Детство, растоптанное войной. Когда увеличат пенсии и предоставят льготы «детям войны»? Трудности детей без отцов в послевоенное время


В 2017 году в России наконец-то будет принят законопроект и «детям войны» увеличат пенсии, а также предоставят дополнительные льготы. Тем не менее далеко не все граждане нашей страны знают о том, какие льготы из бюджета им положены, но стоит заняться этим вопросом вплотную, как выяснится, что почти каждый взрослый гражданин имеет право на их получение.

Может быть, есть льготы, которые касаются ваших близких родственников, но они их не получают по незнанию?

  1. Ветеранам ВОВ и боевых действий, их семьям.
  2. и инвалидам.
  3. Гражданам, имеющим государственные награды.
  4. Многодетным семьям.
  5. Малоимущим гражданам.
  6. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
  7. Реабилитированным лицам, их семьям.
  8. Детям до 16 лет.

Из тех людей, кто подал заявление и предоставил необходимые документы, льготы предоставляются в первую очередь наиболее нуждающимся гражданам.

Все социальные доплаты делятся на несколько категорий: медицинские, проездные, жилищные, налоговые, и прочие.

  • Жилищные – предусматривают снижение оплаты за коммунальные услуги или факт предоставления жилья безвозмездно.
  • Медицинские – льготы на приобретение лекарств.
  • Налоговые – предоставляются в виде вычетов по уплате налоговых сборов.
  • Проездные – бесплатный проезд в городском транспорте или льготы при приобретении билетов на междугородный проезд.

Каждый регион, исходя из своего бюджета, имеет право на предоставление своих дополнительных льгот: на протезирование, льготные билеты на авиаперелеты и др.

Официального подтверждения статусу «Дети войны» нет на федеральном уровне. Но проект закона о том, чтобы присвоить этот статус гражданам, родившимся в 1928-1945 г.г., рассматривается Государственной думой несколько лет.

Регионы принимают подобные законы на своём уровне. Около 20 областей России приняли постановления о льготах детям войны, и им предусмотрена их выплата.

В некоторых областях данное понятие толкуется с дополнениями в виде определения «сироты войны».

Конкретные действующие льготы для детей военных лет в некоторых областях РФ:

  1. Обслуживание в медицинских и социальных учреждениях вне очереди.
  2. Ежемесячные денежные выплаты. Сумма разная в разных регионах. В основном они приравнены по статусу к труженикам тыла.
  3. Скидки на оплату коммунальных услуг – могут быть разными в различных регионах.
  4. Бесплатное предоставление лекарств по предписаниям медиков.
  5. Право бесплатного проезда в городском транспорте.

Граждане, которые имеют право причислить себя к данной категории, должны подтвердить свой статус документально.

По положению, предложенному в проекте закона, к гражданам данной категории следует отнести тех, кто родился в Советском Союзе с 1928 по 1945 г.г. Эти люди не принимали участия в военных действиях, но пострадали от тягот войны. Некоторые были вывезены в концентрационные лагеря, другие, будучи детьми, трудились в тылу, заменяя взрослых.

Сегодня возраст этой категории людей колеблется в диапазоне от 88 до 93 лет. Они остались без детства. Государство считает своей обязанностью обеспечить им спокойную старость, предоставляя различные льготы. Но пока предоставление льгот организовано только в нескольких регионах.

В 20 областях РФ льготы действуют несколько лет: Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской и др. Выплаты небольшие, но и они для пенсионеров всегда кстати. Льготы, положенные детям военных лет, приравнены к льготам ветеранов тыла, например, в г. Челябинске, Санкт-Петербурге, в Москве.

К этой же категории относятся люди, оставшиеся сиротами во время войны. Если закон будет принят на общегосударственном уровне, то во всех областях они будут приравнены к ветеранам тыла, и денежные доплаты к их пенсиям возрастут значительно.

Чтобы получить статус, граждане с соответствующим годом рождения должны написать заявление в органы соцзащиты, предоставив свой паспорт, как подтверждающий документ. Дополнительных документов не требуется. Через 2 недели ему выдадут удостоверение о присвоении регионального статуса «ребёнок войны».

Перспективы утверждения законопроекта в 2017 г.

В 2013 г. КПРФ внесла проект закона об установлении статуса «дети войны». Суть их предложений заключается в предоставлении льгот:

  • Ежемесячные выплаты в сумме 1000 рублей.
  • Ежегодная бесплатная диспансеризация.
  • Проезд на всех видах городского и междугородного транспорта бесплатно.
  • Внеочередное определение в дома престарелых.

По сей день закон не принят и даже не обсуждался. Госдума отреагировала на необходимость принятия закона устным предложением приравнять данную категорию граждан к ветеранам тыла.

В ожидании принятия закона в 2017 году гражданам данной категории стоит обратить внимание на другие категории льготников. Возможно, к одной из них они могут иметь непосредственное отношение, если в регионе проживания не выплачиваются льготы детям войны.

Для выяснения вопросов по поводу использования существующих льгот рекомендуется обратиться в местные органы соцзащиты или в ПФ с паспортом. Сегодня регионы в ожидании решения о том, что наконец какое-то решение будет принято федеральной властью.

В случае официального утверждения законопроекта региональные власти смогут корректировать свои бюджеты в соответствии с новыми условиями.

Пожалуй, нет ничего печальнее, чем детство во время войны. Боль. Скорбь. Отчаянье. Страх. Что пережили мальчишки и девчонки в сороковые-пороховые, нам и не снилось в самых жутких кошмарах. И хорошо, если после всех этих ужасов с тобой рядом остаются мама и папа. Но если война забрала самых дорогих и нужных людей...

Дети-сироты той кровопролитной войны — особая категория людей. Какова же была их судьба и отношение к ним властей?

В источниках встречаются разные данные по количеству послевоенных детей-сирот в СССР. Чаще всего звучит цифра 680 тысяч. Вдумайтесь только! За каждым из них стоит сломанная судьба и большая трагедия.

Как и после Гражданской войны, детская беспризорность и безнадзорность вновь стала общенациональной проблемой, но как-то не укладывается в голове тот факт, что в годы Великой Отечественной войны беспризорных детей реально не было. Об этом говорят свидетели тех лет.

После великого перелома в 1943-м, когда фашистская армия покатилась на запад, руководство Советского Союза в августе того же года выпустило постановление об организации на освобожденных территориях суворовских, нахимовских и специальных ремесленных училищ с повышенными нормами содержания детей и обучения их лучшим военным и гражданским профессиям с обязательной тогда семилеткой.

Тогда оставшихся без родителей детей собирали на улицах и в развалинах разрушенных городов комендантские патрули и направляли в военкоматы. Дальше судьба ребятишек была определена. Вскоре они уже щеголяли в новенькой военной, морской или ремесленной форме. То есть у воюющей и наполовину разрушенной страны деньги для детства находились!

К концу 1945 года только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 сиротских приютов, в них воспитывались 17 тысяч детей. Кроме того, получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, а также прежней доблестной милиции. Вот и подтверждающие сей факт цифры: комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тысячи детских домов содержалось за счет колхозов.

Однако и это еще не все. В военные и послевоенные годы возродилась практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941—1945 годы было взято под опеку и патронирование 270 тысяч детей-сирот.

В 1950 году в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тысячи человек. В 1958-м — 4034 детских дома с 375,1 тысячи детей. И вот наконец в 1956 году по решению правительства стали создаваться школы-интернаты.

И как бы ни было трудно, важно то, что сироты не остались брошенными на произвол судьбы. Государство заботу о них взяло на себя. Полностью. Да, не все попали в детдома. Оставались и беспризорники, но по большей части те, кто не хотел идти в эти учреждения.

Сегодняшняя же картина с беспризорниками пугает, хотя и живем мы в мирное в общем-то время. В каждом городе и поселке мы встречам оборванных, грязных и истощавших ребятишек. И не всегда они оказываются сиротами, многих заставляют попрошайничать собственные родители. Они просто не могут накормить и одеть ребенка в нынешних условиях. Кто поможет? Никто. Подачки от государства в виде пособий не спасают. Ну а если родителей нет, то совсем плохо. Большая часть детских домов закрылась, содержать их невыгодно — сироты вообще невыгодны, им же надо путевку в жизнь дать в виде жилья и образования. Вот такая печаль современности...

Галина Аникеева.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов готовится покинуть свой пост. Вместо него на должность детского омбудсмена рассматривается целый ряд кандидатур – от сенатора Валентины Петренко до певицы Дианы Гурцкой. Уход Астахова воспринимается многими как однозначное благо – «гламурному омбудсмену» не раз пеняли на то, что он больше озабочен собственным пиаром, нежели детскими бедами.

Однако стоит признать, что даже если на посту омбудсмена появится самый чуткий и внимательный человек, вряд ли ему удастся решить все проблемы. Ведь, как показывает история, даже в Советском Союзе все попытки государства улучшить жизнь детей неизменно разбивались о произвол чиновников на местах. Особенно ярко это проявлялось в детских домах, где воровство, побои и сексуальная эксплуатация стали почти что нормой.

С проблемой беспризорности Советская Россия справилась решительно, организовав целую систему детских домов. В результате если в начале 20-х годов в стране насчитывалось около 6 млн беспризорников, то через 10 лет их число сократилось до 150 тысяч.

Однако вскоре контингент детдомов стал меняться – бывших беспризорников начали сменять дети репрессированных родителей. Несмотря на провозглашённый Сталиным тезис «сын за отца не отвечает», отпрыски «врагов народа» в реальности также становились отверженными. Дошло до того, что в мае 1938 года заместитель наркома НКВД Михаил Фриновский подписал совершенно секретный приказ «Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детдомах». Как отмечал Фриновский, дети осуждённых живут в ужасающей обстановке, поскольку другие воспитанники их всячески оскорбляют и избивают. Причём происходит это с ведома администрации. «В Фёдоровском детдоме Кустанайской области дети репрессированных были изнасилованы взрослыми воспитанниками. В столовой детдома на 212 детей имеется всего 12 ложек и 20 тарелок. В спальне – один матрац на три человека. В Борковском детдоме Калининской области воспитатели в виде наказания заставляют воспитанников избивать друг друга», – говорилось в документе. В результате замглавы НКВД предписывал пресечь издевательства, «вычистить» из детдомов несознательных руководителей и впредь обеспечить агентурное обслуживание детдомов.

«Силой заставлял девочек вступать с ним в половые сношения»

Великая Отечественная война, вызвавшая массовые жертвы взрослого населения, новая волна репрессий и ужесточение уголовного законодательства привели к очередному росту числа детдомовцев. За девять месяцев 1945 года только на территории РСФСР было выявлено 256 тыс. детей-сирот. А за 1947–1948 годы через приёмники-распределители прошло около полумиллиона детей и подростков. Вполне естественно, что в разрушенной войной стране зачастую не хватало даже самого необходимого – так, в Смоленской области детдомовцы были вынуждены спать втроем на одной кровати. Однако положение детей усугубляло поведение взрослых. Во-первых, детдома худо-бедно, но снабжались продуктами, что повлекло за собой воровство. «Мелкое воровство персонала детских домов было повсеместным и, как правило, покрывалось местным начальством, которому тоже что-нибудь перепадало, – пишет доктор исторических наук Мария Зезина в статье «Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы». – В Потелковском детском доме (Сталинградская область) штат сотрудников состоял из родственников директора. Вместо положенных 7 рублей на питание воспитанника в день тратили 2–3 рубля. Вещами из детского дома снабжались работники района, в частности районный прокурор взял из детского дома материал себе на брюки».

По теме

При этом, как подчёркивает исследователь, дети страдали не только от голода, но и от издевательств.

Так, в начале 1949 года охрана задержала у Кремля троих ребят, которые бежали из подмосковного детдома «просить защиты у товарища Сталина». Они жаловались на то, что воспитатели в качестве наказания избивают их, морят голодом, сажают в карцер, обливают водой, привязывают к кроватям и даже насилуют.

Последнее вряд ли было единичным фактом. «Директор Рождественского детского дома (Ставропольский край) в течение долгого времени угрозами и силой заставлял 10–12-летних девочек вступать с ним в половые сношения», – пишет Мария Зезина. Конечно, детдомовцы пытались протестовать. Некоторые бежали из учреждений «на волю», присоединяясь к воровским шайкам, другие писали жалобы – так в 1948 году были раскрыты крупные хищения в детдомах Сталинградской области, в результате чего шесть директоров были осуждены. Третьи же поднимали бунты. М. Ромашова приводит воспоминания инспектора РОНО: «Вот как-то приехала в Константиновский детский дом и страшную картину увидела: все стёкла побиты, подушки порезаны, пионервожатая привязана к ножкам стола, а воспитанники сидят на крыше и поют: «Союз нерушимый, директор плешивый…».

«Воспитательная работа заменена террором»

Обо всём этом власти были осведомлены, регулярно получая с мест жалобы и проводя проверки. И, конечно же, пытались бороться. В 1959 году по стране прокатилась целая серия проверок детских домов. Результаты их оказались настолько шокирующими, что итоговым докладам был присвоен гриф «Секретно».

«ЦК ВЛКСМ вместе с Министерством просвещения РСФСР провели проверку работы детских домов в Якутской Республике, – сообщал секретарь ЦК комсомола Сергей Павлов. – В Хаптагайском санаторном детдоме воспитывалось 58 детей с ослабленным здоровьем. Детдом находится в антисанитарном состоянии. Одежда детей рваная, грязная. Тела покрыты ранками, коркой грязи, ибо длительное время дети не мылись в бане. Воспитатели Дегтярёв, Протодьяконова, Аникина-Суханова, фельдшер Неустроева зверски обращались с воспитанниками, били детей за отказ принести дрова в квартиры воспитателей, подмести пол; ударяли детей головой об стену, выворачивали руки, поднимали за уши, били палками, поленом и ремнями. Покровская вызывала к себе в комнату воспитанниц и, схватив за голову, ударяла об стену, а зимой в 50–60-градусный мороз без рукавиц и головного убора выгоняла на улицу. Всё это делалось с ведома директора детского дома т. Егорова, кстати сказать, награждённого значком «Отличник народного просвещения».

Но это было ещё не всё. Как сообщал Павлов, председателем детского совета воспитатели назначили 18-летнего парня, которому в качестве «смотрящего» позволили делать что вздумается. Он тут же начал открыто курить, пить, а женское отделение превратил в свой гарем. Впоследствии судмедэкспертиза выявила факт изнасилования 12 девочек, в том числе двух 10-летних. Пикантнее всего, что до комиссии из Москвы детдом 12 раз проверяли местные чиновники, но никаких нарушений не нашли.

Похожую картину происходящего в детдомах Удмуртской АССР описывал в своём сообщении в Бюро ЦК и секретарь ВЛКСМ Владимир Семичастный: «Детдома переуплотнены, большинство размещено в неприспособленных помещениях. Областновский детский дом размещён в деревянных барачного типа зданиях, в которых раньше был лагерь для военнопленных. Очень плохо организовано питание детей. Только в 1958 году недодано несколько десятков тонн масла, мяса, рыбы, фруктов, овощей. Так, 110 воспитанников Большеучинского детского дома более 6 месяцев не получали сливочного масла. К работе воспитателями привлекаются случайные люди. В Николо-Сюгинском детском доме работает воспитателем Павлов, в прошлом отбывший наказание за покушение на убийство. Воспитательная работа запущена. В некоторых детдомах, особенно тех, которые расположены в зданиях бывшей этапной тюрьмы и лагеря для военнопленных, широкое распространение получила игра «Татьяна пьяна…».

В результате в ЦК КПСС было принято решение построить для детских домов новые здания, увеличить снабжение детей продуктами и одеждой, а воспитательские кадры усилить комсомольскими и партийными работниками. В результате ситуация несколько улучшилась, однако большинство проблем сохранилось и по сей день.

Тем временем

– Дети никогда не расскажут о том, что творится у них в учреждениях, – пояснила «Известиям» ответственный секретарь СПЧ и одна из кандидатов на пост детского омбудсмена Яна Лантратова. – Потому что дяди и тёти из официальной комиссии уедут, а им потом жить дальше в этом детдоме или интернате. Поэтому плановые комиссии никогда не выявляют страшные случаи нарушения прав детей. В данный момент у нас в разработке находится 14 регионов России, где очень серьёзно нарушались права детей. В первую очередь это история с Забайкальским краем. Рассказали, например, историю о том, как мальчика за кражу банана посадили в мешок, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и всем интернатом били. Девочкам, которые защищали другого мальчишку, наливали горячий суп в руки и заставляли есть. Но мы выявили и другую страшную проблему. Выяснилось, что многие детские учреждения находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ – арестантско-уркаганское единство. Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки. И детей заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются. АУЕ действует ещё в 17 регионах. Среди них – Бурятия, Челябинская, Ульяновская, Тверская области, Ставропольский край, Московская область и другие регионы России.

В тюрьму - за полтора килограмма картошки

В 1920-е - 1940-е гг. под беспризорностью понималось "отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения" 1 . Безнадзорностью считалось отсутствие родительского контроля за поведением ребенка, его учебой, досугом. В довоенные годы знаковым стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. В военные годы ситуация резко обострилась, власти отреагировали сначала постановлением ЦК ВЛКСМ "О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью" (7 августа 1942 г.), а затем постановлением СНК СССР "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" (15 июня 1943 г.).

Во исполнение поставленных в этих документах задач в составе НКВД СССР, УНКВД краев и областей, в союзных и автономных республиках приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В 1943 г. в стране уже насчитывалось более 700 детских комнат привода (туда доставляли задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения детей), к концу войны комнат было более тысячи.

Масштаб проблемы был огромным. В Центральном военно-справочном детском столе в Бугуруслане к моменту окончания войны было поставлено на учет около 2,5 млн детей, оставшихся без попечения родителей. В эту цифру, заметим, "не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родными, и ряд других категорий" 2 .

Переполненные детские приемники-распределители не справлялись со своими задачами, мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому ребят часто выпускали под подписку о невыезде, и они снова бродяжничали. Зачастую только после многократного задержания беспризорников удавалось пристроить: в лучшем случае - в детские дома, в худшем - в колонии для несовершеннолетних. Первое место среди совершенных ими преступлений занимали кражи. "Судебно-следственные органы выносили голодным и бездомным подросткам самые суровые приговоры за мелкое воровство. Так, И. Бабич (1930 г.р.) и Ю. Садовский (1931 г.р.) были осуждены в ноябре 1945 года один за кражу 1,5 кг картошки, другой - 1,5 кг сахара. Т. Пшеничнова (1929 г.р.) в декабре 1945 года за кражу 4 кг картошки с колхозного поля, П. Иващенко (1930 г.р.) за то, что собрал на железнодорожных путях 5 кг угля" 3 .

Но даже те дети, которых удавалось устроить в детские дома, часто сбегали оттуда из-за невыносимых условий проживания, и все начиналось сначала. Центральный детский приемник-распределитель (ДПР), располагавшийся в московском Даниловском монастыре, был плохо оснащен - не хватало мебели, обуви, одежды, из-за чего дети часто спали на полу и не могли выходить на прогулку. Доходило до совсем печальных и абсурдных ситуаций. Сотрудники ДПР обязаны были выдавать изъятым с улицы детям нательную и верхнюю одежду. Но поскольку ее не хватало, то, эвакуировав детей в детские дома, у них забирали одежду и возвращали ее обратно в ДПР даже зимой, оставляя детей в нижнем белье или лохмотьях.

Остро стояла проблема беспризорников и в Горьковской области. Бюро горкома ВКП(б) г. Горького приняло весной 1946 г. целый ряд решений 4 . Архивные документы позволяют воссоздать основные этапы борьбы с беспризорностью. На первом этапе беспризорных и безнадзорных детей нужно было выявить. Потом выяснялись причины беспризорности или безнадзорности. На завершающем этапе предпринимались меры для устранения этих причин и устройства дальнейшей судьбы детей.

Не пошли в школу из-за отсутствия одежды

Согласно "Справке о состоянии борьбы с беспризорностью и безнадзорностью по г. Горькому" 5 , в сентябре 1945 г. свыше 5000 детей школьного возраста не явилось в школу. Проводилась поквартирная проверка во всех районах с целью выявления и устранения причин, мешающих детям посещать школу. Причин оказалось немало: около 1000 учащихся были задержаны на сельхозработах; 1300 ребят не посещали школу по состоянию здоровья - им была оказана медицинская помощь, также было решено предоставить возможность вновь ходить в школу 496 детям, ранее отчисленным из школ. Многие дети не пошли в школу из-за отсутствия одежды, обуви, канцелярских принадлежностей. "Большую роль в осуществлении всевобуча и борьбе с безнадзорностью детей сыграла материальная помощь, оказанная по линии шефствующих организаций и исполкомов райсоветов нуждающимся детям - только с 1 по 25 сентября было выдано 2968 пар обуви, 200 костюмов, 145 платьев и свыше 2,5 тыс. деньгами" 6 . Часть старших подростков была трудоустроена, младшие дети направлены в детские дома, интернаты и дома дневного пребывания.

Таким образом, уже осенью победного 1945-го случаи детского нищенствования и нарушения общественного порядка на некоторое время заметно сократились, но решить проблему не удалось. 12 марта 1946 г. в решении бюро горкома ВКП(б) приводилась неутешительная статистика по беспризорности и безнадзорности в Горьком и отмечалось, что "все это явилось следствием того, что отделы народного образования, директора школ и учительство слабо ведут профилактическую работу по предупреждению безнадзорности детей, неудачно организован досуг учащихся... Городское управление и районные отделения милиции ограничиваются формальной регистрацией приводов детей и подростков, не выявляя и не анализируя действительных причин, порождающих безнадзорность... Городская комиссия по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей... бездействует, неудачно работают и комиссии при райисполкомах: не занимаются трудоустройством подростков, не проявляют должной заботы о содержании детских комнат при отделениях милиции, не мобилизуют общественность для работы в них" 7 .

В документе был намечен ряд мер для исправления создавшегося положения 8 , в том числе обеспечение в каждой школе систематической работы с учащимися, организация досуга детей (спортивные секции, экскурсии, лекции, посещение кино и театров), помощь учителям в этом вопросе, массовая кружковая работа домов пионеров и других детских учреждений, шефство предприятий над детскими внешкольными учреждениями, шефство лучших комсомольцев над безнадзорными детьми, пропаганда среди родителей, организация детских комнат. Этот документ стал отправной точкой масштабных мероприятий, результат которых стал заметен в Горьком уже во второй половине марта, но был не очень стабильным: число задержанных детскими комнатами детей значительно снизилось, но уже летом снова поднялось: из них в январе 1946 г. учащиеся составили 34%, а в июне - уже 47% 9 .

В трудное послевоенное время была проведена колоссальная работа по ликвидации детской беспризорности и по ее профилактике 10 . Но слишком масштабными и сложными были причины беспризорности и безнадзорности как социального явления в непростом 1946 г., чтобы их можно было побороть с помощью официальных постановлений. Справиться с детской бедой удалось лишь спустя несколько лет, по мере налаживания послевоенной мирной жизни.

Примечания
1. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920е-1940е годы в России. Автореф. дис. ... к.и.н. Пенза, 2007.
2. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. N 3. С. 60.
3. Зезина М. Без семьи. Сироты послевоенной поры. // Родина. 2001. N 9. С. 85.
4. 12 марта "Об усилении воспитательной работы с детьми и о мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в городе", 10 мая "О плане мероприятий по работе с детьми в летний период 1946 года", 15 апреля и 24 мая "Об обслуживании пионеров и школьников города пионерскими лагерями и оздоровительными площадками летом 1946 года".
5. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196.
6. Там же. Л. 7.
7. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3100. Л. 46-47.
8. Там же. Л. 46-49.
9. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196. Л. 52 Об.
10. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920-е-1940-е годы в России (на примере Пензенского региона). Дис. к.и.н. Пенза, 2007. С. 230.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Забота о детях сиротах в годы Отечественной войны

Введение

1. Дети-сироты в годы Отечественной войны

2. Новые задачи и условия работы школы во время Отечественной войны

3. Учебно-воспитательная работа школы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Считаю значимым рассмотреть действия государства в годы Отечественной войны по защите детей-сирот, а также методы воспитания в данный период.

1. Дети-сироты в годы Отечественной войны

воспитание сирота война школа

В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников-распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270 тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Многие психологи считают, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

2. Новые задачи и условия работы школ ы во время Отечественной войны

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу.

Из многих прифронтовых районов началась по указанию партии и правительства эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по:

Охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением;

Придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде;

Развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения;

Наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве.

Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военной обстановке. Война затормозила осуществление всеобщего семилетного обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр.Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, - писала газета «Правда», - забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Только в РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся.

Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.

В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов и матерей.

В годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных здании. Постепенно освобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военных условиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многим учащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся.

С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хватало учителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток).Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы.

3. Учеб но-воспитательная работа школы

Общественно полезный труд школьников. Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев - Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.

На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. В этом полезном и важном деле принимали участие и учителя как руководители ученических бригад. Учащиеся овладевали технологией производства и соответствующими трудовыми навыками, учителям удавалось связывать работу на предприятиях с занятиями по физике и химии. Как правило, учителя констатировали, что производительный труд учащихся (2--3 часа в день) благотворно сказывался на дисциплине школьников и способствовал более осмысленному и глубокому усвоению знаний.

Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников ни полях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой общеобразовательный кругозор. Эффективность труда учащихся высоко оценивалась рядом краевых и областных исполкомов Советов трудящихся. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активно помогали госпиталям, семьям фронтовиков.

В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНK РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее. На основании «Правил для учащихся» Российской Федерации были разработаны «Правила для учащихся» и в других союзных республиках (с учетом особенностей их быта и культуры).«Правила для учащихся» способствовали укреплению воспитательной работы в школе. «Правила» изучались учащимися. Однако в ряде мест к этому изучению подходили формально. Учащиеся бойко отвечали правила, но не всегда руководствовались ими в жизни.

Определенный положительный эффект в воспитательной работе давали те школы, где применительно к конкретным условиям учителя, включая учащихся в общественно полезный труд, руководствовались опытом А. С. Макаренко и опирались на коллектив.

Известное положительное значение имели мероприятия по установлению порядка посещения учащимися кино, театров и других зрелищных предприятий. В ряде городов исполкомы Советов депутатов трудящихся выносили особые решения о совместных мерах школы и семьи по наблюдению за детьми в общественных местах. Но и в этом отношении не было должной последовательности. Эти решения в некоторых местах оставались на бумаге, и выполнение их никем не проверялось.

Организация школьных интернатов в военных условиях (на Урале, в Сибири, Средней Азии) спасла много тысяч детей и помогла организовать их воспитание. В большинстве интернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь. Этот опыт принес положительные результаты.

Но, несмотря на то что учительство под руководством партии активно трудилось, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса, работа школ все же страдала существенными недостатками.

Преподавание ряда предметов, в особенности русского языка, было еще неудовлетворительным. Знания учащихся были часто формальными; они не умели связать их с практикой. Школа отставала от требований жизни. Война в ряде случаев показала недостаточную практическую подготовку окончивших школу. В школе широко было развито социалистическое соревнование в учебной работе. Желание иметь высокие показатели в соревновании приводило к завышению отметок, к искажению действительного положения вещей. Поэтому соцсоревнование в учебной работе, механически перенесенное в школы с фабрик и заводов, было отменено. Известное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся.

С 1943/44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное обучение мальчиков и девочек (в огромном большинстве школ оставалось совместное обучение). Это решение не дало какого-либо улучшения в учебно-воспитательной работе, а в ряде случаев ухудшило положение с дисциплиной, особенно в школах для мальчиков. Оно вызвало серьезные протесты со стороны педагогов, родителей и советской общественности. В 1954 году это неправильное решение было отменено.

В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились:

1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости - оканчивающими среднюю школу;

2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу.

Это постановление повышало ответственность учителей и учащихся за качество знаний.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. По постановлению Совнаркома СССР в октябре 1943 года была организована в Москве Академия педагогических наук РСФСР, перед которой поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Академия педагогических наук объединила большие научно-педагогические силы.

В связи с темя, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы.

Партия и правительство проявили большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена заработная плата, установлен порядок снабжения продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочих промышленных предприятий.

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов.

В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед советской школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые задачи.

Заключение

Огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами.

Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей. Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

Список использованной литературы

1. Константинов, Н.А. Медынский, Е.Н. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. - Москва, 1999.

2.Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Курс лекций / Л. В. Мардахаев. - М.: МГСУ, 2002.

3.Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. - М.: Ин-т практической психологии, 1997.

4.Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М, 1999.

5.Социальная педагогика: Уч. Пособие / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманитар. Центр «ВЛАДОС», 2000.

Размещено на Allbest . r

Подобные документы

    Изучение темы "Функционирование системы ГУЛАГа в СССР в 1941-1945 годы" в школе. Методические рекомендации для проведения школьной экскурсии по истории. Репрессии 1920-1930-х годов. Обзор труда и быта заключенных ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Задачи советской школы в условиях военного времени: охват детей школьного возраста обучением, боевой и патриотический характер учебно-воспитательной работы, физическая подготовка молодежи к труду и обороне Родины; решение проблемы педагогических кадров.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2012

    Лесной комплекс Карелии. Начало работы Лесного техникума. Лесотехнический техникум в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Школа мастеров леса. Материальные условия работы техникума. Организация учебно–воспитательного процесса.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2016

    Поэзия, созданная в годы Великой Отечественной войны: содержание, основные представители, особенности поэтики. Особенности реализации интегративного подхода на уроках литературы. Анализ методических рекомендаций по изучению военной поэзии в школе.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2017

    Трудовая деятельность, жизненный путь и человеческие качества А.С. Тайсина - талантливого педагога и географа. Школьные и студенческие годы. Служба в армии во время Великой отечественной войны. Его работа в вузе. Научное и педагогическое наследие учителя.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Научно-педагогическая работа Я.А. Коменского "Великая Дидактика". Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до начала Великой Отечественной войны). Педагогика и советская школа в 1941-1960 годы. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2015

    Отечественная математика в годы революции и гражданской войны. Организационные изменения в науке в первые десятилетия советской власти, новые подходы и оценка достижений. Советская математическая школа как одна из ведущих в мире, ее представители.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    История возникновения и эволюции постулатов дошкольного образования в царской и советской России, его особенности в годы Великой Отечественной войны. Анализ современного состояния дошкольного образования в РФ, классификация их основных структурных единиц.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Роль изучения Великой Отечественной войны в военно-патриотическом воспитании учащихся. Проявление экстремизма и неонацизма в подростковой среде. Проведение педагогических инноваций в содержании учебных программ для воспитания патриотизма у учащихся.

    реферат , добавлен 16.09.2009

    История города Орша, происхождение его названия. Орша в годы Великой Отечественной войны. Подвиг капитана Флерова И.А. Формирование ответственности у подрастающего поколения за будущее своей страны. Приобщение учащихся к историческому наследию Беларуси.

Выбор редакции
обсессивно-компульсивныйпсихопатический (антисоциальный)истерическийдепрессивный и маниакальныймазохистический Термин «шизоид» описывает...

В служебных жилых помещениях нуждаются лица, которые обязаны проживать вблизи от места службы или работы. Служебное жильё чаще...

Родилась дипломат и общественный деятель в украинском городе Шепетовка в 1949 году. Отец Валентины был военным, погиб, когда девочке было...

Имя: Валентина Матвиенко Дата рождения: 07.04.1949 Возраст: 70 лет Место рождения: город Шепетовка, Украина Вес: 65 кг...
Квартирный вопрос является непростым во многих отношениях .Получение желанного жилья зависит не только от финансовых...
ЕГЭ 2017 Химия Типовые тестовые задания Медведев М.: 2017. - 120 с. Типовые тестовые задания по химии содержат 10 вариантов...
ЕГЭ 2017 Химия Типовые тестовые задания Медведев М.: 2017. - 120 с. Типовые тестовые задания по химии содержат 10 вариантов...
Сон, в котором вы увидели золу: означает, что, роясь в своих воспоминаниях, вы отыщете ключ к разгадке странного происшествия, имевшего...
Сонник: Сонник Дениз Линн (подробный) Сонник Цепь Цепь состоит из многих звеньев, объединенных вместе. Все звенья должны быть одинаково...