Снятие с креста. Снятие с креста и погребение Спасителя. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского)


Иисус Христос, распятый на кресте, был снят с него для погребения, и в честь этого события была написана чудотворная икона. Православные верующие молятся перед ней, прося у Высших Сил защиты и покровительства.

Верующие люди знают несколько икон, на которых изображены события последних дней земной жизни Иисуса. Есть и иконы, изображающие события, произошедшие после казни Спасителя. Икона «Снятие с креста» для каждого служит символом спасения.

История иконы

Последователь Иисуса и его тайный ученик Иосиф получил разрешение у самого Пилата на то, чтобы снять Иисуса с креста, стоящего на горе Голгофа. Иосиф взял себе в помощники еще одного ученика, Никодима, и они вместе сняли тело Спасителя, чтобы похоронить его. Согласно обычаю, тело Господа было обмазано благовониями и завернуто в плащаницу. Тело положили в гроб, который поместили в пещеру, находящуюся недалеко от места казни. Это событие было отражено на иконе, которая почитается среди верующих и помогает им бороться со злом и негативом .

Описание образа

В самом центре образа на фоне креста изображено тело Христа, которое поддерживают его ученики. Рядом находятся жены-мироносицы, готовые обмазать его тело благовониями. Они находятся в левой части иконы, позади ученика Христова, Иосифа. Богоматерь изображена прильнувшей щекой к телу сына, а у подножия креста находятся два ученика, вынимающие гвозди из ног Спасителя. В русской иконописи сюжет с описанием снятия Господа с креста появился в 14 веке, о чем указано в сохранившихся рукописных источниках.

В чем помогает икона «Снятие с креста»

Перед святой иконой православные верующие молятся не только для того, чтобы попросить помощи и защиты, но и чтобы прославить Господа и его жертву. В молитве часто звучат слова покаяния в греховных делах и мыслях, просьбы о благословении на трудные дела, связанные с риском для жизни. Молятся верующие и для того, чтобы освободиться от телесных и душевных ран, обрести душевный комфорт и противостоять негативу. Нередко к молитве перед иконой прибегают люди перед сложными операциями, чтобы лечение прошло удачно. При любой сложности или для того, чтобы утвердиться в вере, перед иконой можно вознести молитвенные слова.

Где находится божественный образ

Популярность иконы росла, и сейчас списки с нее можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • Ярославская область, село Семеновское, роспись на стене церкви Пресвятой Богородицы;
  • Ярославская область, Халдеево, остатки росписи на стенах Казанской церкви;
  • Московская область, село Белоусово, роспись на стене церкви имени Михаила Архангела;
  • Костромская область, церковь в Нерехте;
  • республика Карелия, Покровская церковь;
  • город Муром, роспись в Вознесенской церкви.

Молитва перед иконой

«Господи Всемогущий, своей жертвой искупивший все грехи земные людей, в Тебя верующих и неверующих. Благослови раба своего (имя), помоги прожить достойно, избавиться от негатива, очерняющего душу, и от влияния пагубного. Спаси и сохрани, Господи, семью мою и всех живущих на земле. Заступись за слабых духом и укажи им верный путь. Аминь».

Дата празднования иконы

Икону православные верующие почитают на Страстной неделе, в Великую субботу. В это время вспоминают не только снятие Господа с распятия, но и его сошествие в ад за душами праведных мучеников.

Часто в жизни людей случаются моменты, когда без Божественной поддержки не обойтись. В трудные времена молитесь Высшим Силам и просите помощи у своих небесных покровителей . Чтобы вознести слова молитвы, не обязательно каждый раз посещать церковь. Это можно сделать дома или в дороге, главное, чтобы ваша вера была искренней, а слова шли от самого сердца. Счастья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.04.2018 03:18

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа...

18.04.2014

На протяжении всей истории христианское искусство развивается по двум художественным направлениям: восточному православному и западному католическому. Принципиальные различия Востока и Запада заключаются в традициях, которым они следуют.

Восточное приняло древнее христианское наследие и преумножило его, осваивая путь глубокой одухотворенности и символизма. Западный путь, основанный на изжившей себя культуре языческого имперского Рима, испытал влияние светских идей и развивался через призму чувственно-эстетического восприятия мира. Однако на протяжении многих лет эти направления взаимодействовали между собой.

Идеи и образы Западной Европы проникали в русскую культуру, преимущественно с XVIII века. Церковное искусство, воспитывая религиозно и эстетически, всегда было важнейшей основой для становления и развития национальных культурных идей народа.

Осмысление Востока

Снятие Иисуса Христа с креста описывается у всех четырех евангелистов, которые связывают это событие с именем Иосифа Аримафейского. Иосиф был богатым и знатным членом Синедриона. Евангелист Иоанн (19, 38) говорит, что он втайне был ученик Иисуса Христа, но что страх не позволял ему открыто выразить своих чувств. Когда великая жертва была принесена на Голгофе, он не устрашился испросить у Пилата позволения на погребение тела Христа. Вместе с Никодимом, принесшим смирну и алоя, они обвили тело Иисуса пеленами с благовониями и погребли его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей Иосифу. В священном писании не упоминаются остальные участники, поэтому, как правило, художники также изображают действующих лиц погребения Христа: Иоанна Богослова, Богородицы и жен-мироносиц.

Начало XIII века стало переломным для Византии: именно в это время возникает принципиально новый стиль, обретший подлинную гармонию. В атмосфере сдержанной и углубленной духовности, аскетической мысли, аскетического поиска родилась реакция на все избыточное, экстравагантное в искусстве конца XII века. Среди ярких образцов нового художественного языка в миниатюре сохранилось «Снятие с Креста» (Византия, XIII век, хранение - Афон).

Многофигурная композиция миниатюры уравновешена и лаконична. Простота архитектурных мотивов лишь намечает пространство, сосредотачивая внимание на главном событии. Символичность и условность образов создают интонацию особого эмоционального смирения, доверчивости, душевной открытости, кротости. Обобщенность формы обладает убедительностью, усиливает выразительность ясно читаемых силуэтов. Пластика образов полна глубокого сострадания и любви. Колорит строится на характерных для этого периода холодных тонах. Центральными фигурами становятся Иосиф, принимающий тело Христа. Фигура Иосифа играет важную роль в композиции: он становится опорой, преемником, преданным учеником Христа. Присутствующие становятся воплощением истинной любви.

Византийская традиция на русской почве приобретает оттенки национального звучания. В иконе XV столетия (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) того же сюжета из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря прослеживаются стилистические черты, принадлежащие ростовской художественной школе.

Мастер кирилловской иконы следует одному из сложных композиционных решений этой сцены, распространенных в византийском искусстве XIV века. Композиция иконы схожа с вышерассмотренной, однако положение фигуры Христа иное, создающее динамику и особый ритм. Иосиф будто передает Иисуса Деве Марии, которая касается его щекой. Формы укрупняются, монументализируются, черты ликов приобретают подчеркнутую статичность, геометрическую вычерченность, лишние детали отсутствуют. Формы моделируются очень плотно, пластичность усиливается. Контрасты светотени становятся ведущим средством в формировании идеального объема. Все эти художественные приемы были сознательными и целенаправленными поисками возвращения молитвенного содержания иконы, возвращения в нее света Первообраза, ведь в христианском образе «паче внешнего внутреннее сияет». Все, кто изображен здесь, имеют примерно равное внутреннее наполнение, заставляющее смотрящего на икону почувствовать бесконечность погружения в сферы возвышенного размышления. Они сочетают в себе собранность, сдержанность, силу и мощь духа. Многочисленные оттенки цветов, ассисты (в иконописи – штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела, – прим.ред. ), светлый фон несут в себе идею Божественной красоты.

Следующий этап развития иконописи отражает изменения в самом мировоззрении народа. В иконе рубежа XVI – XVII веков (Византийский музей в Афинах) греческий мастер блистательно работает над внешней технической стороной.

В композиции используется прямолинейная перспектива, которая открывает вид с Голгофы на город. Иконописец пытается совместить основы традиционной иконописи и картины, традиционную иконографию с элементами видового пейзажа и портрета, живость светотеневой моделировки ликов с разнофактурными элементами доличного письма (термин древнерусской живописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды — всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела, – прим.ред. ). В прописанном архитектурном пейзаже прочитывается влияние западной школы. Количество фигур возрастает в два раза.

Архитектоника иконы делится на две многофигурные части: снятие Христа и оплакивание. Жены-мироносицы, эмоционально переживающие смерть Иисуса, у подножия креста утешают Богородицу. Сложное композиционное решение, пропорции фигур и богатство цвета говорят о высоком художественном уровне иконописца, однако все меньше уделяется внимание внутренней духовной стороне. Постепенно в красоте и возвышенности образов растворяется их глубочайшая целостность и духовная сила.

Восприятие Запада

В западной художественной культуре образы более телесны, натуралистичны, акцентированы на доминантную идею мученичества, жертвенности. Католики особенно чтут изображения распятого Христа, поскольку крест – главный символ победы Христа над смертью.

Одно из самых известных полотен на тему «Снятия с креста» – центральная часть триптиха фламандского художника Рогира ван дер Вейдена (Национальный музей Прадо).

Художник отошел от канонов композиции. Он написал Деву Марию, упавшую в обморок, в таком же положении, как и Христа. Таким образом, создав особый ритм в своей композиции, который символизирует мистическую преданность матери. Эмоциональное воздействие картины усиливается за счет перегруженной многофигурной композиции в тесном пространстве, большим количеством деталей и разнообразием цветовых соотношений. Многочисленные символические детали присутствует в картине. Цветовые пятна красного и белого создают сплетение символов чистоты и страстей Христовых. Движение рук центральных фигур направляют взгляд зрителя на череп Адама, символизируя сущность искупления. Рогир ван дер Вейден пишет натуралистично рыдающих женщин, мертвенно-бледное лицо Богоматери, скорбно-сосредоточенные выражения лиц у учеников, усиливая эмоциональное вовлечение зрителя в происходящие события. Автор глубоко и тонко понимает и передает разные глубокие психологические состояния персонажей.

В 1603 году Микеланджело да Караваджо создает для римской церкви Кьеза Нуово новаторскую работу «Положение во гроб», в которой раскрывается эта же тема. Глубокое значение здесь приобретает композиция.

Масштаб картины, точка зрения, плита, иллюзорно прорывающая пространство, обращенный на зрителя взгляд Иоанна вовлекают смотрящего в картину, он становится участником происходящих событий. Мощный контраст между светом и тьмой является отличительной чертой религиозной живописи Караваджо. Подобный прием также сильно, как и композиция, включает зрителя в картину. Бледное тело Христа освещено светом божественной благодати, в запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. В первую минуту Дева Мария кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. Холодное синее пятно плаща, наброшенного на голову поверх белого платка, мрачней и строже самого глубокого траура. Особое впечатление создают выписанные с удивительной точностью физиологические подробности. Взбухшие жилы на теле, грязь под ногтями, морщины на лицах – все это делает историю Христа более человечной, жизненно прочувствованной. Духовный аспект сюжета, в православном понимании, отступает на второй план. Скорбная выразительность интонации картины поражает своей силой воздействия.

В продолжение темы интересно рассмотреть ярко выраженную барочную эстетику. Выдающимся примером служит центральная часть триптиха «Снятие с креста» Питера Пауля Рубенса для собора Антверпенской Богоматери. Эта картина принесла художнику славу талантливейшего религиозного мастера по всей Европе.

Рубенс виртуозно изображает мгновение, когда тело Христа, освобожденное от креста, должно попасть в сильные руки Иоанна Богослова. Динамичная насыщенная композиция с диагональным построением, живое легкое письмо, лессировки и тонкость прозрачных фактур создают впечатление движения и жизни картины. С помощью светотеневой проработки художник создает плотные, скульптурные, но не тяжелые фигуры.

Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело Иисуса под руку. Коленопреклонённые святые жены бережно помогают, а Богоматерь приближается к Христу, чтобы принять его тело. Она собрана и сосредоточенна. Интересный прием использует Рубенс для выделения фигуры Христа: фоном фигуры становится белый саван, создающий особое свечение вокруг Иисуса. Эта манера напоминает Караваджо, но носит она иной смысл. Справа на переднем плане изображена одна из страниц Священного писания и медный таз, где лежат терновый венец и гвозди с Распятия в запекшейся крови - символы Страстей Христовых.

Программная барочная работа благодаря гению Рубенса становится глубоко прочувствованным и реалистичным произведением. С технической точки зрения это полотно – триумф колорита, композиции и формы, с содержательной – осмысленное серьезное религиозное творение.

Сразу скажу, не надо путать учение Иисуса Христа, подвижническую деятельность старцев российской церкви с тем оккультным набором ритуалов, с которым мы сейчас сталкиваемся. Можно самое прекрасное учение оккультными приёмами нейтрализовать.

Как вы сами понимаете, Иисус Христос никакого отношения к ним не имеет.

Мало того, он сам до сих пор висит на кресте благодаря усилиям оккультистов и нашему непониманию.

Я не случайно несколько глав посвятил силе энергии человеческой мысли, с помощью которой люди могут формировать образы. Если это понятно, то скажите, какой наиболее яркий образ Иисуса Христа находится в ваших мыслях, в мыслях большинства верующих? Опрос показывает образ Иисуса Христа, распятого на кресте.

Изображение распятия вы увидите в каждом православном, католическом храме. Кто же и с какой целью придумал подобный оккультный приём? Хотел ли сам Иисус Христос, чтобы именно это изображение было основным, довлеющим над всеми остальными? Конечно нет!

Но мы, именно мы, силой своих мыслей продолжаем проектировать распятие, заметьте, не воскрешение, а распятие. И целуем мы не воскрешение, а распятие. Тем самым держим Его на кресте.

Это простейший оккультный приём использует энергию коллективной человеческой мысли при формировании образа.

И будет продолжать висеть на кресте Иисус Христос до тех пор, пока мы не поймём и не снимем его своими мыслями. Пока мы не перестанем поддаваться на оккультные уловки.

Ещё изначально при формировании религий жрецы стремились в каждую из них заложить свои оккультные ритуалы и доктрины.

Любая религия, даже самая светлая, призывающая к добру и благообразию, при внедрении жреческих нюансов становилась для них мощнейшим оружием-механизмом. При помощи этого механизма они безраздельно подчиняли целые народы, натравливали их друг на друга, вплоть до полного самоуничтожения. Так было и так есть сегодня. Во многих религиях и сегодня присутствуют оккультные ритуалы и доктрины, смысл которых, степень влияния на человечество известны только жрецам.

Проецирование распятия Иисуса Христа мыслями множества людей происходит благодаря оккультному ритуалу.

Но и сами люди, осуществляющие подобную проекцию, а точнее, их души будут распяты до тех пор, пока они будут проецировать распятие.

Коллективная мысль о распятии столь сильна, что она проникает даже в плоть современных людей. Кровоточащие раны Иисуса Христа периодически появляются на телах некоторых верующих, называют их «загадкой стигматов». Многие учёные считают, что стигматы-- кровоточащие раны - следствие психического заболевания. Я бы к этому добавил, что это заболевание не отдельного человека, а части общества, и первопричиной его является внедрённый жрецами оккультный ритуал.

Однако вместо того, чтобы до конца разобраться с этим явлением, предприимчивые люди строят на нём свой бизнес.

Так, например, в аргентинском городе Сан-Николос живёт женщина-стигматик Гледис Мотта. А вокруг её дома бойко идёт торговля всем, что прямо или косвенно с ней связано.

Сибирский старец сказал:

Убийство людей друг другом, и то, что вы называете терроризмом, - следствие жреческой доктрины, внедрённой во множество больших и малых религиозных конфессий.

Это они придумали доктрину о том, что истинная божественная жизнь человека не на земле, а где-то в ином измерении. Это они придумали образ рая вне Богом созданной земли. Благодаря этой доктрине у множества религиозных фанатов возникает пренебрежение к земной жизни, они готовы при совсем незначительном воздействии на их психику убивать себя и других.

Многими фразами, разными словами пытается донести эту информацию Анастасия. Не все поймут сказанное Анастасией. Не все поймут мои слова. Ты, Владимир, твои читатели должны внимательно подумать над сказанным, привести свои примеры и доводы. Разные языки, слившись воедино, смогут освободить людей.

Посмотрите внимательно на происхождение сегодня войн и террористических проявлений и ясно увидите влияние чудовищной доктрины.

Сибирский старец говорил ещё некоторое время на эту тему. Он, как мне показалось, слегка волновался, иногда останавливал свою речь, быстро поглаживал висящий у него на груди кусочек кедра и вновь возвращался к тому, что мы сами должны увидеть, почувствовать проявление оккультных ритуалов и доктрин.

«Никакие учителя духовные не смогут избавить от них людей, если люди сами не начнут задумываться и не научаться различать их», - говорил дедушка.

Мне думается, я понял значимость его утверждений и решил посмотреть на явление терроризма в нашей жизни. В будущем нам необходимо вместе разобраться. Я лишь начну.


Картина Рубенса «Снятие с креста»(1612 -1914 годы) - второй из великих алтарей живописца, который был написан для собора Богоматери в Антверпене.

Историческая часть

Произведение состоит из трех частей. Левая - «Встреча двух сестер», центральная - «Снятие с креста» и правая - «Сретение». «Снятие с креста» - картина Рубенса, написанная в стиле барокко под влиянием венецианской школы. Цветовая гамма, а также светотень напоминают работы Караваджо Римского периода, который положил начало реализму и с молодых лет задумывался о бренности жизни.

Основой считается центральная панель 421х311 см. Две боковые по высоте равняются ей, а по ширине составляют 153 см. Картина Рубенса «Снятие с креста» была написана для одного из боковых приделов капеллы Гильдии аркебузьеров. Это произведение никогда не покидало Фландрии. Только Наполеон, завоевав страну в 1794, вывез его в Париж. После его поражения в 1815 году картина Рубенса «Снятие с креста» вернулась на родину.

Мария и Елизавета

Левая панель описывает встречу Марии и Елизаветы после Благовещения, когда немолодая и бездетная Елизавета стала наконец-то беременной.

В это время младенец взыграл в чреве Марии, и Елизавета наполнилась святым духом и торжественно и восторженно известила Богоматери ее будущее. Имеется предположение, что Рембрандту моделью Марии служила молодая беременная жена Изабелла Брандт. Слева направо нам является жизнь Спасителя - картина Рубенса «Снятие с креста».

Центр композиции

На центральной панели расположено девять фигур. Композиционно они располагаются по диагонали. Это придает динамичность действию. Придерживая ткань руками и зубами, рабочие, которые находятся наверху, бережно и заботливо снимают тело Христа с лестницы.

Святой Иоанн в красных одеждах стоит одной ногой на лестнице. Вся его фигура изогнулась, чтобы поддержать тело самым энергичным образом. Так изображает «Снятие с креста» Рубенс. Одна из ног Спасителя, с окровавленными следами от гвоздя, легко касается красивого плеча Магдалины с золотистыми волосами.

Тело Христа с упавшей на плечо головой, которая не изуродована смертью, дают самое точное представление о горечи конца жизненного пути. Об этом рассказывает картина Рубенса «Снятие с креста». Тело Спасителя без сил скользит по пелене, которую все бережно поддерживают. Иосиф Арамейский и Никодим, расположенные по бокам от лестницы, вместе с рабочими образуют квадрат. Богоматерь в синих траурных одеждах протягивает руки к Сыну. В правом углу у лестницы стоит медный таз, где собраны гвозди, и Распятие в запекшейся крови. Дневной свет гаснет. Толпа любопытных уже разошлась.

Левая панель - Сретенье

На ней изображен бывший римлянин Репев, а ныне покровитель ордена Аркебузьеров, которыми была заказана картина, встречающий Святого Младенца, чтобы перенести его через реку.

Ребенок был очень тяжел, так как нес все тяготы мира. Позже Христос крестил великана Репева под именем Христофор.

«Снятие с креста» - картина Рубенса, в которой он вольно или невольно показал свое техническое мастерство во всем блеске. Рубенс создал образ Христа, раскрыв его во всей полноте. Живописец стал не только великим светским, но и величайшим религиозным художником. Цвет, форма и композиция давала объяснение, истолковывала веру его современников. На этом мы заканчиваем описание картины Питера Рубенса «Снятие с креста».

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения. Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоэ. Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились. Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое. Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: "Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого". Пилат сказал им: "у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете". Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу. Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Примечание: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 57-66; от Марка, гл. 15, 42-47; от Луки, гл. 23, 50-56; от Иоан., гл. 19, 38-42.

Выбор редакции
Врачами показана диета при раке легких для поддержания иммунной защиты организма, торможения роста злокачественных новообразований и...

Летние Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования по летним и всесезонным видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под...

Раковые патологии считаются сегодня самыми малоизученными. Непонятная этиология, длительное скрытое развитие, обширное метастазирование и...

В жизни человека, столкнувшегося с таким страшным диагнозом как рак, меняется очень много, в том числе и питание. Правильное питание при...
Не секрет, что на природе вся еда с углей мангала кажется вкуснее: аппетитная, пропахшая дымком, она мигом «улетает», вызывая восхищение....
При тяжелых заболеваниях огромную роль играют те питательные вещества, которые попадают в организм с едой. Питание для онкобольных должно...
Никто не сомневается в том, что нерациональное питание может сыграть решающую роль в возникновении Следовательно, должна существовать...
Показания для назначения, характеристика, перечень разрешенных продуктов вместе с примерным меню помогут сориентироваться и...
9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. Произошло сильное землетрясение на разломе...