Советы новоначальным христианам. Первые шаги (советы начинающему христианину). Выбор источников информации


авва Исаия отшельник.

1 Брат возлюбленный! Если уже оставил ты суетный мир сей и посвятил себя Богу, приноси покаяние о грехах своих и храни принятое тобою намерение. Не слушай помыслов своих, когда они начнут томить тебя, говоря: никак не простятся тебе прежние грехи твои. Но соблюдай следующие правила:

2 Не ешь с женщиной, с отроком не входи в содружество, с юным не спи на одной постели. Когда скинешь одежду свою, не смотри на тело твое.

3 Если понудят тебя выпить вина, более трех небольших чаш не пей. Этого правила не нарушай даже ради дружбы.

4 Не исполняй небрежно молитв, положенных в известные часы, чтоб не впасть в руки врагов своих. Трудись, сколько можешь, над размышлением о псалмах, ибо это сохранит тебя от нечистой жизни.

5 Люби труд и самостеснение, чтоб утишились страсти твои. Не считай себя чем-нибудь ни в каком отношении, и не перестанешь плакать о грехах своих.

6 Блюди себя от лжи, ибо она отгонит от тебя страх Божий. Не открывай всем добрых дел своих, чтоб не похитил их враг твой.

7 Открывай болезни свои отцам твоим, чтоб испытать помощь от советов их.

8 Принуждай себя к рукоделью, и возобитает в тебе страх Божий.

9 Не суди брата своего, согрешающего, и не презирай его, иначе впадешь в руки врагов своих.

10 Не будь спорлив, настаивая на слове своем, чтоб не утвердилось в тебе зло.

11 Люби смирение и не полагайся на свой совет. Приучи язык свой говорить: прости мне, – и низойдет на тебя смирение.

12 Когда сидишь в келье своей, о трех вещах имей заботу: о непрерывности в молитве, об углублении в псалмы и о рукоделии.

13 Думай сам в себе: не пребуду я в этом мире далее настоящего дня, и исхищен будешь от греха.

14 Не будь объястлив, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои. Не ленись работать, потрудись углубляться в псалмы – и придет к тебе мир Божий.

15 Принуждай себя к плачу в молитвах, и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхого человека.

16 Знай, что труд, нищета, самостеснение и молчание приводят к смирению, смирение же доставляет прощение всех грехов. Смирение же состоит в том, чтоб человек считал себя грешником и неправедным, не настаивал на своем слове, отсекал свои хотения, очи опускал долу, переносил обиду, ненавидел честь и покой, и всем говорил: прости мне. Силою же смирения враги обращаются в бегство.

17 Будь всегда печален, но когда придут к тебе братия, развеселись с ними, – да возобитает в тебе страх Божий.

18 Если идешь куда с братиями, отступай немного от них, чтоб хранить молчание. Не оборачивайся туда и сюда, но углубляйся в псалмы и молись Богу в уме своем. В какое бы место ни пришел ты, не слишком доверчиво обращайся с жителями его. Храни скромность и стыдливость во всем и к тому, что предлагают тебе, не протягивай руки, пока не попросят тебя.

19 Не спи с другим под одним покрывалом. Долго молись перед сном, хотя бы ты утомлен был дорогой.

20 Не допускай, чтоб кто-либо умащивал елеем тело твое, разве в тяжкой болезни.

21 Когда сидишь за столом с братиями, не ешь с услаждением и руку твою протягивай только к тому, что находится перед тобою. Колена твои пусть будут сложены. Глаз твоих не подымай на другого. Не пей воды с жадностью и с гурчанием в горле.

22 Если нужда придет тебе отхаркаться, когда сидишь среди братий, встань и сделай это подальше от них. Не потягивайся и не зевай, когда находишься в кругу других, и если нападет на тебя зевота, не открывай рта, и пройдет.

23 Не разевай рта для смеха, ибо это будет показывать, что нет в тебе страха Божия.

24 Не пожелай чужой вещи. Если приобретешь книгу, не украшай ее, ибо это обнаружит в тебе пристрастие к ней.

25 Если погрешишь в чем, не стыдись сознаться в том и не извиняй себя ложью, но преклонив колена, исповедуй грех свой и проси прощения, и оно дано будет тебе.

26 Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.

27 Не стыдись обращаться с вопросами к твоему наставнику.

28 Если кто постучит в двери кельи твоей, когда ты, сидя, занят делом своим, оставь дело и успокой его.

29 Не говори ни с кем и словам другого не внимай без пользы.

30 Если наставник твой пошлет тебя куда в дорогу, спроси у него, как тебе должно держать себя, и потом действуй по заповеди его. Не переноси слов. Если будешь хранить очи свои и уши, то не согрешишь и языком своим.

31 Если будешь жить с каким братом, будь с ним как странник, не приказывай ему ничего и не показывай себя набольшим над ним, если он прикажет что тебе, чего бы ты не хотел, отсеки волю свою и не оскорби его (отказом), чтоб не расстроился мир между вами. Знай, что кто повинуется, тот набольший.

32 Если будешь жить с братом каким, и он скажет тебе: свари, – спроси: что хочешь? И если он предоставит тебе выбор, свари, что попадет тебе под руки, со страхом Божьим.

33 Когда встанешь от сна, твори молитву, прежде чем возьмешься за какое дело, затем углубляйся в Слово Божие и тогда уже берись неленостно за дело.

34 Радостно встречай странника и приветствуй его, чтоб иначе свидание ваше не было вам обоим во вред. Когда войдет, не делай ему каких-либо пустых вопросов, но проси сначала помолиться, потом, когда сядет он, скажи ему: как здоров брат мой? – и затем дай ему какую-либо книгу для чтения. Если он утомлен от пути, дай ему отдохнуть и омой ноги его. Если он начнет говорить пустые речи, скажи ему: прости мне, брат мой, я немощен и не могу слышать этого. Если расшились одежды его, зашей. Если он немощен и одежды его запачканы, вымой их. Но если он шатайка, а у тебя будут в ту пору святые, то не позволяй ему войти, но окажи ему должное приветствие и отпусти его. Если, впрочем, он беден, не отпускай его без утешения, и то дай ему, что Бог послал.

35 Если брат положит у тебя что-нибудь, не рассматривай положенного, разве только в присутствии его самого.

36 Если кто оставит тебя в келье своей и выйдет, не поднимай очей, чтоб посмотреть, что есть в ней, но когда он будет выходить, скажи ему: дай мне какое-нибудь дело, и я поработаю, пока воротишься, и что он тебе даст, делай то с усердием.

37 Не молись с леностью и небрежно, ибо этим, вместо того, чтоб угодить Богу, ты привлечешь гнев Его. Стой на молитве со страхом и трепетом, не опираясь на стену и не распуская ног, так, чтоб на одной стоять, а другую отставлять. Противостой помыслам своим и не попускай им озабочиваться плотскими вещами, чтоб была благоприятна молитва твоя.

38 Когда бываешь на литургии, храни помыслы свои и чувства и стой со страхом пред Богом Высочайшим, чтоб достойно принять тело и кровь Христовы и уврачевать тем страсти свои.

39 Когда ты юн, не надевай хорошей одежды, пока достигнешь старости.

40 Когда совершаешь путь с тем, кто старше тебя, не заходи вперед его. Если старший тебя встанет, чтоб поговорить с кем, не оставайся сидящим и ты, но встань вместе с ним и стой, пока он не велит тебе сесть.

41 Когда войдешь в город или селение, взор твой опусти долу, чтоб иначе увиденное тобою не послужило тебе поводом к брани в келье твоей.

42 Не спи в том месте, где боишься согрешить сердцем. Не ешь с женщиною и не смотри на нее, даже на одежды ее, если можешь.

43 Если путь совершаешь со старцем, не допускай, чтоб он нес что-нибудь сам. Если будете юны, каждый неси свою часть. Если ноша мала, несите попеременно по часам. Несущий пусть идет впереди, равно как и немощный, и когда, уморившись, сядет он отдохнуть, садитесь и вы с ним.

44 Когда будешь спрашивать какого старца о помыслах своих, открывай их свободно, как они есть, тому, в ком уверен ты, что он сохранит тайны твои. В выборе старца не предпочитай того, кто преклонных лет, но кто убелен ведением и опытностью духовной, чтоб иначе не получил ты вреда и не размножились страсти твои.

45 Понуждай себя долго молиться ночью, да просветится ум твой. Помышляй о грехах своих и молись о них Богу, и Он простит тебе их.

46 Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то хотя судилый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен, и повинен сам тому, о чем ты говоришь, почему не могу этого слышать.

47 Предпочитай себе во всем других братий и, если какой друг при них окажет тебе честь, скажи: это ради вас оказал он мне такую честь.

48 Кто просит у тебя что-либо взаймы, не отказывай.

49 Не часто вращай в сердце своем память о тех, коих оставил ты любви ради Божией, но помни о смерти и суде, и что никто из них в то время не может помочь тебе.

50 Если, сидя в келье своей, вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань тотчас и помолись за него в сердце своем, да помилует его Бог, таким образом скоро исчезнет страсть, какую питаешь в отношении к нему.

51 Если хочешь причаститься Тела и Крови Христовых, смотри, чтоб никак не оставались в сердце твоем гнев или ненависть на кого, и если знаешь, что кто-либо гневен на тебя, испроси у него прежде прощения, как заповедал Господь наш.

52 Если ночью (в сновидении) потерпишь нападения от похоти, смотри, днем не повторяй в мысли видов тех срамных, чтоб услаждением не осквернилось сердце твое, но пади пред Господом, и Он помилует тебя: ибо ведает немощь человеческую.

53 Если возложишь на себя крайний пост и станешь совершать продолжительные молитвы, не подумай, что они спасут тебя, но верь, что Бог умилостивится озлоблением тела твоего и поможет немощи твоей.

54 Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью сей благо.

55 Живя в келье своей, установи для пищи своей определенную меру и положенный час и не отступай от того. Давай телу своему, сколько нужно, чтоб оно сильно было совершать молитвы и службы Божии. Если где вне кельи твоей будет тебе предложена деликатная пища, не досыта принимай ее.

56 Если дьяволы внушат тебе начать труд, которого не силен ты подъять, не слушай их, ибо обычно они наводят сердце человека на такие дела, которых одолеть он не в силах, чтоб потом ввергнуть его в уныние и посмеяться над ним. И все их начинания без меры и без порядка.

57 Ешь однажды в день, но не досыта. Давай телу своему сколько нужно по требованию природы (по сложению твоему).

58 Одну половину ночи определи на молитвенное бдение, а другую на упокоение тела твоего. Прежде чем идти в постель, часа два пободрствуй в молитве и Богохвалении (псалмопении), потом дай покой телу своему. Если разленится тело твое, когда придет время встать на молитву, скажи ему: ужели ты хочешь принять малый покой в это время, чтоб потом отойти в нескончаемую муку? Не лучше ли здесь немного потрудиться, чтоб там вкушать вечный покой со святыми? Тогда отступит от тебя леность, и придет к тебе Божественная помощь.

59 Принимая чин монашеский, отпусти раба своего; если он захочет последовать тебе и вступить в монашество, не допусти, чтоб он жил с тобою.

60 Если пойдешь продавать рукоделие, не спорь о цене, как делают миряне. Так же поступай, когда что покупаешь, знай, что скудость вещей приближает тебя к Богу.

61 Если брат положит у тебя какую вещь и она понадобится тебе, не трогай ее, разве с его позволения.

62 Если какой брат попросит тебя что-нибудь купить, когда идешь в город, сделай то, но если будут с тобой и другие братия, сделай это в присутствии их.

63 Если дана тебе будет какая вещь, возврати ее, попользовавшись ею, сколько нужно, но не удерживай ее дотоле, пока потребуют ее от тебя обратно, если что попортится в ней, исправь. Если ты сам дашь кому какую вещь попользоваться, не требуй ее обратно, если видишь, что тот почему-либо возвратить тебе ее не может, особенно когда она тебе совсем не нужна.

64 Если, бросив келью свою, после опять воротишься и найдешь, что в ней живет уже какой-либо брат, поищи себе другую, а его ни за что не выгоняй, да не прогневается на тебя Бог. Но если тот сам добровольно захочет оставить ее, то ты прав. Если при этом тот возьмет что из принадлежностей ее, не требуй того от него.

65 Если захочешь совсем выйти из кельи своей, не бери с собою ничего из принадлежностей ее, но отдай ее какому-либо бедному брату, и Бог ущедрит тебя, куда ни пойдешь.

66 Ничему так не радуются дьяволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовного своего наставника. Не думай уподобиться отцам, если не будешь подражать трудам их.

67 Блюди себя от богатства и любви к нему, ибо оно повреждает плоды монашества.

68 Если борешься с каким искушением, которое теснит тебя, не ослабевай, но простершись перед лицом Бога, скажи: Помоги мне, Господи, потому что я немощный не силен выдержать эту брань, – и Он поможет тебе, если молитва твоя будет исходить от чистого сердца. Если, поборовшись, преодолеешь, не хвались тем и не полагайся на себя, но больше еще блюдись, потому что враг не замедлит устроить тебе новую брань, сильнейшую прежней.

69 Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми от меня это и дай мне то, – но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешный немощен, не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. – Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.

2. Изречения аввы Исайи

1 Авва Исаия говорил: Поелику одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям, подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи.

2 Которые всё делают только для себя самих, те работают самолюбию, величайшему из всех зол, от которого рождается обособленность, необщительность, недружелюбность, неправда и нечестие. Не так создан человек, чтоб быть обособлену, но чтоб жить в общении с подобными себе, паче же с Богом Творцом всяческих. Итак, разумному человеку надо быть любообщительным и Боголюбивым, да будет он и Богу любезен.

3 Авва Исаия сказал: от любви к славе человеческой рождается ложь. Кто отвращает ложь смирением, в сердце того возрастает страх Божий. Не люби же славы мира сего, да не удалится от тебя слава Божия.

4 Когда, совершая службу свою, совершаешь ее со смиренномудрием, как недостойный, то она прията Богом. Если же при этом взойдет на сердце твое гордостная мысль и ты примешь ее и, вспомнив об ином спящем и нерадящем, осудишь его в мысли своей, то знай, что тщетен труд твой.

5 Когда и как кто смиренномудр бывает? Когда языка не имеет – сказать кому-либо, что он нерадив, или отвечать обидевшему; очей не имеет – видеть прегрешения другого; слуха не имеет – слышать не полезное для души его; рук не имеет – одолеть кого, и ни на кого не возлагает вину чего-либо, а все на грехи свои.

6 Человек должен прежде всего стяжать веру в Бога и любовь к Нему неизменную, также незлобие, невоздавание злом за зло, притрудную жизнь, смиренномудрие, чистоту, человеколюбие – ко всем любовь и повиновение.

7 Возненавидь все мирское и покой телесный, ибо они сделали тебя врагом Богу. Но как человек, имея врага, ведет с ним брань, так и нам надобно брань вести с телом, чтоб не покоить его.

8 Брат спросил, что значат слова: да святится имя Твое? Старец ответил: это свойственно совершенным, ибо невозможно святиться в нас имени Божию, пока обладают нами страсти.

9 Опять сказал: люби лучше молчать, чем говорить: ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает.

10 Великое дело победить тщеславие. Впадший в эту лукавую страсть, бывает чужд умиления, и ко всем жесток сердцем, а наконец впадает в высокоумие и гордыню – это крайнее зло, матерь погибели. Держи же втайне дело свое и с болезнью сердечной попекись, чтоб человекоугодия ради не погубить тебе мзды воздержания твоего. Ибо кто творит что на показ пред людьми, тот лишает себя тем мзды своей, как сказал Господь.

11 Кто хочет быть славен у людей, тот не может быть свободен от зависти, а имеющий зависть не может обресть смиренномудрия. Таковой предал душу врагам своим, и они вовлекают ее во многие грехи и губят. Бегай же тщетной славы и сподобишься славы Божьей в будущем веке.

12 Если придет тебе помысел осудить ближнего в каком-либо прегрешении, подумай в себе, что ты нагрешил более его, о добре же, какое, кажется, творишь, не верь, что оно приятно Богу, и не осудишь искреннего твоего. Самоуничижение есть место покоя внутреннего.

13 Авва Исаия, увидев однажды брата, грешащего срамным грехом, не обличил его, но сказал: если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтоб обличить его?

14 Опять говорил он же: будем помнить Того, Кто не имел где главу подклонить. Разумей сие, человек, и не велемудрствуй. Это Он, и каким стал тебя ради? Владыка всяческих странен и дома не имеет. О сколь неизреченно человеколюбие Твое, Господи! Как столько смирил Ты Себя меня ради? Но, если все сотворивший словом, не имать где главу подклонити, что ты окаянный человек, много думаешь о суетном? Что слепотствуешь несытостию?

15 Стяжавший смиренномудрие, на себя берет вину брата своего, говоря: я согрешил. Считающий себя мудрым, презирает и укоряет брата своего, а уничижающий себя никогда не укорит брата.

16 Не в том мудрость, чтоб говорить, но в том, чтоб знать время, когда подобает говорить. С разумом молчи, с разумом и говори. Прежде начала речи, подумай о том, что сказать, чтоб дать подобающий ответ. Не хвались своим разумом. Больше всех знает тот, кто говорит: ничего не знаю. Венец мудрости – себя укорять и ставить себя ниже всех.

17 От пяти причин усиливается блудная брань: от празднословия, от тщеславия, от многоспания, от щегольства, от объедания. Хочешь ли избежать блудной брани, не поддавайся этим страстям, но вместо празднословия, вооружись псалмопением, вместо тщеславия возлюби смирение Христово, вместо многоспания огради себя бдением, вместо щегольских одежд носи портища и рубища, вместо объедания свяжи себя воздержанием и постом. Ибо страсти, подобно звеньям цепи, держатся одна за другую.

18 Богач, понимающий дело, скрывает сокровища свои внутри дома, ибо сокровище, выставляемое на вид, возбуждает зависть и наветуется от князя. Так и монах добродетельный, но смиренномудрый, таит свои добродетели, как тот богач свои сокровища. Такой монах не творит своих хотений, но на всякий час укоряет себя, и обучает себя тайному поучению, по слову Писания: согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем возгорится огнь (Пс. 38, 4). Какой это огонь? Слышите слово Писания, которое говорит: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29). Как от огня тает воск и иссушается тина скверных нечистот, так и от тайного поучения иссушаются скверные помыслы, увядают душевные страсти, просвещается ум, ясною творится мысль, и сердце исполняется радости. Тайное поучение уязвляет бесов и отгоняет злые помыслы, ибо просвещает внутреннего человека. Кто вооружает себя тайным поучением, тот и от Бога укрепляем бывает, и от Ангелов силу приемлет, и у людей славится. Тайное поучение и чтение есть дом души, в который нет прохода, есть столп неподвижный, есть пристанище тихое и безмятежное, в котором несомненно спасется душа. Много мятутся и молвят бесы, когда инок вооружает себя тайным поучением, т.е. молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, – и чтением в уединении Божественного Писания, Это сокровенное поучение есть зерцало ума и светильник совести. Сокровенное поучение иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отнимает гордость, отревает напраснство (скорбное чувство напраслины), тлит уныние. Сокровенное поучение просвещает владычественный ум, отгоняет леность, рождает умиление, вселяет страх Божий, приносит слезы. Сокровенное поучение доставляет монаху нелестное смиренномудрие, благоумиленное бдение, несмущенную молитву. Оно есть сокровище молитвенное, отгоняющее неподобные помыслы, поражающее бесов, очищающее тело. Сокровенное поучение учит долготерпению, воздержанию причастником делает, возвещает геенну. Сокровенное поучение соблюдает ум немечтательным, настраивая его помышлять только о смерти. Сокровенное поучение исполнено всякого дела благого и украшено всякою добродетелью, от всякого же скверного деяния удалено: оно негде далече есть от этого.

3. О хранении ума: 27 глав

1 Уму по естеству свойственен гнев на страсти. Без гнева и чистоты не бывает в человеке, – т.е. если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом. Хотящий прийти в этот естественный уму гнев, отсекает все свои хотения, пока не поставит себя в состояние, характеризуемое умом (умное, духовное состояние, в котором душа и тело подчинены во всем духу).

2 Если, противостоя врагу, увидишь, что полчище его, ослабев, обращается в бегство от тебя, да не обрадуется тем сердце твое, потому что эти враги устроили для тебя злохитрый ков позади себя. И там-то они готовят тебе брань злейшую первой. Выступая против тебя, они оставили за городом в засаде значительную часть полчища своего, приказав им не двигаться. И вот, когда ты воспротивился им и выступил против них, они побежали от лица твоего, будто бессильные, но если сердце твое вознесется тем, что ты прогнал их, и ты таким образом оставишь город, тогда поднимутся и те, кои остались позади в засаде, остановятся и эти бегущие впереди тебя – и охватят бедную душу со всех сторон, так что ей не останется уже никакого убежища. Город есть молитва, противостояние врагам есть противоречие помыслам во Христе Иисусе, а выступление против них есть гнев.

3 Станем же, возлюбленные, в страхе Божием, храня и соблюдая практику добродетелей, не давая претыкания совести нашей, но внимая себе в страхе Божии, пока и она освободит себя вместе с нами, так чтобы между нами и ею было единение, и она сделалась наконец нашею блюстительницею, показывая нам все, в чем может преткнуться. Но если мы не станем слушаться ее, то она отступит от нас и оставит нас. Тогда впадем в руки врагов наших, которые уже не выпустят нас из них, как научил нас Владыка наш, говоря: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, и проч. (Матф. 5, 25). Говорят, что соперник этот есть совесть, потому что она противится человеку, хотящему творить волю плоти своей. Если он не послушает ее, она предает его врагам его.

4 Когда Бог увидит, что ум покорился Ему всею силою и не ожидает помощи ниоткуда, как только от Него Единого, тогда укрепляет его, говоря: Не бойся, яко избавих тя, и прозвах тя именем Моим: Мой еси ты. И аще проходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покроют тебе: и аще сквозь огнь пройдеши, не сожжешися и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя (Исаии 43, 1 – 3).

5 Когда ум услышит такое воодушевление, тогда смело обращается к врагам и говорит: Кто хочет бороться со мною? Пусть станет против меня! И кто хочет судиться со мною? Да приблизится ко мне! Се Господь помощник мой, кто озлобит меня? Се все вы обветшаете, как одежда от моли.

6 Если сердце твое, вполне возненавидев грех, напрягается побеждать его и, отстранившись от всего, что рождает грех, положило пред очами твоими муку (вечную), то ведай, что Помощник твой сопребывает с тобою – и ты, ни в чем не оскорбляя Его, но плача пред лицом Его, говори, внимая сердцу своему: Милость Твоя, Господи, да избавит меня, сам же я не силен избежать из рук вражеских без Твоей помощи! И Он сохранит тебя от всякого зла.

7 Монах должен затворить все двери души своей, т.е. чувства, чтоб не пасть чрез них. Когда, таким образом, ум увидит, что ничто не вторгается, чтоб овладеть им, то готовится к бессмертию, собирая все чувства свои воедино и делая их единым телом.

(Мысль: ум, не развлекаемый внешним чрез чувства, сосредоточивается в себя и переселяется в оный век. Мысль и Василия Великого).

8 Когда ум станет свободен от всякой надежды на что бы то ни было видимое мирское, то это есть признак, что грех умер в тебе.

9 Когда ум станет свободен от страстей, тогда средостение, которое было между ним и Богом, падает.

10 Когда ум освободится от всех врагов своих и воссубботствует, тогда он есть в ином веке новом, новое созерцая и нетленное. Идеже убо труп, тамо соберутся орли (Матф. 24, 28).

11 Притаиваются иногда на время демоны с коварством, не даст ли свободы человек сердцу своему, подумав, что почил уже (от брани). (Если случится точно так), внезапно наскакивают они на бедную душу и схватывают ее, как малую птичку. И если они окажутся сильнее ее и преодолеют ее, то без милости смиряют ее (унижают) всяким грехом, злее прежних, прощение которых она вымолила было. Будем же непрестанно стоять в страхе Божием и строго блюсти сердце, непопустительно совершая делания свои (подвижническую практику) и храня добродетели (умно-сердечный строй), кои полагают препону злобе врагов.

12 Учитель наш Иисус Христос, зная крайнюю немилостивость врагов наших и жалея род человеческий, заповедал, как строго должно держать сердце, говоря: будьте готовы на всякий час, ибо не знаете, в какой час тать придет, чтоб когда придет, не застал он вас спящими (Матф. 24, 43 и т. д.). И еще: внемлите себе, да не когда не отягчают сердца ваша объядением и пьянством и петльми житейскими, и найдет на вы внезапу день той (Лук. 21, 34). Стой же над сердцем твоим, внимая чувствам. И если память Божия соединится с тобою, то легко будешь схватывать врагов, подкрадывающихся украсть ее. Ибо строго смотрящий за помыслами тотчас узнает тех, которые хотят войти, чтоб осквернить его. Они смущают ум, чтоб он развлекся и стал бездействен (отстал от своего делания). Но знающие лукавство их хранят себя невозмутимыми, молясь Господу.

13 Если же возненавидит человек все, что деется в мире сем, то не может служить и поклоняться Богу, как должно. Ибо служение Богу что есть, если не то, чтоб ничего не иметь в уме чуждого, когда он молится, ни сласти (чувственной), когда благословляет Бога, ни гнева, когда поет Ему, ни ненависти, когда величает Его, ни злого рвения и зависти, когда приседит Ему и памятует о Нем. Ибо все это мрачное есть стена, окружающая бедную душу, и она, имея это в себе, не может чисто служить Богу. Ибо оно удерживает ее в воздухе и не допускает ей сретить Бога (предстать Ему умно), втайне благословить Его и помолиться Ему в сладости сердца, да просветится от Него. Ум всегда омрачается и не может преуспевать в жизни по Богу того ради, что не печется отсекать все сие разумно.

14 Когда ум ревнует избавить чувства душевные от плотских пожеланий и провести их (перевезти, как на лодке) в бесстрастие и самую душу отделить от плотских пожеланий, тогда, если бесстыдные страсти устремятся на душу, чтоб овладеть чувствами ее и увлечь их в грех, и ум начнет втайне непрестанно вопиять к Богу, то Бог, видя это, пошлет помощь Свою и прогонит их в одно мгновение.

15 Умоляю тебя, пока ты в теле, не послабляй сердцу своему. Ибо как земледелец не может положиться ни на какой хлеб, восходящий на поле его, ибо не знает, что будет из него, прежде чем уберет его в житницы свои, так человек не может послабить сердцу своему, пока есть дыхание в недрах его (Иов. 27, 3). Не знает он, какая страсть сретит его до последнего издыхания, потому не должен послаблять сердцу, пока имеет дыхание. Но надлежит ему всегда вопиять к Богу о Его помощи и милости.

16 Не обретающий помощи во время брани не может верить и миру.

17 Когда кто отделится от шуей стороны, тогда верно познает и все согрешения, которые сделал пред Богом: ибо обычно он не видит грехов своих, если не отдалится от них отдалением горьким (т.е. с сокрушением и болью сердца). Достигшие в эту меру плачут, умножают молитвы, стыдом покрываются пред Богом, поминая о своем непотребном содружестве со страстями. Будем же подвизаться, братья, по силам нашим, и Бог посодействует нам по множеству милости Своей. Если не сохранили мы сердца нашего, как отцы наши, употребим труд сохранить по крайней мере тела наши безгрешными, как требует того Бог. И веруем, что во время глада, постигшего нас, сотворит Он и с нами милость, как со святыми Своими.

18 Предавший сердце свое тому, чтоб искать Бога в благочестии истинно, не может тотчас возыметь мысль, что благоугоден Богу труд его. Ибо пока обличает его совесть в чем-либо противоестественном, дотоле чужд он свободы. Ибо когда есть обличающий, есть и осуждающий, а где есть осуждение, там нет свободы. Итак, когда, молясь, увидишь, что совершенно ничто не обличает тебя во зле, тогда можно сказать, что ты свободен и вошел в святой покой Его по благоволению Его. Когда увидишь, что добрый плод укрепился и не подавляется более плевелами вражьими, что ратники, полагавшиеся на свое вселукавство, хоть не сами по себе, отступили, чтоб не вести более брани с чувствами твоими, что облако осенил над скиниею твоею, и солнце не жжет уже тебя во дни, ни луна ночью, что в тебе все уже готово для скинии, чтоб поставить ее и хранить по воле Бога, то знай, что ты одержал победу силою Божиею. Тогда наконец и Сам Он осенит над скиниею, ибо она Его. Пока же есть брань, человек находится в страхе и трепете, победит ли ныне, или побежден будет, и завтра побежден ли будет, или победит. Подвиг тяготит сердце, бесстрастие же свободно от брани: ибо получило уже должное и перестало пещись о трех бывших в разъединении частях человека, потому что они достигли взаимного умиротворения в Боге. Эти три части суть: душа, тело и дух. Когда они станут едино действием Св. Духа, то уже не могут разлучиться. Не думай, что ты умер греху, пока насилуем бываешь от врагов во время ли то бдения, или во время сна. Ибо пока бедный человек еще течет на поприще, до тех пор не имеет дерзновения.

19 Если ум воодушевится и решится с готовностью последовать любви, погашающей страсти телесные, и силою ее не станет попускать ничему неестественному (страстям, греху) овладевать сердцем, то он, противостоя таким образом тому, что неестественно, достигает наконец того, что совсем отревает его от того, что естественно.

20 Каждодневно испытывай себя, брат, и усматривая в сердце своем, пред лицом Бога, что в нем есть страстного, отревай то от сердца своего, чтоб страшное решение (участи твоей) не постигло тебя (прежде чем очистишься).

21 Внимай сердцу своему, брат, и бодренно наблюдай за врагами своими: ибо они коварны в злобе своей. Убедись сердечно в той истине, что нельзя делать доброе человеку творящему (любящему) зло. Потому Спаситель научает нас бодрствовать, говоря, что узкая врата и прискорбен путь, вводящий в живот, и мало их есть, иже обретают его (Матф. 7, 14).

22 Внимай себе, чтоб что-нибудь погибельное не отдалило тебя от любви Божией, удерживай сердце твое и не унывай, говоря: где мне сохранить его, человеку грешнику? Ибо когда оставит человек грехи свои и обратится к Богу, тогда покаяние его возрождает его и делает его всего новым.

23 Божественное Писание, ветхое и новое, повсюду говорит о хранении сердца. Инок должен разуметь цель Писания, кому оно что говорит и для чего. Должно ему также постоянно держать труд подвижничества и, внимая прилогам противоборца, подобно искусному кормчему, уметь переходить мысленные волны, управляясь благодатью, чтоб таким образом, не совращаясь с пути, но себе единому внимая, в безмолвии беседовать с Богом не рассеянным помыслом и не пытливым умом.

24 Время требует от нас молитвы, как кормчего ветры, треволнения и бури воздушные. Мы способны принимать прилоги помыслов и добрых, и худых. Владыкой страстей именуется и есть благочестивый и боголюбивый помысл. Нам, безмолвникам, должно внимательно и трезвенно различать и распределять добродетели и пороки, какую добродетель держать в присутствии братии и отцов и какую исполнять, когда бываем наедине, и какая добродетель первая, какая вторая и третья, также какая страсть есть душевная, и какая телесная, и какая добродетель душевная, и какая телесная, еще – из-за какой добродетели гордость поражает ум, из-за какой тщеславие приражается, из-за какой подходит гнев, из-за какой чревоугодие нападает. Ибо мы должны низлагать помышления, и всякое возношение, взимающееся на разум Божий (2 Кор. 10,5).

25 Первая добродетель есть беспопечительность, т.е. умертвие от всякого человека и всех дел, от ней потом рождается желательное стремление к Богу, а это рождает естественно гнев, который восстает против всего, всеваемого врагом. Тогда находит себе обитель в человеке страх Божий, действием же страха раскрывается потом любовь.

26 Надобно во время молитвы прилог помысла отвращать от сердца благочестивым противоречием, чтоб не оказаться нам устами Богу молящимися, а в сердце помышляющими неуместное. Не принимает Бог от безмолвника молитвы, расхищаемой помыслами, и небрежной. И Писание всюду заповедует хранить душевные чувства. Если воля инока покорится закону Божию, и ум начнет по сему закону управлять подчиненных своих – разумею, все чувства душевные, особенно же гнев и похоть, ибо они суть подчиненные ума – тогда добродетель нами совершена и правда исполнена, пожелание устремлено к Богу и воле Его, а гнев против дьявола и греха. Что же еще потребуется? – Тайное поучение.

27 Если срамота всеяна будет в сердце твое, когда сидишь в келье своей, смотри, противостань злу, чтоб иначе оно не овладело тобою: потщись помянуть Бога, что Он внимает тебе, и что пред Ним открыто все, о чем помышляет сердце твое. Скажи душе твоей: если ты боишься подобных тебе грешников, чтоб они не видали грехов твоих, но тем ли иначе должен ты бояться Бога, Который всему внемлет? От этого увещания откроется в душе страх Божий, и если ты пребудешь с ним, то будешь неподвижен в страсти (не увлекут тебя страсти), как написано: надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижится во век живый во Иерусалиме (Пс. 124, 1). И во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь. Ему слава во веки. Аминь.

4. Главы о подвижничестве и безмолвии

1 Три добродетели суть всегдашние блюстительницы ума: естественное ему стремление, мужество и безленостность.

2 Три есть добродетели, которые когда увидит в себе ум, уверяется, что достиг в бессмертие: рассуждение, тонко различающее страсти одну от другой, предувидение всего прежде времени, и несосложение ни с каким чуждым помыслом.

3 Три есть добродетели, которые всегда доставляют свет уму: не знать злобы никакого человека, сносить без смущения все случающееся и благотворить зло творящим. Эти три добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать злобы человека рождает любовь, сносить без смущения все случающееся приносит кротость, благотворить зло творящим приносит мир.

4 Есть четыре добродетели, которые очищают душу: молчание, соблюдение заповедей (послушание), самоутеснение и смиренномудрие.

5 Авва Исаия сказал: я смотрю на себя, как на лошадь блуждающую, у которой нет хозяина: всякий, кто ни найдет ее, садится на нее и ездит; и когда этот пустит ее, берет ее другой и тоже садится и ездит.

6 Храни себя, чтоб не услаждаться тем, чем прежде грешил, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи. Люби смирение, и оно покроет тебя от грехов твоих. Дай сердце свое в послушание отцам твоим, и благодать Божия вселится в тебя. Не будь мудр сам о себе, чтоб не впасть в руки врагов своих. Приучи язык свой просить прощения, и снидет на тебя смирение. Сидя в келье, трем вещам прилежи: рукоделию, Богомыслию и молитве. Каждодневно думай, что ныне имеем мы потрудиться в мире сем, а завтра не знаю; и не согрешишь пред Богом.

7 Не будь чревоугодлив в принятии пищи, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои. Не унывай ни в каком труде, чтоб не подвергнуться нападкам со стороны врага. Понудь себя на поучение (тайное), и скоро придет к тебе упокоение в Боге (покой Божий). Заставляй себя долго молиться с плачем, и, может быть, помилует тебя Бог и совлечет с тебя ветхого человека, грехолюбивого.

8 Труд, нищета, странничество, злострадание и молчание рождают смирение, а за смирение прощаются все грехи.

9 Если борет тебя блуд, преутруждай себя непрестанно бдением, алчбою и жаждою и смиряйся пред всеми, если чья красота телесная начнет влечь сердце твое, или похотение жены, вспомни о зловонии (какое будет во гробе) – и успокойся.

10 Брат! Пока находишься ты в жизни сей, не давай покоя телу своему и не верь ему, когда видишь, что оно покойно от страстей. Ибо демоны часто притаиваются на время и, если человек вознерадит о своем спасении, внезапно нападают на бедную душу и захватывают ее, как малую птицу и, если преодолеют ее, то без милости смиряют ее всяким грехом. Будем же стоять в страхе Божием и хранить себя, продолжая делать делания свои и соблюдать все добродетели, которые полагают препону злобе врагов. Труды и подвиги настоящего краткого времени не только сохраняют нас от злых дел, но и венцы приготовляют душе прежде исхода ее из тела. Постараемся же мы, имеющие печать святого крещения, отстать от грехов своих, чтоб обрести милость в день суда. Подвизаемся, возлюбленные: ибо время близ. Блажен, имеющий заботу сию день и ночь.

11 Если сердце твое расхищается, и ты не знаешь, как управить его, знай, что в такое расхищение влечет его какое-нибудь деяние твое, хотел ли ты того, или не хотел. Если б Гедеон не велел сокрушить водоносов, то не видать бы было света свечей (Суд. 7, 19 и д.): так, если человек не презрит тела своего, то не увидит света Божества.

12 Если в городе, огражденном стенами, малая какая часть стены разгородилась, то враги, если хотят войти в город, все внимание свое обращают на этот пролом, чтоб чрез него войти. Стражи хоть и стоят у ворот, но противостоять врагам не могут, если не восстановлена будет разоренная часть. Так невозможно монаху противостоять врагам своим, когда им обладает какая-либо страсть, и не может он достигнуть в меру совершенства.

(31 голос : 4.8 из 5 )

Один мой знакомый серьёзно занимался горными лыжами и рассказывал, что первое, чему их учили, – правильно падать, иначе любое неверное движение могло свести на нет весь предыдущий труд. Несомненно, духовная жизнь – процесс не механический, но и здесь есть свои закономерности и опыт предыдущих поколений христиан, который полезно учесть.

Недавно уверовавший человек обычно склонен идеализировать церковную жизнь, кроме того, на пути духовного возрастания встают такие препятствия, как страсти (укоренённые грехи), социум (мир, лежащий во зле), сатана (стремящийся вернуть христианина под свою власть). Попытаемся кратко сформулировать основные принципы, которые могут помочь избежать хотя бы некоторых ошибок и духовных падений.

Прошу учесть, что данное пособие рассчитано исключительно на новоначальных, зрелые и глубоко воцерковлённые христиане могут рассматривать в более широком спектре допустимости некоторые указанные здесь намеренно однозначные предостережения.

Цель христианской жизни

1. Правильная постановка цели

Бог — Творец вселенной. Всё Его: Земля Его, звёзды – Его, вода Его, всё принадлежит Ему, Он Творец и Законодатель. Бог сотворил этот мир, поэтому Он не находится во власти законов этого мира, Он вне времени и пространства. Бог не космос, Он творец космоса. Он не космическая энергия, Он творец всех энергий. Бог — Личность, ему желанны личные отношения с людьми. Ради спасения человечества Бог воплотился, не переставая быть Богом, стал человеком. Принципиально важно понять, что христианин – это не тот, кто лишь тщательно исполняет древние обряды, но тот, для кого образец бесконечной любви — Богочеловек Иисус Христос и Его действие в мире и его собственной жизни стало реальностью. Бог не только в книгах, Бог всегда рядом, как сказано в вечерней молитве: «Его же имя более всякого имени призываем ».

К сожалению, большинство людей приходят в храм для решения жизненных проблем, и через короткое время, Спаситель им становится не нужен, до следующих неприятностей. Однако решение тех или иных житейских задач не должно быть главной целью церковной жизни. Аналогично целью брака не являются только удовольствие, защита, материальное благополучие или решение бытовых вопросов, но прежде всего любовь и желание общения с любимым.

Если целью жизни человека является Абсолют – Христос, подражание Ему в добродетелях, познание Его и стремление к общению с Ним, то в свете этого станет ясен корень проблем и путь к их преодолению (не обязательно исчезновению, но изменению отношения к ним).

2. Что важнее: теория или практика?

Для устройства гармоничной духовной жизни не стоит пренебрегать ни теорией, ни практикой.

  • Невежество – не лучший помощник в богопознании. Правильное знание о Боге поможет избежать фантазий и искажённых представлений о Нём. Когда кто-то утверждает, что он потерял веру, то в большинстве случаев на поверку его вера была далека от христианской.
  • Аналогично и голая теория, даже большие теоретические знания не приобщают человека к Богу без молитвы, дел милосердия, участия в богослужениях и Церковных Таинствах.

Выбор источников информации

3. Кого слушать?

  • – не магазин, а семья, а в семье принято перенимать опыт. Однако следует избегать установки на всеверие. (писаный и неписаный опыт Церкви) не эквивалентно народным преданиям, частным мнениям, к которым следует относиться с рассуждением.
  • Духовный опыт и знания прихожан не всегда прямопропорциональны их церковному «стажу», утверждение – «она точно знает, потому, что много лет в церковь ходит» – применимо не ко всякому. Ведь степень усвоения и умения передать услышанное у всех людей разная.
  • Следует помнить, что благодать учительства подаётся Богом в Таинстве Священства священникам и епископам, но подаётся не безотносительно к их личным усилиям. Поэтому несколько лет назад для священников стало обязательным образовательным минимумом наличие семинарского диплома.
  • Не всякий монах является авторитетом в богословии; монах принимает обеты (нестяжания, безбрачия и послушания), но это не делает его автоматически экспертом в богословии.
  • как наука включает в себя систему различных дисциплин; человек может быть, например, даже профессором в апологетике, но излагать сомнительные утверждения в догматике или патрологии.
  • «Кто, когда, кому и по какому поводу это сказал » – универсальный принцип оценки той или иной авторитетной цитаты. Например, при чтении аскетической литературы важно понять, кому даются советы: новоначальным мирянам или зрелым инокам. Также из утверждений о том, что в духовной жизни одно важнее другого, не следует делать вывод, что про менее важное можно забыть.

4. Использование проверенных источников информации

Для книг необходим гриф Издательского совета Русской Православной Церкви. В Интернете имеет смысл ориентироваться на крупнейшие православные сайты – «Азбука веры», «Православие.ру», «Православие и мир».

5. Проверяйте информацию

Недавно я читал духовную автобиографию одной женщины, потерявшей веру. Одним из этапов её падения был соблазн информацией о том, что молитва Господня «Отче наш» является прямым заимствованием египетской молитвы одного из фараонов. Жаль, что она не удосужилась найти опровержение этой выдумки, а поверила на слово сомнительным источникам.

6. Спрашивайте!

Какая-то информация поколебала вашу веру и ввела в соблазн? Спросите у более опытных христиан (не только по церковному стажу, но и по уровню духовного образования). Не смог ответить один человек – спросите у другого, не смог ответить священник – спросите другого батюшку. Не стесняйтесь спрашивать священника, он не начальник, а предстоятель на богослужении и духовный наставник, одна из важнейших задач его служения – помогать прихожанам в религиозном возрастании.

Обязательно прежде молитесь, чтобы Господь вразумил вас, потому что не всегда мы можем принять даже очевидно верный ответ.

7. Как относиться к информации о грехах служителей Церкви?

Прежде всего, следует учесть, что священнослужители – тоже люди, а безгрешных людей не бывает.

Но каждый из нас ответит на Страшном Суде только за свои грехи, а не за грехи других людей.

Если грех вашего приходского священника относится к разряду смертных, он мешает ему исполнять обязанности священнослужителя и вы убеждены в этом на основании твёрдых доказательств, то возможно имеет смысл духовно окормляться у другого священника.

Церковная община

8. Как научиться понимать церковное богослужение

Более глубокому участию в церковном поможет изучение его чинопоследования – как до службы, так и во время нее (совершенно допустимо держать в руках книгу или электронный носитель с ). Если с непривычки устали и в храме есть лавки, то не стесняйтесь присесть (желательно только вставать при чтении Священного Писания).

9. О желании изменить в Церкви то, что кажется вам неправильным (несовременным, непонятным)

В одном монастыре есть такое правило: послушники имеют право делать предложения об улучшении монастырской жизни только по истечении первого года пребывания в нём. Очень мудрое установление: имеет смысл сначала присмотреться и попытаться понять истинные причины, внутреннюю логику той или иной практики.

10. Никогда и ни за что не ждите от людей благодарности и награды

Служите Христу и не ждите благодарности, награды или славы от людей, независимо от вашего вклада в жизнь церковной общины. Если мы ждём благодарности за наши добрые дела, значит, мы пытаемся их продать…

11. Желание уйти в монастырь требует проверки опытом христианской жизни в миру

У редкого неофита не возникает такого желания. Кажется, что в миру все и всё мешает духовному росту, а в монастыре ничто не будет отвлекать его от «духовного делания». Однако монашество – это не только выбор, но, в первую очередь, — призвание. В монастырь не уходят (от проблем), а приходят как в место, наиболее приспособленное для молитвы и сугубых аскетических подвигов.

Совершая паломничество, мы видим внешнюю сторону монастырской жизни, но, как и приходской храм, монастырь – это больница, правда, уже не амбулатория, а стационар. Попробуйте сначала стать христианином в миру, тогда сможете в некоторой степени проверить свою готовность от него отречься.

Даже если вы приняли твёрдое решение, не спешите с монашеским постригом. Желательно 2-3 года пожить в избранной обители в качестве трудника (послушника) и присмотреться к общине, с которой вы собираетесь «обручиться» на всю оставшуюся земную жизнь. Ведь монастырь — это не только молитва, это строгая дисциплина и труд в конкретной общине под руководством игумена.

Также полезно узнать о монастырской жизни не только из древних , но и современных пособий, например .

12. Внешний вид христианина

Рекомендации по внешнему виду можно свести к двум советам. Похвально, когда новоначальный христианин пересматривает свой внешний вид в свете того, чтобы он уже не служил греху, и отказывается от бесстыдных и эпатирующих одежды, причёски и косметических аксессуаров. Однако это вовсе не значит, что следует резко перейти к облачению отшельника. Такое облачение может служить тщеславию (какая я теперь духовная!) ничуть не меньше, чем предыдущее.

Также стоит отметить, что Литургия – служба праздничная и на неё следует приходить в нарядной одежде.

13. О просвещении ближних

Большой соблазн – пытаться направить свои силы и применить свои новые знания для воцерковления ближних, вместо того, чтобы сначала самому стать сознательным членом Церкви Христовой. Стремитесь к тому, чтобы, глядя на вашу новую жизнь с Богом, ближние сами захотели обрести её. По словам – «Никто не может уверовать в Бога, если не увидит свет вечной жизни в глазах другого человека ».

Старайтесь не замыкаться от домочадцев, деликатно делитесь с родными своими мыслями и переживаниями, своим новым опытом.
Анализируйте плоды веры. Отношения с ближними — точный индикатор правильности нашего духовного развития, нашей веры.

14. Жития святых

Самый распространённый соблазн при чтении Житий святых – считать являемые там добродетели невозможными и сам этот жанр – фантастическим. Древние жития святых – это обычно не протокол с места события, а назидательный литературный жанр, далеко не всегда претендующий на строго документальное изложение фактов. Вместе с тем, в духовном отношении жития безупречны. Они точно отражают веру Церкви и закономерности духовной жизни, даже, если уровень жизни описываемых святых кажется современному человеку недосягаемым.

Духовная жизнь

15. Духовная жизнь не должна заслонять нравственную

Перед тем, как устремиться к высотам духовной жизни, следует возродить в себе совесть, направить усилия на достижение и поддержание мира с ближними, научиться оценивать свои мысли, слова и поступки Евангелием, а не мерками светского общества. Не считайте отношения с людьми чем-то второстепенным по сравнению с богообщением, начните с внимательного отношения к своему поведению и к своим словам.

16. Искренность в отношениях с Богом. Угодная Богу молитва

  • Не превращайте общение с Богом исключительно в специальный ритуал, считая, что молиться уместно лишь перед иконой или только в храме. Нам заповедано «непрестанно молиться ». Обращайтесь к Богу как можно чаще: просите, благодарите, славословьте Его. Молитва должна стать не последней надеждой, а первой реакцией.
  • Для понимания церковнославянского языка используйте . Имейте в виду, что некоторые слова могут произноситься аналогично современному языку, но иметь иной смысл (). Наряду с богослужебным языком можно молиться и на современном русском.
  • Не бойтесь просить у Бога, но всегда добавляйте «да будет воля Твоя», смиренно признавая, что Бог точно знает, что и когда нам полезно.
  • Смирение перед Творцом вселенной — необходимая составляющая искренних отношений с Ним. Бывают случаи, когда, например, люди молятся о жизни и здравии своих близких, но их , что становится причиной бунта против Бога и Его Церкви. Нужно не забывать, что Бог податель жизни, Он лучше нас знает что кому и в какой момент потребно. Смерть — лишь временное разлучение души и тела, Сам же Бог и воскресит всех людей в конце истории.
  • Обращаясь к Богу, имейте в виду, что ответ может прийти не только во время молитвы, Бог может ответить через духовника или других людей, через книги, через обстоятельства жизни.
  • Не стремитесь к особым эмоциональным состояниям во время молитвы, не считайте, что вы чего-то достигли. Любое молитвенное достижение – это дар Бога; от нас усилие, от Бога результат. Первый дар Бога молящемуся — внимательная, нерассеянная молитва, поэтому начните с тренировки внимания и избегайте .

17. Участие в Церковных Таинствах

  • Каноничная форма совершения для здоровых людей – полное погружение в воду, а не обливание или обрызгивание (приемлемое для лежачих больных). Найдите храм, где есть крестильня () или найдите священника, который совершит Таинство в открытом водоёме. Если вы крещены обливанием, то смиритесь с этим, крещение совершается единожды.
  • Первую исповедь во взрослом возрасте мирянам лучше совершать не в монастыре. Чтобы не получить от иеромонаха, который ведёт строгую жизнь и с теми же мерками подходит к паломникам, многолетнюю . Также лучше не приходить на первую исповедь в воскресенье утром, когда вся община приходит на Литургию и священник не может уделить вам достаточно времени.
  • В Православии существует Таинство Покаяния, но не «Таинство прощения названных грехов», поэтому прощаются все грехи, при искреннем их исповедании и без сознательного их утаивания. Не переживайте, что что-то забыли сказать и не зацикливайтесь на этом, Исповедь – лишь финальная точка очередного этапа покаяния.
  • В , при купании в водоёмах с освящённой водой, грехи автоматически не прощаются, даже забытые.

18. В духовной жизни спешка неуместна

Духовное возрастание человека не происходит одномоментно, вдруг. Ведь и дерево не сразу вырастает в свой полный рост, и дом сразу не строится, и человек в один миг не взрослеет.

Христос открывает нам в Евангелии Божественную волю в предельно концентрированном виде, Он даёт идеал мыслей и поступков (для возможности приближения к этому идеалу Он и основал ).

Как быть, например, со словами Христа «любите врагов ваших»? Диапазон возможностей исполнения этой заповеди широк. Можно возлюбить своего врага так, чтобы при необходимости отдать за него свою жизнь, подобно Христу. А можно хотя бы просто перестать его ненавидеть, не желать ему зла в душе, увидеть в нем такого же человека, как ты сам, так же страдающего от греховной поврежденности.

А как следовать совету считать себя хуже других? Это состояние – дар Божий, в правильном варианте его невозможно реализовать волевым мысленным усилием, и путь к нему лежит через несколько ступеней, первая из которых – перестать сравнивать себя с кем бы то ни было, считать себя обычным человеком.

Таким образом, для человека, только начинающего жить по Евангелию, попытка сразу же примерить на себя образ жизни великих святых обычно приводит лишь к разочарованию в себе и унынию. А там, где появилось уныние, обязательно возникают и сомнения: «А правильную ли дорогу я выбрал? Быть может, христианство вообще не для таких, как я, а для одних лишь гигантов духа с железной волей и несокрушимой решимостью?»

19. Что значит «послушание»?

  • Это понятие имеет несколько уровней. Высший – послушание Богу, Его заповедям. Далее – послушание духовнику (это послушание предполагает с одной стороны не диктат, а совет, а с другой – умение слушать).
  • В монашестве послушание епископу и игумену – это один из обетов.
  • История сохранила для нас редкую практику всецелого, безусловного послушания монаха своему духовному наставнику. Но чтобы отречься от своей воли, надо сначала эту волю иметь, а не выдавать инфантильную неспособность отвечать за свою жизнь за отсечение воли. Кроме того, безусловное послушание, о котором мы читаем в патериках, обычно описывает руководство духоносными (святыми) старцами, прозорливость которых была очевидна. Нерассудительно подходить с такими критериями к любому священнослужителю.
  • Миряне, в отличие от монахов, не дают обет послушания, поэтому не пытайтесь по любому поводу пытаться переложить свой выбор, свою ответственность на плечи пастыря. Помните, что ответственность за свои действия мы всегда несём лично. Если кто-то настойчиво убеждает вас уйти в монастырь или жениться на конкретном человеке, то помните, что не ему, а лично вам остаток жизни придётся нести последствия этого выбора. Христос предупредил нас — «…если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму «(). Обратим внимание, здесь не говорится о том, что послушание само по себе избавляет от ошибок — «оба упадут в яму «.

20. Духовничество

Духовник далеко не всегда является прозорливым старцем, обычно это священник, у которого христианин регулярно исповедуется. По сути, это участковый врач в духовной области.

Задача священника – привести человека ко Христу, а не к себе.

Признаки того, что лучше найти другого духовника:

– высокомерие (не путать с перегруженностью и строгостью);

– акцент исключительно на обрядово-дисциплинарные обязанности;

– установка на то, что только под его руководством и только в этой общине истинное христианство;

– общий запрет причащаться в день Пасхи;

21. Искушения в выборе духовника и отношениях с ним

  • Избегание исповеди по причине того, что в поле нашего зрения пока нет достойного вас священника, который сможет понять нашу сложную ситуацию. В большинстве случаев проблемы новоначального не являются чем-то экстраординарным для любого мало-мальски опытного священника.
  • Обида на всех священников по причине конфликта с одним из них. Если мы ошиблись в выборе одного врача, неужели мы не захотим обратиться к другому?
  • Желание исповедаться у другого священника в случае совершения тяжёлого греха. По сути, это лукавство и самовредительство, аналогичное тому, как если бы кто, обнаружив у себя серьёзную болезнь, скрыл её от личного врача и пошёл на консультацию к другому.
  • Следует различать Таинство Покаяния (Исповедь) и духовную беседу. Чинопоследование исповеди не подразумевает подробного обсуждения наших грехов и получение детальных рекомендаций. Для этого лучше договориться об отдельной встрече – духовной беседе.
  • Не следует ждать, что при первой же встрече священник уделит вам много времени, у него наверняка ещё не один десяток прихожан и ряд послушаний. Перед тем, как задать батюшке вопрос, постарайтесь найти на него ответ самостоятельно, в наше время это сделать несложно: имеется масса литературы и ответов священников в Интернете.

Возлагая выбор на священника, готовьтесь нести последствия его решения

НОВОНАЧАЛЬНЫМ

Что такое воцерковление? Какую литературу почитать новоначальным? На что в первую очередь обратить внимание, когда начинаешь воцерковляться и делаешь первые шаги на пути к вере?

Воцерковление (вхождение в Церковь) — это духовно-нравственное развитие человека, знакомство с миром Православия и осмысленное участие в церковной жизни. Людей, которые начинают воцерковляться, называют новоначальными . Воцерковляться — это значит учиться быть христианами как верными чадами Церкви Христовой.

ЧТО ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ ДУХОВНАЯ

ЖИЗНЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА:

1. МОЛИТВА


  • Ежедневная молитва как чтение утреннего и вечернего молитвенного правила. Тексты этих молитв есть в любом православном молитвослове. Те, кто плохо понимает церковнославянский текст, могут ознакомиться с содержанием молитвы по тексту, изложенному на русском языке. Они имеются в свободном доступе в интернете.

  • Иисусова молитва — краткая молитва на всяком месте и во всякое время, при любой жизненной ситуации. Рекомендуется, по возможности, как можно чаще повторять ее в течение дня: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (-ую)», или сокращенный вариант: «Господи, помилуй».

  • Молитва на особые случаи , например, молитва перед началом и по окончании всякого благого дела, молитва перед учебой, молитва перед едой и после принятия пищи и т. д. (см. Полный православный молитвослов ).

  • Молитва перед Причащением и после него — чтение соответствующих последований из молитвослова.

  • Церковная молитва — общая молитва христиан за общественным богослужением.

2. ЧТЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  • Рекомендуется, по возможности ежедневно, для насыщения духа, ума и души Словом Божиим читать Библию (Евангелие, Апостол, Псалтирь и другие книги Священного Писания), а также знакомиться со святоотеческими сочинениями и православными книгами современных авторов.

3. ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ


  • Самые главные службы недели — Всенощное бдение в субботу вечером и Литургия утром в воскресенье. Присутствие на них заповедано нам Самим Богом: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19).

  • Также рекомендуется посещать богослужения в дни церковных праздников, а также в день рождения и в день памяти небесного покровителя, имя которого носишь и в дни особых поминовений усопших. В будние дни службы посещают по возможности.


  • Среда и пятница — постные дни в течение всего года (кроме сплошных седмиц) в память того, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Спасителя распяли.

  • Соблюдение четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского — см. Православный календарь ).

  • Евхаристический пост — перед Причастием необходимо соблюдать воздержание от пищи с полуночи. Для тех, кто постится редко и нерегулярно, рекомендуется трехдневный пост перед Причастием.

5. УЧАСТИЕ В ТАИНСТВАХ


  • Прежде всего это касается регулярного участия в таинствах Исповеди и Причастия. Как правило, священники рекомендуют причащаться не реже одного раза в месяц. Частоту Причастия и правила подготовки к нему необходимо обсудить с батюшкой лично.

  • Прочитайте фрагменты из документа «Об участии верных в Евхаристии» (см. Приложение).

СОВЕТЫ НОВОНАЧАЛЬНЫМ


  • Поиск духовника : старайтесь найти батюшку по душе, исповедоваться и просить советов у одного священника. Но помните, что цель духовника не потакать вам в ваших грехах, а исправлять вас. Поэтому не стоит обижаться, если священник говорит вам не то, чтобы вы хотели слышать. Однако и советы духовника не безусловный приказ к исполнению. Духовник вам только дает совет, а уже решение — за вами.

  • Паломнические поездки — если позволит время и будет возможность, то паломничество станет для вас одним из самых интересных способов открыть для себя мир православия.

  • Духовное образование — это может быть воскресная школа, православные курсы, духовные учебные заведения Русской Православной Церкви или теологические факультеты светских вузов.

  • Беседы при храме . Почти в каждом храме есть библейские кружки, беседы, курсы, на которых можно не только открыть для себя много нового, но и познакомиться с близкими по духу людьми, лучше узнать приход и служащее в нем духовенство.

  • Волонтерство, трудничество — можно присоединится к православным молодежным клубам и движениям, помочь в строительстве монастыря или храма, принять участие в благотворительной акции или просто предложить свою помощь батюшке — посильное задание (послушание ) для вас всегда найдется.

  • Участие в православных мероприятиях (форумах, выставках, концертах, дискуссионных площадках и пр.). Следите за новостями епархии и, если позволяет время, принимайте активное участие в церковной жизни — это интересно и познавательно. Подробную информацию о паломнических поездках, православном образовании, мероприятиях и многом другом можно получить в Епархиальном управлении или найти на официальном сайте епархии.

  • Дела милосердия — не забывайте о тех, кто нуждается. Среди них могут быть инвалиды, больные дети, старики и прочие обездоленные. Помогайте им и материально, и физически, и молитвенно — по вашей возможности.

  • Многие люди на лето или отпуск уезжают пожить в святую обитель , чтобы побыть наедине с собой в тишине и покое, помолиться, исповедоваться и причаститься, пообщаться с духовными наставниками, что-то переосмыслить в своей жизни, отдохнуть от городской суеты... Этот опыт будет полезен каждому христианину. Если у вас тоже есть такое желание, то всю информацию можно найти на сайтах монастырей.

ЛИТЕРАТУРА


  • Библия (обычная и детская). Если вы только начинаете изучать Библию, начните с детской. Там все очень просто и ясно изложено. Это позволит вам постепенно понять и оригинальный текст. Также можно скачать в интернете аудиотекст Библии или установить приложение на мобильное устройство, чтобы слушать Евангелие и другие книги Библии в дороге или путешествии.

  • Православный молитвослов (лучше с параллельным русским переводом) в книжном или электронном формате. Рекомендуем приобрести также детский молитвослов . В нем собраны все основные и при этом доступные для детского понимания молитвы.

  • Православный календарь (настенный или перекидной) позволит вам быть в курсе предстоящих праздников и памятных дат, постов и других важных событий церковной жизни.

  • Закон Божий (под ред. протоиерея Серафима Слободского) — лучшая книга для новоначальных, в ней доступным языком изложены азы православия.

  • Катехизис — основы православной веры в кратком изложении.

  • Текст богослужений (Всенощного бдения и Литургии). Первое время, когда служба не совсем понятна, удобно пользоваться книгой и следить по ней за ходом богослужения. Будет полезно посмотреть Пасхальные и Рождественские богослужения, которые показывают в прямом эфире федеральных каналов, где комментатор подробно объясняет, что происходит на богослужении. В этом смысле будут полезны видеоролики с миссионерских, молодежных, детских литургий, где также объясняется их смысл и содержание.

  • Словарь церковнославянского языка . Богослужебный язык очень красив. На нем не разговаривали в обычной жизни. Это возвышенный язык, созданный для молитвы. Но тем, кто слышит его впервые, он может показаться непонятным. Выручит словарик, где можно быстро найти перевод незнакомых слов.

  • Сочинения святых отцов и учителей Церкви (для тех, кто уже достаточно воцерковлен и имеет основные понятия о вере и Церкви).

  • Также рекомендуем православные СМИ, интернет-паблики, мобильные приложения — для взрослых и детей. Любой желающий сможет скачать Библию, церковный календарь, молитвослов, духовную литературу на свой планшет или телефон.

Старайтесь ежедневно читать Священное Писание, святоотеческие наставления и другую православную духовную литературу — это ценнейший клад мудрости и бесценная польза душе. Подборки православной художественной литературы и трудов святых отцов в текстовом виде и аудиоварианте легко найти в любой церковной лавочке или в интернете.

ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ

«Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей».

(Святитель Филарет, митрополит Московский)

«Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать».

(Святитель Григорий Богослов)

«Вера твоя должна укрепляться от постоянной молитвы, покаяния и причастия, а также от общения с людьми глубокой веры».

(Схиигумен Савва Псково-Печорский)

«Держись за Церковь — столп и утверждение истины (1 Тим 3:15), и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее — лесть диавольская».

(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

«Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией православной принадлежать, и все ею повелеваемое строго исполнять, — т. е. совершать все то, что составляет путь ко спасению».

(Святитель Феофан Затворник)

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх. Без будущей блаженной бесконечной жизни земное наше пребывание было бы непомерно и непонятно».

(Преподобный Амвросий Оптинский)

«Чем кто усерднее заповеди Божии соблюдает, тем более Бога познает».

(Святитель Тихон Задонский)

«Вот самый короткий и легкий путь ко спасению: не осуждай никого и храни сердце свое от зла, непрестанно пребывай в молитве и крепко веруй в Бога, отрекись от греха и суеты, заповеди исполняй и помышляй, что все люди добрые, и любит их Господь. За смирение и веру твою благодать Святого Духа да будет жить в тебе».

(Преподобный Силуан Афонский)

Вы первый раз пришли в храм. Вам хочется исповедаться, излить свою душу, причаститься Святых Таин Христовых. Но как это сделать? Все незнакомо, ново, таинственно и поэтому даже кажется страшным. Чтобы помочь вам, мы приведем некоторые советы и рекомендации, являющиеся результатом многолетней священнической практики.

Первая в жизни исповедь - это чрезвычайно важное и ответственное событие для каждого человека, за которым должна начаться совершенно иная, духовная жизнь. Приход на исповедь означает, что христианин многое осознал и понял, переоценил свои былые идеалы и стремления, что он решил начать новую, духовную жизнь. При этом происходит своего рода внутренний переворот, ломка, многих установившихся стереотипов мышления и поведения. Это процесс сложный и зачастую довольно болезненный.

Поэтому для церковной исповеди христианин созревает далеко не сразу. Редко кто, первый раз придя в храм, сразу идет на исповедь. Обычно человек вначале просто ходит в церковь, стоит, молится, думает, наблюдает за окружающими. Постепенно у него возникает желание подойти, поговорить со священником, поисповедоваться.

Когда такое желание возникло, новообращенному просто необходимо ему последовать, ибо это голос Ангела-хранителя, призывающего к таинству покаяния. Если не послушать этот голос, то желание покаяния, возникшее под воздействием призывающей благодати Божией, может отойти, и неизвестно, когда еще Дух Святой снова начнет призывать грешника ко спасению. Поэтому, когда появилась потребность в исповеди, нужно безотлагательно начать к ней готовиться.

Что же для этого необходимо? Прежде всего нужно соблюсти два важных условия:

Найти место, где можно спокойно и полно исповедаться.

Должным образом подготовиться к исповеди.

Для выполнения первого условия лучше всего подыскать немноголюдную церковь и прийти на исповедь в будний день, когда на Литургии будет немного исповедников. Также нужно стремиться попасть на первую исповедь к более опытному (скорее всего пожилому) священнику, заранее узнав, в какой будний день он будет исповедывать. До принятия таинства следует несколько раз посетить выбранную церковь, попривыкнуть, освоиться в ней.

Не следует искать именно знаменитых, прославленных духовников, потому что, как правило, они бывают перегружены многочисленными духовными чадами и должного внимания вам уделить не смогут. Кроме того, поиск именно «прославленных», может свидетельствовать о наличии в вас определенной гордыни: «Если мне идти, так к особенному». Избегайте таких чувств с самого начала. Помните, что когда вы первый раз соберетесь на исповедь, вас, как правило, будут ожидать искушения. Падший дух не даст вам спокойно вырваться из-под его власти.

Искушения бывают внешние, внутренние и по пришествии в храм. Когда вы начнете ходить в церковь и соберетесь на исповедь, вас могут неожиданно атаковать самые близкие люди. Например, отец или мать будут всячески отговаривать вас ходить в церковь, говорить, что это дело темных, глупых людей, просить ради них и их здоровья не делать этого.

В день первой исповеди может возникнуть невообразимое количество неотложных, в том числе и хозяйственных дел. Накануне, вам могут начать звонить давно забытые друзья, предлагать встретиться, выпить. Может испортиться самочувствие, появятся болезненные симптомы. Накануне исповеди также возможно проявление неверия, хульных помыслов, отчаяния, чей-то голос может внушать вам, что усилия ваши бесполезны, что лучше оставить все как есть. Не исключено появление сильного раздражения и особенно блудных помыслов. Не обращайте внимания, знайте, борьба за вашу душу началась!

Когда вы придете в церковь на исповедь, также будьте готовы к искушениям. Во-первых, вам может казаться, что на вас все как-то по-особенному смотрят. Во-вторых, вас все может начать раздражать. Не так сказали, не так отнеслись, не так поклонились. Кроме всего прочего, вас, действительно, могут начать «доставать», скажем мягко, женщины пожилого возраста. Они будут делать замечания, толкать, бурчать. Будьте мужественны! Помните, кто стоит за всем этим, не поддавайтесь и ни за что не уходите из храма!

Когда вы преодолеете все эти препятствия и подойдете к исповеди, помолитесь про себя Господу и попросите Его, чтобы Он раскрыл вашу душу для духовника. Чтобы священник сказал все, что угодно Богу сказать вам сегодня и знайте, что по «вере вашей и будет вам».

Советы новоначальным Дата: 09.10.2009 в 05:27

Здравствуйте, батюшка. Спасибо за скорые ответы на вопросы.
1. Скажите, пожалуйста, насколько необходимо искать своего духовника, как найти себе духовного наставника и какими образом обратиться к нему с просьбой стать моим духовным наставником?
2. Можно ли разговаривать о Вере и Господе с друзьями? У меня есть друг, с которым я в последнее время достаточно много разговариваю о Боге и Вере. Но он опасается, допустимы ли такие беседы. Насколько возможны собственные размышления, не выходящие за рамки догматов, о Вере на основе прочитанного из Священного Писания, святоотеческих трудов, и т. д. Какие есть ограничения на их чтение обычными мирянами?
3. Каково Ваше отношение к лекциям о. Андрея Кураева. Мне нравятся его лекции по богословию, слушаю помногу. А так же записи митрополита (тогда еще) Кирилла, в частности программы "Слово Пастыря". В каких ситуациях уместно их слушать? Уместно ли в транспорте, под дороге в институт, или находясь в положении лежа?(мне удобнее так размышлять)
4. Как лучше совмещать только умственный вид деятельности (математик, программист, физик), который требует высокой концентрации внимания, с необходимостью в непрестанной молитве, и памятованием о Боге? Ловлю себя на мысли, что во время учебы полностью ухожу в работу и забываю..
5. Какие основные осторожности надо соблюдать, чтобы не впасть в прелесть? Как распознать, если что, её угрозу? Спасибо.

1. Очень необходимо постараться его найти, но не всем удается, а искать нужно. И если найдете, Бог будет всегда слышать его молитвы за Вас и он поможет Вам преодолеть все соблазны и искушения. Исповедуйтесь, смотрите на жизнь, молитвенность священника, на его способность любить Бога и людей, смирение и т.д. А если найдете, просто и обратитесь с просьбой о том, чтобы он стал Вашим духовником.
2. Никаких ограничений нет, если все в рамках Православия и приличия. Беседуйте на здоровье.
3. Можете слушать, когда Вам удобно. Хорошо отношусь.
4. Если не можете из-за умственной деятельности молиться, то старайтесь просто помнить о Боге.
5. Гордость, желание стать чудотворцем, самомнение и прочее с приставкой "само" ведет человека к прелести. Любите Бога, ближнего, стремитесь жить праведно, но с пониманием того, что мы не сами по себе, через добродетели, спасаемся, а спасает нас Христос. Любите Церковь и все, что в ней, регулярно исповедуйтесь у опытного и доброго духовника и в прелесть не впадете. И Вам спасибо. Помоги Господь!

Выбор редакции
Бежать в магазин за хлебом после тяжелого трудового дня лень, особенно если погода совсем никудышная. В таких случаях я вспоминаю о...

Дорогие друзья, сегодня у меня для вас подготовлен замечательный рецепт. Это очень простое, но в то же время красивое и сытное блюдо,...

Берусь утверждать, что классический манник на кефире - самый простой десертный пирог в русской кухне. Вариаций приготовления у нашего...

Легкий рецепт пирога должен обязательно храниться в кулинарных книгах всех хозяек. Ведь не всегда есть возможность пойти в магазин и...
Рецепты пирогов с овсяными хлопьями и овсяной мукой обладают бОльшей пользой, потому как овес полезнее пшеницы. Пироги с овсяными...
Маленькие рулетики из лаваша с сыром и зеленью - вкусная и сытная закуска. Ее можно употреблять с чаем, кофе, пивом. Весь процесс...
Калорийность: 181 Время приготовления: 60 мин Хорошие хозяйки в заботе о здоровье своих близких готовят только полезную еду. Но как...
Рис с замороженными овощами - это легкое и быстрое блюдо, которое может спасти любую хозяйку, если времени на готовку мало и не хочется...
В прошлой статье я показал вам простой рецепт варенья из абрикосов . Сегодня мы посмотрим, как можно приготовить консервированные...