Пасха еврейская. Песах — еврейская Пасха. Праздничный стол Песаха: седер


Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо .

В 2013 году праздник Песах . Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 25 марта, а пользоваться им как-либо разрешено еще в течение одного солнечного часа.

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. На всех принадлежащих еврею территориях собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Только хамец, принадлежащий еврею, не может находиться в его жилище, хамец же нееврея может храниться и в еврейском доме при условии, что он не лежит на виду. Если хамец не удалось продать или уничтожить, и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер ("порядок"), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры — в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды — символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо, а также вино — символ веселья и радости.

В ходе трапезы евреи выпивают четыре бокала красного вина, которые символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…" По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере , с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

, 16 Nisan [d] , 17 Nisan [d] , 18 Nisan [d] , 19 Nisan [d] , 20 Nisan [d] , 21 Nisan [d] и 22 Nisan [d]

Заповеди

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи - владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно .

Формальный поиск хамеца Бдикат хамец »)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ - аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца Биур хамец »)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »).

Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Во времена существования Храмов в Песах приносилась жертва в виде заклания животного, которая называлась «корба́н пе́сах ». Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное . Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (англ.) русск. - горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости . До утра от жертвы не должно было ничего остаться .

Однако после разрушения Второго Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Седер Песах

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Агады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый религиозный еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина . Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот (Исх.6:6-8):

6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.

Кроме этих четырёх чаш может быть дополнительная пятая чаша - «чаша для Илии ».

Афикоман

Трапезу завершает «афикоман» - завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения - кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши - чаши «искупления».

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохранённая маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю.

Праздник Песах или еврейская Пасха - одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории - Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Ультраортодоксальные евреи в Иерусалиме готовятся к празднику Песах

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2018 году праздник Песах начинается 31 марта с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа - с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь - в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления - Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий - первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название - Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения - от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда - единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры - в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Маца для верующих евреев

Маца для верующих евреев

Вовремя седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и вкушают особые символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; горькую зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства.Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Вовремя седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать вовремя седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году - в Иерусалиме!».Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

В пятницу вечером, 30 марта, иудеи начнут отмечать Пасху, которая в их вероисповедании имеет название Песах.

В отличие от других религий иудеи празднуют Песах в течение семи-восьми дней (в зависимости от места пребывания определенного семейства, - ред.). Ежегодно праздник отмечается с вечера 14 дня весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. В этом году этот период припадает с 30 марта по 7 апреля.

Песах является одним из наиболее древних и значимых праздников в еврейской культуре. В это время принято собираться за столом всей семьей, трапезничать, говорить об истории своего народа и вспоминать самые знаковые события. Важно, чтобы праздник отметил каждый еврей, вне зависимости от финансовых возможностей и положения в обществе.

История праздника

В религиозной традиции Песах посвящен освобождению еврейского народа от рабства - 400 лет евреи находились в рабстве у египтян. Для освобождения богоизбранного народа Господь послал на египтян 10 казней (превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и гибель первенцев). И только после десятой фараон отпустил евреев на свободу. Согласно Пятикнижию накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог "прошел мимо" (пасах) домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. В этот же день Моисей освободил еврейский народ, выведя его за пределы Египта

"Пе-сах" толкуется как "уста говорящие", и это соответствует тому, что главная заповедь этого праздника - говорить, рассказывать об истории Исхода.

Традиции праздника

Подготовка к празднику начинается заблаговременно. Главным этапом является уборка в доме - принято выбрасывать все продукты и напитки, которые были приготовлены путем сквашивания или брожения.

Главной традицией недели Песаха является праздничный ужин - седер.

Также важно не употреблять квасные продукты (пиво, дрожжевой хлеб, макароны и все продукты, которые прошли процесс брожения, - ред.).

В частности, в праздник запрещено употреблять:

  • злаки, которые входили в контакт с жидкостью (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба);
  • перловку, кукурузу, горошек из-за того, что в них может начаться процесс брожения;
  • мучные изделия (хлеб, булки, макароны, печенье, торты и прочее);
  • хлопья, изготовленные из злаков;
  • солодовые и дрожжевые продукты, горчица;
  • алкогольные напитки (пиво, сидр, пшеничная водка, виски);
  • маринованные продукты с солодовым уксусом, фруктовой эссенцией.

В первый день праздничной недели перед ужином принято читать послание, описывающее события Исхода из Египта.

На праздничный стол необходимо ставить новую посуду, которую перед этим тщательно вымывают. Также должно быть специальное блюдо - кеар - на которое выкладывают следующие угощения:

  • зроа - жареная баранья голень, либо куриная ножка - ритуальный символ жертвоприношения;
  • бейца - вареное яйцо - символ скорби о разрушенном Храме в Иерусалиме;
  • карпас - зелень петрушки - символ скудного рациона евреев в Египте.

Также в седер подают измельченные яблоки и финики, которые символизируют глину, из которой иудеи изготавливали кирпичи во времена рабства, и хрен с листьями салата - символ горечи и страданий в рабстве.

Ни в коем случае нельзя забывать и о маце - пресной лепешке, которую выпекают перед праздником.

Особенным атрибутом седера являются мисочки с соленой водой. Таким символичным образом евреи чтят память женщин, которые пролили слезы, узнав о приказе убить всех первенцев.

Также во время праздничного ужина каждый взрослый еврей должен выпить четыре чаши вина, которые означают обещания Бога для еврейского народа. Дети и больные употребляют виноградный сок.

Стоит отметить, что первый и последний день праздника в Израиле являются выходными, в эти дни работать запрещается. В последний день Песаха в синагогах проводят церемонию "разделения вод" в память о том, что Господь осушил воды Красного моря, чтобы евреи могли перейти его, а затем обрушил волны на врагов.

Песах и Пасха: в чем отличие

Светлый праздник Пасхи посвящен Воскресению Иисуса Христа, в то время как Песах - исходу евреев из Египта. Седер, он же пасхальный ужин, в христианской традиции получил название Тайной вечери. То есть оба праздника тесно связаны как, событийно, так и в богословской трактовке.

Согласно Евангелию Иисус с учениками вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз готовились отмечать Песах. Таким образом все события Страстной недели происходили как раз во время отмечания Песаха.

Кроме того, как правило, православная Пасха календарно привязана к евангельским событиям и наступает через неделю после Песаха.

В эти дни в Израиле отмечают праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.

Песах— самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших
событий в еврейской истории — с Исходом из Египта около
3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. В нынешнем году отмечается 18-26 апреля. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из
семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.
Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней» :
превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев.

Этот праздник начинается на 15-й день весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря) и празднуется в течение 7 дней в Израиле (и 8 дней — вне Израиля): первый и последний дни которого —
полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются
словами холь а-моэ́д («праздничные будни»)
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр.«хамец» — квасное).

Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Едят только пригодные для Песаха кошерные продукты («Кошер ле-Песах ») - причём кошерные продукты можно есть круглый год. Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца ) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца всегда превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). Если это не удалось - остатки зерновой пищи выбрасываются. :о)
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец » (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и
его благословение не пропадёт даром. Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »). Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи
Также Тора повелевает есть в эти дни мацу(букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) .

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.Множество семей каждый год покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). К тому же, посуда - -очень распространённый подарок на Песах.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.


Пасхальная жертва называется «корбан песах » (в русском варианте — «пасха»). Каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного жертвенного ягнёнка в ночь на 15 нисана.Причём, ягнёнок не может быть убит тем, во владении кого есть квасное - Ягнёнок должен был быть зажарени съеден вместе с мацой и марором (горькая зелень) - Нельзя было ломать у жертвы кости - До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее пасхальная жертва стала съедаться во время пасхального Седера 15 нисана, но жертвы уже не приносились. Поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа » — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер / сейдер / сайдэр ) - проводится в первый день Песаха.

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Торе, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот: отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»). Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит определённое благословение на древнееврейском языке
Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В период отсчета омера запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия - за исключением дня Лаг ба-Омер (на 33-й день) и трех последних дней отсчета.

На седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» .. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили
преследовавшего их фараона. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от пасах (ивр. миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта: накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься: «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»
  3. Хаг а-Авив — праздник весны. Месяц нисан также называется месяц авив (весна).
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» причастия - главнейшего христианского обряда у православных, при котором верующие христиане "вкушают" Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую».

Выбор редакции
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ В...

В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство (в т.ч. - в Налоговый кодекс РФ) внесли кучу изменений,...

Форма 6-НДФЛ содержит обобщенную информацию о налоге, уплаченном с доходов работников, и подается ежеквартально. В ней подлежат...

Косвенные расходы. Учет и распределение при расчете налога на прибыль Косвенные расходы, что к ним относится: учет и распределение...
В 2017 году нужно озаботиться заполнением отчета о движении денежных средств за 2016 год. Кто должен сдавать отчет? Каково назначение...
Мышцы кисти располагаются преимущественно на ладонной поверхности кисти и подразделяются на латеральную группу (мышцы большого пальца),...
Ценность алкоголя как вещества, которое способствует перевариванию пищи, известна уже давно. Традиционный стакан хереса до еды усиливает...
Несмотря на успешные лабораторные эксперименты по заражению животных, в естественных условиях животные к сифилису не восприимчивы....
Как правило, присутствие метастазов в костях – это уже тяжелейшее осложнение имеющейся у человека онкологической болезни. Процесс зашел...