Что было после воскрешения христа. Воскресение Христово. Победа над смертью. Значение Воскресения Христова


Жены-мироносицы у гроба Господня.Икона праздничного чина

Пасха – главный христианский праздник и для католиков, которые в этом году отметили ее 8 апреля, и для православных, готовящихся встретить Светлое Христово Воскресение неделей позже, 15 апреля. Ни те, ни другие, впрочем, не настаивают, что это точная дата воскресения Христа. Есть основания предполагать, что на самом деле это случилось 9 апреля 30 года.

14 нисана

Последние дни жизни Христа подробно описаны в четырех дошедших до нас канонических Евангелиях и в множестве других исторических документов. Однако о том, когда именно закончилась его земная жизнь, известно очень мало: Христос был распят на кресте 14 нисана, была пятница, в Иерусалиме готовились встретить еврейскую Пасху.

Первые попытки вычислить точную дату воскресения были предприняты в VI веке монахом Дионисием Малым. В истории он остался как человек, благодаря которому на нашем календаре сейчас 2012 год. До него счет времени велся по годам правления римских императоров, но система была неудобная. К тому же среди императоров были такие противные для христиан личности, как Диоклетиан, эру которого называли еще эрой мучеников. В общем, в 525 году Дионисий Малый предложил начать отсчет от года рождения Христа.

Правда, для этого ему пришлось решить непростую, мягко говоря, задачу: посчитать, когда именно родился и умер Иисус.

– Считать можно было опять же по годам правления императоров и по хранившимся в Риме и весьма уже ветхим консульским спискам, – рассказывает преподаватель апологетики священник Антоний Лакирев. – Впоследствии выяснилось, что в расчетах Дионисий Малый ошибся примерно на пять лет: Христос на самом деле родился между 6 и 4 годами до н. э. Но для технологии, которая применялась, это все равно блестящая точность.

Определил Дионисий Малый и дату смерти Христа: 23 марта 31 года. Однако расчеты, проведенные уже в XX веке, показали, что и эта дата скорее всего ошибочна.

Нисан – первый весенний месяц еврейского календаря, который соответствует марту – апрелю. Христос, как известно, был осужден и распят при Понтии Пилате, который правил Иудеей с 26 по 36 год. При сопоставлении исторических и астрономических данных выяснилось, что в эти рамки укладываются всего три года, когда 14 нисана приходилось на пятницу, а иудейская Пасха – на субботний день: так было в 27, 30 и 33 году.

– Это не могло случиться в 27 году, потому что в таком случае вся евангельская история продолжалась меньше года, что маловероятно, – рассуждает иерей Антоний Лакирев. – 33 год не подходит, потому что слишком мало времени остается до 35 года, когда начались гонения на христиан, прослеживаемые по иудейским источникам.

Как византийцы поправили историю

30 год – не ошибка, ошибочно как раз мнение, что Христу в момент смерти было 33 года. Так называемый «возраст Христа», который для многих означает некий рубеж, на самом деле не имеет под собой никаких исторических оснований. По словам иерея Антония Лакирева, то, что Христос якобы прожил 33 года – это плод фантазии византийцев, которые очень любили красивые числа и не отличались стремлением к исторической точности:

– Христу было примерно 35–36 лет. Византийцы же остались в истории как люди с богатой фантазией. Есть и другие примеры византийской поэзии, связанные с Христом: например, история про красное яйцо, которое Мария Магдалина якобы преподнесла императору Тиберию, не поверившему в воскресение.

Интересно, что иногда днем смерти Христа называют не 14, а 15 нисана. Исследователи, в частности теолог Роберт Томас, профессор кафедры Нового Завета колледжа-семинарии «Мастерс» (Сан-Вэлли, Калифорния), объясняют разночтения всего лишь разными традициями отсчета суток: у иудеев день начинался не с восходом солнца, а с заходом, который в Иерусалиме происходит около 18 часов. Таким образом, 15 нисана и иудейская Пасха начинались вечером в пятницу, когда Иисус Христос, по свидетельству учеников, был уже распят.

Камень отвален, гробница пуста

Что случилось потом – рано утром 16 нисана, когда ученики Христа пришли к его гробнице?

В 1987 году известный протестантский проповедник, доктор права Джош Макдауэлл написал книгу«Неоспоримые свидетельства». На подготовку главы о воскресении Христа, которая на две трети – цитаты из исторических документов, он потратил около 700 часов, после чего признался: «Это либо один из самых злонамеренных, коварных и бессердечных обманов, когда-либо навязанных человечеству, либо самое поразительное событие его истории».

Итак, гробница оказалась пуста. По словам игумена Петра (Еремеева), доктора теологии, ректора Российского православного университета, этому может быть лишь три объяснения:

– Либо тело Господа забрали его враги, либо это сделали Его друзья, либо Он воскрес из мертвых. Первый вариант крайне маловероятен: враги непременно продемонстрировали бы его тело в дальнейшем, чтобы разоблачить христиан и остановить распространение Евангелия. Маловероятно и то, что ученики Христовы забрали его тело, ведь после суда и распятия они были совершенно подавлены и разочарованы именно потому, что не верили в Его воскресение. Нелепо думать, что люди в таком состоянии могли пойти на хитрость, выкрасть тело и распространять учение, в которое сами не верили. Остается одно – Христос воскрес!

Главные свидетельства воскресения Христа – евангельские свидетельства, написанные его учениками и пережившие бессчетное количество проверок на достоверность. Уже в наше время исследовать их брались теологи, археологи, историки, литературоведы, юристы, физики, химики. «Нет никакого сомнения, что археология продолжает подтверждать практически полное соответствие библейских преданий историческим фактам», – писал известный востоковед, археолог Уильям Олбрайт.

Джош Макдауэлл в своей книге приводит заключение знаменитого инженера и изобретателя Джона Эмброуза Флеминга, который утверждал, что в Евангелии нет ничего, что могло бы смутить ученого: «Следует с доверием относиться к заключениям специалистов по поводу возраста и подлинности этих документов».

– Первые отрывки, которые до нас дошли, относятся к самому началу II века, – говорит Юрий Белановский, катехизатор Свято-Данилова монастыря. – То есть между тем временем, когда жил Христос, и тем, когда появились письменные свидетельства, прошло около 70 лет. А начиная со II века это уже бесчисленное количество рукописей из разных уголков мира. Историческая достоверность Евангелия очень высока. Для сравнения и понимания: например, откуда мы сейчас знаем о Сократе? Из десятка рукописей X–XII века. При этом Сократ жил задолго до Рождества Христова. То есть между рукописями, которые мы имеем, и Сократом, в котором все совершенно уверены, прошло много веков. Между Христом и первыми письменными свидетельствами о его воскресении – всего несколько десятков лет. Иногда спрашивают: а откуда вы знаете, что Христос воскрес? Мы знаем от очевидцев. Дальше – очень важный момент: воскресение не доказывается. Оно может быть воспринято лишь через доверие к очевидцам. Зачем ученикам Христа врать об этом, если они не врали обо всем остальном?

Будем ли праздновать вместе?

Не исключено, что когда-нибудь христиане снова будут праздновать Пасху в один день и это будет первое воскресенье после 7 апреля. Хотя вряд ли кто-то из ныне живущих увидит это своими глазами. Во-первых, потому что церковь хоть и не возражает против попыток уточнить даты, связанные с личностью Христа, однако относится к этому спокойно. Ни для православных, ни для католиков не принципиально, какого именно числа родился, умер и даже воскрес Христос. Вторая причина, по которой традиция праздновать Пасху в разные дни вряд ли может быть пересмотрена в обозримом будущем, связана с церковным консерватизмом.

– Так ли необходимо что-то менять? Большой вопрос, – говорит иерей Антоний Лакирев. – Мы не теряем ничего принципиально важного, сохраняя нынешнюю традицию, а изменив ее, ничего действительно важного не достигнем. Изменения к тому же наверняка вызовут ужасные споры. Никто этого не любит, а у нас в России есть печальный опыт разногласий по церковным поводам. Поэтому здоровый консерватизм учит не менять то, что можно не менять.

Когда писал этот реферат, то просто был поражен в очередной раз, как несмотря даже на все свои немалые познания в своей вере, мы часто не придаем особого значения многим вещам, хотя, к примеру, знаем, что ни одно слово в Писании не случайно.

Я очень благодарен Богу и своему преподавателю о.Иону Угля, что мне пришлось обратиться к этой теме и внимательно изучить все доводы "ЗА" и "Против" воскрешения Христа. Мне настолько ясно, логически и правдиво представился весь сам факт Воскрешения, что я как бы действительно стал реальным свидетелем воскрешения Господа Нашего Иисуса Христа - сам факт воскрешения стал настолько близким и реальным. Поэтому очень и очень рекомендую всем ознакомиться с данной работой. (прим.: в основу, по большей части, легла книга

Джоша Макдауэлла «Неоспоримые доказательства»).

Апология воскрешения Христа.

Дрэничеру Александр

Данная работа носит реферативный характер, и основная цель которой, в основном лишь перечислить. по возможности, всю основную логическую, историческую, библейскую и богословскую аргументацию в пользу воскрешения Господа Нашего Иисуса Христа, дабы по словам а.Петра, быть всегда готовым дать отчет в своем уповании.

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

(1Пет.3:15)

Основные доводы (теории) противников воскрешения Иисуса Христа (в скобках указаны авторы и приверженцы этих идей):

1. Христос вообще вымышленный персонаж и миф.

2. Иисус не умер, а был погребен живым, в последствие чего Он и являлся Своим ученикам;

3. История воскрешения - это миф, который разнесли ученики, укравшие тело Христа (иудеи);

4. Воскресение Спасителя причудилось ученикам.

5. Иисус не умер. За него распяли другого (мусульмане и древние еретики);

1. Историчность Иисуса Христа. Христос - вымышленный персонаж и миф.

Одним из простых, или, скажем так, естественных способов опровергнуть Воскрешение Иисуса Христа, является отрицание самого существования Христа. Нет причины - нет и события. Этот миф о «мифе» стал распространяться в XVII—XVIII веках, с развитием рационалистического анализа Библии, и, в этот тлеющий огонь невежества, еще пытались подбрасывать дрова в советские времена.

В наше время, как среди ученных, так и среди простых мирян (даже настроенных резко отрицательно против христианства), уже совершенно мало осталось тех, кто еще отрицает реальное существование Иисуса Христа. Библеистика настолько уже развилась, что можно было не упоминать этот довод противников Воскрешения, но все же, для сохранения исторической справедливости, бегло рассмотрим и этот пункт.

Но прежде, чем перейти к доводам «За» и «Против», вначале важно затронуть актуальную тему псевдо доказательств существования Иисуса Христа, к которым прибегают христианские и православные апологеты по неведению или по злому умыслу, принося больше вреда, чем пользы, т.к. дьявол есть отец лжи (Иоан.8:44), который старается вмешаться во все, даже самые добрые, намерения (Паисий Святогорец).

Псевдо-Белецкий , или «Докладная записка академика А. И. Белецкого»

Широко известная и популярная статья, которая появилась на территории СССР в 60е годы, еще во времена «Самиздата», которая до сих пор передается с рук в руки в православной приходской среде, в основном православными бабушками. Эта статья также с 90х годов широко цитируется по всему православному медийному пространству: видео-фильмы, статьи в газетах, брошюры (по собственной инициативе или даже с благословения священноначалия), персональные сайты и даже на официальных сайтах епархий (!).

Статья, которая приписывается русскому и украинскому советскому литературоведу, академику АН СССР Александру Белецкому, по сути, уникальна, т.к. она ссылается на огромное количество древних исторических документов очевидцев, свидетельствующих о Воскрешении Христа, и упоминает о наличии более 230 таких документов (!). Особо интересны прямые цитаты из некоего грека Гармизия «биографа правителя Иудеи, при Пилате» (в некоторых версиях публикаций - «историограф»), который был непосредственным очевидцем Воскресения Христа, находясь всего в 150 шагах от Гроба Господня. Также автор «записки» постоянно ссылается на маститых и якобы маститых ученых.

Для придания весу статьи, ее оформляют, как докладную записку в ЦК Компартии Украины, как ответ на демарш антирелигиозных сил, укоренившихся в Советском Союзе.

В общем, если все, в статье было бы правдой, до христиане могли бы спать спокойно и не беспокоиться нападок со стороны безбожников, не верующих в воскресение Христа, т.к. имели бы на руках огромное количество убедительных и несомненных доказательств Воскрешения Христа. Но… эта записка фальшивка.

Даже без серьезной проверки сего документа, даже самого простого обывателя может смутить то, что в ночь Воскресения, возле Гроба Господня, оказывается была целая толпа очевидцев, что не упоминается ни в одной Евангелие, а тех, кто хоть мало-мальски уделил времени изучению подлинности Библии тот факт, что все эти «исторические документы» нигде больше не упоминаются ни в одном серьезном научном труде на тему Библиистики. Что говорить уже о том, что упоминается Ф.Энгельс, который якобы признал ни много ни меньше сам факт Воскресения Христа.

«Записка» подвержена резкой критике по следующим пунктам :

2. Общий стиль аргументации совершенно немыслим для маститого учёного-филолога;

3. Неуместная в контексте данного документа политическая окрашенность;

4. Несоответствие свидетельств «Докладной записки…» повествованию канонических Евангелий, защищаемых автором от критики;

5. Лингвистические нестыковки;

6. Литературно-филологические нестыковки;

7. Утверждение, что Фридрих Энгельс к концу жизни признал «факт воскресения Христа»;

Но наиболее полный анализ по всем упомянутым «историческим документам», цитатам, высказываниям ученных и того же Ф.Энгельса, был проведен Аркадием Гринем, преподавателем немецкого языка Одесского национального университета им. И. И. Мечникова , где он полностью доказывает поддельность документа и развенчивает авторство, приписываемое А.Белецкому, который никогда не скрывал своих религиозных убеждений, но просто не мог и не писал такой записки, которая порочит его репутацию, как ученого.

Псевдоисторические документы (не окончен)

(см. соответствующую главу Б. Г. Деревенский “Иисус Христос в документах истории”)

Историчность Иисуса Христа (не окончен)

(это большая отдельная тема, вопрос довольно широко раскрыт см. соответствующую статью в википедии)

2. Христос не умер. Его погребли живым или в обморочном состоянии.

1. Истязания.

Жестокие нечеловеческие истязания Христа, после которых, изнурительная для истезанного дорога, и впоследствии и сама жестокая крестная казнь;

Сохранилось множество исторических свидетельств современников и историков о жестоких истязаниях и самой крестной казни (гл. «Воскресенье исторический факт или обман»);

2. Свидетели.

· Римские солдаты-палачи.

Как никто, хорошо знали признаки смерти, и крестная казнь была для них обычным делом. Они являются, как бы первыми свидетелями и судебными экспертами смерти Христа, которые и доложили Пилату.

Они слышали посмертный крик и свидетельствовали о смерти:

«Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий».

(Мар.15:39)

Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

(Мар.15:44)

· Сами иудеи.

Свидетельствуют и признают факт смерти Христа:

и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых,

(Матф.27:6)

Устанавливают охрану у Гроба, тем самым, подтверждая, что они были полностью уверены в смерти Христа;

3. «Контрольный удар» копьем.

Римский солдат пробил ребро Иисуса, дабы окончательно увериться в смерти;

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

(Иоан.19:33-35)

4. Разрыв сердца.

· Кровь и вода. Весьма примечательно то, а.Иоанн особо отмечает факт обильного истечения крови и воды из пронзенного ребра Христа, возможно воспринимая, как чудо. Широко распространяется информация, что из мертвого человека не может быть обильного кровоистечения. Но по словам мед.экспертов, истекшая кровь вместе с водой, говорит о том, что еще до удара копьем, Иисус Христос умер от разрыва сердца.

Вот взгляд на причину смерти Христа, предлагаемый Сэмюелем Хафтоном, известным физиологом из Дублинского университета:

"Когда воин пронзил копьём рёбра Христу, Он был уже мёртв, и последовавшее истечение крови и воды было либо естественным явлением, вызванным природными причинами, либо чудом. Ап. Иоанн счёл это если не за чудо, то за нечто необычное, как явствует из его комментария, а также из той торжественности, с которой он пишет о своей точности в изложении этих событий.

Неоднократные наблюдения и эксперименты на людях и животных заставили меня прийти к следующему выводу:

Посмертное прокалывание левого бока большим ножом, сравнимым по размерам с римским копьём, может привести к следующим последствиям:

1. Из раны нет никакого истечения, за исключением нескольких капель крови.

2. Обильный поток крови из раны.

3. Обильный поток "воды", за которым следует несколько капель крови.

Наиболее распространён первый из этих трёх случаев; второй наблюдается у утопленников и при отравлении стрихнином; его можно смоделировать на животных, а также предполагать, что он наблюдался бы и при распятии. Третий случай наблюдается при смерти от плеврита, перикардита и разрыва сердца. С этими тремя случаями знакомо большинство анатомов, которые когда-либо интересовались подобными проблемами. Однако два нижеследующих случая, будучи легко объяснимыми с точки зрения физиолога, в литературе не описаны (за исключением Евангелия от Иоанна). Мне также не удалось их наблюдать.

4. Обильный поток воды, за которым следует обильный поток крови.

5. Обильный поток крови, за которым следует обильный поток воды.

...Смерть через распятие вызывает состояние лёгочной крови, подобное тому, что наблюдается при утоплении и отравлении стрихнином; четвёртый случай может наблюдаться, если распятый перед казнью страдал от кровоизлияния плевры; пятый случай соответствовал бы смерти распятого на кресте от разрыва сердца. История дней, предшествовавших распятию нашего Господа, заставляет отбросить предположение о плеврите, которое исключается также и в том случае, если из раны вначале истекла кровь, а затем вода. Остаётся, следовательно, единственно возможное объяснение записанного явления: сочетание распятия и разрыва сердца». (цитируется по Джош Макдауэлл )

· Сам факт описания истечения крови и воды. Вполне очевидно, что апостол не мог знать таких паталогических особенностей смерти человека, и если бы Христос был бы жив, то он описал бы изливания густого потока крови на каждый удар сердца.

5. Погребение по еврейском закону.

То, что его обвили в плащаницу и покрыли огромным количеством благовоний, показывает, что Иисус, действительно, был мертв, иначе он бы задохнулся от сильного запах благовоний и их едкости.

Просто невозможно представить себе, что при всех этих вышеописанных условиях, Христос мог еще оставаться в живых, потом еще распеленать Себя, отодвинуть незаметно камень и, как ни в чем не бывало, бродя по городу, добраться также незаметно до учеников и спокойно разделить с ними трапезу, как вполне здоровый человек.

.Б. И. Гладков “ Толкование Евангелия” 1991 (Репринтное воспроизведение с издания 1907 года) Издательство: "Столица", Москва

Интернет-энциклопедия «Википедия», статья «Псевдо-Белецкий» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Псевдо-Белецкий)

А.Л.Гринь. Воскресение Христово видевше? По следам одной фальшивки, или как из нас делают идиотов. (http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2304)

Б. Г. Деревенский “Иисус Христос в документах истории”

Джош Макдауэлл «Неоспоримые доказательства»;

Св. Иоанн Златоуст. «ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО»

“ One God & One Lord: Reconsidering the Cornerstone of the Christian Faith” (приложение “G”, русский перевод).

Дрэничеру Александр

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. История праздника.

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

История праздника

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, т.е. воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошёл ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нём. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели сделать это при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Поэтому они не ожидали там кого-нибудь встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Ещё не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сражу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тот час побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они, увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал ещё будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищите Назарянина распятого; Он воскрес; Его здесь нет. Вот место где Он был положен. Но идите скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова перед ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищите живого между мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес; Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великой радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись.

Придя к ученикам, женщины рассказали о всем, что видели и слышали. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им.

Тем временем ко гробу Господню прибегают Петр и Иоанн. Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый, но не вошел во гроб, а наклонившись, увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибегает Петр, входит в гроб и видит одни лежащие пелены, и плат (повязку). Который был на голове Иисуса Христа, лежащий не с пеленами, но свернутый на другом месте отдельно от пелен. Тогда за Петром вошел и Иоанн, увидел все это и уверовал в Воскресение Христово. Петр же дивился сам в себе происшедшему. После этого Петр и Иоанн возвратились к себе.

Когда Петр и Иоанна ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Она стояла и плакала у входа в пещеру.

И когда плакала наклонилась и взглянула в пещеру (гроб), и увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя.

Ангелы сказали ей: «Жена! Что плачешь?»

Мария Магдалина ответила им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».

Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от великой печали, от слёз и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа.

Иисус Христос говорит ей: «Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь»?

Мария же Магдалина, думая, что это садовник этого сада, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его».

Тогда Иисус Христос говорит ей: «Мария»!

Хорошо знакомый ей голос заставил её опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь Иисус Христос. Она воскликнула: «Учитель»! - и с неописуемой радостью бросилась к ногам Спасителя; и от радости она не представляла себе всего величия момента.

Но Иисус Христос, указывая ей на святое великое таинство воскресения Своего, говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т.е. ученикам) и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Его с вестью от том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении.

По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Когда же они шли возвестить ученикам, вдруг Сам Иисус Христос встретил их и сказал им: «Радуйтесь!»

Они же подошли, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Тогда говорит им Иисус Христос: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня».

Тогда воскресший Христос явился во второй раз.

Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, вошедши к одиннадцати ученикам и всем прочим, плачущим и рыдающим, возвестили великую радость. Но они, услышав от них, что Иисус Христос жив и они видели Его, не поверили.

После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем воскресении. (Третье явление). Только тогда многие перестали сомневаться в действительности воскресения Христова, хотя и остались ещё неверующие между ними.

Но прежде всех, как свидетельствуют от древности св. Церковь, Иисус Христос обрадовал Пресвятую Матерь Свою, возвестивший Ей через ангела о Своем воскресении.

Между тем воины, охранявшие гроб Господень и от страха разбежавшиеся, пришли в Иерусалим. Некоторые из них пошли к первосвященникам и им объявили о всём, что произошло при гробе Иисуса Христа. Первосвященники же, собравшись со старейшинами, сделали совещание.

По свему злому упорству враги Иисуса Христа не хотели поверить в Его воскресение и порешили скрыть от народа это событие. Для этого они подкупили воинов. Дав много денег, они сказали: «Говорите всем, что ученики Его, когда вы спали, ночью украли Его, а если об этом дойдет до правителя (Пилата), то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности». Воины взяли деньги и поступили так, как были научены. Слух этот пронесся между евреями, так что многие из них и до сего времени этому верят.

Обман же и ложь этого слуха видны каждому. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит и не спали и задержали бы похитителей. Стража должна бодрствовать и стеречь. Нельзя себе представить, чтобы стража, состоявшая из нескольких лиц, могла уснуть. А если все воины уснули, то подлежали строгому наказанию. Почему же их не наказали, но оставили в покое (и даже наградили)? А напуганные ученики, от страха запиравшиеся в своих домах, могли бы разве решиться, без оружия против вооруженных римских воинов, на такое отважное дело? А к тому же, для чего им было это делать, когда они сами потеряли веру в своего Спасителя?

Кроме того, могли ли они отвалить огромный камень, никого не разбудив? Всё это невозможно. Наоборот, сами ученики подумали было, что кто-то унёс тело Спасителя, но увидев пустой гроб, они поняли, что после похищения так не бывает. Н, наконец, почему же начальники иудейские не искали тело Христово и не наказали учеников? Так враги Христовы старались затмить дело Божие грубым сплетением лжи и обмана, но оказались бессильными против истины.

Глава из Закона Божия Серафима Слободского.

Мария Магдалина и женщины у гробницы Иисуса Христа


Явление Воскресшего Иисуса Христа Марие Магдалине (первое явление)


Пётр и Иоанн Бегут ко гробу


Обычно римляне бросали тела распятых в общую яму - или хуже того, оставляли на Кресте, пока тела не расклевали птицы и не растаскивали животные. Но один из членов иудейского верховного совета - синедриона, Иосиф из Аримафеи, человек богатый и ученик Иисуса, пришел к римскому наместнику - Понтию Пилату, и попросил у него разрешения забрать тело Иисуса. Со стороны Иосифа это было проявлением большой верности - выражать заинтересованность в казненном по обвинению в мятеже Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу - и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим.

Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7).

Место, где был погребен - и воскрес - Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года.

С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима” (Ис 2:3).

Почему воскрес Иисус Христос?

Евангелие подчеркивает, что воскресение Господа Иисуса - это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека.

До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни: Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лк 7:11) и наиболее поразительным и чудесным образом - Лазаря (Ин 11). Но это было возвращением людей к обычной жизни, которая все равно завершается смертью. Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал епископом на Кипре и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим 6:9). Именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним: Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан.

Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус.

Очевидцы Его служения передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”.

Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода - пострадать и умереть за грехи людей. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45).

По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16)

Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви - сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно, пребывает среди Своих верных.

Совершив свой земной путь, они переселяются к Нему и пребывают в невыразимом свете и радости Его присутствия. Наступит день, когда Господь вернется во славе, чтобы совершить суд над миром, навсегда и окончательно сокрушить силы зла. Тогда мертвые будут воскрешены и войдут в блаженную жизнь спасенного и преображенного мироздания.

И мы уже видим рассвет этого дня в Воскресении Христовом.

В каком году воскрес Иисус Христос?

Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры - ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова. Правда, возможно, что в Средние века при определении точной даты Рождества была допущена ошибка, и в действительности Господь родился между 12 и 7 годом до н.э, что, соответственно, меняет точную дату Воскресения, но это не так важно; для нас важен исторический контекст этого события.

В I веке весь мир был языческим, люди поклонялись многим божествам. Эти боги не были ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Даже нельзя было сказать, что они любят людей, у них могли были быть любимцы, как у правителей бывают фавориты, но любовь к людям вообще... Нет, этого не было. Боги могли иметь довольно склочный и распущенный характер и нередко конфликтовали между собой.

Но в Иерусалиме верили совсем по-другому. Древние евреи отличались от своих языческих соседей - они были, как мы сейчас говорим, монотеистами. Они верили в то, что существует только один истинный Бог, Создатель всего существующего. Бог, который является безусловным Владыкой человеческой истории и направляет ее к целям, которые Он определил. Этот Бог заключил со Своим народом Завет, то есть вступил в близкие, семейные отношения с людьми, которых Он избрал и приблизил.

Ветхий Завет - часть Библии, рассказывающая о событиях, происшедших до рождения Иисуса Христа - излагает долгую, часто мучительную историю Божиего народа. Люди клялись Богу в верности, но потом изменяли и впадали в идолопоклонство. Грех народа приводил к ужасающим бедствиям - язычники разрушали город и угоняли людей в плен. Люди раскаивались и обращались к Богу и получали возможность вернуться. Все это время Бог посылал народу пророков - людей, которые обличали поклонение ложным богам, несправедливость и притеснения, и призывали народ и знать к покаянию. Но пророки передавали и еще одно послание - о том, что Бог пошлет людям Спасителя, Мессию.

Слово “Мессия”, Машиах, или, по гречески, “Христос” означает “помазанник”. В древности, когда человека поставляли на какое-то чрезвычайно важное служение, пророка или царя, ему на голову возливали священный елей, особого рода масло, в знак того, что Бог дает ему власть и силы, чтобы исполнить возложенную на него миссию.

Со временем слово “помазанник” стало означать царя и пророка в неком абсолютном, окончательном смысле - того, кто установит на земле Царство мира и справедливости и навеки победит силы зла и греха.

Когда Господь Иисус вышел на проповедь, кто-то отозвался на Его слова искренней верой, поняв, что это Христос, предсказанный пророками, но многие увидели в Нем угрозу их власти, их авторитету, их привычному образу жизни. Противники Иисуса оклеветали Его перед римским наместником, Понтием Пилатом, представив Его мятежником против римской власти.

Иисус был приговорен к страшной смерти, которой римляне подвергали тех, кто восставал против них, - к Распятию на Кресте. Казнимого сначала избивали бичами с вшитыми свинцовыми шипами, которые рассекали тело до костей, потом прибивали гвоздями за руки и за ноги ко кресту так, чтобы его смерть была как можно более мучительной и внушающей ужас.

На заставке: фрагмент фото Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, автор - Tsafrir Abayov

— основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.

Вероятно, нет человека на земле, который бы не слышал о смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Но, в то время, когда сами факты Его смерти и воскресения так широко известны, их духовная суть, их внутренний смысл являются тайной Божией мудрости, правосудия и Его бесконечной любви. Лучшие человеческие умы бессильно склонялись перед этой непостижимой тайной спасения. Тем не менее, духовные плоды смерти и воскресения Спасителя доступны нашей вере и ощутимы для сердца. И благодаря данной нам способности воспринимать духовный свет Божественной истины, мы убеждены, что воплотившийся Сын Божий действительно добровольно умер на кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы дать нам вечную жизнь. На этом убеждении зиждется все наше религиозное мировоззрение.

Теперь вкратце вспомним главные события, связанные с воскресением Спасителя. Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после обеда, накануне еврейской Пасхи. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного погребения, но из любви к Иисусу уступил ее Ему. Эта пещера находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим были членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа. Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.

Несмотря на праздник, в субботу утром, первосвященники и книжники пошли к Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов, чтобы охранять гроб. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они вспомнили предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день воскресения Христа.

Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1 Пет. 3:19).

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, — непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» — потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик. Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее.» Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели — один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «Что ты плачешь?» Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «Господин, если ты вынес Его (Иисуса Христа), то скажи, куда положил Его, и я возьму Его.» Тогда Господь сказал ей: «Мария!» Услышав знакомый голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: «Учитель!» бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь Иисус Христос в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

Выбор редакции
В XXI веке глобализация - это необратимая тенденция, которая приносит с собой уровень экономической экспансии, роста и доступности,...

На высоком берегу Днепра сияют золотые купола Киево-Печерской Лавры. Почти тысячу лет разносится над водой звон её колоколов, обращая к...

Выполняя различные повседневные дела и заботясь о хлебе насущном, многие периодически перестают памятовать о самом значимом. В связи с...

"Пусть мы не сможем спасти всех, кого бы нам хотелось. Но мы спасем намного больше, чем те, кто даже не пытается..." - П.Скотт. «Спешите...
Вопрос психологу: Здравствуйте! Не уверена, что написала в тот раздел, надеюсь, ничего страшного?Мне 19 лет, учусь на любимую профессию,...
Каждый раз, когда электрический ток изменяет свою частоту или направление, он генерирует электромагнитные волны - колебания...
> Ио Ио – самый вулканически активный спутник в Солнечной системе группы Галилея: таблица параметров, обнаружение, имя, исследования с...
О сказке История – одна из наук, которые ребенок начинает познавать на школьной скамье. Только вот уроки мировой истории или истории...
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННЫЕ ВРАЧИ – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945...