Умножение. Правило умножения двузначных чисел на двузначные Перемножение двузначных чисел
Например: 98 х 97 = 9506
Здесь я пользуюсь таким алгоритмом: если хочешь перемножить два
двузначных числа, близких к 100, то поступай так:
1) найди недостатки сомножителей до сотни;
2) вычти из одного сомножителя недостаток второго до сотни;
3) к результату припиши двумя цифрами произведение недостатков
сомножителей до сотни.
2.9 Умножение трёхзначного числа на 999
Любопытная особенность числа 999 проявляется при умножении на него всякого другого трёхзначного числа. Тогда получается шестизначное произведение: первые три цифры есть умножаемое число, только уменьшенное на единицу, а остальные три цифры (кроме последней) – «дополнения » первых до 9. Например:
385 * 999 = 384615
573 * 999 = 572427 943 * 999 = 942057
2.10 Умножение на шесть (по Трахтенбергу)
Нужно прибавить к каждой цифре половину «соседа ».
Пример: 0622084 * 6
0622084 * 6 4 является правой цифрой этого числа и, так 4 как «соседа » у неё нет, прибавлять нечего.
06222084 * 6 Вторая цифра 8, е «сосед » - 4. Мы берём 8 04 прибавляем половину 4 (2) и получаем 10, ноль пишем, 1 в перенос.
06222084 * 6 Следующая цифра ноль. Мы прибавляем к ней
504 половину «соседа » 8 (4), то есть 0 + 4 = 4 плюс
перенос (1).
Остальные цифры аналогичны.
Ответ: 06222084 * 6
Правило умножения на 6: является «сосед » чётным или не чётным – никакой роли не играет. Мы смотрим только на саму цифру: если она чётная, прибавляем к ней её целую часть половины «соседа », если нечётная, то кроме половины «соседа » прибавляем еще 5.
Пример: 0443052 * 6
0443052 * 6 2 – чётная и не имеет «соседа », напишем её снизу
0443052 * 6 5 – нечётная: 5+5 и плюс половина «соседа » 2 (1)
12 будет 11. Запишем 1 и в перенос 1
0443052 * 6 половина от 5 будет 2, и прибавим перенос 1, то будет 3
0443052 * 6 3 – нечетная, 3 + 5 = 8
0443052 * 6 4 + половина от 3 (1) будет 5
0443052 * 6 4 + половина от 4 (2) будет 6
0443052 * 6 ноль + половина от 4 (2) будет 2
2658312 Ответ: 2658312.
Выводы
Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.
В школьных учебниках практически нет приемов быстрого счета, поэтому результат данной работы – памятка для быстрого счета будет очень полезной для учащихся 5-6 классов.
Как мы видим, быстрый счёт это уже не тайна за семью печатями, а научно разработанная система. Раз есть система, значит, её можно изучать, ей можно следовать, ею можно овладевать.
Все рассмотренные мною методы устного умножения говорят о многолетнем интересе ученых, и простых людей к игре с цифрами.
Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Заключение
Описывая старинные способы вычислений и современные приёмы быстрого счёта, я попытался показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись.
Изучение старинных способов вычислений показало, что эти арифметические действия были трудными и сложными из-за многообразия способов и их громоздкости выполнения.
Современные способы вычислений просты и доступны всем.
При знакомстве с научной литературой обнаружил более быстрые и надежные способы вычислений.
Результаты своей работы я оформил в памятку (Приложение 2), которую предложу всем своим одноклассникам. Возможно, что с первого раза не у всех получится быстро, с ходу выполнять вычисления с применением этих приемов, даже если сначала не получится использовать прием, показанный в памятке, ничего страшного, просто нужна постоянная вычислительная тренировка. Она и поможет приобрести полезные навыки.
Список использованной литературы
1. Ванцян А.Г. Математика: Учебник для 5 класса. - Самара: Издательский дом «Фёдоров », 1999г.
2. Зайкин М.Н. Математический тренинг. - Москва, 1996.
3. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Начальная школа. – 1990, №6.
4. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. – 1999, №7.
5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся,- М. Просвещение, 1986г.
6. Минских Е.М. «От игры к знаниям », М., «Просвещение », 1982г.
7. Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994.
8. Свечников А.А. Числа, фигуры, задачи. М., Просвещение, 1977г.
Интернет-источники
1. school.edu.ru
Существуют три общих способа: прямое умножение, метод опорного числа и метод Трахтенберга.
Освойте их все, так как каждый может быть более предпочтительным в той или иной ситуации.
Отрабатывать полученные навыки можно с помощью тренировочной таблицы.
Прямое умножение
Этот метод удобен, когда один из множителей находится в диапазоне 12-18 или заканчивается на 1, а другой значительно от него отличается.
Один из множителей мысленно разбивают на десятки и единицы. Затем умножают другой множитель на десятки, потом на единицы и складывают.
Например, 62×13 = 62×10 + 62×3 = 620 + 186 = 806.
Иногда удобно разбивать на десятки и единицы больший множитель: 42×17 = 17×40 + 17×2 = 714.
Метод опорного числа
Для освоения метода требуется небольшая практика, однако он очень удобен, когда два множителя — близкие числа. В частности, это основной способ для возведения двузначных чисел в квадрат.
Опорное число — это круглое число, близкое к обоим множителям. Оно может быть меньше обоих множителей, больше обоих множителей или находится между ними.
В качестве опорного числа следует выбирать числа, на которые легко умножать. Например, 50 или 100, если они близки к двум множителям.
В зависимости от того, как соотносятся опорное число и множители, техника умножения немного различается.
а. Опорное число меньше двух множителей. Например, нужно умножить 32 на 36.
- Опорное число — 30. Множители больше опорного числа на 2 и 6.
- Добавьте к первому множителю 6 и умножьте на опорное число: 38 × 30 = 1140.
- Добавьте произведение 2 и 6: 1140 + 2×6 = 1152.
б. Опорное число больше двух множителей. Например, нужно умножить 43 на 48.
- Опорное число — 50. Множители меньше опорного числа на 7 и 2.
- Вычтите из первого множителя 2 и умножьте на опорное число: 41 × 50 = 2050.
- Добавьте произведение 7 и 2: 2050 + 7×2 = 2064.
в. Опорное число — между множителями. Например, нужно умножить 37 на 42.
- Опорное число — 40. Первый множитель меньше на 3, второй — больше на 2.
- Добавьте к меньшему множителю 2 и умножьте на опорное число: 39 × 40 = 1560.
- Вычтите произведение 3 и 2: 1440 − 3×2 = 1554.
Метод Трахтенберга
Метод Трахтенберга — самый общий. Им удобно пользоваться всегда, когда не работают специальные приемы. Он также распространяется на умножение многозначных чисел.
Поскольку метод Трахтенберга не совсем привычен, при его освоении лучше иметь множители перед глазами. В дальнейшем практикуйтесь без записи исходных чисел.
Разберем метод на примере умножения 87 на 32.
- Представьте числа последовательно: 8732. Перемножьте два внутренних числа (7 и 3), два внешних числа (8 и 2) и сложите. Получается 37.
- Перемножьте десятки: 80×30 = 2400. Добавьте 37×10. Получается 2770.
- Добавьте произведение единиц (7 и 2). Итого 2784.
Страница 1 из 4
Точные произведения двузначных чисел 11 -- 50 (Таблица Брадиса 1)
Таблица брадиса произведения двузначных чисел состоит из 89 табличек произведений каждого из натуральных чисел от 11 до 99, указанных полужирными цифрами справа, на все целые числа от 0 до 99. Чтобы получить, например, произведение 57-49, надо взять табличку с номером 57 и найти пересечение строки с заголовком (слева) 40 и Столбца с заголовком (сверху) 9. То же самое произведение 2793 можно получить по таблич-ке 49 в пересечении строки 50 и столбца 7.
Применяя распределительное свойство, можно с помощью таблицы брадиса упростить произведение любого многозначного числа на двузначное, а также умножение любого многозначного на многозначное. Трехзначные произведения, как например 35-17 = 595, во избежание ошибок лучше записывать как четырехзначные, добавляя слева нуль: 35-17 = 0595. Если сомножитель содержит нечетное число цифр, полезно добавлять справа нуль, отбра-сывая его в окончательном результате.
Таблица брадиса 1 упрощает и деление любого многозначного числа на двузначное: в то время как обычное письменное деление дает цифры частного по одной, примене-ние таблицы дает их сразу по две. Используется табличка с номером, равным дели-телю, сносить надо сразу по две цифры делимого. Если при делении с остатком сно-сится только одна (крайняя справа) цифра делимого, то в частном получается только одна (последняя) цифра. Но если частное надо найти в виде десятичной дроби, то последняя цифра делимого сносится вместе с нулем десятых.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
0 | 0 | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 11 |
10 | 110 | 121 | 132 | 143 | 154 | 165 | 176 | 187 | 198 | 209 | |
20 | 220 | 231 | 242 | 253 | 264 | 275 | 286 | 297 | 308 | 319 | |
30 | 330 | 341 | 352 | 363 | 374 | 385 | 396 | 407 | 418 | 429 | |
40 | 440 | 451 | 462 | 473 | 484 | 495 | 506 | 517 | 528 | 539 | |
50 | 550 | 561 | 572 | 583 | 594 | 605 | 616 | 627 | 638 | 649 | |
60 | 660 | 671 | 682 | 693 | 704 | 715 | 726 | 737 | 748 | 759 | |
70 | 770 | 781 | 792 | 803 | 814 | 825 | 836 | 847 | 858 | 869 | |
80 | 880 | 891 | 902 | 913 | 924 | 935 | 946 | 957 | 968 | 979 | |
90 | 990 | 1001 | 1012 | 1023 | 1034 | 1045 | 1056 | 1067 | 1078 | 1089 | |
0 | 0 | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 12 |
10 | 120 | 132 | 144 | 156 | 168 | 180 | 192 | 204 | 216 | 228 | |
20 | 240 | 252 | 264 | 276 | 288 | 300 | 312 | 324 | 336 | 348 | |
30 | 360 | 372 | 384 | 396 | 408 | 420 | 432 | 444 | 456 | 468 | |
40 | 480 | 492 | 504 | 516 | 528 | 540 | 552 | 564 | 576 | 588 | |
50 | 600 | 612 | 624 | 636 | 648 | 660 | 672 | 684 | 696 | 708 | |
60 | 720 | 732 | 744 | 756 | 768 | 780 | 792 | 804 | 816 | 828 | |
70 | 840 | 852 | 864 | 876 | 888 | 900 | 912 | 924 | 936 | 948 | |
80 | 960 | 972 | 984 | 996 | 1008 | 1020 | 1032 | 1044 | 1056 | 1068 | |
90 | 1080 | 1092 | 1104 | 1116 | 1128 | 1140 | 1152 | 1164 | 1176 | 1188 | |
0 | 0 | 13 | 26 | 39 | 52 | 65 | 78 | 91 | 104 | 117 | 13 |
10 | 130 | 143 | 156 | 169 | 182 | 195 | 208 | 221 | 234 | 247 | |
20 | 260 | 273 | 286 | 299 | 312 | 325 | 338 | 351 | 364 | 377 | |
30 | 390 | 403 | 416 | 429 | 442 | 455 | 468 | 481 | 494 | 507 | |
40 | 520 | 533 | 546 | 559 | 572 | 585 | 598 | 611 | 624 | 637 | |
50 | 650 | 663 | 676 | 689 | 702 | 715 | 728 | 741 | 754 | 767 | |
60 | 780 | 793 | 806 | 819 | 832 | 845 | 858 | 871 | 884 | 897 | |
70 | 910 | 923 | 936 | 949 | 962 | 975 | 988 | 1001 | 1014 | 1027 | |
80 | 1040 | 1053 | 1066 | 1079 | 1092 | 1105 | 1118 | 1131 | 1144 | 1157 | |
90 | 1170 | 1183 | 1196 | 1209 | 1222 | 1235 | 1248 | 1261 | 1274 | 1287 | |
0 | 0 | 14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | 14 |
10 | 140 | 154 | 168 | 182 | 196 | 210 | 224 | 238 | 252 | 266 | |
20 | 280 | 294 | 308 | 322 | 336 | 350 | 364 | 378 | 392 | 406 | |
30 | 420 | 434 | 448 | 462 | 476 | 490 | 504 | 518 | 532 | 546 | |
40 | 560 | 574 | 588 | 602 | 616 | 630 | 644 | 658 | 672 | 686 | |
50 | 700 | 714 | 728 | 742 | 756 | 770 | 784 | 798 | 812 | 826 | |
60 | 840 | 854 | 868 | 882 | 896 | 910 | 924 | 938 | 952 | 966 | |
70 | 980 | 994 | 1008 | 1022 | 1036 | 1050 | 1064 | 1078 | 1092 | 1106 | |
80 | 1120 | 1134 | 1148 | 1162 | 1176 | 1190 | 1204 | 1218 | 1232 | 1246 | |
90 | 1260 | 1274 | 1288 | 1302 | 1316 | 1330 | 1344 | 1358 | 1372 | 1386 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
0 | 0 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 15 |
10 | 150 | 165 | 180 | 195 | 210 | 225 | 240 | 255 | 270 | 285 | |
20 | 300 | 315 | 330 | 345 | 360 | 375 | 390 | 405 | 420 | 435 | |
30 | 450 | 465 | 480 | 495 | 510 | 525 | 540 | 555 | 570 | 585 | |
40 | 600 | 615 | 630 | 645 | 660 | 675 | 690 | 705 | 720 | 735 | |
50 | 750 | 765 | 780 | 795 | 810 | 825 | 840 | 855 | 870 | 885 | |
60 | 900 | 915 | 930 | 945 | 960 | 975 | 990 | 1005 | 1020 | 1035 | |
70 | 1050 | 1065 | 1080 | 1095 | 1110 | 1125 | 1140 | 1155 | 1170 | 1185 | |
80 | 1200 | 1215 | 1230 | 1245 | 1260 | 1275 | 1290 | 1305 | 1320 | 1335 | |
90 | 1350 | 1365 | 1380 | 1395 | 1410 | 1425 | 1440 | 1455 | 1470 | 1485 | |
0 | 0 | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 128 | 144 | 16 |
10 | 160 | 176 | 192 | 208 | 224 | 240 | 256 | 272 | 288 | 304 | |
20 | 320 | 336 | 352 | 368 | 384 | 400 | 416 | 432 | 448 | 464 | |
30 | 480 | 496 | 512 | 528 | 544 | 560 | 576 | 592 | 608 | 624 | |
40 | 640 | 656 | 672 | 688 | 704 | 720 | 736 | 752 | 768 | 784 | |
50 | 800 | 816 | 832 | 848 | 864 | 880 | 896 | 912 | 928 | 944 | |
60 | 960 | 976 | 992 | 1008 | 1024 | 1040 | 1056 | 1072 | 1088 | 1104 | |
70 | 1120 | 1136 | 1152 | 1168 | 1184 | 1200 | 1216 | 1232 | 1248 | 1264 | |
80 | 1280 | 1296 | 1312 | 1328 | 1344 | 1360 | 1376 | 1392 | 1408 | 1424 | |
90 | 1440 | 1456 | 1472 | 1488 | 1504 | 1520 | 1536 | 1552 | 1568 | 1584 | |
0 | 0 | 17 | 34 | 51 | 68 | 85 | 102 | 119 | 136 | 153 | 17 |
10 | 170 | 187 | 204 | 221 | 238 | 255 | 272 | 289 | 306 | 323 | |
20 | 340 | 357 | 374 | 391 | 408 | 425 | 442 | 459 | 476 | 493 | |
30 | 510 | 527 | 544 | 561 | 578 | 595 | 612 | 629 | 646 | 663 | |
40 | 680 | 697 | 714 | 731 | 748 | 765 | 782 | 799 | 816 | 833 | |
50 | 850 | 867 | 884 | 901 | 918 | 935 | 952 | 969 | 986 | 1003 | |
60 | 1020 | 1037 | 1054 | 1071 | 1088 | 1105 | 1122 | 1139 | 1156 | 1173 | |
70 | 1190 | 1207 | 1224 | 1241 | 1258 | 1275 | 1292 | 1309 | 1326 | 1343 | |
80 | 1360 | 1377 | 1394 | 1411 | 1428 | 1445 | 1462 | 1479 | 1496 | 1513 | |
90 | 1530 | 1547 | 1564 | 1581 | 1598 | 1615 | 1632 | 1649 | 1666 | 1683 | |
0 | 0 | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 | 144 | 162 | 18 |
10 | 180 | 198 | 216 | 234 | 252 | 270 | 288 | 306 | 324 | 342 | |
20 | 360 | 378 | 396 | 414 | 432 | 450 | 468 | 486 | 504 | 522 | |
30 | 540 | 558 | 576 | 594 | 612 | 630 | 648 | 666 | 684 | 702 | |
40 | 720 | 738 | 756 | 774 | 792 | 810 | 828 | 846 | 864 | 882 | |
50 | 900 | 918 | 936 | 954 | 972 | 990 | 1008 | 1026 | 1044 | 1062 | |
60 | 1080 | 1098 | 1116 | 1134 | 1152 | 1170 | 1188 | 1206 | 1224 | 1242 | |
70 | 1260 | 1278 | 1296 | 1314 | 1332 | 1350 | 1368 | 1386 | 1404 | 1422 | |
80 | 1440 | 1458 | 1476 | 1494 | 1512 | 1530 | 1548 | 1566 | 1584 | 1602 | |
90 | 1620 | 1638 | 1656 | 1674 | 1692 | 1710 | 1728 | 1746 | 1764 | 1782 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
С лучшей бесплатной игрой учится очень быстро. Проверьте это сами!
Учить таблицу умножения - игра
Попробуйте нашу обучающую электронную игру. Используя её, вы уже завтра сможете решать математические задачи в классе у доски без ответов, не прибегая к табличке, чтобы умножить числа. Стоит только начать играть, и уже минут через 40 будет отличный результат. А для закрепления результата тренируйтесь несколько раз, не забывая о перерывах. В идеале – каждый день (сохраните страницу, чтобы не потерять). Игровая форма тренажера подходит как для мальчиков, так и для девочек.
Смотрите ниже шпаргалки в полной форме.
Умножение прямо на сайте (онлайн)
*× | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 | 39 | 42 | 45 | 48 | 51 | 54 | 57 | 60 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 56 | 60 | 64 | 68 | 72 | 76 | 80 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | 66 | 72 | 78 | 84 | 90 | 96 | 102 | 108 | 114 | 120 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 | 77 | 84 | 91 | 98 | 105 | 112 | 119 | 126 | 133 | 140 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 | 88 | 96 | 104 | 112 | 120 | 128 | 136 | 144 | 152 | 160 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 | 99 | 108 | 117 | 126 | 135 | 144 | 153 | 162 | 171 | 180 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 |
11 | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 121 | 132 | 143 | 154 | 165 | 176 | 187 | 198 | 209 | 220 |
12 | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 120 | 132 | 144 | 156 | 168 | 180 | 192 | 204 | 216 | 228 | 240 |
13 | 13 | 26 | 39 | 52 | 65 | 78 | 91 | 104 | 117 | 130 | 143 | 156 | 169 | 182 | 195 | 208 | 221 | 234 | 247 | 260 |
14 | 14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | 140 | 154 | 168 | 182 | 196 | 210 | 224 | 238 | 252 | 266 | 280 |
15 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 150 | 165 | 180 | 195 | 210 | 225 | 240 | 255 | 270 | 285 | 300 |
16 | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 128 | 144 | 160 | 176 | 192 | 208 | 224 | 240 | 256 | 272 | 288 | 304 | 320 |
17 | 17 | 34 | 51 | 68 | 85 | 102 | 119 | 136 | 153 | 170 | 187 | 204 | 221 | 238 | 255 | 272 | 289 | 306 | 323 | 340 |
18 | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 | 144 | 162 | 180 | 198 | 216 | 234 | 252 | 270 | 288 | 306 | 324 | 342 | 360 |
19 | 19 | 38 | 57 | 76 | 95 | 114 | 133 | 152 | 171 | 190 | 209 | 228 | 247 | 266 | 285 | 304 | 323 | 342 | 361 | 380 |
20 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 | 240 | 260 | 280 | 300 | 320 | 340 | 360 | 380 | 400 |
Как умножать числа столбиком (видео по математике)
Чтобы потренироваться и быстро выучить, можно также попробовать умножать числа столбиком.
Умножение двузначных чисел | Онлайн-тренажёр
Упражнение считается выполенным после 7 правильных ответов
Норма выполнения упражнения - 3 минуты
Для успешного выполнения упражнения ознакомьтесь с теорией и проработайте предыдущие уроки
Умножение двузначных чисел | Теория
В общем случае умножение в уме двузначных чисел удобно выполнять в следующем порядке:
- за базовое (первое или находящееся слева) число примите число с наибольшей второй цифрой;
- умножьте базовое (первое) двузначное число на десятки другого (второго) двузначного числа;
- умножьте базовое (первое) двузначное число на единицы другого (второго) двузначного числа;
- сложите два результата.
Задача: 42 x 36
1) 36 x 42 (число 36 принято за базовое (первое) число, так как 6>1)
2) 36 x 40 = (30+6) x 4 x 10
30 x 4 = 120; 6 x 4 = 24; 120 + 24 = 144; 144 x 10 = 1440*
3) 36 x 2 = (30+6) x 2
30 x 2 = 60; 6 x 2 = 12; 60 + 12 = 72
4) 1440 + 72 = 1752
Задача: 47 x 52
1) 47 x 52 (число 47 принято за базовое (первое) число, так как 7>2)
2) 47 x 50 = 2350
4) 2350 + 94 = 2444
Если одно из чисел заканчивается на 9, то задачу удобнее решать в следующем порядке:
- за второе (находящееся справа) число примите число, заканчивающееся на 9;
- округлите второе число в большую сторону до десятков, прибавив к нему 1;
- умножьте первое число на округлённое второе число;
- вычтите из результата пункта 3 первое число.
Задача: 39 x 56
1) 56 x 39 (число 39 принято за второе (находящееся справа) число, так как оно заканчивается на 9)
2) 56 x 39(40-1)
3) 56 x 40 = (50+6) x 4 x 10
50 x 4 = 200; 6 x 4 = 24; 200 + 24 = 224; 224 x 10 = 2240
4) 2240 - 56 = 2184
Если одно из двузначных чисел равно 11, то решить такую задачу будет намного проще, если вы воспользуетесь методикой, изложенной в Уроке 1.
Во многих случаях решение задачи умножения двузначных чисел в уме намного упрощается, если воспользоваться методом факторизации.
Факторизация - это преобразование числа в произведение более простых чисел. Например, число 24 можно преобразовать в произведение 8 и 3 (24 = 8 x 3) или 6 и 4 (24 = 6 x 4). Число 24 также можно представить в виде произведения 12 и 2 (24 = 12 x 2), но при выполнении арифметических операций в уме удобнее иметь дело с однозначными числами.
Отдельные двузначные числа также можно представить в виде произведения трёх однозначных чисел. Например, 84 = 7 x 6 x 2 = 7 x 4 x 3.
Решим задачу умножения с помощью факторизации.
Задача: 34 x 42
Факторизация числа 24 даёт 8 и 3 или 6 и 4. Для решения задачи представим число 24 в виде произведения 6 и 4, но, если вам удобнее, вы можете выбрать произведение 8 и 3.
Умножаем первое число на 6, после чего умножаем результат на 4:
34 x 6 = 204
204 x 4 = 816
Чтобы знать, какие из двузначных чисел поддаются факторизации, необходимо тщательно изучить таблицу умножения. Можно выписать все двузначные числа, поддающиеся факторизации, с указанием возможных способов их факторизации.
Если оба из перемножаемых двузначных чисел поддаются факторизации, то в большинстве случае удобнее факторизовать меньшее число.
Задача: 36 x 72
Число 36 можно представить в виде произведения 6 и 6, а число 72 - в виде произведения 9 и 8.
Так как 36
72 x 6 = 432
432 x 6 = 2592
Пример с факторизацией на три числа.
Задача: 57 x 75
В случае, если одно из перемножаемых двузначных чисел состоит из одинаковых цифр (22, 33, 44 и т.д.), то его удобнее факторизовать на 11 и 2, 3, 4 и т.д.), так как умножение на 11 не представляет труда, как было показано в уроке 11.
Задача: 81 x 44
Если числа близки по значению с круглым числом, то при их перемножении в уме удобно пользоваться следующими формулами: (C+a)(C+b) = (C+a+b)C+ab; (C-a)(C-b) = (C-a-b)C+ab; (C+a)(C-b) = (C+a-b)C-ab**, где “C” – близкое к двум перемножаемым числам круглое число, а “а” и “b” – это разницы между перемножаемыми числами и круглым числом.
Задача: 67 x 64
(60 + 7) x (60 + 4) = (60 + 7 + 4) x 60 + 7 x 4 = 71 x 60 + 28 = 4260 + 28 = 4288
Задача: 39 х 38
(40 - 1) x (40 - 2) = (40 - 1 - 2) x 40 + 1 x 2 = 37 x 40 + 2 = 1480 + 2 = 1482
Задача: 41 x 38
(40 + 1) x (40 – 2) = (40 + 1 – 2) x 40 + 1 x 2 = 39 x 40 - 2 = 1558
Умножение двузначных чисел, первые цифры (десятки) которых равны, а вторые цифры (единицы) дают в сумме 10, удобнее производить в следующем порядке:
- умножьте первую цифру двузначных чисел на эту же цифру, увеличенную на единицу;
- перемножить вторые цифры двузначных чисел;
- поместите один за другим результаты пункта 1 и пункта 2.
Задача: 76 x 74
Не расстраивайтесь и не сдавайтесь, если на первых порах у вас возникнут трудности с умножением двузначных чисел. Для уверенного выполнения такой операции в уме необходима практика, а также творческий подход.
* Для запоминания в уме промежуточных результатов вычислений можете применять мнемотехники, основанные на ассоциации цифр с образами.
** Доказательства формул путём преобразования: (C+a)(C+b) = (C+a)C+(C+a)b = C 2 +Ca+Cb+ab = (C+a+b)C+ab; (C-a)(C-b) = (C-a)C-(C-a)b = C 2 -Ca-Cb+ab = (C-a-b)C+ab; (C+a)(C-b) = (C+a)C-(C+a)b = C 2 +Ca-Cb-ab = (C+a-b)C-ab.
*** Доказательство метода: согласно формуле, применяемой в предудущем методе (C+a)(C+b) = (C+a+b)C+ab; так как a+b=10, то (C+a)(C+b) = (C+10)C+ab; поскольку произведение двузначных круглых чисел С и С+10 даёт число с двумя нулями на конце, а произведение a и b даёт двузначное число, то для нахождения суммы этих двух выражений достаточно поставить произведение a и b вместо двух последних нулей первого выражения.
- Овсяная мука: полезные свойства и способы применения продукта
- Горячий лаваш с начинкой на сковороде
- Котлеты из свинины в духовке Котлеты из фарша свинины в духовке
- Рис с замороженными овощами и мясом
- Абрикос в сиропе: как консервировать, чтобы было вкусно Абрикос консервный
- Медовик с черносливом и сметанным кремом
- Треска в сухарях в духовке
- Калорийность печенья Печенье к кофе калорийность на 100 грамм
- Сонник: к чему снится букет ландышей
- Описание аркана IV Император по Даниеле Крис: «Магическая книга Таро
- Приснились полы: что бы это значило
- Салат с блинами из крахмала и курицей
- Как приготовить постные вареники с грибами
- Блог идеальной жены Паштет из индейки рецепт
- Картошка, запечённая с сосисками и овощами Печеная картошка с сосисками в духовке
- Мясо по-французски с картошкой и грибами
- Пышки на воде, жареные на сковороде - рецепт
- Жареный лаваш с начинкой (с курицей, помидорами и сыром)
- Манник без муки на кефире Манник без муки рецепт классический пошаговый
- Пошаговый рецепт открытого пирога с вареньем