Икона пресвятая троица где вешать. Икона святой троицы в чем помогает. Икона «Святая Троица» - от чего оберегает


Икона Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица» — пожалуй самое известное изображение Бога в трех его ипостасях. Немногие знают, в чем значение этой иконы, и как помогает молитва Святой Троице.

Этот классический образ много раз фигурировал в иконописных мотивах и изменялся с течением времени.

Существует несколько «неканонических» изображений Святой Троицы, но в этой статье мы рассмотрим классическую ветхозаветную икону.

Что означает Святая Троица в Православии

Понятие Святой Троицы характеризует христианское учение о триединстве Господа. Единосущность Отца, Сына и Святого духа – это основание христианской религии. Само слово «Троица» введено во II веке святителем Феофилом Антиохийским.

Само постижение тайны о Пресвятой Троице непостижимо для греховного рассудка человека, и только духовный путь и аскетический подвиг могут приблизить к пониманию триединства Божьего.

Вот почему так важно созерцание великого творения, описывающего трисолнечный свет православия. Оно позволяет через физический опыт, духовно принять единосущность Господа в трех образах.

Молитва Святой Троице

Верующие христиане, молясь «Отче наш», обращаются к Богу Отцу, Иисусовой молитвой - Богу Сыну, произнося «Царю Небесный, Утешителю» мы обращаемся к Святому Духу.

При этом, чтобы не впасть в язычество, в котором исповедуют трех богов, важно учитывать, что Божественные лица Триедины, Они не осознают себя как обособленные Личности. Потому молиться можно любой молитвой.

Существует так же непосредственное молитвенное обращение к Святой Троице:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Кто изображен на иконе Святая Троица

Основное учение в христианстве говорит нам, что существо Бога выражается в трех ипостасях – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Святая церковь учит, что эти образы неделимы, но и не слитны между собой. Каждый из них является символом Создателя проявляет высшую божественную сущность.

Непосредственное изображение божественного лика противоречит канонам христианства, ибо «Бога не видел никто и никогда» (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12), поэтому на святыне изображены три Ангела, олицетворяющие собой странников, явившихся Аврааму в 18-й главе книги Бытия. Узрев, что в физическом образе перед ним предстал сам Бог, Авраам с почтением принял у себя Путников. Со временем такая иносказательная символика и стала в иконографии традиционным способом изображения Господа.

Стоит отметить: существует несколько новозаветных изображений, где Бог Отец предстает в образе старца, Бог Сын – в образе Христа, а Святой Дух – в образе голубя. Но такие изображения не являются каноническими, т. е. не утверждены Православной церковью!

О чем просят и от чего оберегает Святая Троица

В молитве к Святой Троице, начинающейся словами «Пресвятая Троице помилуй нас», христианин просит простить его грехи, очистить от всякой скверны. Обращаясь к каждому Лицу по отдельности, верующий обращается к Единому Богу «имене Твоего ради» (а не «имён Твоих»).

Христианин осознает свои согрешения и просит Бога простить его, дать помощи, лекарства, чтобы преодолеть немощи - т. е. соблазн снова совершить этот же грех. И по вере, получает просимое.

Заключение

Каждому христианину необходима постоянная поддержка Господа, его руководство и помощь. Образ Святой Троицы – это прямая связь с природой Бога.

Любой молящийся перед этой иконой с покаянием и смирением получает доброту и поддержку Господа на духовном и мирском поприще.

Святая Троица

Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Для выражения ее в образе Православной Церковью принята икона Святой Троицы, передающая библейскую сцену явления трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Как указание на принадлежность их горнему миру, они изображаются в виде трех крылатых ангелов. Изображение это, основанное на конкретном историческом событии, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении. Как иконография, так и богослужение связывают начало этого обетования с его завершением в день Пятидесятницы, когда дается окончательное откровение Святой Троицы. Другими словами, икона Троицы как бы соединяет воедино начало ветхозаветной Церкви с установлением Церкви новозаветной.

В пятой книге «Евангельского доказательства» Евсевия Кесарийского, цитированной прп. Иоанном Дамаскиным в третьем слове в защиту святых икон, по поводу слов «явися Бог Аврааму у дуба Мамврийска» имеется сообщение о том, что изображение Святой Троицы в виде трех ангелов существовало с древнейших времен на месте явления трех странников Аврааму. Изображение это возникло в связи с особым почитанием как евреями, так и язычниками места явления у дуба Мамврийского, где совершались также и языческие жертвоприношения.

Св. Троица. Андрей Рублев. 1408–1412 или около 1425 г. ГТГ

Какой характер имело это изображение, мы не знаем. Во всяком случае, с древности Святая Троица изображалась как историческая библейская сцена с сидящими за трапезой под дубом ангелами, прислуживающими им Авраамом и Саррой и хоромами Авраама на заднем плане. На переднем плане часто помещается слуга, убивающий тельца. Расположение ангелов при видимой однородности представляемой сцены изменялось в зависимости от толкований, которые применялись к этому библейскому событию, и той догматической мысли, которую требовалось подчеркнуть. Так, например, одними святыми отцами посещение Авраама тремя странниками понималось как явление, хотя и косвенное, всей Святой Троицы, другими же – как явление Второго Лица Святой Троицы в сопровождении двух ангелов.

Гостеприимство Авраама. Роспись катакомбы на виа Латина. Рим. IV в.

Явление ангелов Аврааму. Гостеприимство Авраама. Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре. Рим. 430–440 гг.

Такое толкование не меняет понимания этого события как явления Троицы, ибо поскольку каждое из Лиц Святой Троицы обладает всей полнотой божества, то и присутствие Сына с двумя ангелами можно понимать как образ Троицы. В этом смысле явление это и толкуется богослужебными текстами, которые определенно говорят о нем как о явлении Святой Троицы: «Видел еси яко есть мощно человеку видети Троицу и Тую угостил еси яко друг присный, преблаженне Аврааме»; «древле приемлет Божество Едино Триипостасное священный Авраам…». В связи с учением Церкви и толкованием отцов, изображаемые ангелы располагаются иногда по принципу изокефалии, т. е. сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Святой Троицы при их неслиянности (например, в мозаике церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, V в., или в Коттоновой Библии того же времени в Британском музее в Лондоне). Кроме того, это равенство иногда подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов (например, в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.) и их атрибутами. В других случаях композиция строится пирамидально, с выделением среднего ангела как главного среди других.

Изображение трех библейских странников в виде ангелов в течение многих веков было единственной иконографией Святой Троицы, а в Православной Церкви оно существует и поныне как единственная из иконографий, соответствующая ее учению.

Наиболее полное соответствие учению Церкви образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем «Троица» Рублева, написанном прп. Андреем для Троице-Сергиева монастыря, как полагают, между 1408 и 1425 гг.и в настоящее время находящемся в Третьяковской галерее в Москве. Как и на других, более ранних иконах Троицы, здесь изображены три ангела, но обстоятельства их появления обойдены молчанием. Представлены хоромы Авраама, дуб и гора, но сами Авраам и Сарра отсутствуют. Не упраздняя исторического аспекта события, прп. Андрей свел его к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл. Отличает эту икону от других и основная форма ее композиции – круг. Проходя по верхней части нимба среднего ангела и обрезая частично внизу подножия, круг этот включает в себя все три фигуры, едва заметно проступая в их очертаниях. Такая композиция Троицы встречается и раньше, но лишь на панагиях, маленьких круглых иконках, и на донышках священных сосудов. Однако там эта композиция обусловлена самой формой предмета и отсутствием свободного места, а не догматической мыслью. Поместив фигуры ангелов в круг, прп. Андрей объединил их в одном общем, плавном и скользящем движении по линии круга. Благодаря этому центральный ангел, хотя и выше других, не подавляет их и не господствует над ними. Нимб его наклоненной головы, отклоняясь от вертикальной оси круга, и подножия, сдвинутые в другую сторону, еще более усиливают это движение, в которое вовлекаются и дуб, и гора. Однако в то же время этим наклоненным в одну сторону нимбом и сдвинутыми в другую сторону подножиями восстанавливается равновесие композиции, и движение задерживается монументальной неподвижностью левого ангела и хоромами Авраама над ним. И все же, «куда бы мы ни обращали наш взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии, линейные соответствия, формы, возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением, линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, – невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен».

Отечество с избранными святыми. Новгород. Начало XV в. ГТГ

Сопрестолие (Троица Новозаветная). Москва. Начало XVIII в. ГИМ

В иконе при. Андрея – и действие, выраженное в жестах, и общение, выраженное в наклонах голов и поворотах фигур, и неподвижный, безмолвный покой. Эта внутренняя жизнь, объединяющая три заключенные в круг фигуры и сообщающаяся тому, что их окружает, раскрывает всю неисчерпаемую глубину этого образа. Он как бы повторяет слова св. Дионисия Ареопагита, по толкованию которого «круговое движение означает тождество и одновременное обладание средним и конечным, того, что содержит, и того, что содержится, а также и возвращение к Нему (Богу. – Ред.) того, что от Него исходит». Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, Евхаристической Чаше с головой жертвенного животного. Прообразуя добровольную жертву Сына Божия, она стягивает движения рук ангелов, указывая на единство воли и действия Святой Троицы, заключившей завет с Авраамом.

Почти одинаковые лики и фигуры ангелов, подчеркивая единство природы трех Божественных Ипостасей, в то же время указывают на то, что икона эта ни в коем случае не претендует изобразить конкретно каждое Лицо Святой Троицы. Как и другие иконы, более ранние, это не есть изображение самой Троицы, т. е. трех Лиц Божества, поскольку Божество по существу своему не-изобразимо. Это та же историческая сцена (хотя и со сведенным к минимуму историческим аспектом), которая в проявлении Троичного действия в мире, Божественной икономии, символически раскрывает единство и троичность Божества. Поэтому при единообразии ангелов они не обезличены и у каждого из них определенно выражены его свойства в отношении действия его в мире.

Ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры, слева направо: верую в Бога Отца, Сына и Духа Святого. Полной неописуемости первой Ипостаси, которой и в Символе веры посвящены лишь скупые и сдержанные выражения, соответствует неопределенность и сдержанность расцветки верхней одежды левого ангела (нежно-розовый плащ с коричневыми и сине-зеленоватыми рефлексами). Пространному по сравнению с другими и точному вплоть до исторического указания («при Понтийстем Пилате») изложению о второй Ипостаси соответствует четкость и ясность цветов среднего ангела, одежда которого имеет обычные цвета воплотившегося Сына Божия (пурпурный хитон и синий плащ). Наконец, главный цвет третьего ангела – зеленый, цвет его плаща, который, по толкованию св. Дионисия Ареопагита, означает «молодое, находящееся в полноте сил», определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего Лица Святой Троицы. Тонко прочувствованная гармония красочных взаимоотношений иконы Троицы прп. Андрея составляет одно из главных ее очарований. Особенно поражает необычайной силы и чистоты васильковый синий цвет плаща среднего ангела в сочетании с золотистыми, цвета спелой ржи, крыльями. Четкой и ясной цветовой характеристике среднего ангела противопоставлены мягкие цвета двух других ангелов; но и в них врываются, сияя как драгоценные камни, яркие пятна синего. Объединяя в цветовом отношении все три фигуры, он как бы указывает, в свою очередь, на единство природы Лиц Святой Троицы и придает всей иконе спокойную и ясную радость. Таким образом, и в красочных сочетаниях этой иконы звучит та же жизнь, которой проникнуты ее образы, формы и линии. «Здесь есть и выделение центра, и цветовые контрасты, и равновесие частей, и дополнительные цвета, и постепенные переходы, уводящие глаз от насыщенного цвета к мерцанию золота (фона. – Л. У.), и надо всем этим сияние спокойного, как безоблачное небо, чистого голубца». Эту икону, с ее неисчерпаемым содержанием, гармонически уравновешенной композицией, величаво-спокойными фигурами ангелов, легкими, по-летнему радостными красками, мог создать только человек, унявший в душе тревоги и сомнения и просвещенный светом боговедения.

Св. Троица. Россия. XV в. ГРМ

Икона прп. Андрея остается до настоящего времени классическим образцом иконографии Святой Троицы. Сохраняются как основные ее тона, так и отдельные детали композиции и рисунка. Воспроизведенное здесь другое замечательное изображение Святой Троицы (см. с. 305) представляет собой очевидный список с иконы Рублева. Икона эта находится в Русском Музее в Ленинграде (Санкт-Петербурге. – Ред.) и считается написанной не позднее конца XV в. Здесь те же позы и фигуры ангелов, но расположены они уже не по кругу, а почти по прямой линии с едва заметным выделением среднего из них. Почти лишенные плеч фигуры еще более женственны, чем на оригинале. Композиция статичнее, и фигуры ангелов соединены между собой более тоном, чем движением. Сохраненные здесь основные цвета одежд даны приглушенными и сильно обобщенными. Общий тон этой иконы не свежий и ясный, как у Рублева, а сдержанный и теплый. Благодаря усиленному значению заднего плана вся сцена становится как бы ближе к земному, и открывшийся прп. Андрею в своем непостижимом величии образ приобретает здесь больше доступности, интимности и теплоты.

Из книги Совершенное супружество автора Веор Самаэль Аун

Глава 32. Божественная Троица Священные Писания Индии утверждают, что пупок, сердце и горло являются огненными центрами человеческого организма, и добавляют, что медитируя над указанными центрами, мы находим Учителей Сарасвати, Лакшми, Парвати или Гириха, в

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

Троица (Триада) Принцип первый: Атман, или чистый дух, является Абсолютом в манифестации. Это Отец Всего; Создатель, Хранитель и Разрушитель в Едином Целом, присутствующий во всем сущем.Принцип второй: Буддхи – это Духовная Душа, проводник, через который Атман выражает

Из книги Богослов, который сказал о Боге лишь одно слово автора Логинов Дмитрий

НЕБИБЛЕЙСКОЕ СЛОВО «ТРОИЦА» Пожалуй, в заключение стоило бы еще обратить внимание на то самое, что отмечается большинством религиоведов, говорящих о Троице. А именно: слово «Троица» – небиблейское (как, обыкновенно, выражаются эти религиоведы).Что это значит? Возьмем, для

автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Глава 7 Июнь. Зелёные Святки. Троица. Крещение кукушки. Духов день. Летние гадания. Заговоры В древнерусском календаре июнь назывался «светозар», что означает озаренный светом. Светозар у славян олицетворял юность, молодость, силу. Также существовали другие названия: изок,

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Зелёные святки – Семик. Троица (май-июнь) Зелёные святки (Семик) справлялись на Руси на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до праздника Троицы. У славян олицетворял окончание весны и начало лета. С принятием христианства на Руси языческий праздник был приурочен к

Из книги 1000 и один способ быть самим собой автора Некрасов Анатолий Александрович

ТРОИЦА Человек - это играющий с собой Бог, наслаждающийся игрой Бог, развлекающийся неведением владыка мироздания, забавляющийся иллюзией творец миров. Джананакришна Если Миропонимание не выстроено, нет цельной картины, и в нём много заблуждений, то не знаешь, куда

Из книги Мистическая Каббала автора Форчун Дион

Глава 7 Высшая Троица 1. Ознакомившись с обзором развития трех первых Божественных Эманации, мы теперь в состоянии получить более глубокое представление об их природе и значении, поскольку можем их изучать в их взаимосвязи. Это единственный способ изучения Сфирот,

Из книги Учителя и путь автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Глава XIII ТРОИЦА И ТРЕУГОЛЬНИКИ Божественная ТроицаМы знаем, что Логос нашей системы (а большинство людей, говоря о Боге, в действительности говорят именно о нём) троичен. У него есть три лица, или, скорее, он существует в трех лицах и действует через три аспекта. В разных

Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом (Другой перевод)] автора Найми Михаил

Глава 3 Святая троица и совершенное равновесие МИРДАД: Но, несмотря на то, что в своем «Я» центрированы вы, однако, все же, заключены в едином общем «Я» - и даже «Я» единое Всевышнего в том общем «Я» заключено.Божественное «Я» - святая вечность, нетленное, единственное

Из книги Эзотерическое христианство, или Малые мистерии автора Безант Анни

Глава IX. Святая Троица Каждое плодотворное изучение божественного Существования должно начинаться с утверждения, что оно Едино. Все Мудрецы утверждали это единство; все религии провозглашали его; все философии брали в основу: «Единый без второго». «Слушай Израиль, –

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Троя и христианская Святая Троица Мудрость, Жертва, Любовь - Троя.Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - Святая Троица.Нетрудно увидеть соответствие между Троей и Троицей:Бог Отец = Мудрость;Бог Сын - Иисус Христос = Жертва;Бог Дух Святой, оживляющий всё вокруг, = Любовь.Парис

Из книги Прощание без возвращения? [Смерть и потусторонний мир с точки зрения парапсихологии] автора Пассиан Рудольф

Троица (триединство) - тело, душа, дух «Есть тело душевное, есть тело и духовное», говорится в Первом послании к коринфянам, гл. 15, стих 44. (В немецком тексте Святого Писания эти слова звучат так: «Ist ein nat?rlicher Leib, so ist auch ein geistiger Leib». Nat?rlicher Leib можно перевести как «естественное,

Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро Стивен

Умеренный монотеизм и Троица Каждое воскресенье в миллионах церквей всего мира христиане подтверждают учение о вочеловечении, повторяя изъявление веры, принятое по требованию Константина на Никейском соборе в 325 году. Ядро Никейского Символа веры, по-прежнему

Из книги Библия Раджниша. Том 2. Книга 2 автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Нордическая мифология автора Торп Бенджамин

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ ТРОИЦА На одном из петроглифов Швеции эта Прагерманская Троица выглядит следующим образом: некие два Бога - один, очевидно, однорукий, другой, по всей видимости, двурукий, крутят большое кельтское колесо. Поясняя это изображение, Готтфрид Шпанут

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Святая Троица Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Для выражения ее в образе Православной Церковью принята икона Святой Троицы, передающая библейскую сцену явления трех странников праотцу Аврааму у дуба

Сюжет иконы «Святая Троица»

В основе сюжета иконы «Святая Троица» библейский рассказ (Ветхий Завет, Бытие, 18-я глава) о явлении праведному праотцу Аврааму Бога в образе трех странников:

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам <…> И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

После трапезы странники предсказали супругам, что исполнится их мечта – родится у них сын. Не в силах поверить в это, старики смутились, но услышали ответ: «Разве есть что-нибудь трудное для Господа?», чуть позже Авраам получает объяснение: «И сказал Господь: Утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд».

Многие богословы были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы. Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, – исповедал Единого Бога в Трех лицах». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Владыка!» в единственном числе.

Так праведные Авраам и Сара узнали, что их посетил сам Бог в виде единой неразделимой Троицы. Изображение этого сюжета в иконописи стало называться Троицей Ветхозаветной.

Об иконе «Святая Троица» Андрея Рублева

Основой для создания своей Троицы в школе кузнецовского письма иконописец Юрий Кузнецов взял рублевскую Троицу. Да и как могло быть иначе – только этот образ, заключенный в единую круговую композицию, написанный в светлых, плывущих, воздушных, как легкая ткань, тонах по сей день олицетворяет собой представление о единстве троичного, неделимого Божия Существа, где Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой – три ипостаси Божиих, неотъемлемых и нераздельных, являют собой весь смысл и красоту христианства.

Светлая личность иконописца XXI века, исполнившего этот Пречистый, Пресвятой образ в неповторимых, блистающих красках, не противоречит серебристому сиянию рублевского письма, но продолжает традицию духовно-философской идеи Андрея Рублева и его друга Даниила Черного о свете, о единстве, о смирении и мире внутри и вне нас…

Село Радонеж находится недалеко от городка Сергиев Посад, в советский период – Загорск. Сергиев Посад вырос вокруг Троице-Сергиевой лавры, которая усилиями Никона Радонежского – друга и верного ученика преподобного Сергия Радонежского, родоначальника обители, ныне стала одной из крупнейших территориальных святынь земли Русской, привлекая к лицезрению и поклонению ее иконописным и архитектурным сокровищам паломников и посетителей не только из России, но и со всего мира.

А в XIV–XV веках по-над рекой Пажей возник Радонеж – маленький городок в уделе московских князей. Теперь до того места можно добраться от станции Семхоз Московской железной дороги автобусом или автобусом же – от вокзала Сергиева Посада. В летописном источнике XVII века ситрики нашли сведения об «Андрее Радонежском иконописце прозванием Рублев», написавшем икону «Троица» по заказу старца Никона Радонежского, у которого Андрей Рублев жил как инок-послушник, возможно, еще при последних годах жизни и самого святого Сергия.

Икона сия прославила преподобного Сергия и стала отправной вехой в изучении всего наследия Рублева и его друга Даниила Черного, которое не исчерпывалось только «Троицей». Росписи Успенского собора во Владимире, создание уникального Звенигородского чина храмовой росписи, оформление Евангелия Хитрово – предоставляют нам значительные сведения о рублевском наследии.

Святитель Никон, унаследовавший управление основанной преподобным Сергием обителью, ушел из жизни в 1427 году, но поскольку икона по его повелению должна была быть написана при его жизни, то и рождение иконы может обозначаться этим временем. Икона была написана для Троицкого собора, устроенного Никоном в 1422 году на месте обретения мощей преподобного Сергия. Но земли тех мест были обескровлены нашествием хана Едигея в 1408 году, и, к великой печали, монастыри имели скудные средства. В этих условиях Никон Радонежский призвал создать убранство воздвигнутого по его повелению Троицкого собора – фрески и иконы – иконописцев Андрея Рублева и иных, также, не исключено, его друга Даниила Черного, находившихся в то время в Москве, в Андрониковом монастыре, хотя по поводу последнего наверняка не известно.

Это были годы, когда Андрей Рублев был уже в преклонных годах. Великий иконописец Святой Руси родился примерно в 1360 году, умер в 1430 году, но его творческие силы, по милости Божией, были настолько велики, что перед тем как он преставился, ему, вместе с давним другом Даниилом, довелось после Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры создать иконописное убранство Спасского собора в Андрониковом монастыре.

Откуда он черпал такие уникальные образы, такие тона, такие композиции? Безусловно – из Первоисточника, от Духа Святаго, который водит рукой любого истинного иконописца, создателя иномирных образов мира горнего, лик которых освещает и освящает нашу жизнь в дольнем мире? Преподобный Иосиф Волоколамский (9/22 сентября) в своих описаниях свидетельствует, что Андрей Рублев и Даниил Черный на Пасху и в прочие дни, свободные от трудов, часто подолгу предстояли перед иконами в любовании и почтении, преисполняясь света, который непрестанно источают на нас святые лики. Это тихое молитвенное предстояние давало им и силы и являлось бесконечным источником вдохновения.

Рублевская манера, которая выделяет его письмо изо всех иных, и стала основой Звенигородского чина. Она несет в себе признаки византийского искусства, берущего начало в греческой манере христианской иконографии и религиозных литературных памятниках Византии, благодаря которым сложилось нынешнее православное богослужение. Соединившись с мировоззрением древнерусской славянской традиции, оно дало уникальный сплав, из которого выросла вся русская иконография, и в ней – рублевская школа, равной которой нет.

В царствие Иоанна Васильевича Грозного на Стоглавом соборе 1551 года было вынесено постановление, которое определенным образом возвело наследие и иконописный стиль почившего почти век назад иконописца Андрея Рублева, прозванного как и преподобные Сергий и Никон Радонежским, в практически канонический чин, утвердив всенародную славу рублевской школы.

Шло время, и большинство рублевских творений было записано позднейшей иконописью, но слава его имени все еще цвела. Известный реставратор В.П. Гурьянов первым начал открывать «Троицу», освобождая ее от более поздних записей. Она хранилась в окладе, почти полностью закрывающем изображение, и когда его сняли, а затем сняли три слоя напластований, последним из которых оказалась обычная палехская роспись XVIII века, то взорам открылось, поразившее всех истинное откровение русского иконографического искусства.

Икона окончательно освободилась от поновлений лишь в 1919 году. Тогда «Троица» Андрея Рублева предстала в своем начальном облике. По ее художественным и иконографическим признакам была отныне определена московская иконописная школа, где исконная славянская традиция Руси соединилась с христианской культурой Византии, чьи истоки берут начало в античных эллинских традициях, связанных со всем древним искусством Ойкумены. «Троица» Андрея Рублева хранится в собрании Третьяковской галереи в Москве.

Особенности иконографии и символика «Троицы» Андрея Рублева

Преподобному Андрею Рублеву в своей иконе «Святая Троица» удалось достичь наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы, воплотить главный догмат христианства. Согласно богословской традиции, Троица выражает идею Бога, сущность которого едина, но бытие есть личностное отношение трех ипостасей. В православном учении Троица именуется Единосущной, Нераздельной, Живоначальной и Святой.

Ранее в троичных иконах, изображавших известный ветхозаветный сюжет из книги Бытия, иконописцы, как правило, передавали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сары сидят за накрытым столом в тени большого дуба. На иконах изображались фигуры Авраама и Сары, отрока, закалывающего тельца, всевозможные атрибуты трапезы. За таким изображением этого события закрепилось название «Гостеприимство Авраама».

В отличие от них, Андрей Рублев отказался от подробностей, и из иконы исчезло все сиюминутное, уступив место вечному. Исчезли фигуры Авраама и Сары, богатая сервировка стола сменилась одной чашей – символом жертвы. Это уже не трапеза – перед людьми совершается таинство искупительной жертвы. Из всех подробностей в верхней части «Троицы» остались дом Авраама в виде украшенного колоннами сооружения, похожий на ветку коренастый Мамврийский дуб и нависающая скала – обозначение пустыни, откуда пришли странники.

Основную часть пространства иконы занимают сидящие за столом три ангела. Единосущность на иконе Рублева передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл – в ознаменование Божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния.

Совершенно естественно возникает вопрос: какое Лицо Святой Троицы с каким ангелом следует отождествить? Мнения высказываются самые разные. Здесь хочется привести слова глубокого знатока иконописи академика Бориса Раушенбаха: «Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей. Меняется лишь толкование жестов, но никак не кардинальное качество иконы, которым естественно считать полноту выражения догматического учения о Троице».

Варианты различных рассуждений на эту тему можно подразделить на три группы.
Согласно первому мнению, центральная фигура отождествляется с Богом Отцом, по правую руку от Него, одесную (для нас слева), помещается Бог Сын («И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19)). Соответственно фигура правого ангела – Бог Святой Дух. Это толкование показывает иерархичность личностных отношений внутри Святой Троицы. От Бога Отца извечно рождается Бог Сын и исходит Бог Святой Дух. Центральное место на иконе (условно главное) отдается, таким образом, Богу Отцу – «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28).

Второе мнение основывается на том, что в деле спасения человеческого рода центральное место занимает Бог Сын. В честь него названы религия и каждый ее представитель. Соответственно в данном случае за Лицом среднего ангела закрепляется Лицо Бога Сына. Сторонники этого мнения подкрепляют свои рассуждения толкованием подробностей, изображенных на иконе. Среди них цвет и детали одежды центрального ангела, говорящие о том, что он является посланником для спасения мира, символическое «Древо жизни» за его спиной, повторение контуров жертвенной чаши, образованной силуэтами боковых ангелов, внутри которой оказывается средний ангел, то есть Бог Сын – Иисус Христос. Это толкование было так широко распространено, что некоторые иконописцы стали ставить над головой среднего ангела надпись: IC XC (Иисус Христос) и крестчатый нимб, какой может быть только у Спасителя.

Бог Отец, согласно этой точке зрения, изображен слева, в облике его читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, взгляд обращен к другим ангелам. Два других ангела в молчаливом почтении склонили к нему голову. Его прямой благословляющий чашу жест отличается властностью, тогда как «обратный», принимающий жест среднего ангела выражает покорность воле Бога Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Над головой Бога Отца изображены палаты – символ мироздания, построенного «Творцом неба и земли». Третий ангел изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета, подчеркивающей ипостась Святого Духа, именуемого Животворящим. С давних времен церковная традиция закрепила зеленый цвет за третьей ипостасью Святой Троицы. Этот цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Изображенная над третьим ангелом гора является символом святости, символом горнего мира. Приверженцы этого взгляда говорят, что ангелы расположены на иконе в порядке, согласном Символу веры: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Общий смысл третьей точки зрения может быть выражен решением Стоглавого собора о том, что иконы Святой Троицы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублева, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица».

На Седьмом Вселенском соборе было утверждено право изображать на иконах Спасителя Иисуса Христа как Бога воплотившегося, а следовательно, и утверждено правило о невозможности изображения Бога Отца как не воплощавшегося и по-прежнему невидимого и неописуемого. Отцы Стоглавого собора, запрещая отмечать на иконе Святой Троицы различные ипостаси, хотели, чтобы икона Святой Троицы прочитывалась как единый, общий символ всей Святой Троицы, удерживая иконописцев от нарушения канона (изображения Бога Отца, который не изобразим).

Композиция иконы Андрея Рублева указывает на устремленность к евхаристической чаше, символизирующей Великую Жертву, – готовность одного из трех Лиц Божества принести себя в жертву ради спасения человеческого рода, в этом движении выражена нераздельность Святой Троицы. Чаша – смысловой центр иконы. Три ангела как будто находятся в сокровенной безмолвной беседе об участи человеческого рода. Андрей Рублев не обозначает лиц Божественной Троицы, на иконе нет надписей, нет перекрестья на нимбе Христа, что создает образ неразрывного союза, согревающего и спасающего жизни.

Все линии в иконе «Святая Троица» – очертания фигур, нимбов, крыльев – вписаны в плавное круговое движение, создавая ощущение завершенности и покоя. Круг – фигура, в которой с древнейших времен люди видят олицетворение идеи Вселенной, мира, высшей гармонии, единства.

Значение иконы


Каждое ветхозаветное событие несет в себе для сведущего верующего явно различимую параллель с событиями Нового Завета. Так и образы трех ветхозаветных странников в ангельском обличье за трапезой под дубом Мамврийским в доме Авраама и Сары (Быт. 18), родоначальников всех колен израильских, напоминают нам о другой трапезе – о Тайной вечере, где Сын Божий в Евхаристии соединил через учеников своих все человечество во имени Христовом. В «Житии Сергия Радонежского» упоминается, что Троицкий храм в Сергиевой лавре был воздвигнут затем, чтобы ««взиранием на него побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира», ибо все мы едины во Христе, и через это единство утверждается всемирное братство всех душ, призванных к жизни до нас, ныне и после нас.

Помимо многих молитв, созданных в разные века во славу Пресвятой Троицы, главный догмат Святой Троицы отражен в важнейшем творении – Символе веры, составленном на Первом (Никейском соборе) 325 года и окончательно утвержденном как единый документ на Константинопольском соборе 381 года.

Теперь в Никео-Цареградском Символе, который читается во время всех богослужений и таинств, заложена идея христианского догмата о Пресвятей Троице Единосущней и Нераздельней. В стихах Символа веры он заложен везде, но основные его постулаты наиболее твердо звучат в 1-, 2- и 8-м стихах.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день, по Писанием.
6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.

Однако и в молитвенном порыве человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, и человеку дано знать лишь часть Божественного бытия. Для разъяснения тайны Святой Троицы Святые Отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа, – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Написанная в похвалу Сергию Радонежскому для Троице-Сергиева монастыря, икона Андрея Рублева «Святая Троица» наполнена мировоззрением преподобного Сергия о единении и христианской любви. Нравственная бодрость и духовная стойкость, воспринятые от преподобного Сергия Андреем Рублевым, позволяют ему показать своим искусством «что совершенство и справедливость не противоречат человеческой природе». М.В. Алпатов в своем очерке «Андрей Рублев и русская культура» пишет: «Он представил желанное людям блаженство в столь привлекательном виде, что богословские споры и небылицы мнимых очевидцев теряли всякий смысл. Не выходя из своей роли художника, ограничиваясь изображением того, чего все искали, он внушал людям веру в возможность осуществления на земле и мира, и согласия, и любви. Заметьте, это происходило в те годы, когда страну раздирали братоубийственные распри, в мире было много жестокого, неразумного, царили произвол, недоверие».

В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к духовному единству, взаимной любви, объединению страны. Искусствовед, глубоко верующий человек И.К. Языкова в своей книге «Богословие Иконы» пишет: «Образ Святой Троицы есть, прежде всего, образ единства – образ, данный для нас, чтобы нас исцелять (“исцелять” – от слова “цельный”). Спаситель молился накануне Своих страстей: “… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня”» (Ин. 17.21). И да будет так.

Любой церковный праздник – это, если угодно, многослойный пирог с самой разнообразной начинкой. Тут есть все вкусовые сочетания – от классических до оригинальных.

Вот и праздник Троицы отлично вписывается в эти закономерности. Церковные каноны, библейские истории и, конечно, народные традиции – все это запечатлено в культурной памяти.

А еще – на холстах бессмертных полотен, которые дожили и до наших дней. Известные фото Троицы, легендарные иконы, шедевры мировой живописи – все это можно увидеть прямо сейчас.

Кто не знает иконы Святой Троицы? На ум сразу приходит Андрей Рублев, хотя, конечно, есть и другие каноничные изображения.

Вот, например, зырянская икона Троицы. Создана она еще в 14 веке коми-зырянскими мастерами. А надписи на холсте сделаны древне-пермским языком. На фото иконы видно, что поверх Пресвятой Троицы изображено растение – это символ дуба Авраама.

А причем здесь дуб? Об этом подробно рассказывается в следующем разделе.

Троица ветхозаветная 16 век

Интересно, что первая символическая встреча с Троицей описана еще в Ветхом завете, за много веков до появления Христа и Святого Духа на земле.

Всем известен Авраам – родоначальник израильского народа. Его жена Сара долгое время не могла зачать, хотя Бог и обещал Аврааму огромное потомство. Этот парадокс легко разрешился благодаря чуду: 90-летняя женщина забеременела от 100-летнего мужчины, и в семье наконец-то родился первенец.

А ровно за год до этого события к Аврааму пришли три весьма необычных путника. Хозяин их принял весьма гостеприимно, хотя долгое время и не догадывался, что это посланники Бога.

Все шло по классическим канонам – гости наслаждались трапезой, как вдруг один из них сказал, что через год у Авраама родится сын. Сложно было поверить, и Сара, невольно подслушавшая разговор, даже усмехнулась. Однако в итоге все произошло ровно так, как сказали посланники.

Считается, что это были три ангела, которые явились прообразом триединого Бога – Отца, Сына и Духа Святого. Произошли эти легендарные события в священной дубраве под названием Мамрэ.

Вот почему на многих иконах Пресвятой Троицы обязательно изображают ветвь дуба.

Слева и справа, как можно догадаться, изображены Авраам и Сара. Они были призваны на служение Господу, ведь он сотворил для них великое чудо – в столь почтенном возрасте у пары родился первый (и единственный) сын. А в центре полотна мы видим образ триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.


Если говорить о том, кто изображен на этой иконе Святой Троице, то все соответствует церковным канонам: слева Бог Отец (первая ипостась), по центру – Бог Сын (вторая ипостась) и справа – Бог Святой Дух (третья ипостась).

Троица ветхозаветная 16-17 вв.

Подобные иконы называют ветхозаветными. Изображения творили мастера в 16 и 17 веках. Вот, например, творение иконописца Симона Ушакова, датированное 1671 годом. Ныне полотно хранится в Третьяковской галерее.


Икона «Троица» Симона Ушакова

Нетрудно догадаться, что изображено на иконе Святая Троица – это образ триединого Бога. Причем на иконе Ушакова мы видим только три лица Господа, без других героев.

Впоследствии это изображение подвергалось неоднократному творческому переосмыслению, хотя сюжет и формы оставались одинаковыми.

Святая Троица в бытии

Поскольку эта история описана в книге Бытие (глава 18), ниже представлено фото иконы Святой Троицы в бытии. Это настоящее полотно, на котором символично изображен и дуб из священного места Мамрэ, и беседа Авраама и Сары за столом с триединым Богом.

А значение этой иконы с Троицей в бытии несколько другое. На полотне мы видим того самого обещанного сына – мальчика по имени Исаак. Господь исполнил свой обет и сотворил чудо.

И сегодня он нисколько не изменился, а значит, чудеса случаются и в наш век.

Троица ветхозаветная с хождением

Сходное значение имеет и эта икона со Святой Троицей, фото которой показано ниже. Те легендарные путники, очевидно, шли издалека. И после встречи с Авраамом они исчезли так же быстро, как и появились.

Это хождение стало добрым знаком, ведь ровно через год в семье действительно появился долгожданный наследник. Икона Троицы ветхозаветной с хождением (или в хождении) хорошо передает эту радость. Причем здесь сюжет дополняется тем, как сын Исаак приносит в жертву барана.

Этот образ отражает знаменитую историю о том, как Авраам чуть не заколол собственного сына, которого Бог потребовал принести в качестве жертвоприношения. Авраам почти исполнил этот приказ, но ангел вовремя остановил его.

Таким образом Господь проверил верность своего слуги – и результат оказался выше всяких ожиданий. А затем в качестве жертвы закололи того самого барана, на котором сидит изображенный Исаак.


Икона Троица — 14 век

Эту же тему развивает и икона Троицы, фото которой выглядит так.


Здесь хорошо показана сама сцена застолья: видно, с каким почтением Авраам и Сара служат триединому Богу. Сегодня это творение 14 века хранится в Эрмитаже.

Троица Андрея Рублева

Итак, понятно, кто изображен на иконе Святая Троица, но что она означает? Ответ можно найти на знаменитом полотне Андрея Рублева, которая также известна под названием «Гостеприимство Авраама» (15 век).


Это классический образ, созерцание которого действительно настраивает на раздумья о вечном. Если долго смотреть на икону, складывается впечатление, что нарисован один и тот же лик.

В этом есть свой глубокий смысл: Отец, Сын и Дух Святой – это триединый Бог. Один как три, и три как один – вот она, непостижимая сущность божественной природы.

Троица в окладе (икона)

А это изображение даже не картинка, а своеобразный золотой футляр – оклад, под которым скрывается всем известная икона Андрея Рублева. Казалось бы, кому и зачем понадобилось скрывать это произведение искусства под слоем золота?

Идея пришла в голову Ивану Грозному, который не желал, чтобы святыня была доступна взорам даже ближайшего окружения. Интересно, что вскоре после смерти царя его преемник Борис Годунов повелел покрыть изображение еще одним слоем золота, а еще бриллиантами и сапфирами.

Символично, что такой «футляр» прожил более 4 веков и во многом сохранил классическое изображение от губительного действия времени. Но все же вечной оказалось сама святыня, а не золотой слой.

В 1904 году осадок убрал реставратор Василий Гурьянов, и тогда взорам всех желающих предстала та самая Троица, которую сегодня знают очень многие люди, даже те, кто далек от религии.

Что ж, «жизнь коротка, искусство вечно» (лат. «Vita brevis, ars longa »), как говорили древние.

Святая Троица — Тициан

Сюжет с Троицей использовался для создания как иконописных изображений, так и светских картин, многие из которых вошли в золотую коллекцию мировой живописи.

Это одно из самых необычных, пафосных изображений Троицы – Отец, Сын и Дух Святой восседают в небесах, в руках у них символы власти – скипетр и держава. Картина написана почти 500 лет тому назад.

Троица: ренессанс

Это фото иконы с днем Святой Троицы выглядит очень уютно благодаря обилию песочного и янтарного цвета. Изображение триединого Бога сделано довольно символично: Сын беседует с Отцом, передавая ему корону.

А где-то вдали, куда Бог указывает перстом, летит Святой Дух в образе голубя. Ангелы в небе, люди на земле – гармоничное зрелище, настраивающее на мирный лад.

Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.

Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.

Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.


А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.

Поклонение Святой Троице

А это уже не просто фото Святой Троицы, а настоящая панорама, которую без преувеличения можно разглядывать часами. Творение Альбрехта Дюрера, созданное им в 1511 году, сегодня хранится в знаменитом венском Музее истории искусств.

На главном плане – распятие Христа. Чуть дальше – Отец, который по великой милости сам отдал Сына в жертву для спасения всего человечества. Еще выше, в небесах, парит Дух Святой в виде голубя. Он навевает ощущение безмятежности и свободы. Там же, в небесах, мы можем видеть многочисленных ангелов.

Ну а чуть ниже на двух ярусах располагаются люди, поклоняющиеся Троице. Это спасенные души, которые остались на небе после Страшного суда – теперь они вечно будут блаженствовать и прославлять триединого Бога.


Фреска Мазаччо «Троица»

А вот этой фреске уже почти 600 лет. Она была написана знаменитым флорентийским художником Мазаччо, которому был отпущена совсем короткая жизнь – живописец не дожил и до 27 лет. Однако это не помешало ему увековечить свою память в виде бесценных шедевров мировой живописи.

На фреске изображен распятый Христос, однако в отличие от большинства подобных изображений на заднем плане мы видим Отца, который поддерживает его.


Икона «Троица» Иеронима Косидо

Сюжет с Троицей довольно часто использовался мастерами средневековья и эпохи Возрождения для создания великолепных картин. На них изображались лики триединого Бога, распятие Христа, служение Авраама трем ангелам.

Эти изображения, конечно, не относятся к иконам. Более того – даже среди светских картин их можно встретить значительно реже, чем, например, коронование Богородицы.

Традицию рисовать три лика в одном лице заложил мастер эпохи позднего Возрождения Иероним Косидо. Такие картины были призваны показать триединую природу Бога и как бы объяснить неверующим людям это важнейшее положение христианской веры.

Однако подобный стиль так и не смог прижиться. Конечно, вкусы у всех разные, но в данном случае можно почувствовать явный диссонанс.

Таким образом, вопрос о том, какие Святые изображены на иконе Троицы, не вполне правильный. Ведь на полотнах всегда изображен сам Бог в его трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа. А Авраам и Сара – это верные его слуги, которые остались преданы Господу до конца.

Поэтому икона Святой Троицы – это не только образ триединого Бога, но и зримое доказательство того, что Всевышний исполняет свои обещания, а значит, все наши светлые желания – сбудутся.

Православные христиане уже начали подготовку к одному из самых больших праздников — Троице. В этом году он приходится на 23 июня. В праздновании Святой Троицы смешались языческие и православные традиции. Верующие в воскресенье с утра обязательно идут в церковь с букетами из душистых трав, тонких березовых и яблоневых веточек. Их окропляет святой водой священник, облаченный в зеленые одежды. Пол в храме и в домах застилают скошенной травой и цветами. Прихожане у иконы «Святой Троицы». При этом многие обращают внимание, что эта икона может выглядеть по-разному. Так, в одном случае на иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. В другом случае Бог Отец имеет вид старца, рядом с ним – Иисус Христос, а вот Дух Святой изображен в виде голубя. С чем же связаны эти различия?

Троица Ветхозаветная

Икона, где Святая Троица — это три ангела, именуется Ветхозаветной. Такое изображение основано на библейском повествовании.

– Еще во времена Ветхого Завета, был такой патриарх Авраам, которому было явление трех ангелов. Это было явление Троицы, – поясняет Ему явились три ангела, которые возвестили ему: его супруга Сара родит ему потомство великое, хотя они были уже довольно престарелыми людьми. И когда это исполнилось, Авраам понял, что ему было явление Бога. И с того времени каноническое изображение признается Святой церковью в виде трех ангелов.

Ветхозаветная «Святая Троица» изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сара находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три Ангела. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца. Он символизирует новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения – жертвенная любовь. Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Бог-Сын выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.

Новозаветная Троица

Здесь Бог Отец изображен в виде старца. В нимбе над его головой – те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие «Сущий». Хотя сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой — орудие Спасения, Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что именно так Он явил Себя при Крещении Спасителя.

– Икону, где изображены Господь Саваоф (одно из библейских имен Бога Отца) , Господь наш Иисус Христос и Дух Святой в виде голубя, мы не отвергаем. Оно также присутствует в наших храмах, – говорит протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор). – Но будем говорить, что это для того, чтобы мы могли понять Святую Троицу. Мы знаем, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но видя на иконе Трех Ангелов Святых, та бабушка, которая приходит в храм, не может постичь этого. Для большего вразумления этой бабушки, не сведущей в догмате Троицы, изображается вот такая более понятная для прихожан икона.

Говорят, что нельзя изображать Бога Отца, – продолжает тему протоиерей Роман Викнянский (храм Владимирской иконы Божьей Матери) , – но каждый человек изображен по образу и по подобию Божию. Поэтому мы изображаем Бога Отца в образе старика с седой бородой, ведь сам Господь явился нам образе человека сына Девы Марии. То есть, если бы Бог имел какое-то другое изображение, то на верняка, по моему мнению, сын явился бы в каком-то другом образе, не человека. Даже те ангелы, которые являлись людям, они всегда являлись в образе человека. И никак по-другому. К этому церковь относится довольно позитивно. И в том, что Бог Отец изображается в образе престарелого человека, никакого канонического отступления нет.

Отечество

Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный в младенческом или отроческом возрасте. Над ними, как и на иконе «Новозаветной Троицы», — Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется «Отечество». Эти два изображения Святой Троицы, строго говоря, являются неканоническими, но нередко встречаются в православных храмах.

Символичность «Троицы»

Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия, как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, треугольник (пирамида) имели символическое значение.

– Много символов есть в обыденной нашей жизни, – рассказывает протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор). – И когда люди начинают разбираться в этом всем, вникать, то иногда приходят к мнению, что пирамида имеет масонское значение. Нет, здесь все иначе. Есть такие десять свойств Божьих, которые подчеркиваются в символах. Один из них — это треугольник (а не пирамида) — это символ всезнания и того, что Бог — вездесущ. Глаз – это Всевидящее око. Это образ Бога Отца. То есть Бог вездесущ, он все видит, все знает.

Но в одном все священники солидарны: даже если вы не разбираетесь во всех этих нюансах и тонкостях, главное – иметь Бога в сердце, быть искренним в молитве и соблюдать «золотую середину» во всем.

Некоторые отличия канонического и академического письма

– Канонический и академический стиль написания икон отличаются.Например, в Верхнем храме Спасо-Преображенского собора иконы написаны в академическом стиле, в Нижнем храме — в каноническом, – уточняет протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор).

Каноническое письмо:

Неканоническое (академическое) письмо:

  • Ярко выраженная чувственность и эмоциональность.
  • Отсутствие Иисуса Христа или его подмена ангелом.
  • Многочисленные необязательные детали, относящиеся к земному.
  • Возможно отсутствие важных символических элементов.

Молитва Святой Троице

Пресвятая Троица, помилуй нас! Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

История возникновения праздника

Праздник Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Произошло это в пятидесятый день после воскресения Христова. Именно с этого момента начала свое существование Церковь Христова. Можно сказать, что праздник Троицы — это своеобразный День рождения Церкви.

А в древности славяне праздновали в это время проводы весны и встречу лета: именно тогда сложилась традиция ходить на кладбище и обметать могилы ветками березы, чтобы умилостивить и успокоить духов умерших предков. Считалось, что в этот день ветви дерева обретают особую целительную силу.

Травы, освященные в церкви, и по сей день принято высушивать и бережно хранить до следующего года. Их используют только в крайнем случае, например, при лечении тяжелых болезней. Отмечали праздник Святой Троицы и на природе. Расстилали на траве зеленые скатерти, специально приготовленные к празднику, караваи украшали цветами и зеленью. Девушки затевали игры и гадания: бросали ложки в березу, чтобы узнать, кто из них выйдет замуж первой, катались на лодках, щедро украшенных зеленью. Для гадания на Троицу принято было плести венки и бросать их в воду. Если утонет веночек - к беде, завертится на месте - к разладу и раздору в семье, поплывет – быть удаче, к скорой свадьбе. Многие из этих традиций исчезают, но и сейчас люди в день Святой Троицы выезжают за город, устраивают праздники, а особо инициативные организуют костюмированные гуляния. Верующие же православные в этот день предпочитают провести в молитве.

Выбор редакции
Cтартует XI Всероссийский конкурс публикаций о проблемах местного самоуправления «Власть народная». Дедлайн конкурса: 31 мая 2017 года....

Александр Морозов считается одним из самых ярких артистов отечественного юмора. На его концерты приходят тысячи поклонников не только в...

На кулинарном проекте «Все буде смачно» продолжается парад бабушкиных рецептов. И сегодня для вас все будет в шоколаде, ведь главное...

В середине 90-х Наталья Штурм была поразительно популярна. Тогда ее песня «Школьный роман» звучала на всех дискотеках. Теперь же артистка...
» снова праздник кулинарных изысков. Продукт этой недели — сливы и вы научитесь готовить невероятно оригинальные и вкусные блюда из...
Вот уже вторую неделю в интернете продолжаются баталии между сторонниками и противниками Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича...
В этом выпуске вы научитесь готовить изысканную французскую закуску — печеночный паштет. Кулинар Алла Ковальчук раскроет секреты...
Свами Даши Перерождение © Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2017 * * * Посвящается моим Учителям Точка невозврата В мое время, когда...
Почему так много людей воодушевляется при прослушивании пения Фредди Меркьюри? Что в его голосе кажется человеческому уху таким...
Популярное