Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Моя семья. Интегрированное занятие в старшей логопедической группе Моя дружная семья - файл n1.doc Конструирование тема семья старшая логопедическая группа


Цель: знакомство детей с понятием » семья«, с семейными ценностями и традициями; формирование понимания их значения и уважения к ним.

Задачи:

Познавательные.

· Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

· Продолжить знакомить детей с образцами поведения в семье посредством фольклорных и литературных произведений.

Коррекционно - развивающие.

· Развивать коммуникативные навыки. Умение участвовать

в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы.

· Расширять словарный запас, уточнять значение слов.

· Развивать лексическую системность, организовывать

семантически поля.

· Совершенствовать лексико-грамматические компоненты речи.

· Совершенствовать навыки чтения слов и предложений.

· Развивать творческие способности.

· Учить согласовывать речь с движениями.

· Развивать выразительность мимики и жестов.

· Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение.

Воспитательные.

· Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

· Развивать умение сотрудничать друг с другом, с родителями и

с воспитателями.

· Способствовать формированию семейных традиций.

Предварительная работа.

· Беседы с детьми: «Я и моя семья», «Моя мама», «Мои родные», «Забота о родных», «Семейные будни», «Праздники в семье», и т. д.

· Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье.

· Создание альбома «Моя семья».

· Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет».

· Составление с детьми стихов-синквейнов на разные темы.

· Знакомство с литературой: Л.Квитко «Бабушкины руки», А.Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л.Толстой «Старый дед и внучек».

Словарь.

Существительные: семья - счастье, любовь, удача, праздник, опора, забота, радость.

Прилагательные: добрая, заботливая, внимательная, оберегающая, любящая, большая, дружная, веселая, хорошая, многодетная, крепкая.

Глаголы: радует, заботится, сохраняет, бережет, помогает, поддерживает, укрепляет.

Пословицы.

Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

В семье разлад - то и дому не рад.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Оборудование.

Образец синквейна, шкатулки с наборами слов и пословиц, напечатанных на разноцветных полосках бумаги, для составления стихотворений (синквейнов), листы бумаги, клей (в соответствии с количеством детей).

Ход занятия.

1.Оргмомент .

Логопед

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Детская народная песенка).

Игра «Дочки-сыночки».

Логопед

Здравствуйте, друзья! Сегодня к нам в гости пришли родители. Мы будем не просто здороваться, друг с другом, а поиграем в игру «Дочки-сыночки». Все ребята станут друг за другом. Папа и мама возьмутся за руки, и будут их пропускать. С каждым, кого они остановят, поздороваются нежно, ласково, весело, с любовью, тихо или громко. Здороваться можно по-разному: здравствуй, привет, добрый день, рады тебя видеть и т.д. Тот, с кем здороваются, отвечает так же. Девочки будут становиться за мамой, а мальчики за папой.

После того, как дети разделятся на «дочек» и «сыночков»

девочки покажут мальчикам, что делают дома мамы, а мальчики отгадают. Потом мальчики покажут, что делают дома папы, а девочки будут отгадывать.

2.Основная часть.

Сообщение темы занятия:

Логопед

Давайте, теперь, все вместе сядем в круг и начнем наш разговор.

Сегодня мы будем говорить о семье. Семья - это где тебя любят, понимают и поддерживают. Нет ничего важнее, чем любовь родителей, забота сестёр и братьев, ласка и понимание бабушки и дедушки.

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестёр

Весело дружило

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

(Отрывок из стихотворения Ю.Энтина «Вот бы, если б детский сад»).

Почему в стихотворении говорится: «Настоящий детский сад»?

Как вы понимаете - что такое семья?

Дети отвечачают

Логопед

Нас тут тоже много - взрослые и дети. Как будто, мы все одна большая семья. В старину семьи были большими и дружными. Часто вместе собирались родители, дети, дяди, тёти, бабушки, дедушки. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Чтение народной калмыцкой сказки « Жить в согласии », сопровождающееся движениями.

Логопед.

Сейчас я расскажу вам сказку, а вы будете помогать мне своими жестами и мимикой.

В одной семье было десять детей. (Ласково )

Поочередно загибаем пальцы левой и правой руки .

Родители их очень любили и радовались, глядя на них. (Радостно )

Гладим (пощелкиваем) большим пальцем поочередно остальные пальцы со стороны ногтей.

В скором времени они выросли и стали взрослыми. Родители, наказывали им жить в мире и дружбе. (Спокойно )

Поочередно прижимаем одноименные пальцы левой и правой рук друг к другу

Но дети не слушались и ссорились между собой. (Огорченно)

Стучим одноименными пальцами левой и правой руки, попеременно чередуя движения сверху вниз и наоборот.

Однажды отец принес из леса прутья. (Спокойно )

Показываем десять пальцев.

Дети увидели прутья, испугались и подумали: «Ну, достанется нам! (Испуганно)

Трясем подрагивающими напряженными, широко раздвинутыми пальцами

Позвал отец детей. Отдал им прутья и велел сломать. (Загадочно )

Повернутыми к себе ладонями делаем манящие движения.

По приказу отца дети с легкостью сломали прутики.(С удовольствием )

Пальцы левой и правой руки соединенные колечками проводим друг сквозь друга. (Как будто разрываем цепочку).

Отец взял несколько прутьев, связал их вместе. Отдал пучок детям и приказал:

Ломайте! (Сурово )

Складываем пальцы левой и правой рук в замок и тянем в противоположные стороны.

Долго старались дети сломать прутья, но напрасно, ни один из детей не сломал связанные прутья. (Спокойно )

Растопыренные ладони повернутые вверх поднимаем на уровне плеч, пожимаем плечами.

Тогда отец сказал:

Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья - никто вас не сломит, не победит. (Радостно )

Пожимаем обхватывающими движениями, ладони левой и правой руки. Руки сжимаем в «замок».

А если вы будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут.

(Печально )

Совершаем пальцами царапающие движения

Показываем расслабленные руки ладонями вверх.

А жить в мире и согласии всегда хорошо. Не забывайте! (Радостно)

Поднимаем вверх большие пальцы левой и правой руки, остальные пальцы сжаты в кулак.

Логопед

Отец хотел, чтобы семья была какой?

Чтобы в семье все друг-друга для делали что?

Логопед

А теперь станем все в хоровод.

Дети ведут хоровод со словами:

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы - семья,

И мы - друзья.

Мы - народ,

И мы - едины.

Вместе мы

Непобедимы!

(Отрывок из стихотворения В.Орлова «Я и мы»).

Физкультминутка.

Игра «Лавата».

Логопед

Давайте все вместе поиграем в веселую игру, которая называется «Лавата».

Дружно играем мы

Тра-та-та (2 раза),

Танец веселый наш -

Это Лавата.

Наши руки хороши?

Логопед

А у соседа?

Лучше! (Все берутся за руки и поют).

Логопед

Мы весело поиграли, а теперь вспомним пословицы про семью.

Родители и дети вспоминают пословицы.

Дороже семьи ничего нет.

Не нужен клад, если в семье лад.

В семье согласно, так и дело идёт прекрасно.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Намёки да попрёки - семейные пороки.

Логопед

Сейчас я вам покажу открытку и прочитаю стихотворение про семью, которое на ней написано.

Я думаю, вы тоже хотите придумать стихи о своей семье и сделать такие красивые открытки. У нас есть шкатулочки, в которых лежат добрые, замечательные слова и пословицы о семье.

Мы вместе с папами и мамами разделимся на группы. Каждый возьмет себе шкатулку выберет из нее слова, которые ему понравятся, и сложит из них свой стих. Сначала надо будет выбрать одну красную полоску. Это будет первая строчка нашего стихотворения. На красной полоске написано слово «Семья». Приклеим ее наверху, посередине листа. Затем мы выберем две зеленые полоски. На этих полосках слова, которые расскажут, какая у вас семья. Потом выберем три голубых полоски. На них слова, обозначающие, что делает семья. На желтых полосках пословицы, которые помогут нам сказать, что-то важное о семье. Их надо будет разместить на четвертой строчке.

А самой последней мы выберем одну сиреневую полоску, с главным словом, которым можно заменить слово семья. Родители помогут вам прочитать и выбрать слова и пословицы.

Дети, с помощью взрослых, выбирают понравившиеся им слова и поговорки и приклеивают их на свои листы, составляя стихотворение. Когда работа закончена, дети в подгруппах, вместе с родителями читаются свои стихи. Все работы выставляются на стенд.

4.Заключительная часть.

Логопед

Вы придумали замечательные стихи и сделали очень красивые открытки.

Наше занятие заканчивается, давайте попрощаемся с гостями.

Дети, по очереди читают строчки стихотворения:

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

(М. Лангер «Семья - это счастье, любовь и удача»)

Елена Ивановна Володина
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР на тему: «Семья»

Тема : «Семья » .

Цель : проверить и закрепить знания детей о семье , родственных отношениях;

Задачи : обучать детей употреблять притяжательные прилагательные; учить составлять сложносочиненные предложения; учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; употреблять антонимы; развивать внимание, мышление.

Оборудование : сюжетная картина «Семья » , мяч, картинки с изображением всех членов семьи , дидактические картинки : шорты, платье, юбка.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Сядет тот, кто назовёт членов своей семьи .

II. Игра с мячом «Какой? Какая?»

Логопед кидает мяч и спрашивает : «Мама какая?» , ребёнок его ловит и отвечает : «Мама добрая» (ласковая, нежная, заботливая, красивая и т. д.) . Мяч переходит следующему ребёнку.

Дедушка (какой) старенький , добрый, ласковый и т. д.

Сестрёнка (какая) - … .

Папа (какой) - … и т. д.

III. Д/и «Кто для кого?»

Кто для мамы и папы мальчик и девочка?

Кто для бабушки и дедушки девочка и мальчик?

Кто для дедушки и бабушки папа и мама?

Кто мальчик для девочки, девочка для мальчика?

IV. Д/и «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Мальчик (чей) (папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тётин, дядин) .

Девочка (чья) – …

Дедушка (чей) – …

Юбка (чья) – …

Шорты (чьи) – … и т. д.

V. Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья . (хлопаем в ладоши)

VI. Д/и «Назови ласково»

Папа - папочка, дед – дедушка, баба -, старик - , старуха - , внук -, сын -, мать -, дочь - … и т. д.

VII. Рассматривание картины «Семья » .

Беседа по вопросам :

Кого вы видите на картине?

Как можно всех назвать одним словом?

С кем ты живёшь?

Сколько человек в твоей семье ?

Назови всех членов твоей семьи .

Кто самый младший? Старший ?

VIII. Игра «Наоборот»

Бабушка старая , а мама молодая.

Дедушка старый , а папа …

Папа сильный, а сын-малыш …

Папа большой, а сын …

Малышка самая младшая, а бабушка …

Дедушка слабый, а внук …

IX. Итог занятия .

Оценка деятельности каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Цель: Закрепить знания детей о продуктах. Обучать диалогической форме общения. Прививать навыки культурного поведения в общественных.

Конспект группового занятия для детей старшей логопедической группы «В гостях у гласных звуков» Конспект логопедического занятия для детей старшей группы. Тема: В гостях у гласных звуков. Цели: Коррекционно-образовательные: Четкое.

Конспект интегрированного занятия по Природному миру для детей старшей логопедической группы «Весна. Изменения в природе» Конспект интегрированного занятия по природному миру "Весна. Изменения в природе" Цель: Закреплять знания, полученные в течение учебного.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей по подготовке к обучению грамоте детей старшей логопедической группы Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка». Конспект открытого логопедического.

Задачи: познакомить детей с видом народного декоративно – прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя.

Конспект занятия для старшей логопедической группы Конспект занятияЦель: расширение коммуникативных навыков дошкольников, стимулирование познавательных процессов. Упражнение «В подарок хорошее.

Методическая разработка: Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Я и моя семья»

Цели:

  • Активизировать эмоциональный словарь через умение употреблять слова, обозначающие различные эмоциональные состояния, слова-оценки, способствовать более точному их осмыслению;
  • закрепить умение подбирать синомимический ряд, т.е. слова близкие по смыслу; закреплять использование в речевых ситуациях слова, противоположные по смыслу;
  • формировать выразительность речи;
  • закрепить умение образовывать слова — названия животных, их детёнышей;
  • закрепить умение использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным значением;
  • обогащать язык детей через народные пословицы и поговорки, стихи, в которых встречаются проявления эмоциональных состояний человека.
  • Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Вызвать у детей интерес к собственной личности;
  • закрепить представления о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т.п.);
  • показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу), воспитывать у детей чувство глубокой любви к самому близкому и родному человеку — маме;
  • учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

Оборудование:

  • оформление зала для проведения занятия: название передачи на центральной стене, картинки с изображением членов семьи; по сторонам — картины с изображением гербов семей детей, рисунки «Моя семья»; реквизит-бутафория для создания атмосферы телестудии (видеокамера на штативе, прожектор, микрофон; магнитофон с аудиозаписью песни в исп. Л.Лещенко «Родительский дом», предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, подсвенчник со свечой «Домик», реквизит для сценки «Три мамы», бумага, карандаши, цветок из бумаги, на обороте лепестков — слова, мяч.

Ход занятия:

Вступление.

Логопед: Здравствуйте ребята! (Логопед зажигает свечу в подсвечнике).

Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.

Скажите, что я сделала? (Зажгли свечу, огонь). А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей? (Обогревал, давал свет, пищу).

Логопед: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, — о семье. Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья»? (ответы детей).

Да семья — это близкие, родные друг другу люди. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага — огонёк в этом домике. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи — близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Поэтому ещё семью называют по-другому: «родительский дом». Послушайте, как поёт Лев Лещенко об этом песню «Родительский дом».
Логопед: Я вижу, сколько здесь представлено семейных гербов, рисунков с изображением ваших родных. А что такое семейный герб? Это — символ семьи. Посмотрите, какие они все разные, как и мы все.

Ребёнок читает стихотворение «Моя родня» Я. Акима.

Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме — в кухню волшебная щётка.
Молоток настоящий — братишке,
Мяч — сестрёнке, конфета — братишке.

Логопед: Ребята, а давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи?

Логопед: А кем же буду я?

Дети: телеведущей.

Логопед: А все кто в зале?

Дети: телезрителями.

Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начнем.

Логопед: Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята из Д/С № 123. Они пришли на нашу передачу, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. А от телезрителей всем участникам нужна дружеская поддержка. Открывает нашу передачу страничка «Представление». Я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.

Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Даша. Мне 6 лет (рассказывает о себе: имя, черты характера). /Трое детей/.

Логопед: Благодарю участников передачи.

Логопед: Ребята, кто для вас самый родной человек на свете?

Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет.

Логопед: У каждого из вас есть своя мама.

Логопед: Я предлагаю сказать красивые слова о маме. Вторая страничка — «Красивые слова»

Ребёнок читает стихотворение о маме.

Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.

Логопед: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о маме.

Дети: Аня. Её зовут Наталья Сергеевна (рассказ о ней); Полина.

Логопед: Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны: каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныш и его мама». У вас на столах — картинки с детёнышем — отыщите и назовите его маму. Третья страничка передачи «В мире животных».

Дети называют детёнышей и маму:

1. у ягненка — овца
2. у козлёнка-коза
3. у жеребёнка — лошадь
4. у цыплёнка — курица
5. у телёнка — корова
6. у тигрёнка — тигрица
7. у олененка — олениха
8. у гусёнка — гусыня
9.у львёнка — львица
11. у ежонка-ежиха
12. у волчонка-волчица

Логопед: Ребята, о ком из членов своей семьи мы можем ещё рассказать?

Дети: О папе (рассказа о папе); о бабушке, о дедушке.

Логопед: Четвёртая страничка — «Наоборот». Давайте поиграем в игру «Наоборот». Мальчики говорят слова о дедушке, девочки — о бабушке с противоположным смыслом. Дети выходят и встают в две шеренги друг против друга: мальчики напротив девочек. Мальчики бросают мяч девочкам и называют слово.

  • Сильный — слабая
  • Грустный — веселая
  • Быстрый — медленная
  • Вспыльчивый — спокойный
  • Хмурый — улыбчивая
  • Внимательный — рассеянная
  • Молчаливый — разговорчивая, говорливая.

Логопед: Быть мамой и бабушкой очень не просто. И в этом вы сейчас убедитесь. /4 стула, маленький стульчик, на нем кукла/. Вашему вниманию — занимательно-развлекательная страничка — Инсценировка «Три Мамы».

Логопед: Танюша под вечер с прогулки пришла

И куклу спросила
Дочка подходит к кукле, берёт её на руки и говорит:
- Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда.

Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.

Дочка ставит кукольный стульчик к столу и сажает на него куклу, спиной к зрителям.

Танюшина мама с работы пришла
И Аню спросила:
Мама врач подходит и обращается к ней:
Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Бабуля обедать звала тыщу раз,
А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду — ватрушка.
Мама усаживает дочку за стол справа.

Тут бабушка, мамина мама пришла.
И Маму спросила
Бабушка ставит сумку с покупками на стол и обращается к маме:
Бабушка: Как дочка, дела?
Наверно, в больнице, за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.

Мама садится за стол, бабушка приносит ватрушку и садится за стол вместе с остальными.

Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят,
Что с дочками сделать упрямыми?
Все хором: Ох, не просто быть мамами!

Логопед: Разгадаем ребус: 7 я — что это за слово? Правильно, семья!

Наши пальчики покажут, что такое семья!

Пальчиковый тренинг «Моя семья».

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я — Вот и вся у нас семья!

Логопед: Седьмая страничка «Рисовалочка». Нарисуйте «семью на обведённой кисти руки (на пальчиках рисуют лица членов семьи).

Логопед: Пока мы играли, посмотрите какой красивый цветок /ромашка/
распустился. Поиграем в игру «Назови ласково». Страничка восьмая «Назовём ласково»

(Отрываем лепесток и читаем слова, образуя уменьшительно-ласкательное слово)

  • Бабушка — бабуля, бабулечка, бабуся.
  • Папа — папуля, папулечка.
  • Сын — сынок — сыночек, сынулечка.
  • Дочь — доченька, дочурка.
  • Мама — мамочка — мамулечка-маменька-матушка.

Логопед: Звонок в студии. Нам звонит телезритель. /Звонок, вопрос
телезрителя — аудиозапись: А знают ли ваши участники пословицы о семье?/. А теперь пословицы для наших телезрителей:

1. При солнышке тепло, при матушке добро.
2. Без корня и полынь не растёт.
3. Нет такого дружка, как родная матушка.
4. На что клад, коли в семье лад.
5. Братская любовь крепче каменных стен.
6. Птица рада весне, младенец матери.
7. Изба детьми весела.
8. Вся семья вместе, так и душа на месте.
9. Материнская ласка конца не знает.
10. Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.
11 .Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
12. Бабушке один только дедушка не внук.
13. На чужой сторонушке род своей воронушке.

Логопед: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».

Нашу передачу окончим песней «Что такое семья?»

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же бабушки?
- Ну а ка же дедушки?
Что такое семья?
Папа, мама и я?
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же тёти?
- Ну а как же дяди?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
Тётя Аня, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя — Вот и вся у нас семья.
- А братишек и сестрёнок Всех двоюродных назвать?
- Так до вечера считать!

Организация: МБДОУ № 273

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель: воспитать любовь и уважения к родным и близким.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
активизировать словарь по теме «Семья».
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между логопедом и ребёнком;

Коррекционно-развивающие :
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами от имен собственных;
- закреплять умение составлять рассказ-описание;
- закреплять умение подбирать прилагательные к словам дедушка, бабушка;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- закреплять умение дифференцировать звуки по мягкости твердости;
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки звуко – буквенного анализа;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких.

Оборудование: зеркала, куклы бабушка и дедушка, игрушка плюшевое сердце, разные картинки со звуками «М» и «Мь», фотографии у каждого ребенка своих бабушек и дедушек, бумажные сердечки по количеству детей, звуки в виде разноцветных кружков.

Ход занятия:
1.Организационный момент:
Объявление темы. Создание эмоционально положительного фона.

Дети стоят в кругу:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу). В руках логопеда игрушка-плюшевое сердце.
Давайте познакомимся, Я – Анастасия Игоревна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Сонечка, Илюша...). Дети передают из рук в руки игрушку и садятся на свои подушки.
- А кто вас так ласково называет? (ответы детей)

2. Артикуляционная гимнастика

Мама испекла блинчики:
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой:
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык - «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами- «пирожок с брусникой».

3. Развитие мелкой моторики
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

4.Игра «Угадай загадки»

Сегодня я хочу загадать Вам загадки:

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед) появляется кукла би-ба-бо дедушка Миша.

Подбор прилагательных к слову дед «КАКОЙ?» (старый, седой, любимый, пожилой, сильный, добрый и т.д.)

У кого из вас есть дедушка? (ответы детей)
-Ты кто для дедушки? (внук, внучка)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка) появляется кукла би-ба-бо бабушка Маша.

Подбор прилагательных к слову бабушка «КАКАЯ?» (Добрая, старая, веселая, любимая, и т.д.)

5 .Беседа с детьми о дедушке и бабушке, о празднике пожилых людей.

У кого из вас есть бабушка? (ответы детей)
-Ты кто для бабушки? (внук, внучка)
-Давайте подумаем все вместе, а какой праздник мы отмечаем 1 октября? (день пожилых людей)
-А что значит пожилой человек? (ответы детей)
-Пожилой – это значит, что немало лет прожито, выросли дети, подрастают внуки.
Да, этот праздник мы отмечаем осенью, ведь осень – самое красивое и щедрое время года, она, как добрая и заботливая бабушка: накормит, напоит, приласкает.
Октябрь - дождливый месяц в ожидание снега
Итог труда, любви, веселых летних дней
В знак преклонения перед жизнью человека
Нам дарит праздник пожилых людей.

6 .Игра: «Разложи картинки по звукам-Маше или Мише?»

Сегодня к нам в гости пришли дедушка Миша и бабушка Маша, у них тоже есть внуки и внучки. Они очень любят своих бабушку и дедушку и на праздник подарили им очень много рисунков.

Только дедушка Миша и бабушка Маша не знают, кому из них внуки подарили рисунки. Давайте поможем им.
«Маше или Мише»(картинки со звуком М отдаем Маше, со звуком Мь Мише).

7. Физминутка «Бабушка кисель варила»

Бабушка кисель варила (правая рука «помешивает кисель»).
На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)).

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку).

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь).

Летел, летел соколок (ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга).

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (скрещенные ладони помахивают, как крылья).

Бабушкин кисель разлил, (руками несколько раз ударить по бокам).

У старушечки на горушечке (вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить).

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку).
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы»).

Чтоб ты стала весела, (указательный палец правой руки «грозит бабушке»).

Мы наварим киселя (правая рука снова «помешивает кисель»).

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны).

8. Составление рассказа-описания о своих Дедушках и Бабушках, по фотографиям, вклеивание фотографий дедушки и бабушки в семейный альбом.

А сейчас давайте сядем на стульчики (дети садятся за столы).
У вас на столах лежат фотографии ваших дедушек и бабушек, нам очень интересно, какие они. Расскажи о бабушке/дедушке.(Дети составляют рассказ-описание про дедушку/бабушку).

Сегодня мы с вами продолжим составлять фотографию для семейного альбома.
-Как вы думаете, кого мы наклеим на нашу фотографию? (бабушку, дедушку)
(дети выбирают из силуэтов бабушку, дедушку и наклеивают их на лист)

9.Составление из звуков слово Дедушка и Бабушка.

Давайте составим из звуков слово БАБУШКА и ДЕДУШКА (дети составляют слова из синих, красных и зеленых кружков).

10.Итог занятия. (оценка работы детей)

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем положительно оценивается работа каждого ребенка.
-Посмотрите ка ребята, что находится в карманчике у нашего плюшевого сердца? (из карманчика достаю бумажные сердечки).
-А как вы думаете, кому мы подарим эти сердечки? (Бабушкам и дедушкам)
-Давайте нарисуем на этих сердцах улыбку, хорошее настроение. Можете нашептать на это сердечко, самые ласковые и добрые слова, которые вы говорите своим бабушкам и дедушкам.
(Дети рисуют улыбки, говорят шепотом добрые, ласковые слова и дарят их бабушкам и дедушкам).

Список использованной литературы:

  1. Логопедические игры и задания: Учебно-методическое пособие. Быстрова Г 2008 г.
  2. Логопедическая гимнастика. Буденная Т. В. СПБ,2001г.
  3. Логопедические игры. Скворцова. 2015г.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Знаю я, что у меня очень дружная семья»

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « Знаю я, что у меня очень дружная семья». Материал будет интересен логопедам, воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения. Этот конспект может являться развлечением.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье», «Музыка».
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные.
2. Закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи.
3. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
4. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление.
5. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий.
3. Изготовление родителями семейного древа.
4. Рисование рисунков на тему «Моя семья».
Оборудование: Семейные фотографии, схема дерева, корзина, пчелки, медвежонок из кукольного театра, фотовыставка.

Ход занятия:

Логопед: Дети, давайте представим,что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу- « Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей). Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.(Дети под музыку садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (Ответы детей). Ну, тогда начали.
- Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Галина Владимировна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, дети детского сада « Веснянка» пос. Чертково. Я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия… .
Логопед:
- Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.
Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная… семья.(Дети).
- Правильно, сегодня мы поговорим с вами о семье.
- Дети, послушайте, кто - то спешит к нам в студию.
Медвежонок: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Мишутка. Угадайте, из какой сказки я к вам пришел? Да, я пришел из сказки « Три медведя» и хочу показать вам фотографию своей семьи. Это папа – Михайло Потапыч, он большой и сильный, а это мама – Настасья Петровна, она добрая и ласковая, а это я – Мишутка. Наша семья небольшая, всего три человека. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже очень любят и заботятся обо мне и друг друге. Ребята, а у вас есть семья? Расскажите мне о своей семье и о том, как вы живете.
Логопед: Дети, давайте на пальчиках расскажем о своей семье.
Пальчиковая игра: « Моя семья».
- Сегодня у нас на телепередаче открыта фотовыставка, многие из вас сделали фотоколлаж вместе с родителями. Нашим телезрителям и Мишутке будет интересно послушать рассказы о ваших семьях.
(Дети рассказывают: кто изображен; И.О.родителей, где работают, где снимались).
- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Игра: « А ты мне кто?».
Дети в кругу, воспитатель спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын)… .
Логопед:
- Дети, сегодня мы с вами много говорили о семье, а сейчас я хочу рассказать вам о том, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки).Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки.Ветви потоньше - это ваши папы мамы, а самые тонкие веточки – это вы детки. А сейчас давайте послушаем детей, которые еще не рассказывали о своей семье. (Рассказ 1-2 детей).
Физминутка: «Кто живет у нас в квартире?»
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Логопед: Дети, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут и заботятся.
-А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью каких слов можно его исправить? Вы знаете такие волшебные слова , тогда поиграем:
1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – спасибо
2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – добрый день!
3. Когда бранят за шалости, мы говорим – прости, пожалуйста.
- Я вижу вы очень внимательные, добрые дети. У меня в руках (проводится игра) « Корзинка добрых дел» в ней живут пчелки. Вам нужно поймать пчелку, опустить ее в корзину и назвать то доброе дело, которое вы выполняете дома.(Звучит музыка., дети по очереди называют свои поручения по дому).
Логопед: Дети, к нам на телепередачу приехали гости. Давайте пригласим их в студию. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. У нас в гостях: мама Артема Решетникова – Екатерина Петровна, и мама Юрченко Богдана – Наталья Викторовна. Уважаемые гости, наши дети уже рассказали, какие они выполняют поручения у себя в семье, а теперь они хотят узнать – как распределяются обязанности у взрослых. Можно мы зададим вам несколько вопросов? И так первый вопрос. (Дети задают свои вопросы: кто ходит у вас в семье на работу, вяжет носочки, печет пироги, забивает гвозди…).
-Спасибо большое, нашим гостям за участие в телепередаче.
Выбор редакции
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).Беседы с батюшкой «Где просто, там ангелов со сто…» В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена...

В а н я (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? П а п а ш а (в пальто на красной подкладке), Граф Петр Андреевич...

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF Введение Откуда...

С лужение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что...
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ В...
В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство (в т.ч. - в Налоговый кодекс РФ) внесли кучу изменений,...
Форма 6-НДФЛ содержит обобщенную информацию о налоге, уплаченном с доходов работников, и подается ежеквартально. В ней подлежат...
Косвенные расходы. Учет и распределение при расчете налога на прибыль Косвенные расходы, что к ним относится: учет и распределение...
В 2017 году нужно озаботиться заполнением отчета о движении денежных средств за 2016 год. Кто должен сдавать отчет? Каково назначение...