Конспект нод в старшей группе доу на весеннюю тематику. Жаворонок, конспект занятия по ознакомлению с природой Пальчиковая гимнастика «Жаворонки»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 г.Орла»
Конспект ОДД
В старшей логопедической группе
(организованного в ППРС «Мини-музей»)
На тему: «Жаворонки прилетите, весну – красну принесите»

Воспитатель
Яшина Е.С.
Орел, 2015 г.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
1.Дать детям представление о праздновании встречи весны.
2.Продолжать знакомить детей с песенками-закличками, обрядами, загадками.
3.Вызвать у детей эмоциональный подъем, радостное настроение.
Коррекционные задачи:
1.Закреплять представления детей о весенних явлениях, о жизни перелетных птиц.
2.Обогащать словарь по теме: «Весна. Перелетные птицы».
3.Развиваьб общие речевые навыки:
-следить за правильным речевым дыханием при рассказывании закличек;
-продолжать развивать интонационную выразительность речи;
-совершенствовать четкость дикции.
Предварительная работа:
-беседа о весне, рассматривание иллюстраций, картинок, изображающих времена года, перелетных птиц;
-разучивание закличек, русских народных игр, хороводов.
Материалы к занятию:
Фланелеграф, картинки с изображением перелетных птиц; столы, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки с тестом, изюм; магнитофон, записи с «голосами весеннего леса».План занятия:
1.Вступительная часть.
1.1.Организационный момент.
2.Основная часть.
2.1.Беседа о весне.
2.2.Чтение весенних закличек.
2.3.Игра «Солнышко» (координация речи с движением).
2.4.Отгадывание загадок о птицах.
2.5.Беседа о птицах.
2.6.Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
2.7.Изготовление из теста печенья – жаворонков.
2.8.Чтение закличек.
3.Заключительная часть.
3.1.Хоровод «Веснянка» (координация речи с движением).
Ход:
Хозяюшка встречает детей в избе:
-Здравствуйте, ребятишки и взрослые. Я рада гостям, как добрым вестям. Собрались мы сегодня в нашей избе, чтобы поговорить о весне, и ее праздниках.
-Когда приходит весна? (после зимы).
-Вы хотите, чтобы пришла настоящая весна? Только как мы ее узнаем, по каким приметам? (дети называют приметы и признаки весны).
-Давайте расскажем какая весна?(подбор определений).
-Знаете ли вы весенние месяцы? Какой первый месяц? Правильно, март – первый весенний месяц. В народе его называют «утром весны», «солнечником», «зимобором», «водотеком», «ветроносом», «грачевником». Вот у него сколько названий. Как вы думаете, почему его так называют?
С нарастанием солнечного света начинается обильное снеготаяние, текут ручьи, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. В марте солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Март борется с зимой и приносит теплые ветры.
-Какой недавно мы отмечали праздник? (масленицу).
-После масленицы, считали в народе, весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали, закликали песнями-закличками, песнями-веснянками и встречали хлебом, как самую дорогую гостью. Давайте мы с вами позовем, покликаем весну. Кто из вас знает заклички?
1. Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
2.Весна, приди! Три угодья принеси!
Первое угодье – в реках половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье!
3.Ой, весна, красна!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
4.Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Хозяйка: -Ау, ау, аукаем! Зовем, зовем мы весну, а она что-то не торопится. Видно где-то задержалась. А так хочется тепла. Давайте-ка мы солнышко позовем. Оно лучами землю обогреет, снег растопит – весна быстрее придет.
Проводится игра «Солнышко» (координация речи с движениями)
Солнышко, (дети стоят в маленьком кругу, шагают назад,Колоколнышко, расширяя круг, держась за руки).Ты пораньше взойди, (руки вверх, тянутся на носочках)
Нас пораньше разбуди. (опускают руки)
Нам в поле бежать, (бегут по кругу, взявшись за руки)
Нам весну встречать.
-Кажется стало теплее, пригревает солнышко. Скоро птицы прилетят. Какая птица первой в наших краях появляется? (грач).
В народе говорят: «Грач на горе – весна на дворе».
А не прилетел ли грач? (на фланелеграфе ищут грача)
Вслед за грачами собираются и другие птицы. Какие попробуйте отгадать.
Стоит ствол, на стволе кол,
На колу дворец, во дворце певец.
А зовут его? (скворец)
-Посмотрите, нет ли среди птиц скворца?
-А теплее станет, прилетит такая птичка:
Угадайте, что за птичка, темненькая невеличка,
Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.
Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)
-Что это за птица?
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет, поет. (жаворонок)
-Какие птицы остались? (зимующие)
-Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (перелетные)
-Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложение, а вы добавлять слово.
-В наш двор прилетела стая… (воробьев).
На рябине сидело много красногрудых…(снегирей).
К кормушке подлетела маленькая… (синица).
В наши края вернулись …(скворцы).
-В старину крестьяне встречали прилет птиц из дальних краев закличками, песнями. Совсем скоро, 22 марта, будет еще один народный праздник – Сороки. По приметам, именно с этого времени, сорока начинает вить гнездо и кладет в него 40 палочек, с юга возвращаются в родные края 40 разных пташек и наступает весна. А еще пекли из теста печенье – жаворонки. Их форма могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки. Но важным считалось – расправленные крылья- птички всегда изображались летящими. Чтобы печенье было лакомым, глаза птичкам делали из изюминок, орехов или других ягод. Потом печеных жаворят давали детям. Ребятишки выбегали на улицу, подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетели, да весну с собой несли. Давайте и мы попробуем вылепить из теста жаворонков и еще раз позвать весну.
Дети рассаживаются за столы.
-Как я вам уже сказала, фигурки жаворят могли быть разной формы: летящий жаворонок, жаворонок с птенцом, завивали спиралью, завязывали узелком.
(показываются картинки).
-Мы с вами попробуем сделать вот такого жаворонка – завязанного узелком. Для начала разомнем пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Жаворонок, жаворонок, (на каждую строчку большой палецМилый жаворонушек, здоровается дважды с одним
Ты где был? пальчиком, начиная сТы с чем пришел? указательного, сначала на
-За морем бывал, правой, потом на левой руке).Весну добывал.
Несу, несу
Весну-красну.
-Что это? (тесто), какое оно? Потрогайте, помните. (мягкое, податливое).
Катаем колбаску, колбаска завязывается узелком. С одной стороны колбаски, торчащей из узелка, вытягиваем клювик жаворонка, с другой – конец расплющивается и делаются надрезы, напоминающие перышки на хвосте. Глазки – изюминки.
(Дети повторяют по цепочке последовательность).
Птичек высаживаем на противень.
- Вот таких жаворят пекли в старину. А пока вы ко мне в гости шли, я для вас тоже испекла жаворонков. Давайте мы по обычаю наших предков позовем весну. Берем в ладони, сложенные лодочкой, жаворонка, поднимаем его вверх к солнышку и попробуем покликать.
1.Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите,
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Принесите весну
На своем хвосту.
2.Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
- Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну –
Теплое лето.
3.Жаворонки, жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите кус здоровья,
Мы вам посошочек,
А вы нам денег – мешочек!
4.Жаворонки прилетали,
Весну – красну отмыкали.
Серы снеги покатились,
В речках воды появились.
Вы не троньте песок,
Не тупите свой носок.
Пригодится ваш носок
На овсяный колосок.
- Слышите, ребята?(грамзапись «Голоса весеннего леса»)
- Весна, весна, красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют. Долго спать не дают.
Весеннее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило.
- Давайте веселиться, хоровод водить, да гостей угощать.
Проводится хоровод «Веснянка»
А уж ясно солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки,Припекло, припекло. медленно поднимают руки)
И повсюду золото (идут по кругу за руки, медленноРазлило, разлило. опускают руки)
Ручейки по улице (бегут по кругу, в противоположнуюВсе журчат, все журчат сторону на носочках, руки на поясе)Журавли курлыкают (идут по кругу в противоположнуюИ летят, и летят. сторону, высоко поднимая колени,
взмахивая руками.)


Приложенные файлы

Цель : Продолжать знакомить детей с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками, учить понимать смысл пословиц и поговорок.

Задачи: Расширять представления о жизни в старину, знакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления в природе. Закреплять знания о перелетных птицах и образе жизни, о связи с окружающей средой. Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским народным творчеством. Активизировать познавательную деятельность.

Приоритетная область : речевое развитие.

Интеграция образовательной области : познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Материал: Русских костюмы для мальчиков и девочек, шапки-маски птиц, заготовки из бумаги для поделок птиц-жаворонков, Маска-шапочка солнышка, колокольчик.

Ход НОД:

Организационный момент : дети в русских костюмах, в шапочках-масках птиц стоят свободно на ковре, с ними-ведущая в русском костюме.

Звучит веселая русская мелодия.

Здравствуйте, ребятишки! Я-Авдотья-Плющиха. Зимой Земля- матушка. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он сел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна, решаю весну пускать или непускать.

А ведь люди ждут весну, кличут её, зазывают.

А вы дети, рады весне?

В народе издавна гоаорят:

«На Авдотью солнышко-лето погожее»

«Если на Авдотью снег-будет урожай»

«Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.»

А праздник мой отмечали в конце марта, чтобы стало тепло, побежали дружно ручьи нужно, чтобы светило яркое солнышко. Все, и стар и млад, ждали солнышко, называли ласково, уважительно- «Ярило-солнышко»

Красны девицы,

Да добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь

В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

(Дети встают в круг, говорят заклички о солнце)

Приди, приди солнышко,

Загляни в окошечко,

Засвети щедрее

Всех согрей скорее.

Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покатись!

Солнышко, солнышко,

Красное солнышко!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Выходит солнышко (девочка в маске-шапочке)

Я-Ярило красное,

Солнышко ясное,

Ждали меня детки,

Детки-малолетки.

Авдотья: Завести, Ярило, чтоб тепло всем было!

Хоровод «Солнышко »

(дети ходят по кругу, солнышко в центре, приговаривают)

Солнышко, покажись, красное, снарядись!

Чтобы год от года давала нам погода-

Теплое леточко, грибы в берестечке,

Ягоды в лукошко, зеленого горошка.

Ребенок: Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Авдотья: А хотите поиграть с солнышком?

П/игра «Солнышко и дождик»

Пока светит солнышко, дети гуляют возле солнышка, тогда скажу «Дождик»-все бегут ко мне под зонтик.

Дети садятся на стульчики.

Авдотья: Ребята, но не только яркое теплое солнышко и бегущие ручьи радуют нас весной, а радуют нас прилет птиц из теплых стран, их веселое щебетание и пение.

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонков, или еще его называли «День птиц». Звался этот день «Сороки», говорят, что в этот день прилетало 40 птиц, сорока начинала строить себе гнездо и клала в него 40 палочек (веточек). На сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равнодействия, начинается настоящая весна..

Но без прилета жаворонков все-же весна наступит, поэтому люди пели заклички, звали жаваронков.

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела

И дрова все пожгла,

Молоко все унесла.

Синички-сестрички

Чечетки-тетки

Куличики-мужички

Скворцы-молодцы

Из-за море к нам летите

Весену-красну несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Авдотья: Жаворонок, одна из чистых божьих птиц, не любит сильного шума, гнездо вьет себя на земле, утепляет его перышками, конским волосом, высиживает своих птенцов.

Выходят дети в шапочках птиц:

Авдотья: Грачи-кулики из-за моря прилетели

И всене путь указали.

Вы ребятки, птиц встречайте,

Кричать закличку начинайте!

Жаворонки прилетели

На головку детям сели,

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко:

40 мученников

40утренников

40 заморозков.

Жаворонок, жаворонок,

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонок, прилети!

Весну красну принеси!

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб она поела!

Ты запой, запой жаворонок

Ты запой свою песню, песню звонкую

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая

Да про ту ли, про теплую сторонушку,

Да про те ли, про земли заморские.

Авдотья: А сейчас встают все дети в круг и будем говорить для всех птиц заклички.

«Грачи летят, на всю Русь кричат

Гу-гу-гу! Несем весену!

Синицы летят, на всю Русь кричат

Цверь-цверь-мы несем весну!

Воробьи летят, на всю Русь кричат

Чивить, чивить, мы хотим попить!

Жавонорки летят, на всю Русь кричат

Чувиль, виль, виль, мы несем весну!

П/игра «Жаворонок»

Дети становятся в кург, внутри круга ходит «Жаворонок» с колокольчиком, звенит.

Дети говорят слова и идут по кругу:

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в тишине

Спрятал песенку в траве.

С окончанеим слов, ведущий останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг другу. Все говорят: «Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год»

Двое детей бегут в разные стороны, кто первым возьмет колокольчик, становится «жаворонком» . (игра повторяется)

Дети садятся за столы.

Ребята, жаворонков ждут в каждом доме, вот и к нам прилетел такой долгожданный гость-жаворонок.

Мы сделаем жаворонков из бумаги и украсим нашу группу. Это будет традицией нашей группы.

Из каких частей состоит жаворонок? (голова, туловище, крылья)

Туловище птички у вас уже есть, вы будете делать только крылья, для этого нужно полоски бумаги, которая лежит у вас, сложить «гармошкой» и вставить ее в отверстие в туловище.

Показ, как вставить.

Дети самостоятельно делают жаворонков.

Ребята, после занятия мы развесим ваших птиц в группе. (дети делают птиц)

А еще в этот день мамы, бабушки пекли из теста булочки-завитушки, «жаворонки». Делали их из разного теста, пекли в русских печах.

Вот и сегодня ваши мамы и бабушки испекли «жаворонков» и принесли их вам. Жаворонков ели и дети и взрослые, а еще выносили их на улицу крошили в кормушки, угощали всех птиц.

(На подносе лежат булочки-жаворонки)

Давайте еще раз пригласим жаворонков:

Жаворонки, прилетите

Красавицу весну принесите!

Принесите весну принесите!

На соке, на бороне, на овсяном снопе.

(угощаться булочками будем после занятия).

Рефлексия: Праздник дома вспоминайте,

Маму с папой поздравляйте.

Нынче светлая весена,

Много солнца и тепла.

Вот и птички летят,

Угостить вас всех хотят!

Попало тесто, в горячее место,

Попало-непропало!

Жаворонками стало!

Марина Мухина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Жаворонки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы "Жаворонки "

Цель : познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Жаворонки » . Способствовать приобщению к традициям русской культуры.

Задачи : продолжать знакомить детей с малым жанром русского народного фольклора (загадками, пословицами, поговорками, закличками, потешками, считалками) о прилёте птиц;

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

Активизировать словарь детей, развивать интонационную выразительность речи, дикцию, внимание, память;

Обеспечить положительный эмоциональный настрой, способствовать развитию навыков коллективного пения с музыкальным сопровождением;

Воспитывать духовно-нравственные качества (доброту, миролюбие, великодушие) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принёс почтальон к нам в детский сад. А вот и письмо. Прочитаем его?

Чок, чок, чок! Перед Вами сундучок,

Весь резной и расписной

Сундучок, секрет открой!

Чтобы отворить его, ответьте :

Что есть волшебство? (Н. Лопатина)

Дети : Волшебство – это сказки, превращения, волшебная палочка, волшебные слова…

Воспитатель : Я знаю, кто мог нам этот сундучок прислать. Если Вы хотите узнать, закройте глаза и скажите : 1, 2, 3, 4, 5 – появитесь Вы у нас (появляются девочка и мальчик в русских народных костюмах) .

Девочка : Здравствуйте, ребята. Мы умеем делать волшебство. В сундучке мы приготовили для Вас подарки – не обыкновенные, а волшебные (показывает фигурки жаворонков ) .

Мальчик : А хотите узнать что это за фигурки и к какому празднику их пекли?

Тогда приступим к волшебству. Приглашаю всех узнать о празднике «Жаворонки » , познакомиться с обычаями и традициями народного праздника.

Воспитатель : В конце марта праздновали день прилёта птиц. В народе так говорили об этом дне :

Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Ведь недаром в народе говорят : «Птицы прилетели – весну на крыльях принесли» .

Ребята, давайте вспомним ещё русские народные поговорки о прилёте птиц :

Ласточки и стрижи тепло принесли

Сколько проталинок – столько и жаворонков

Увидел грача – весну встречай

Прилетел скворец – зиме конец

Грач на горе – весна на дворе

Коли грач прилетел – через месяц снег сойдёт

Где ласточке не летать, а к весне прибывать

Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает

Увидел скворца – весна у крыльца

- Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам

На праздник «Жаворонки » люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 первых разных птиц и приносят на своих крыльях весну.

Давайте попробуем отгадать русские народные загадки о перелётных птицах. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил своё отношение к птицам.

Каких птиц мы будем встречать?

Спереди шильце

Сзади вильце

На груди белое полотенце

(Ласточка)

(Соловей)

По весне то там, то тут

Песню весело поют

Ах, качи, качи, качи

Прилетели к нам… (Грачи)

На шесте дворец

Во дворце певец

(Скворец)

Мать, отца не знаю

Но часто называю

Детей знать не буду

Чужим сбуду

(Кукушка)

Утром звонко распевает

Всех он в поле приглашает

(Жаворонок )

Русский народ сочинил не только пословицы, поговорки, загадки про прилёт птиц, но и потешки об этом :

Ласточка, ласточка, милая касатка

Где ты была, с чем ты пришла?

За морями бывала

Весну добывала

Несу, несу весну-красну!

Прилетели 3 грача

Принесли 3 ключа

Берите грачи золотые ключи

Замыкайте зиму

Отпирайте весну

Открывайте лето

- Жаворонок , жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу

На праздник «Жаворонки » день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Из тёплых стран 40 птиц птиц прилетают, а первая из них жаворонок . Ожидая пернатых гостей, начинали готовиться к празднику.

Девочка : Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли 40 хлебных шариков. Эти шарики хозяйки выбрасывали в окошко по одному. Люди верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдёт до следующего года. Ещё пекли фигурки птиц – «жаворонки » . Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зёрна. Иногда на спинку сажали его детёнышей, вылепленных из того же теста.

Мальчик : А утром «жаворонков » отдавали детям. Они насаживали их на длинные палки, выбегали на пригорки, сбивались в кучи, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну .

- Жаворонки прилетите

Студёну зиму унесите

Теплу весну принесите

Зима нам надоела

Весь хлеб у нас поела

- Жаворонки , жаворонки прилетайте к нам !

Тут кисели толкут, тут блины пекут!

- Жаворонки , жаворонки

Прилетайте к нам

Приносите нам Весну-красну

Красну солнышку

Теплу гнёздышку

Чу-виль-виль весна пришла

На колясочках, зима ушла на саночках

Ой, весна моя

Ты – весняночка

Из-за тёмных лесов

Из-за синих морей

Приходи солнцем, светом озари

Воспитатель : Вот так в старину дети и взрослые кликали весну. Это были заклички. Их тоже придумал русский народ. В закличках взрослые просили здоровья, счастья, богатства, богатого урожая. Заклички – это обращение к солнцу , радуге, дождю, птицам. Птицы считались вестниками весны.

На празднике «Жаворонки » пели песенки - «веснянки» (дети исполняют «весняночку» ).

Весну закликали, величали, просили. Каждый отдельный куплет повторяли по несколько раз, затем переходили к новой песенке.

Кончив кликание, дети играли с жаворонками , а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берёг её для своей мамы. Дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами : «На-ко мама тебе голову от жаворонка , как жаворонок высоко летал , так чтобы и лён твой высокий был».

В других деревнях ребятишки старались рано утром перебросить через крышу 40 щепочек, девочки завязывали 40 узелков на тесёмке. Люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетят 40 птиц, а первая из них жаворонок .

Весь день пели веснянки, играли в русские народные игры.

Игра «Золотые ворота»

На восходе солнца, в конце деревни собирались девушки, все разряженные, продолжали закликать весну.

Весна, весна, на чём пришла?

Весна : На сохе, бороне, на кривой кочерге,

На жёрдочке, на бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном колоску.

Съев жаворонков , продолжалось веселье.

Приди к нам весна, со радостью!

Со великой к нам со милостью!

Со рожью зернистою, с овсом кучерявым,

С ячменём усатым, со просом, со гречею.

С калиной-малиною, с чёрной смородиною,

Со грушами, со яблочками, со всякой садовинкой

Со цветами лазоревыми, со травушкой-муравушкою!

Весна красная, долгожданная

Где же ты долго так бродила?

Весна : С зимою лютою повстречалася

Растопила её сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

Воспитатель : Очень много закличек сложено в народе о приходе весны.

Вечером все молодые девушки собирались на берегу реки. Они делились на несколько групп на большом расстоянии друг от друга. Одни начинали петь свою песенку, заканчивая призывным и протяжным «Гу!» или «У-у-у!» . Такое распевание веснянок называется весну гукати. И мы будем весну гукать.

Игра «Кто громче?»

Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!

Весна, весна, на чём пришла? У-у-у!

- Жаворонки прилетайте к нам ? У-у-у!

Воспитатель : На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголёк. И по тому, что кому достанется, узнавали о предстоящей участи : кольцо – к свадьбе, монетка – к богатству. Вот мы и узнали о празднике «Жаворонки » . Выбирайте себе печёных «жаворонков » . Я думаю все довольны, никого мы не обидели. А что Вам запомнилось больше всего?

Никольская гора

В Ульяновской области есть свои знаменитые места. Далеко за пределами нашего края известна святыня, расположенная в Сурском районе – Никольская гора.

В давние времена называли её Белой горой, потому что она была из мела, и ничего на ней не росло. Недалеко от этой горы поселились люди. Своё поселение назвали Городищем. А на самой горе расположили сторожевые дозоры. Именно дозор сообщал жителям об опасности.

Об этой горе есть легенда. Однажды войска татар пытались захватить местные укрепления. Оставалось им перейти неглубокую речку Суру, но враги внезапно остановились. Они увидели впереди глубокую тьму, а во тьме на вершине Белой горы свет какой-то и в том свете стоит старец с мечом в руке и запрещает им идти вперёд. Очень испугались враги и повернули от Белой горы назад.

Поспешили люди на гору и нашли на её вершине икону с изображением Великого Николая Чудотворца. С тех пор гору стали называть Никольской. А у подножия горы забил источник. Испробовав воды, больные избавлялись от болезней.

И стали приходить люди за целебной водой к этому роднику. Приходят и по сей день. Дважды в год (на Николу вешнего и Николу зимнего) в Сурское стекаются тысячи паломников из различных мест. Есть верная примета : спустишься с горы за родниковой водой, взберёшься на холм там, где покруче подъём (как говорят бабушки «потрудишься» ) и глядишь : на душе как-то веселее и чище.

На вершине Никольской горы построили часовню. Тот, кто хоть раз посетит это место, всегда захочет вернуться в Сурское снова.

Жаворонки-веснянки

Когда-то давно в нашем Симбирском крае весну встречали 22 марта, когда по поверьям прилетают 40 первых птиц и приносят на своих крыльях весну. И первая из них жаворонок .

«Бывает, - уверяли старики , что прилетают жаворонки и раньше , только те непутящие : прилетит и смёрзнуть может. А уж тот жаворонок , который на 22 марта прилетит – тот настоящий».

22 марта по народному календарю – Жаворонки . Этот праздник встречали в особой чистоте. Приносили в дом талую воду, ей мыли полы, поливали цветы.

Наши предки считали : чтобы весна пришла, её нужно позвать, попросить прийти, выкликнуть. У симбирян очень популярной была такая закличка :

Синички-сестрички

Тётки-чечотки

Краснозобые снегирюшки

Щеглята-молодцы

Воры-ворбьи

Вы по воле полетайте

Вы на вольной поживите

К нам весну скорей ведите

За нас Божью мать молите!

Хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Вставляли глазки из черёмухи и изюма и называли их «жаворонки » . Люди ходили с этими птичкками, забирались на крыши, пели песни-веснянки. Печёных жаворонков вешали на колья , поднимали ввысь. До сих пор хлебных птичек пекут в сёлах Ульяновской области.

У ребятишек был целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к выпусканию птиц на волю. Кончив кликанье весны, дети играли со своими жаворонками , а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берёг её для своей мамы. Придя домой отдавали голову жаворонка матери со словами : «На-ко мама, тебе голову от жаворонка : как жаворонок высоко летал , так чтобы и лён твой высокий бы».

Заклички кончались высокими, сильными «гуканьем» и «аканьем» , далеко разносившимися в весеннем небе.

Этот очень красивый праздник Жаворонки возрождается в сёлах Ульяновской области.

Программные задачи:

Образовательные.

  • Актуализировать знания детей о смене времен года, о приметах весны.
  • Расширить знания детей о птицах.

Развивающие.

  • Продолжать развивать у детей: логическое мышление, фонетический слух, внимание.
  • Формировать умение работать с пластичным материалом.

Воспитательные.

  • Создать эмоциональный настрой детей.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам и природе в целом.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность.

Ход.

Незаметно для детей включается запись пения птиц.

Дети : Что это?

Воспитатель: Не знаю. Кто-то поет.

Дети: Мы знаем, это птицы поют.

Воспитатель : Да, верно, давно их не было слышно. Интересно, а почему они раньше не пели?

Дети: Потому что зима была.

Воспитатель: Ну и что? Почему они зимой не могут петь так?

Дети: Потому что им холодно.

Воспитатель : А сейчас разве не зима.

Дети : Нет, весна пришла!

Воспитатель: А откуда вы знаете, что пришла весна?

Дети: Расцвели цветы, на деревьях появились почки, на улице стало тепло и т.д.

Воспитатель : Совершенно верно. А знаете ли вы, какие птицы самыми первыми прилетают в родные края?

Ответы детей.

Воспитатель: Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку грача крупным планом и репродукцию А.К. Саврасова «Грачи прилетели»). Они прилетают, когда на земле еще лежит снег и только, только начинают появляться первые проталины. Это очень хорошо изобразил знаменитый русский художник А.К. Саврасов его картина так и называется «Грачи прилетели».

Рассматривают картину.

Воспитатель : После грачей, вторыми прилетают скворцы (показ картинки скворца). Для них люди изготавливают специальные домики. Как они называются?

Дети : Это скворечники.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, какую птицу считают настоящим предвестником весны, после ее возвращения все птицы прилетают в родные края?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте послушаем пение этой птички.

Слушают аудиозапись пения жаворонка.

Воспитатель : Понравилось вам пение птицы?

Дети: Да, красиво поет.

Воспитатель : А зовут эту птицу жаворонок (показ картинки). Какую птичку знакомую вам он напоминает?

Дети: Он на воробья похож, только чуть-чуть больше.

Воспитатель: Совершенно верно. Живет жаворонок в основном в степи, на полянках, редко на опушке леса. Гнездо вьет в небольшой ямке в траве, которую сам роет. Поет он обычно на лету, питается, подбирая корм с земли и склевывая его с низких растений, куда можно дотянуться клювом. Добытая жаворонками пища состоит почти исключительно из насекомых, а также семян сорняков и падалицы культурных растений. Съедая, семена сорняков он очень помогает культурным растениям. Жаворонок всегда был любим и почитаем на Руси, о нем сложено много песен и стихов:

«Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

Воспитатель: С жаворонком связаны многие народные приметы, ему посвящены народные праздники. Существует древняя легенда, по которой в жаворонков превратились души сорока христиан-мучеников, казненных, но не отрекшихся от своей христианской веры. С тех пор считается, что если ко Дню Сорока мучеников, который отмечается на Руси 22 марта, прилетят жаворонки, год будет удачным, урожай хорошим, лен длинным! В народе этот праздник называют попросту — Сороки, считается, что в этот день прилетает сорок птиц, и впереди всех летит жаворонок.

Накануне этого праздника в деревнях пекли «жаворонков», на утро — раздавали детям и те, своими песнями, зазывали настоящих жаворонков, кликали весну: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела, весь хлеб у нас поела».

Воспитатель: А хотите сами слепить из теста жаворонков и испечь их?

Ответы детей.

Воспитатель показывает детям тесто, из которого они будут лепить жаворонков. Дети моют руки, одевают фартуки и колпаки (косынки) на голову и по объяснению воспитателя лепят жаворонков.

Способ лепки жаворонка: (тесто, мука).

1. Небольшой кусочек теста разминают в форму прямоугольника.

2. Завязывают его узелком, так чтобы получилось два хвостика.

3. Один хвостик оставляют прямоугольным.

4. Из второго хвостика лепят голову жаворонка в форме шара и вытягивают небольшой клюв.

5. На хвостике, который остался прямоугольником, делают небольшие надрезы вдоль него.

Жаворонков относят на кухню и выпекают.

Продолжение этой деятельности можно использовать на прогулке, где дети зазывают жаворонков.

Используемые источники информации:

1. http://florofauna.ru/birds/gavoronock.php.

2. http://days.pravoslavie.ru/Life/life598.htm.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Жаворонки прилетели» (интегрированное занятие) Воспитатель:
Чернышева Анна Валерьевна
Музыкальный.руководитель:
Петухова Татьяна Алексеевна
Таёжный, 2013г.

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Программные задачи:
Образовательные:
 Учить детей внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения;
 Учить эмоционально отзываться на веселый, живой характер песни;
 Учить детей менять движение в соответствии с изменением характера музыки;
 Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей;
 Учить детей рисовать птицу в движении, показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.
Развивающие:
 Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку;
 Развивать умение ориентироваться в пространстве;
 Расширять словарный запас;
 Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом, навык рисования восковыми мелками;
 Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
 Воспитывать у детей любовь к народному фольклору, стремление к достижению результата;
 Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Оздоровительные:
 Следить за осанкой детей во время работы.
Методические приёмы:
 Показ и объяснение воспитателя;
Игровая ситуация, с использованием художественного слова;
 Художественное слово;
 Наблюдение за работой детей;
 Анализ работ воспитателем и детьми;
 Поощрение.
Словарная работа: переливчатые трели, обряд, заклички, надоскучила, проталины, «теплые ноги у весны», набросок.
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением жаворонков, алгоритм «Последовательность рисования птиц»
Раздаточный: Белые листы бумаги, простые карандаши, восковые мелки.
Музыкальный ряд: Музыкальные композиции: русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой; «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского; «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки; «Весна идет» муз. В Герчик; «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
Зрительный ряд: использование ИКТ(презентация слайдов «Весенняя рапсодия»).

Ход занятия.
Зал оформлен в виде весенней полянки.
Звучит русская народная мелодия. Обработка Т. Ломовой. Дети входят в зал шагом с носочка и встают в круг.
Музыкальный руководитель:
Хорошо! Хорошо! Солнышко проснулось!
Хорошо! Хорошо! Детям улыбнулось!
Отправляемся на веселую прогулку!
Упражнение: «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки
(Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите вокруг, как хорошо! Природа просыпается от зимнего сна!
Видео-презентация: «Весенняя рапсодия»
Музыкальный руководитель: Бабочки проснулись, сладко потянулись!
Упражнение: «Бабочки» «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского
(Дети садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель:
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Песня: «Весна идет» муз. В Герчик
Музыкальный руководитель: Ребята, какие птицы первыми возвращаются в родные края?
Ответы детей: Скворцы, грачи...
Музыкальный руководитель: В старину, больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляют природу пробуждаться от зимнего сна.
Слушание: «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
(беседа по содержанию произведения)
Музыкальный руководитель: Нежная, чистая, красивая музыка. Она очень тонко передает впечатление от песни жаворонка, чистой, звонкой, высокой.
Она так радует душу и согревает сердце.
Воспитатель: Чтобы приблизить приближение весны, тепла, люди придумали обряд – закликание жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам, и пели специальные песенки – заклички.
(Воспитатель с ребенком поют А-капелла)
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Воспитатель: Ребята, хотите нарисовать жаворонков?
Ответы детей: Да. Хотим научиться рисовать жаворонка.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы.
(на доске висят изображения жаворонков)
Посмотрите на эти изображения. Тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких?
Ответы детей: Голова, туловище, хвост, крылья.
Воспитатель: Какой они формы?
Ответы детей: Голова – круглая. Туловище – овальное. Хвост, как треугольник. Крылья – овальные. Клюв – маленький, треугольный.
Воспитатель: Правильно. Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде - они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.
Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только постараться и правильно соединить эти части.
(Показ наброска рисунка мелом на доске)
Воспитатель: Сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку и маленький треугольный клюв. Нарисую овальные крылышки, у которых немного заострю концы - это самые длинные перья.
Остается хвост и лапки. Хвост напоминает треугольник, а лапки – две ломаные линии.
Жаворонок готов.
Вам понятна последовательность рисования?
Теперь попробуйте сами сделать набросок жаворонка.
Перед тем как начать работать давайте разомнем пальчики.
Физминутка:
Пой-ка, подпевай-ка: (встряхиваем кисти рук, чтобы их расслабить)
Десять птичек – стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх)
Эта птичка – соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, - по домам! (кладем кисти за запястья, трясем, изображая птичек, и уводим руки за спину – прячем)
Воспитатель: Наши ручки и пальчики разогрелись. Берем простой карандаш и приступаем к работе.
(самостоятельная деятельность детей)
Во время работы звучит «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
Воспитатель: Итак, ваши рисунки готовы. Осталось раскрасить их оперение. А раскрашивать мы будем восковыми мелками.
Посмотрим, какое оперение у жаворонка…
(обратить внимание детей на иллюстрации)
Воспитатель: Начинайте работать. Раскрашивайте аккуратно, не выходя за контур.
В заключение - короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Используемая литература:
1.Захарова С.Н. « Праздники в детском саду». – М.: Гуманитарный.издательский.центр ВЛАДОС, 2007
2.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» подготовительная группа. - Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2009
3.Мельникова Л.И. , Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ: Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс, 2000.
4.Шалаева Г.П. Учимся рисовать животных. – М.: Издательство АСТ, «СЛОВО», 2005.

Выбор редакции
Люди, рожденные в 1972 году по восточному календарю, освещаемые знаком Водяной Крысы самые лучшие дипломаты. 1972 год по восточному...

Если во сне Вы видите ржавчину на чем-либо, то в реальной жизни среди Ваших знакомых Вам будет трудно подзарядиться радостью и энергией....

Примерно треть своей жизни человек проводит во сне. Погружаясь в ночные грёзы, мы видим различные образы, каждый из которых имеет особое...

Получить во сне какое-то свидетельство - наяву вам откроется некая тайна, которую от вас тщательно скрывают. Получить зарплату...
В любом Святочном гадании есть особая магия. Узнать свою судьбу стараются период между Рождеством и Крещением. Самым простым, а потому...
В тандеме Тигр и Коза совместимость определяется законами так называемого «векторного кольца», т.е. один из партнеров занимает...
Налоговые агенты обязаны ежеквартально подавать в ИФНС расчет по ф. 6-НДФЛ. В документе отражаются данные по начисленным доходам,...
Ната Карлин Женщина-Лев строгая, требовательная к себе и окружающим , самодостаточная и ухоженная в любой жизненной ситуации. Она...
Согласно поверьям существуют растения «мужегоны» (все разновидности лиан) и комнатные цветы – «энергетические вампиры» (например, и...