Автоматизация звука «ЛЬ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Конспект индивидуального занятия тема: автоматизация звука «ль» в словах и словосочетаниях Автоматизация звука ль в словах и словосочетаниях


Речевой материал для автоматизации звука "Л".

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Л" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Л". Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Мои дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс "Чтецов". Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Автоматизация твердого звука "Л"
Эти чистоговорки я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Л" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "На улице тепло", ребенок - "Ло-ло-ло"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу - я возьму метлу.
Лы-лы-лы - вымыли полы.
Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло - мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла - туча мимо проплыла.
Ло-ло-ло - стелем одеяло.
Ло-ло-ло - внизу речка и село.
Ил-ил-ил - стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл - бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил - лампу лось купил.
Ел-ел-ел - дятел улетел.
Ол-ол-ол - в углу стоит стол.
Ал-ал-ал - я достал пенал.
Ил-ил-ил - блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал - едет, едет самосвал.
Ол-ол-ол - Володя в школу шел.
Ил-ил-ил - подмел палас Данил.
Ала-ала-ала - лшадка побежала.
Лат-лат-лат - Ане купим мы халат.
Алка-алка-алка - это слово галка.
Ула-ула-ула - говорю акула.
Илка-илка-илка - на столе лежала вилка.
Лок-лок-лок - побелили потолок.
Ела-ела-ела - ласточка запела.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

СКАЛА
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как слезем со скалы?

ФУТБОЛ
Ол-ол-ол - я люблю футбол.
Ал-ал-ал - мяч в окно попал.
Ил-ил-ил - вот так гол забил!
Ал-ал-ал - меня папа наказал.
Ул-ул-ул - посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка - себя мне очень жалко.

БАЛ
Ал-ал-ал - у нас будет бал.
Ол-ол-ол - в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол - в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул - у стола поставим стул.
Ал-ал-ал - вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал - Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу - лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы - надо подмести полы.
Ал-ал-ал - ах, какой веселый бал!

ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил - великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл - он большущий очень был.
Ал-ал-ал - стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол - и к портному он пошел.
ел-ел-ел - сшить костюм портной сумел.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Л". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.

Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.

Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.

Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
- Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.

Кот - плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.

Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.

На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.

Автоматизация мягкого звука "Л"

Работа над автоматизацией мягкого звука "Л" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.

Ли-ли-ли - малину мы нашли.
Ля-ля-ля - это круглая земля.
Ле-ле-ле - лента на столе.
Лю-лю-лю - я лису леплю.
Ли -ли-ли - нам гудели корабли.
Лю-лю-лю - пельмени я солю.
Лю-лю-лю - малину я люблю.
Ель-ель-ель - я пью клюквенный кисель.
Аль-аль-аль - получи медаль.
Оль-оль-оль - эта цифра ноль.
Ель-ель-ель - воду лью под ель.
Оль-оль-оль - покупаем с мамой соль.
Ель-ель-ель - Коля постелил постель.
Ель-ель-ель - полосатый толстый шмель.
Али-али-али - Любе ландыш дали.
Ель-ель-ель - Павел лег в постель.
Оля-оля-ля - колол полено Коля.
Лин-лин-лин - к нам идет павлин.
Или-или-или - бабу снежную лепили.

Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Если моль вы увидали
На любимой вашей шали,
То, пожалуй, вашу шаль
После моли станет жаль.

Гули-гули, гули-гули.
Туфли Голуби обули.
На балконе поплясали,
Хлеба с маслом поклевали.
Туфли с лапочек слетели.
Шу! Голубки полетели.

У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.

Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.

Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
- Нет, я клюкву не люблю,
Я лягушек половлю.

Заболела в полночь Юля.
Мама ей дала пилюли.
Ох, несладкие пилюли,
Не пила пилюли Юля.

Зеленел листок на клене.
Помахал листок Алене.
Словно маленький платочек,
Был зелененький листочек.

Наталья Яськова
Конспект занятия по автоматизации звука [Л’] в слогах и в середине слова

ТЕМА : АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА (ЛЬ) В СЛОГАХ И СЛОВАХ .

Цель занятия :

закрепление правильного произношения звука (ЛЬ) в слогах и в середине слов .

ЗАДАЧИ :

Продолжать подготовку мышц артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков .

Формировать длительную направленную воздушную струю.

Закрепить правильное произнесение звука (ЛЬ) в прямых слогах .

Упражнять в правильном произнесении звука (ЛЬ) в словах с прямым слогом середине слов ) .

Развивать слуховое внимание и ориентировку в пространстве.

Повысить зрительную работоспособность, укрепить глазные мышцы.

Упражнять в определении первого звука в слове .

Закрепить понятие «гласный звук » .

Использовать нетрадиционные логопедические технологии (самомассаж мышц лица) .

Упражнять в определении наличия звука (ЛЬ) в словах .

Учить образовывать относительные прилагательные по темам «Деревья» , «Ягоды» .

ОБОРУДОВАНИЕ :

Игрушка МЫШЬ, картинка с элементом массажа мышц лица, карта путешествия,

листья деревьев (дубовый, липовый, кленовый,

конверт с картинками (билет, самолёт, калина, колесо, коляска, малина,

конверт с картинками на гласные звуки (альбом, Алиса, Уля, апельсин, улитка, улей,

таблица с символами гласных звуков (А, У, картинка с лесными ягодами, красные кружки,

артикуляционная гимнастика в картинках, карандаши, мяч.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Мотивация. Сегодня к тебе на занятие пришла мышка (показ игрушки) .

Она предлагает отправиться вместе с ней в небольшое путешествие. Мышка принесла даже карту путешествия, которая покажет нам дорогу.

Но чтобы посмотреть карту мы должны выполнить задание, которое мышка принесла в корзинке.

Давай посмотрим, что это за задание.

Ребёнок достаёт картинку, на которой изображён дошкольник, выполняющий самомассаж мышц лица.

Логопед одновременно с ребёнком выполняет самомассаж лицевых мышц : выполняется поглаживание, растирание, постукивание мышц лица и заканчивается самомассаж поглаживанием.

По следующим массажным линиям :

От середины лба к вискам

От переносицы к вискам

От крыльев носа к щекам

От середины подбородка к вискам

2. Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков . Логопед. Теперь можно посмотреть карту путешествия.

Посмотри, что нарисовано в левом нижнем уголочке?

Ребёнок. Домик.

Логопед. В этом домике (упражнение ДОМИК) за высоким забором (упражнение ЗАБОРЧИК) живёт мышка. Мышка проснулась, открыла окошко (упражнение ОКОШКО) и вышла на крылечко (упражнение ЛОПАТА) . Ветерок подул на мышку (упражнение ПОДУЦ НА ЛОПАТКУ) . Чтобы не замерзнуть мышка решила попить чай из чашки. Выпила одну чашку чая (упражнение ЧАШЕЧКА, другую, третью. Потом мышка поиграла с пушинкой (упражнение ФОКУС, попрыгала по ступенькам (упражнение СТУПЕНЬКИ) и пошла по дорожке.

В какую сторону пошла мышка смотри по стрелочкам.

3. Автоматизация звука ЛЬ в слогах .

Пальчиковая гимнастика. Логопед. Скажи, кого встретила мышка по пути?

Ребёнок. Мышка встретила птичку.

Логопед. Вспомни, какие песенки любит петь птичка.

Ребёнок. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

Логопед. Посмотри в зеркало, где находится твой язычок?

Ребёнок. Язычок за верхними зубками.

Логопед. Споём песенки птички и одновременно поиграем с пальчиками (упражнение ПИАНИНО : ребёнок прижимает карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца)

Ля-ля-ля-ля-ля

Ли-ли-ли-ли-ли

Ле-ле-ле-ле-ле

Лю-лю-лю-лю-лю

4. Автоматизация звука (ль)

в словах середине слова ) . Логопед. Песенки мы спели. Давай путешествовать дальше.

Шагаем по дорожке и на пути встречает листочек клёна.

Логопед. Что это?

Ребёнок. Это кленовый лист.

Логопед. Посмотри, что под ним.

Ребёнок. Конвертик.

Логопед. Вот такой как у меня. А в конверте картинки, Давай их назовём. Но будь внимательна, чётко называй звук (ЛЬ) в словах .

Ребёнок называет картинки (логопед следит за чётким произношением звука (ЛЬ) .

Используя картинки играем с мячом в игру «Один-все» ,

и в игру «Какой картинки не стало?»

5. Зрительная гимнастика. Поиграем с глазками. Используется презентация «ОСЕНЬ» (зрительная гимнастика) .

6. Закрепление навыка определения первого звука в слове и автоматизация звука (ЛЬ) в словах . Логопед. Посмотри, куда дальше мы пойдём.

Ребёнок называет направление движения по стрелке.

Логопед. Ой, смотри, что это на дорожке?

Ребёнок. Лист дуба.

Логопед. Посмотри, что под ним спряталось?

Ребёнок. Это символы звуков .

Логопед. Назови какие звуки они обозначают .

Ребёнок. Звуки А , У.

Логопед. Как они называются? Почему мы их так называем?

Ребенок. Это гласные звуки , потому что они произносятся без преграды.

Логопед. Поиграем с этими звуками .

Пропой звуки по символам . Подбери к ним картинки.

Для задания используется таблица с символами звуков и картинки : альбом, улитка, улей, апельсин, Уля, умывальник.

Ребёнок. Здесь остались символы без картинок.

Логопед Придумай свои слова со звуком У , А.

7. Определение наличия или отсутствия звука (ль) в словах . Вот и подходит к концу наше путешествие. Просмотри, куда же мы пришли.

Ребёнок. Мы пришли в лес.

Логопед. Что растёт в лесу :

Ребёнок. Ягоды.

Логопед. Как называются ягоды, которые растут в лесу?

Ребёнок. Лесные ягоды.

Логопед. Я назову ягоды. А ты закрой только те, в названии которых слышишь звук (ЛЬ) .

8. Упражнение в образовании относительных прилагательных по теме «Ягоды» . Логопед. Что можно приготовить из ягод?

Как называется варенье из земляники? Из клюквы? Из малины?

9. Рефлексия Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня ей помогала путешествовать. Тебе понравилось?

А какой звук мы учились произносить правильно. Какие слова с этим звуком запомнила .

Оценка деятельности ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах» Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах». Подготовила: учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Жиздры Абрамова Л. В..

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах по мотивам сказки «Три поросёнка» Ход занятия I. Организационный момент. Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросёнка». Нам не страшен серый волк, Серый волк,.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [С] в слогах и словах со стечением согласных Автоматизация С в слогах и словах со стечением согласных. Цель: автоматизировать звук С в слогах и словах со стечением согласных. Задачи:.

Карточки для автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях Повтори слоги, слова со звуком [Р], не путая звуки, губы в улыбке. Ара – аро – ары – ару, оро – ора – оры – ору, ура – уро – уры – уру,.

1. Спой «песенку самолетика». Произнеси звук Ль дли­тельно на одном выдохе: ль-ль-ль...

Повтори прямые слоги со звуком Ль.

ли - ле - лё - лю - ля

Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль - оль - уль - ыль - иль - ель - ёль - юль - яль

Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али - але - алё - алю - аля

оли - оле - олё - олю - оля

ули - уле - улё - улю - уля

ыли - ыле - ылё - ылю - ыля.

или - ыле - илё - илю - иля

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кле - клё - клю - кля хли - хле - хлё - хлю - хля гли - гле - глё - глю - гля дли - дле - длё - длю - для фли - фле - флё - флю - фля ели - еле - слё - слю - сля

Повтори слова, где звук Ль находится в начале слова.

Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лист­венница, Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт.

Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка, леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле­сенка, лещ, лесник, лечить, лежать.

Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчи­ца, Лёша.

Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец.

Ля: лямка; лягушка.

Повтори слова, где звук Ль находится в середине слова.

Ли: малина, калина, Полина, Алина, Галина, великан, пеликан, Виталик, долина; калитка, улитка, павлин,



14

оливки, блины, глина, плита, кегли, вафли, зяблик, Василиса, улица, кулич, Василий, слива, сливки, шли, ближе.

Иль: килька, павильон, Илья, сильный.

Ле: олень, тюлень, балет, билет, полено, колено, поле, полевой, Олег, телега, телефон; улей, маленький, ва­ленки, Валентин, клей, клеить, клетка, клевать, на­клейка, хлеб, хлев, хлебный, плед, племянник, Глеб, жалеть, Алексей, железо, железный, след, слева, сле­за, слезать, слепить, флейта, хлебница, шлем, шлейф, блеск.

Ель: дельфин, пельмени, сельди, бельчонок.

Лё: мотылёк, телёнок, полёт, пелёнка, уголёк; клён, плёнка, далёкий, василёк, самолёт, зелёный, колёса, селёдка, клёст, слёт, шлёпать, шлёпанцы, взлёт.



Лю: пилю; малютка, хлюпать, блюдо, клюв, наблюдать, салют, солю, колючий, колючка, полюс, шлюпка, ключ, клюшка, плюшка, клюква.

Юль: тюльпан, Юлька.

Ля: поляна, Емеля, неделя, поля, Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, мелят, белят, Уля; туфля, капля, фляга, глядеть; коляска, цапля, сабля, солянка, гуляш, со­лят, клякса, слякоть, шляпа, шляпка, пляска, глянец, взгляд, пляж.

Аль: пальма, пальто, батальон, медальон, альбом, Валь­ка, Альпы, Альбина, килька, стальной, мальчик, дальше, пальчик, почтальон, альпинист.

Оль: Ольга, только, больно, полька, долька.

Уль: булькать, кульки, бульон, бульдог, Ульяна, пульт, сосулька.

Ыль: пыльный, мыльце, пыльца.

Повтори слова, где звук Ль находится в конце слова.

Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль.


Автоматизация звука Ль 15

Оль: соль, моль, ноль.

Уль: куль.

Иль: фитиль.

Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль.

Ель: мель, ель, метель, табель, китель, капель, пудель, мебель; хмель, туннель, цель, щель, шинель, щавель, шницель, кисель, шмель, стебель, постель.

Юль: тюль, июль; вестибюль.

Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

Повтори словосочетания.

большое поле

клейкие листочки

лёгкое пальто

лебяжий пух

маленькие валенки сливовое желе

большой налим

тополиный пух

больной мельник

сильный мальчик

большой шмель

осенний листопад железный ключ

Повтори предложения.

Три слова. Летом листья зелёные. Мы купили лимоны. Вдали летят лебеди.

Четыре слова. У Лиды болит ухо. В осеннем лесу листо­пад. В поле синие васильки. Люди заходили в лифт. Толя гулял в ельнике. У леса синеет лён. На тополе клейкие листочки. Маленькие цыплята клевали пше­но. Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов. Лена и Юля купили леденцы. Леня лепил сли­ву из глины. Лена и Лида ходили гулять. Мы ловили



16 Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Ль

налима на мели. Люпины цвели на лесной поляне. Бельчата сидели в дупле липы. Осенью лебеди улетают на юг. Шмели летали над цветочной поляной. Ленивый тюлень лежит на льдине. Улитки ползали по веткам клена. Люба поливала лилии из лейки. Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов. Лебеди с лебедятами летят над лесом. Ма­ленького телёнка пасли на зелёной поляне. Тюлени с тюленятами лежат на льдинах. Валя и Лена едят ма­линовое суфле. У Люси на блюде лежит малина. Лёня увидел летящих над лесом лебедей. Маленькие бельча­та сидели в большом дупле.

Семь слов. Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами. Оленя с олененком увидели на лесной по­ляне. Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек. Илья и Лёва попали под сильный ливень. Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов. Лёва и Люба катали маленькую Лену на сан­ках. У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

Автоматизация звука л Ль

Автоматизация звуков [Л], [Л"] в речи ребёнка

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.

Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.

Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.

Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;

Наконец, в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика заметили,

На поклон ответили.

Лис улёгся в тень у липы.

Лис считает листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);

Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

(В. Лифшиц)

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, -

Поскакали все с печи!

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит весёлая пчела,

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

Шла лисичка по лесу,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Искупала Ваньку

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, -

Голова закружится!

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л"] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.

На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Колкую, зелёную в гости позовём.

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

Этот комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

Я землю копала.

Ничуть не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

6. Автоматизация звуков [Л], [Л"] на материале скороговорок и текстов

В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш Полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л"]:

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

7. Маленькое предостережение

Хочется предостеречь родителей от чрезмерной перегрузки ребёнка. В рекордно короткие сроки справиться с трудными звуками [Л], [Л"] вряд ли удастся. Довольствуйтесь тренировками не более получаса каждая. Конечно, если ребёнок не устаёт, можно проводить их и два, и три раза в день через какой-то промежуток времени. Но, как только вы увидите в глазах малыша усталость, или он перестанет проявлять интерес к занятиям, необходимо отложить работу, или поменять форму занятия. А результат? Он обязательно появится!

Автоматизация звука «ЛЬ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.Ля, ли, ле, лё, лю.

Ля-лё-лю, лю-ля-ли, ли-ле-ля, ле-лё-лю, лё-лю-ле, ле-ля-ли.

2.Аль, оль, уль, ыль, эль, яль, ель, ёль, юль, иль.

Аль-оль-уль-ыль, яль-юль-иль-ель, аль-яль-уль-юль, яль-ёль-юль-иль, оль-ёль-иль-ыль, ель-эль-уль-юль.

3.Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка.

Лиса, лицо, лимон, улица, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, топали, пеликан, великан .

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

4.Лев, лес, лей, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, телега, тюлень,.

Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка, лебёдка, ледоход.

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея.

5.Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

6.Лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт.

Клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

7.Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий.

Колют, мелют, целюсь, челюсть, любимец.

Блюдо, клюв, ключ, плюс, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, наблюдать.


Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, пульс.

9.Быль, пыль, бутыль, мыльце, мыльный.

Тюль, вестибюль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

Ель, мель, цель, щель, метель, панель, шинель, щавель, умельцы.

10.Удаль, пальто, почтальон.

11.Зелёная ель. Зелёный лист. Зелёное пальто. Зелёные листья. Кленовая аллея. Гулять по аллее. Металлическая сабля. Полезный лимон. Падали на землю. Поливать из лейки. Олень с оленятами. На поле васильки. Тюльпаны в альбоме.

11.У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лёва и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Лёня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Лёня лепит из пластилина. У Лёвы заболели зубы. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Маленькие лисята бежали за лисой.

12.Толя и Валя гуляли в кленовой аллее. Люда и Оля покупали лимоны. Кленовые листья падали на землю. На лесной поляне паслись олени с оленятами. Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны.

Тексты для пересказа

13.ЛИСА И СОБАКИ

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

Ушки, ушки, что вы делали?

Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ножки, что вы делали?

Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

Глазки, глазки, что вы делали?

Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

А ты, хвост, что делал?

Я по пням, по кустам цеплялся.

А, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой)

Гуси паслись на лугу. Их стерегла Алина. Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята, они голодные. Видит лисица: один гусь в стороне от стада. Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась Алина, но лисица с гусём в лес. Скрылась лисица, не догнала её Алина. Принесла лисица гуся лисятам. Наелись лисята и стали весёлыми.

15.Выучить стихотворения.

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ ***

Было небо голубое, Пусть метет метелица,

Было солнце золотое, Белым снегом стелется.

На крылечке кот лежал, А мы валенки надели

Мальчик деревце сажал. – Не боимся мы метели.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

16.Отработать произнесение чистоговорок.

*Летом ливни лили, лили,

Люди ливни не любили.

Лю-лю-лю – маму я свою люблю. Ле-ле-ле – вот будильник на столе.

Лю-лю-лю – маме лилии куплю. Ли-ли-ли – мы оленю помогли.

Ле-ле-ле – их поставлю на столе. Ли-ли-ли – поклонились до земли.

Ли-ли-ли – мы мамуле помогли. Лю-лю-лю – клюквенный компот люблю.

Выбор редакции
Cтартует XI Всероссийский конкурс публикаций о проблемах местного самоуправления «Власть народная». Дедлайн конкурса: 31 мая 2017 года....

Александр Морозов считается одним из самых ярких артистов отечественного юмора. На его концерты приходят тысячи поклонников не только в...

На кулинарном проекте «Все буде смачно» продолжается парад бабушкиных рецептов. И сегодня для вас все будет в шоколаде, ведь главное...

В середине 90-х Наталья Штурм была поразительно популярна. Тогда ее песня «Школьный роман» звучала на всех дискотеках. Теперь же артистка...
» снова праздник кулинарных изысков. Продукт этой недели — сливы и вы научитесь готовить невероятно оригинальные и вкусные блюда из...
Вот уже вторую неделю в интернете продолжаются баталии между сторонниками и противниками Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича...
В этом выпуске вы научитесь готовить изысканную французскую закуску — печеночный паштет. Кулинар Алла Ковальчук раскроет секреты...
Свами Даши Перерождение © Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2017 * * * Посвящается моим Учителям Точка невозврата В мое время, когда...
Почему так много людей воодушевляется при прослушивании пения Фредди Меркьюри? Что в его голосе кажется человеческому уху таким...
Популярное