Урок мужества ко дню победы. Урок мужества "памяти героев великой отечественной войны посвящается" Урок мужества этот день победы














































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Урок Мужества

Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Область применения: Урок Мужества.

Формы и методы реализации: урок и презентация.

Возрастные группы: 8-10 лет.

Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.

Вам, кому ещё нет 16….
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается,
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май! (Слайд№1)

Ведущий: Сегодня мы проводим праздник, посвященный знаменательной дате Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

На наш праздник приглашены почетные гости: ваши дедушки и бабушки, которые пережили эту войну.

Слово предоставляется Никуличеву В.С. (Слайды № 2-12)

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час;
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. (Слайд№13)

Под Брест
Кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнём, мечом или штыком,
Чтобы в реке Орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.

Ведущий: И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались ожесточенные бои под Москвой.7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. (Слайд № 14-15)

Ученик.

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо –
Неприступная река.
Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лёд
Врос интернациональный
Необученный народ.
И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.
Штык сломался от удара…
Окровавленный кулак…
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.
Вот лезгин ползёт с гранатой,
Чёрный снег, хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.
А война – она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.
На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.
Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат.
За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, все, что надо…
А ведь надо было – жизнь.

Ведущий: Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался - несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев. (Слайд№16-17

Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъярённый враг
И об его чугунные ворот
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своём,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнём.

Ведущий: Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом. (Слайд №18)

Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом. (Слайд№19-24)

Ведущий: А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. (Слайд№25-26)

Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма.

Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Мальчики складывают письма – треугольниками, уходят.

Ведущий: Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.

На экране – документальные фотографии военных лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий: В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев. (Слайд №27-28)

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях. (Слайд №29-32)

Ведущий: Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г. (Слайд№33-39)

Ученик: Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! (Слайд № 40-44) Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

Мы утро новое улыбкой встретим
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари
Шли на смерть, а вошли в бессмертие
Наши чудо-богатыри.

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
За великую победу
Славьтесь и отцы, и деды!
Победа! Победа!

Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живых – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим
Мы расти! Дети исполняют песню “Пусть всегда будет солнце!”

Это песня о солнечном свете,
Это песня о солнце в груди,
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!

Всем детям планеты хочется мира!
Детям Вьетнама и детям Алжира!
Детям Ирака, детям Эллады,

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий: Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Прошу всех встать! Минута молчания

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, –
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье –
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, –
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, –
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

Дети поздравляют ветеранов, дарят сувениры.

Список используемой литературы.

  1. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2003. №1.
  2. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2005. №9.
  3. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2006. №1.
  4. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы-1990 г.
  5. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской – Классный руководитель: Журнал. 2004.№8.
  6. Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: Литературно-историческая композиция – Преподавание истории и обществознания в школе: Журнал.2004.№9.
  7. От Кремля до Рейхстага: CD-ROM.
  8. Фестиваль педагогических идей – Ресурсы интернета.

Презентация для учащихся 1-2 классов. Дети - герои Великой Отечественной войны

Содержит краткую биографию пионеров-героев: Вали Котика, Марата Казея, Зины Портновой. Может использоваться на классном часе, для внеклассных занятий.
Цель: расширение знаний школьников о ВОВ через рассказы о пионерах-героях, детях войны;
Задачи:
- воспитывать уважение к подвигу родного народа; любовь к Родине;
- формировать представление о мужестве, ответственности;
- развивать познавательную активность; пробуждать патриотические чувства.
Оборудование: ноутбук, проектор, книги о детях-героях.

Ход занятия:

1 слайд
2 слайд


3 слайд


Мы дети мирного времени,
Нам слово "война" не ведомо.
Но помним победы дедовы
И мужество их наследуем.
Спасибо дедам за солнца луч,
Спасибо за трель соловья весной,
Что пули не свищут над головой,
Что мы не теряем в боях отцов...

4 слайд


- Что такое мужество?
Мужество - это храбрость, присутствие духа в опасности. Мужество – это моральное качество человека, выражается в способности действовать решительно в опасной обстановке. Наши деды и прадеды защищали Родину не щадя себя, своей жизни, не ради наград. Все их мысли были направлены на победу. В сложной обстановке войны голодные, уставшие, раненые – они не думали о себе.
5 слайд


На земле случаются войны. Даже сейчас, когда мы живем под мирным небом, где-то идет война и гибнут люди. И на нашей родной земле не раз случались сражения.
6 слайд


Страшная война против фашистских захватчиков, победу в которой мы празднуем из года в год 9 мая, длилась почти 48 месяцев (4 года). Наравне со взрослыми в войне участвовали и дети. Мы называем их дети-герои, пионеры-герои. Они совершили подвиг, проявили мужество и отвагу в борьбе за освобождение Родины.До войны это были обычные ребята, которые разводили голубей, запускали воздушного змея, шалили, помогали взрослым. Но вдруг началась война…

7 слайд


Когда началась война Вале было 10 лет. Вместе с друзьями он решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом на возу с сеном переправили в партизанский отряд.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому на тот момент только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой он учился, поставлен памятник.

8 слайд


Осенью 1941 года Марат должен был пойти в пятый класс, но в деревню, где он жил, ворвались фашисты, школьное здание превратили в свою казарму. Маму Марата повесили за то, что она помогала партизанам. Вместе с сестрой Адой мальчик ушел к партизанам в лес и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Участвовал в боях, минировал железную дорогу.
За смелость и отвагу награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда осталась только одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

9 слайд


Война застала ее в деревне, куда Зина приехала на каникулы (неподалеку от станции Оболь). В Оболи была создана подпольная организация «Юные мстители», и девочку приняли в члены комитета. По заданию партизан она расклеивала листовки, училась метко стрелять, ходила в разведку, устроилась работать в столовую и отравила группу фашистов.
Зину выдал предатель. Её долго пытали, но она молчала. Во время одного из допросов, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца, убила еще одного, прибежавшего на выстрелы фашиста. Попыталась бежать, но безуспешно. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной.
За свой подвиг Зина Портнова награждена званием Героя Советского Союза.

10 слайд


Не для войны детей рожают мамы:
Для жизни мирной, для больших свершений,
Для счастья, для любви, для приключений,
Для мира в мире детей рожают мамы.
Мы сохраним побед великих память.
Про мужество прадедов не забудем,
Мы охранять покой и счастье будем
Родной земли, где нас растили мамы.
По жизни пронесем мы лозунг громкий:
«Нам нужен мир на всей большой планете!»
Под мирным небом пусть живут все дети,
Пусть радуются их успехам мамы.

Урок памяти «Письма с фронта» (7-8 класс)

Сценарий предназначен для педагогов ОУ, дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, посвященных празднованию Великой Победы.
Вешникова Е. В., учитель МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5».
Цель – формирование целостных представлений учащихся о мужестве и героизме советских солдат, сражавшихся на полях ВОв; воспитание патриотизма, уважения к людям старшего поколения.
Задачи:
* показать роль мужественности, нравственной стойкости, чувства долга и ответственности советских людей в годы ВОв перед обществом;
* способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины.
Оборудование: ПК, компьютерная презентация.

Ход урока

Ведущий 1: Приближается 9 Мая - Праздник Великой Победы. Скоро мы услышим песни военных лет, увидим георгиевские ленточки, праздничные салюты на площадях. Пожалуй, в России не найдется семьи, которая не была бы опалена огнем Великой Отечественной войны. На полях сражений погибло более 27 миллионов людей, тысячи людей остались без крова. Многие в той войне потеряли родных, близких, все равно они находили в себе силы жить дальше.
Ведущий 2: Наш урок посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков в 1945-45 гг. Вспомним драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые привели советских солдат к Великой Победе.
Учитель: Наш урок называется «Письма с фронта». Ребята, а какие слова у вас ассоциируются с данным понятием и почему?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева:
-Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось! (слайд 2).
Учитель: 22 июня 1941 г. на рассвете, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, немецкие войска обрушилась всей своей мощью на советскую землю. Началась война, которая продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 трагических и одновременно героических года (слайд 3).
Ведущий 1: Для похода на Восток гитлеровское командование разработало стратегический план, который получил название плана «Барбаросса» (слайд 4).
Ведущий 2: Вся страна поднялась на защиту своей Родины. А уже через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941 г., одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации стихотворения композитор А. В. Александров написал к ним музыку.
-Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война! (слайд 5-7).
Звучит отрывок из песни В. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война».
Ведущий 1: Внезапность и мощь германских оккупантов, численное превосходство врага позволили летом–осенью 1941 г. продвинуться ему вглубь советской земли. Занимая советские территории, враги несли кругом слезы, разорение и смерть.
Упорные бои Красной Армии с врагом шли под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой (слайд 8).
Ведущий 1: В жаркие дни лета 1942 г. был обнародован Приказ наркома обороны страны № 227, который получил среди солдат название «Ни шагу назад» (слайд 9)…
…А когда выдавалась свободная минутка солдаты писали домой письма…
Учитель: Вместе с русскими на фронтах Великой Отечественной и в глубоком подполье воевали украинцы, белорусы, татары, осетины, азербайджанцы, башкиры, грузины, узбеки… Масштабным было и партизанское движение (слайд 10).
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева «Ленин»:
-Из бронзы Ленин. Тополя в пыли.
Развалины сожженного квартала.
Враги в советский городок вошли
И статую низвергли с пьедестала.
Полковник-щеголь был заметно рад,
Что с памятником справился так скоро,

И щелкал долго фотоаппарат
Услужливого фоторепортера.
Полковник крепко этой ночью спал,
А на рассвете задрожал от страха:
Как прежде памятник в саду стоял,
Незримой силой поднятый из прах.
Засуетились гитлеровцы вдруг.
В развалинах мелькали чьи-то тени:
То партизаны, замыкая круг,
Шли на врага. И вел их Ленин (слайд 11).
Учитель: Выдержав 2 страшных года Великой Отечественной войны, Советский Союз в 1943 г. сумел добиться в её ходе коренного перелома. Под Сталинградом начался, а после Курской битвы закончился коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войны (слайд 12).
Ведущий 2: Но по стране все еще катился страшный вал Огня…
Читает стихотворение «Хлеб 41 года»:
-Ему сказали:
- Поле подожги.
- Я не смогу! –
Ему сказали: - Жги!...
…В душе и в горле горечи комок,
Растерянно стоял он среди поля,
В руке сжимая спичек коробок,
До хруста, до беспамятства, до боли.
Он, это поле по весне пахал.
Знал все на нем увалы и пригорки,
Под той ветлою в полдень отдыхал:
И даже сон приснился про уборку.
И вымахала, чуть ли не до плеч,
Давно такая не была пшеница.
Шептали губы: «Жечь!»
Ну как такую жечь», -
И не желало сердце подчиняться.
Который день уж ведро,
В самый раз
Сейчас пройти косилкой по делянке.
Рыча, пуская ядовитый газ,
Из-за кургана выползали танки.
Мерцали тускло пыльная броня
И пушки вдали глядели удивленно.
Навстречу им катится вал огня.
Горело поле горько, исступленно.
Уже от дыма свет дневной померк,
Ослепли даже стекла дальномеров
Вдруг из огня, почти весь обгорелый,
Шагнул навстречу танку человек.
Мотор заглох, как будто онемел
А человек, с лица срывая пламя,
Мелькнул в кружке
Как поднятое знамя, и факелом остался на броне.
…И если хлеб мы ненароком где-то
Обидим вдруг, чем себя корю,
Пусть мне и вам
Запахнет горько хлебом,
Сгоревшем в сорок первом на корню (слайд 13).
Ведущий 1: Вместе с мужчинами за Победу воевали дети, женщины.. . Но лютый враг не щадил и их…Инструментом массового уничтожения пленных стали концентрационные лагеря – Освенцим, Равенсбрюк, Бухенвальд…
Ведущий 2 читает отрывок из произведения А. Соболева «Бухенвальдский набат»:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон (слайд 14-15).
Ведущий 1: Уже к концу 1943 г. советские войска освободили почти половину территорий, оккупированных противником. Сегодня мы знаем не только из архивных документов, но и из сохранившихся писем с фронта.
Читает отрывок из произведения Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»:
-Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим (слайд 16-19).
Звучит отрывок из песни Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим».
Ведущий 2: Бои и снова бои… Но когда появлялась свободная минутка, каждый солдат старался написать письмо, отправить весточку с фронта родным и близким. Так как конвертов не хватало, с фронта отправляли письма-треугольники. Отправляли долгожданные треугольники бесплатно. Треугольник - это обычный тетрадный лист, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника (слайд 20).
Учитель:
28 сентября 1944 г.
Здравствуй дорогая мамочка!
Шлю тебе свой горячий красноармейский привет и сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в поясницу. В прорыве между Оршей и Витебском. В госпитале лежал в г. Ярцево Смоленской области. Мама, деньги, которые ты мне выслала, я еще не получил. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, напиши подробней, что с Николаем Борисовичем. Ну а пока писать кончаю, остаюсь ваш сын Виктор. Привет всем родным и знакомым. Виктор
(слайд 21).
Ведущий 1: Письмо радиотелеграфистки А. В. Колбатовой родным.
12 декабря 1944 г.
С Новым 1945 годом!
Здравствуйте, дорогие мои - мамуля, Лидия и Тамарочка. Крепко целую вас несчетно раз и желаю доброго здоровья. Да, скоро Новый год. Каков он будет? Конечно, без сомнения год окончательной победы над проклятым врагом. Ведь до Берлина осталось совсем недалеко.
Мамулька, родная, не падай духом, скоро вернусь и непременно встретимся! Роднулечка, за меня не беспокойся, ведь у меня все в порядке, живу хорошо по-прежнему. Ну а как окончится война, я тебе заготовлю почву на веселого жениха, только непременно веселого! Пишите, как только будет свободное времечко. Пишите обо всем, о вашей жизни и жизни родного города. Как занимается и работает Тамарочка. Привет всем знакомым и родным, крепко, крепко целую вас несчетно раз
(слайд 22).
Ведущий 2: Но даже из гестаповских застенок ценою своей жизни людям иногда удавалось отправить весточку. Письмо А. И. Свершниковой из гестаповской тюрьмы.
Май 1944 г. Дорогие друзья!
Спасибо за внимание и за вашу отвагу. Вы меня только и воодушевляете немножко. Полна душа, нет больше надежд на жизнь. Напрасно вы так много беспокоились о том, чтобы передать мне кушать. Не надо, не ломайте об этом головы, я сейчас меньше всего думаю и считаюсь со своим желудком, приказано молчать. Сейчас не время ему предъявлять свои требования.
Самое главное - спасибо за коротенькую сводку от Информбюро. Хотя немного даете почувствовать, что я не совсем оторвана от мира, и только этим поддерживаю сейчас свое маленькое существование...
Писать вам много мне нечего, так как я человек, отрезанный от всей мирской суеты, и даже от тюремной. Во все время моего пребывания я ни разу не была на прогулке. Так хочется погреться на солнышке, временами я замерзаю окончательно.
За вашу доблесть и отвагу шлю вам парочку своих трудов - закладочку в книгу. И на память пишу стишок:
Товарищ, верь! Придет она, Пора пленительного счастья. И на обломках самовластья Напишут наши имена. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, и Свобода Нас примет радостно у входа, И братья наши смиренно головы наклонят
(слайд 23).
Ведущий 1: А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 г., адресованные жене: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом - вторая… Вот тогда всем стало ясно - это конец войне!» (слайд 24).
Ведущий 2 : 1 мая 1945 г. над зданием Рейхстага было установлено Знамя Победы. 7 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Пришла долгожданная Победа Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. (слайд 25).
Ведущий 1: Великая Отечественная война была самой жестокой, самой тяжелой из всех войн на Земле. Но она показала, что дух советского народа сломить нельзя, и что мир люди будут защищать до конца даже ценой собственной жизни (слайд 26).
Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?»:
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны! (слайд 27)

Урок мужества «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Цель: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни людей во время войны, о детях переживших ужасы войны, людях тыла на примерах краеведческого характера; Задачи: Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. Оформление : класс нарядно украшен шарами, рисунками детей «Мы за мир на всей планете», стенды с фотографиями участников в ВО войне вернувшихся домой, людей-героев тыла.

Ведущий : Бывают события, которые быстро стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается от времени, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К ним относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне.

Прошло уже больше 70 лет с той победной весны: мы радуемся миру на земле, печалимся о погибших. Никогда не забудем мы мужества солдат, отдавших жизни за свободу и счастье Советской Родины. Память о погибших будет вечна! Но каждый из нас содрогнется, вновь услышав впервые страшные фразы, бьющие прямо в сердце: «Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза». Звучит песня «Священная война» муз. А.Александрова, слова: В. Лебедева-Кумача

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Припев:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!

1 чтец:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

2 чтец:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

3 чтец :

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок. Ученик1 : А мы не будем памяти перечить, И часто вспоминаем дни, когда Упала им на слабенькие плечи Огромная, недетская беда, Ученик 2: Была земля жестокой и метельной, Была судьба у всех людей одна. У них и детства не было отдельно, А были вместе детство и война. Ученик3 : В годы войны было горя много, И никто никогда не сочтет, Сколько раз на своих дорогах Оставляла война сирот.
Ученик 4: В эти годы порой казалось, Что мир детства навек опустел, Что не вернется радость В город, где дома без стен. Ученик5 : Был серебряным смех девчонок. Но его заглушила война. А седины ребячьих челок… Разве этому есть цена? Дети войны..Как же выжили вы? Дети войны..Устоять как смогли? Ведущий: На оккупированной территории фашисты создавали концентрационные лагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин, детей.

Начинается демонстрация слайдов презентации «Детство опалённое войной».

2 чтец:

Настал великий час расплаты,

Настал великий день земли,

Когда советские солдаты

Рубеж советский перешли.

Рванулась грозная лавина

Стальной пехоты и машин.

Стремительно, неудержимо

С одною мыслью – на Берлин.

Ведущий: Под Ленинградом, на том месте, где осенью 1941 года Красная Армия остановила фашистские полчища, сейчас стоит памятник. На нем высечена надпись: «Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами».

3 чтец:

От бескрайной равнины Сибирской

До полесских лесов и болот

Подымался народ богатырский.

Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый.

Отвечая войной на войну.

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил.

Над Берлином победное знамя -

Знамя правды своей водрузил.

Он прошел через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу-герою,

Слава Армии Красной его!

Ведущий : И вот наступил он, Этот великий долгожданный день – День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Советские воины прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну от фашизма.

Дети исполняют песню «О той весне» Слова и музыка Е. Плотниковой

Кино идет, Воюет взвод, Далекий год На пленке старой... Нелегкий путь, Еще чуть-чуть И догорят войны пожары... Счастливый май, Любимый край, Своих солдат встречай скорее... От ран обид Земля дрожит Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ: И все о той весне Увидел я во сне, Пришел рассвет и миру улыбнулся, Что вьюга отмела, Что верба расцвела, И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою, В чужом краю Пусть берегут Любовь и вера, Чтоб больше их Пришло живых И рядовых, И офицеров... Придут весной, Как прадед мой, И в дом родной Откроют двери... Я помню свет Далеких лет, В свою страну Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раза

4 чтец:

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленей.

5 чтец:

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной.

Победителю-солдату

Сотни раз поклон земной!

6 чтец:

Солнце Родины любимой

Озаряет все вокруг,

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету,

Голубь наш, из края в край,

Слово мира и привета

Всем народам передай!

В это время дети запускают воздушные шары по классу.

(Во время демонстрации видеоролика в честь всех погибших в годы второй мировой войны объявляется минута молчания. (Все встают)).

Ведущий: Более 20 миллионов советских людей погибло в той страшной войне – это значит:

Если каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население Земли замолчало бы на 30 лет.

(Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам». Муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова.)

1 чтец: С каждым годом война от нас все дальше и дальше, а ветеранов, участников той великой войны, остается все меньше и меньше. Мальчикам, которым в дни Победы 1945 года было 18-20 лет, сейчас, через 70 лет, уже 86-88, а многих более старших ветеранов нет в живых. Давайте же бережнее к ним относиться, ведь нашей жизнью мы обязаны им.

Дети исполняют песню «Мой дедушка» Слова : А . И . Пилецкая .
Музыка : Д . Трубачев , В . Трубачева

Мой дедушка рассказывал как моряком служил,
Как интересно в армии он в это время жил.
Мой дедушка рассказывал как рано он вставал,
Всего за три минуточки одеться успевал.
Припев:
Армия - суровая школа для солдат,
Армия мужчинами делает ребят.

Мой дедушка рассказывал как моряки живут,
Как моют они палубы, как пляшут и поют.
Мой дедушка рассказывал как на войне он был,
За мужество и стойкость он орден получил.

2 чтец:

Мы учимся в школе,

Растим тополя,

Мы любим походы

В леса и поля,

Нам в жизни открыты

любые пути,

Под небом спокойным

Хотим мы расти.

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет,

Помните!

3 чтец:

Пусть в защиту людей

Всюду голос наш слышен:

Расцветать на просторе

Лесам и полям

Солнцу мира и дружбы

Подниматься все выше,

«Нет - войне!», «Миру - да!»

Звучит песня «Солнечный круг». Муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

1. Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

2. Милый мой друг, добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять сердце опять

Не устает повторять:

Припев:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

3. Тише, солдат, слышишь, солдат,-

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Припев.

4. Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце - навек! Счастье - навек! -

Так повелел человек.

Припев.

(3-й куплет, поют тихо). Ученики (перекликаясь). На фоне музыки ученики читаются слова:

Мир - это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

/Мир нужен всем!

Мир! Мир! Мир!/(хором).

Утренник заканчивается поздравлением всех присутствующих с Днем Победы.

Выбор редакции
Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С» Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД :...

Дорогие друзья, сегодня я решил написать о наболевшем - о том, как писать письма 😉 . Думаю, многие специалисты в различных областях...
Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой...
Астрология ПровидцевКурс заочного обучения Ведическая астрология (джьотиша ) – это идеальный инструмент для исследования всех сторон...
Стрессы, переработки, неправильное питание, недостаточное количество часов сна, вредные привычки - все это не лучшим образом сказывается...
Тему предстоящих учений выбрал сам Далай-лама по окончании последних учений в Риге вместе с организационным комитетом в 2014 году.В этот...
Приготовление самогона и спирта для личного использованияабсолютно легально! После прекращения существования СССР новое правительство...