Композиция и логика рассуждения к теме. Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность. К8. Пунктуационные нормы


Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!

На сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения для школ, которые утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Согласно документу для получения оценки «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачет» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из критериев № 3-№ 5. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня — по одной теме на каждое общее тематическое направление.

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Оценивание по критериям осуществляется следующим образом:

Критерий № 1 «Соответствие теме» нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия, например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.

Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла, то ставится «Незачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала » нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, то ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, то выпускник получит «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения, ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Таким образом, «Незачет» за сочинение в целом можно получить в любом из следующих случаев:

  1. Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
  2. Если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  3. Если:
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения;
  • грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов.

4.Если объем текста сочинения менее 250 слов.

5.Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет.

Напомним, что для выпускников 2015 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. К сдаче ЕГЭ и ГВЭ будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет (в 2015 г.), чтобы представить его результаты в вузы.

Итоговое сочинение (изложение) в этом году выпускники будут писать в среду 3 декабря 2014 года в своих школах.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций , реализующих образовательные программы среднего общего образования;
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения);
  • Организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения).

Рассуждение Рассуждение – это речевая форма (функциональносмысловой тип речи), элементы которой организованы на основе разного рода логических отношений: обусловленности, противопоставления, сопоставления и т. п. В структуре рассуждения выделяют три части: тезис, доказательство и вывод. В классической русской риторике (М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию…» ; Н. Ф. Кошанский «Общая риторика») речь-рассуждение называлась хрия. Этот вид речи имел четкую структуру.

Приступ В приступе «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии» . (М. В. Ломоносов) Пример: Изречение это («Корень учения горек, но плод сладок»), вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Парафразис Парафразис, или экспозиция, - «изъяснение темы через распространение» (М. В. Ломоносова) Пример: Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Причина В этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» . (М. В. Ломоносов) Причин может указываться несколько. Пример: Причины 1. Корень, то есть начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: 1) способности начинающего еще не развернулись; воля еще бессильна, чтобы останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; 2) учащийся имеет дело с элементами науки, которые состоят из мелочей, часто не имеющих приложения к его текущей жизни; 3) учащийся не понимает пользы элементарных сведений.

Причина Переход Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедиться, что Причины 2. последствия учения приятны, ибо 1) знания сами по себе доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Противное «…Что предложенному в теме противно» М. В. Ломоносов (Если это не так, то…; Если нет, то…) Пример: Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Подобие Подобие – сходство, которым «изъясняется и подтверждается тема» . Пример: Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Пример Пример – конкретный факт из истории или литературы, подтверждающий тезис. Пример: Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

Свидетельство «…Мнение или учение древних Авторов» . (М. В. Ломоносов) Пример: То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале крута, но, когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» . (А. С. Пушкин)

Заключение «…Краткое увещевательное заключение всего слова» . (Ломоносов М. В.) Пример: Отсюда вывод один. Мы обладаем великими средствами к духовному развитию; одним из этих средств является наука. «С умом ведь все люди - Гераклиты» , - сказал Карамзин. Обязанность каждого – использовать данные ему силы и способности на пользу просвещения и последовать призыву философа и ученого Ломоносова, который 150 лет тому назад сказал вдохновенными стихами современному ему юношеству: «Дерзайте…раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!»

Структура рассуждения В рассуждении обязательно предъявляется основная мысль, требующая доказательства (тезис). В тексте итогового сочинения тезисом будет ответ на вопрос, заданный в теме сочинения. Ответ на вопрос необходимо четко сформулировать. Он может прозвучать в начале сочинения. Ответ может прозвучать и в выводе, но пишущий должен этот ответ четко знать с самого начала и постепенно готовить читателя своего сочинения к его пониманию.

Формулирование тезиса Чтобы успешно ответить на вопрос, необходимо научиться понимать его смысл, понимать, о чем нас спрашивают и что именно нам об этом предмете говорят, что утверждают, что нам предстоит доказывать или опровергать (работаем с составом сказуемого). Именно к тому, что заявлено в составе сказуемого, и нужно подбирать доказательства. В рассуждении все слова тезиса должны быть понятны. Разное понимание значения одного слова может привести к бессмысленному спору, поэтому полезно провести понятийную обработку ключевых слов (она может стать вступлением к сочинению). Понятийная обработка ключевых слов помогает выделить те составляющие мысли (части, виды, свойства, причины), с которыми предстоит дальше работать.

Вспомогательные тезисы Многие проблемные вопросы звучат так, что трудно сформулировать ответ одним тезисом. Тогда мы говорим о вспомогательных тезисах, которые предстоит доказывать. Можно определить вспомогательные тезисы (называть возможные причины, виды чего-либо и т. д.) и их обосновывать. Число вспомогательных тезисов (доводов) может быть разным. Все зависит от глубины понимания проблемы отвечающим. Лучше использовать два-три. В таких случаях полезно использовать для работы вариант ответа, который строится по схеме «с одной стороны – с другой стороны» .

Доводы-доказательства От тезиса полезно задать вопросы: «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? » , «Зачем? » Ответы на эти вопросы могут стать доводами в сочинении. В доводах обосновываются причины справедливости тезиса. Доводы – это собственные рассуждения пишущего о верности тезиса.

Пример-иллюстрация Каждый довод подтверждается примерами из художественного произведения. Примеры обязательно обосновываются, то есть используемые произведения, их фрагменты анализируются. Работа с аргументами из литературного произведения должна опираться на понимание авторской позиции, основной идеи произведения. Недопустимо формальное использование произведений литературы.

Тезис (вспомогательный тезис) Почему это правильно (во-первых)? Примериллюстрация 1 Почему это правильно (вовторых)? Примериллюстрация 2 Почему это правильно (втретьих)? Примериллюстрация 3

«Что важнее: любить или быть любимым? » Ответьте на вопрос. Ваш ответ будет тезисом сочинения. Дайте понятийную обработку ключевых слов. Ответьте на вопросы: «Почему важнее быть любимым? » и «Почему важнее любить? » Продумайте возможность использования в вашем сочинении приема «с одной стороны – с другой стороны» . Решите, какая точка зрения вам ближе. Сочинение удобнее начинать с рассуждения о той позиции, с которой вы согласны в меньшей степени. О ней следует писать кратко. Затем необходимо доказывать точку зрения, с которой вы согласны, этой позиции необходимо уделить большее внимание, доказать, что она очень значима. Об этом же нужно упомянуть в выводе.

«Что важнее: любить или быть любимым? » Продумайте ваши доводы (ваши рассуждения) в защиту каждой позиции: «важнее быть любимым» , «важнее любить» . Постарайтесь подобрать к каждой позиции хотя бы по два довода (можно по одному). Сформулируйте свои мысли как связные высказывания. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Любить важнее, чем быть любимым Любовь развивает душевные качества человека, делает его более зрелым Любовь заставляет поновому смотреть на мир, побуждает человека к творчеству Пример-иллюстрация 1 Пример-иллюстрация 2 Пример-иллюстрация 3

Алгоритм деятельности при написании итогового сочинения. Чтение вопроса и определение того, о чем предстоит рассуждать в ответе (предмет речи) и что именно необходимо доказывать (работа с ключевыми словами состава сказуемого). Формулировка ответа на вопрос (тезиса сочинения). Осмысление ключевых понятий тезиса (понятийная обработка). Определение доводов, подтверждающих справедливость высказывания (работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? ») Обоснование доводов. Подбор доказательств (примеров из художественных произведений, подтверждающих высказанные положения). Обоснование примеров. Продумывание вывода, объединяющего все сказанное.

Вопросы и задания Прочитайте вопрос, дайте понятийную обработку ключевых слов. Сформулируйте вопрос понятными вам словами. Ответьте на вопрос. Определите, что вы будете доказывать. Обоснуйте своими словами, почему ваше высказывание правильно, справедливо. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Выделение ключевых слов, их понятийная обработка Какие семейные ценности необходимы людям? Семья – это родные другу люди, это общность интересов, это чувство понимания, это дом, дети, любовь. Семейные ценности – это то, что передается из поколения в поколение, это устоявшиеся традиции, правила поведения, отношение к жизни. Семейные ценности объединяют людей, делают их близкими по духу.

Доводы-аргументы Необходимо перечислить виды семейных ценностей и охарактеризовать их. Любовь Забота о близких Семейные традиции

Доводы-аргументы Основная семейная ценность – это любовь. Семья не может быть счастливой без любви, потому что любовь – главное, что скрепляет отношения. Любовь родителей друг к другу, любовь родителей к детям и детей к родителям – основа жизни любой семьи. Очень важно, чтобы в семье люди заботились друг о друге и поддерживали друга. Взаимная поддержка помогает преодолеть любые жизненные испытания. Когда человеку трудно, для него значимо, чтобы рядом были те, кто верит в него. Но у каждого человека есть потребность самому заботиться о других, и семья дает ему такую возможность.

Доводы-аргументы Дом с его традициями, когда он полон родных и любимых людей, дает возможность человеку чувствовать, что он не одинок, что он счастлив своей любовью и своей уверенностью, что нужен другим. Такая уверенность дает силы жить и радоваться жизни.

Модель «противопоставление» На следующем этапе работы разумно использовать смысловую модель «противопоставление» и сравнивать разные семейные ценности. Однако семьи бывают разные и семейные ценности тоже. Хорошо, если основой жизни семьи оказываются общечеловеческие нравственные ценности. Но есть семьи, в которых нет любви, доверия, уважения, в которых мелкие материальные интересы оказываются важнее всего. Самое печальное, что такие семейные ценности влияют на формирование жизненных убеждений детей.

Модель «следствие» Смысловую модель «следствие» используем в конце рассуждения, делая вывод. Мы убедились, что семейные ценности влияют на формирование характера человека, определяют его жизненный путь. Еще А. С. Пушкин говорил, что именно «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам» определяют «самостоянье человека» , являются залогом его величия. Именно поэтому так важно, чтобы семейными ценностями стали ценности, основанные на нравственных законах.

Возможные варианты вступления: Понятийная обработка ключевых слов, определение их значения (смысловая модель «имя»). Ответ на вопрос и его обоснование. Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения об ее актуальности. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного» . Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема).

Возможные варианты заключения: Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. 1. Общий вывод. 2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. 3. Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества. 4. Расширение проблемы. Новый вопрос. 5. Открытый финал. Можно сочетать различные варианты заключений.

Малая родина Семья (детство, семейные традиции, семейные ценности, отношения с родителями) Земля – наш общий дом ДОМ

Дорога в русской языковой картине мира. Странничество. Воля. Жизненный путь человека (ориентиры, выбор, испытания, верность выбранному пути, потери и приобретения) путь

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Итоговое сочинение проверяется по 5 критериям:

  • соответствие теме;
  • аргументация,
  • привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Критерии №1 и №2 являются основными.
. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№6).
. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

 Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет».
 Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём

Критерий №1
Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2
Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3
Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4
Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5
Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Как соответствовать требованиям и критериям?

В 2015 году к привычным уже пяти критериям добавились два требования, с которых мы и начнем разговор. Первое требование - объем работы. Сочинение должно содержать не менее 250 слов. В случае, если слов меньше, эксперт поставит «незачет». Казалось бы, это не так много, но у некоторых выпускников это требование вызывает серьезные опасения. Как быть? Работать, работать и еще раз работать. Пишите каждый день, отдельно уделяя внимание вступлению и заключению. Запаситесь шаблонными фразами, многие из которых объёмны сами по себе и могут добавить «веса» вашему сочинению. Подсчитывайте слова в каждой из своих работ, постарайтесь точно знать, сколько слов содержит одна рукописная страница или один средний абзац вашего текста, сделайте вывод, сколько страниц должно оказаться в работе, чтобы она соответствовала данному требованию. И не сдавайтесь! Три - четыре репетиционные работы, написанные самостоятельно, и это требование перестанет вызывать у вас опасения.

Кстати, о самостоятельности. Именно она и составляет основной смысл второго требования к итоговому сочинению. Что это значит? Списывание ни в каком виде не допускается! Если вы нашли на просторах Интернета одно или даже несколько сочинений, подходящих по тематическим направлениям, и собираетесь просто заучить их наизусть или каким-то чудом собираетесь списать сочинение у сердобольного одноклассника прямо второго декабря, вас ждет поражение. Это требование подразумевает, что эксперт в случае, если ему удастся доказать факт списывания, поставит работе «незачет». Будьте внимательны! Конечно, вы можете ознакомиться с чужими работами и взять что-то из них на вооружение, но позаботьтесь о том, чтобы чужие мысли были высказаны вашими словами - сделайте «рерайт». Кстати, писать сочинение, высказывать собственные мысли - на самом деле интересное и увлекательное занятие. Попробуйте, и, может быть, всякое желание списать у вас пропадет уже после первой попытки!

Переходим к критериям. Первый из них - соответствие теме . Это один из двух главных критериев проверки вашей работы. Если по первому критерию сочинение получает незачет, незачет выставляется и всему сочинению. У каких сочинений есть шанс этот незачет заработать? Как раз у тех самых, которые были подготовлены и заучены заранее. А еще «незачета» могут удостоиться те участники итогового сочинения, которые недостаточно внимательно прочитали формулировку темы сочинения. Или просто забыли о ней - начинали писать об одном, но потом увлеклись, и мысль ушла совсем в другую сторону. Как же обезопасить себя? Когда будете писать сочинение, постоянно думайте о выбранной теме. Напишите план. Подумайте, какой аспект темы вы будете описывать во вступлении, как будет меняться ваша мысль от абзаца к абзацу в основной части, как эта тема зазвучит в конце вашего сочинения. Не бойтесь употребить формулировку темы или ее часть в своей работе несколько раз, особенно во вступлении и заключении. Итак, четкий план, тема сочинения всегда «в фокусе» - и «зачет» по первому из пяти критериев вам обеспечен. Теперь поговорим о том, как набрать максимум баллов за критерий №1. Два балла выставляется в том случае, если рассуждение учащегося было достаточно глубоким и убедительным, то есть, ему удалось избежать поверхностного рассуждения и удалось проникнуть в самую суть темы. Это не так сложно, как кажется. Выбирайте тему, которая действительно трогает вас, сформулируйте свое мнение, можете даже записать его отдельно. Подумайте, каким именно образом вы будете выражать его в сочинении. Возможно, в самом начале вы зададите себе вопрос, на который будете последовательно отвечать, с каждым абзацем излагая новые детали своего отношения к теме. Возможно, напротив, сразу выскажете собственное мнение, а потом будете последовательно доказывать собственную мысль. Выбирайте любой путь и не забывайте быть убедительными. В этом залог успеха!

И, кстати, увлекаясь собственными мыслями, не забудьте о привлечении литературного материала. Это критерий №2, соблюдение которого также является обязательным. Вы можете как угодно глубоко раскрыть выбранную тему, но если опираться в своих рассуждениях на литературный материал вы не станете, вас ждет проигрыш! Основой… повторимся, обратим внимание, выделим курсивом… Основой вашего сочинения должно стать одно или несколько из произведений русской или мировой литературы по вашему собственному выбору. Почему мы выделяем слово «основа» и пытаемся обратить на него ваше внимание? Потому что недостаточно будет, например, создавая текст на тему «О как убийственно мы любим», один раз упомянуть стихотворение Маяковского «Лиличке» или отделаться фразой в духе «все великие писатели мира хоть раз обращались в своем творчестве к такой важной теме как любовь», а далее удариться в рассуждения о сокрушительной силе любви и получить зачет по второму критерию. Литературные произведения не просто должны упоминаться в вашем сочинении, они должны стать основой, фундаментом всего вашего рассуждения. Для этого выбирайте те произведения, которые знаете действительно хорошо, любите и понимаете, те, на которые действительно сможете «опереться». Это не обязательно объемные «Война и мир» или «Тихий Дон». Маленькой «Судьбы человека» достаточно для того, чтобы создать хорошее сочинение по любому из пяти направлений. Кстати, опасайтесь фактических ошибок: за них может быть «срезан» балл.

Выдыхаем! Первые два критерия, несоблюдение которых приведёт к «незачету», остались позади. Но высокий балл за сочинение еще никому не помешал, поэтому продолжим. Критерий №3. Композиция и логика рассуждения . Какие части должны быть в сочинении? Вы помните три волшебных слова: вступление, основная часть, заключение. Казалось бы, ничего сложного. На деле учителя постоянно сталкиваются с работами, на девяносто процентов состоящих, скажем, из одного только введения или с совершенно внезапно возникшими в середине сочинения мыслями, появления которых не предвещало абсолютно ничего, будто их «вырвали» из какой-то другой работы. Как быть? Всего два правила помогут вам избавиться от проблем с композицией. Во первых, используйте формулу «вступление + заключение = одна треть всего текста» , во-вторых, не забывайте писать план и придерживаться его, не допуская «внезапных» отступлений.

Идем дальше. Перед нами критерий № 4 - качество письменной речи . Здесь речь идет о том, насколько хорошо вы владеете словом. Богатство и разнообразие языка, соответствие выбранному стилю речи, использование разнообразных грамматических конструкций, уместное и грамотное употребление терминов - вот из чего складывается максимальный балл за качество речи. Конечно, за две недели существенно качество речи повысить невозможно, но постарайтесь практиковаться как можно больше, советуйтесь с учителями, репетиторами, хорошо пишущими одноклассниками, и, возможно, даже в краткий срок вам удастся добиться неплохого результата.

Пятый критерий - грамотность. Много о ней мы говорить не будем. Надеемся только, что вы уже в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и больших проблем с тем, чтобы соблюсти орфографические и пунктуационные нормы, у вас не будет. Только один маленький совет: если вы не уверены в том, как пишется слово, подберите синоним, не вызывающий опасений. Задумываетесь над постановкой знака препинания? Измените конструкцию предложения! И скажем спасибо тем, кто для нас придумал итоговое сочинение, а не итоговый диктант!

О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет ».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет ».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.

«Незачет » ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Приложение 6. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Изложение (подробное) оценивается по пяти критериям.

2. «Логичность изложения»,

3. «Использование элементов стиля исходного текста»,

4. «Качество письменной речи»,

5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными:для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При оценивании изложения учитывается его объем. Выпускникам рекомендуется писать изложение в объеме 250-300 слов. Максимальное количество слов в работе не устанавливается: выпускник должен исходить из содержания исходного текста и времени, отводимом на всю работу. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями.

Критерий № 1 «Содержание изложения»

Проверяется умение выпускника передать содержание исходного текста.

«Незачет » ставится, если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет ».

Критерий №2 «Логичность изложения»

Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

«Незачет » ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет ».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»

«Незачет » ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет ».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

«Незачет » ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет ».

Критерий № 5 «Грамотность»

Проверяется грамотность выпускника.

«Незачет » ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов).

При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания.

Допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается только пересказом художественного произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

К3. Композиция и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

К4. Качество письменной речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

Допущены 3-4 речевые ошибки.

Допущено 5 и более речевых ошибок.

К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущено 4-5 орфографических ошибок.

Допущено более 5 орфографических ошибок.

К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

Допущено 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

Отметка по десятибалльной системе

Выбор редакции
КОММУНИКАЦИЯ ВОДНЫХ Млекопитающих Звуки как сигналы. имеют уши, состоящие из наружного отверстия, среднего уха с тремя слуховыми...

Бороздя просторы интернета, я наткнулся на фото одной интересной птички. Она меня просто потрясла своим красочным оперением, которое...

Сытно, вкусно, просто тает во рту! В ней заключены все детские мечты! Но не только малыши влюблены в этот продукт, мы все легко...

Канарский канареечный вьюрок или Serinus canaria - подробное описание, фото, видео, особенности содержания и разведения в домашних...
Чайки у многих людей ассоциируются с морем, и по этой причине воспеты в стихах, художественных и музыкальных произведениях. Орнитологами...
Почему так сложно сесть на Луну? В начале прошлого месяца (7 сентября) Индийская космическая исследовательская организация (Indian Space...
Является ли реинкарнация души красивой фантазией или реальностью? После гипноза многие люди заявляют, что они могут вспомнить предыдущие...
Ж ивой орга́н. Хор Сретенского монастыря часто сравнивают по звучанию с этим величественным инструментом. Что бы ни исполнял коллектив:...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...