Зеленые святки обряды на руси. Зеленые святки: что приготовить на Троицу. Приворот на Троицу


Зеленые святки - это комплекс разнообразных праздников, который нередко назывался русальная неделя, троицкая неделя . Иногда они совпадали с русалиями, один из праздников, который отмечался в этот период времени, был Семик.

В статье:

Зеленые святки и русальная неделя

Как известно, зеленые Святки - это важный период для всего Славянского народа. Русские называли так 7 дней, которые были перед Троицей, на территории Украины Зелеными святками именовался период с четверга 7 недели после Троицы по следующий вторник.

Русальная неделя в 2017 году начинается сразу после Троицы и длится с 4 по 11 июня.

На протяжении всего этого периода отмечают несколько важных праздников.

  • Понедельник : День духов, Именины земли, Провожание русалок, Иван да Марья, купальный День, Святой дух.
  • Вторник : День воды, Кострома, Проводы весны, Родительский день, Проводы русалок.
  • Среда : Градобой, Бураломы, Сухая среда.
  • Четверг: Русальская пасха, Киселев день.

Обычаи предков на троицкую неделю

На троицкую неделю обычно все молодые люди надевали красивые костюмы русалок и устраивали обширные гуляния. Молодые девушки старались как можно сильнее испугать прохожих, поэтому распускали свои длинные волосы, в одних рубахах бродили около домов, что устрашало соседей.

Считалось, что в этот период можно не только защититься от воздействия потусторонних сил, но даже пообщаться с ними. Именно поэтому наши предки оставляли рубахи на берегах водоемов, в лесах и болотах, чтобы .

Но считалось, что этих водяных сущностей необходимо задобрить, так как в противном случае они будут строить козни и воровать скот. Именно поэтому на тех же берегах водоемов наши предки оставляли различные дары: соль, хлеб, одежду.

Считалось, что если человек будет игнорировать подобные меры предосторожности, то русалки начнут строить ему козни.

Приметы и поверья на зеленые святки

Согласно традиции во вторник наши предки начинали призывать русалок, они проводили различные обряды и пытались их задобрить. Поверье гласит, что если человек не оставит около дома немного еды для морского духа, то обязательно на его обрушатся различные несчастья. Например, семья будет бедствовать, родятся некрасивые дети, кто-то заболеет.

Согласно примете, в Буралом, в среду, нельзя было белить холсты, а от того, кто нарушил запрет, ждала буря. В конце русальной недели, в воскресенье, обязательно нужно было устроить большой праздник.

Считалось, что в этот день морские духи покидают людей и прощаются с ними на целый год. Если же крестьянин не совершал обряд прощания, то русалки могли даже прийти за ним и утащить с собой.

Ритуалы и обряды в русальную неделю

Одним из самых распространенных способов гадания был такой. Начиная с утра четверга все незамужние девушки должны были печь пирожки с мясом, а ровно в полночь бросать их в водоемы. Считалось, что таким образом девица задабривает русалку и может даже попросить у нее послать ей суженого. Обязательно трижды повторялся такой текст:

Ах, кручинится девица красная, утомилась я жить без суженого, любимого. Мавонька, русалонька, призови судьбу мою, чтобы сердечко не томилось, чтоб ко мне он тянулся, чтобы мы друг друга увидали и свадебку сыграли.

Считалось, если девушка проведет такой ритуал то уже в течение месяца она встретит свою любовь. Нередко молодые парни так же пользовались таким обрядом, изменив слова в заговоре («кручинится девица красная» - «кручинится молодец» и т.д.).

Наши предки были уверены, что если девушка хочет, чтобы ее возлюбленный наконец позвал под венец, то ее близкая подруга должна была на русальную неделю сделать ей большой венок из трав, вплести в него носовой платок выбранного юноши.

После этого девушка, которая хочет замуж, должна была надеть его на себя и ровно в полночь пойти на берег водоема. Венок опускался на воду, а девушка должна была прошептать:

Веночек, веночек, рученьками подруженьки моей ты сделан, да на радость мне она тебя дала. Ты плыви венок, плыви, да любимого моего покличь, чтобы с ним сели в этом году рядышком, да свадебку сыграли.

Считалось, что после такого обряда парень скоро возьмет девушку в жены.

Что такое Семик?

Иногда этот праздник также называют Троица умерших либо Русалчин Велик день. Отмечается он ровно за три дня до Троицы. Основная особенность такого дня - это поминовение заложных покойников.

В этот день устраивались обширные гуляния, девушки гадали и проводили разнообразные магические обряды. Например, на этот праздник обычно совершали старинный обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые располагались в рощах. Изначально ритуалы совершались на могилах усопших.

Кроме этого наши предки наряжали березы, украшая их различными лентами, плели большие венки из полевых цветов, завивали березы. В среду, перед Троицей, девушки довольно часто отправлялись в лес и заламывали березы, а в четверг или в субботу возвращались к выбранным деревьям с пивом и яичницей.


После этого они завивали деревья и оставляли дары около деревьев, пели песни, водили хороводы. Почему использовали именно яичницу? С древних времен круг считался символом плодородия. Удивительно, но скорлупу яиц, которые были использованы для приготовления блюда, не выбрасывали.

Она аккуратно обжигалась, после чего ее очень хорошо измельчали и собирали в отдельный мешок. Считалось, что подобный продукт, полученный именно в этот день, обладает особыми целебными свойствами. В отдельных деревнях также делали козули . Это особая лепешка в виде венка с яйцами.

Иногда вместо яичницы девушки брали в лес именно эти козули. В Сибири была немного другая традиция, верхушка молодой березы полностью притягивалась к земле и ей делали «косы», соединяя ветки с высокой травой.

Русалии - русальные дни

Русалии - то очень важные дни для наших пращуров, в которые они поминали всех усопших. Стоит отметить, что Русальные дни бывают зимние и летние. Первые праздновались в канун Рождества и Богоявления, а летние - после либо на .

Обычно люди устраивали большие пиршества, приносили дары на места упокоения усопших, такие гуляния длились временами всю ночь. Стоит отметить, что церковь крайне негативно относилась к подобным празднованиям. В разных местах отмечались Русалии по разному.

Например, южные славяне верили в то, что именно в эти дни можно встретить русалку, поэтому всячески задабривали духов воды. Болгары были уверены, что русальная среда - это 25 день после Пасхи, когда эти морские сущности собирается в путь.

В Македонии особое значение имела Русальная неделя, которая длилась с до Крещения. В это время мужчины переодевались в различные костюмы, устраивали хороводы, ходили по улицам деревень.

Важно, что участники подобных мероприятий должны были соблюдать четкие догмы. Они не могли креститься перед приемом пищи, им было запрещено отвечать на приветствия соседей, а ночью мужчины не возвращались в свой дом и не контактировали со своей семьей.

15-20 июня (кресеня)
(точная дата вариативна)

Зеленые святки (Духов день) Троица - являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы, который потом перетекал в русалью неделю и праздник Ивана-Купалы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых cвяток состоял из несколько обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненой силы, Как и во время зимних святок - колядок , во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок . В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни - "Ты удайся, удайся мой лён" девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни "Мы просо сеяли" сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» – ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы.
Образ Костромы , .связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. "Умершую Кострому" укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где "Кострому пробуждали", а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Яросл. г. назыв. «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а, в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты.


Таковы, в сущности, главнейшие специальные обычаи, приспособленные к троицкому празднику и благословленные церковью, выделившею их на этот день из Семика и русальных чествований. Этим объясняется та путаница, которая замечается в различных местностях при установке обрядовых приемов на определенные сроки. Иные из этих приемов предшествуют, иные совпадают с Троицыным днем (как и указано нами в надлежащих статьях) и даже опережают его все на том же основании, что эти празднества в честь весны находятся в полной зависимости от ее позднего, или раннего прихода, хотя бы и по отношении такого рода увеселений, которые представляют собою рели или качели, устраиваемые не для одних малых ребят, а вообще для всей молодежи.


В среде последней, в Новгородчине, сохранился, по-видимому, старинный обычай, приноровленный именно к Троицыну дню (точно так же, как и к масленице) и называемый «трясти порох». Состоит он в следующем. Во время гулянья, на лугу, среди хороводов и игр в «огорыши» (старозаветные «горелки»), кто-нибудь из мужчин схватывает картуз с молодого новожена, трясет им над головой и кричит во все горло и на целое поле: «Порох на губе, жена мужа не любит». На этот крик молодуха выделяется из толпы (и в том вся задача, чтобы сделать это возможно быстрее), становится перед мужем, кланяется ему в пояс, снимает тот картуз, который успевают положить ему на голову в момент ее появления, берет мужа за уши и трижды целует и снова кланяется ему и во все четыре стороны. При уходе молодой, а иногда при ее появлении, начинается вслух оценка ее качеств и разные площадные шутки, особенно над теми, которые в девушках имели грешки. Молодухи обыкновенно стесняются этим обычаем и говорят: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

Зелеными Святками называется неделя, предшествующая . Временами так называются дни, начинающиеся с четверга на семицкой неделе и заканчивающиеся четвергом на Троицкой неделе. Иногда так называются дни, начинающиеся с Вознесения, и заканчивающиеся Крапивным заговеньем.

Как представляли древние славяне, во время таких Святок появлялись . Также эти Святки считались чем-то вроде рубежа между календарной весной и пролетьем, поскольку сама Троица и та неделя, которая за ней следовала, считались весенним завершением. Когда же 12 июля наступал Петров день, люди полагали, что природа начинает поворачиваться ближе к зиме. В качестве кульминации проходящих святок отмечался день, в котором намечалось летнее солнцестояние, и этот день еще именовался Ивановым днем. Продолжительность подобного дня определялась , и Троица считалась ранней. Длительность Зеленых святок достигала практически весь месяц. Когда же Троица была поздней, они длились пару недель.

Как Зеленые Святки праздновали на Руси

Время Зеленых Святок наполнялось разнообразными обрядами, предназначенными для осуществления хозяйственных дел. Это касалось скотоводческой и земледельческой деятельности. В частности, соблюдался обряд, называемый «хождением в жито» и считающимся весьма характерным для той эпохи. Он определялся ростом хлебов, наблюдающимся на Иванов день. Обычно тогда девушки сходились маленькие группы и осматривали посевы злаковых в полях. Когда они совершали обход, то собирались на лужку, зажигали костер, готовили яичницу и потчевались пирогами. Ложки по окончании еды с яичной скорлупой кидали вверх и приговаривали, чтобы рожь могла расти. Сами же кувыркались прямо по траве. А еще совершались различные ритуалы, предупреждающие град, возможной засухи, остальных опасностей, способных навредить урожайности. Крестьяне организовывали молебны с процедурами водоосвящения, окатывали водой людские могилы, особенно, если умершие погибли неестественно, как, например, утопленники.

Также были проведены обряды, касающиеся безопасности и здоровья животных. В нашей стране в данный праздник свершался обряд, венчающий скот. Пастушок должен был принести пару венков для хозяйки. Первый венок был повешен на коровьи рога. Следующий венок надевался на саму хозяйку, и совершались волшебные действия. А потом венки хранились в хлеву, могли применяться с целью ветеринарного лечения. Когда наступал Петров день, нужно было заниматься угощением пастухов, поскольку этот праздник считался пастушьим.

Зеленые святки рассматривались людьми в качестве переходного жизненного этапа окружающей людей природы. Тогда намечалось немало запретов с оберегами, целью которых была протекция от нечисти, от ведьм, бесчинствующих в Иванов день. Иногда люди именовали этот день ведьмовским.

Время Зеленых святок с их начальным периодом связывался с тем, что на земле пребывали души предков. И когда цвели злаковые культуры, это время казалось благоприятным, чтобы контактировать с другими мирами. Иногда в деревнях (на юго-западе страны) верили в освобождение умершей души в субботу на Троицу. Оставляли же эту землю души на саму Троицу. В определенных губерниях считали, что души превращаются в птиц и сидят на березовых ветках, которые сносились к домам. Они верили в беседы душ друг с другом и в возможность слышать такие разговоры везде, где угодно. Также в эти дни в деревнях организовывали поминание каждого усопшего — его проводили:

  • в церкви,
  • на кладбищах.

К тому же, как считали русские, Зеленые святки непосредственно касались появления русалок, в качестве которых рассматривались души тех девушек и маленьких детей, которые умерли. Эти души присутствовали среди людей в течение Троицкой субботы, качались на березовых ветках или прятались во ржи. Оставляли же души мир, когда наступало Петровское заговенье. Это было первым воскресным днем после того, как начиналась Троица. И когда русалки уходили, проводился обряд, называющийся «проводами русалок».

Во время Зеленых святок осуществлялись обряды, касающиеся инициации, то есть посвящения. Подразумевался переход детей подросткового возраста в молодежный, обладающую брачным возрастом. Из обрядов самыми яркими считались те, которые касались девичьих трапез, проходящих на лугу, в Троицу, или же в дни, посвященные Аграфене купальнице. Нередко такие обряды совпадали с обрядами хождения в жито. Проводились трапезы, пели песни, заключались девичьи союзы, куда вступали те девушки, которые достигали возраста, пригодного для брака. В качестве символа такого союза рассматривался обряд, касающийся «кумления». Были лесные сборища девушек, где они подходили к веночкам, висящим на древе. Также там были крестики с крашеными яйцами, через которые необходимо было целоваться. Происходил обмен презентами и многие превращались в кумовьев. А затем устраивалась пирушка, куда были приглашены парни. Кумовство обыкновенно свершалось спустя неделю, когда наступало Петровское заговенье.

Когда свершались обряды на Зеленых святках, то внимание уделялось эротике и браку. Девушки занимались киданием венков в воду, начинали гадать, выйдут ли они замуж, совершали разнообразные магические ритуалы. К примеру, жглась борона, проводилась борозда от собственного дома к жилищу суженного и так далее. Все это приближало возможное сватовство. Много времени проводили друг с другом девушки с парнями. Все больше становилось совместных гуляний, чем ближе приближался Иванов, а также Петров день. Более того, игры становились почти эротическими. Было совместное купание в водоемах, хотя в любое другое время это считалось недостойным. Были прыжки через зажженные костры, устраивались большие трапезы, которые могли заканчиваться совместными ночевками. Также молодежь била сверстников ветками крапивы, когда наступало Петровское заговенье и это символизировало эротическую игру. Пелись разные песни, контент которых оказывался довольно часто неприлично эротическим.

Игры на Святках

Самым красочным отражением содержащейся эротики получилась в проводимых играх. Обычно играли «в свадьбы». Подобные забавы пользовались популярность повсюду на Руси — не только среди юных красавиц, но и тех женщин, которые уже были замужем. Для этого назначался «жених», а также назначалась «невеста». А потом нужно было проиграть каждый свадебный этап — вплоть до свадебной ночи притом, что все вокруг наблюдали и веселились. Также розыгрыш свадебной тематики осуществлялся благодаря парным мифологическим персонажам. Один из них был символом мужского начала, а другой персонаж символизировал женское. К примеру, речь могла идти о Семике и Семичихе. Люди изготавливали их чучела из соломенного материала, декорировали фаллическими символами и оставляли их на ночь. Наутро же надо было спросить у чучел о том, как прошла их ночка. Нередко случалось так, что такие развлечения становились разнузданным бесчинством, где сквернословили, показывали неприличные жесты, пели срамные песни. Когда же зеленые Святки оканчивались, люди, участвовавшие в них, отправлялись в церковь помолиться, чтобы Бог их простил.

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (иначе - РУСАЛИИ) в традиционном русском месяцеслове (календаре) - волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также - поминовению усопших (в том числе - заложных (то есть умерших до срока) покойников).
Семик - это четверг русальной недели.
В древности начало Зелёных Святок, предположительно, было связано с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), а окончанием Русалий - праздник летнего Солнцеворота - Купало.

Наши предки связывали русалок с водой и чествовали их, устраивая празднества и моления русалкам, считая их духами дождя, растительности и плодородия. Изначально русалки изображались не с рыбьими хвостами, а в виде крылатых девушек — «сиринов». Русалии были зимними и летними. Зимние плотно переплетались с новогодней заклинательной магией, а летние («русальная неделя») — с молениями о дожде. Девушки-русалки ассоциировались с березками. Тонкие, нежные, светлые, они становились символом окончания зимы и начала лета.
Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью.
Берёзка была символом жизни, неисчерпаемой силы. Из ее листьев плели венки. Их потом клали в горшки и засыпали землей, чтобы высадить туда капустную рассаду. Считалось, что «троицкие растения» имеют волшебную силу.
В дома приносили первые цветы и берёзовые ветки. Когда ветки и цветы засыхали, их не выбрасывали. Принято было хранить их весь год в укромном месте. А когда начиналась жатва, сухие растения подмешивали к свежему сену.
Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Чествование берёз и русалок.

Завивание венков.
В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,
- Завивайся, берёзонька.
Вью, вью я венок,
- Завивайся, кудрявая».

Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней венки обязательно развиваются.
Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы.

«На гряной неделе русалки сидели,
- Рано, рано.
Сидели русалки на кривой берёзе,
- Рано, рано.
На кривой берёзке, на прямой дорожке,
- Рано, рано.
Просили русалки и хлеба и соли,
- Рано, рано.
И хлеба, и соли, и горькой цибули,
Рано, рано».

Кормление дерева.
Совершается кормление дерева - под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо - яичница), приготовленную в ссыпку - то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).
«Ты радуйся, белая берёза:
К цебе идуць
Дзевки красные,
Цебе несуць
Яешни смашные,
Горелку горькую,
Скрыпку звонкую»

Ряжение.
Берёзу украшают лентами и платками, иногда - полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: - в замужних женщин или мужчин, иногда - животных, чертей и русалок. Ряжение - сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных - для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

Кумление.
Далее следует обряд кумления - через завитый венок обмениваются колечками, платками, серьгами.
«- Мы покумимся, кумушка,
Вью, вью я венок,
- Поцелуемся, голубушка.
Вью, вью я венок»
Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками. Пытаясь ублажить русалок и обеспечить себе плодородный сезон, богатый дождями, люди проводили обряды кумления, как бы призывая русалок стать их родственницами.

Раскумление.
Через несколько дней происходило так называемое раскумление: ветки деревьев развязывали, украшения снимали и праздник подходил к своей завершающей фазе — проводам русалок. По народным поверьям, русалки весной выходили из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока было вредно: они начинали шалить, топтать посевы и причинять неудобства людям. Обряд раскумления — деликатный способ напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы.
После того как с березки снимали все символы праздника, ее срубали (иногда выкапывали с корнем) и несли в селение. Там обычно ее вносили во все дома «на счастье», а после обходили с ней вокруг селения и бросали деревце в реку. Брошенная в воду береза должна была передать воде свою целебную силу. Считалось, что потопление обрядовой березки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на все лето.
Проводы русалок

После раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки.
В качестве символической русалки наряжали девушку или куклу. Совершали обряд проводов, который оканчивался у ржаного или житного поля. Делалось это для улучшения роста урожая, в надежде, что водяные духи помогут вырастить достойный урожай.
Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках.обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку».
В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.
Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда - имитировать переселение русалок в посевы, нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю.

Поминовение усопших.
Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых. Поминовение Предков совершалось с большим размахом
Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также - ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе - насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Во время русалий (а также - при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев - считалось, что это помогает предотвратить (или же - прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

Прочие обряды.
1) Хождение в жито.
Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».
2) Проводы или похороны Костромы.
В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.
При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины.Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но Кострома воскресает.Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3) Обережные обряды.
В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй - надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.
4) Обряды на любовь и брак
Тема любви и брака была одной из доминирующих в процессе празднования Русалий. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например - проводили борозду от своего дома к дому юноши).

Первые Русалии

Названий у недели перед Троицей много: Семик, зеленые святки, русальная неделя. Все эти названия пришли из древнего язычества. Но тем не менее они тесно переплелись с православием.

Первые Русалии приходятся на май и посвящены чествованию девы Лели - юной и цветущей богини весны. Вторые Русалии - время, когда дева Леля становится женой Ладой, весна поворачивает на лето.

Русалии — волшебное время, посвященное также проводам весны и чествованию водяных духов (руса­лок). В 2018 году начало русальней недели приходится на 21 мая .

По преданию, во время Русальной недели вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и на кладбищах можно увидеть русалок.

Как и любая другая нежить, русалки считаются очень опасными для живых людей. Рассказывают, что они, подоб­но ведьмам, могут принимать разные обличья и залетать в дома через трубу. Встреча с русалкой для любого смер­тного оборачивается несчастьем. В качестве оберегов от водных дев ис­пользуют те же приемы, что и от нечис­той силы (крест, молитва). Кроме того, прибегают еще и к народным средс­твам — к полыни, хрену, чесноку.

Однако, этот страшный на первый взгляд период, богат всевозможны­ми ритуалами, обрядами и традици­ями. Например, существует обычай в Русальную неделю украшать дом березовыми веточками, цветочными венками и всевозможной зеленью. Засохшая зелень по истечении срока служит оберегом от злых сил.

В начале Русальной недели девушки «завивают венки» обрядовой березке. Прежде всего, вокруг дерева очерчи­вается круг. Затем на березе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви, но не ломая их. Эти кольца называются венками. Сквозь эти коль­ца девушки кумятся: обмениваются по­дарками, целуются, желают друг другу добра. На венки обязательно развиваются. Этот обряд укрепляет дружбу между девицами.

Можно провести обряд, который называется «кормление дерева». Под деревом (чаще всего под березкой) нужно оставить угощение для духов (основное обрядовое блюдо — яични­ца). Еда, как правило, собирается со всех участников обряда. Это обеща­ет покровительство высших сил на протяжении всего года.

Обряд «хождение в жито» совер­шается в начале либо в конце Зеле­ных Святок. Девушки и женщины отправляются в поля смотреть по­севы. После обхода они разводят костер и устраивают гулянье. Пос­ле еды ложки подбрасывают вверх со словами:

«Пусть рожь и посевы такие высокие уродятся, как высо­ко ложка поднимется».

Этот обряд обещает богатый урожай.

Чтобы водные девы наверняка поки­нули землю, в конце Святок проводит­ся обряд «проводы русалок». К обряду шьют куклу, которая олицетворяет ру­салку, наряжают ее в белое платье и кладут на носилки. Потом куклу отно­сят в поле или на холм и там сжигают. При этом каждый человек своими сло­вами просит горящую русалку забрать с собой все несчастья и невзгоды.

Русальная неделя — денежная

Для получения постоянной хорошей прибыли (чем бы вы ни зани­мались) нужно самостоятельно сплести корзинку из ивовых прутьев.

Когда корзинка будет готова, в нее нуж­но положить любой пирожок, а на него — записочку:

«Русалушка, зазнобушка, не вреди. Двери к богатству отвори».

Пустить угощение по ручью или реке по течению.

Проделывать обряд нужно на Русальной неделе.

Сплести корзину, дело трудоемкое, не каждый человек спосо­бен, можно купить маленькую плетеную корзиночку и проделать то же самое. Мастер по плетению убежден, что эффект будет слабее, но вопрос спорный.

Другой вариант обряда на прибыль связан с плетением венков из одуванчи­ков, ветвей ивы и березы. На венок кла­дутся угощения — сладости, сделанные своими руками, и венок отправляется по течению реки.

Я думаю, что надо сладости испечь, настраиваясь на проведение успешного обряда. Формальное исполнение приве­дет к небольшому результату!

* Праздник — Троица

Выбор редакции
5 рецептов мини-шашлычков, которые можно приготовить в домашних условиях.Шашлычки с индейкой и шампиньонами На 4 порции: Индейка - 500...

Осень — это отличная пора для того чтобы готовить всевозможные блюда на зиму, как говорится «один день год кормит». Долгой зимой очень...

Ингредиенты: Говядина б/к - 0,5 кг. Помидоры - 0,5 кг. Лук - 1-2 шт. Петрушка - 50 грамм. Укроп - 50 грамм. Чеснок - 5-7 зубч....

Как известно, в морепродуктах содержится много белка, полезных жирных кислот, кальция, фосфора и витаминов, необходимых для нормальной...
Простой рецепт салата с блинами из крахмала пошагово с фото. Если вам по вкусу простые в приготовлении блюда с минимумом ингредиентов,...
Дорогие поварята и гости! Предлагаю вам рецепт вареников с картошкой и мариноваными опятами. Надеюсь, что вам понравится это сочетание...
– его часто готовят и в будни, и в праздники. При этом абсолютно незаслуженно обходят стороной другие варианты для паштетной основы. А...
Описание Снова собираетесь варить сосиски и жарить картошку на ужин? Погодите! Сейчас мы с Вами в два счёта соорудим из этих продуктов...
Есть такие мясные блюда, которые знают абсолютно все, потому что они завоевали настолько большую популярность, что их едят и в будни, и...