Занятие по экологии в старшей группе «Поговорим о птицах. «Птицы нашего края». Конспект занятия по экологии в средней группе Фея. Давайте вместе скажем волшебные слова


Светлана Городнянская
Конспект занятия по экологии на тему «Птицы»

Кантемировский детский дом

Занятие по экологии .

Тема : «Птицы » .

Воспитатель : Городнянская С. И.

Программное содержание. Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах .

Активизировать словарь : перелётные, зимующие, певчие.

Развивать интерес к жизни птиц . Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам .

Предварительная работа :

1. Наблюдение за птицами во время прогулок .

2. Загадывание загадок.

Материал : Иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьи стаи; записи «Голоса птиц » , графическая модель с обобщёнными признаками птиц .

Ход занятия:

1. Дети сидят за столами.

2. Загадывание загадок :

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

На сосне, в лесу густом

Сидит плотник с долотом :

В пестренькой рубашке,

В красненькой фуражке. (Дятел)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Кому посвящена наша встреча, догадались? Да, каких только птиц нет на свете ! (Рассматривают иллюстрации и фотографии) . В какое время года птиц больше . Как называют птиц , которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете ? А почему всё-таки многие птицы улетают ? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают : или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться) . А каких насекомоядных птиц вы знаете ? Как их отличить? Не знаете? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, снегирь, воробей, дятел.

А что произойдёт, если у нас не будет птиц ?

Как мы можем помочь птицам ?

Как мы можем помочь птицам весной (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

Физкультминутка.

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними?

Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт» . Кто скажет, какие птицы прилетают первыми , и какие – последними. А кто улетает весной на север?

Дидактическая игра «Прилетели птицы » .

Я сейчас буду называть только птиц , но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить. Итак. Начинаем :

Прилетели птицы :

голуби, синицы

мухи и стрижи

аисты, вороны

галки, макароны.

Воробьи, кукушки

Комары и совы-сплюшки.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы

Галки и стрижи

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы-сплюшки

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Дидактическая игра «Какая птица лишняя » -работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую.

Дидактическая игра «А вы знаете»

1. У кого самый красивый хвост?

2. У кого самая длинная шея?

3. У кого самые длинные ноги?

4. У кого самые большие глаза?

5. У кого самый длинный клюв?

6. Кто лучше всех поёт?

7. Кто выше всех летает?

Птица -это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен , стихов, легенд, сказок. Предлагаю нарисовать фрагменты сказок о птицах .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

Задачи: Формировать обобщенные представления о птицах Продолжать прививать интерес ко всему живому Развивать умение сравнивать, устанавливать.

Светлана Григорьева
Конспект занятия в старшей группе, по экологическому воспитанию на тему «Птицы нашего края»

Тема : «Беседа о птицах местного края »

Цель : закрепление и уточнение знаний о птицах местного края и их особенностях .

Задачи :

1. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц , формировать знание об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров)

2. Учить видеть особенности в их строении и поведении.

3. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь элементами предметной модели.

4. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

5. Воспитывать заботливое отношение к птицам .

6. Создать условия для положительной атмосферы.

Предварительная работа : наблюдение за птицами на территории детского сада, рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Материалы : бумага, краски, кисти, карточки с изображением птиц , картинки-модели изображением клюва, пера и лап птиц .

Интеграция : развитие речи, физкультура.

Ход мероприятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнаем много нового, но для начала я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите, о ком мы будем сегодня говорить.

Себя в листве деревьев

От глаз моих укрыв,

Певец распелся первый -

Беспечен и счастлив;

Никто не подпевает,

Но он не унывает :

Мне неизвестно, кто ты,

Но, все тебе простив,

Я слышу : полон жизни

Твой простенький мотив;

С весною в общем хоре

Тебе я сердцем вторю :

Ты не кружишь, как сокол,

Под небо воспарив ;

У песни соловьиной

Звук более красив, -

Зато прилежен так ты,

Что лес считает такты :

Пусть ты совсем невзрачен

И не красноречив, -

Тебе весь мир внимает,

Дыханье затаив,

Весь мир, на всем просторе

Тебе тихонько вторит :

(Лев Квитко)

Воспитатель : Скажите, какая же тема у нас сегодня будет? О ком мы будем говорить?

Дети : Птицы . Мы будем говорить о птицах .

Воспитатель : Конечно, тема нашего занятия «Птицы » . И не просто птицы , а птицы , которые живут в наших краях . Скажите, каких птиц вы знаете ?

Дети : Голубь, ворона, воробей

Воспитатель : Молодцы. В нашем городе Санкт-Петербурге и его области, наиболее часто можно встретить таких птиц : чайка, синица, снегирь, воробей, дятел, сорока, голубь.

(Воспитатель выставляет изображения этих птиц перед детьми )

Воспитатель : Скажите, а где мы можем встретить птиц ?

Дети : Мы моем встретить птиц в парке , лесу, на улице.

Воспитатель : Правильно, мы можем их встретить в парке, лесу и даже просто на дереве, которое растет под нашим окошком. А как необходимо себя вести, чтоб птицы нас не боялись и жили поближе к нам?

Дети : Нельзя пугать их, разорять гнезда, кричать.

Воспитатель : Молодцы. Ни в коем случае нельзя, кричать на птиц , кидать в них посторонние предметы, разорять их гнезда. Иначе они будут бояться нас и будут улетать подальше от людей и мы не сможем слышать их пение и видеть их красоту.

Сейчас я прочитаю вам, короткие стихотворения-загадки, в конце которого название птицы . И вы мне должны помочь понять про какую же птицы стих .

1. На кормушку к нам зимой

Прилетает птица :

С желтой грудкой пуховой

Шустрая СИНИЦА.

2. Занимается заря,

Алым небо стало.

Цвет у грудки СНЕГИРЯ

Тоже ярко-алый.

3. Хлопчик в пестренькой рубашке

И в малиновой фуражке -

Прилетел и сел на сук,

Начал носом : тук да тук.

Кто же это, угадайте?

Ну, конечно, это ДЯТЕЛ!

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее ВОРОНА!

Воспитатель : Молодцы! Скажите, а чем дятел стучит по дереву, чтобы избавить дерево от вредителей?

Дети : Клювом!

Воспитатель : А клюв есть у других птиц ?

Дети :Да!

Воспитатель : Конечно, клюв есть у всех птиц . С помощью него птицы , добывают себе еду, кушают, поют. У птицы клюв – это тоже , что у человека рот. Скажите ребята, как же называется покров у птиц , у животных шерсть, а у птиц … .

Дети : Перья!

Воспитатель : Правильно. У птиц перья , есть еще пух, между перышками. С помощью перьев, они согреваются зимой, распушают свои перья и холодный воздух не может проникнуть под перья. Давайте, дальше посмотрим на картины. Птицы , как передвигаются?

Дети : На лапках, крыльях.

Воспитатель : Конечно, птицы летают , но также и ходят и прыгают, наверняка вы видели воробушков, они как будто все время в прыжке. У всех птиц есть крылья и ноги , когда птице не надо никуда лететь, то она ходит по земле. Теперь давайте, поиграем с вами в одну интересную игру.

Подвижная игра «Птицы в гнезда летят »

Дети изображают птиц . Воспитатель называет птиц и животных . Если они слышат названия птиц (например слова : совы в гнезда летят, бегут и занимают «гнезда» . Если названия не птиц . (например : щуки в гнезда летят) – стоят на месте.

Воспитатель : Молодцы, вы очень внимательно слушали. Теперь давайте посмотрим на выставку наших картинок. Скажите, что общего, одинакового есть у всех птиц ?

Дети : У всех птиц есть крылья .

Воспитатель : Да все птицы , имеют два крыла и две ноги. . У всех птиц есть перья . (Выставляется картинка-модель) . И у всех птиц есть клюв . (Выставляется картинка-модель) .

Птицы – это животные , у которых два крыла и две ноги для того, чтобы летать и ходить; тело покрыто перьями; рот у птиц – это клюв ».

Давайте, теперь попробуем справиться с заданием.

Воспитатель выставляет картинки домашних птиц (курица, утка, гусь) и других птиц (орел, попугай, колибри) . А дети должны доказать, что это тоже птицы , используя модели и ранее выделенные признаки.

Итог мероприятия :

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и очень внимательно слушали. Ребята, я предлагаю пригласить к нам в группу птиц , которые остались зимовать в городе и они своей красотой украсят нашу группу !

Рисование «Сказочная птица »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ – САД №220 г.ДОНЕЦК

Конспект комплексного занятия

по экологическому воспитанию

с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель Башенко И.В.

Тема: «Прилетайте, птицы, в родные края»

Цель : Формировать у детей представления о перелётных птицах, Систематизировать и углублять знания детей о птицах, различать зимующих и перелётных птиц. Закрепить знания о роли птиц в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: Развивать наблюдательность и творческие умения воспитанников; развивать внимание, память, логическое мышление, речь детей.

Развивающие: : Ознакомить с легендами о птице, учить передавать свои впечатления от услышанных произведений в изобразительной деятельности; развивать познавательные интересы.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к литературе, бережное отношение к птицам, стремление оберегать их. Вызвать радость и удовольствие от наблюдений за птицами, слушания художественных произведений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Физическое развитие: Упражнять детей в игровых двигательных упражнениях, совершенствовать моторные навыки.

Речевое развитие : Обогащать словарь детей, улучшать артикуляцию, совершенствовать умение строить рассказ, руководствуясь планом, учить составлять и отгадывать загадки; поддерживать желание читать стихи наизусть.

Предварительная работа: чтение рассказов, легенд о птицах; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; разучивание стихов, загадок.

Материал и оборудование : иллюстрации, карты - схемы для составления описательных рассказов и загадок, аудиозапись птичьего пения, цветная бумага, картон, ватные диски, ножницы, клей.

Ход занятия: Воспитатель начинает занятие с загадки:

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...
(Весна)

Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года?
(Весна)

Воспитатель: Как вы думаете, пришла уже весна? По каким признакам вы заметили приход весны?

(Дети обосновывают свои ответы, перечисляя приметы весны: растаял снег, на улице потеплело, зеленеет травка, на деревьях появляются почки, из теплых стран прилетают птицы).

Воспитатель: А какие птицы возвращаются к нам с юга? (Дети перечисляют птиц, называя перелетных. В случае ошибки воспитатель обращается за помощью к другим детям).

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас сад возле дома. Закройте глаза и прислушайтесь внимательно к звукам весны.

(Звучит запись птичьего пения).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточку-схему и отгадать загадку.

Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?…. .(Ласточка)

Воспитатель: О каких птицах мы теперь ведем разговор? (О перелетных). Почему они так называются? А почему бы ласточкам не зимовать у нас? (Дети объясняют, обосновывая свой ответ).

А догадаетесь вы, что это за птичка?

Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:

Непутёвая подружка,
И зовут её… (Кукушка)

Расскажите, пожалуйста, об этой птице:

Дети рассматривают карточку-схему, называя характерные признаки этой птицы

-Эта птица небольшого размера,

- оперенье чёрного цвета,

-живёт в домике-скворечнике,

-не зимует,

- питается насекомыми.

Это скворец.

Вспомните стихотворение, которое мы учили:

Г. Ладонщиков. Весенняя песенка.

Еще капели не отпели,
Звенел ручей на мостовой,
Когда из теплых стран летели
Скворцы веселые домой.

Еще Алёнка и Алёшка
От солнца щурились во сне,
Когда скворец над их окошком
Запел вдруг песню о весне.

Он славил ясный день апреля,
Скворечню милую свою
Да так искусно сыпал трели,
Что не суметь и соловью.

Раскрыв тихонечко окошко,
Ребята слушают скворца.
Певца заслушалась и кошка,
С котенком сидя у крыльца.

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали . (Махи руками)

Стайкою на землю сели,
Червячков они поели . (Развернуться в сторону кормушки)

Клю, клю, клю, клю , (Сесть на корточки)

Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю . (Указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,
Чтобы были чище . (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам. (Развернуться в сторону деревьев за окнами)

Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала
И скворцов всех распугала (Развернуться в сторону собаки - игрушка или картинка)

Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
И в скворечник полетели. (Махи руками)

Воспитатель: Ну, а теперь скажите, какая это птица выстроила себе гнездо:

Острый, красный длинный нос,

Но огромное гнездо

Строить все ж умеет.

(Аист)


Да, эти птицы уже прилетели из теплых краев. А зимовали они даже в Африке. Трудный путь пришлось им преодолеть, хотя аисты с юга летят очень быстро, 30 км в час.

(Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, где строят свои гнезда аисты?)

На доме. На дереве. На столбе.

Воспитатель: Эта птица селится только у добрых людей, и если он свил на доме гнездо, то хозяин доволен этим, потому что аист приносит в дом счастье, покой, согласие, а еще в семье может родиться ребенок. Если же разрушить гнездо аиста, верили люди, злоумышленника могли постигнуть всевозможные беды, даже дом мог сгореть.

Дошкольники также узнают, что первым из теплых краев возвращается папа - аист - он выбирает место, строит гнездо, а уже потом прилетает мама - аист, откладывает яйца, и из них появляются аистята. Птичья семья может селиться в одном и том же гнезде несколько лет подряд, если ей понравятся хозяева.

Воспитатель:

Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится,
И на высоких домах,

Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол...
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!

Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик...
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!

Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей...
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..

Воспитатель: Теперь посмотрите внимательно: какого цвета, у аиста ноги и клюв? (Красного цвета). Если хотите узнать, почему это так, то послушайте легенду:

«Легенда про аиста»

В одном селе люди нашли раненого аиста, вылечили его и выпустили на волю. Однажды в селе загорелся дом, а в ней было два мальчика, чьи родители еще не пришли с работы. В это время пролетал мимо дома аист. Закружил он над домом, жалобно заклокотал и бросился в открытое окно, сквозь которое уже клубился дым. Вынес аист малышей, но очень обжег себе ноги и клюв - они стали кровавыми, а крылья обжег - почернели их кончики, как угольки. Хозяева отблагодарили спасителя и прикрепили на верхушке дерева колесо от телеги, чтобы аист всегда строил здесь гнездо и выводил птенцов.

Подвижная игра «Аист и лягушата»

По болоту ходит аист, высоко сгибая ноги, и прыгают лягушки. Оказавшись близко аисты, лягушки бегут в воду. Кого аист поймает, тот выбывает из игры.

Воспитатель: Я вижу, что нравится вам этот замечательная птица - аист. Оберегайте его, потому что кто обидит аиста, то сделает большое зло. Народ всегда любил и уважал аиста. Птиц вышивали, рисовали. А аисты, хотя и зимуют в далеких теплых краях, ежегодно возвращаются к нам, потому что эта земля им родная, здесь их гнезда, и здесь они выводят своих птенцов. А сейчас я предлагаю вам сделать красивую весеннюю

аппликацию «Аисты». Эту аппликацию мы будем выполнять, используя ватные диски, аисты получатся у нас объемными и пушистыми. Но сначала подготовим к работе наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Пальчики – голова птицы, ладони – крылья. (Большие пальцы переплетены, остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю.

Воспитатель поясняет порядок выполнения.

Нарисуйте и вырежьте все детали. Голову и туловище аиста сделайте из ватных дисков. Клюв, глаза – из бумаги.

Сначала приклейте дерево и гнездо.

Теперь добавьте одну птичку.

Приклейте солнышко и вторую птицу, затем третью.

Дети выполняют аппликацию, в конце занятия организовывается выставка детских работ.

Воспитатель: Замечательные птицы у вас получились. Пусть аист вам принесет на своих крыльях много счастья и здоровья.

Автор работы: Шестоперова Людмила Константиновна
Цель: расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
- учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательный интерес к природе.
2. Речевое развитие:
- способствовать обогащению активного словаря детей;
- развивать связанную диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие: - воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального) мира природы;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
5. Физическое развитие:
- развитие двигательной активности детей.
Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением птиц, картинки-раскраски птиц; аудиозаписи "Голоса птиц", "Голоса леса", Красная Книга России, ребусы, перья птиц, гнездо птицы, интерактивная доска.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.
Готовы? Да!
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Итак, послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочной взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.
Воспитатель с помощью жестов показывает:
Бегут ручьи
День становиться длиннее, а ночь короче
Появляются первые насекомые
Появляются первоцветы (подснежники)
Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Посмотрите, как много их у нас на картинах, таблицах, иллюстрациях, на экране…
Воспитатель: Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как летят птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Они могут лететь по одной, а могут стаями.
В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.
Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией.
- журавли и гуси летят клином;
- кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;
- утки-нырки – пологими дугами;
- бакланы – клином.
Все виды перелета птиц проецируются на экран.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?
В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.
Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?
Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…
Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.
Возьмите шапочки птиц, наденьте, и мы попробуем с вами лететь клином, стаей, шеренгой… (включить аудиозапись "Голоса птиц")
Дети садятся.
Воспитатель: Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.
Воспитатель: Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?
Ответы детей.
Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…
Воспитатель: Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…
На экран проецируются различные гнезда птиц.
Воспитатель: Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?
(На экране различные птицы.)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите перо птицы. Посмотрите, как плотно соединены бородки пера. Попробуйте их раздуть. Не получится. В холодную ветреную погоду птица не замерзнет, потому что перья будут сохранять тепло.
По принципу строения пера ученые придумали застежку молнию.
(Можно рассмотреть молнию и увеличенную фотографию сцепления бородок пера).
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь.
Воспитатель: Давайте разгадаем ребусы. 40А; ЛАС* ; С 3 Ж
Воспитатель: Дидактическая игра.
«Какая птица лишняя?"
- Сорока, синица, курица, аист;
- Сова, орел, сокол, цапля;
- Ворона, клест, соловей, воробей;
- Трясогузка, голубь, скворец, утка.
Воспитатель: Предлагаю вам картинки-раскраски птиц. Выберите, какую птицу вы хотите нарисовать. Возьмите если надо образец, чтобы точно передать раскраску птиц.
Дети рисуют, звучит аудиозапись «Голоса леса».
Воспитатель подводит итог занятия.

Программное содержание:

  1. Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).
  2. Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.
  3. Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие, перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.
  4. Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.
  5. Продолжать учить самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ про птиц по индивидуальным моделям.
  6. Развивать восприятие, память, мышление, внимание.
  7. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Ход НОД

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

Ребята, давайте закроем глаза и послушаем.

  1. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).
    Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

Сегодня мы будем говорить о птицах.

  1. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями).
  2. Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие).
  3. А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).
  4. За какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями).
  5. Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края).
  6. А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).
  7. Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

Ребята у меня два обруча.

  1. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных).
  2. К перелётным птицам какой обруч выберем? (Жёлтый).
  3. Почему жёлтый обруч? (Жёлтый - это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло).

Для зимующих птиц мы выберем голубой обруч, потому что это холодный цвет, который напоминает нам зиму.

А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание) .

Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. (В жёлтый обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в голубой обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя) .

А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся) .

  1. Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки).
  2. Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей).

И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? (Водоплавающими, 2-3 ответа детей) .

И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В голубой обруч или жёлтый, где перелётные птицы? (В жёлтый обруч, потому что они перелётные) . Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили о зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Физкультминутка «Аист»

Мы скачем, скачем по дорожке, (Прыжки со сменой ног вперёд)
Сменяя часто ножки, ножки. (Назад, туловище держать прямо.)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Встать на одну ногу, другую согнуть
вперёд, руки вперёд (в стороны),
туловище прямое. При повторении
Встать на другую ногу.

Воспитатель выставляет картинки с птицами, у которых не хватает некоторых частей тела. Посмотрите внимательно на эти птицы.

  1. Что вы заметили? (Дети отвечают: У этой птицы нет клюва, а у этой лап и т.д.)
  2. Зачем ей нужен клюв? (Клюв нужен птице для того, чтобы пить водичку, клевать пищу).
  3. Зачем птицам нужны крылья? (Крылья нужны птицам летать).

Игра «Какая цапля?»

Воспитатель выставляет картинку с изображением цапли.

Кто это? (Цапля) . Хотите узнать какая цапля? (Да) . Сейчас поиграем в игру, «Какая цапля?»

У цапли длинный клюв - цапля длинноклювая.
У цапли длинная шея - цапля длинношеяя.
У цапли широкие крылья - цапля ширококрылая.
У цапли короткий хвост - цапля короткохвостая.
У цапли длинные лапы - цапля длинноногая.

Воспитатель приглашает детей за стол.

Вдруг в лесу раздался стук.

Пальчиковая гимнастика

Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

- Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей) .

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения и на сигнал воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг синего обруча - это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в жёлтый домик - это домик для перелётных птиц) .

В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки улыбнемся друг другу.

  1. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных).
  2. Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают).
  3. Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось.
  4. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

Выбор редакции
Существенные условия договора мены По договору мены каждая из сторон обязуется отдать в собственность другой стороне один предмет в обмен...

Если результаты инвентаризации расходятся с данными, отраженными в учетных документах, необходимо составить так называемую сличительную...

План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях: важные положения, разъяснения и анализ последних поправок.Дорогие читатели!...

Сличительная ведомость — документ, который следует заполнять при наличии любых отклонений, обнаруженных в процессе инвентаризации. О том,...
Если в ближайшее время вы планируете приобрести или продать недвижимость – тогда необходимо тщательно подготовиться к такой сделке. Важно...
Шахматная ведомость – довольно масштабный документ, который иногда входит в обширный пакет бухгалтерской отчетности предприятий и...
Каким будет жизненный путь, возможные преграды и трудности, цели и задачи воплощения — все это раскроет число судьбы человека. Число...
, Суд.11:16 , 3Цар.9:26 , Неем.9:9 , Идф. 5:13, Пс.105:7 ,9, Пс.135:13 ,15, Сол. 10:18,19, Деян.7:36 , Евр.11:29) - длинный узкий залив...
Есть люди, которые достоверно точно определить свой знак зодиака не могут. Это случается потому, что родились они в день, когда Солнце...