Иосиф волоцкий и митрополит зосима. Зосима (Еремеев), архиепископ Донской и Кавказский. Петр, митрополит Московский, святитель


Дата рождения: 12 июля 1950 г. Страна: Россия Биография:

Родился 12 июля 1950 г. в с. Новочеркасское Целиноградской области Казахстана в семье служащих, в 1964 г. остался сиротой.

В 1968 г. окончил среднюю школу-интернат. В 1968-1970 гг. служил в Советской Армии. Затем поступил в Московские духовные школы. Назначен штатным псаломщиком в церковь в честь Успения Божией Матери в г. Махачкале.

13 декабря 1981 г. епископом Ставропольским и Бакинским Антонием рукоположен во диакона, а 27 декабря — во пресвитера, и назначен штатным священником храма Архангела Михаила г. Грозного.

В 1984 г. назначен в Крестовоздвиженский храм в с. Приютное в Калмыкии.

В феврале 1985 г. назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в Элисте.

21 августа 1987 г. пострижен в монашество с именем Зосима. Возведен в сан игумена и назначен благочинным православных приходов в Калмыкии.

6 октября 1995 г. возведен в сан архимандрита. В этот же день избран епископом Элистинским и Калмыцким.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Аланского Успенского мужского монастыря (с. Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания).

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. () в связи с образованием Высокопреосвященнейшему Зосиме присвоен титул «Владикавказский и Аланский».

Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. () почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил г. Москву.

митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие З. в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом З., установилось мнение, что З. был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный З., а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного З. поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве З. В 1492 г. З. составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", З. оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г., "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества З.

Ср. "Русская Истор. Библ.", т. VI; Макарий, "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884 г., № 266); Д. Иловайский, "Еще о ереси жидовствующих" (М. 1884).

"Зосима (митрополит московский)" в книгах

Платон (Левшин), митрополит Московский

Из книги автора

Платон (Левшин), митрополит Московский Особенной славой проповедника, ученого и духовно светлого архипастыря пользовался знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Обладая очень выгодной наружностью и прекрасным голосом, он снискал себе славу «московского

Из книги Филарет, Митрополит Московский автора

Филарет, Митрополит Московский *

Московский митрополит

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Московский митрополит Как уже говорилось, после Февральской революции Московская кафедра оказалась вакантной – по инициативе обер-прокурора Львова Московский митрополит святитель Макарий (Парвицкий-Невский) был уволен на покой и помещен в Николо-Угрешский монастырь.

Даниил (московский митрополит)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Святитель Филипп, митрополит Московский

Из книги Эмиграция (июль 2007) автора Русская жизнь журнал

Митрополит Пётр, московский (+1326)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Пётр, московский (+1326) Митрополит Пётр (Вторая половина XIII века – 1326) – митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с1325 г.) постоянное местопребывание в Москве.Канонизирован Русской церковью как святитель,Родился на Волыни во

Иоасаф, митрополит Московский

автора Автор неизвестен

Иоасаф, митрополит Московский Святитель Иоасаф происходил из дворянского рода Скрипицыных, принял пострижение в Сергиевой лавре и с 1529 года был там игуменом. Близкий к великому князю Василию Иоанновичу - любителю иноков и иночества, он в сане игумена лавры крестил у

Петр, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Петр, митрополит Московский, святитель Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, скончался 21 декабря 1326 года (сведения о нем помещены под 21 декабря/3 января) и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой

7. Святитель Филарет, митрополит Московский

Из книги Пути Русского Богословия. Часть I автора Флоровский Георгий Васильевич

7. Святитель Филарет, митрополит Московский «Восстание» в 1824-м году было поднято не против Библейского общества только, но против всего «нового порядка». Филарет Московский верно определил смысл этого «восстания» - «обратный ход ко временам схоластическим». И главным

ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ Имя Филарета, митрополита Московского, занимает особое место в истории русской Церкви последнего века.Он был для русской Церкви этого времени тем же, чем были для молодой возраставшей Церкви первых веков те великие епископы, которым

Феодосий, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Феодосий, митрополит Московский, святитель Московский митрополит Феодосий в старинных святцах считается в числе святых неканонизированных; мощи его под спудом в Троице–Сергиевой лавре в Серапионовой палате. О жизни свт. Феодосия известно, что он носил фамилию

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский

автора Автор неизвестен

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье бедного причетника. Во святом крещении он был назван Иоанном. Апостол Америки и

Алексий, Митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Алексий, Митрополит Московский, святитель Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным - в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности

Геронтий, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Геронтий, митрополит Московский, святитель Святитель Геронтий, митрополит Московский, был возведен на первосвятительскую кафедру 29 июня 1471 года. Прежде он был настоятелем Симонова монастыря в Москве, до 1455 года возведен в сан епископа Коломенского.Время правления

Филипп II митрополит Московский, священномученик

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Филипп II митрополит Московский, священномученик (Текст

Во второй половине ХV века на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути ее социально-политического развития. Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам.

К этому же времени относится и возникновение и распространение московско-новгородской ереси «жидовская мудрствующих». Сущность этого еретического движения, политические и религиозные воззрения еретиков до сих пор во многом неясны. Нельзя с полной уверенностью назвать истинных основателей лжеучения, нельзя определить преследуемые ими цели.

Но все же, несмотря на загадочную таинственность, окружающую еретиков, из их среды, по мнению многих исследователей и ученых, можно выделить нескольких человек, сыгравших особую роль в движении жидовствующих. В их число входит и предстоятель Русской Церкви с 1491 по 1494 годы митрополит Зосима Бродатый.

Вопрос о религиозных убеждениях митрополита Зосимы – один из важнейших. Многие историки, в том числе А.В. Карташев, С.М. Соловьев, митрополит Макарий (Булгаков) и некоторые другие, относят его к последователям распространившейся в то время в Москве ереси жидовствующих. Как первое, хотя и косвенное тому доказательство приводится длительная проволочка с выбором преемника почившему митрополиту Геронтию. А.В. Карташев, в частности, пишет: «Естественно возникает предположение, что придворные сферы, зараженные тайным учением жидовствующих, вели интригу за проведение на митрополичий стол кандидата, для них благоприятного. Результат интриги оправдывает нашу гипотезу. Поставленным в митрополиты 26 сентября 1490 года оказался архимандрит Симоновского монастыря Зосима» . И действительно, усилия на интриги затрачены были не зря, так как «поставление митрополитом еретика Зосимы» привело тайное общество жидовствующих в господствующее положение не только в сфере административно-государственной, но и в области церковного управления.

Для того чтобы разобраться в истинном характере религиозных воззрений Зосимы, прежде всего следует обратить внимание на исторический аспект и основные догматические положения ереси, к числу последователей которой его очень часто относят.

Итак, ересь жидовствующих ведет свое начало с 1471 года, когда в свите приглашенного в Новгород киевско-литовского князя Михаила Олельковича оказался «жид Схария». Вместе с чернокнижником, чародеем и астрологом Схарией в Новгород прибыли и другие евреи. Иудеи не случайно начали подкоп под Православие с Новгорода. Этот важный торговый центр Руси был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого града по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

И как раз на тот период приходится ожесточенное противодействие Москве со стороны литовской партии. В битве на реке Шелони 14 июля 1471 года московское войско наголову разбило новгородское ополчение. В августе 1471 года побежденные новгородцы подписали договорные грамоты с Иоанном III, по которым московский государь еще делал всевозможные послабления новгородской самобытности, но взял с новгородцев обязательство не переходить на сторону Литвы и посвящать своего архиерея непременно в Москве.

В 1484 году, после ряда новых смут и волнений, архиепископом в Новгороде стал Геннадий, архимандрит Чудовского монастыря. И все эти годы, начиная с 1471-го, ересь жида Схарии тайно расходилась по Новгороду. Иудей этот не был озабочен пропагандой в народе. Его интересовало духовенство и верхи общества. Прежде всего Схарии удалось обольстить двух священников – Дионисия и Алексия. Через них лжеучение проникло в Москву, когда оба тайных еретика были приглашены в столицу великим князем. Продолжая 1000-летние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божиего и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его воплощение, отрицали Второе пришествие Христово и Его Страшный суд. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание. Особенно ненавидели они монашество. В организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность; проникновение в высшие слои правительства и духовенства; ритуал, включающий «обряд» поругания святыни. Являясь непримиримыми врагами христианства, жидовствующие скрывали свою ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Обольщая астрологией и чернокнижием, Схария и другие прибывшие с ним иудеи хвалились каббалою, древними преданиями, якобы дошедшими до них от Моисея. Многие уверяли даже, что имеют книгу, полученную Адамом от Бога, что знают все тайны природы, могут объяснить сновидения, угадывать будущее, повелевать духами. Словом – ведуны и чародеи.

Таким образом, жидовствующие имели хотя бы условную вероучительную систему, выраженную, впрочем, во всевозможных отрицаниях христианских догм и постулатов. Обратимся теперь к митрополиту Зосиме. Действительные взгляды и воззрения его нам мало известны, поскольку исследователи говорят лишь об одном сочинении митрополита, известном под названием «Извещение о пасхалии». Но Н.И. Костомаров утверждает, что он был «склонен к безверию и материализму» . Доказательством чего, например, может служить неверие его в загробную жизнь, несвойственное жидовствующим. Иосиф Волоцкий приписывает митрополиту следующие слова: «Что такое царство небесное, что такое второе пришествие, что такое воскресение мертвых? Ничего этого нет: кто умер, тот умер, и только; дотоле и был, пока жил на свете». Можно предположить, что Зосима не стремился отягощать себя какими-либо религиозными рамками и обязанностями, не являясь, по сути даже и жидовствующим. По слову Н.И. Костомарова, «отрицание будущей жизни несогласимо было с общепринятыми иудейскими верованиями, и, кажется, Зосима не принадлежал ни к какой ереси, а просто ничему не верил, потому что ни о чем не заботился» .

Потому, вероятно, Зосима и был выдвинут в качестве претендента на первосвятительский престол: человеком, озабоченным лишь чувственными наслаждениями, просто управлять. Подтверждением чему может служить хотя бы Собор 1491 года, осудивший, по настоянию Геннадия Новгородского, некоторых еретиков. Вместо смертной казни, на исполнение которой настаивал Новгородский архиепископ, еретики всего-навсего были сосланы в различные монастыри, откуда продолжали рассылать свои пагубные письма, пропитанные ересью. Такое наказание по суровости века и по важности разврата было весьма человеколюбиво и могло быть вынесено лишь при вмешательстве митрополита, который, изгоняя несогласных с ересью и боровшихся против нее, говорил, что священник в церкви должен проповедовать лишь всеобщий мир.

Как уже отмечалось выше, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, например мужеложству и даже скотоложству. Его нравственное состояние, таким образом, не выдерживало никакой канонической критики. Иеромонах Тарасий (Курганский) пишет об обычаях, принятых в кругах жидовствующих, к которым непосредственное отношение имел и Зосима, приводя слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Половая распущенность, составляющая сущность их жизни и только прикрываемая лжебиблейским учением, достигла крайних пределов явления патологического. Не говоря уже о смешениях противоестественных, они с каким-то непонятным здоровому человеку наслаждением оскверняли целомудренных совершенно особым способом: “Привожаху блудницы в своя храмины, – пишет преподобный Иосиф, – и скверняхуся с ними блудом и мыяхуся с ними в лохане и скверную сию воду взимаху и вливаху сию в вино и мед и посылаху то вино и мед святителям и священникам, и к болярам и к гостем и ко всем православным христианам”. Преподобный Иосиф нисколько не преувеличивает, утверждая, что подобного ничего и “пси не вкушают”» . Кроме того, и в этом между собой согласны все историки, Зосима очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства.

По иронии судьбы именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, в новосозданной к концу XV столетия пасхалии озвучивает жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится градом «нового Константина». А великий князь централизованной Руси в лице Иоанна III преображается в «нового Константина». Можно, однако, предположить, что все возвеличивания митрополитом великого князя сводились, по сути, лишь к одному – к возможности заручиться надежной поддержкой правителя в борьбе с защитниками Православия, открыто выступившими против Зосимы.

По словам Н.И. Костомарова, «Зосима недолго мог скрываться. Ревнители благочестия скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками, о которых слух расходился в народе, и стали обличать его. Митрополит, прежде проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться великому князю на своих врагов, и великий князь подверг некоторых заточению» . Но после того как преподобный Иосиф Волоцкий обратился к епископату со смелым призывом прогнать еретика с престола святого Петра и запрещением испрашивать у митрополита благословения («учите все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением»), против Зосимы поднялась вся Церковь. И в результате решением Собора 1494 года бывший митрополит сослан был сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь на исправление. Даже здесь проявилось печалование о нем верхушки жидовствующих и личное доброе отношение к нему Иоанна III, основанное сугубо на лести: низложен был Зосима не за ересь, в которой его обвиняли, а за пьянство и нерадение о Церкви.

Подводя итог, можно смело утверждать, что митрополит Зосима является одним из худших первосвятителей Русской Церкви за всю ее многовековую историю. Возможно и не являясь убежденным последователем ереси жидовствующих, он все же по своей тяжкой приверженности всевозможным страстям не был, согласно канонам, достоин не только предстоятельства, но даже и низших степеней священства. Однако в противостоянии митрополиту Зосиме и его единомышленникам Русская Церковь приобрела уникальный опыт борьбы за чистоту Православия, борьбы, опирающейся на соборный церковный разум.


См. об этом: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Республика, 1994; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994–1996.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Олма Пресс, 2004. Кн. 3. С. 22.

Тарасий (Курганский) , иеромонах. Перелом в древнерусском богословии. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2003. С. 44.

Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16–19 декабря 1996 г. / Отв ред. М.С. Уваров. СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. С. 2.

Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).

Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сы́рково (Се́рково) Рези́нского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях.

После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва . Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу (Витушкину) и Собору », «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии ».

Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.

Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии . В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит (Гусев) в сослужении с епископом (Килиным) и епископом (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.

Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим » (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.

Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.

Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры.

Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.

27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы », постановил:

  1. Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).

Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9-11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви ». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:

  • 2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
  • 2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
  • 2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.
  • Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии.

С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.

После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой », «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости ».

В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место.

12 января 2016 года в г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа .

Поздравления с 70-летним юбилеем

Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону

«Владыка Зосима служит в нашей епархии уже 13-й год. Для нашей Общины и всей епархии это целая эпоха. Никакой Донской и Кавказский епископ не служил так долго на нашей кафедре. Никогда в истории Покровского Собора не совершалась так часто архиерейская служба. Господь прислал нам епископа Зосиму в очень важный, переломный момент истории нашей Общины, в момент смены поколений. И владыка смог безболезненно провести нашу общину через этот опасный период. За это время мы все к нему очень привыкли. Чтим его как епископа и отца. Мы чтим и уважаем владыку за то, что он, несмотря на все перипетии своей земной жизни, по-прежнему тверд в своих убеждениях. И хотя ему приходилось страдать за свои взгляды, он неукоснительно держится их. Мы научились понимать владыку с полуслова, полувзгляда, а он научился терпеть наши несовершенства. Дай Бог, чтобы наше совместное служение и дальше продолжалось во славу Исуса Христа и Его Святой Церкви».

Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара

«12 сентября 2016 г. епископ Зосима освящал в нашем городе строительство будущего древлеправославного храма. И я имел честь впервые в жизни беседовать с епископом Зосимой, хотя знаю его с 90-х годов. С его именем тесно связано мое родное русское старообрядческое село Покровка, что в Молдавии. Владыка Зосима восемь лет окормлял Покровку, будучи епископом Кишиневским и всея Молдавии. В те не столь далекие годы, после смерти о. Тимофея Щербакова, Община осталась без священника. Владыка большую часть времени отдавал службе именно в Покровской церкви. Служба, работа и офицерские погоны не позволяли мне часто бывать на моей маленькой родине, но все же посещение сельской церкви, рассказы моего отца Латышева Ивана Xаритоновича (в ту пору он в течение 10-ти лет был Председателем ревизионной комиссии Общины), моего дяди Латышева Павла Родионовича (в то время Председатель Общины) позволяют мне хотя бы немного на примере одной Общины (1300 человек) показать, насколько разнообразной и полезной была деятельность владыки.

Как бывший офицер скажу: епископ Зосима был и есть настоящий полководец нашей Церкви. Строг и требователен не только к прихожанам, но и к себе. В те трудные, «демократические» годы, когда в обществе был разброд и шатание, смятение в умах и душах людей, он начал с наведения в епархии порядка и дисциплины. Прихожанки начали единообразно надевать платки, у мужчин появились более окладистые бороды, на кладбище был наведен идеальный порядок. Начал обустраиваться келейно-трапезный комплекс на 200 человек, благоустраиваться прилегающая территория. И важно, что служба стала вестись строго по канонам Церкви и была духовно насыщена.

К концу 90-х годов в храме остались одни старики. Владыка все поменял. Ручеек молодежи начал возрастать. По благословению епископа Зосимы при Общине начала действовать воскресная школа, которую возглавила инокиня Таисия (ныне игумения Белокриницкого монастыря). Из нее вышли хорошие чтецы, хористы клиросов. Среди них духовный воспитанник владыки Зосимы Настоятель Кишиневского храма о. Андрей Вознюк, матушка Татиана, дьяк Покровской церкви Никола Захаров и другие.

Благодаря преемственности, заботе о знаменном пении, в Покровке удивительным образом сохраняется и сейчас старинная форма пения. В этом немалая заслуга епископа. Надо отметить, что владыка был очень требователен ко всем, не взирая на чины и ранги. Помню один из храмовых праздников села Покрова Пресвятой Богородицы. На храм в церковь пришли руководители района, директора хозяйств. Они немало помогли приходу в подготовке торжества. Как правило, их пропустили в первый ряд, вместе с ними и я принял посильное участие в организации праздника, поэтому был рядом. В конце службы владыка поблагодарил нас за помощь, но подверг хорошей критике за редкое посещение службы. Таким он был во многом. Да и сейчас, во время нашей последней встречи, он не преминул покритиковать меня за недостатки в книге «Вера и жизнь», за щетину. «Хоронить тебя должны во-от с такой длинной бородой», — его пожелание для меня. Как тут обижаться? Пусть жестко, но он направляет на праведный путь. Не лучше же ласково, но в яму.

Так же твердо он отстаивал позиции нашей Церкви от разного рода политиков и покусителей на ее устои в начале 2000-х годов. Он и сегодня строг, справедлив и требователен — не поменялся, разве, чуть поседел. А в душе он очень чувствителен и раним. Как он переживает, когда спрашивает о тех стариках и старушках, с которыми когда-то служил или которых просто знал.

Это моя маленькая толика воспоминаний о нашем владыке. Но дела Церкви, служба, заботы о вере не дают ему времени и права расслабляться. У него впереди еще немало творческих дел: строительство новых храмов, их открытие и окормление, подготовка и обучение молодых прихожан, выпуск богословской литературы, просто руководство всей большой епархией.

Здравия, терпения, долголетия и Божией благодати ти, Владыко!

От редакции. При составлении биографии использованы открытые источники, а также вестник Ростовской н/д общины «Издревле» № 1. Достоверность биографических данных лично утвердил архиепископ Зосима.

    Зосима митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких… … Биографический словарь

    Митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с… …

    Митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Митрополит Зосима Брадатый (? 1496) митрополит Московский и всея Руси (1490 1494). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих. Возведён на Московскую кафедру 26 сентября 1490, после смерти митрополита… … Википедия

    Московская епархия Русская Православная Церковь Кафедральный Храм Христа Спасителя Основная информация Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Московская митрополия. Митрополит Московский и всея Руси предстоятель северо восточной (Московской) части Русской Церкви (а также правящий епископ Москвы) с 1461 года по 1589, то есть от… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Симон. Митрополит Симон (? 28 января 1512, Москва) митрополит Московский и всея Руси (1495 30 апреля 1511). Биография С 1490 года, был игуменом Троице Сергиева монастыря. Возведён на… … Википедия

    Митрополит Антоний Митрополит Московский и всея Руси май 1572 начало 1581 Предшественник … Википедия

    Митрополит Московский и всея России, Архипастырь, знаменитый попечениями о Церкви, обширными сведениями в Церковной Словесности, неутомимыми трудами в сочинениях и отличным даром Славянского красноречия. Кто он был родом, о том не осталось… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря , . С 9 цветными иллюстрациями. Краткий очерк монастырского прошлого с древнейших времен до конца XIX века. С момента появления этой книги не вышло ни одного издания, которое бы превзошло ее по…
Выбор редакции
Люди, рожденные в 1972 году по восточному календарю, освещаемые знаком Водяной Крысы самые лучшие дипломаты. 1972 год по восточному...

Если во сне Вы видите ржавчину на чем-либо, то в реальной жизни среди Ваших знакомых Вам будет трудно подзарядиться радостью и энергией....

Примерно треть своей жизни человек проводит во сне. Погружаясь в ночные грёзы, мы видим различные образы, каждый из которых имеет особое...

Получить во сне какое-то свидетельство - наяву вам откроется некая тайна, которую от вас тщательно скрывают. Получить зарплату...
В любом Святочном гадании есть особая магия. Узнать свою судьбу стараются период между Рождеством и Крещением. Самым простым, а потому...
В тандеме Тигр и Коза совместимость определяется законами так называемого «векторного кольца», т.е. один из партнеров занимает...
Налоговые агенты обязаны ежеквартально подавать в ИФНС расчет по ф. 6-НДФЛ. В документе отражаются данные по начисленным доходам,...
Ната Карлин Женщина-Лев строгая, требовательная к себе и окружающим , самодостаточная и ухоженная в любой жизненной ситуации. Она...
Согласно поверьям существуют растения «мужегоны» (все разновидности лиан) и комнатные цветы – «энергетические вампиры» (например, и...