Почему я хочу больше удовольствий? Почему люди получают физическое удовольствие от музыки — хорошей и даже плохой Почему человек испытывает удовольствие


Для чего человек пришел в этот мир? Кто знает ответ на этот вопрос? Возможно, он появился, чтобы сполна насладиться своей жизнью? Давайте разберемся, что в этой жизни доставляет нам истинное наслаждение.

Все мы приходим в этот мир не просто так, а с какой-то целью. Цель эта, зачастую, неясна и спорна, поэтому многие, не долго думая, свою цель определили как «Наслаждение жизнью». А почему бы и нет? Кто определил, что наша миссия на Земле предполагает каторжный труд и самопожертвование? Возможно, с такой позицией легче существовать в этом мире, постоянно посвящая себя наслаждениям и удовольствиям. Интересно, а от чего люди всего мира получают наслаждение? И какое наслаждение самое сильное? По опросу более 10 000 человек был составлен своеобразный рейтинг человеческих наслаждений:

8. Еда
Это, наверное, не совсем правильно, ведь главная функция еды – насыщать нас, поддерживая жизнеспособность организма. Но с эволюцией, человечество развило настоящий культ еды, которому, что греха таить, подвластен каждый из нас. И не так уж важно, куриная ножка это или лобстер.

7. Здоровье
Казалось бы, такой жизненно важный фактор, как крепкое здоровье должен быть на вершине рейтинга наслаждений, а он практически в арьергарде. А все потому, что вспоминаем мы о наслаждении от здоровья лишь тогда, когда заболеем. Избавившись от боли, справившись с недугом, мы на короткое время находимся в эйфории, наслаждаясь таким комфортным состоянием. А через некоторое время забываем об этом, считая хорошее состояние здоровья само собой разумеющимся, и перестаем следить за ним. Но те мгновения счастья, которые мы испытываем чувствуя себя выздоровевшими заслуживают места в данном рейтинге.

6. Наслаждение от достижения цели
Это довольно сильное наслаждение, которое мы испытываем, ставя перед собой какую-либо цель. И совершенно неважно что приносит удовольствие, будь то богатство, когда мы радуемся каждому заработанному своими руками рублю, или каждому сброшенному килограмму сидя на диете. Причем, самое интересное, что от процесса достижения цели мы получаем большее наслаждение, чем тогда, когда цель достигнута.

5. Наслаждение от прекрасного
Это истинное наслаждение, которое мы испытываем, когда слушаем музыку, наблюдаем за игрой актеров в театре или кино, созерцаем картину кисти гениального художника или скульптуру, созданную чьими-то талантливыми руками. Или любуемся прекрасной архитектурой, вечно меняющимися пейзажами природы. Огромное наслаждение мы испытываем восхищаясь красотой и разнообразием животного мира.

4. Секс
Самое известное и угадываемое наслаждение, физиологическая потребность, приносящая к тому же массу удовольствия. Минус лишь в том, что наслаждение это кратковременное, хоть и частое, поэтому секс для многих становится чем-то обыденным, сравнявшись по уровню наслаждения с едой.

3. Богатство
Все мечтают быть богатыми, иметь множество денег, чтобы не думать постоянно, где их достать. Это большое наслаждение, которое люди получают даже не от богатства как такового, а от возможности купить абсолютно все, не думая о цене, купить себе многие прочие наслаждения, даже немножко здоровья. Но наслаждение это не бесконечно, ведь всегда наступает пресыщение или з0аканчиваются деньги.

2. Страсть
Несомненно, одно из самых сильных чувств, способное дарить сильнейшее наслаждение. Оно вдохновляет человека полностью, подчиняя себе, будь то страсть к игре, к наркотикам или к какому-либо человеку. Стоит лишь сказать, что эта столь сильная грань наслаждения, может быть и чрезвычайно разрушительной. Вынужденный отказ от предмета наслаждения может иметь самые невероятные последствия.

1. Любовь
Чувство, которое не каждому дано испытать, является главным, истинным наслаждением жизни, которое все от начала жизни и до конца стремятся испытать хоть раз. И неважно, будет это любовь к родителям, детям или близкому человеку. Обретя это волшебное чувство, человек получает в дар самое высшее наслаждение.

Даже такие простые удовольствия, как пища и секс, на самом деле не так уж просты: в удовольствии всегда есть глубина. Обычно нам важно, как была приготовлена наша еда, и кто именно является нашим партнёром. С другой стороны, наслаждение от созерцания картины Поллока или прослушивания сложной симфонии имеет нечто общее с удовольствиями, которые считаются низкими и даже постыдными. Что же объединяет все эти разные способы, с помощью которых люди научились доставлять себе приятные ощущения?

Природе человеческих удовольствий посвящена увлекательная книга Пола Блума - профессора психологии и когнитивной науки в Йельском университете. В этой книге с подзаголовком «Почему мы любим то, что любим» сочетаются два вида объяснений, которые обычно с трудом сходятся друг с другом.

Удовольствие - штука универсальная и биологически обусловленная. Но ведь многие люди получают удовольствие от фильмов ужасов, платят огромные деньги за полотна с размазанными пятнами краски или буквально теряют голову, услышав мелодию, от которой другой человек поморщится и заткнёт уши.

Удовольствие каннибала, поглощающего плоть убитого врага, немногим отличается от удовольствия, которое гурман получит от бутылки старого Шато Мутон.

Другими словами, биологическая основа удовольствия не мешает ему быть глубоким и трансцендентным феноменом. Никто, кроме людей, не обладает такими способностями находить приятное в самых на первых взгляд странных вещах. Человек - не только бескрылое животное с плоскими ногтями, способное строить рассуждения, но и животное, падкое на удовольствия.

Биологи и исследователи в области социальных наук сходятся в том, что биология делает многие вещи невозможными (скажем, люди не могут питаться камнями, а некоторые не могут переваривать лактозу), но всё остальное пущено на самотёк. Однако люди склонны воспринимать свои чувства и переживания как что-то совершенно естественное, данное от природы.

Как ещё в XIX веке писал Уильям Джеймс, только метафизику могут прийти в голову вопросы «Почему мы улыбаемся, а не хмурим брови, когда довольны?», «Почему мы не способны говорить с толпой так, как говорим наедине с другом?», «Почему именно эта девушка сводит нас с ума?».

Обычный человек скажет просто так: «Конечно, мы улыбаемся, конечно, наше сердце трепещет при виде толпы, конечно мы любим девушку, чья прекрасная душа, облачённая в совершенную форму, так явно и откровенно создана для того, чтобы быть горячо любимой целую вечность!»

Уильям Джеймс

из работы «Принципы психологии», 1890 г.

От внимания учёного эти вопросы ускользнуть, конечно, не могут. Но даже сегодня ответить на них по-прежнему очень трудно: чтобы это сделать, необходимо пройти между Сциллой биологического и Харибдой культурного редукционизма. И Полу Блуму, кажется, удалось это сделать. Главные новости, которые он приносит из этого путешествия, можно представить в виде пяти пунктов:

1. Имеет значение не только то, что мы переживаем, но и то, что мы думаем по поводу этих переживаний.

Как считает Пол Блум, в основе удовольствий лежит эссенциалистская установка - представление о том, что вещи обладают некоторой незримой сущностью. Поэтому мы ценим оригинал картины больше, чем неотличимый от неё дубликат. И поэтому, поглощая пищу, мы едим не только белки и углеводы, но и её внутреннюю сущность.

В этом заключается, к примеру, отличие между водой из крана и бутилированным «Перье». Бутылочная вода рождает ассоциации с чистотой, даже если на вкус она неотличима от водопроводной. Как остроумно замечает Блум, «у “Перье” действительно отличный вкус. Просто чтобы оценить его, нужно знать, что перед вами “Перье”».

2. Наша психика создана в том числе для того, чтобы доставлять другим удовольствие.

Дарвин поначалу приходил в замешательство, думая о павлиньих хвостах: они тяжелы, совершенно бесполезны или даже вредны при поисках пищи или при столкновении с хищником. Из такого рода замешательств появилась теория полового отбора. Роскошный хвост нужен для привлечения самок: с помощью этого индикатора они определяют достоинства самцов, ведь только здоровый и приспособленный может позволить себе носить такое излишество.

С этой же точки зрения можно объяснить человеческую любовь к сложным произведениям искусства, затейливым разговорам и утончённым шуткам. Вполне возможно, что наша психика - не только машина по переработке данных или хитрый макиавеллист, старающийся перехитрить других, но и центр развлечений, «сформированный половым отбором для того, чтобы доставлять другим удовольствие, чтобы уметь рассказывать истории, очаровывать и смешить».

3. Воображение и ожидания формируют удовольствия не в меньшей степени, чем реальность.

Значимость ожиданий можно легко понять, если предложить людям одно и то же вино, разлитое в разные бутылки, и указать, что первая стоит 10, я вторая - 90 долларов. Учёные много раз проводили похожие эксперименты; особенно показательные результаты удалось получить, уложив дегустаторов вина в томограф. На каком-то грубом уровне сенсорные сигналы от одинакового вина с разной стоимостью тоже будут одинаковыми. Но ожидания наслаиваются на восприятие цвета, вкуса и запаха, поэтому общая картина существенно изменяется.

Убеждения искажают наши впечатления от реальности и сами себя поддерживают.

Иногда физические ощущения могут возобладать над представлениями: скажем, огромное удовольствие можно получить от обычного столового вина, а элитное и выдержанное может оказаться кислым и неприятным. Но в целом наши установки по отношению к вещам значат не меньше, чем сами вещи.

4. Даже если мы совершенно уверены, что нечто является вымыслом, на некотором уровне мы верим, что это реально.

Почему мы предпочитаем смотреть сериал «Друзья», вместо того, чтобы проводить время с настоящими друзьями? Это вполне серьёзный психологический вопрос. Если посмотреть на то, чем занимается обычный житель современного города большую часть суток, можно легко понять, что приобретение впечатлений стало нашим основным занятием.

Вымысел увлекает нас, потому что на каком-то уровне он не менее реален, чем сама реальность. Но видеть разницу между этими двумя вещами тоже очень важно: в фильме Чаплина мы можем посмеяться над пешеходом, проваливающимся в открытый канализационный люк - именно потому что знаем, что пострадал не человек, а персонаж.

5. Наука - такое же удовольствие, как и все остальные.

В основе науки лежит удовольствие от схватывания сути вещей - та же самая эссенциалистская установка, которая поддерживает нашу любовь к искусству и наши религиозные представления.

Верующий согласится с учёным в том, что есть нечто более глубокое, иная реальность за пределами чувственных ощущений.

Поэтому Ричард Докинз справедливо не разделяет беспокойства Джона Китса о том, что Ньютон уничтожил поэтичность радуги. Реальность науки не менее поэтична, чем религиозные фантазии, и даже самые твёрдые рационалисты жаждут трансцендентного. Воображение в науке необходимо ещё сильнее, чем в религии: нужно уметь поверить, что камень состоит из частиц и энергетических полей, а это может быть намного труднее, чем представить, что вино - это кровь Христова.

Удовольствие можно представить как побочный продукт эссенциалистской работы сознания - представления о глубинной сути вещей. Однако эссенциалистская установка имеет и свои минусы. Там, где речь заходит о социальном, она становится даже опасной. Расовые, кастовые и классовые различия, которые многим до сих пор кажутся укоренёнными в самой природе космоса, не имеют под собой никакой реальной основы, кроме наших представлений.

Из этой теории следует ещё один важный, хотя и тривиальный вывод. Нужно ценить те удовольствия, которые мы получаем от мира, ведь никто кроме людей не может наслаждаться поездкой на американских горках, острым соусом «Табаско», просмотром эротических фильмов и погружением в научные дискуссии о природе удовольствия.

В оформлении статьи использована картина Бальтюса «Средиземноморский кот» (1949). Благодарим издательство «Corpus» за предоставленную копию книги.

Человек начинает терять в тот момент, когда что-то приобретает. Никакая радость не длится для него бесконечно.

Человек начинает терять в тот момент, когда что-то приобретает. Никакая радость не длится для него бесконечно. Силой чувств и временем выветривается песок чудесного, слезает позолота первого впечатления. И вот он уже снова один и снова гол, потому что все одолевает его страшный враг – привычка.

Мы выбираем в зависимости от имеющихся возможностей, и чем больше этих возможностей, как ни парадоксально, тем хуже. Мы выбираем то, что можем себе позволить или почти можем, то есть берем в кредит или вырабатываем в себе дополнительные знания, навыки и даже качества личности, чтобы этим обладать. Дальше наконец получаем это.

Но радость быстро проходит.

Остается один «вау-эффект». Потому что мы вдруг видим, что то, что мы выбрали, не настолько совершенно, как мы себе представляли. Или вдруг узнаем, что есть что-то лучше выбранного.

Тогда помимо разочарования и сожаления у нас еще появляется чувство вины и недовольство собой. К этим неприятным ощущениям добавляется еще и злость от того, что надо платить кредит за то, что нам уже не нужно и не нравится, и за то, что нас разочаровало. Затем появляется сожаление об утраченных возможностях, ведь любой выбор – это всегда убийство других альтернатив. А наша психика устроена так, что боль потери сильнее радости обладания.

ЭФФЕКТ КАРАНДАША

Как меньше работать и больше зарабатывать? Многие люди находят ответ на этот вопрос и получают желаемое, но это не приносит ожидаемого удовлетворения, так как происходит гедонистическая адаптация и человек перестает чувствовать удовольствие от того, что имеет. Наше восприятие привыкло делить все на «плохое» и «хорошее», мы мыслим дуальностями и познаем мир контрастами.

Поэтому, как бы хорошо нам ни было, очень быстро подсознание поделит это «хорошо» на «хорошее» и «плохое», уменьшение плохого в жизни до определенного уровня приносит удовольствие, но после прохождения этого порога уже не улучшает наше самочувствие.

Например, Вы переехали на лето в новый дом, очень дорого и красиво обставленный.

Первый месяц Вы наслаждаетесь его красотой.

Затем Ваш глаз начинает замечать трещинки на краске, не очень удобный письменный стол, не очень большую струю воды в ванной, немножко криво положенную плитку – эти мелочи начинают раздражать, постепенно накапливаться.

Затем Ваше восприятие сегментирует дом на зоны.

Теперь он не весь целиком нравится Вам, а только его части.

Одна комната кажется намного лучше другой. Вы уже подумываете о том, чтобы найти себе что-то получше или постоянно заниматься усовершенствованием этого жилища.

Через год проживания в доме Вы уже перестаете замечать его уют и комфорт, Вам хочется почаще ездить отдыхать. Еще через какое-то время достоинства жилища начинают казаться недостатками.

Скажем, дом для Вас слишком большой или тишина, которая вокруг него, начала раздражать и вызывает уныние.

Даже если наш выбор очень рационален, многие плюсы со временем превращаются в минусы. Кто-то из гуру назвал этот эффект психики «эффектом карандаша». Такие понятия, как «деликатес», «выходной», «отпуск» и «праздник», необходимы не столько для физиологии человека, сколько для психики. Рантье гораздо хуже чувствует себя в субботу, чем тот, кому в понедельник на работу. Природе человека претит полная свобода, потому что он теряется в ней. Но свобода выбирать свои ограничения – естественная возможность.

ЗАМЕНА ДЕЙСТВИЮ

Гедонистическая адаптация – это привыкание к определенному уровню потребления или обладанию чем-то, при котором мы перестаем испытывать удовольствие.

Само по себе потребление не может принести долгосрочное удовольствие. Хотя западные мудрые мужи уверяют нас в том, что человек чувствует себя счастливее, покупая впечатления, а не вещи. Потребление чего-либо не может насытить человеческое существо, которое чувствует наивысший пик удовлетворения, только когда творит.

Человек, который занимается творчеством, создавая что-то, будь то полка в доме, грядка на даче или новая модель сотового телефона, находится на пике удовольствия. Даже в момент тяжелых поисков и неудач он более удовлетворен, чем тот, кто покупает новую машину.

Мастер-классы по созданию вещей своими руками, будь то суши или мыло, – одни из самых популярных, потому что многим нравится создавать.

Пока люди ищут эмоцию без действия, которое ей предшествует, они испытывают разочарование. Это то же самое, что попытаться купить оргазм без секса, секс без любви, а любовь без движения друг к другу сквозь все сложности, преграды и страхи.

ПУТЬ ДО АДАПТАЦИИ

Пока у нас есть семьи, дети и наша жизнь, за которую мы несем ответственность, у нас есть безусловная потребность в безопасности и определенном уровне комфорта . Несмотря на общность этих понятий, для каждого они свои. Кто-то чувствует себя в безопасности и комфорте, купив домик в Ульяновской области и содержа там свое хозяйство, а кому-то нужен большой дом в Москве и доставка продуктов с частной фермы. Эти потребности не имеют никакого отношения к удовольствию – это базовая безопасность человека. Наши страхи определяют уровень нашей жизни, достигнув которого мы можем задумываться об удовольствии.

Предположим, человек мечтал быть летчиком, но попал в серьезную аварию в детстве и стал непригоден для этой работы. У него появилось увлечение, компенсирующее трагедию, – клеить модели самолетов. Но огромное количество обязательств, потребность в своем жилье, заботе о семье совсем вытеснили это хобби, на него просто не осталось времени. Этого мужчину совсем нельзя назвать сейчас удовлетворенным жизнью, но ситуация изменится, когда он достигнет базового уровня безопасности и комфорта и снова вернется к своему хобби.

Гедонистическая адаптация начинается тогда, когда человек забывает о своем хобби, о потребности своей души и не может остановиться, все выше и выше выстраивая стены своей безопасности.

ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ

Чем выше наши ожидания, тем больше разочарование. Ожидая чего-то, мы создаем свой «вкусный» образ всевозможных кайфов, которые испытаем. Чем более недостижима наша мечта, тем более воодушевляющей, радостной и многообещающей она нам кажется.

Интересный факт – люди, не имеющие опыта пользования чем-то, утяжеляют это таким огромным весом своих завышенных ожиданий, что испытывают колоссальное разочарование.

Человек, который постоянно летает в бизнес-классе, не кричит на стюардесс, если ему не подали шампанское. Между тем тот, кто копил на эти билеты и летит впервые, требует такого уровня сервиса, который никогда и не оказывался на борту. Если для нас что-то очень затратно, мы завышаем ожидания соразмерно своим представлениям и потраченным усилиям. Если стоимость продукта приемлема для нас – ожидания от него адекватны реальности.

Девушке, которая работает бухгалтером и получает зарплату 30 000 рублей, однажды подарили сертификат на SPA в отеле Ritz номиналом в 30 000 рублей всего на шесть часов. Она пришла с ним в отель, провела в SPA целый день и… была очень разочарована. Страшно подумать, чего она ждала от процедуры длиной в один день, которая эквивалента по стоимости месяцу ее работы.

ПРИВЫЧКА К ПЛОХОМУ

Гедонистическая адаптация проявляется не только в позитивном, но и в негативном ключе. Человек привыкает ко всему – как к хорошему, так и к плохому. И это привыкание произойдет тем быстрее, чем меньше он будет видеть контрасты. Находящемуся постоянно в одной среде, в ограниченном кругу людей, все, даже самое абсурдное и нелепое, начинает казаться нормой, причем правильной нормой.

Именно поэтому очень многие люди так и не покупают себе новые модели телефонов или вообще сотовые телефоны, не переезжают из старых обветшалых домов, плохо чувствуют себя в новой одежде, не меняют опостылевшую работу и даже не вступают в близкие отношения, привыкнув к одиночеству.

Также человек легко адаптируется к нехватке чего-либо, экономии, болезни, конфликтам. Пока он не видит и не пробует что-то другое, довольствуясь тем, что есть. Парадоксально, но это «то, что есть» может вполне удовлетворять. А через несколько лет, изменив жизнь, человек может с удивлением и недоумением смотреть на себя прошлого и думать о том, как он мог жить в том районе с тем человеком и еще радоваться жизни.

Одна моя знакомая очень любила дорогие машины и даже участвовала в гонках, покупая себе новый «порше». Переехав в Америку, в штат Техас, где в основном фермерское общество, она начала мечтать о жутком (по нашим меркам) фермерском «форде» пикап. Она долго рассказывала мне о достоинствах этой машины и том, что мечтает ее купить, совершенно забыв о своих предыдущих увлечениях. Когда я напомнила ей про «порше», она странно посмотрела на меня, как на НЛО, и сказала: «Это же некрасивая и неразумная машина. А главное – она непрактична».

ТАБЛЕТКА ОТ РАЗОЧАРОВАНИЯ

Проблема заключается не в самом выборе, а в нашем отношении к нему. Считая себя мегазначительной персоной и очень серьезно относясь к себе и своей жизни, боясь будущего, мы получаем невроз, а последствия выбора лишь обнажают его наличие. Как спасти себя от негативных последствий выбора?

1. ВОЗЬМИТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ.

Человек всегда выбирает самое лучшее из возможного. Отметим – всегда. А значит, ошибок не существует, мы не можем навредить себе, выбирая. Сожалея о прошлом, мы тратим драгоценные минуты настоящего и будущего, и не надо прикрываться утверждением «Я делаю выводы».

2. ПОМНИТЕ О СВОИХ ИНТЕРЕСАХ.

Это мне действительно нужен какой-то особенный шампунь или производителю нужны мои деньги?

3. ДОВЕРЯЙТЕ СЕБЕ.

Будь то интуиция, разум или чувства, но это то, что вызывает в вас большее доверие.

4. НЕ ДЕЛАЙТЕ ПОСПЕШНЫХ ВЫВОДОВ.

Мы никогда не знаем, чем сегодняшний выбор обернется для нас через двадцать лет, ведь после него мы совершим еще бесчисленное количество выборов.

5. НЕ ВИНИТЕ СЕБЯ.

Чем больше мы ошибаемся, тем лучше понимаем, что нам подходит. А чувство вины в вопросах выбора, как правило, связано с завышенной важностью собственной персоны.

Иногда следует вспоминать, что я не Зевс Громовержец или Бэтмен, а просто человек. В конце концов, в жизни всегда можно найти, о чем жалеть, один только вопрос – зачем? опубликовано

Анна Адрианова

Связь между количеством удовольствий, которые мы получаем, и тем, насколько мы счастливы, не так очевидна, как может показаться на первый взгляд. Профессор неврологии Орхусского университета в Дании и сотрудник кафедры психиатрии в Оксфорде Мортен Крингельбах уверен, что, просто увеличив порцию даже самого любимого блюда, мы не получим больше радости. Он рассказал Aeon о своем исследовании механизма удовольствия, встроенного в наш мозг. «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

Мое исследование посвящено тому, что доставляет нам удовольствие. Это такие вещи, как еда и секс, которые помогают нам оставаться одновременно и индивидуальностью, и представителем человеческого вида. Аристотель полагал, что то, что мы называем удовольствием, состоит из двух отдельных аспектов: hedonia («удовольствие») и eudaimonia («преуспевание в жизни», «благополучная жизнь»). Мы все стремимся к eudaimonia и хотим сделать свою жизнь как можно лучше. Я пытаюсь найти связь между первым аспектом (hedonia) и вторым. Действительно сложно увидеть, что счастлив тот, у кого больше удовольствий. Единственное, что можно сказать: если ты несчастлив, скорее всего, ты страдаешь от недостатка удовольствия. Но мы не можем сказать, что, если вы счастливы, вы находитесь на каком-то постоянном уровне удовольствия. Нет, у вас есть всплески, удовольствие - это краткие периоды, почти пики.

Например, возьмем еду. Я только что хорошо поел, и сейчас я о еде особо не думаю. Но через несколько часов я начинаю думать, где моя следующая порция еды, откуда ее взять. Я начинаю думать, как буду ее поглощать, что именно мне в ней понравится, - то есть как раз о том, где получить удовольствие. Значит, вопрос не в самом существовании вещей, а в том, что происходит с моим мозгом, когда я хочу то, что мне нравится, и могу это получить. Мое исследование посвящено тому, что происходит, когда все эти силы соединяются вместе, - каковы эти отделы мозга, которые ответственны за каждую конкретную фазу.

Результаты исследования показали, что, по-видимому, в мозге существует конкретный участок удовольствия - как будто единый центр, благодаря которому отделы мозга «разговаривают» друг с другом, и в результате мы получаем удовольствие. В процесс вовлечены разные отделы мозга. Какие-то отвечают за наши желания, за то, чтобы мотивировать, направлять нас к получению и поглощению чего-либо. Другие - за то, чтобы это воспринять и передать нам удовлетворение - радость, которую мы из этого извлекаем. Но этот эффект не может длиться долго, и эти отделы успокаиваются.

В нормальной уравновешенной системе это работает, но бывает, у кого-то случается anhedonia - нехватка удовольствия, например депрессия. Тогда происходит воздействие на этот единый центр, система рушится, и нарушения могут быть разными. Наркоманы, скажем, хотят вещей, которые приносят удовольствие, все больше и больше, но со временем они нравятся им все меньше и меньше. А в другом случае происходит общее снижение - и желания, и удовольствия. Но если вы хотите восстановить баланс, понимая эти механизмы, вы можете вмешаться.

«Основные удовольствия приносит именно разнообразие, а не увеличение одной порции чего-либо»

Одно из самых важных и приятных для нас удовольствий, секс, в то же время одно из самых сложных для изучения. В этом исследовании мы наблюдали по сканеру за тем, что происходит во время секса у мужчины и женщины. Когда мы думаем о сексе, у нас возникает желание, мы возбуждаемся, в это оказываются вовлечены конкретные отделы мозга, и в определенный момент мы начинаем получать удовольствие. Уникальным среди удовольствий является состояние огромного удовольствия - оргазм. Мы изучили, когда же он появляется. Мы увидели, что часть переднего кругового участка коры головного мозга изменяла свою активность, только если человек переживал это сверхудовольствие. Но к этому приводит целый процесс, разные участки мозга включаются и выключаются - это сложный танец, если хотите. А потом мы посмотрели, из каких стадий этот процесс состоит, что происходит. Это очень важно, потому что многие эмоциональные нарушения обнаруживают себя в проблемах, проявляющихся на этих разных стадиях. Так, если у вас депрессия, вам очень тяжело на первой стадии стать возбужденным. Или вам трудно прийти в состояние, когда вам действительно что-то нравится. А есть другой вид депрессии, когда у вас есть пагубные привычки, вы вроде стремитесь к сексуальной активности, но по сути поглощены другим, и настоящий оргазм вам не очень нравится, когда вы даже достигаете его. То есть вы постоянно стремитесь к этому удовольствию, но не испытываете его, когда наконец-то можете.

Но самое главное вы теряете, забывая жить сбалансированной жизнью. Потому что основные удовольствия приносит именно разнообразие. Разнообразие, а не увеличение одной порции чего-либо. И я думаю, что самое большое удовольствие - это не еда, секс или наркотики, а окружающие люди. Это действительно имеет смысл, есть посмотреть на это в эволюционном контексте. Еда гораздо приятнее в окружении других людей, и исторически ради еды мы должны были объединяться, что и помогало нам выживать. Для секса тоже нужен другой человек, и наш мозг знает об этом. А пагубные привычки, в частности наркотики, приводят к одиночеству.

Выходит, одна из самых важных вещей, которую нужно сказать об удовольствии, заключается в том, что оно соотносится не с эгоизмом, а с эмпатией, сочувствием, и мое исследование это уверенно доказывает. Мы здесь, на Земле, для того, чтобы разделять удовольствие с другими людьми.

Хорошая девочка никогда не хохочет от всей души в компании, она сидит в метро, скрестив ноги под идеальным эстетичным углом, она обходит стороной - по широкой дуге - «рискованную» одежду и избегает слишком выразительного макияжа, не плачет поздно вечером, потому что завтра ей рано вставать и лицо будет опухшим. Хорошая девочка не вступает в конфликты, даже если под угрозой ее интересы, потому что ссориться - это неженственно, да и вообще, главное для нее - выглядеть и вести себя «прилично», так, чтобы ее не в чем было упрекнуть. «Приличная» - слово, идеально ее описывающее, ну, если не считать еще более меткого определения: скучная. Откуда у нас взялся культ «хорошей девочки» и, главное, стоит ли радоваться обилию безупречных «мисс невыразительное совершенство»?

Никогда не ходить на корпоративы - такое решение приняла одна моя знакомая, поняв, что в атмосфере праздника и после одного коктейля она вдруг становится слишком веселой и, как она выразилась, фамильярной, а на самом деле - просто более оживленной, чем она бывает в обычном своем чрезмерно сдержанном состоянии со строго дозированными улыбками и всегда прямой спиной. Мысль о том, что она вдруг зальется смехом в ответ на не слишком приличную шутку исполнительного директора или, например, вздумает танцевать под какую-нибудь вульгарную ресторанную песню, вызывала у нее холодный пот. Поэтому она попросту «забанила» корпоративы с их развращающей и расслабляющей атмосферой: репутация-то все равно дороже. Ее родные и друзья уже давно привыкли к тому, что во время вечеринок она не в силах всерьез и до конца расслабиться, а теперь и коллеги лишились последней возможности разглядеть в ней живого человека, а не преувеличенно корректную барышню, которая словно только что покинула пансион для благородных девиц.

Когда моя мама впервые поехала в Европу - ее поразило одно обстоятельство: вечерами в сентябрьской Праге масса женщин, компаниями и в одиночку, расслабленно сидели в уличных кафе и невозмутимо пили пиво из огромных бокалов. Закусывали сухариками, общались, хохотали, получали удовольствие. «У нас девушки бы постеснялись вот так на террасах пить пиво, - прокомментировала мама, - это считается вроде как неприличным. А в советское время так вообще полагалось поломаться минут десять, прежде чем позволить налить себе вина в гостях: ох, я не пью, ну что вы, мне лучше сока, ну так и быть, мне две капельки - просто за компанию». Мама была в восторге, впервые задумавшись о том, что этот надуманный внутренний запрет на совершенно легальное удовольствие - просто нелепость.

Но ничто так не выдает комплекс «хорошей девочки», как внешность. Выверенная классика, которая в настолько чистом виде даже на дамах за пятьдесят смотрится тоскливо, бежевый тренчкот, неизменно фигурирующий в списках обязательной детали гардероба, «лодочки», исключительно безопасные оттенки, у которых нет никакого шанса не сочетаться, - серое с жемчужно-серебристым, кремовое с цветом шампанского, «слоновая кость», строгий синий. Если макияж, то nude, даже если он не к лицу, на выход - разрешенная визажистами матовая красная помада, с которой хорошая девочка простоит у зеркала около получаса, колеблясь и вопрошая у своей внутренней надзирательницы, не чересчур ли порочным кажется вот этот оттенок.

Однажды, отправившись в магазин обуви с одной из подруг, которая, не доверяя своему вкусу (его в свое время очень ругала ее мать), собрала целую библиотеку книг про стиль и моду, я едва не сошла с ума уже на третьей паре туфель. Вне зависимости от того, примеряла ли я грубые ботинки, ковбойские сапоги или броги, подруга закатывала глаза и говорила таким противным голосом: «Ну ты же девочка! Примерь вот эти классические, на каблучке!» - и с энтузиазмом тащила очередные скучные черные туфли, в которых хорошо будет танцевать на вечеринках для пенсионеров. Позже выяснилось, что эта фраза - с той же презрительной интонацией - была когда-то ее личным кошмаром: в период подростковых экспериментов с волосами и одеждой она то и дело получала выволочки от матери, призывающей ее одеваться «прилично, как нормальная девочка».

Не исключено, что весь концепт «Ты же девочка» как раз и ответственен за культивирование образа милой, тихой, послушной, аккуратной, в общем, приличной и удобной во всех отношениях женщины, которая никогда не напялит на себя, тридцатилетнюю, короткую юбку, не накрасит губы помадой цвета «черная слива» и не станет грызть печенье в метро, увлеченно при этом читая «Монологи вагины» Энцлер, не пряча обложку от скандализированной публики.

Комплекс «хорошей девочки» намного более глубокий, чем кажется, и внешние проявления - это только вершина айсберга. Все эти ограничения, строгие правила, голос внутреннего критика, одергивания самой себя, запреты и многое другое управляют не только манерой держать вилку и любовью к блеклым цветам, но и тем, как женщина чувствует себя в целом. Отсюда и неумение расслабиться, дать волю своим - законным и совершенно естественным - желаниям, хотя бы на йоту расходящимся с жестким «кодексом приличия». И конформизм, при котором женщина не способна защитить свои права, настоять на своем, потому что для этого придется повышать голос, бороться, спорить, быть дерзкой и даже - о ужас - громкой. И страх ошибиться, выглядеть смешно в глазах окружающих.

Какую бы форму ни принимал комплекс «хорошей девочки», всегда есть один важный признак: вам важнее не собственное счастье, хорошее настроение и расслабленность, а имидж, мнение окружающих, безупречность вашего образа в чьих-то глазах. Верный способ заработать невроз… или просто быть несчастной до самой старости, когда правильно расставленные приоритеты заставят вас осознать, что все-таки стоило в пятнадцать покрасить волосы в синий, в двадцать - встречаться с тем, кто нравился вам, а не казался родителям подходящей парой, в сорок - носить купленное под влиянием порыва короткое платье, не беспокоясь о «неприличной» длине. В общем, быть не такой уж и хорошей девочкой.

Выбор редакции
Патологическая анатомия - составная часть патологии (от греч. pathos - болезнь), которая представляет собой обширную область биологии и...

Бодо ШЕФЕР «Путь к финансовой независимости» Первый миллион за 7 лет Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим...

Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Мари Форлео (Пока оценок нет) Название: Ты – богиня! Как сводить мужчин с ума Автор: Мари...

Понятие «излучение» включает в себя весь диапазон электромагнитных волн, а также электрический ток, радиоволны, ионизирующее излучение....
Подошел автобус. Мы сели в него и поехали в центр города. Прямо возле центрального рынка, а по-простому – базара, находилась автостанция....
Книга «Когда я без тебя...» Эльчина Сафарли посвящается тёплому и светлому чувству любви. Она наполнена яркими метафорами и эпитетами,...
Фотографии жертв красного террора в России в годы Гражданской войны и их палачей.Внимание! Шок-контент! Слабонервным не смотреть! Труп,...
При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах. Рэй Брэдбери - один из лучших...
Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы...