Презентация на тему биогенетический закон. Презентация на тему "Онтогенез.Биогенетический закон". Актуализация опорных знаний


УРОК БИОЛОГИИ В 9 классе.

Тема: «Общие закономерности развития. Биогенетический закон».

Цель: обобщить и систематизировать знания об индивидуальном развитии живых организмов и выявить общие закономерности их развития.

Задачи.

Образовательные : закрепить знания учащихся об онтогенезе и его стадиях; применить эти знания для выявления общих законов развития; определить уровень усвоения школьниками основных понятий этой темы.

Развивающие : создать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания и памяти; продолжить формирование общеучебных умений; развивать умения учащихся работать в группе и объективно оценивать знания.

Воспитательные : воспитывать культуру общения и умственного труда, чувство ответственности за результаты своего труда, совершенствовать рефлексивные качества личности и навыки групповой работы; чувство гордости за российских ученых, внесших огромный вклад в развитие биологии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Пояснительная записка: этот урок является заключительным в теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)», имеет важное мировоззренческое и научное значение. Огромным был вклад русских биологов в развитие эмбриологии, на что был сделан особый акцент. Урок проведен по технологии развития критического мышления с применением методов ИКТ, а также групповой и фронтальной работой учащихся. Итогом урока стала защита школьниками своих творческих работ (кластеров, синквейнов). Все схемы и иллюстрации проецируются на экран и интерактивную доску.

Ход урока.


Если ты что-нибудь делаешь – Делай это хорошо. Л.Н.Толстой.

Эти слова великого русского писателя нацеливают учащихся на серьезную умственную и творческую работу на уроке, повышают мотивацию и ответственность их за результаты своего труда.

Организационный момент. Учащиеся работают по группам с целью более эффективной и плодотворной работы. Озвучивается тема урока, определяются цели и задачи; объясняются правила работы по оценочному листу.

Итог урока – защита группой своих творческих работ (кластеров и синквейнов) как средство обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».

Актуализация опорных знаний.

Итак, ребята, мы сейчас с вами вспомним основные понятия по пройденной теме с целью обобщения и систематизации учебного материала по всей теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».

Напомните, пожалуйста, а что это такое – индивидуальное развитие организмов? -слушаем ответы учащихся. Хорошо, молодцы. Для вас первое задание: на интерактивной доске нужно составить опорную схему онтогенеза с использованием основных понятий

этого процесса. Работаем по цепочке, т.е. по одному человеку от каждой группы (работа на интерактивной доске). Параллельно с этим в каждой группе работаем над своим кластером, оформляем его в цвете. Устно нужно дать определения понятий, которые вы отмечаете на доске. Не забывайте отмечать в оценочных листах плюсами ответы учащихся у доски.

Зигота Дробление Гаструляция Первичный органогенез

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ОНТОГЕНЕЗ

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Прямое развитие Непрямое развитие

Развитие с превращением

С полным превращением с неполным превращением

пресмыкающиеся насекомые прямокрылые насекомые

Птицы земноводные

млекопитающие

Итак, давайте еще раз внимательно пройдемся по всей схеме, а я назову основные понятия, которые мы с вами повторили.

Проверка знаний.

А теперь настало время для проверки усвоения этих понятий. Второе задание – биологический диктант (на доске слайд с текстом диктанта).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ .

1 – ОНТОГЕНЕЗ.

2 – ЭМБРИОЛОГИЯ.

3 – ДРОБЛЕНИЕ.

4 – ГАСТРУЛЯЦИЯ.

5 – МЕТАМОРФОЗ.

6 – ПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ.

7 – НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ .

(Учитель озвучивает определения понятий, дети пишут в зачетных книжках цифры, соответствующие правильному ответу).

    Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития организмов.

    Глубокое преобразование строения организма, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь.

    Индивидуальное развитие особи от зарождения до конца жизни.

    Это развитие выражается в том, что из тела матери или яйца выходит организм, в котором заложены все основные органы, свойственные взрослому животному.

    На этой стадии эмбрионального развития зигота многократно делится, но при этом клетки уменьшаются в размерах, и увеличивается их количество.

    Это развитие сопровождается разрушением личиночных органов и заменой их органами, свойственными взрослым животным.

    Зародыш на этой стадии развития состоит из отчетливо различимых пластов клеток – зародышевых листков – эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Правильные ответы: 2,5,1,6,3,7,4.

Взаимопроверка работ в парах. Отметки выставляют в оценочные листы.

На этом первая часть урока закончена.

Первичное усвоение учебного материала.

Во второй половине урока мы поговорим о том, как связано между собой индивидуальное развитие отдельного организма и историческое развитие всего живого мира.

«Общие биологические закономерности» - именно так звучит тема нашего урока. И вот на экране вам представлена первая закономерность – взаимосвязь индивидуального и исторического развития живых организмов.

ОНТОГЕНЕЗ ФИЛОГЕНЕЗ

индивидуальное развитие историческое развитие

особи от зарождения мира живых организмов

до конца жизни. как в целом, так и отдельных

систематических групп

Онтогенез и филогенез взаимосвязаны между собой, и доказательством этого служит, например, зародышевое сходство у позвоночных животных и человека (см. рис.94, стр.167 учебника). Обратите внимание, что на ранних стадиях развития зародыши позвоночных животных очень похожи.

Этот факт подтверждает справедливость закона зародышевого сходства (на экране слайд с портретом К.М.Бэра).

БЭР КАРЛ МАКСИМОВИЧ (1792-1876г.г.)

В первой половине 19 века в биологии получает развитие теория «зародышевого сходства». В 1828 году появилась классическая работа Карла Максимовича Бэра (будущего петербургского академика) «История развития животных». В ней он впервые пишет о том, что на ранних стадиях развития эмбрионов обнаруживается большое сходство между различными видами в пределах типа.

«Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».

Именно эта работа положила начало современной эмбриологии, которая достигла своего расцвета уже после появления теории эволюции Чарльза Дарвина.

И в самом деле, именно эмбриология, изучая зародыши разных животных, доказала, что это сходство свидетельствует об общности происхождения организмов, относящихся к разным систематическим группам.

В то же время хорошо видно, что в процессе дальнейшего развития происходит расхождение признаков зародышей, которое получило название эмбриональной дивергенции. Именно она отражает эволюцию той или иной систематической группы или вида в целом.

Таким образом, приведенные примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием. Именно в этом направлении было сделано достаточно много научных исследований и были сформулированы еще несколько биологических законов (слайд с Ф.Мюллером и Э.Геккелем).

ГЕККЕЛЬ ЭРНСТ (1834-1919г.г.)

Дальнейшее развитие учения Ч.Дарвина нашло отражение в трудах двух немецких биологов Фрица Мюллера (1821 – 1897г.г.) и Эрнста Геккеля (1834 – 1919г.г.), которые в конце 19 века сформулировали свой знаменитый биогенетический закон. Из этого закона следует, что сходство зародышей у

представителей различных классов и различных типов свидетельствует об общем происхождении этих животных.

«Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится».

Немалую роль в дальнейшее развитие эмбриологии внесли наши отечественные ученые (слайд с А.О.Ковалевским, А.Н.Северцовым, И.И.Шмальгаузеном).

Ковалевский А.О. Северцов А.Н. Шмальгаузен И.И.

(1840-1901г.г.) (1866-1936г.г.) (1884-1963г.г.)

В конце 19 и начале 20 веков в работах русских ученых Александра Онуфриевича Ковалевского (1840 – 1901г.г.), Алексея Николаевича Северцова (1866 – 1930г.г.), Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884 – 1963г.г.) эмбриология получила дальнейшее развитие. Они внесли дополнения и уточнения в биогенетический закон, смысл которого заключается в том, что в индивидуальном развитии повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.

Осмысление изученного материала.

А теперь назовите основные биологические закономерности развития: а\ закон зародышевого сходства; б\ биогенетический закон. Пожалуйста, отметьте эти законы в своих кластерах с указанием фамилий ученых, которые сформулировали эти законы.

Защита творческих работ.

Теперь переходим к нашей заключительной и самой ответственной части урока – защите творческих работ. Вам дается несколько минут на подготовку, и затем слушаем по одному человеку от каждой группы. Помимо кластера, можно озвучить ваши синквейны, а также назвать вопросы, которые, возможно, остались неясными, и вам нужно дополнительное время для консультации по этому вопросу.

Рефлексия.

Что мы узнали сегодня? Что мы делали сегодня на уроке? Каков результат нашей деятельности? Кто из вас доволен результатами своей работы?

Подведение итогов урока проводит учитель.

На этом наш урок закончен. Всем спасибо. До свидания.

Литература:

Методическое пособие «Биология. Общие закономерности. 9 класс»

Москва, Дрофа, 2006г.

«Образование половых клеток» - «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Уменьшение числа хромосом вдвое.(Анафаза I) 2.Спирализация хромосом. Установите, правильны ли нижеследующие суждения. Уменьшение числа хромосом вдвое.(Профаза I) 2.Спирализация хромосом. Фазы митоза. Процесс развития женских половых клеток. Нахождение отношения последовательности.

«Индивидуальное развитие организма» - Эбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Двойное оплодотворение. § 3.4.,сформулировать и записать в тетради выводы по теме «Онтогенез». Наружное оплодотворение. Знакомство с новым. . . Внутреннее оплодотворение. Пресс - конференция. Некоторые учащиеся получили задание на опережение. К росту и половому созреванию животных сводится в основном постэмбриональное развитие:

«Постэмбриональный период развития» - Развивать умение работать с разными источниками информации. Оборудование: Цели урока: Основные понятия и термины урока: Закрепить знания об эмбриональном развитии организма. Постэмбриональный период развития Яйцевые оболочки Метаморфоз. Тема:Постэмбриональный период развития. Личностная значимость изучаемого для школьника:

«Эмбриональное развитие организмов» - Индивидуальное развитие организма - онтогенез. Почему учёным необходимы знания закономерностей онтогенеза? Сторонники эпигенеза считали, что каждый организм образуется заново. Какой период на протяжении онтогенеза называется эмбриональным? Уродства. Аномалии. Стадии эмбриогенеза. Ни преформизм, ни эпигенез не дают правильного понимания процессов эмбрионального развития.

«Размножение бесполое и половое» - Заполните пропуски. Обобщение. Половое и бесполое размножение. Бесполого размножения Деление Почкование Фрагментация Спорообразование Вегетативное размножение Полиэмбриония Клонирование. Ответ: 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а. Перечислите виды: Найдите соотношение. Соснихина Н.Н., учитель биологии и экологии МОУ СОШ №6 г.Павлово.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучениемотдельных предметов» Ступинского муниципального района
Общие закономерности
развития.
Биогенетический закон.
Работу выполнила:
ученица 9 «В» класса
Андреева Александра.

Биогенетический закон - Одно из доказательств эволюции.

Закон зародышевого сходства (К. Бэр XIX век)

Любой живой организм,
который размножается
половым путем начинает свое
развитие со стадии зиготы.
Закон зародышевого сходства
– представители разных групп
организмов на ранних стадиях
эмбриогенеза обычно более
сходны друг с другом, чем
взрослые особи.
Биогенетический закон –
онтогенез всякого организма
есть краткое повторение его
филогенеза. Стадии
эмбрионального развития
позвоночных.

Рекапитуляция - (от лат.
recapitulatio повторение) понятие,
используемое в биологии для
обозначения повторения в
индивидуальном развитии признаков,
свойственных более ранней стадии
эволюционного развития.

Принцип рекапитуляции

Современной интерпретацией биогенетического
закона есть принцип рекапитуляции: повторение
зародышами некоторых из эмбриональных стадий
предков. В развитии высокоорганизованных
организмов не всегда наблюдается строгое
повторение стадий исторического развития. Только
ранние стадии развития сохраняют наибольшую
консервативность и поэтому рекапитулируют
наиболее полно. Это связано с тем, что одним из
наиболее важных механизмов интеграции ранних
этапов эмбриогенеза есть эмбриональная индукция.
К тому же, структуры зародыша, формирующиеся в
первую очередь (хорда, нервная трубка, сомиты,
кишка, глотка), представляют собой
организационные центры зародыша, от которых
зависит весь ход развития.

Генетическая основа рекапитуляции заключена в единстве
механизмов генетического контроля развития, сохраняющемся
на базе общих генов регуляции онтогенеза, которые достаются
родственным группам организмов от общих предков.
Принцип рекапитуляции - всеобщий принцип, он проявляется
на разных уровнях организации. Из споры мха прорастает
зеленая нить - протонема, она очень похожа на зеленую
нитчатую водоросль (организменный уровень). Голень у
наземных позвоночных закладывается в виде двух костей, как у
эмбрионов лягушки и стегоцефалов (органный уровень).
Защитные иммунные реакции сложились в процессе
длительной эволюции. Новый защитный механизм
(образование антител) - сравнительно позднее приобретение
животного мира. У миног появился примитивный тимус и
антитела - иммуноглобулины класса М. У амфибий и рептилий
уже имеются иммуноглобулины классов М и G. У птиц
появляется третий класс иммуноглобулиноо - А, а у
млекопитающих - Е. У человека есть иммуноглобулины класса
Д. У плода человека вначале появляются иммуноглобулины М,
после рождения –G иА, на втором году жизни начинается синтез
иммуноглобулинов Е и Д.

Ребенок, не умеющий
разговаривать пользуется
языком мимики и жестов, что
и детеныш обезьяны
У всех позвоночных на определенной
стадии развития существует хорда.
У многих насекомых личиночная стадия
(гусеница – личинка) напоминает
червей.

Обобщенные данные
позволили немецким
ученым Ф.Мюллеру и
Э. Геккелю
сформулировать
биогенетический
закон: онтогенез
(индивидуальное
развитие) есть краткое
и сжатое повторение
филогенеза
(исторического
развития вида).
Эрнст Генрих Геккель
Фридрих Макс Мюллер

Биогенетический
закон был развит и
уточнен российским
ученым А.Н.
Северцовым,
показавшим, что в
онтогенезе
повторяются стадии не
взрослых предков, а их
эмбриональных
стадий. Филогенез –
это исторический ряд
выбранных в ходе
естественного отбора
онтогенезов.
Алексей Николаевич Северцов














1 из 13

Презентация на тему: Биогенетический закон

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Закон Биогенетический - в психологии - перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем (закон Мюллера-Геккеля). Теоретическая модель, согласно коей в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение (рекапитуляция) признаков, свойственных их биологическим предкам.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Утверждает, что онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, что в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человечества. Эта модель была распространена на развитие психики человека. Соответственно ей, развитие психики индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка.

№ слайда 5

Описание слайда:

С позиций материализма, отсюда вытекает признание предопределенности хода психического развития ребенка, игнорирование конкретно-исторического характера этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с внешним миром - прежде всего со взрослыми, от характера и содержания его собственной деятельности (-> психология возрастная). Опираясь на этот закон закон биогенетический, З. Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, и распространил выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.

№ слайда 6

Описание слайда:

Биогенетический закон, закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты, свидетельствующие о рекапитуляции (например, закладка у зародышей наземных позвоночных жаберных щелей), были известны ещё до появления эволюционного учения Ч. Дарвина.

№ слайда 7

Описание слайда:

Однако лишь Дарвин дал (1859) этим фактам последовательное естественно-историческое объяснение, установив, что стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундаментальную закономерность эволюции органического мира. Теория естественного отбора позволила Дарвину объяснить противоречивое сочетание целесообразности строения организмов с рекапитуляцией признаков далёких предков. Немецкий эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных.

№ слайда 8

Описание слайда:

Двумя годами позже Геккель придал принципу рекапитуляции форму Биогенетический закон, схематизировав при этом дарвиновские представления. Биогенетический закон сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюционные исследования в эмбриологии, сравнительной анатомии и палеонтологии.

№ слайда 9

Описание слайда:

Вокруг Биогенетический закон развернулась продолжительная и острая дискуссия. Противники Биогенетический закон пытались истолковать Биогенетический закон в духе механицизма, витализма или безоговорочно его отвергали. Отстаивая Биогенетический закон, дарвинисты стремились углубить его содержание и освободить от схематичности. Они критиковали представления Геккеля, ошибочно разделявшего явления эмбрионального развития на 2 неравноценные группы: палингенезы, отражающие историю вида, и ценогенезы, возникшие в качестве приспособления зародышей к условиям среды и затемняющие, «фальсифицирующие», палингенезы.

Описание слайда:

Явление рекапитуляции Северцов рассматривает под углом зрения закономерностей эволюции онтогенеза. Биогенетический закон расценивается им как следствие эволюции, осуществляющейся путём надставки (анаболии) конечных стадий онтогенеза; ценогенезы же являются закономерным путём эволюции вида и имеют палингенетическую природу. Вопреки мнению, будто Биогенетический закон неприложим к растениям, ряд ботаников приводил примеры рекапитуляции у растений.

№ слайда 12

Описание слайда:

Обстоятельный анализ Биогенетический закон с ботанической точки зрения был проведён советским учёным Б. М. Козо-Полянским (1937); им предложена формулировка закона рекапитуляции с учётом своеобразия онтогенеза и индивидуальности растений. Дальнейший прогресс представлений о рекапитуляции, подтвердивший ограниченность геккелевской трактовки Биогенетический закон, связан с успехами эволюционной морфологии, экспериментальной эмбриологии и генетики, которые обобщены в учении И. И. Шмальгаузена об организме как целом в индивидуальном и историческом развитии.

№ слайда 13

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задачи урока. Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов. СРАВНЕНИЕ ПОЛОВОГО И БЕСПОЛОГО РАЗМНОЖЕНИЯ Элемент сравнения Бесполое размножение Половое размножение 1. Количество родительских особей 2. Наличие половых клеток 3. Наличие мейоза 4. Сходство потомков с родителями 5. У каких организмов встречается 6. Скорость увеличения числа потомков

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация. Онтогенез состоит из двух периодов: 1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма. 2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

Эмбриональный период развития. 1) При слиянии половых клеток образуется зигота. 2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

Гаструляция. Происходит формирование чашеобразного двухслойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.

Нейруляция. В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой. Полость первичной кишки Энтодерма Хорда Нервная пластинка Мезодерма Эктодерма

Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ, ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ Название листка Производные каждого листка Эктодерма Энтодерма Мезодерма

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ, ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ Название листка Производные каждого листка Эктодерма Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника Энтодерма Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы Мезодерма Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов: 1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание. 2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение. 3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Факторы, отрицательно влияющие на развитие зародыша.

Постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи). ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЯМОЕ (С ПРЕВРАЩЕНИЕМ) ПРЯМОЕ (БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ)

«Зародышевое сходство у позвоночных животных». На ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Фриц Мюллер (1822 – 1897) Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919) Биогенетический закон: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936) Академик, крупнейший эволюционный морфолог, В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза. Установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

Закрепление изученного материала. 1. Что такое онтогенез? 2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов. 3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде? 4. В чем смысл биогенетического закона?

Прочитайте текст учебника на стр.133. Назовите зародышевые листки и их расположение и особенности. Эктодерма – наружный зародышевый лист, энтодерма – внутренний зародышевый лист, мезодерма – средний зародышевый лист.

На доске записаны название органов. Вы должны напротив каждого органа записать название зародышевого листа из которого этот орган развивается. лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет. Энтодерма Энтодерма Эктодерма Эктодерма Мезодерма Энтодерма мезодерма

Основные термины: бластомеры – это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления; бластоцель – это полость внутри бластулы; гаструла – это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания; гистогенез – это процесс формирования органов из зародышевых листов; нейрула – это процесс формирования нервной трубки; морула – это многоклеточная стадия бластулы.

Домашнее задание. § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).

Источники. Планирование к учебнику А.А. Каменского, ЕА. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с. Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю). Сидоров Е.П. Общая биология для поступающих в вузы. Структурированный конспект. - М.: «Уникум-центр», 1997


Выбор редакции
КОММУНИКАЦИЯ ВОДНЫХ Млекопитающих Звуки как сигналы. имеют уши, состоящие из наружного отверстия, среднего уха с тремя слуховыми...

Бороздя просторы интернета, я наткнулся на фото одной интересной птички. Она меня просто потрясла своим красочным оперением, которое...

Сытно, вкусно, просто тает во рту! В ней заключены все детские мечты! Но не только малыши влюблены в этот продукт, мы все легко...

Канарский канареечный вьюрок или Serinus canaria - подробное описание, фото, видео, особенности содержания и разведения в домашних...
Чайки у многих людей ассоциируются с морем, и по этой причине воспеты в стихах, художественных и музыкальных произведениях. Орнитологами...
Почему так сложно сесть на Луну? В начале прошлого месяца (7 сентября) Индийская космическая исследовательская организация (Indian Space...
Является ли реинкарнация души красивой фантазией или реальностью? После гипноза многие люди заявляют, что они могут вспомнить предыдущие...
Ж ивой орга́н. Хор Сретенского монастыря часто сравнивают по звучанию с этим величественным инструментом. Что бы ни исполнял коллектив:...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...