Святой иоанн кассиан римлянин. Преподобный иоанн кассиан римлянин


Согласно народным поверьям в году есть много не самых удачных дней. Одним из наиболее «тяжелых и на людей и на скотину» считается Касьянов день. Его отмечают 14 марта (28 февраля по с.ст.) в високосные и 13 марта (27 февраля по с.ст.) в невисокосные годы. Почему день носит название «Касьянов»? Дело в том, что указанная дата утверждена церковью как посвященная памяти христианского святого – преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. По какой причине наши предки наделяли избранника Божия в своем воображении отрицательными чертами, понять не трудно – они ведь были язычниками. Православные же христиане почитают данного святого за множество добродетелей, проявленных им при жизни, и за милость, оказываемую верующим даже после своей смерти.


Детство и юность праведника

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин был родом из «столицы мира» - Рима. Он появился на свет около 350-го г. в Галльской области, городе Марселе в семье благочестивых, знатных людей. Это была как раз та эпоха, что ознаменовалась в истории расцветом христианской письменности, духоборства и монашества на Востоке.

В указанные времена – IV-V столетия н.э. – Бог дал грешной Земле множество славных подвижников и талантливых богословов. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин являлся одним из них. Благодаря стараниям любящих родителей он получил отличное образование. Отрок достаточно рано стал интересоваться священными книгами и проявлять неподдельный интерес к наукам. Начал Кассиан с так называемых «светских» дисциплин: астрономии и философии, а затем углубился в изучение св. Писания. Спустя короткий срок юноша так преуспел в последнем, что снискал звание одного из выдающихся толкователей главной книги христиан своего времени.

Будущий святой Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин обладал многочисленными добродетелями. Этому способствовало, в первую очередь, стремление его во всем быть похожим на собственных благочестивых родителей. Как и они, Кассиан рьяно сохранял чистоту помыслов и души, жил в смирении, кротости и девстве. Чем более отрок развивал в себе озвученные качества, тем больше в нем крепло желание посвятить всего себя без остатка служению Господу Богу. В итоге Кассиан не смог далее противиться велению сердца и, будучи еще юношей, покинул отчий дом, родной край и отправился в Палестину, в Вифлеем. Там он ушел в Вифлеемский монастырь, где принял монашество и стал делать первые шаги в подвижничестве.

Кассиан и Герман

В святой обители юный праведник Иоанн Кассиан Римлянин познакомился с одним иноком по имени Герман. Между молодыми людьми завязалось близкое знакомство, быстро перешедшее в горячую, искреннюю дружбу. Кассиан и Герман жили в одной келии и практически не расставались. Братия монастыря относилась к дружбе двух монахов благосклонно, любя обоих за их кротость и добродетельное существование.


Так прошло два года подвижнического пути Кассиана и его друга Германа, сопровождавшегося беспрестанными молитвами и строгим постом. В молодых людях проснулось желание не останавливаться на достигнутом, и они, покинув монастырь, удалились в пустыню, где стали вести безмолвную жизнь. Но и этим подвижники не ограничились, затеяв через некоторое время паломническое путешествие по святым обителям. Иноки посетили все монастыри в нижнем и верхнем Египте, впитывая в себя, словно губка, духовные беседы с живущими в них другими старцами и подвижниками, запоминая образ жизни Божиих избранников.

Так неразлучные друзья провели целых семь лет. После Иоанн Кассиан Римлянин и Герман вернулись в Вифлеем, но очень быстро вновь отправились в Египет. Еще три года монахи внимали мудрости старцев Фиваиды и Скитской пустыни.

Подъем по духовной лестнице

400-й год стал очень важным для преподобного Иоанна Кассиана и Германа: они посетили византийскую столицу - Константинополь. Желание друзей побывать в Царьграде было продиктовано стремлением увидеть и услышать святителя Иоанна Златоуста. Оно исполнилось, мало того – знаменитый учитель Святой Церкви пожаловал Герману сан пресвитера, а Кассиану – диакона (он был несколько младше своего товарища). К сожалению, не все шло после данного события гладко. Трое святых жили в эпоху гонений на христиан, посему несчастливая участь не обошла наставника и благодетеля Кассиана и Германа. Чтобы предотвратить арест Иоанна Златоуста, представителями высшего духовенства была организована делегация с подвижниками в составе. Цель делегации, направленной в Рим, заключалась в ходатайстве о защите ни в чем неповинного страдальца-учителя. Увы, предпринятые действия не дали положительных результатов, напротив, - еще более усугубили ситуацию: святитель Иоанн Кассиан Римлянин оказался в ссылке, а друзья его – во вражеской опале.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин еще раз в эти страшные годы посетил святые обители Египта. А после он вернулся на родину, в город, где появился на свет. Там подвижник благочестия стал по благословению папы римского пресвитером, там же в 435 году мирно окончил свой земной путь. Но раньше преподобный Кассиан успел возвести близ города Марселя две первых обители: мужскую и женскую. Устав обоих монастырей был приведен в соответствие с правилами египетских и палестинских киновий. Таким образом, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по праву считается одним из первых основателей монашества в Галльской области Римской империи. Благодаря этой своей деятельности, послужившей образцом для западных монастырей в дальнейшем, святой удостоился звания аббата.

Преподобный Кассиан как богослов

Подвижник благочестия из Марселя, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, написал в период с 417-го по 419-й год 12 книг «О постановлении киновий палестинских и египетских». Его перу также принадлежат 10 бесед со старцами пустынь. Творения эти созданы были по просьбе епископа Аптского Кастора.

Труд «О постановлении киновий» («О постановлениях киновитян») содержит в себе сведения об устройстве внутренней и внешней жизни восточных обителей. Первая книга рассказывает о внешнем виде монаха, вторая – о чине ночных псалмов и молитв, третья описывает чин дневных молитв и псалмов, в четвертой говорится о чине отвержения от мира, книги с пятой по двенадцатую сообщают о восьми главных грехах. Преподобный Кассиан выделял восемь страстей, особенно губительных для души человеческой: чревоугодие, блуд, гнев, гордость, печаль, сребролюбие, уныние и тщеславие. Книги, которые он посвятил перечисленным выше порокам, содержат важные сведения: действие, причины и рекомендации по борьбе с каждым из пагубных грехов.

Что касается духовных бесед с подвижниками пустынь («Собеседования египетских отцов»), то в них вы найдете ценную информацию о цели жизни, о желаниях духа и тела, о молитве, о способах и ступенях отречения от мирского существования.

В 431 году преподобный Иоанн Кассиан Римлянин написал свой последний духовный труд. Он называется «О воплощении Христа против Нестория». Сочинение это имело полемический характер и в настоящее время рассматривается лишь как вещественная дань своему времени. Указанная книга является сборником суждений восточных и западных отцов Церкви, подвижников против ереси. Все три труда преподобного Иоанна Кассиана Римлянина сохранились до наших дней.


Преп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Творения Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в формате "PHP" смотрите в левой колонке ниже под заглавием раздела Иоанн Кассиан Римлянин

Здесь можно скачать Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей>>> в формате Microsoft Word (~ 176.0 Kb)

Скачать Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне>>> в формате Microsoft Word (~ 222.9 Kb)

Скачать Семь собеседований отцов, живших в Египетской пустыне Фиваиде>>> в формате Microsoft Word (~ 145.5 Kb)

Скачать Семь собеседований отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта>>> в формате Microsoft Word (~ 152.4 Kb)

Краткое сведение о нем (из Добротолюбия)

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350-360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда, около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.
 Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в кельях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали, и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижнической жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.
 Оставив Египет в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшого, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица ему преданные послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.
 Св. Кассиан, после сего, не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостью жизни, и учительской мудростью, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.
 Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.
 Почил св. Кассиан в 435 г. Память его совершается 29 февраля.

«Собеседования египетских отцов» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина - выдающийся богословский, исторический и литературный памятник святоотеческой эпохи,- эпохи еще единой христианской культуры Востока и Запада.

Преподобный Иоанн, приняв постриг в палестинской Вифлеемской киновии, около 390 года отправился в Египет, на родину монашества, где провел почти десять лет, встречаясь и беседуя с великими египетскими аввами, запоминая и записывая их рассказы о деяниях пустынных отцов. Египетское монашество в ту пору переживало свой расцвет, и Иоанн Кассиан, глубоко и творчески усвоив драгоценный духовный опыт и богатейшие аскетические традиции православного Востока, посвятил им свое знаменитое сочинение. С необыкновенной серьезностью и удивительной искренностью в «Собеседованиях» поставлены и блестяще разрешены самые острые вопросы бытия иночества и указаны пути претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь».

Особая тема, явно и неявно присутствующая в «Собеседованиях»,-дар духовного рассуждения. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь для ниспослания этого дара благословила молиться именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. Издатели выражают уверенность в том, что прославленное творение Преподобного, веками бывшее одной из наиболее душеполезных и читаемых книг, явится благодатным руководством к действию и к должному духовному пониманию сути христианского подвижничества. В нашем издании впервые приводится полный текст оглавления, что поможет читателю составить исчерпывающее представление о содержании и проблематике «Собеседований египетских отцов».

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

М. : Правило веры, 2016. 896 с.

ISBN 978-5-94759-008-5

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

К читателям

ДЕСЯТЬ СОБЕСЕДОВАНИЙ ОТЦОВ, ПРЕБЫВАВШИХ В СКИТСКОЙ ПУСТЫНЕ

  • Предисловие к епископу Леонтию и Елладию
  • 1. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ПЕРВОЕ О намерении и конце монаха
  • 2. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ВТОРОЕ О рассудительности
  • 3. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПАФНУТИЯ О трех отречениях от мира
  • 4. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ДАНИИЛА О борьбе плоти и духа
  • 5. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРАПИОНА О восьми главных страстях
  • 6. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОДОРА Об умерщвлении святых
  • 7. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ПЕРВОЕ О непостоянстве души и о злых духах
  • 8. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ВТОРОЕ О начальствах и властях
  • 9. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ПЕРВОЕ О молитве
  • 10. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ВТОРОЕ О молитве
  • 11. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ПЕРВОЕ О совершенстве
  • 12. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ВТОРОЕ О чистоте
  • 13. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ТРЕТЬЕ О покровительстве Божием (или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел)
  • 14. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ПЕРВОЕ О духовном знании
  • 15. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ВТОРОЕ О Божественных дарованиях
  • 16. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ПЕРВОЕ О дружестве
  • 17. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ВТОРОЕ Об определении
  • 18. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИАММОНА О трех древних родах монахов
  • 19. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОАННА (ДИОЛКОССКОГО) О цели киновии и пустынножительства
  • 20.СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИНУФИЯ О времени прекращения покаяния и о удовлетворении за грехи
  • 21. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ПЕРВОЕ О льготах в Пятидесятницу
  • 22. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ВТОРОЕ О ночных искушениях
  • 23. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ТРЕТЬЕ О словах Апостола: не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7, 19)
  • 24. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ АВРААМА О самоумерщвлении

Алфавитный указатель предметов, содержащихся в книге преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов - К читателям

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Joannes Cassianus Romanus, |435; память 29 февраля/13 марта), великий подвижник Востока и Запада, родился около 360 года в римской провинции Малая Скифия (Scythia Minor, ныне - Dobrogea в Румынии) в благочестивой христианской семье. Иоанн Кассиан получил прекрасное и по тем временам классическое образование: он превосходно владел латинским и греческим языками и был основательно знаком с античной поэзией, риторикой и философией. Однако Преподобный не задумываясь оставил открывавшееся пред ним блестящее светское поприще ради служения Господу: он принял монашество, отправившись для этого в Палестину, в Вифлеемскую киновию. Около 390 года Иоанн, наслышанный о строгом образе жизни и необычайных подвигах египетских отцов, вместе с другом, иноком Германом, решился испросить благословение на путешествие-паломничество по египетским монастырям, чая «большей благодати совершенства».

В общей сложности друзья-иноки прожили на египетской земле около десяти лет (не считая еще одного, непродолжительного, пребывания, по данному обещанию, в Вифлеемской киновии). Странствуя по Великой пустыне, палестинские иноки посвящали все свое время, помимо собственно монашеского служения, встречам и беседам с прославленными египетскими аввами, запоминая и, возможно, записывая бесценные рассказы о духовном опыте аскетов, населявших «земли, которые ближе освещаются солнцем правды и изобилуют зрелыми плодами добродетелей». К несчастью, возникшие в среде египетского монашества нестроения, связанные с умствованиями так называемых антропоморфитов (еретически и нелепо учивших, что Бог и человек телесно похожи) и вызвавшие крайне болезненную реакцию александрийского священноначалия, привели в расстройство мирное течение пустыннической жизни и заставили Иоанна и Германа покинуть Египет. Иноки нашли себе прибежище в Константинополе.

В столице друзей представили святителю Иоанну Златоусту. Вскоре Архипастырь рукоположил Иоанна в диакона, а Германа, как старшего по возрасту, в пресвитера. Когда Иоанн Златоуст подвергся гонениям, Иоанн и Герман в составе особого посольства весной 405 года были посланы в Рим - с просьбой оказать содействие Святителю. Миссия успеха не имела, и Иоанн Кассиан остался на Западе. Он был посвящен в пресвитера и поселился в городе Массилия (Massilia, ныне - Marseille, Марсель) в Галлии (Gallia Narbonensis или Gallia Provincia, ныне - юго-восток Франции). Преподобному по праву выпала честь стать отцом галльского монашества, поскольку он основал в Массилии, по образцам египетских и палестинских обителей, два монастыря, мужской и женский. В 435 году Иоанн Кассиан Римлянин почил о Господе и был похоронен в основанном им монастыре.

Все известные нам сочинения Иоанна были написаны в Галлии. Два из них, «О постановлениях киновитян» («De coenobiorum institutes libri duodecim») и «Собеседования египетских отцов» («Collationum XXIV collectio in tres partes divisa»), были написаны не только с целью ознакомить галльское монашество с высокой духовностью и строгим укладом жизни египетских подвижников, но и, так сказать, с целью актуализировать - hie et nunc, здесь и сейчас, на суровой земле Запада,- великий духовный опыт Востока. Критике несторианства посвящен трактат «О Воплощении Христа» («De Incarnatione Christi contra Nestorium haereticum libri septem»), написанный по просьбе будущего папы и святителя Льва Великого. Если сочинение «О постановлениях киновитян» явилось своего рода уставом монашеской жизни, хорошо приспособленным к бытовым и климатическим особенностям северной страны, то «Собеседования» на века справедливо сделались одной из самых читаемых назидательных книг западного монашества.

Преподобный Венедикт Нурсийский в своем «Правиле» предписал инокам каждый вечер прочитывать что-нибудь из писаний преподобного Иоанна. Знаменитый Кассиодор настоятельно советовал братии своего монастыря усердно читать и охотно слушать Кассиана. Впрочем, и на Востоке сочинения Иоанна оценивались очень высоко: так, сам преподобный Иоанн Лествичник, называя Иоанна Кассиана великим (Qiikyac,), утверждает, что «Кассиан прекрасно и весьма высоко любомудрствует». Святитель Фотий, патриарх Константинопольский, считая творения Иоанна Кассиана в высшей степени полезными и необходимыми для тех, кто избрал путь аскезы, находит, что его сочинения отмечены мощью и почти божественностью. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь благословила молиться для ниспослания дара рассуждения именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.

В самом деле, в отличие от известных сочинений Палладия и Руфина,-сочинений, весьма душеполезных и написанных живо и занимательно, но все же скорее новеллистическинравоописательных, «Собеседования» Иоанна Кассиана, облеченные в древнейшую эротапокритическую (вопросо-ответную) форму, имеют, говоря современным языком, ярко выраженный богословский дискурс. Это сочинение - высокого практического любомудрия; в нем благодатно разрешаются самые наболевшие, самые значимые вопросы, касающиеся не столько быта (хотя и быта тоже), сколько бытия иночества, то есть вопросы достижения и претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь». Таким образом, западнохристианский читатель-аскет получил в первую очередь руководство к действию, а не простодушно-красочное описание чудес и подвигов египетских авв. В силу своей природы сочинение Иоанна Кассиана пронизано напряженно-отчетливым дидактизмом. С этим дидактизмом связана и манера письма: Иоанн многословен, и хотя его латынь безупречна и чиста, но бесконечные повторы и чрезвычайно громоздкие и пространные периоды иногда затрудняют понимание.

Впрочем, самостоятельному и серьезному читателю это только на руку, поскольку побуждает снова и снова возвращаться к трудной фразе, что, естественно, лишь способствует постижению прочитанного и проникновению в смысл: qui legit intellegat [Чтый да разумеет] (Мс. 13, 14). В России творения Преподобного читают по крайней мере с XV века (к XV веку восходят старейшие сохранившиеся списки). Автором публикуемого перевода является епископ Петр (Екатериновский, tl889), очень известный в свое время церковный писатель. Перевод владыки Петра ныне кажется несколько архаичным, тем не менее издатели сочли возможным привести к единообразию и в соответствие с современными нормами только орфографию и пунктуацию (за некоторыми исключениями, такими, например, как «снурок», «устрояет», «преспеяние» и тому подобное). Примечания епископа Петра в основном сохранены, хотя и подверглись определенной содержательной (так, меры веса и объема переведены в метрическую систему) и стилистической правке. Небольшую структурную и стилистическую правку претерпел и алфавитный указатель, подготовленный епископом Петром. Издатели надеются, что выдающееся сочинение преподобного Иоанна Кассиана много послужит духовному просвещению как православных христиан, так и всех любителей святоотеческой богословской мысли.

По изданию: Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Москва: АСТ, Минск: Харвест. 2000. 799 с.

(которое перепечатывает издание: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римянина. Перевод с латинского епископа Gетра. Изд. 2-е. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892. 652 с. - оно же переиздано фототипически: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, 1993.)

Cобеседования скитских отцов, записанные Иоанном Кассианом: Моисей о смысле монашества ; беседы аввы Пафнутия ; Даниила . Серапион о восьми главных страстях . аввы Феодора ; аввы Серена ; Исаака Скитского ; Херемона о совершенстве ; его же о чистоте ; о промысле и благодати ; Нестероя о духовном знании ; о божественных дарованиях ; Иосифа о дружбе и о решительности ; Пиаммона о монашестве ; Иоанна Диолкосского о цели монашества ; Пинуфия о покаянии ; Феоны о посте и Пятидесятнице и о ночных соблазнах; на Рим. 7, 19 ; Авраама о самоумерщвлении .

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))

ИОАНН (Joannes) КАССИАН РИМЛЯНИН, прп. (ок.360-ок.435), латиноязыч. духовный писатель и подвижник.

Род. в Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетич. жизни. Странствовал по м-рям Востока, был в *Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном Златоустом, к-рый рукоположил его в диакона. В 404 И. побывал в Риме у папы Иннокентия I, к-рый был сторонником гонимого Златоуста. Через 10 лет И. переехал в Галлию, где принял сан священника, основал в Марселе два монастыря - мужской и женский. Труды И. пользовались большим авторитетом на Руси. Древнейшие списки их переводов относятся к 15 в. Правосл. Церковь празднует память И. 29 февраля.

И. не был экзегетом; в своих трудах он стремился передать Западу монашеский опыт Востока. Но Свящ. Писание было постоянным предметом его размышлений, связанных с экзегетикой. Так, он подчеркивал, что в Писании следует видеть, по меньшей мере, два смысла, не исключающие один другого. «Иногда, - пишет он, - когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может быть принято или положительно, или в среднем смысле, т.е. так, чтобы не принимать их с полной уверенностью и не отвергать совершенно» (Собеседования, VIII, 4). Будучи наставником подвижничества, И. больше всего заботился об извлечении нравств. уроков из Библии: говоря о падении Адама, отмечал гордыню как корень греха, сказания Ис Нав о борьбе с хананеями толковал как символ борьбы со страстями, указывал на ответ юного Самуила Богу как на пример смирения и т.д. Общность имущества Иерусалимской церкви и трудовую жизнь ап.Павла И. считал образцом для монашеского жития. Свою богословскую позицию в споре о свободе и благодати И. аргументированно связывал с духом и буквой Писания. Нередко он склонялся к аллегоризму. Напр., слова «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4:26) И. толковал в переносном смысле, разумея под солнцем разум (О Правилах, VIII, 8). Буквалистское толкование находило в лице И. резкого критика. Он считал, что лишь часть речений Слова Божьего можно понимать буквально. Приводя слова Христовы о несении креста (Мф 10:38), И. писал: «Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставляли не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т.е. как историческому, так и иносказательному...» (Собеседования, VIII, 3).

u Писания прп. отца И. Кассиана Римлянина, М., 1877; т о ж е, репр. изд., Серг.Пос., 1993; M i g n e, PL, t..49.

l Архим.Г р и г о р и й, Преподобный И. Кассиан, ДЧ, 1862, № 2; архим.Ф е о д о р (Поздеевский), Аскетические воззрения прп.И. Кассиана, Казань, 1902; е г о ж е, И. Кассиан, ПБЭ, т.7, с.71-86; архиеп.Ф и л а р е т (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, т.3, СПб., 1859, § 201; C r i s t i a n i L. Jean Cassien, la spiritualit№ du d№sert, v.1-2, P., 1946; C h a d w i c k O., John Cassian, Cambridge (Eng.), 1950; RGG, Bd.1, S.1626.

), иеромонах , преподобный .

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 книг "Собеседований египетских отцов" , чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге "О постановлениях киновий" речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю".

В году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория , в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что "благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона".

По словам преподобного Иоанна Лествичника , "великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно".

На русском языке издано:

  • Духовные беседы отцов. М.. 1877. То же (Извлечения) "Воскресное чтение". 1854-1855 и 1858-1859; "Добротолюбие". т. 2. М.. 1895. с. 5-154. То же - В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Древние иноческие уставы М.. 1892. с. 515-584.
Выбор редакции
Его традиционно готовят в Грузии. На протяжении долгих лет рецепт чачи передавался из поколения в поколение. Если вы хотите проверить...

Вяленая дыня - это отличный вариант здоровой закуски или десерта. Ее можно подать к обеду, взять с собой в дорогу или просто перекусывать...

Каждый начинающий, приступающий к гаданию на колоде Таро, должен соблюдать общие правила выполнения раскладов. Следование этим принципам...

Рамэн представляет собой пшеничную лапшу в бульоне, поверх которой укладывают самые разные добавки: свинину, приготовленную особым...
Есть люди, верящие, что карты Таро - средство, позволяющее узнать, что готовит будущее. Есть люди, считающие карты Таро руководством,...
Невероятные факты Одним из самых приятных звуков для наших ушей является смех, а самый сильный смех часто вызван щекоткой. Родители...
17.04.17 327 067 6 Для всех, кто оплачивал вуз, детский сад или автошколу В этом году налоговая заплатит мне 33 тысячи рублей. Это...
Абсолютное большинство людей на нашей планете боятся щекотки. В этом выпуске мы расскажем о том, почему так происходит и для чего...
Папоротник пригоден в пищу в двух видах: орляк и страусник. Последний часто растет в квартирах и домах в качестве декоративного растения,...