужчина на коленях в красной шапочке»

— Ира, перед тем, как перейти обсуждению клиросного служения, расскажи, для начала, как и с чего начинался твой клиросный путь?

— В Свято-Иннокентьевский храм мы с подругой пришли где-то в начале сентября 2 000 года. Как и все студенты, мы тогда спрашивали друг у друга, где можно подзаработать? Да, мы же уже были на втором курсе, и нам разрешили работать! И вот как-то однажды знакомая в институте поделилась: «Ну, я, например, в храме пою…». Что такое храм? Я себе его тогда представляла, как показывали в европейских фильмах: открывается большая дверь, а там ряды лавочек, и в центре – мужчина на коленях в красной шапочке. На этом мое представление о Церкви исчерпывалось. Я была не крещеная, ни в одном храме ни разу не была, о Православии вообще не знала. Что это такое?

И вот, пришли мы с подругой – и оказалось, что все совсем иначе. Я помню первый наш визит. Мы тогда с ней не знали, что в храме есть вход с другой стороны, и стали подниматься снизу. Ворота были открыты, но не было никакой дороги – один гравий. А мы с приятельницей на каблуках, в узких юбках, карабкаемся в гору. Я в сердцах тогда возмутилась: «И что, каждый день так ходить?». В общем, кое-как поднялись, встретились с регентом, она нас прослушала и решила, что надо брать.

Регентом в храме тогда была Ксения Кудлай (ныне монахиня Серафима). Она была очень строгая, я бы даже сказала, ортодоксальная. Она нам объясняла, что «клирос – это очень высокое служение, его нужно еще заслужить». Всех подряд туда не пускали. На первой спевке она рассказала нам притчу, как во время службы ангелы обходят весь храм и простым молящимся дают по серебряной монетке, а певчим – по золотой.

Сначала нас даже не пускали на сам клирос. В то время он был никак не огорожен, не было даже еще амвона. Амвон делали как раз, когда нас крестили – через месяц после нашего первого визита, в конце сентября. Я это помню хорошо, священника было плохо слышно: шел ремонт. Все в лесах, внизу были ковры, и не было даже пола. Алтарь только-только расписывали, а перед ним сделали небольшую ступеньку, где и располагался клирос. Мы стояли рядом с ней, подниматься на нее было нельзя. К нам священник подходил: «Вы клирос?». «Да, мы учимся». Нас тоже отдельно покадят и пойдут дальше. Вот так мы просуществовали около семи месяцев. Для нас были отдельные спевки, где мы изучали гласы. Тогда было строго. Наизусть учили догматик, «Господи, воззвах», сами себе тон задали, спели, сдали. До этого нас не пускали. Учились долго.

И вот однажды клирос довольно большим составом поехал в какую-то поездку. Не знаю, что произошло, но когда все вернулись – начались массовые сокращения. Штат расформировали, многих уволили, не осталось почти никого. Наша регент Ксения, ныне монахиня Серафима к тому времени уже поехала в монастырь. К нам регентом взяли девушку, которая только-только окончила курсы псаломщика, знала только устав, ноты — на уровне «до-ре-ми-фа-соль». И тогда нас срочно позвали на клирос. Всего певчих было пять человек, затем еще одна девушка у нас ушла готовить пирожки – там больше платили. И нас осталось четверо. Но именно тогда нас наконец-то полноценно и приняли в свои ряды. До этого просто выходил настоятель: «Поете? Молодцы!». А 1 апреля нас устроили официально, это были как раз предпасхальные дни. Первую свою Пасху мы пели с листа. Регент наша достала какие-то ноты, по-моему, это была «Барыня» — что-то простое.

Так все с листа мы и спели, всем понравилось, и начались обычные трудовые будни, которые проходили так: приходили мы вдвоем на службу, две новых девочки, которые ничего не знали в плане устава, которых только оформили, которые семь месяцев учили гласы, и которым ноты подавали с клироса. Приходили, а на клиросе никого нет. Ни псаломщика, ни регента, и закрыта на замок тумбочка с книгами. Выходил наш пономарь, взламывал тумбочку фомкой, доставал нам часослов, открывал и, как сейчас помню: «Вот это девятый час — все подряд читайте и пойте».

Помню, мы прочитали девятый час, переглянусь, прочитали 103 псалом, дальше какой-то возглас, ну, ектении мы знали — спели, «Господи, воззвах», дальше мы поем-поем-поем все подряд — все прокимны на понедельник-вторник-среду-четверг, пока пономарь не выйдет: «Так, это петь не надо…». В общем, первая служба у нас была очень оригинальная. Тогда я сразу поняла, что нужно учить устав, надеяться не на кого.

— А ведь раньше не было Богослужебных указаний…

— Не было, был календарь, Богослужебный Устав Розанова и Типикон. А еще Октоих и старые, очень сложно написанные Минеи. Нот было очень мало. И не было и расписания. Мы открывали календарь, в котором было написано, какая служба, смотрели, какой знак, что поется: Октоих или Триодь, или совмещение – и поехали.

— А как вы, кстати, с церковно-славянским языком разбирались? По ходу?

Очень быстро. Мы пришли вдвоем с подругой (она сейчас регент в Фокино), взяли в библиотеке часослов и Псалтирь — один экземпляр на церковно-славянском, другой – на русском. Одна читала, вторая проверяла. Влет научились, недели за две. Не было у нас такого, чтоб мы сидели, зубрили, по разу прочитали – и сразу стали читать на службах.

Регентские будни

« О чем мечтает каждый ребенок, который приходит в музыкальную школу? Попасть на проект «Голос»! Он абсолютно не мечтает владеть каким-то инструментом, не хочет заниматься и хоровым пением, потому что так он не сможет показать свой тембр, его красоту. Хоровое пение, в принципе, сейчас не культивируется».

— Итак, теперь ты сама регент…

— Только я им быть не собиралась. Мы проработали на клиросе около года, когда наша регент вышла замуж и вдруг срочно вместе с супругом собралась уезжать на запад к родственникам. Нам тогда сказали не волноваться и пообещали нового регента. Они уехали, а замены все нет. Оказалось, что девушку, которую нам пообещали в качестве замены, никто ни о чем и не предупредил. И, в общем-то, она к нам не собирается. А у нас служба с владыкой. Кто будет руководить? Ну, кто-нибудь. Все вместе кое-как отруководили, я в том числе. Выходит владыка Марк после службы и говорит: «Ты будешь регент». «Да я не могу, я ничего не зна…». «Выучишь». Все! Никто не спрашивал: хочешь или не хочешь, умеешь или нет, есть ли у тебя образование…

— Давай теперь поговорим про наше время. Что сейчас нужно человеку, чтобы стать певчим, вот, конкретно нашего храма? Какие требования ты предъявляешь?

— Я предъявляю высокие требования, но не совсем есть, кому их предъявлять, если честно. Кадровый голод не только в нашем храме, а вообще — по Хабаровску. Потому что молодежь не хочет учиться музыке.

– Как думаешь, почему?

— Конкретно знаю. О чем мечтает каждый ребенок, который приходит в музыкальную школу? Попасть на проект «Голос»! Он абсолютно не мечтает владеть каким-то инструментом, потому что это не надо, потому что есть программа, которая может тебе воспроизвести любые инструменты. Он не хочет заниматься хоровым пением, потому что так он не сможет показать свой тембр, его красоту. Хоровое пение, в принципе, сейчас не культивируется. Если раньше оно было везде, даже в советское время при каждом заводе был свой хор, то сейчас — увы. А уж музыкальные, профессиональные хоры были огромные, и они, действительно, были профессиональные, а сейчас даже уровень наших хоров, которые выступают, тех же капелл, намного ниже. Они наполовину состоят из любителей, поэтому в такой ситуации для нас сейчас каждый человек — ценен. Каждого способного кадра мы пытаемся и обучить и воззвать к его совести, что, коль вы пришли на клирос — надо соответствовать.

— Ну, хорошо, вот придет человек на клирос – возьмите меня, я хочу петь!

Хочу? Хорошо, я вас послушаю, а что вы умеете?

— Ну, ноты знаю немного…

— Ноты знаю? Хорошо! А это какая нота? Я сразу любому человеку, который приходит, даю наипростейшие ноты. То есть, сначала я интересуюсь, есть ли опыт пения на клиросе, а опыт посещения служб в храме? У кого-то есть, у кого-то вообще его нет – приходят студенты в первый раз, как я когда-то. Я беру элементарные ноты, где текст на русском языке. Объясняю, что мы будем петь не только по нотам, но и по книгам, но для начала мне нужно послушать уровень знаний и музыкальной образованности. Если человек не может сразу с листа пропеть указанную строчку, я прошу его спеть любую песню. Он пропевает, и я определяю, есть ли слух и голос. Потом спрашиваю, а есть ли желание учиться? Потому что на клиросе просто так стоять… у нас и так мало места. Если у человека есть желание, он начинает заниматься – ходить на спевки, слушать. Если есть большое желание – начинает самообразовываться. Он идет в колледж, учит элементарную теорию музыки. Потому что без знания нот на клиросе очень тяжело.

— А помимо музыкальных какие-то требования есть?

— Ну, понятно, что человек должен быть крещен и, конечно, желательно, чтобы еще и воцерковлен. Но это идеал, если к тебе приходит воцерковленный певчий, с высшим хоровым дирижерским образованием, желанием петь, работать каждый день, но…. такое бывает очень редко.

— А бывает ли так, что приходит, может, и талантливый человек, но по какой-то причине не получается у него влиться в коллектив? Может такое быть?

— Может. Чаще всего это происходит не из-за уровня его музыкальности, дело в характере. В основном, как показывает практика, если у тебя у самого неуживчивый нрав, или ты, например, считаешь, что ты поешь лучше Васи, а Вася тебе мешает петь… Такой человек никогда не вольется в хор, потому что он не понимает, что хор – это не я пришел петь. Это коллектив. Если кто-то один поет не так, как другие, хочет себя показать – обычно это заканчивается плачевно. Человек не понимает, что здесь, в принципе, не за счет этого реализуются. И он слышит только себя.

— А сколько певчих сейчас в твоем хоре?

— Сейчас, по-моему, стабильно ходит человек десять. У нас, в принципе, если разобраться, даже не хор, а вокальный ансамбль. Потому что минимальный хор – это 24-32 человека. Ну, как минимум, 24. У нас вокальный ансамбль, плюс, есть ограничения в будние дни – 3-4 человека. Невозможно создать даже вокальный ансамбль. То есть, это трио и квартеты. На основе этого мы пытаемся петь хоровую музыку, которая написана для хора, адаптировать ее как-то. Очень помогает акустика храмовая, которая у нас, слава Богу, еще дореволюционная – и это спасает. У нас правильно сделанный купол. Раньше храмы строили, это учитывалось. Это было прямо прописано. В других храмах, если петь без микрофона – звук жуткий.

— Ты можешь оценить профессиональный уровень певчих твоего клироса?

Разный, очень разный. Люди разношерстные, с разным уровнем таланта. Некоторые люди действительно талантливые, но ленивые. Ему говоришь, ты можешь лучше, даже подсказываешь, как можно лучше – не хотят. А есть люди, которым где-то сказали, что они петь никогда не будут. У них проблемы со слухом, голосом и вообще лучше… пирожки готовить. Но они все равно пришли. И начали по чуть-чуть заниматься. Сейчас они уже держат партию. У них есть и сила воли, и желание, поэтому есть и результат. А есть у нас люди очень способные, которые пишут музыку. Все люди талантливые, просто надо им об этом намекнуть, дать путь, и было бы желание.

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам –

КЛИРОС

Место для певчих на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат в христианском храме.

Сами певчие, поющие на таком месте; клирошанине.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КЛИРОС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КЛИРОС в Словаре церковных терминов:
  • КЛИРОС в Православных церковных терминах:
    место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах …
  • КЛИРОС в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Клирос - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи. …
  • КЛИРОС в Большом энциклопедическом словаре:
  • КЛИРОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    место в православном храме, где помещается во время богослужения клир, т. е. причетники — чтецы, певцы (певчие), а также лица …
  • КЛИРОС в Современном энциклопедическом словаре:
  • КЛИРОС
    (греческое kleros), в русской православной церкви место на возвышении перед иконостасом для певчих, чтецов и …
  • КЛИРОС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Место для хора в христианском храме. Клиросный - относящийся к клиросу, …
  • КЛИРОС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарем. II прил. клиросный, -ая, …
  • КЛИРОС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛ́ИРОС, возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христ. церкви для певчих во время …
  • КЛИРОС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? место в православном храме, где помещается во время богослужения клир, т. е. причетники? чтецы, певцы (певчие), а …
  • КЛИРОС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    кли"рос, кли"росы, кли"роса, кли"росов, кли"росу, кли"росам, кли"рос, кли"росы, кли"росом, кли"росами, кли"росе, …
  • КЛИРОС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. В христианской церкви: возвышение по обеим сторонам алтаря для певчих во время богослужения. Когда батюшка кончил, и с …
  • КЛИРОС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. kleros) место для хора в христианском …
  • КЛИРОС в Словаре иностранных выражений:
    [гр. kleros] место для хора в христианском …
  • КЛИРОС в словаре Синонимов русского языка:
    клырос, …
  • КЛИРОС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Место для певчих в христианском храме (на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат). …
  • КЛИРОС в Словаре русского языка Лопатина:
    кл`ирос, …
  • КЛИРОС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    клирос, …
  • КЛИРОС в Орфографическом словаре:
    кл`ирос, …
  • КЛИРОС в Словаре русского языка Ожегова:
    В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед …
  • КЛИРОС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время …
  • КЛИРОС в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    клироса, м. (греч. kleros) (церк.). Место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от …
  • КЛИРОС в Толковом словаре Ефремовой:
    клирос м. 1) Место для певчих в христианском храме (на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских …
Выбор редакции
Оцарев Эдуард Николаевич Учитель истории МБОУ «Брацлавская СОШ» История Росии (17-18 века), Е.В. Пчелов, 2012. Уровень обучения- базовый...

- (греч. kleros часть земли, доставшаяся по жребию). 1) место в храме для клириков 2) хор певчих. Словарь иностранных слов, вошедших в...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

«Наведение моста» к Холму и ДемянскуПервой пощечиной советскому командованию весной 1942 г. стало пробивание коридора к войскам II...
Демянская операция (07.01.42-20.05.42) войск Северо-Западного фронта (ген.-л. П. А. Курочкин). Цель - окружить и уничтожить немецкую...
К 16 марта в состав 8-го армейского корпуса венгров и 4-го танкового корпуса СС входили: 23 пд венгров, 788 и 96 пд вермахта, 1...
Великий князь Александр Михайлович Романов был четвёртым сыном великого князя Михаила Николаевича (1832-1909), сына императора , и...
Как приготовить капкейки лимонные рецепт энди шеф - полное описание приготовления, чтобы блюдо получилось очень вкусным и оригинальным....
Многие картофель называют «вторым хлебом». Ведь этот овощ является основным продуктом, употребляемым практически в каждой семье....