Занятие по экологии в старшей группе «Поговорим о птицах. «Птицы нашего края». Конспект занятия по экологии в средней группе Фея. Давайте вместе скажем волшебные слова
Светлана Городнянская
Конспект занятия по экологии на тему «Птицы»
Кантемировский детский дом
Занятие по экологии .
Тема : «Птицы » .
Воспитатель : Городнянская С. И.
Программное содержание. Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах .
Активизировать словарь : перелётные, зимующие, певчие.
Развивать интерес к жизни птиц . Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам .
Предварительная работа :
1. Наблюдение за птицами во время прогулок .
2. Загадывание загадок.
Материал : Иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьи стаи; записи «Голоса птиц » , графическая модель с обобщёнными признаками птиц .
Ход занятия:
1. Дети сидят за столами.
2. Загадывание загадок :
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
На сосне, в лесу густом
Сидит плотник с долотом :
В пестренькой рубашке,
В красненькой фуражке. (Дятел)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Кому посвящена наша встреча, догадались? Да, каких только птиц нет на свете ! (Рассматривают иллюстрации и фотографии) . В какое время года птиц больше . Как называют птиц , которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете ? А почему всё-таки многие птицы улетают ? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают : или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться) . А каких насекомоядных птиц вы знаете ? Как их отличить? Не знаете? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, снегирь, воробей, дятел.
А что произойдёт, если у нас не будет птиц ?
Как мы можем помочь птицам ?
Как мы можем помочь птицам весной (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)
Физкультминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними?
Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт» . Кто скажет, какие птицы прилетают первыми , и какие – последними. А кто улетает весной на север?
Дидактическая игра «Прилетели птицы » .
Я сейчас буду называть только птиц , но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить. Итак. Начинаем :
Прилетели птицы :
голуби, синицы
мухи и стрижи
аисты, вороны
галки, макароны.
Воробьи, кукушки
Комары и совы-сплюшки.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы
Галки и стрижи
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки
Даже совы-сплюшки
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Дидактическая игра «Какая птица лишняя » -работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую.
Дидактическая игра «А вы знаете»
1. У кого самый красивый хвост?
2. У кого самая длинная шея?
3. У кого самые длинные ноги?
4. У кого самые большие глаза?
5. У кого самый длинный клюв?
6. Кто лучше всех поёт?
7. Кто выше всех летает?
Птица -это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен , стихов, легенд, сказок. Предлагаю нарисовать фрагменты сказок о птицах .
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.
Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.
Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.
Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.
Задачи: Формировать обобщенные представления о птицах Продолжать прививать интерес ко всему живому Развивать умение сравнивать, устанавливать.
Светлана Григорьева
Конспект занятия в старшей группе, по экологическому воспитанию на тему «Птицы нашего края»
Тема : «Беседа о птицах местного края »
Цель : закрепление и уточнение знаний о птицах местного края и их особенностях .
Задачи :
1. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц , формировать знание об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров)
2. Учить видеть особенности в их строении и поведении.
3. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь элементами предметной модели.
4. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.
5. Воспитывать заботливое отношение к птицам .
6. Создать условия для положительной атмосферы.
Предварительная работа : наблюдение за птицами на территории детского сада, рассматривание иллюстраций с изображением птиц
Материалы : бумага, краски, кисти, карточки с изображением птиц , картинки-модели изображением клюва, пера и лап птиц .
Интеграция : развитие речи, физкультура.
Ход мероприятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнаем много нового, но для начала я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите, о ком мы будем сегодня говорить.
Себя в листве деревьев
От глаз моих укрыв,
Певец распелся первый -
Беспечен и счастлив;
Никто не подпевает,
Но он не унывает :
Мне неизвестно, кто ты,
Но, все тебе простив,
Я слышу : полон жизни
Твой простенький мотив;
С весною в общем хоре
Тебе я сердцем вторю :
Ты не кружишь, как сокол,
Под небо воспарив ;
У песни соловьиной
Звук более красив, -
Зато прилежен так ты,
Что лес считает такты :
Пусть ты совсем невзрачен
И не красноречив, -
Тебе весь мир внимает,
Дыханье затаив,
Весь мир, на всем просторе
Тебе тихонько вторит :
(Лев Квитко)
Воспитатель : Скажите, какая же тема у нас сегодня будет? О ком мы будем говорить?
Дети : Птицы . Мы будем говорить о птицах .
Воспитатель : Конечно, тема нашего занятия «Птицы » . И не просто птицы , а птицы , которые живут в наших краях . Скажите, каких птиц вы знаете ?
Дети : Голубь, ворона, воробей
Воспитатель : Молодцы. В нашем городе Санкт-Петербурге и его области, наиболее часто можно встретить таких птиц : чайка, синица, снегирь, воробей, дятел, сорока, голубь.
(Воспитатель выставляет изображения этих птиц перед детьми )
Воспитатель : Скажите, а где мы можем встретить птиц ?
Дети : Мы моем встретить птиц в парке , лесу, на улице.
Воспитатель : Правильно, мы можем их встретить в парке, лесу и даже просто на дереве, которое растет под нашим окошком. А как необходимо себя вести, чтоб птицы нас не боялись и жили поближе к нам?
Дети : Нельзя пугать их, разорять гнезда, кричать.
Воспитатель : Молодцы. Ни в коем случае нельзя, кричать на птиц , кидать в них посторонние предметы, разорять их гнезда. Иначе они будут бояться нас и будут улетать подальше от людей и мы не сможем слышать их пение и видеть их красоту.
Сейчас я прочитаю вам, короткие стихотворения-загадки, в конце которого название птицы . И вы мне должны помочь понять про какую же птицы стих .
1. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица :
С желтой грудкой пуховой
Шустрая СИНИЦА.
2. Занимается заря,
Алым небо стало.
Цвет у грудки СНЕГИРЯ
Тоже ярко-алый.
3. Хлопчик в пестренькой рубашке
И в малиновой фуражке -
Прилетел и сел на сук,
Начал носом : тук да тук.
Кто же это, угадайте?
Ну, конечно, это ДЯТЕЛ!
4. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей .
Прыгает она у дома,
А зовут ее ВОРОНА!
Воспитатель : Молодцы! Скажите, а чем дятел стучит по дереву, чтобы избавить дерево от вредителей?
Дети : Клювом!
Воспитатель : А клюв есть у других птиц ?
Дети :Да!
Воспитатель : Конечно, клюв есть у всех птиц . С помощью него птицы , добывают себе еду, кушают, поют. У птицы клюв – это тоже , что у человека рот. Скажите ребята, как же называется покров у птиц , у животных шерсть, а у птиц … .
Дети : Перья!
Воспитатель : Правильно. У птиц перья , есть еще пух, между перышками. С помощью перьев, они согреваются зимой, распушают свои перья и холодный воздух не может проникнуть под перья. Давайте, дальше посмотрим на картины. Птицы , как передвигаются?
Дети : На лапках, крыльях.
Воспитатель : Конечно, птицы летают , но также и ходят и прыгают, наверняка вы видели воробушков, они как будто все время в прыжке. У всех птиц есть крылья и ноги , когда птице не надо никуда лететь, то она ходит по земле. Теперь давайте, поиграем с вами в одну интересную игру.
Подвижная игра «Птицы в гнезда летят »
Дети изображают птиц . Воспитатель называет птиц и животных . Если они слышат названия птиц (например слова : совы в гнезда летят, бегут и занимают «гнезда» . Если названия не птиц . (например : щуки в гнезда летят) – стоят на месте.
Воспитатель : Молодцы, вы очень внимательно слушали. Теперь давайте посмотрим на выставку наших картинок. Скажите, что общего, одинакового есть у всех птиц ?
Дети : У всех птиц есть крылья .
Воспитатель : Да все птицы , имеют два крыла и две ноги. . У всех птиц есть перья . (Выставляется картинка-модель) . И у всех птиц есть клюв . (Выставляется картинка-модель) .
Птицы – это животные , у которых два крыла и две ноги для того, чтобы летать и ходить; тело покрыто перьями; рот у птиц – это клюв ».
Давайте, теперь попробуем справиться с заданием.
Воспитатель выставляет картинки домашних птиц (курица, утка, гусь) и других птиц (орел, попугай, колибри) . А дети должны доказать, что это тоже птицы , используя модели и ранее выделенные признаки.
Итог мероприятия :
Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и очень внимательно слушали. Ребята, я предлагаю пригласить к нам в группу птиц , которые остались зимовать в городе и они своей красотой украсят нашу группу !
Рисование «Сказочная птица »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ – САД №220 г.ДОНЕЦК
Конспект комплексного занятия
по экологическому воспитанию
с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель Башенко И.В.
Тема: «Прилетайте, птицы, в родные края»
Цель : Формировать у детей представления о перелётных птицах, Систематизировать и углублять знания детей о птицах, различать зимующих и перелётных птиц. Закрепить знания о роли птиц в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Развивать наблюдательность и творческие умения воспитанников; развивать внимание, память, логическое мышление, речь детей.
Развивающие: : Ознакомить с легендами о птице, учить передавать свои впечатления от услышанных произведений в изобразительной деятельности; развивать познавательные интересы.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к литературе, бережное отношение к птицам, стремление оберегать их. Вызвать радость и удовольствие от наблюдений за птицами, слушания художественных произведений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Физическое развитие: Упражнять детей в игровых двигательных упражнениях, совершенствовать моторные навыки.
Речевое развитие : Обогащать словарь детей, улучшать артикуляцию, совершенствовать умение строить рассказ, руководствуясь планом, учить составлять и отгадывать загадки; поддерживать желание читать стихи наизусть.
Предварительная работа: чтение рассказов, легенд о птицах; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; разучивание стихов, загадок.
Материал и оборудование : иллюстрации, карты - схемы для составления описательных рассказов и загадок, аудиозапись птичьего пения, цветная бумага, картон, ватные диски, ножницы, клей.
Ход занятия: Воспитатель начинает занятие с загадки:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...
(Весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года?
(Весна)
Воспитатель: Как вы думаете, пришла уже весна? По каким признакам вы заметили приход весны?
(Дети обосновывают свои ответы, перечисляя приметы весны: растаял снег, на улице потеплело, зеленеет травка, на деревьях появляются почки, из теплых стран прилетают птицы).
Воспитатель: А какие птицы возвращаются к нам с юга? (Дети перечисляют птиц, называя перелетных. В случае ошибки воспитатель обращается за помощью к другим детям).
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас сад возле дома. Закройте глаза и прислушайтесь внимательно к звукам весны.
(Звучит запись птичьего пения).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточку-схему и отгадать загадку.
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется
?….
.(Ласточка)
Воспитатель: О каких птицах мы теперь ведем разговор? (О перелетных). Почему они так называются? А почему бы ласточкам не зимовать у нас? (Дети объясняют, обосновывая свой ответ).
А догадаетесь вы, что это за птичка?
Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка,
И зовут её…
(Кукушка)
Расскажите, пожалуйста, об этой птице:
Дети рассматривают карточку-схему, называя характерные признаки этой птицы
-Эта птица небольшого размера,
- оперенье чёрного цвета,
-живёт в домике-скворечнике,
-не зимует,
- питается насекомыми.
Это скворец.
Вспомните стихотворение, которое мы учили:
Г. Ладонщиков. Весенняя песенка.
Еще капели не отпели,
Звенел ручей на мостовой,
Когда из теплых стран летели
Скворцы веселые домой.
Еще Алёнка и Алёшка
От солнца щурились во сне,
Когда скворец над их окошком
Запел вдруг песню о весне.
Он славил ясный день апреля,
Скворечню милую свою
Да так искусно сыпал трели,
Что не суметь и соловью.
Раскрыв тихонечко окошко,
Ребята слушают скворца.
Певца заслушалась и кошка,
С котенком сидя у крыльца.
Динамическая пауза «Скворцы»
Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали
. (Махи руками)
Стайкою на землю сели,
Червячков они поели
. (Развернуться в сторону кормушки)
Клю, клю, клю, клю , (Сесть на корточки)
Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю
. (Указательными пальцами постучать по полу)
Перышки почистим,
Чтобы были чище
. (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
(Развернуться в сторону деревьев за окнами)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
Тут собака прибежала
И скворцов всех распугала (Развернуться в сторону собаки - игрушка или картинка)
Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
И в скворечник полетели.
(Махи руками)
Воспитатель: Ну, а теперь скажите, какая это птица выстроила себе гнездо:
Острый, красный длинный нос,
Но огромное гнездо
Строить все ж умеет.
(Аист)
Да, эти птицы уже прилетели из теплых краев. А зимовали они даже в Африке. Трудный путь пришлось им преодолеть, хотя аисты с юга летят очень быстро, 30 км в час.
(Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, где строят свои гнезда аисты?)
На доме. На дереве. На столбе.
Воспитатель: Эта птица селится только у добрых людей, и если он свил на доме гнездо, то хозяин доволен этим, потому что аист приносит в дом счастье, покой, согласие, а еще в семье может родиться ребенок. Если же разрушить гнездо аиста, верили люди, злоумышленника могли постигнуть всевозможные беды, даже дом мог сгореть.
Дошкольники также узнают, что первым из теплых краев возвращается папа - аист - он выбирает место, строит гнездо, а уже потом прилетает мама - аист, откладывает яйца, и из них появляются аистята. Птичья семья может селиться в одном и том же гнезде несколько лет подряд, если ей понравятся хозяева.
Воспитатель:
Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится,
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол...
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик...
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей...
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..
Воспитатель: Теперь посмотрите внимательно: какого цвета, у аиста ноги и клюв? (Красного цвета). Если хотите узнать, почему это так, то послушайте легенду:
«Легенда про аиста»
В одном селе люди нашли раненого аиста, вылечили его и выпустили на волю. Однажды в селе загорелся дом, а в ней было два мальчика, чьи родители еще не пришли с работы. В это время пролетал мимо дома аист. Закружил он над домом, жалобно заклокотал и бросился в открытое окно, сквозь которое уже клубился дым. Вынес аист малышей, но очень обжег себе ноги и клюв - они стали кровавыми, а крылья обжег - почернели их кончики, как угольки. Хозяева отблагодарили спасителя и прикрепили на верхушке дерева колесо от телеги, чтобы аист всегда строил здесь гнездо и выводил птенцов.
Подвижная игра «Аист и лягушата»
По болоту ходит аист, высоко сгибая ноги, и прыгают лягушки. Оказавшись близко аисты, лягушки бегут в воду. Кого аист поймает, тот выбывает из игры.
Воспитатель: Я вижу, что нравится вам этот замечательная птица - аист. Оберегайте его, потому что кто обидит аиста, то сделает большое зло. Народ всегда любил и уважал аиста. Птиц вышивали, рисовали. А аисты, хотя и зимуют в далеких теплых краях, ежегодно возвращаются к нам, потому что эта земля им родная, здесь их гнезда, и здесь они выводят своих птенцов. А сейчас я предлагаю вам сделать красивую весеннюю
аппликацию «Аисты». Эту аппликацию мы будем выполнять, используя ватные диски, аисты получатся у нас объемными и пушистыми. Но сначала подготовим к работе наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Пальчики – голова птицы, ладони – крылья. (Большие пальцы переплетены, остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю.
Воспитатель поясняет порядок выполнения.
Нарисуйте и вырежьте все детали. Голову и туловище аиста сделайте из ватных дисков. Клюв, глаза – из бумаги.
Сначала приклейте дерево и гнездо.
Теперь добавьте одну птичку.
Приклейте солнышко и вторую птицу, затем третью.
Дети выполняют аппликацию, в конце занятия организовывается выставка детских работ.
Воспитатель: Замечательные птицы у вас получились. Пусть аист вам принесет на своих крыльях много счастья и здоровья.
Автор работы:
Шестоперова Людмила Константиновна
Цель:
расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
- учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательный интерес к природе.
2. Речевое развитие:
- способствовать обогащению активного словаря детей;
- развивать связанную диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие:
- воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального) мира природы;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
5. Физическое развитие:
- развитие двигательной активности детей.
Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением птиц, картинки-раскраски птиц; аудиозаписи "Голоса птиц", "Голоса леса", Красная Книга России, ребусы, перья птиц, гнездо птицы, интерактивная доска.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.
Готовы? Да!
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Итак, послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочной взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Ответы детей.
Воспитатель:
Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.
Воспитатель с помощью жестов показывает:
Бегут ручьи
День становиться длиннее, а ночь короче
Появляются первые насекомые
Появляются первоцветы (подснежники)
Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Посмотрите, как много их у нас на картинах, таблицах, иллюстрациях, на экране…
Воспитатель:
Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, как летят птицы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Они могут лететь по одной, а могут стаями.
В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.
Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией.
- журавли и гуси летят клином;
- кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;
- утки-нырки – пологими дугами;
- бакланы – клином.
Все виды перелета птиц проецируются на экран.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?
В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.
Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?
Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…
Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами превратимся в птиц.
Возьмите шапочки птиц, наденьте, и мы попробуем с вами лететь клином, стаей, шеренгой… (включить аудиозапись "Голоса птиц")
Дети садятся.
Воспитатель:
Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?
Ответы детей.
Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…
Воспитатель:
Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…
На экран проецируются различные гнезда птиц.
Воспитатель:
Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?
(На экране различные птицы.)
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а теперь возьмите перо птицы. Посмотрите, как плотно соединены бородки пера. Попробуйте их раздуть. Не получится. В холодную ветреную погоду птица не замерзнет, потому что перья будут сохранять тепло.
По принципу строения пера ученые придумали застежку молнию.
(Можно рассмотреть молнию и увеличенную фотографию сцепления бородок пера).
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь.
Воспитатель:
Давайте разгадаем ребусы. 40А; ЛАС* ; С 3 Ж
Воспитатель:
Дидактическая игра.
«Какая птица лишняя?"
- Сорока, синица, курица, аист;
- Сова, орел, сокол, цапля;
- Ворона, клест, соловей, воробей;
- Трясогузка, голубь, скворец, утка.
Воспитатель:
Предлагаю вам картинки-раскраски птиц. Выберите, какую птицу вы хотите нарисовать. Возьмите если надо образец, чтобы точно передать раскраску птиц.
Дети рисуют, звучит аудиозапись «Голоса леса».
Воспитатель подводит итог занятия.
Программное содержание:
- Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).
- Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.
- Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие, перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.
- Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.
- Продолжать учить самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ про птиц по индивидуальным моделям.
- Развивать восприятие, память, мышление, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».
Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.
Ход НОД
(Дети сидят на стульчиках полукругом).
Ребята, давайте закроем глаза и послушаем.
- Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).
Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).
Сегодня мы будем говорить о птицах.
- За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями).
- Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие).
- А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).
- За какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями).
- Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края).
- А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).
- Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).
Ребята у меня два обруча.
- На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных).
- К перелётным птицам какой обруч выберем? (Жёлтый).
- Почему жёлтый обруч? (Жёлтый - это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло).
Для зимующих птиц мы выберем голубой обруч, потому что это холодный цвет, который напоминает нам зиму.
А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание) .
Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. (В жёлтый обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в голубой обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя) .
А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся) .
- Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки).
- Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей).
И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? (Водоплавающими, 2-3 ответа детей) .
И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.
Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В голубой обруч или жёлтый, где перелётные птицы? (В жёлтый обруч, потому что они перелётные) . Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили о зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.
Физкультминутка «Аист»
Мы скачем, скачем по дорожке, (Прыжки со сменой ног вперёд)
Сменяя часто ножки, ножки. (Назад, туловище держать прямо.)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Встать на одну ногу, другую согнуть
вперёд, руки вперёд (в стороны),
туловище прямое. При повторении
Встать на другую ногу.
Воспитатель выставляет картинки с птицами, у которых не хватает некоторых частей тела. Посмотрите внимательно на эти птицы.
- Что вы заметили? (Дети отвечают: У этой птицы нет клюва, а у этой лап и т.д.)
- Зачем ей нужен клюв? (Клюв нужен птице для того, чтобы пить водичку, клевать пищу).
- Зачем птицам нужны крылья? (Крылья нужны птицам летать).
Игра «Какая цапля?»
Воспитатель выставляет картинку с изображением цапли.
Кто это? (Цапля) . Хотите узнать какая цапля? (Да) . Сейчас поиграем в игру, «Какая цапля?»
У цапли длинный клюв - цапля длинноклювая.
У цапли длинная шея - цапля длинношеяя.
У цапли широкие крылья - цапля ширококрылая.
У цапли короткий хвост - цапля короткохвостая.
У цапли длинные лапы - цапля длинноногая.
Воспитатель приглашает детей за стол.
Вдруг в лесу раздался стук.
Пальчиковая гимнастика
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.
- Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей)
.
Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.
Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.
Игра «Найди домик»
Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения и на сигнал воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг синего обруча - это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в жёлтый домик - это домик для перелётных птиц) .
В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки улыбнемся друг другу.
- Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных).
- Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают).
- Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось.
- Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).
Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.
- Совместимость знаков зодиака в любви — точный гороскоп
- Русский синодальный перевод Доработка евангелия от марка
- Гадание Таро — Пирамида Любви ❤
- Заливной пирог с рыбными консервами – на скорую руку
- Салат из пекинской капусты с сухариками Салат капуста пекинская с сухарями
- Рисовая лапша с говядиной и стручковой фасолью Салат из фунчозы с говядиной и овощами
- Севиче из лосося рецепт. Севиче из лосося. Готовим из рыбного ассорти
- Котлеты из судака в духовке Как приготовить фарш из судака
- Невероятно вкусный пирог с баклажанами и помидорами начинку для пирога из баклажан
- Сушеные опята как приготовить Как варить сушеные опята
- Запеканка творожная в мультиварке – полезная еда для всех желающих
- Понятие договора мены долей квартиры: образцы между близкими родственниками и с несовершеннолетним
- Что такое сличительная ведомость инвентаризации тмц
- Бухгалтерского учета в бюджетных организациях Раздел IV
- Порядок заполнения сличительной ведомости (нюансы)
- Договор купли-продажи дома с земельным участком
- Оборотная и шахматная ведомости Что такое шахматная ведомость в бухгалтерии
- Число судьбы: нумерология
- Чермное море в библии. Красное море. Пасха и исход евреев из Египта
- Если вы рождены на стыке двух разных знаков Зодиака — вы уникальны!