Первые 3 цифры кбк. Классификация кодов бюджетной классификации для различных видов деятельности. Из чего состоит структура кода классификации доходов бюджетов


"Ваш бюджетный учет", 2006, N 4

Основные принципы построения новой бюджетной классификации РФ (далее - бюджетная классификация), интегрированной в План счетов бюджетного учета, разработаны в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Порядок применения кодов БК утвержден Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 152н, Указания). Им же установлены правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ.

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ Приказом N 152н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть представляет собой функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
  • классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

Классификация доходов бюджетов РФ (Приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Структура кодов доходов в новой бюджетной классификации состоит из 20-ти разрядов, объединенных в четыре группы:

  1. Администратор.
  2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
  3. Программа (подпрограмма).
  4. Экономическая классификация доходов.

Администратор

Код администратора доходов (1-й, 2-й и 3-й знаки кода классификации доходов бюджетов; далее - КБК) соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета. Фактически этот Перечень представляет собой ведомственную классификацию, называемую "классификацией администраторов".

Перечень администраторов ежегодно должен утверждаться законом о бюджете, обеспечивая преемственность по поступлениям, подлежащим распределению между бюджетами.

Администраторами поступлений в бюджеты РФ (Приложение 11 к Указаниям) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Вид доходов

Код вида доходов (4 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) состоит из 10-ти знаков и включает:

группу - (4-й знак КБК, принимающий значение 1 - по доходам; 2 - по безвозмездным перечислениям; 3 - по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);

подгруппу - (5 - 6 знаки КБК, указывающие на соответствующий вид налоговых или неналоговых доходов бюджета);

статью - (7 - 8 знаки КБК);

подстатью - (9 - 11 знаки КБК);

элементы - (12 - 13 знаки КБК), обозначающие код соответствующего бюджета:

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - местный бюджет;

04 - бюджет городского округа;

05 - бюджет муниципального района;

06 - бюджет Пенсионного фонда РФ;

07 - бюджет Фонда социального страхования РФ;

08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

Код вида доходов устанавливается Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" и является единым для всех бюджетов, обеспечивая единую детализацию, а на уровне установления элемента (12 - 13 знаки) также отражая уровень распоряжения поступлениями в бюджет.

Группы, подгруппы, статьи, элементы можно увидеть в Приложении 1 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

Программа (подпрограмма)

В целях унификации классификаций доходов и расходов в классификацию доходов включены еще 4 знака, соответствующие коду программы или подпрограммы (14-й, 15-й, 16-й и 17-й знаки КБК).

Детализация кодов программ осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в следующем порядке.

Первый знак кода программ (подпрограмм) используется для раздельного учета сумм обязательного платежа, а также пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу.

Иными словами, на федеральном уровне программы доходов закодированы следующим образом:

  • 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
  • 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
  • 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду бюджетной классификации с применением кода программ, по которому поступила излишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду бюджетной классификации с применением кода программ "2000". Дальнейшая детализация по доходам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, не предусматривается.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику бюджета субъекта РФ в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ и Приложением 11 к Указаниям.

Органы местного самоуправления вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику соответствующего бюджета в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет, назначаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Отражение доходов целевых бюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований с применением кода программ не предусматривается.

Экономическая классификация доходов

Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом (18-й, 19-й и 20-й знаки КБК) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию. Она представлена следующими позициями:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - перечисления международных финансовых организаций;

160 - взносы и отчисления на социальные нужды;

180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Структура кодов расходов в новой бюджетной классификации также состоит из 20 разрядов, но выглядит несколько по-иному. В ней разряды объединены в три группы.

Администратор

Функциональная классификация

Экономическая

классификация

расходов

Подраздел

Целевая статья (III ур.),

включая программу/подпрограмму

(11 - 14 разряды)

Вид расходов

Функциональная классификация состоит из четырех уровней.

Код администратора (1-й, 2-й и 3-й знаки кода классификации расходов), как и в классификации доходов, соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета.

Код функциональной классификации расходов состоит из четырех уровней.

Первые два уровня - это раздел (4-й и 5-й знаки) и подраздел (6-й и 7-й знаки) кода функциональной классификации расходов (ФКР). Значения кодов первых двух уровней отражены в Приложении 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

Функциональная классификация расходов содержит 11 разделов и 84 подраздела. В части разделов и подразделов она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Целевые статьи, включая программный срез, образуют третий уровень функциональной классификации (8 - 14 разряды). Перечень целевых статей ФКР приведен в Приложении 3 к Указаниям.

Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации (15-й, 16-й и 17-й знаки кода), детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Перечень видов расходов ФКР приведен в Приложении 4 к Указаниям.

Код функциональной классификации занимает 14 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез - 7 знаков, и код вида расходов - 3 знака.

Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов утверждаются законами о бюджете субъекта РФ и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Приказом N 152н утверждена еще одна классификация - классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Структура кода данной классификации представлена в виде трех составных частей.

Код администратора (1-й, 2-й и 3-й разряды) соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета.

Код администратора заполняется в соответствии с Перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицитов бюджета.

По источникам, администрируемым федеральными органами государственной власти РФ и органами государственных внебюджетных фондов, используются коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ в соответствии с Приложением 12 к Указаниям.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов РФ (4 - 17 разряды) состоит из 14-ти знаков и включает группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент, программу (подпрограмму). Бюджетные учреждения в основном будут иметь дело со следующими группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов РФ:

03 01 - прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

03 02 - прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

08 01 - остатки финансовых резервов бюджетов;

08 02 - прочие остатки средств бюджетов;

09 00 - курсовая разница.

При этом классификация элементов источников финансирования дефицитов бюджетов РФ (12-й и 13-й разряды) полностью совпадает с классификацией элементов доходов и определяет конкретный бюджет.

Последняя составная часть классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой экономическую классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления.

Классификации операций сектора государственного управления

Единая классификация операций сектора государственного управления содержит 8 групп операций СГУ, которые, наряду с действующей экономической классификацией доходов и расходов бюджетов РФ определяют последние три знака бюджетной классификации РФ:

100 - Доходы;

200 - Расходы;

300 - Поступление нефинансовых активов;

400 - Выбытие нефинансовых активов;

500 - Поступление финансовых активов;

600 - Выбытие финансовых активов;

700 - Увеличение обязательств;

800 - Уменьшение обязательств.

Следует обратить внимание, что в 14 - 17 разрядах номера счета бюджетного учета может использоваться функциональная классификация расходов бюджетов РФ (ФКР), классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (КИВФ), классификация доходов бюджетов РФ (КД).

Соответствие синтетических счетов и типов бюджетных классификаций приведено в таблице 1.

Таблица 1

Наименование счета

Примечания

Раздел I. Нефинансовые активы

Основные средства

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 10109

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов)

Непроизведенные

КИВФ - по всем

аналитическим

Нематериальные

ФКР - по всем

аналитическим

Амортизация

ФКР - по всем

аналитическим

Материальные запасы

ФКР - по всем

аналитическим

Вложения в

нефинансовые активы

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета

Нефинансовые активы

ФКР - по всем

аналитическим

Раздел II. Финансовые активы

Денежные средства

учреждения

КИВФ - по всем

аналитическим

В учреждениях

федерального

подчинения -

В учреждениях

субъектов РФ -

Расчеты с дебито-

рами по доходам

(По каждому виду

предпринимательской

деятельности КД оп-

ределяется органом,

выдающим разрешение

на открытие лицевых

счетов для учета

операций со сред-

ствами, полученными

от предприниматель-

ской и иной прино-

сящей доход

деятельности)

КД - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 20509

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов).

Коды по админи-

стрированию до-

ходов опреде-

ляются органом,

осуществляющим

исполнение

бюджетов

Расчеты по выданным

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 20608

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов,

Расчеты с

подотчетными лицами

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 20812

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов,

Расчеты по

недостачам

счетов 20901,

20903 (КИВФ для

счетов 20901 в

части ювелирных

изделий и драг-

металлов, 20902

Расчеты с прочими

дебиторами

ФКР - для счета

21002, КИВФ и

КИВнФ для ана-

литических сче-

тов счета 21002

в части источ-

ников финанси-

рования дефици-

та бюджета (не-

произведенные

активы, драго-

ценности и юве-

лирные изделия,

ценные бумаги,

ссуды и креди-

КД - для ос-

тальных анали-

тических счетов

Раздел III. Обязательства

с кредиторами

по долговым

обязательствам

КИВФ - для

счета 30101,

КИВнФ - для

счета 30102

с поставщиками

и подрядчиками

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счетов

30217 в части

ювелирных изде-

лий и драгме-

таллов, 30219

Расчеты по платежам

в бюджеты

ФКР - по всем

аналитическим

Прочие расчеты

с кредиторами

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Раздел IV. Финансовый результат

Финансовый резуль-

тат учреждения

Доходы учреждения

КИВФ в части

доходов от реа-

лизации драго-

ценностей и

ювелирных изде-

лий и непроиз-

веденных акти-

Расходы учреждения

ФКР - по всем

аналитическим

Финансовый резуль-

тат прошлых отчет-

ных периодов

указывается

Доходы будущих

периодов

Раздел V. Санкционирование расходов бюджета

Лимиты бюджетных

обязательств

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Принятые бюджетные

обязательства

текущего года

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Бюджетные

ассигнования

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Рассмотрим применение в бюджетном учете кодов бюджетной классификации на примере отражения хозяйственных операций одного из участников бюджетного процесса - бюджетного учреждения-бюджетополучателя.

Пример 1 . Бюджетное учреждение - Государственное учреждение здравоохранения "Областная станция переливания крови" (далее - ОСПК), находящаяся в ведении Департамента здравоохранения области. Она является получателем средств бюджета субъекта РФ, имеет лицевой счет в органе Федерального казначейства по учету бюджетных средств. По учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - текущий счет в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ.

После утверждения Департаментом здравоохранения области (распорядителем бюджетных средств) сметы доходов и расходов, составленной ОСПК с учетом полученных уведомлений о бюджетных ассигнованиях, ей утверждены лимиты бюджетных обязательств, доведенные до ОСПК через орган Федерального казначейства. Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (форма 0504822) от 25.03.2006 на II квартал 2006 г. в сумме 4 000 000 руб.

Коды бюджетной классификации, указываемые в документах об утвержденных ЛБО, определяют первые 17 (ППП, ФКР, КЦСР, КВР) и последние 3 знака (ЭКР) счетов бюджетного учета, которые используются данным бюджетным учреждением в проводках.

Для отражения хозяйственных операций на счетах бюджетного учета ОСПК создадим необходимые Коды Бюджетной Классификации (КБК):

КБК основных расходов 016 09 01 4720000 327, где:

016 - (КБК), код администратора расходов, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям;

КБК для счета 201 "Денежные средства учреждения" 016 08 02 01 00 02 0000, где:

08 02 01 00 - код группы, подгруппы, статьи, подстатьи, означающий "Увеличение/уменьшение прочих остатков денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации", согласно Приложению 12 "Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ" к Указаниям;

02 - код элемента, соответствующий бюджету субъекта Российской Федерации;

0000 - программа (подпрограмма), которая в данном случае не определена.

КБК для отражения операций по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности 016 3 02 01 020 02 0000, где:

016 - (КБК), код администратора, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям;

3 02 - группа доходов "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", подгруппа "Рыночные продажи товаров, работ, услуг" из Приложения 1 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;

01 020 - статья "Доходы от продажи услуг", подстатья "Доходы от продажи услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

02 - код элемента доходов, соответствующий бюджету субъекта РФ;

0000 - программа (подпрограмма), которая в данном случае не определена;

211 - 340 - (ЭКР), соответствующие коды экономической классификации расходов согласно Приложению 5 "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

Доведенные Департаментом здравоохранения области (распорядителем бюджетных средств) и полученные ОСПК лимиты бюджетных обязательств отражаются записью в Справке (ф. 0504833) по соответствующим КОСГУ. Оформление Справки ф. 0504833 осуществляется в соответствии с Письмом Минфина России N 02-14-10а/462, Казначейства России N 42-7.1-01/5.1-58 от 18.03.2005. Записи будут следующие:

Операции по принятию обязательств Областной станцией переливания крови - получателем средств, производятся одновременно с проводками по их возникновению на основании документов, подтверждающих их принятие, - договоры и иные документы, которые удостоверяют факт сделки.

В нашем примере ОСПК заключила договор N 256 от 01.04.2006 с ООО "Теплоснабжение" на поставку во II квартале 2006 г. теплоэнергии на сумму 500 000 руб. На основании требования (акта) ООО "Теплоснабжение" от 30 апреля 2006 г. N АА-000100 было оформлено и передано в орган казначейства платежное поручение N 61 на оплату коммунальных услуг за апрель 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%). Оно проведено казначейством той же датой, 30 апреля 2006 г.

После регистрации бюджетного обязательства в органе казначейства (присвоения номера бюджетного обязательства) оно отражается в учете ОСПК:

  • приняты бюджетные денежные обязательства по оплате коммунальных услуг за II квартал 2006 г. в сумме 500 000 руб. (включая НДС 18%)

На стадии санкционирования расходов при постановке на учет взятых ОСПК обязательств осуществляется предварительный контроль принятых объемов этих обязательств в пределах полученных лимитов:

  • списаны расходы за счет средств бюджета на коммунальные услуги за апрель 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%) на основании требования (акта) поставщика коммунальных услуг
  • списаны средства с лицевого счета по учету бюджетных средств, открытого в органе казначейства, по платежному поручению N 61 от 30 апреля 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%) в оплату счета поставщиков коммунальных услуг

С лицевого счета ОСПК на основании Заявки на получение наличных денег от 4 апреля 2006 г. получены в кассу по приходному кассовому ордеру 5 апреля 2006 г. денежные средства в сумме 2000 руб. на оплату прочих услуг (услуг нотариуса). Деньги выданы под отчет начальнику хозяйственного отдела Е.С. Сергеевой.

Для снятия наличных средств по чеку оформляется Заявка на получение наличных денег (ф. 0510033 согласно Приложению N 3 к Приказу Минфина России от 21.09.2004 N 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 85н)).

Указанные в Заявке показатели бюджетной классификации должны отражать содержание операции в соответствии с направлениями использования средств, отраженными в графе денежного чека "Цели расхода".

Согласно п. 1 Приказа N 85н для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств органами Федерального казначейства открываются счета на балансовом счете 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" (далее счет 40116) в учреждении Банка России или кредитных организациях.

Для подкрепления счета 40116 производится списание со счетов 40105 "Средства федерального бюджета" и 40503 "Средства предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" и зачисление средств на счет 40116.

При таком порядке возникают временные кассовые разрывы. Подобная ситуация возникает и при сдаче наличных средств на лицевой счет. Причины возникновения и подробности отражения возникающего временного кассового разрыва ранее были изложены в совместном Письме Минфина России N 02-14-10а/462 и Федерального казначейства N 42-7.1-01/5.1-58 от 18.03.2005 "О порядке применения Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов". Однако с внесением Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - приказ N 25н) изменений в Инструкцию по бюджетному учету схема бухгалтерских записей операций изменится и будет рассмотрена ниже.

Основанием для отражения операции по кассовому расходу на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств является Заявка с отметкой органа Федерального казначейства об исполнении (штамп "Исполнено"). Получатель бюджетных средств на основании Заявки с отметкой об исполнении, приложенной к Выписке из соответствующего лицевого счета, формирует запись в бухгалтерском учете.

В учете ОСПК получение денежных средств с лицевого счета на оплату прочих услуг (услуг нотариуса) отражается следующим образом:

  • отражена операция по кассовому расходу 04.04.2006 на лицевом счете ОСПК на основании Заявки с отметкой органа Федерального казначейства - 2000 руб.
  • получены деньги в кассу по приходному кассовому ордеру N 30 от 05.04.2006 на оплату прочих услуг - 2000 руб.
  • выданы наличные деньги под отчет Е.С. Сергеевой по расходному кассовому ордеру N 56 от 05.04.2006 для оплаты прочих услуг - 2000 руб.

Принят авансовый отчет N 36 от 25 апреля 2006 г. начальника хозяйственного отдела Е.С. Сергеевой об израсходованных суммах, выданных под отчет на оплату прочих услуг, на сумму 1800 руб. Остаток неизрасходованных средств возвращен в кассу ОСПК по приходному кассовому ордеру N 42 от 25 апреля 2006 г. в сумме 200 руб.

Проводки данных хозяйственных операций следующие:

  • списаны расходы по оплате прочих услуг на сумму 1800 руб. по материально-ответственному лицу Е.С. Сергеевой согласно авансовому отчету N 36 от 25 апреля 2006 г.
  • возвращен в кассу остаток неиспользованного аванса по приходному кассовому ордеру N 42 от 25 апреля 2006 г. в сумме 200 руб.

Областной станцией переливания крови на основании накладной N 178 от 28 апреля 2006 г. безвозмездно выданы компоненты крови в областное лечебно-профилактическое учреждение на сумму 9000 руб.

Списание стоимости компонентов крови, бесплатно отпущенных в лечебно-профилактические учреждения, с изданием Приказа N 25н относится на расходы в зависимости от подчиненности учреждений или уровня бюджетов, из которых они финансируются.

В данном случае безвозмездная передача осуществляется между учреждениями, подчиненными одному главному распорядителю. В учете оформляется запись:

Первые 17 знаков в балансовом счете 1 30404 241 соответствуют классификации администраторов и классификации расходов бюджетов РФ, а именно значениям - 016 09 01 4720000 327, где:

016 - (КБК), код администратора расходов, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям N 152н;

09 01 - (ФКР), код раздела и подраздела, обозначающий "Здравоохранение", согласно Приложению 2 "Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;

472 0000 - (КЦСР), целевая статья "Станции переливания крови" из Приложения 3 "Перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;

327 - (КВР), вид расходов "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" из Приложения 4 "Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

На основании договора, заключенного с госпиталем N 221 ВМФ и накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) N 345 от 29 апреля 2006 г., ОСПК выставила лечебному учреждению счет-фактуру N 345 от 29 апреля 2006 г. за реализованные госпиталю N 221 ВМФ компоненты крови на сумму 5600 руб. (без НДС).

Данная операция отражается в учете:

Зачислены денежные средства на текущий счет по внебюджетной деятельности ОСПК за реализованные компоненты крови:

Учет кассовых поступлений на текущий счет в банке, отражаемый в учете по дебету счета 2 20101 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета", ведется на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений" в многографных карточках ф. N 0511807.

В приведенных примерах дано общее представление о порядке применения кодов бюджетной классификации на счетах бюджетного учета, ориентируясь на интересы бюджетных учреждений. Осветить все без исключения хозяйственные операции в одной статье невозможно, однако разъяснение основных хозяйственных операций позволит читателям сориентироваться в таком непростом нормативном документе, как новая Инструкция по бюджетному учету.

Т.В.Дружинина

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что такое КБК и для чего он необходим.

Сегодня вы узнаете:

  1. В каких документах можно встретить КБК;
  2. Как расшифровываются цифры в КБК;
  3. Какие нововведения коснулись КБК в 2019 году.

Изменения в 2019

В 2016 году были разработаны новые стандарты применения КБК. Некоторые коды были исключены, а также добавлены новые. Помимо перечисленных изменений, связанных с УСН и страховыми взносами, есть и другие, не менее важные.

С 2017 года произошли следующие основные нововведения:

  • Увеличилось количество кодов, предназначенных для уплаты НДФЛ. Это связано с добавлением классификаторов для взаимодействия с иностранными партнёрами;
  • Налог на прибыль также пополнился новыми кодами в связи с их необходимостью при контроле переводов с зарубежными контрагентами. Также по данному виду отчислений появились новые КБК, связанные с уплатой штрафов и пени;
  • В новой редакции классификатора исключены некоторые КБК, связанные с алкоголем и печным топливом.
  • Налог на прибыль пополнился новым кодом, связанным с процентными доходами от облигаций в рублевом эквиваленте. Нововведение касается облигаций, выпущенных за период с 01.01.2017г. по 31.12.2021г.
  • Акцизы дополнились кодом электронных сигарет и прочих смесей, содержащих никотин.
  • Введение курортного сбора также потребовало создать новый код для его уплаты.

2019 год ввел два новых значимых КБК. Они были утверждены приказом Минфина №245н от 30.11.2018 г. Это:

  • Налог на профессиональный доход, предназначенный для самозанятых.

Единый налоговый платеж для физлиц – некая сумма, которую можно перечислить в счет уплаты по имущественным налогам: земельному, транспортному и других. По соответствующим КБК их разнесут инспектора.

Не изменились КБК, связанные с:

  • Уплатой ;
  • Переводом ;
  • Налогом на транспортные средства;
  • для организаций;

КБК для НДФЛ 2019

НДФЛ Код для налога Код для пени Код для штрафа
уплачивается налоговым агентом 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
уплачивается предпринимателями и лицами, занятыми частной практикой, нотариусами и адвокатами (ст. 227 НК РФ) 182 1 01 02020 01 1000 110 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
уплачивается резидентом самостоятельно, в том числе с дохода от продажи личного имущества 182 1 01 02030 01 1000 110 182 1 01 02030 01 2100 110 182 1 01 02030 01 3000 110
в виде фиксированных авансовых платежей с доходов иностранцев, которые работают на основании патента 182 1 01 02040 01 1000 110 182 1 01 02040 01 2100 110 182 1 01 02040 01 3000 110

Таблица КБК для страховых взносов 2019

  • Уплата взносов за работников и других физ.лиц

Наименование платежа

Пенсионное страхование

Медицинское страхование

Социальное страхование

Взносы

182 1 02 02010 06 1010 160

182 1 02 02101 08 1013 160

182 1 02 02090 07 1010 160

Пени

182 1 02 02010 06 2110 160

182 1 02 02101 08 1013 160

182 1 02 02090 07 2110 160

Штрафы

182 1 02 02010 06 3010 160 182 1 02 02101 08 3013 160 182 1 02 02090 07 3010 160
  • Уплата страховых взносов по доп.тарифу

Список №1, 400-ФЗ от 28.12.13г., ст.30, п.1, ч.1

Наименование платежа

Без учета специальной оценки

С учетом специальной оценки

Взносы

182 1 02 02131 06 1010 160

182 1 02 02131 06 1020 160

Пени

182 1 02 02131 06 2100 160

Штрафы

182 1 02 02131 06 2100 160

Список №2, 400-ФЗ от 28.12.13г., ст.30, п.2-18, ч.1

Взносы

182 1 02 02132 06 1010 160

182 1 02 02132 06 1020 160

Пени

182 1 02 02132 06 2100 160

Штрафы

182 1 02 02132 06 2100 160

  • Уплата фиксированных страховых взносов ИП
Наименование платежа

Пенсионные взносы

Медицинское страхование

Взносы: фиксированный размер, а также с дохода свыше 300 тыс.руб. – 1%

182 1 02 02140 06 1110 160

182 1 02 02103 08 1013 160

Пени

182 1 02 02140 06 2110 160

182 1 02 02103 08 2013 160

Штрафы

182 1 02 02140 06 3010 160

182 1 02 02103 08 3013 160

  • Уплата взносов за работников от несчастных случаев

КБК по НДС в 2019 году

КБК по государственным пошлинам

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

182 1 08 01000 01 1000 110

Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (если услуга оказывается налоговыми органами), изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия

182 1 08 07010 01 1000 110

Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (если услуга оказывается многофункциональным центром)

182 1 08 07010 01 8000 110

Государственная пошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

182 1 08 07030 01 1000 110

КБК по УСН в 2019 году

КБК на 2019 год по Акцизам

Вид акциза КБК
Акциз Пени Штрафы
На электронные системы доставки никотина производства РФ

182 1 03 02360 01 0000 110

1 03 02360 01 2100 110

1 03 02360 01 3000 110

На никотиносодержащие жидкости производства РФ

182 1 03 02370 01 0000 110

1 03 02370 01 2100 110

1 03 02370 01 3000 110

На табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания производства РФ

182 1 03 02380 01 0000 110

1 03 02380 01 2100 110

1 03 02380 01 3000 110

КБК 2019 для налога на имущество юридических лиц

КБК по земельному налогу в 2019 году

КБК по ЕНВД в 2019 году

КБК по налогу на прибыль в 2019

КБК по Патенту в 2019 году

КБК по (НДПИ) — налогу на добычу полезных ископаемых

КБК по ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН 182 1 05 03010 01 1000 110 182 1 05 03010 01 2100 110 182 1 05 03010 01 3000 110

КБК 2019 по налогам и сборам в Крыму и г. Севастополе

Уплата курортного сбора

Налог может быть введен с 01.05.18г. в Краснодарском крае, Алтайском, Ставропольском и на некоторых территориях Крыма. Для этих целей введен новый КБК – «Курортный сбор». Его код: 000 1 15 08000 02 000 140, где вместо первых трех цифр — «000» нужно будет проставлять код административной территории, на которой взимается сбор.

КБК по торговому сбору 2019

КБК для транспортного налога в 2019 году

Прочие платежи и сборы

Необходимость КБК

Существует множество кодов, которые применяются государственными структурами для упрощения контроля за деятельностью физических и . Помимо них, есть и те, что необходимы для своевременного и целенаправленного поступления платежей. К таким кодировкам и относится КБК – код бюджетной классификации.

Он означает последовательность цифр, которая направит любой платёж по назначению. Все платежи, поступающие в налоговый орган, имеют своё «место». К примеру, вы оплачиваете налоги на или вносите авансовый платёж по внебюджетным взносам – эти суммы имеют разное назначение, а потому будут учитываться в разных направлениях.

Чтобы все суммы, поступающие на государственных структур, не перепутались и было понятно, за что они переведены, каждому денежному переводу присваивается КБК. Это обширный классификатор, который включает множество кодов по самым разным целям платежей.

КБК необходим для:

  • Корректной отправки денежных сумм;
  • Отслеживания истории переводов;
  • Упрощения учёта в государственных ведомствах;
  • Управления финансовыми потоками;
  • Фиксации долга по счёту.

В каких документах проставляется КБК

Коды бюджетной классификации – это обязательные атрибуты платёжных поручений по оплате:

  • Штрафов;
  • Пени;
  • Налоговых сумм;
  • Взносов во внебюджетные фонды.

Помимо этого, КБК необходимо обозначить в некоторых декларациях:

  • По транспортному налогу;
  • По ;
  • По .

Если вам необходимо заполнить декларацию или оформить платёжное поручение с использованием КБК, вы всегда сможете найти перечень актуальных кодов на официальном сайте налоговой службы. Это удобно, если вы не знаете расшифровку кодов, а составить документ необходимо.

В любом платёжном поручении, сформированном, к примеру, налоговой инспекцией, уже имеется КБК. Вам не нужно его искать и проставлять самостоятельно. По цифрам, содержащимся в данном коде, получатель платежа сразу же определит назначение перевода и правильно учтёт его в своей деятельности.

Расшифровываем КБК

Любой код в классификаторе КБК включает 20 цифр, каждая из которых имеет своё назначение:

  • Цифры с первую по третью означают адресата, которому предназначен платёж (например, код 182 – налоговая инспекция, 392 – Пенсионный Фонд, а 393 – Фонд социального страхования);
  • Четвёртая цифра означает группу платежа (если налоговый орган получает суммы на свой счёт, то они характеризуются доходом и отмечаются единицей);
  • Пятая и шестая цифры означают подгруппу предыдущего разряда, то есть, вид дохода (например, 06 – налог на имущество, 08 – это государственная пошлина, а 16 – различныештрафы);
  • С седьмой по одиннадцатую цифры – более подробно разъясняют суть дохода и его подраздела;
  • Цифры 12 и 13 означают, на каком уровне зачтены платежи (к примеру, федеральный бюджет обозначается «01», а региональные поступления – «02»);
  • Цифры с 14 по 17 определяют, на что именно были переведены средства (например, проведение основного платежа – 1000, уплата пени – 2000, а штрафов – 3000);
  • Цифры с 18 по 20 классифицируют виды дохода, уплаченные в бюджет (120 – это доходы от собственности, 130 – от оказания услуг за плату, 160 – переводы на социальные цели).

Давайте рассмотрим цифровые значения на примере КБК 182 101 02010 01 1000 110:

  • 182 – платёж направлен в налоговую инспекцию;
  • 1 – доход налогового органа;
  • 01 – оплата налога на прибыль;
  • 02010 – работодатель выступает агентом по уплате налогов;
  • 01 – оплата произведена в федеральный бюджет;
  • 1000 – уплата самого налога;
  • 110 – доход от поступления налога.

Рассмотренный КБК 182 101 02010 01 1000 110 означает перевод для юридических лиц за своих наёмных работников. Платёж переводится на счёт налоговой инспекции федерального уровня.

Изменения КБК по страховым и налоговым взносам

В 2017 году было введено много нового в бюджетную классификацию. Изменения касаются, в частности, взносов во внебюджетные фонды. Теперь данные платежи находятся под контролем налогового органа. Исключения составляют платежи, связанные с травмами на производстве. Их также необходимо осуществлять в Фонд социального страхования.

Так как получатель платежей изменился, то и код классификатора стал другим. В 2018 году необходимо применять только новые коды, которые введены с 1 января 2017 года. Коды, действующие ранее, использовать не допускается.

Если ранее первые три цифры обозначались как 392 (ПФР) и 393 (Фонд социального страхования), то теперь необходимо для данных отчислений в КБК проставлять 182 (получатель перевода – налоговая инспекция).

Заполняем квитанцию на оплату налога

Чтобы оплатить налог или штраф по нему, необходимо грамотно заполнить расчётный документ, по унифицированной форме 0401060. КБК в нём указывается в строке 104.

Основные правила при заполнении платёжного документа:

  • В качестве адресата (строка 16) необходимо указывать налоговую инспекцию (сокращённо);
  • В поле для ИНН (строка 61) указывается номер налоговой (10 цифр);
  • Идентификатор начисления будет равен «0», если это текущий платёж (22-ая строка);
  • КБК указывается как «182»;
  • указывается в поле 103 и равно 9 цифрам;
  • Строка 105 содержит код ОКТМО, который равен 8 или 11 цифрам в зависимости от региона;
  • В поле 106 обозначается назначение платежа. Содержит 2 заглавные печатные буквы (к примеру, текущие платежи обозначают комбинацией «ТП»);
  • В строке 107 указывается период оплаты (например, запись «КВ.03.2017» означает оплату за третий квартал);
  • 108-ая строка определяет основание платежа (значение «ТР» говорит, что оплата происходит по требованию налогового органа);
  • Строка 109 отражает дату, в которую появилось основание для совершения платежа;
  • Строка 110 не заполняется с 2015 года (проставляем «0»);
  • 21-ое поле отражает очерёдность оплаты (при оплате налога ставим «5»).

Составить платёжное поручение можно легко с помощью официального сайта налоговой службы. Зайдя на интернет-страницу государственной структуры можно сформировать документ на оплату налога и оплатить в любом банке или через личный кабинет. При этом КБК и другие кодировки будут проставлены автоматически. Здесь же содержится и таблица со всем перечнем КБК.

Если в КБК допущена ошибка

Если по какой-то причине вы допустили ошибку при написании КБК, то налоговая не должна расценивать этот факт в качестве отсутствия оплаты. Во всяком случае, так говорится в Налоговом Кодексе. На деле же могут быть начислены штрафы.

Так как средства, которые отправлены с неверными реквизитами, не могут быстро найтись, то и вам будет начислена недоимка, которая грозит пеней. В налоговую ежедневно поступают сотни платежей, и отыскать среди них ваш – нелёгкая задача, которой мало кто захочет заниматься.

Чтобы заверить налоговый орган в том, что вы добросовестный плательщик, необходимо:

  • Обратиться в тот банк, где вы осуществляли перевод и попросить платёжное поручение с отметкой банка о том, что платёж осуществлён;
  • Написать заявление на поиск вашего платежа.

После того как оператор налоговой получит подтверждающие документы от вас, платёж будет найден и зачтён в вашу пользу.

Если вы допустили ошибку в КБК при составлении декларации, то можно подать уточняющую отчётность. К ней лучше приложить пояснительную записку, в которой рекомендуется указать вашу ошибку и дату подачи первичной декларации.

Важно понимать, что если в поле 104 окажется несуществующий КБК, то банк такое платёжное поручение не примет. В этом случае вы сразу можете исправить неточность. Чаще всего при ошибке в цифрах КБК платёж уходит в другое ведомство или расценивается как невыясненный. Однако, велика вероятность, что он всё же дойдёт до адресата и будет зачислен. Вы не будете считаться нарушителем закона, если произведёте перевод вовремя.

Если же вы получили штраф за то, что платёж поступил в налоговую несвоевременно из-за ошибки в КБК, можно оспорить действия налоговых представителей. Такие случаи уже были, и суд выступал на стороне истца.

Многие индивидуальные предприниматели интересуются, что такое КБК, зачем необходимо знание этого понятия, четкое воспроизведение его в документах, и многое другое. Интерес этот не праздный, к сожалению. Имеют свои отдельные КБК налог на прибыль, налог на землю, на дивиденды, на транспорт и пр. Незнание этой информации может привести к финансовым тратам, которые не просто отразятся на бюджете ИП, но еще и могут принести существенным штрафам. Прочитав эту статью, вы начнете разбираться в областях применения КБК, сможете проверить своего бухгалтера в правильности заполнения платежных документов.

Код бюджетной классификации – это набор из 20 цифр, которые составляют уникальный номер платежа, отправляемого в качестве налога, пошлины и пр. КБК может быть расходным и доходным. В одном платежном документе проставляется один КБК. Если ваш финансист забыл проставить КБК, то проблемы вам обеспечены, так как платеж не сможет отправиться по назначению.

Предприниматели решают в своей работе множество проблем различного уровня, и следить за 20-значными номерами каждой платежки ему, естественно, не под силу просто физически. Поэтому объясните своему бухгалтеру, какова будет его личная ответственность за не проставление или неверное проставление кода. Вам достаточно один раз проверить таблицу кодов, которые будут использоваться в вашей работе, и вручить ее бухгалтеру. В любом случае требование в платежках проставлять КБК воспринимается и предпринимателями, и бухгалтерами, как совершенно бесполезная и никому не нужная трата времени.

Но надо понимать, что все мы живем в государстве, и в нем должен присутствовать порядок. Конечно, не везде можно его увидеть в нашей стране, но что касается пошлин, налогов и других платежей, государство прилагает все усилия, чтобы упорядочить учет, поступление платежей и контроль процесса. Именно для этого и были введены эти коды классификации. С их появлением было обеспечено единство форм документов бюджетных платежей.

Учреждение КБК произошло в нашей стране впервые в мае 1999 года, были введены их формы. С того времени коды периодически изменяются, смысл изменений не всегда понятен бизнесменам. Но они продолжают обсуждать и выдвигать все новые предположения о назначении кодов, но самыми точными считаются высказывания о том, что в обязанности чиновников вменено устройство «нескучной жизни» для населения. К сожалению, комментарии самих чиновников не объясняют причину практически ежегодных изменений в КБК. Но и те, и другие, подтверждают факт появления все больших сумм в целом по стране, которые остаются «невыясненными», и поступают фактически в ведение государства. Именно поэтому, уважаемые предприниматели, не ищите причину введения в практику КБК, лучше внимательнее проверяйте точность написания этих 20-ти цифр, обновляйте классификаторы, меняя существующие на актуальные.

Каковы могут быть штрафы

Мало того, что заполнив платежный документ с ошибкой, вы потеряете уплаченную сумму, вы можете еще и получить штраф за несвоевременное поступление этого платежа по назначению. Налоговый Кодекс говорит о том, что ошибочное написание КБК не может служить «неисполнением обязательства по уплате налога», читайте об этом статью 45. Если вы правильно указали наименование получателя денег, его реквизиты, то деньги придут по назначению, в конце концов, но придется писать заявление в налоговой на уточнение платежа и КБК. Но это касается только платежей в Федеральное казначейство.

А вот если вы ошиблись с КБК пенсионного фонда или фонда социального страхования, то пени и штрафы вам обеспечены. По 212-му Федеральному Закону предпринимателям введено в обязанность правильное указание кодов классификации. Ошибка исправляется также с помощью заявления, но многочисленные случаи потери платежей все-таки заставляют задуматься и писать коды правильно.

Где взять коды классификации для работы

Коды все занесены в специальные справочники КБК, которые можно скачать довольно легко и бесплатно в интернете. Главное – выбирайте актуальную версию на дату поиска, то есть за текущий год. Если все равно сомневаетесь, пойдите в налоговую, попросите вам помочь. Надо отметить, что основные коды, которые применяются предпринимателями наиболее широко, в основном остаются прежними, меняются иногда редко используемые коды, которые предназначаются отдельным предприятиям различных сфер экономики, это, к примеру, нефтедобыча, муниципальная система и пр.

Изменения в КБК в 2013 году

Согласно Приказу Минфина России от 21.12.2012 N 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», с 1.01.2013 вводятся в работу некоторые новые коды. Это касается части взносов в Пенсионный фонд, дополнительных выплат работникам вредных предприятий. Также изменены КБК, которые указываются индивидуальными предпринимателями при фиксированных платежах. Теперь, в 2013 году, платежи производятся с указанием следующих КБК.

Страховые взносы:

  • 392 1 02 02131 06 0000 160 –страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • 392 1 02 02132 06 0000 160 –страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 2-18 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • 392 1 02 02031 06 0000 160 –страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно);
  • 392 1 02 02032 06 0000 160 –страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно).

Для налога при патентной системе налогообложения с 2013 г., установлены следующие КБК:

Индивидуальные предприниматели, в том числе адвокаты, нотариусы и другие самозанятые лица в 2013 г. при уплате пенсионных взносов в фиксированном размере должны использовать следующие КБК:

Недоимка по обязательным пенсионным взносам за расчетные периоды 2002 — 2009гг. используются КБК:

Из чего складывается номер КБК

КБК, как мы уже говорили, это 20-ти значный номер, который составляется из четырех частей. Первая часть – это три цифры, которые имеют название «главный администратор доходов бюджета». Он обозначает виды доходов, или виды получателей средств, которые должны отслеживать факт и точность суммы поступлений. Это различные внебюджетные фонды, органы муниципальной власти, налоговые организации и пр. К примеру, код 393 соответствует поступлениям в фонд социального страхования, код 182 обозначает платежи в налоговые инстанции.

Вторая часть КБК состоит из обозначения группы платежа, подгруппы, статьи, подстатьи и элемента платежа. Четвертая цифра определяется в зависимости от источника поступлений денег. Если происходит налоговый платеж, то ставится группа 1, если поступление идет от занятия предпринимательской деятельностью, то надо указывать группу 3, если перечислены деньги на безвозмездной основе, то цифра в коде – 2. Далее две цифры обозначают подгруппу, уточняющие вид налога. К примеру, кодовые цифры 01 — это налог на прибыль, 02 – взносы в фонд обязательного страхования, 03 – НДС на российские товары, 04 – НДС на импортные товары, 05 – это ЕНВД и т.д.

Причем КБК НДС на 2013 год были разделены впервые, будьте внимательны при заполнении и указывайте точно группу товаров, на которые оформляется платеж – российские или импортные, то есть ввозимые. Территория ввоза также градуирована – из Белоруссии и Казахстана товары проводятся отдельно, из других стран – отдельно. Следующие 2 знака определяют статью расходов, и еще 3 знака – подстатью.

12 и 13 цифры обозначают вид бюджета, куда платится налог или другие выплаты. Налог в федеральный бюджет имеет кодировку 01, в бюджет субъекта – 02, в местный бюджет– 03, в городской – 04, в районный – 05, пенсионный – 06, в соцстрах – 07, в фонд обязательного медстрахования РФ – 08, в местный фонд обязательного медстрахования – 09, и в бюджет поселения — 10.
Подробную расшифровку этих показателей кода можно увидеть в Указаниях к заполнению по КБК.

14-ый знак кода – это вид платежа. Если это налог или оплата в бюджеты различных уровней, то ставится цифра 1, если это плата пени, то 2, если погашение штрафа, то 3. Цифры 15 и 17 – всегда нули. Последние три цифры в коде бюджетной классификации предназначены для разделения доходов государства. Налоги имеют код 110, доходы от владения собственностью – 120, 130 – средства от платных услуг, 140 – деньги, изъятые принудительно и пр.

Разновидности КБК

С 1 января 2013 года для НДФЛ существуют 4 КБК. Это отдельные КБК для налоговых агентов, для физических лиц, для индивидуальных предпринимателей и для иностранцев на патентной системе. КБК на 2013 год НДФЛ следующие:

  • 182 1 01 02010 01 1000 110 – налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227, 2271 и 228 НК РФ;
  • 182 1 01 02020 01 1000 110 – налог на доходы физических лиц — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой;
  • 182 1 01 02030 01 1000 110 — налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ;
  • 182 1 01 02040 01 1000 110 — налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со ст. 227.1 НК РФ.

Эти КБК применяют работодатели, в том числе и индивидуальные предприниматели, в случае уплаты налога на заработную плату и другие выплаты сотрудникам, а также налоговые агенты при выплате дивидендов от долевого участия в деятельности организаций.

Данный КБКне применяют индивидуальные предприниматели, которые работают по общей системе налогообложения, нотариусы и адвокаты, и все, кто занимается частной практикой.

При уплате НДФЛ с дивидендов КБК используется такой же, как для зарплаты сотрудников — 182 1 01 02010 01 1000 110.

Если вас интересует какой-либо конкретный КБК, транспортный налог 2013, земельный налог и пр., то всегда обращайтесь к письму Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2011 N 02-04-09/6082, и к приложению к этому письму. В частности определен наиболее используемый КБК — налог на прибыль, 2013 год предусматривает девять его разновидностей.

Прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, имеет КБК 182 1 01 01011 01 1000 110, пени и проценты в этот вид бюджета – 182 1 01 01011 01 2000 110, взыскания и штрафы в федеральный бюджет – 182 1 01 01011 01 3000 110 и другие.

Е.Щугорева

Facebook Twitter Google+ LinkedIn

Вы найдете в отдельных статьях.

В наших таблицах вы найдете КБК, необходимые для правильного заполнения поля 104 платежек на перечисление налогов/взносов в 2018 году.

КБК-налоги: для уплаты налогов для организаций и ИП на ОСН

КБК-налоги: для уплаты налогов для организаций и ИП на спецрежимах

КБК: страховые взносы-2018

Вид страхового взноса КБК
Страховые взносы на ОПС 182 1 02 02010 06 1010 160
Страховые взносы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 1010 160
Страховые взносы на ОМС 182 1 02 02101 08 1013 160

Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере (в т.ч. 1%-ные взносы*)

*Приказом Минфина от 28.02.2018 № 35н отменен отдельный КБК для уплаты 1%-ных взносов, введенный ранее Приказом Минфина от 27.12.2017 N 255н. Тем, кто уже успел перечислить 1%-ные на отдельный КБК, скорее всего, придется уточнить платеж

182 1 02 02140 06 1110 160
182 1 02 02103 08 1013 160
№ 400-ФЗ) 182 1 02 02131 06 1010 160
- для занятых на работах с вредными условиями труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) 182 1 02 02131 06 1020 160
№ 400-ФЗ) (доптариф не зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02132 06 1010 160
- для занятых на работах с тяжелыми условиями труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (доптариф зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02132 06 1020 160
Страховые взносы «на травматизм» 393 1 02 02050 07 1000 160

КБК-2018 для уплаты прочих налогов для всех организаций и ИП

Наименование налога, сбора, платежа КБК
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент 182 1 01 02010 01 1000 110
НДС (как налоговый агент) 182 1 03 01000 01 1000 110
НДС по импорту из Беларуси и Казахстана 182 1 04 01000 01 1000 110
Налог на прибыль при выплате дивидендов:
— российским организациям 182 1 01 01040 01 1000 110
— иностранным организациям 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на прибыль при выплате доходов иностранным организациям (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на прибыль с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110
Налог на прибыль по полученным от иностранных организаций дивидендам 182 1 01 01060 01 1000 110
Транспортный налог 182 1 06 04011 02 1000 110
Земельный налог 182 1 06 0603х хх 1000 110
где ххх зависит от места расположения земельного участка
Сбор за пользование водными биоресурсами:
— по внутренним водным объектам 182 1 07 04030 01 1000 110
— по иным водным объектам 182 1 07 04020 01 1000 110
Водный налог 182 1 07 03000 01 1000 110
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 048 1 12 010х0 01 6000 120
где х зависит от вида загрязнения окружающей среды
Регулярные платежи за пользование недрами, которые используются:
— на территории РФ 182 1 12 02030 01 1000 120
— на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ 182 1 12 02080 01 1000 120
НДПИ 182 1 07 010хх 01 1000 110
где хх зависит от вида добываемого полезного ископаемого
Налог на прибыль организаций с доходов в виде прибыли КИК 182 1 01 01080 01 1000 110

КБК: пени

По общему правилу при уплате пени 14-17-й разряды принимают значение «2100». Однако из этого правила есть исключение:

Вид страхового взноса КБК
Страховые взносы на ОПС 182 1 02 02010 06 2110 160
Страховые взносы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 2110 160
Страховые взносы на ОМС 182 1 02 02101 08 2013 160
182 1 02 02140 06 2110 160
182 1 02 02103 08 2013 160
Дополнительные страховые взносы на ОПС за работников, которые трудятся в условиях, дающих право на досрочную пенсию, в том числе:
- для занятых на работах с вредными условиями труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (доптариф не зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02131 06 2110 160
- для занятых на работах с тяжелыми условиями труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (доптариф не зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02132 06 2110 160

КБК: штраф

При уплате штрафа 14-й разряд КБК, как правило, 14-17-й разряды принимают значение «3000». Но и здесь не стоит забывать об исключительных случаях:

Вид страхового взноса КБК
Страховые взносы на ОПС 182 1 02 02010 06 3010 160
Страховые взносы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 3010 160
Страховые взносы на ОМС 182 1 02 02101 08 3013 160
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя (в т.ч. 1%-ные взносы) 182 1 02 02140 06 3010 160
Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя 182 1 02 02103 08 3013 160
Дополнительные страховые взносы на ОПС за работников, которые трудятся в условиях, дающих право на досрочную пенсию, в том числе:
- для занятых на работах с вредными условиями труда (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (доптариф не зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02131 06 3010 160
- для занятых на работах с тяжелыми условиями труда (пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) (доптариф не зависит от результатов спецоценки) 182 1 02 02132 06 3010 160

КБК-страховые взносы (старые периоды)

Если вам надо перечислить в ИНФС взносы на ОПС, ОМС или ВНиМ за периоды, истекшие до 01.01.2017, то перечисляются они на КБК, отличные от «свежих» КБК:

Вид страхового взноса КБК (для взноса) КБК (для пени) КБК (для штрафа
Страховые взносы на ОПС 182 1 02 02010 06 1000 160 182 1 02 02010 06 2100 160 182 1 02 02010 06 3000 160
Страховые взносы на ВНиМ 182 1 02 02090 07 1000 160 182 1 02 02090 07 2100 160 182 1 02 02090 07 3000 160
Страховые взносы на ОМС 182 1 02 02101 08 1011 160 182 1 02 02101 08 2011 160 182 1 02 02101 08 3011 160
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере 182 1 02 02140 06 1100 160 182 1 02 02140 06 2100 160 182 1 02 02140 06 3000 160
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере (1%-ные взносы) 182 1 02 02140 06 1200 160 182 1 02 02140 06 2100 160 182 1 02 02140 06 3000 160
Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере 182 1 02 02103 08 1011 160 182 1 02 02103 08 2011 160 182 1 02 02103 08 3011 160

На 2017 год Министерством финансов были внесены изменения в КБК. Что такое КБК и что нам принесут изменения? Известно, что были введены новые и отменён ряд прежних. В этой статье можно найти данные об этих процессах. Прежде всего будет разъяснена аббревиатура КБК - это код бюджетной классификации, и его значение касается всей финансовой деятельности государства, от крупнейших корпораций до до каждого отдельного гражданина РФ.

Приказ

В 2016 году 20 июня был издан Приказ 90 Министерства финансов РФ, где содержались указания относительно порядка применения КБК, которые были утверждены в 2013 году. Этот нормативный акт установил конкретные изменения, которые вошли в применение при составлении бюджетной системы страны. Коды бюджетной классификации налогов, например, изменены значительно, и платёжные поручения должны быть скорректированы каждым предпринимателем, который в 2017 году будет платить налоги за 2016-й. Это особо касается частных фирм и индивидуальных предприятий, уплачивающих налоги по УСН (упрощённая система налогообложения). Именно с разъяснений того, как новый код КБК влияет на УСН, наверное, и нужно начать.

Зачем нужен КБК, что такое эти коды в бюджетной классификации? Это те самые счета, на которые уходят деньги предпринимателя, перечисленные целевым образом: это штрафы, налоги, взносы, сборы и тому подобное, направленное в адрес государства. Поэтому, когда бухгалтер предприятия или сам предприниматель заполняет платёжное поручение, он знает, что нужно правильно указать КБК, что такое заполнение очень важно, поскольку в специальном поле точного места назначения отправленных денег должно быть целых двадцать цифр. Ошибка здесь может стоить дорого: финансовое отправление может "заблудиться", даже навсегда.

КБК: расшифровка

Счёт, на который уйдут деньги предпринимателя, принадлежит государственному бюджету. Каждый такой "адрес" складывается из двадцати цифр, и все цифры несут определённую информацию. В первых содержится код данного государственного органа, который получит эту сумму, за ним следует код или группа данного дохода. После этого - код платежа со статьёй и подстатьёй дохода. Следом идут очень важные, разъясняющие цифры КБК, что такое представляет из себя новый хозяин этих денег, куда они уйдут из государственного бюджета. Может быть, эту сумму получит региональный бюджет, а может быть - пенсионный фонд, вариантов много.

Следующие цифры рассказывают о причинах данного платежа: сам это налог или пеня по нему, штраф, взнос и тому подобное. А вот последними тремя цифрами код бюджетной классификации объясняет вид дохода - налог от собственности или что-то другое. Поскольку жизнь течёт и изменяется, претерпевают постоянные изменения и КБК. Один код КБК может быть исключён, другой изменён, и этот процесс практически никогда не останавливается. Поэтому предприниматели должны постоянно следить за всеми этими изменениями и заполнять платёжные поручения без ошибок. Если КБК платежа заполнен неправильно, деньги будут долго "гулять", уйдя не в том направлении, а тем временем предпринимателя оштрафуют за неуплату сборов и налогов.

Изменения по УСН

Самые главные изменения КБК, расшифровка которых дана выше, коснутся всех налогоплательщиков. Первое основное изменение - новый код для налога на прибыль для организаций, которые контролируются как иностранные компании. Теперь нужно написать другие цифры: 182 1 01 01080 01 0000 110. Это отмечено в полном списке бланков, где обозначены все изменения форм сдачи отчётности за 2016 год - более двухсот изменений.

Второе из самого важного - отмена кода минимального налога для предприятий по УСН, теперь старым кодом пользоваться нельзя. Нужно перечислять налог на КБК со следующими цифрами: 182 1 05 010 50 01 1000 110. Один и тот же код - этот же - действует по УСН и при уплате в бюджет компаниями с объектом "доход минус расход" - один процент от выручки, то есть минимальный годовой налог, плюс авансовые платежи.

Причина этих изменений

Ранее КБК для данной системы налогообложения существовало два, и предприниматели по УСН раз в квартал платили налоговый минимум вместо авансов, поскольку предполагали, что выйдут по итогам года на запланированный минимальный налог.

Налоговые органы с трудом разбирались в путанице поступлений на два адреса, в итоге предприниматели вынуждены были платить пени за недоплату или штрафы за неуплату минимального налога. Теперь адрес для перечисления один. А минимальный налог взимается в двух случаях по УСН - если по итогам года фирма оказалась в убытке и если минимальный налог больше фактического.

Таблица

Сайт Министерства финансов Российской Федерации первого июля 2016 года уведомил предпринимателей обо всех изменениях: была опубликована таблица КБК, в которой сопоставлялись виды доходов бюджетной системы РФ соответственно с кодами подвидов, которые будут действовать в 2017 году.

Ознакомившись с данными этой таблицы, можно увидеть, какие именно изменения потерпели КБК, и что должно измениться в заполнении платёжных документов. Каждый предприниматель должен сделать это обязательно: уточнить коды и их правильные наименования. Тогда его платежи, штрафы. сборы и налоги будут уходить в бюджет чётко по назначению, и налоговые органы во время проверок не предъявят ему никаких нареканий.

КБК для юридических лиц

Юридические лица платят в числе прочих и налог на добавленную стоимость. Это изъятие в бюджет страны некоей части стоимости товара, услуги или работы, создающейся на каждой стадии производства. В России НДС появился в 1992 году, а в мире - значительно раньше, с облагороженного налога с оборота, предложенного Сименсоном, немецким экономистом, в 1919 году. Взимать его начали французы в 1954-м, но не у себя во Франции, а в колониях. Сейчас НДС и его модификации существуют в более чем пятидесяти странах мира. В России Налоговый кодекс предусматривает взимание НДС, закрепив это в главе 21.

Вносится такой налог по мере реализации. КБК для юридических лиц по НДС нужно обязательно указывать в декларациях и платёжных поручениях. Также КБК по НДС нужно знать на тот случай, если налоговое ведомство потребует штраф или пени за какое-либо нарушение законодательства по налогам. Кроме того, постоянно корректируются и разъясняются все поправки и действия, если ситуации не однозначны. В статье 143 Налогового кодекса рассматриваются организации, лица и предприниматели, освобождённые от такого налога. Это налогоплательщики из спецрежимов, организаторы крупных мероприятий (например, ЧМ по футболу 2018 года).

КБК детально

Есть механизм взаимодействия с бюджетом, который отражается в КБК: вместо сложных описаний в декларации или платёжном поручении особенностей налога и получателя, то есть - конкретной бюджетной организации, применяются цифровые коды, точно и строго регламентированные. Именно благодаря им отчёт или налог обрабатывается в чётком соответствии с адресом получателя декларации или налога.

Как уже было сказано, в КБК двадцать цифр, разбитые на четыре группы. И все они несут определённую информацию. Первые три рассказывают об администраторе, то есть о том, перед кем нужно держать отчёт. Налоговые органы обозначаются цифрами 182. Одна цифра далее - это вид поступления. Например: единица - это налог, двойка - поступление безвозмездное и так далее. Ещё две цифры обозначают вид дохода: 01 - на прибыль, 06 - налог имущественный, 08 - пошлины и так далее.

Следующие целых пять цифр - статьи и подстатьи бюджетного дохода. Далее - характеристика уровня бюджета (двенадцатая и тринадцатая цифры) - 01 - бюджет федеральный, 02 - субъекта РФ, 03 - местный бюджет и так далее. Потом идут четыре цифры, обозначающие тип платежа. Например, налоги - это 1000, пени - 2100, штрафы - 3000. И последние цифры КБК - их осталось три - это конечный адресат налога. Например: 110 - налог в госбюджет, 160 - отчисление на социальные нужды и так далее.

Пример

Возьмём такой код: 18210101000011000110. Первые три цифры - 182, это значит, что администрирует платёж ФНС. Единица следом говорит о том, что этот платёж - налог. Далее 03 обозначает то, что услуги или продукция предоставляются в РФ.

Пять цифр 01000 - подстатьи и статьи Бюджетного кодекса. Далее - 01 - получателем налога является федеральный бюджет. Далее 1000 - платёж прямой, не пени и не штраф. И, наконец, 110 - этот платёж пойдёт в доход государства.

Как правильно заполнить документы

Заполняется платёжное поручение сверху вниз, учитывая, что многие данные уже бухгалтерской программой проставлены: название компании налогоплательщика, КПП и ИНН, реквизиты банка и так далее. Поле со статусом налогоплательщика - 101 - меняется на 01, если он является юридическим лицом, и 09, если плательщик - индивидуальное предприятие. Если оплачивается НДС на ввоз импортных товаров, ставится 06 в поле 101, а если плательщик является налоговым агентом - код 02.

Сумму налога необходимо округлить до рубля. Реквизиты получателя уточняются в ИФНС. Вид операции - 01 для всех платёжных поручений, а например, по НДС, - 5. В поле 22 - УИН, нужно поставить 0. Поле 110 - тип платежа - не заполняется. Налоги можно перечислять по частям, а можно сразу полностью всю сумму.

Если в КБК ошибка

Человеческий фактор может повредить всюду - от управления авиалайнером до заполнения декларации на доходы. Не так редко случается, что налогоплательщики указывают в платёжном поручении ошибочный КБК. В декларации это маловероятно, потому что почти все компании формируют их посредством бухгалтерской программы, нацеленной на это специально. Она сама проставляет КБК и обычно без ошибок. Главное - вовремя обновлять программу. Тем более маловероятно, что неверный отчёт отправится в налоговую инспекцию. Если неверно даны коды, такое практически невозможно отправить.

А вот в платёжках ошибки совершаются сплошь и рядом. Перечисленные деньги попадают в бюджеты совершенно других уровней или вообще в невыясненные платежи. Эту оплошность исправлять трудно и долго, но можно и нужно. В налоговую инспекцию пишется заявление, уточняются реквизиты, на основании чего налог будет принят к зачислению и даже с датой дня уплаты. Даже если инспектор успел начислить пени, они будут аннулированы. И если платёж попал в какой-либо фонд вне бюджета, всё происходит так же. Если не произвести всех этих действий, инспекторы решат, что долг свой предприниматель не выполнил, а потому будут и пени, и штраф. А потому и призыв к предпринимателям: будьте внимательны, не путайте КБК!

Фиксированные платежи

Фиксированные взносы - это страховые платежи на пенсионное и медицинское обязательные страхования, которые перечисляются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими людьми, занятыми частной практикой. Вплоть до 2014 года эти взносы были одинаковы для всех лиц, и отличались действительной фиксированностью. Но после поступления поправок в законодательство, которые изменили сам порядок начисления этих платежей, фиксированными они быть практически перестали.

С 2017 года страховые взносы регулирует Налоговый кодекс (глава 34), а сами денежные потоки идут в налоговые инспекции, где зарегистрировано данное индивидуальное предприятие, то есть территориально, и не в фонды, находящиеся вне бюджета. Отдельный КБК для фиксированных платежей в качестве пенсионных взносов (один процент от дохода более трёхсот тысяч рублей) в 2017 году не предусмотрен. Код один для всех: 18210202140061110160. Дополнительный взнос за 2016 год - 18210202140061110160. Фиксированные платежи на медицинское страхование идут с кодом 18210202103081013160.

Выбор редакции
ЕГЭ 2017 Химия Типовые тестовые задания Медведев М.: 2017. - 120 с. Типовые тестовые задания по химии содержат 10 вариантов...

ЕГЭ 2017 Химия Типовые тестовые задания Медведев М.: 2017. - 120 с. Типовые тестовые задания по химии содержат 10 вариантов...

Сон, в котором вы увидели золу: означает, что, роясь в своих воспоминаниях, вы отыщете ключ к разгадке странного происшествия, имевшего...

Сонник: Сонник Дениз Линн (подробный) Сонник Цепь Цепь состоит из многих звеньев, объединенных вместе. Все звенья должны быть одинаково...
Полное собрание и описание: молитва при месячных для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы, молитвы,...
Наверное, хотя бы раз в жизни на шее у другого человека вы видели интересное украшение, выполненное в виде двенадцатиконечной звезды, а...
Как известно, похоронные венки в реальной жизни ассоциируются у человека с печалью и скорбью. Наверное, поэтому многие из нас не на шутку...
Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела». Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности...
Для изучения сегодняшней темы нам необходимо повторить, какое уравнение называется уравнением-следствием, какие теоремы «беспокойные» и...