Дредноут – эволюция от Линейного корабля до Линкора. Самый большой в мире линкор. Самый большой линкор Второй мировой войны Самые большие линкоры в мире


Линейные корабли в течение многих лет считались самыми мощными боевыми единицами мирового флота своего времени. Их называли «морскими монстрами». И это не случайно. Огромные, бесстрашные, с большим количеством вооружения на борту – они осуществляли атакующие маневры и защищали свои морские рубежи. Дредноуты представляли собой высшую степень развития линкоров. И только сумела показать свое превосходство над ними. Против самолетов эти властители океанов были бессильны. На смену им пришли . Тем не менее линкоры оставили большой след в истории, участвовали в важных сражениях на протяжении сотен лет. Рассмотрим этапы развития описываемых судов, начиная с первого деревянного парусного образца и заканчивая стальным бронированным дредноутом последнего поколения.

Для того что бы не запутаться в терминологии уточним.

  • Линейными кораблями называли военные суда орудия которых могли осуществить единовременный залп с одного борта;
  • Дредноут – первый в своём классе супер броненосец выпущенный в 1906 году, его отличали полностью металлический корпус и крупнокалиберные поворотные башни, это название стало нарицательным для всех кораблей этого типа;
  • Линкор – название всех суперброненосцев с металлическим корпусом.

Предпосылки создания линейных кораблей

Захват территорий и увеличение зоны торговли стали основой для финансового развития многих европейских держав. В середине 16 века Испания и Великобритания все чаще сталкивались у берегов Нового Света – борьба за территории вынуждала заниматься усовершенствованием флота, который должен был не только перевозить ценный груз, но и уметь защищать свое имущество. Поворотным моментом для Англии стала победа над Армадой в 1588 году. С развитием торговых отношений и колонизации стало понятно, что море – источник будущего благосостояния и мощи страны, который необходимо защищать.

Некоторые торговые судна были переоборудованы в боевые – на них устанавливались пушки и прочее вооружение. В этот момент никто не придерживался единых стандартов. Такая разношерстность оказывала негативный эффект при столкновениях в открытом море. Бой выигрывался за счет удачных стечений обстоятельств, а не в результате спланированных тактических маневров. Для безоговорочных побед необходимо было совершенствовать морские силы.

Понимание того что военный корабль может быть более эффективным в связке с другими, повлекло за собой не просто создание новой тактики ведение морских сражений. Но и изменило сами корабли, а именно расположение орудий на них. Так же систему сообщения между судами, без которой невозможна кильватерная тактика.

Линейная тактика сражение при Габбарде (1653)

Первый положительный опыт ведения линейного боя был зафиксирован в 1653 году. Кильватерное расположение английских кораблей – друг за другом, с легкостью позволило отбить первую атаку Нидерландов, которые к тому же потеряли два судна. На следующий день голландский адмирал Мартен Тромп вновь отдал приказ наступать. Это стало его роковой ошибкой, флот был разгромлен. 6 судов было потоплено, 11 взято в плен. Англия не потеряла ни одного корабля, к тому же получила контроль над проливом Ла-Манш.

Кильватерная колонна – тип боевого порядка судов, при котором нос следующего судна смотрит точно в плоскость корабля идущего впереди.

Сражение при Бичи-Хед (1690)

В июле 1690 года произошло столкновение между французскими и союзническими (Англия, Голландия) кораблями. Адмирал Франции Турвиль руководил 70 линейными кораблями, которые выставил в три ряда:

  • Первая линия – авангард, насчитывала 22 линкора;
  • Вторая – кордебаталия, 28 судов;
  • Третья – арьергард, 20 линейных кораблей.

Противник также выстроил свое вооружение в три ряда. Он насчитывал 57 линкоров, которые в разы превосходили французов по количеству артиллерии. Однако тактика Турвиля сумела одержать бесспорную победу, не потеряв при этом ни одного судна. Союзники лишились 16 линкоров, еще 28 были серьезно повреждены.

Данное сражение позволило французам захватить под свой контроль Ла-Манш, что привело английский флот в смятение. Спустя несколько дней они вернули свои морские границы. Бой при Бичи-Хед вошел в историю, как одна из крупнейших битв парусных линейных кораблей.

Трафальгарское сражение (1805)

В годы правления Наполеона французско-испанский флот встретил жестокое сопротивление британских военно-морских сил. Недалеко от мыса Трафальгар в Атлантическом океане союзники выстроили корабли по линейной схеме – в три ряда. Однако плохие погодные условия и начинающийся шторм не позволяли вести бой на дальнем расстоянии. Проанализировав ситуацию, английский адмирал Нельсон, находящийся на борту линкора «Виктория», приказал группироваться кораблям в две колонны.

Дальнейшая тактика ведения боя Королевского флота Британии оказалась более успешной. Ни один из судов не был потоплен, хотя многие имели серьезные повреждения. Союзники потеряли 18 парусников, 17 из которых были захвачены. Командующий английским флотом был ранен. В первый день битвы французский стрелок, находящийся на броненосце Redoutable, выстрелил из мушкета. Пуля попала в плечо. Нельсон был спущен в лазарет, но вылечить его так и не удалось.

Преимущества данной тактики стали очевидными. Все корабли образуют живую стену с высоким огневым потенциалом. При сближении с противником первый корабль в колонне атакует цель, как и каждый последующий линкор. Таким образом противник попадает под сильнейший натиск который уже не прерывается на перезарядку орудий как это было ранее.

Кильватерная колонна во время смотра на Черном море 1849 год

Первые линейные корабли

Предшественниками линейных кораблей стали галеоны – большие многопалубные торговые судна с артиллерией на борту. В 1510 году Англия построила первый артиллерийский корабль, названный « ». Несмотря на большое количество пушек, все еще считался основным видом борьбы. «Мэри Роуз» был оснащен специальными сетями, препятствующими проникновению противника на палубу. Это был период, когда в момент морского сражения корабли располагались бессистемно, в результате чего артиллерия не могла в полной мере проявить свои способности. Пушки с дальних кораблей могли попасть даже в свои собственные судна. Часто основным оружием против аналогичной кучи вражеских морских сил становился – старое судно, которое начинялось взрывоопасными веществами, поджигалось и направлялось в сторону противника.

В конце 16 века во время очередной схватки корабли впервые выстроились в кильватерную колонну – друг за другом. Понадобилось около 100 лет, чтобы мировой флот признал такое расположение боевых судов самым оптимальным. Каждая боевая единица в этот момент могла использовать свою артиллерию по прямому назначению. Однако разнообразие кораблей, в большинстве своем переоборудованных из торговых судов, не давали возможности создать идеальную линию. В ряду всегда находились уязвимые судна, вследствие которых бой мог быть проигран.

HMS «Prince Royal» 1610

В 1610 году в Великобритании был построен первый трехпалубный линейный корабль HMS «Prince Royal», имевший 55 пушек на борту. Спустя несколько десятилетий на вооружении Англии появилась еще одна подобная боевая машина, включающая уже 100 единиц артиллерии. В 1636 году Франция ввела в строй « » с 72 пушками. Началась гонка боевого морского вооружения между европейскими странами. Основными показателями боеспособности считались количество вооружения, быстроходность и способность оперативного маневрирования.

«La Couronne» 1636

Новые корабли были короче своих предшественников галеонов и более легкими. А значит, они могли быстрее вставать в линию, развернувшись бортом к неприятелю для начала атаки. Подобная тактика создавала преимущество на фоне бессистемной стрельбы со стороны противника. С развитием военного кораблестроения усиливалась и огневая мощность боевого судна. Артиллерия увеличивала свое количество и силу удара.

Со временем новые боевые единицы стали разделять на классы, которые отличались количеством вооружения:

  • Судна с количеством артиллерии до 50 единиц, находящихся на двух закрытых орудийных палубах, не включали в боевые эскадры для ведения линейных боев. Они выполняли роль эскорта при конвое.
  • Двухпалубные корабли, имеющие до 90 единиц огневой техники на борту, составляли основу большинства военных сил морских держав.
  • Трех- и четырехпалубные судна, включающие от 98 до 144 пушек, выполняли роль флагманов.

Первый российский линейный корабль

Царь Петр I сделал большой вклад в развитие России, в особенности в области военно-морских сил. При нем началось строительство первых русских боевых кораблей. После обучения кораблестроению в Европе он отправился в воронежскую верфь и начал строить линейный корабль, названный впоследствии «Гото Предестинация». Парусное судно было оснащено 58 пушками и по конструкции походило на британских собратьев. Отличительной чертой стал чуть более короткий корпус и уменьшенная осадка. Это было связано с тем, что «Гото Предестинация» предназначался для службы в Азовском неглубоководном море.

В 2014 году в Воронеже была построена точная копия линейного корабля времен Петра I, сегодня она используется в качестве плавучего музея.

Гонка вооружений

Вместе с развитием кораблестроения эволюционировало и – гладкоствольная артиллерия. Необходимо было увеличивать размеры ядер, создавать новые виды взрывающихся снарядов. Увеличение дальности полета помогало располагать свои судна на безопасном расстоянии. Меткость и скорострельность способствовали более быстрому и успешному завершению боя.

17 век ознаменовался зарождением стандартизации морского вооружения по калибру и длине ствола. Орудийные порты – специальные отверстия в бортах, позволяли использовать мощные орудия, которые при правильном расположении не препятствовали остойчивости корабля. Основной задачей такой техники было нанесение максимального урона экипажу. После этого судно брали на абордаж.

Потопить деревянный корабль было практически невозможно. Лишь в 19 веке начался выпуск новых тяжелых снарядов, несущих в себе большое количество взрывчатых веществ. Эти нововведения изменили тактику ведения боя. Теперь целью были не люди, а сам корабль. Появилась возможность его потопления. При этом износ оборудования (артиллерии) все еще был очень быстрым, а ремонт дорогостоящим. Необходимость создания более современного вооружения возрастала.

Производство нарезной артиллерии в 19 веке ознаменовало очередной скачок в сфере корабельного вооружения. Она имела следующие преимущества:

  • Улучшилась меткость стрельбы;
  • Увеличилась дальность полета снарядов, что ознаменовало перспективу ведения боя на больших расстояниях;
  • Появилась возможность использовать более тяжелые снаряды, внутри которых находились взрывчатые вещества.

Следует отметить, что до появления электронных систем наведения артиллерия все еще имела невысокую точность, так как механические устройства имели множество ошибок и неточностей.

Вооружение использовали не только для обстрела кораблей неприятеля. Перед началом штурма вражеского побережья, линкоры проводили артиллерийскую подготовку – так они обеспечивали безопасный выход своих солдат на чужую землю.

Первый броненосец – металлическая обшивка корпуса

Увеличение мощности стрельбы морской артиллерии вынуждало кораблестроителей усиливать корпус боевого судна. Для производства использовалась древесина высокого качества, обычно дуб. Перед применением она высушивалась и выстаивалась в течение нескольких лет. Для обеспечения прочности обшивка корабля состояла из двух пластов – внешнего и внутреннего. Подводную часть корпуса дополнительно покрывали мягким слоем дерева, защищающего от гниения основную конструкцию. Этот слой периодически обновляли. Впоследствии днища деревянных кораблей стали обшивать медью.

HMS « Victory» 1765

Ярким представителем линейного корабля 18 века с металлической обшивкой подводной части является британский линейный корабль «Виктория» (HMS ). В связи с участием Англии в Семилетней войне его строительство затянулось на много лет. Но этот срок способствовал получению качественного сырья для строительства – древесина стала обладать великолепными характеристиками. Подводная часть судна была обшита медными пластинами, прикрепленными к дереву при помощи железных гвоздей.

Любой корабль того периода имел существенный недостаток – как бы хорошо днище судна не было сделано, вода все равно просачивалась внутрь, происходило загнивание, которое источало неприятный запах. Поэтому периодически капитан «Виктории» отправлял матросов в нижнюю часть корпуса для откачки воды.

За годы службы вооружение несколько раз меняло свое количество и размер. В начале 19 века оно включало 104 пушки разного калибра. За каждым орудием было закреплено по 7 человек, обеспечивающих работу техники.

«Виктория» участвовала в большинстве морских боях, происходивших в годы ее службы. Одним из самых ярких было Трафальгарское сражение. Именно на этом корабле командующий британским флотом вице-адмирал Нельсон получил смертельное ранение.

Примечательно, что увидеть данный корабль можно и сегодня. В 1922 году оно было отреставрировано и установлено в Портсмуте в качестве музея.

Паровой движитель

Дальнейшее развитие линейных кораблей требовало улучшения мореходности. Парусные судна постепенно изживали себя, ведь они могли двигаться только при хорошем ветре. К тому же усиление артиллерийской мощи делало парусную технику более уязвимой. Начинался период паровых движителей, работающих на угле. Первые образцы оснащались гребными колесами, которые хоть и обеспечивали движение судна, но их скорость была очень невысокой и подходила для речного плавания или в море при абсолютном штиле. Однако новая установка заинтересовала военные силы многих стран. Начались испытания паровых машин.

Замена гребных колес на винты помогла увеличить скорость пароходов. Теперь даже небольшое по размеру и вооружению судно с паровым движителем превосходило огромный парусный линейный корабль. Первый мог подплыть с любой стороны вне зависимости от силы и направления ветра и начать атаку. В это время второй продолжал усиленно бороться с природными явлениями.

Корабли, построенные после 40-х годов 19 века, старались оснащать паровыми двигателями. В числе первых стран, начавших строительство военных пароходов с тяжелой артиллерией на борту, были США, Великобритания и Франция.

В 1852 году Франция построила свой первый винтовой линейный корабль, оставив при этом парусную систему. Оснащение паровым двигателем вынуждало уменьшить количество артиллерии до 90 пушек. Но это было оправдано за счет улучшения мореходности – скорость хода достигала 13,5 узла, что считалось очень высоким показателем. В течение следующих 10 лет в мире было построено около 100 подобных кораблей.

Броненосцы

Появление снарядов, начиненных взрывчатыми веществами, требовало срочного обновления корабельного состава. Появлялся риск больших повреждений и выгорания значительной части деревянного корпуса. После пары десятков удачных попаданий судно уходило под воду. Кроме того, установка на корабле паровых машин увеличивала риск обездвиживания и последующего затопления в случае попадания в машинное отделение хотя бы одного вражеского снаряда. Необходимо было защитить стальными листами наиболее уязвимые части корпуса. Позднее весь корабль стал производиться из металла, что потребовало полного изменения конструкции. Бронирование занимало значительную часть водоизмещения судна. Для того, чтобы оставить прежнее количество артиллерии, необходимо было увеличивать размеры линейного корабля.

Дальнейшим развитием линкоров стали эскадренные броненосцы с полностью металлическим корпусом, которые получили свое распространение в конце 19 века. Они имели мощный броневой пояс, защищающий от вражеских снарядов. Вооружение включало 305-мм, 234-мм и 152-мм артиллерию. Предполагалось, что такое разнообразие техники положительно скажется во время ведения боя. Опыт показал, что такое утверждение было ошибочным. Одновременное управление разнокалиберными пушками вызывало множество сложностей, особенно в момент корректировки огня.

Первый линкор – Дредноут

Венцом всех предыдущих видов линейных кораблей стал суперброненосец «Дредноут», построенный Великобританией в 1906 году. Он стал основоположником нового класса линкоров. Это было первое судно в мире, несущее в себе большое количество тяжелого вооружения. Выполнялось правило «all-big-gun» – «только большие пушки».

На борту располагалось 10 единиц 305-мм артиллерии. Паротурбинная система, впервые установленная на линкор, позволила увеличить скорость хода до 21 узла – невероятные в те года показатели. Защита корпуса уступала предшествующим ей броненосцам типа «Лорд Нельсон», но все остальные нововведения произвели настоящую сенсацию.

Линейные корабли, построенные после 1906 года по принципу «all-big-gun», стали называться дредноутами. Они сыграли важную роль в годы Первой мировой войны. Каждая морская держава стремилась иметь на вооружении хотя бы один корабль дредноутного типа. США и Великобритания стали неоспоримыми лидерами по количеству подобных судов. Однако 40-е года 20 столетия и морские сражения с участием авиации показали уязвимость морских гигантов.

Ютландское сражение (1916)

Самое знаменитое сражение с применением дредноутов произошло у берегов Ютландского полуострова. Два дня немецкие и британские линкоры испытывали свои силы и возможности. В результате каждая из сторон заявила о своей победе. Германия утверждала, что проиграл тот, у кого оказались самые большие потери. Королевский флот считал, что победителем является страна, которая не отошла от поля сражения.

Вне зависимости от итогов эта битва стала огромным опытом, который в дальнейшем подробно изучался. На нем основывалось строительство всех последующих мировых дредноутов. Были учтены все недостатки, зафиксированы наиболее уязвимые места на корабле, в которых следует усилить бронирование. Также полученные знания вынудили конструкторов изменить расположение башен главного калибра. Несмотря на то, что в бою участвовало большое количество вооружения, это столкновение никак не повлияло на исход Первой мировой войны.

Конец эры линкоров

Нападение Японского императорского флота на американскую базу Перл-Харбор в декабре 1941 года показало нежизнеспособность линкоров. Огромные, неповоротливые и уязвимые при атаке с воздуха – их тяжелое вооружение, бьющее на десятки километров, стало бесполезным. Потопление нескольких единиц техники перекрыло возможность выхода в море остальных боевых судов. В результате этого потеряли значительную часть современных линкоров.

Завершение Второй мировой войны стало окончательным финалом эры линейных кораблей. Последние годы сражений показали, что эти судна не могут защититься от и подводных лодок. На замену им пришли еще более мощные и гигантские , несущие на себе десятки самолетов.

При этом дредноуты не стали сразу списывать, необходима была их поэтапная замена. Так, в 1991 году последние американские линкоры «Миссури» и «Висконсин», построенные еще в годы Второй мировой войны, совершили поход в Персидский залив, где произвели выстрелы крылатыми ракетами «Томагавк». В 1992 году «Миссури» был снят с вооружения. В 2006 году последний дредноут в мире – «Висконсин», также покинул службу.

Броненосец — тяжёлый боевой корабль с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой, существовавший в первой половине XX века. Он предназначался для уничтожения кораблей всех типов, в т.ч. бронированных и действий против приморских крепостей. Различали эскадренные броненосцы (для боя в открытом море) и броненосцы береговой обороны (для действий в прибрежных районах).

Из многочисленных флотов броненосцев оставшихся после Первой мировой войны только в 7 странах они использовались во Второй мировой. Все они были построены еще до начала Первой мировой войны, а в период между войнами многие прошли модернизацию. И только броненосцы береговой обороны Дании, Таиланда и Финляндии были построены в 1923-1938 гг.

Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок. Отличались умеренным водоизмещением, малой осадкой, вооружались артиллерией крупного калибра. Получили заметное развитие в Германии, Великобритании, Нидерландах, России и Франции.

Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тыс.т., способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два (реже три) вала. Главный калибр орудий 280-330 мм (и даже 343 мм, заменённые позже на 305 мм с большей длиной ствола), броневой пояс 229-450 мм, реже более 500 мм.

Ориентировочное количество линкоров и броненосцев, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей

Страны Виды кораблей (всего/погибло) Всего
Броненосцы Линкоры
1 2 3 4
Аргентина 2 2
Бразилия 2 2
Великобритания 17/3 17/3
Германия 3/3 4/3 7/6
Греция 3/2 3/2
Дания 2/1 2/1
Италия 7/2 7/2
Норвегия 4/2 4/2
СССР 3 3
США 25/2 25/2
Таиланд 2/1 2/1
Финляндия 2/1 2/1
Франция 7/5 7/5
Чили 1 1
Швеция 8/1 8/1
Япония 12/11 12/11
ИТОГО 24/11 80/26 104/37

Линейный корабль (линкор) – класс самых крупных бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тыс. т., длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500 — 2800 человек. Линкоры применялись для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Они являлись эволюционным развитием броненосцев.

Основная масса линкоров, принимавших участие во Второй мировой войне была построена до начала Первой мировой. На протяжении 1936 — 1945 годов было построено лишь 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Линкоры из средства ведения войны на море превратились в инструмент большой политики и продолжение их строительства определялось уже не тактической целесообразностью, а совершенно иными мотивами. Иметь такие корабли для престижа страны в первой половине ХХ века означало примерно то же, что сейчас обладать ядерным оружием.

Вторая мировая война стала закатом линкоров, так как на море утвердилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — авиация, палубная и береговая. На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линкоры, японские «Yamato» и «Musashi» были потоплены авиацией, так и не встретившись с аналогичными кораблями противника. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации.

ТТХ лучших образцов линкоров

ТТХ корабля/Страна

и тип корабля

Англия

George V

Герм. Bismarck Италия

Littorio

США Франция

Richelieu

Япония Yamato

Водоизмещение стандартное, тыс. т. 36,7 41,7 40,9 49,5 37,8 63.2
Водоизмещение полное, тыс.т. 42,1 50,9 45,5 58,1 44,7 72.8
Длина, м. 213-227 251 224 262 242 243-260
Ширина, м. 31 36 33 33 33 37
Осадка, м 10 8,6 9,7 11 9,2 10,9
Бронирование борта, мм. 356 -381 320 70 + 280 330 330 410
Бронирование палуб, мм. 127 -152 50 — 80 + 80 -95 45 + 37 + 153-179 150-170 + 40 35-50 + 200-230
Бронирование башен главного калибра, мм. 324 -149 360-130 350-280 496-242 430-195 650
Бронирование боевой рубки, мм. 76 — 114 220-350 260 440 340 500
Мощность энергетических установок, тыс. л.с. 110 138 128 212 150 150
Максимальная скорость хода, узл. 28,5 29 30 33 31 27,5
Максимальная дальность хода, тыс. миль 6 8,5 4,7 15 10 7,2
Запас топлива, тыс.т. нефти 3,8 7,4 4,1 7,6 6,9 6,3
Артиллерия главного калибра 2х4 и 1х2 356-мм 4×2 — 380-мм 3×3 381-мм 3×3 — 406-мм 2×4- 380-мм 3×3 -460-мм
Артиллерия вспомогательного калибра 8х2 — 133-мм 6×2 — 150-мм и 8×2 — 105-мм 4×3 — 152-мм и 12×1 — 90-мм 10×2 — 127-мм 3×3- 152-мь и 6×2 100-мм 4×3- 155-мм и 6×2 -127-мм
Зенитная артиллерия 4х8 — 40-мм 8×2 –

37-мм и 12×1 — 20-мм

8×2 и 4×1 –

37-мм и 8×2 –

15×4 — 40-мм, 60×1 — 20-мм 4×2 — 37-мм

4х2 и 2х2 – 13,2мм

43×3 -25-мм и

2х2 – 13,2мм

Дальность стрельбы ГК, км 35,3 36,5 42,3 38,7 41,7 42
Количество катапульт, шт. 1 2 1 2 2 2
Количество гидросамолетов, шт. 2 4 2 3 3 7
Численность экипажа, чел. 1420 2100 1950 1900 1550 2500

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными кораблями в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального гармоничного сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Они поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом.

Скорострельность орудий линкора составляла два выстрела в минуту, при этом обеспечивался независимый огонь каждого орудия в башне. Из современников, лишь у японских суперлинкоров «Yamato» был более тяжелый вес залпа главного калибра. Точность стрельбы обеспечивалась РЛС управления артиллерийским огнем, что давало преимущество над японскими кораблями без радарных установок.

Линкор имел радар обнаружения воздушных целей и два обнаружения надвод­ных целей. Дальность по высоте при стрельбе по самолетам достигала 11 километров при заявленной скорострельности в 15 выстрелов в минуту, а управление осуществлялось с помощью РЛС. Корабль был оборудо­ван комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой — чужой», а также системами радиоразведки и радиопротиводействия.

ТТХ основных видов броненосцев и линкоров в разрезе стран изложено ниже.

Линкор - Линейный корабль:

в широком значении, корабль, предназначенный для боевых действий в составе эскадры;

в традиционном значении (также сокращенно линкор), - класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280-460 мм, с экипажем в 1500-2800 человек.

Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлись эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.

Происхождение названия

Линкор - распространенное сокращение термина «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях. Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику, однако от неё вскоре отказались.

Англоязычный неполный аналог русского термина «линкор» - battleship (дословно: боевой корабль) произошёл подобным образом - английского термина, обозначавшего парусный линейный корабль. В 1794 году термин line-of-battle ship - корабль боевой линии - сокращённо записали как battle ship. В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его в Королевском Британском флоте чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам. В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Основоположником нового прорыва в развитии больших артиллерийских кораблей считается британский адмирал Джон Арбетнот Фишер. Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большую дистанцию, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Но требование заставило унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция «только большие пушки» (ориг. «all-big-guns»), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых (т. е. почти на порядок!).

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и массированные применение электроприводов и корабельной электросвязи (в частности телефонной), повысивших скорость и точность наведение тяжелых орудий. Сильно усовершенствовались и сами пушки вследствие перехода на бездымный порох и изготовления орудий из высокопрочных сталей. Теперь для пристрелки достаточно было только головного корабля, а идущие за ним в кильватер ориентировались по всплескам от его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль. В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор.

Русско-японская война окончательно утвердила превосходство в скорости и дальнобойности артиллерии как главные преимущества в морском бою. Дискуссии о новом типе кораблей велись во многих странах. Например, в Италии с идеей нового линкора выступал Витторио Куниберти, а в США была запланирована постройка кораблей типа «Мичиган», но англичанам удалось опередить всех за счёт промышленно-технологического превосходства.

Первым таким кораблём стал английский «Дредноут», имя которого стало нарицательным для всех кораблей этого класса. Корабль был построен в рекордные сроки, выйдя на ходовые испытания 2 сентября 1906 г., - через год и один день после официальной закладки. «Дредноут» при водоизмещении в 22 500 тонн благодаря впервые применённой на столь крупном корабле силовой установке нового типа - паровой турбине - мог развивать скорость до 22 узлов. На «Дредноуте» было установлено 10 орудий калибра 305 мм (из-за спешки корабль оборудовали двухорудийными башнями достраивавшихся эскадренных броненосцев 1904 года закладки). Вторым калибром «Дредноута» был противоминный - 27 орудий калибра 76 мм. Артиллерия среднего калибра отсутствовала. Главное бортовое бронирование «Дредноута» включало два отдельных бронепояса: ватерлиния защищалась 279-мм плитами выше которых до уровня средней палубы шла 203-мм броня. Горизонтальное бронирование состояло из двух броневых палуб, перекрывающих верхнюю и нижнюю кромки бортового броневого пояса. Верхняя броневая палуба «Дредноута», находившаяся в уровне его средней палубы, простиралась от форштевня до кормового траверза и представляла собой настилку из 18-мм мягких стальных плит. Под ней, в уровне нижней палубы, между носовым и кормовым барбетами проходила главная броневая палуба, состоявшая из двух слоев (25 + 18 мм) мягкой броневой стали. На расстоянии около 3 м от наружного борта она плавно опускалась в виде скоса к нижней кромке главного броневого пояса. Башни 12-дюймовых орудий защищались 279-мм броней спереди и с боков, имели 76-мм крышу и 330-мм тыл. Цельной броневой продольной переборки не было. Её функцию выполняли защитные 51-мм броневые экраны, расположенные в районе артиллерийских погребов.

Появление «Дредноута» сделало все остальные крупные броненосные корабли морально устаревшими. Это сыграло на руку Германии, начавшей строительство большого военного флота, - ведь теперь она могла сразу приступить к постройке новых кораблей.

Впервые линейные корабли появились в XVII веке. На какое-то время они уступили пальму первенства тихоходным броненосцам. Но в начале XX века линкоры превратились в главную силу флота. Скорость и дальнобойность артиллерийских орудий стали главными преимуществами в морских сражениях. Страны, озабоченные увеличением мощи военно-морского флота, с 1930 годов 20 века стали активно строить сверхмощные линейные корабли, предназначенные для усиления превосходства на море. Строительство невероятно дорогих кораблей могли себе позволить далеко не все. Самые большие линкоры в мире – в этой статье мы расскажем о сверхмощных кораблях-гигантах.

10 Ришелье Длина 247,9 м

Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «Ришелье» длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

9 Бисмарк Длина 251 м


Легендарный немецкий корабль «Бисмарк» занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны был потоплен в мае 1941 года после продолжительных боев британскими кораблями и торпедоносцами в отместку за уничтожение немецким линкором английского флагмана, крейсера «Худ».

8 Тирпиц Корабль 253,6 м


На 8 месте в списке самых больших линкоров находится немецкий «Тирпиц». Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. После гибели «старшего брата», «Бисмарка», второму из самых мощных немецких линкоров практически не удалось поучаствовать в морских сражениях. Спущенный на воду в 1939 году, «Тирпиц» был уничтожен в 1944 году в результате авианалета торпедоносцев.

7 Ямато Длина 263 м


«Ямато» - один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. «Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным. В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель. Последний поход гордости Японии 6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

6 Мусаси Длина 263 м


К самым большим линкорам в мире относится «Мусаси» с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа. 4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.

5 Советский Союз Длина 269 м


Невероятно, но Советским Союзом не было построено ни одного суперлинкора. В 1938 году был заложен линейный корабль «Советский Союз». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

4 Висконсин Длина 270 м


Американский линкор «Висконсин» расположился на 4 месте в рейтинге самых больших линейных кораблей в мире. В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Встал в строй в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» ­­– один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на стоянке в городе Норфолк.

3 Айова Длина 270 м


Американский линейный корабль «Айова» длиной 270 метров и водоизмещением 58 тысяч тонн занимает 3 место в рейтинге самых больших линкоров в мире. Корабль вступил в строй в 1943 году. В годы Второй мировой войны «Айова» активно участвовала в боевых операциях. В 2012 году линкор был выведен из состава флота. Сейчас судно находится в порту Лос-Анджелеса в качестве музея.

2 Нью-Джерси Длина 270,53 м


Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «Нью-Джерси», или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. «Нью-Джерси» – настоящий ветеран морских сражений и единственный корабль, принимавший участие во Вьетнамской войне. Здесь он выполнял роль поддержки армии. После 21 года службы был выведен из состава флота в 1991 году и получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

1 Миссури Длина 271 м


Американский линейный корабль «Миссури» возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факт, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии. Спущен суперкорабль на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах. На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.

Для полного понимая картины: линкор — класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.

Линкоры стали эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX века. Но прежде, чем их потопили-списали-превратили в музеи, кораблям пришлось пережить многое. Об этом и поговорим.

Ришелье

  • Длина — 247,9 м
  • Водоизмещение — 47 тысяч тонн

Назван в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился с целью пресекать разбушевавшийся флот Италии. В реальном бою так и не побывал, если не считать участия в Сенегальской операции в 1940 году. Печаль: в 1968 году “Ришелье“ отправили на лом. Выжило только одно из его орудий — установили в порту Бреста в качестве памятника.

Источник: wikipedia.org

Бисмарк

  • Длина — 251 м
  • Водоизмещение — 51 тысяча тонн

Сошел с верфи в 1939 году. При спуске на воду присутствовал фюрер всея Третьего Рейха, сам Адольф Гитлер. Бисмарк — один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Он геройски уничтожил английского флагмана, крейсер “Худ“. За это так же геройски и поплатился: на линкора устроили настоящую охоту, и таки выловили. В мае 1941 года британские кораблики и торпедоносцы с продолжительным боем Бисмарка потопили.


Источник: wikipedia.org

Тирпиц

  • Длина — 253,6 м
  • Водоизмещение — 53 тысячи тонн

Хоть второй самый большой линкор Нацистской Германии был спущен на воду в 1939-м, в реальных боях поучаствовать он практически не смог. Он своим присутствием просто держал связанными руки арктического конвоя СССР и британского флота. В 1944 году в результате авианалета Тирпица потопили. И то с помощью специальных сверхтяжелых бомб типа Tallboy.


Источник: wikipedia.org

Ямато

  • Длина — 263 м
  • Экипаж — 2500 человек

“Ямато“ — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. До октября 1944 года практически не участвовал в боях. Так, “по мелочи“: обстреливал американские кораблишки.

6 апреля 1945 года вышел в очередной поход, цель — противостоять высадившимся на Окинаве войскам янки. В итоге 2 часа подряд “Ямато“ и другие японские судна были в аду — их обстреливали 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии словил 23 попадания авиабомб и торпед → рванул носовой отсек → корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.


Источник: wikipedia.org

Мусаси

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн

Второй самый большой японский корабль времен Второй мировой. Спущен на воду в 1942 году. Судьба “Мусаси“ трагична:

  • первый поход — пробоина в носовой части (торпедная атака американской подлодки);
  • последний поход (октябрь 1944, в море Сибуян) — попал под атаку американских самолетов, словил 30 торпед и авиабомб;
  • вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после гибели, затонувший “Мусаси“ в водах Сибуяна обнаружил американский миллионер Пол Аллен. Линкор покоился на глубине полутора километров.


Источник: wikipedia.org

Советский Союз

  • Длина — 269 м
  • Водоизмещение — 65 тысяч тонн

“Совки“ не строили линкоров. Попытались только один раз — в 1938 году начали закладывать “Советский Союз“ (линкор Проекта 23). К началу Великой Отечественной корабль был готов на 19%. Но немцы начали активно наступать, и страшно напугали советских политиканов. Последние дрожащими руками подписали указ об остановке строительства линкора, все силы кинули на штампование “тридцать-четверок“. После войны кораблик разобрали на металл.


Выбор редакции
Цитата сообщения LediLana Как быстро сварить перловку? Рецепты и советы В состав перловой каши входит практически весь необходимый набор...

В 18 веке великий композитор Иоганн Себастьян Бах написал удивительно жизнерадостное и яркое произведение – «Кофейную кантату». Столь...

Несмотря на активную пропаганду царицы полей в 60-х годах прошлого века, кукуруза почему-то так и не заняла лидирующие позиции в рационе...

Смузи – это не только вкусный, но и полезный напиток. Оказывается, в домашних условиях готовить его проще простого, и не имеет значения,...
Дары моря – это вкусно и полезно. И если до сих пор ваше гастрономическое знакомство с этими продуктами ограничивалось соленой селедкой и...
Вариантов бисквитных пропиток очень много. А выбор - это дело вкуса. Многие хозяйки задаются вопросом, как правильно рассчитать...
Способы варки яиц вкрутую чтобы они не лопнули и легко чистились. Яйца – самый популярный и востребованный продукт на нашем столе. Мы...
Каждая хозяйка любит радовать своих домочадцев вкусными блюдами. Чтобы приготовить воздушный торт в домашних условиях, часто используют...
Салаты из свежих овощей выглядят аппетитно и празднично. Их готовят из разнообразных продуктов с разными заправками. Актуально подавать...