Нововведения по кассовым аппаратам с года. Онлайн кассы. Что такое онлайн-касса


Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной статье разберем еще один момент по работе с новыми онлайн-кассами, а именно как на них перейти. Для тех, кто еще не знаком с этим вопросом, советуем прочитать статью и о .

Сегодня вы узнаете:

  1. Кто и в какие сроки обязан перейти на онлайн-кассы;
  2. Как сделать переход – пошаговая инструкция;
  3. Где посмотреть реестры ККТ и фискальных накопителей.

С начала этого года тема онлайн-касс у предпринимателей занимает первое место в списке первоочередных проблем. Итак, всем понятно, что рано или поздно на новые кассы придется перейти всем. Основная дата, являющаяся ориентиром для большей части бизнеса – 1 июля 2017 года, для некоторых, в основном для малого бизнеса, переход отложен до 1 июля 2018 года.

Сроки перехода на онлайн-кассы

Процесс перехода на новые кассы изначально был разбит на несколько этапов, первые из которых уже прошли.

Разберем их с помощью следующей таблицы:

Сроки конкретного этапа Особенности применения ККТ на данном этапе
До 1 февраля 2017 г. Разрешено было использовать и регистрировать как новые, так и старые кассы
1 февраля – 1 июля 2017 г. Разрешено использовать как новые аппараты, так и ранее поставленные на учет кассы старого образца. А вот поставить на учет можно исключительно кассы нового образца, с 01.02.2017 г. налоговики прекратили регистрацию касс старых моделей
Как использовать, так и регистрировать исключительно технику нового образца. Использование новых аппаратов с этой даты отложено только для налогоплательщиков, которые переходят на новые образцы ККТ с 01.07.2018 г.
Новые кассовые аппараты должны использовать все, в том числе налогоплательщика на ЕНВД или ПСН, а также те, чьи услуги классифицируются как услуги населению

Итак, кассы старого образца уже перестали регистрировать и перед предпринимателями стоит задача поменять старые кассы на новые. Времени на это остается несколько месяцев, так как 1 июля 2017 года уже не за горами.

Для некоторых срок перехода может наступить еще раньше! Те, кто продает алкогольную продукцию, с 31 марта 2017 года могут делать это только с применением кассового аппарата. В данном случае режим налогообложения, даже если это или , для которых есть отсрочка, значения не имеет. При таком раскладе отсрочка до 2018 года перестает действовать. На до июля можно будет работать на имеющейся кассе старого образца, с июля должна будет стоять новая – тут все по стандартному сценарию.

Как совершить переход на онлайн-кассы? Как правильно продумать план своих действий? В этом вам поможет наша пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция для перехода на онлайн-кассы

Весь процесс смены кассы старого образца разобьем на несколько шагов. Итак, начать следует с подготовительных мероприятий, затем приобрести новый аппарат или модернизировать старый, и, наконец, поставить новую ККТ на учет у налоговиков.

Шаг 1: Изучаем закон о применении ККТ и устанавливаем, нужно ли вам использовать в своей деятельности кассовый аппарат, а также когда именно эта обязанность по его использованию наступает.

Если с середины 2017 года – времени не так много и следует начинать работу по замене кассы уже сейчас, если с 2018 года – мероприятия по замене ККТ можно пока отложить.

Шаг 2: Узнаем можно ли модернизировать имеющуюся ККТ до новых требований.

Если провести модернизацию нельзя или кассы у вас изначально не было, то необходимо просмотреть список техники, которая отвечает новым требованиям закона, и подобрать подходящую для вас модель. С этими вопросами можно обратиться к производителям ККТ или центру технического обслуживания, с которым работаете.

Некоторые модели касс нельзя модернизировать, на какие-то еще нет комплекта модернизации. Во втором случае, такой комплект модернизации можно подождать, если это целесообразно и у вас есть подтверждение производителя о том, что он разрабатывается и скоро будет выпущен.

Шаг 3: Определите, что для вас целесообразнее: купить новую кассу или сделать модернизацию старой?

Решение необходимо принимать в первую очередь исходя из предполагаемых затрат. Логично, что следует выбрать более дешевый вариант. Но стоимость не всегда имеет решающее значение, влияние могут оказать и другие факторы, например, количество касс, которые нужно сменить, особенности деятельности, дальнейшие планы по развитию бизнеса.

Если у вас имеется несколько кассовых аппаратов, которые нужно заменить, например, в разных торговых точках, то есть смысл составить график их модернизации и смены.

Шаг 4: Покупаем либо новую кассу, либо комплект для модернизации имеющего аппарата.

Плюс к этому следует приобрести необходимое кассовое программное обеспечение. По этим вопросам вас проконсультирует продавец кассовой техники.

Шаг 5: Снимаем с учета в налоговой старую кассу даже в том случае, если мы ее будем только модернизировать до новых требований.

После 01.07.2017 года все старые кассы, не снятые с учета владельцами, будут сняты автоматически как не соответствующие требованиям – будьте внимательны и не затягивайте процесс замены ККТ.

Шаг 6: Приводим кассовую технику в состояние для новой постановки на учет.

Для тех, кто купил новую кассу, необходимо установить сам аппарат, обновить программные средства, обеспечить другие технические моменты (доступ к сети интернет и прочее). Для тех, кто модернизирует кассу старого образца, после снятия техники с учета необходимо установить комплект модернизации, снять ЭКЛЗ и поставить вместо него фискальный накопитель, обновить программное обеспечение.

Помочь в установке комплекта модернизации могут как представители производителя, так и центр технического обслуживания, с которым вы работали ранее.

Шаг 7: Заключаем договор с оператором фискальных данных (сокращенно ОФД).

Это требование обязательное, без него вашу кассу ФНС не поставит на учет.

ОФД – посредник между продавцом и налоговиками, который обеспечивает передачу данных о выручке. В качестве ОФД может выступать только российская компания, у которой есть разрешение на такую деятельность.

Шаг 8: Ставим новый / обновленный кассовый аппарат на учет в налоговой.

Здесь последовательность действий выглядит так:

  1. Составляем и подаем заявление на регистрацию ККТ. Это возможно сделать либо онлайн через кабинет ККТ на сайте ФНС (потребуется электронная подпись), либо в бумажном виде в любой налоговой инспекции (раньше можно было идти только в свою).
  2. Налоговая сообщает вам регистрационный No ККТ, который не будет меняться в течение всего периода использования аппарата.
  3. Вы записываете этот номер в фискальный накопитель. Еще потребуется указать другие данные, например, название организации или ФИО ИП и прочие реквизиты. После заполнения всех требуемых сведений вам необходимо сформировать отчет о регистрации и передать его в налоговую. Это уже можно сделать тремя способами: на бумаге, электронно через кабинет ККТ или через ОФД. Эти действия необходимо провести не позднее рабочего дня, идущего за днем получения регистрационного No от налоговой службы.
  4. В течение 5 рабочих дней налоговики ставят кассовый аппарат на учет и направляют вам карточку регистрации. Вы получаете ее через кабинет ККТ или ОФД в электронном виде, если нужен бумажный вариант – обратитесь в налоговую, там вам должны ее распечатать.

Шаг 9: Касса установлена и зарегистрирована, на ней можно работать.

Реестры ККТ и ОФД

На сайте ФНС есть специальный раздел, посвященный именно онлайн-кассам. Рекомендуем ознакомиться с его содержанием, там вы можете найти много полезного. Например, проверить наличие кассового аппарата в реестре ККТ, которая отвечает новым правилам и допущена к использованию, а также посмотреть список аккредитованных ОФД, чтобы выбрать подходящего для себя оператора.

  1. Реестр ККТ ;
  2. Реестр фискальных накопителей ;
  3. Реестр ОФД .

С помощью них вы можете проверить достоверность информации, которую предоставляют вам продавцы кассовой техники и компании, предлагающие услуги ОФД, чтобы не нарваться на недобросовестных контрагентов.

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (далее — Закон № 54-ФЗ) обновили еще в 2016 году.

Соответствующие изменения были внесены в него Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), но только 1 июля 2017 г. для ККТ, зарегистрированной в налоговых органах до 01.02.2017 г. закончился «переходный период», в течение которого можно было применять ККТ, руководствуясь старыми требованиями Закона 54-ФЗ (п.3 ст.7 Закона № 290-ФЗ). Таким образом, многие организации и ИП только недавно столкнулись с нововведениями.

ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Подробнее об этих случаях расскажем ниже.

Причем новая редакция Закона 54-ФЗ уточняет, что расчеты — это:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Важно!
С 1 июля 2017 года ККТ необходимо применять не только при расчетах наличными или с использованием банковских карт, но и при расчетах с использованием электронных средств платежа.

Это означает, что при расчетах с применением платежных систем, например, PayPaI, Яндекс.Деньги и т. п. продавцы также должны применять ККТ (п.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Более того, Минфин РФ разъяснил, что даже в том случае, если физическое лицо производит оплату через банк платежным поручением, то при получении от физических лиц платы на расчетный счет продавец обязан выдать кассовый чек (см., например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Чек направляется на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (ИП) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (ИП) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению (Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Как выполнить данные рекомендации пока не ясно. Но для решения этого вопроса у предпринимателей есть время. Дело в том, что согласно п. 9 ст.7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или ИП, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Поскольку до внесения изменений в Закон 54-ФЗ применять ККТ при расчетах электронными средствами платежа (за исключением расчетов платежными картами) было не нужно, организации или ИП будут обязаны применять кассовую технику в таких ситуациях только после 01.07.2018 (Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-01-15/67149). Надеемся, что к этому времени вопрос с практической реализацией нововведений как-то решится (внесут соответствующие изменения в законодательство).

Кто может не применять онлайн-кассы?

В соответствии с нормами Закона № 54-ФЗ без применения онлайн-касс в настоящее время производить расчеты могут следующие категории налогоплательщиков:

Освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении расчетов

Кто может не применять? На основании чего?
Организации и (или) ИП при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа между ними (в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания - систем «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Письма ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@, Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950 (п. 4)
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
    Например:
  • При продаже газет и журналов, продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (кроме торговли непродовольственными товарами по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р – исключение вступит в силу 1.07.2017);
  • При торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив и др.
п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40934
Организации и ИП, расположенные в местностях, отдаленных от сетей связи, при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Перечень таких местностей определяется региональным органом исполнительной власти и публикуется на их сайтах п.3,п.7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»
Организации и ИП, осуществляющие расчеты НЕ за реализуемые товары (работы, услуги), в частности, при осуществлении расчетов по договорам займа ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 20.12.2016 № ЕД-4-20/24495
Кредитные организации при использовании автоматических устройств для расчетов п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Кроме того, в соответствии с «переходными положениями» Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 г, как уже говорилось, могут НЕ применять ККТ организации и ИП ранее освобожденные от применения ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ), а также организации и ИП:

  • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) (п.8 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) (п.7 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

К сведению!
В Госдуму ФС РФ внесен Законопроект № 273256-7, которым предусмотрены поправки в ст.7 Закона 290-ФЗ и продление до 01.07.2019 возможности не применять ККТ организациями и ИП, перечисленными в вышеуказанных случаях

Также отметим, что до 31.07.2017 г. применение ККТ было обязательно при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (Письма Минфина России от 27.03.2017 № 03-01-15/17554, Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04). Это требование было предусмотрено п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...» (далее — Закон № 171-ФЗ) (в ред. п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Но с 31.07.2017 данная норма предписывает применять ККТ в соответствии с Законом 54-ФЗ, а не во всех случаях розничной продажи алкоголя (п. 13 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802). Т. е. с этой даты ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при продаже алкоголя вправе не применять ККТ до 01.07.2018.

Правда при этом Росалкогольрегулирование и Минфин РФ напоминают, что отсутствие обязанности по применению ККТ не освобождает от обязанности передачи сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Кроме того, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Таким образом, розничные продавцы алкоголя (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) обязаны выдать покупателю документ о фиксации продажи алкогольной продукции в ЕГАИС даже в тех случаях, когда они освобождены от обязанности использовать ККТ (Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802).

Поэтому послабления в части возможности не применять ККТ по факту коснулись только организаций и ИП, занимающихся розничной продажей алкоголя при оказании услуг общественного питания (п. п. 13 п.2 ст.16 и п.2.1 ст.8 Закона 171-ФЗ). Таким образом, с 01.07.2017 большинство организаций и ИП все-таки обязаны применять онлайн-кассы.

Ответственность за неприменение онлайн-касс

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

Законом № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП и ужесточена ответственность за неприменение (применение с нарушением установленных требований) ККТ.

Неприменение ККТ в установленных законодательством о ККТ случаях

Вид правонарушения Административная ответственность Основание
На должностных лиц На организацию (ИП)
При первичном правонарушении Штраф от 1/4 до 1/2 суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс.руб. Штраф на организацию от 3/4 до 1 суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс.руб. ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
При повторном правонарушении*, если сумма расчетов без ККТ составила, в т.ч. в совокупности, 1 млн. руб. и более Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Административное приостановление деятельности организации и ИП на срок до 90 суток ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
* Повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда пользователь ККТ считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям (использование ККТ с нарушением порядка регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения, установленных законодательством РФ о применении ККТ) Штраф 1 500 - 3 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию и ИП 5 000 - 10 000 руб. ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, ответственность применяется с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Ненаправление покупателю чека ККТ или БСО в электронной форме (непередача по требованию покупателя указанных документов на бумажном носителе в установленных случаях) Штраф 2 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию 10 000 руб. ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ

Под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831) фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия).

Также установлена отдельная ответственность за использование ККТ не соответствующих установленным требованиям либо с нарушением порядка применения или регистрации.

ФНС разъяснила, что ККТ без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в понимании Закона N 54-ФЗ.

Поэтому начиная с 01.07.2017 осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием старых ККТ без фискального накопителя, влечет административную ответственность согласно ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

Установлены основания для освобождения от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ): пользователь ККТ должен добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (о неприменении ККТ, применении ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением таких требований), а также добровольно исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение наступит, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • На момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Введен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен налоговым органом без составления протокола об административном правонарушении, но только при согласии пользователя ККТ с событием вменяемого административного правонарушения (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Это возможно в ситуациях, когда налоговый орган выявит правонарушение в результате автоматизированной проверки поступивших сведений и заявлений от физических лиц и организаций. В таких случаях административный штраф назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если онлайн-касса была приобретена несвоевременно...

Хотим обратить внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 290-ФЗ). Год исчисляется (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5):

  • Или с даты совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);
  • Или со дня обнаружения административного нарушения, если оно относится к длящимся (к примеру, отсутствие кассового аппарата у организации, обязанной его применять).

Поэтому до сих пор остается актуальным вопрос: грозит ли добропорядочным организациям и ИП административная ответственность за невольное нарушение правил применения ККТ? Дело в том, что поставщики онлайн-касс оказались не готовы к большому спросу на свой товар. Поэтому многим организациям и ИП не удалось своевременно получить от поставщиков новую кассовую технику или модернизировать старую.

Минфин РФ и ФНС РФ разъясняют, что к тем ИП и организациям, которые предприняли все необходимые шаги к приобретению или модернизации ККТ ответственность применяться не будет.

В целях доказательства данного факта налоговые органы будут изучать договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) или до определенного законом предельного срока возможности его использования (Письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392 от 28.06.2017 № 03-01-15/40922, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, от 19.05.2017 № 03-01-15/31083, от 19.05.2017 № 03-01-15/31072, от 05.05.2017 № 03-01-15/28071, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313, ФНС России от 11.07.2017 № ЕД-4-20/13440@).

Например, если налогоплательщик заключил договор и оплатил счет на поставку фискального накопителя, а производитель не смог поставить товар к 01.07.2017, то в такой ситуации указанное лицо не будет привлечено к административной ответственности, так как вины налогоплательщика в этом нет.

Как видим, не все так гладко и понятно в новом порядке применения ККТ. И законодатели это понимают. Поэтому велика вероятность, что в скором времени в законы, регулирующие порядок применения ККТ будут внесены соответствующие поправки.

Эксперты ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»

Больше продавцов должны использовать онлайн-кассы с 2018 года. Чиновники внесли изменения в закон о ККТ и дополнили перечень тех, кто должен перейти на новую ККТ. В первую очередь поправки затронули продавцов на ЕНВД и патенте.

Важная новость: С 1 января 2019 года компаниям будет сложнее работать с онлайн-ККТ без нарушений. Из-за придется срочно переформатировать кассы. Об этом уже .

Кому нужны онлайн-кассы в 2018 году

Напомним, что переход на новую технику начался в 2017 году. Так уже используют кассы с возможность онлайн-отправки сведений по чекам налоговикам почти все компании и предприниматели. Исключения были для вменеки, при условии, что покупателю по требованию выдают документ об оплате (товарный чек, квитанция и т. п.). При том же условии освобождали и предпринимателей на патенте. Это был первый этап - с 1 февраля 2017.

Еще большая группа продавцов, которым разрешили не переходить на онлайн-кассы, - компании и ИП, которые выполняют работы или оказывают услуги населению. Они вправе работать без ККТ при условии выдачи . Это уже был второй этап перехода с 1 июля 2017.

Третий этап выпал 1 июля 2018 года. С этого момента ККТ обязаны применять компании на ЕНВД, которые ведут деятельность в сфере розничной торговли и общепита. Также обязанность возникла и у предприниматели на ЕНВД или патенте по такой же деятельности, но с одним условием - у них есть наемный персонал.

Компании и ИП, которые оказывают услуги общепита и у которых есть сотрудники, также обязаны перейти на новые онлайн-кассы с 1 июля. Но больше всего было с переходом на обновленную технику у продавцов, которые применяют при расчетах электронные средства платежа (онлайн-банк, мобильный банк, электронные кошельки). Исключение - те, кто , и те, кто .

« Предполагалось, что с 1 июля 2018 года переход на онлайн-кассы завершится, но некоторым бизнесменам дали отсрочку до 1 июля 2019 года. Кто должен перейти на онлайн-кассы уже с 1 июля 2018 года, а кто может отложить переход еще на год, смотрите в таблице. »

Важно: ФНС отменяет налоговую отчетность

Предпринимателей на УСН, которые применяют онлайн-кассы, освободят от сдачи налоговой отчетности. Это новый грандиозный проект, который запускает ФНС. Мы выяснили подробности.

Переход на новые правила работы будет постепенный. Завершить его планируют не раньше 2020 года. Первые, кого освободят от налоговой отчетности - предприниматели на УСН с объектом доходы, которые ведут розничную торговлю. По ним проще всего проследить цепочку контроля за товаром, отметили в ФНС. Если эксперимент пройдет успешно, к нему начнут подключать компании.

Как некоторые химичили со старыми кассами

Самый простой и дешевый способ, который использовали некоторые продавцы, — не пробивать чеки или выдавать покупателям чековые суррогаты. С виду тот же самый чек, только пробит он на кассе, которая не числится на учете в ИФНС, хотя на ней и наклеена марка «ЭКЛЗ». Недобросовестные сотрудники ЦТО могли за 500 руб. «забыть» наклеить на кассу защитную марку-пломбу, чтобы продавец мог вынуть ЭКЛЗ и пробивать чеки бесконтрольно.

Более сложный и дорогой способ — перепрошить кассу. Например, установить программу, благодаря которой одни чеки будут регистрироваться на ЭКЛЗ, а другие нет. В качестве «полезного» придатка к «вредоносной» программе иногда предлагалось дополнительное техническое устройство. Например, скрытая кнопка под ногой кассира. Нажал кнопку — и чек не зарегистрировался. За взлом ККТ просили 20 000-30 000 руб.

Получится ли нахимичить в новых ККТ

Конечно, найдутся умельцы, которые будут пытаться взламывать и онлайн-ККТ. Но сделать это будет гораздо сложнее, так как изменилась техника защиты информации. Если не углубляться в термины, то можно сказать, что обмануть фискальный накопитель в разы труднее, чем ЭКЛЗ. Модели касс попадают в реестр ФНС после того, как пройдут три стадии проверки, одну из которых проводят по открыто опубликованной методике. За тем, чтобы компания отправляла в ФНС достоверные сведения, следят ОФД. Подключится и народный контроль. Для этого ФНС уже разрабатывает приложение для смартфонов, которое за секунды определит, что в руках у покупателя — настоящий чек или филькина грамота.

Что особенного в ККТ, смотрите на схемах и в таблицах.

Как работать с электронными кассами

ФНС отвечает про онлайн-кассы

В законе есть льготы для компаний из труднодоступных, удаленных и отдаленных местностей. Чиновники ответили, .

Налоговая служба РФ запустила новый проект, цель которогоизменить правила использования ККТ. Вместо классических касс и терминалов,поверок, журнала вызова специалиста по обслуживанию и прочему, должны прийтикассы, автоматически передающие данные в налоговую инспекцию, черезспециализированных посредников, а кроме обычного бумажного чека покупательсможет получить его электронную версию в виде СМС или на электронную почту.

На бумажных вариантах фискального документа будет нанесён QR-код и ссылка для проверкиинформации о покупке на сайте налоговой через приложение для мобильноготелефона или компьютер.

В чём основные плюсыонлайн-касс для предпринимателя?

  • Упрощённая регистрация ККТ через личный кабинетналогоплательщика на сайте nalog.ru. Больше не нужно везти ККТв налоговую инспекцию, терять время в очередях;
  • Меньше вероятность выездной проверки, еслиданные поступают постоянно;
  • Отменяется требование по замене контрольнойленты раз в год. Теперь фискальный накопитель можно поменять самостоятельно разв три года на УСН и раз в год для ОСНО. Это изменение экономит ещё около 5 днейработы в течение которых пользоваться кассовым аппаратом было нельзя;
  • Отменяется журнал кассира-операциониста и егозаполнение с десятками полей;
  • Необязательно заключать договор на обслуживаниеККТ, а, следовательно, и вести сопутствующие документы;
  • В ФНС учитываются все модели ККТ выпущенныепроизводителями по серийным номерам, что упрощает контроль за ними.

Как работают онлайн ККТ?

По новому закону устанавливается следующий принцип работыконтрольно-кассовой техники:

  • Вы покупаете ККМ или модернизируете ужеимеющийся Основным отличием от старых касс является наличие в нём блока памяти,который называется фискальным накопителем. Он зашифрован и на него записываютсяданные обо всех операциях, проведённых через данный аппарат. Второе отличие -интерфейс для передачи информации по сети Интернет.
  • Каждая операция с выдачей чека (не важноэлектронного или бумажного) будет записываться в памяти фискального накопителяи отправляться через сеть к операторам фискальных данных (ОФД), которыеосуществляют проверку правильности данных и подтверждать их получение,возвращая данные об учёте операции для покупателя и чека. Если соединения ссетью нет, то производится только запись в память, а онлайн-чеки проводятся,когда связь восстановится.
  • Далее ОФД передают данные непосредственноналоговой, которая производит учёт операций в автоматизированном режиме.
  • Покупатель в любой момент может проверить былали зарегистрирована и проведена через налоговую операция с помощью уникальногономера операции или QR-кода.Если операции нет, то можно оформить жалобу в ФНС.

Кто должен использовать онлайн-кассы по новому закону?

Вместе с упрощениемвзаимодействия расширяется и перечень тех, кто обязан применять новый тип ККТ.

Право на продажу товаров иоказание услуг без выдачи чека и применения ККТ потеряли:

  • Организации применявшие Единый Налог наВменяемый Доход (ЕНВД);
  • Организации и ИП, использовавшие патентнуюсистему налогообложения;
  • Торговля с применением платёжных терминалов, безкассиров;
  • Торговля через вендинговые аппараты;
  • Предприниматели, оказывающие услуги населению ивыдававшие ранее БСО.

Какие сроки переходана новые ккт?

Дата Что произойдёт К кому применяется
С 1 февраля 2017 Кассовая техника старого образца больше не регистрируется в ФНС УСН и ОСНО в сфере торговли
С 1 февраля 2017 до 1 июля 2017 года Можно пользоваться старыми ККТ, но регистрировать можно только технику нового образца УСН и ОСНО в сфере торговли
С 1 июля 2017 К использованию допускаются только ККТ (онлайн-кассы) нового образца УСН и ОСНО в сфере торговли
До 1 июля 2018 Добровольный переход на онлайн-кассы
С 1 июля 2018 Обязательное применение онлайн-касс всеми организациями, кроме исключений ЕНВД, Патент, организации в сфере услуг, ранее освобождавшиеся от применения ККТ

Что будет с БСО?

Бланки строгой отчётности нынешнего образца, которыезаказываются в типографиях или покупаются в канцелярских магазинах, можно будетиспользовать до 3 квартала 2018 года. После этого рубежа БСО будут выбиватьсятакими же автоматизированными системами, что и чеки, а данные об операцияхпередаваться в налоговые инспекции.

Сколько стоит переходна онлайн-кассу?

Для перехода на новый тип техники есть два варианта.

  • У вас уже есть касса и её можно модернизировать,установив в неё фискальный накопитель. Если у кассы уже есть доступ к интернетили интерфейс соединения с компьютером, то скорее всего ваша касса подлежитмодернизации. Цены на апгрейд начинаются от 8 000 рублей и зависит от тогодостаточно ли установить блок памяти или нужна дополнительная доработка аппаратуры;
  • Нужно покупать новую кассу. От 15 000рублей за самую простую модель (ЭЛВЕС-МФ)

Новые санкции иштрафы

С 1 февраля 2017 года увеличиваются штрафы и меняетсяметодика их начисления. Штрафы будут исчисляться в зависимости от размераоперации, которая будет проведена с нарушениями.

Нарушение Должностное лицо ИП Юридическое лицо
Использование ККТ не соответствующей требованиям (без фискального накопителя или не зарегистрированной должным образом) Предупреждение от налоговой или 1500 - 3000 рублей
Нарушение сроков или отказ от предоставления документов по запросу ФНС Предупреждение от налоговой или 1500 - 3000 рублей Предупреждение от налоговой или 1500 - 3000 рублей Предупреждение от налоговой или 5000 - 10000 рублей
Отказ от предоставления чека в онлайн виде (при предоставлении реквизитов покупателем) или на бумажном носителе Предупреждение от налоговой или 2000 рублей Предупреждение от налоговой или 10000 рублей
Первое нарушение по продаже товаров или оказании услуг без использования ККТ 25-50% от суммы продажи, не менее 10 000 рублей 75-100% от суммы продажи, не менее 30 000 рублей
Повторная продажа без ККТ Дисквалификация на 1-2 года Остановка деятельности на 90 календарных дней

Кто освобожден от применения онлайн-касс до 01.07.2021 и кто – бессрочно. Ответственность за нарушение законов о ККТ. Ограничение ответственности до 01.07.2020.

Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Освобождены от онлайн-касс до 01.07.2021

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:

Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года .

Освобождены от применения ККТ бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Обязанность покупателей пробивать чек

Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника... применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»

Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «... прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...»

Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек... покупателю (клиенту) ...» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода)» . Упоминания о выдаче средств продавцу нет.

Будут ли на практике эти два аргумента учтены налоговиками в пользу организаций и ИП – неизвестно. Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, с 01.07.2019 должен быть указан ИНН покупателя. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.

Ответственность за нарушение законов о ККТ

Ответственность за нарушение законодательства о применении онлайн-касс регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей ; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей .

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет ; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

.

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей .

Ограничение ответственности до 01.07.2020

Статья 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ отменяет штрафы для общественного транспорта и сферы ЖКХ до 1 июля 2020 года:

«Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях... в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).»

Представителей общественного транспорта и сферы ЖКХ не будут штрафовать до 1 июля 2020 года за следующие нарушения:

  • Неприменение контрольно-кассовой техники.
  • Повторно зарегистрированное неприменение ККТ.
  • Применение онлайн-кассы, не соответствующей установленным требованиям.
  • Применение онлайн-кассы, соответствующей установленным требованиям, с нарушениями.
  • Непередача клиенту бумажного или электронного чека по его требованию.
Выбор редакции
Как известно, в ночных грезах нам могут привидеться разнообразные образы и предметы. Иногда это нечто приятное, а порой нам снятся...

1. Маг - Значение для гадания: мастерство, дипломатия, умелое обращение; болезнь страдание, утрата, несчастье, самоуверенность, сила...

Сонник пол Если вам во сне привиделся пол, то придется изрядно постараться, чтобы заглянуть в свое будущее. Дело в том, что толкователи...

Сонник АстроМеридиана К чему снится Плавать по соннику: Видеть во сне Купаться в море спокойном и чистом - вас ждет удача в любых...
Определенного толкования снов, где пришлось кататься на коньках, нет, поскольку все зависит от деталей, ведь одни прекрасно маневрируют и...
Красные губы во сне рассматриваются сонником как символ страсти, любовных утех, увлекательного романтического свидания. Приснившиеся алые...
обсессивно-компульсивныйпсихопатический (антисоциальный)истерическийдепрессивный и маниакальныймазохистический Термин «шизоид» описывает...
В служебных жилых помещениях нуждаются лица, которые обязаны проживать вблизи от места службы или работы. Служебное жильё чаще...
Родилась дипломат и общественный деятель в украинском городе Шепетовка в 1949 году. Отец Валентины был военным, погиб, когда девочке было...