В чем заключается классицизм. Литературные направления и течения. Литература: герои и личность в произведениях
Время возникновения.
В Европе - XVII -начало XIX века
Конец XVII века период упадка.
Классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.
В России - во 2-ой четверти XVIII века.
Место возникновения.
Франция. (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер и т. д.)
Представители русской литературы, произведения.
А. Д. Кантемир (сатира «На хулящих учение», басни)
В.К.Тредиаковский (роман «Езда в остров Любви» ,стихотворения)
М. В. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»
А. П. Сумароков, (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»)
Я. Б. Княжнин (трагедии «Дидона», «Росслав»)
Г. Р. Державин (ода «Фелица»)
Представители мировой литературы.
П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна».
Ж. Расин (трагедии Федра», «Митридат»)
Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»)
Ж. Б. Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин в дворянстве»)
Н.Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»)
Ж. Лафонтен (басни).
Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый.
Особенности классицизма.
- Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
- Опора на античное искусство (отсюда название стиля), в основе которого лежал принцип «подражания природе».
- В основе- принцип рационализма ((от лат. «ratio» - разум), взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
- Культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).
- Главенство государственных интересов над личными , преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Утверждение положительных ценностей и государственного идеала.
- Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством . Положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.
- Личность – высшая ценность бытия.
- Гармония содержания и формы .
- Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.
- Деление героев на положительные и отрицательные . Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: скупость ханжество, доброту, лицемерие и.д.
- Строгая иерархия жанров, смешение жанров не допускалось:
«высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода;
«средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение;
«низкие» — басня, комедия, фарс.
- Чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);
- Простота, стройность, логичность изложения.
- Интерес к вечному, неизменному, стремление найти типолигические черты. Поэтому образы лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки
- Общественно-воспитательная функция литературы . Воспитание гармонической личности.
Особенности русского классицизма.
Русская литература освоила стилевые и жанровые формы классицизма, но имела и свои особенности, отличаясь самобытностью.
- Государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества.
- Общий патриотический пафос русского классицизма. Патриотизм русских писателей, их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.
- Гуманность , так как направление формировалось под влиянием идей Просветительства.
- Природа человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.
- Утверждение естественного равенства всех людей.
- Основной конфликт — между аристократией и буржуазией.
- В центре произведений не только личные переживания героев, но и общественные проблемы.
- Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, сатирически изображающие конкретным явлениям русской жизни;
- Преобладание национально-исторической тематики над античной. В России «античностью» была отечественная история.
- Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
- Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
- В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
Три периода классицизма в русской литературе.
- 30 -50-е годы XVIII века (зарождение классицизма, создание литературы, национального языка, расцвет жанра оды- М.В. Ломоносов, А.П. Сумарков и др.)
- 60-е годы- конец XVIII века (главная задача литературы- воспитание человека-гражданина, служение человека на пользу обществ, обличение пороков людей, расцвет сатиры – Н.Р. Державин, Д.И. Фонвиин).
- Конец XVIII-начало XIX века (постепенный кризис классицизма, появление сентиментализма, усиление реалистических тенденций, национальных мотивов, изображение идеального дворянина- Н.Р. Державин, И.А. Крылов и др.)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Изменения в политической, культурной, экономической жизни России поставили перед литературой ряд неотложных задач: нужно было осознать произошедшие перемены и, осмыслив их, отобразить окружающую действительность. Литература этого периода уже не только воспроизводит новые явления, но и дает им оценку, сопоставляя с прошлым, выступая в защиту петровских завоеваний. В30-50 годы в литературе формируется новое направление – русский классицизм . Это привело к радикальным изменениям в области литературы, которые можно назвать первыми шагами русского классицизма: создаются новые классицистические жанры, формируются литературный язык и стихосложение, пишутся теоретические трактаты, обосновывающие подобные нововведения. Основоположниками данного направления в русской литературе являются Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков творчество которых целиком принадлежит XVIII веку. Все они рождены в эпоху Петра, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремились утвердить и защитить петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра Великого. Основанием русского классицизма в литературе была идеология, сложившаяся в результате осознания сильных сторон петровских реформ. Русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых писателей, отстаивающих эту идеологию.
Слово классицизм происходит от латинского слова classicus, т.е. образцовый. Так называли античную литературу, которую широко использовали классицисты. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII в., во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. Фундаментом европейского классицизма становится абсолютизм и передовые философские учения того времени. Эстетическим идеалом классицизма становится человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному. В искусстве возникает понятие «долга» по отношению к своему государству, этот долг превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Человек должен обладать высокими нравственными принципами, тогда он предпочтет исполнение государственного или общественного долга своим личным интересам.
Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство было объявлено высшей ценностью. Классицисты верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Государство в их представлении являлось разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. Человек, с точки зрения классицистов, эгоист, но он поддается воспитанию, воздействию цивилизации. Залогом позитивных изменений человеческой «природы» является разум, который классицисты противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности.
Русский классицизм формировался в сходных условиях абсолютистской власти императора, однако он возник гораздо позже, поэтому имеет свои отличия:
1. Русский классицизм формируется в эпоху европейского Просвещения, посему его главной задачей является переустройство общества на основе идей просветителей. Писатели-классицисты были уверены, что возможно на разумных основаниях, путем правильного воспитания, которое должно организовать государство во главе с просвещенным монархом, покончить с людским «злонравием», создать совершенное общество.
2. Русский классицизм возникает после смерти Петра I, в период реакции, и новая русская литература начинается не с од, прославляющих деяния императора, а с сатир Кантемира, героями которых становятся не античные герои, а современники, причем Кантемир осмеивает не конкретные человеческие пороки, а обличает социальные недостатки, борется с реакционерами.
3. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права» призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков указывал на природное равенство дворян и крестьян.
4. Главным отличием русского классицизма от европейского являлось то, что он соединил в себе идеи абсолютизма с идеями раннего европейского Просвещения . Прежде всего, это теория просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый «просвещенный» монарх, требующий от каждого из сословий и отдельных личностей честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр Великий. Русская литература начинает процесс поучения и воспитания самодержца.
Он царствует народа ко блаженству,
И пользу общую ведя ко совершенству:
Не плачет сирота под скипетром его,
Не устрашается невинный никово…
… Не преклоняется к стопам вельможи льстец
Царь – равный всем судья и равный всем отец…
– писал А. П. Сумароков. Царь должен помнить, что он такой же человек, как и его подданные, если он не может утвердить надлежащий порядок, то тогда это «идол гнусный», «враг народа».
5. Слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но и непонимание своего долга перед государством. Именно поэтому в русском классицизме 30-50 годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Почти во всех своих одах говорит о пользе наук М.В. Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение».
6. Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви, церковной идеологии. Они обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церкви.
7. Искусство русских классицистов базируется не только на произведениях античности, оно достаточно тесно связано с национальной традицией и устным народным творчеством, их литература часто берет за основу события отечественной истории.
8. В художественной области перед русскими классицистами стояли очень сложные задачи. Русская литература этого периода не знала хорошо обработанного литературного языка, не имела определенной жанровой системы. Поэтому русские писатели второй трети XVIII века должны были не только создать новое литературное направление, но и привести в порядок литературный язык, систему стихосложения и освоить неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из авторов был первооткрывателем: Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий.
9. Русские классицисты создали множество теоретических работ в области жанров, литературного языка и стихосложения. В. К. Тредиаковский написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735г.), в котором обосновал основные принципы новой силлабо-тонической системы, а Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) разработал и окончательно оформил силлабо-тоническую систему стихосложения /41 /. В своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.
В результате подобных исследований было создано литературное направление, имевшее собственную программу, творческий метод и стройную систему жанров.
Художественное творчество рассматривалось классицистами как строгое следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античных авторов и французской литературы XVII в . Согласно классицистическим канонам, различались «правильные» и «неправильные» произведения. К числу «неправильных» относились даже произведения Шекспира. Строгие правила существовали для каждого жанра и требовали строжайшего соблюдения. Жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Например, не разрешалось вводить в комедию «трогательные» эпизоды, а в трагедию – комические. Классицисты разработали строгую систему жанров. Жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились ода, эпическая поэма, похвальная речь. К «низким» – комедия, басня, эпиграмма. Правда, Ломоносов предлагал еще «средние» жанры – трагедию и сатиру, но трагедия тяготела к «высоким», а сатира – к «низким» жанрам. В «высоких» жанрах изображались герои, которые могли служить примером для подражания – монархи, полководцы и т. п., самым популярным из них был образ Петра Великого. В «низких» жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной «страстью».
Основой творческого метода классицистов являлось рационалистическое мышление . Классицисты стремились разложить психологию человека на ее простейшие составные формы. В связи с этим, в литературе классицизма возникают абстрактно-обобщающие, без индивидуализации, образы (скупец, ханжа, щеголь, хвастун, лицемер и т. п.). Надо заметить, что в одном характере категорически запрещалось соединять различные «страсти» и тем более «пороки» и «добродетели». Интимные, бытовые стороны жизни обычного (частного) человека не интересовали писателей-классицистов. Их герои, как правило, цари, полководцы, лишенные типичных национальных черт, абстрактные схемы, носители авторских идей.
При создании драматических произведений необходимо было соблюдать столь же строгие правила. Эти правила касались «трех единств» - места, времени и действия. Классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни, поэтому сценическое время должно было быть приближено ко времени, которое зритель проводит в театре. Время действия не могло превышать 24 часов – это единство времени . Единство места обусловлено тем, что театр, разделенный на сцену и зрительный зал, давал возможность зрителям как бы увидеть чужую жизнь. Если действие будет перенесено в другое место, то эта иллюзия будет нарушена. Поэтому считалось, что лучше всего разыгрывать действие в одних, несменяемых декорациях, гораздо хуже, но допустимо, когда события развивались в пределах одного дома, замка или дворца. Единство действия требовало присутствия в пьесе только одной сюжетной линии и минимального числа действующих лиц. Строжайшее соблюдение трех единств, сковывало вдохновение драматургов. Однако в подобной сценической регламентации было рациональное зерно – стремление к четкой организации драматического произведения, концентрации внимания зрителя на самих героях и их взаимоотношениях. Все это делало многие театральные действа эпохи русского классицизма истинным искусством.
Несмотря на строгую регламентацию творчества, произведения каждого из классицистов отличались своими индивидуальными особенностями. Так, Кантемир и Сумароков большое значение придавали гражданскому воспитанию. Они призывали дворян к выполнению ими общественного долга, обличали своекорыстие и невежество. Для достижения этой цели Кантемир писал свои сатиры, а Сумароков – трагедии, где подвергал суровому суду самих монархов, взывая к их гражданскому долгу и совести.
К концу Х VIII века в культурном развитии западноевропейских государств классицизм становится господствующим художественным течением. обращается к наследию античной эпохи, принимая его за идеальный образец и норму. Классицизм в литературе неразрывно связан с деятельностью Франсуа Малерба. Он стал инициатором реформы стиха и языка, благодаря ему в литературе закрепились определенные поэтические каноны.
Классицизм - это стиль, господствовавший в искусстве Х VIII-Х I Х веков. Данное направление, основанное на идеях рационализма, стремилось к возвышению нравственных и героических идеалов.
Классицизм в литературе делит основные жанры на два вида: высокие и низкие. К первым относятся произведения, повествующие о выдающихся людях и событиях. К таким жанрам относится ода, трагедия и героическая песня. В качестве главных действующих лиц здесь выступают политики, известные деятели искусства, и монархи - те люди, о которых принято говорить величавым, торжественным языком. Низкие жанры описывают жизнь частной буржуазии, так называемого третьего сословия. К ним принято относить комедию, басню, сатиру и другие произведения, написанные в
Классицизм в литературе на первое место выдвигает жанр трагедии. Именно он способен обличить наиболее важные нравственные проблемы. Общественные конфликты находят отражение в душах главных героев, поставленных перед выбором между личными интересами, страстями и нравственным долгом. Разум противопоставляется чувствам.
В период классицизма в творчестве Ж. Лафонтена, Н. Буало и Ж.-Б. Мольера высокого развития достигают басня, сатира и комедия. Эти произведения, решающие важные философские и нравственные проблемы современного общества, перестают быть «низким» жанром и обретают определенную драматургическую значимость.
В эпоху классицизма создается огромное количество прозаических произведений. Работы Б. Паскаля, М. Лафайет, Ж. Лабрюйера и других писателей этого периода отличаются типизацией страстей, аналитическим мировоззрением, ясностью и точностью слога.
Классицизм в литературе отражает основные тенденции городской поэзии. В своих произведениях писатели стремились донести до читателя важность исполнения людьми своих обязанностей перед обществом, необходимость воспитания человека-гражданина.
Можно перечислить основные черты классицизма:
- образы и формы произведений взяты из античного искусства;
- деление героев на положительных и отрицательных;
- в основе сюжета классического произведения - любовный треугольник;
- в финале добро торжествует, а зло остается наказанным;
- соблюдение принципа трех единств: места, действия и времени.
Традиционно за основу сюжета классического сочинения авторы брали определенное историческое событие. Главный герой произведения - добродетельная личность, которой чужды какие-либо пороки. Классические сочинения были проникнуты идеями рационализма и служения государству.
В России это направление впервые нашло отражение в трудах М. Ломоносова, а затем получило развитие в работах В. Тредиаковского и других просветителей. Тематика трагедий основана на национально-исторических событиях (А. Сумароков, Н. Николаев, Я. Княжнин), а в их стиле присутствует лиризм и «рупорность» главных персонажей. Основные действующие лица прямо и смело высказывают идеи автора. Можно сказать, что стал средством сатирического обличения пафоса гражданственности.
После выхода в свет статей В. Белинского в академической науке и критике установилось отрицательное отношение к этому направлению. Только в советский период удалось вернуть этому стилю былую значимость и важность.
Классици́зм (фр.classicisme , от лат.classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIXвв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философииДекарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгихканонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.Эстетикаклассицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель,Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода,трагедия,эпопея) и низкие (комедия,сатира,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
43. Особенности стиля рококо в архитектуре и музыке
Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715 -1723 ) и достиг апогея при Людовике XV , перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780 -х годов.Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны , представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков .
Музыка: В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов » Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула »). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен , Антуан Форкре , Андре Кампра , Жозеф Бодэн де Буамортье , Луи Николя Клерамбо , Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли .
Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре . Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов» , аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных . Да и сам по себе инструмент, клавесин , переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности , что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
Но даже и в крупных формах (операх , балетах и кантатах ) все эти черты проявили себя в полной мере. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту , практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом . Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия » Рамо, «Венецианские празднества » и «Галантная Европа » Кампра. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада . Очень популярен был также жанр пасторали , с такими же галантнымипастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами , занимающимися выпасом скота . В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая,портретно -пейзажная , пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина ,виолы , иногда с добавлением флейты , скрипок и гобоя ). Музицировали, как правило, всюитной форме , со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье , бурре ,менуэт , павана , гальярда , а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната -квартет» Гийома Гиймена , носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743 ). В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля .
Авторы: Н. Т. Пахсарьян (Общие работы, Литература), Т. Г. Юрченко (Литература: классицизм в России), А. И. Каплун (Архитектура и изобразительное искусство), Ю. К. Золотов (Архитектура и изобразительное искусство: европейское изобразительное искусство), Е. И. Горфункель (Театр), П. В. Луцкер (Музыка) Авторы: Н. Т. Пахсарьян (Общие работы, Литература), Т. Г. Юрченко (Литература: классицизм в России), А. И. Каплун (Архитектура и изобразительное искусство); >>
КЛАССИЦИ́ЗМ (от лат. classicus – образцовый), стиль и худож. направление в литературе, архитектуре и искусстве 17 – нач. 19 вв. К. преемственно связан с эпохой Возрождения ; занял, наряду с барокко , важное место в культуре 17 в.; продолжал своё развитие в эпоху Просвещения . Зарождение и распространение К. связано с укреплением абсолютной монархии, с влиянием философии Р. Декарта , с развитием точных наук. В основе рационалистич. эстетики К. – стремление к уравновешенности, ясности, логичности худож. выражения (во многом воспринятое из эстетики Возрождения); убеждённость в существовании универсальных и вечных, не подверженных историч. изменениям правил худож. творчества, которые трактуются как умение, мастерство, а не проявление спонтанного вдохновения или самовыражения.
Восприняв восходящую к Аристотелю идею творчества как подражания природе, классицисты понимали природу как идеальную норму, которая уже получила воплощение в произведениях античных мастеров и писателей: ориентация на «прекрасную природу», преображённую и упорядоченную в соответствии с незыблемыми законами иск-ва, таким образом, предполагала подражание античным образцам и даже соревнование с ними. Развивавший идею иск-ва как рациональной деятельности, базирующейся на вечных категориях «прекрасного», «целесообразного» и т. п., К. более других худож. направлений способствовал зарождению эстетики как обобщающей науки о прекрасном.
Центр. понятие К. – правдоподобие – не предполагало точного воспроизведения эмпирич. реальности: мир воссоздаётся не таким, каков он есть, но каким он должен быть. Предпочтение универсальной нормы как «должного» всему частному, случайному, конкретному соответствует выражаемой К. идеологии абсолютистского государства, в котором всё личное и частное подчинено непререкаемой воле гос. власти. Классицист изображал не конкретную, единичную личность, но отвлечённого человека в ситуации универсального, внеисторич. нравственного конфликта; отсюда ориентация классицистов на античную мифологию как воплощение универсального знания о мире и человеке. Этич. идеал К. предполагает, с одной стороны, подчинение личного общему, страстей – долгу, разуму, стойкость перед превратностями бытия; с другой – сдержанность в проявлении чувств, соблюдение меры, уместность, умение нравиться.
К. строго подчинял творчество правилам жанрово-стилевой иерархии. Разграничивались «высокие» (напр., эпопея, трагедия, ода – в лит-ре; исторический, религ., мифологич. жанр, портрет – в живописи) и «низкие» (сатира, комедия, басня; натюрморт в живописи) жанры, которым соответствовали определённый стиль, круг тем и героев; предписывалось чёткое размежевание трагического и комического, возвышенного и низменного, героического и обыденного.
С сер. 18 в. К. постепенно вытеснялся новыми течениями – сентиментализмом , предромантизмом , романтизмом . Традиции К. в кон. 19 – нач. 20 вв. были воскрешены в неоклассицизме .
Термин «классицизм», восходящий к понятию классики (образцовые писатели), впервые употребил в 1818 итал. критик Г. Висконти. Широко использовался в полемике классицистов и романтиков, причём у романтиков (Ж. де Сталь, В. Гюго и др.) имел негативную окраску: классицизм и классики, подражавшие античности, противопоставлялись новаторской романтич. лит-ре. В литературоведении и искусствознании понятие «К.» стало активно использоваться после трудов учёных культурно-исторической школы и Г. Вёльфлина .
Стилистич. тенденции, аналогичные К. 17–18 вв., усматриваются некоторыми учёными и в др. эпохах; в этом случае понятие «К.» трактуется в расширит. смысле, обозначая стилистич. константу, периодически актуализирующуюся на разл. стадиях истории иск-ва и лит-ры (напр., «античный К.», «ренессансный К.»).
Литература
Истоки лит. К. – в нормативной поэтике (Ю. Ц. Скалигер , Л. Кастельветро и др.) и в итал. лит-ре 16 в., где была создана жанровая система, соотнесённая с системой языковых стилей и ориентированная на античные образцы. Высший расцвет К. связан с франц. лит-рой 17 в. Основоположником поэтики К. был Ф. Малерб , осуществивший регламентацию лит. языка на основе живой разговорной речи; проведённая им реформа была закреплена Франц. академией. В наиболее законченном виде принципы лит. К. были изложены в трактате «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674), обобщившего худож. практику своих современников.
Писатели-классицисты относятся к лит-ре как к важной миссии воплощения в слове и передачи читателю требований природы и разума, как к способу «поучать, развлекая». Лит-ра К. устремлена к ясному выражению значительной мысли, смысла («... смысл всегда живёт в создании моём» – Ф. фон Логау ), она отказывается от стилистич. изощрённости, риторич. украшений. Многословию классицисты предпочитали лаконизм, метафорич. усложнённости – простоту и ясность, экстравагантному – благопристойное. Следование установленным нормам не означало, однако, что классицисты поощряли педантизм и игнорировали роль худож. интуиции. Хотя правила и представлялись классицистам способом удержать творч. свободу в границах разума, они понимали важность интуитивного прозрения, прощая таланту отступление от правил, если оно уместно и художественно эффективно.
Характеры персонажей в К. строятся на выделении одной доминирующей черты, что способствует превращению их в универсальные общечеловеческие типы. Излюбленные коллизии – столкновение долга и чувства, борьба разума и страсти. В центре произведений классицистов – героич. личность и вместе с тем благовоспитанный человек, который стоически стремится преодолеть собств. страсти и аффекты, обуздать или хотя бы осознать их (как герои трагедий Ж. Расина ). Декартовское «мыслю, следовательно, существую» играет в мироощущении персонажей К. роль не только философско-интеллектуального, но и этич. принципа.
В основе лит. теории К. – иерархич. система жанров; аналитич. разведение по разным произведениям, даже худож. мирам, «высоких» и «низких» героев и тем сочетается со стремлением облагородить «низкие» жанры; напр., избавить сатиру от грубого бурлеска, комедию – от фарсовых черт («высокая комедия» Мольера ).
Гл. место в лит-ре К. занимала драма, основанная на правиле трёх единств (см. Трёх единств теория ). Её ведущим жанром стала трагедия, высшие достижения которой – произведения П. Корнеля и Ж. Расина; у первого трагедия приобретает героический, у второго – лирич. характер. Др. «высокие» жанры играют гораздо меньшую роль в лит. процессе (малоудачный опыт Ж. Шаплена в жанре эпич. поэмы впоследствии пародирует Вольтер ; торжественные оды писали Ф. Малерб и Н. Буало). В то же время значит. развитие получают «низкие» жанры: ироикомическая поэма и сатира (М. Ренье, Буало), басня (Ж. де Лафонтен ), комедия. Культивируются жанры малой дидактич. прозы – афоризмы (максимы), «характеры» (Б. Паскаль , Ф. де Ларошфуко , Ж. де Лабрюйер ); ораторская проза (Ж. Б. Боссюэ ). Хотя теория К. не включала роман в систему жанров, достойных серьёзного критич. осмысления, психологич. шедевр М. М. Лафайет «Принцесса Клевская» (1678) считается образцом классицистич. романа.
В кон. 17 в. наметился упадок лит. К., однако археологич. интерес к античности в 18 в., раскопки Геркуланума, Помпей, создание И. И. Винкельманом идеального образа греч. античности как «благородной простоты и спокойного величия» способствовали его новому подъёму в эпоху Просвещения. Гл. представителем нового К. был Вольтер, в творчестве которого рационализм, культ разума служили обоснованию уже не норм абсолютистской государственности, но права личности на свободу от притязаний церкви и государства. Просветительский К., активно вступая во взаимодействие с др. лит. направлениями эпохи, опирается не на «правила», а скорее на «просвещённый вкус» публики. Обращение к античности становится способом выражения героики Франц. революции 18 в. в поэзии А. Шенье .
Во Франции в 17 в. К. сложился в мощную и последовательную худож. систему, оказал заметное воздействие на лит-ру барокко. В Германии К., возникнув как сознательное культурное усилие по созданию «правильной» и «совершенной», достойной др. европейских литератур поэтич. школы (М. Опиц ), напротив, был заглушён барокко, стиль которого больше соответствовал трагич. эпохе Тридцатилетней войны; запоздалая попытка И. К. Готшеда в 1730–40-е гг. направить нем. лит-ру по пути классицистич. канонов вызвала ожесточённую полемику и в целом была отвергнута. Самостоят. эстетич. феномен представляет собой веймарский классицизм И. В. Гёте и Ф. Шиллера . В Великобритании ранний К. связан с творчеством Дж. Драйдена ; его дальнейшее развитие протекало в русле Просвещения (А. Поуп , С. Джонсон ). К кон. 17 в. К. в Италии существовал параллельно с рококо и иногда переплетался с ним (напр., в творчестве поэтов «Аркадии» – А. Дзено , П. Метастазио , П. Я. Мартелло, Ш. Маффеи); просветительский К. представлен творчеством В. Альфьери .
В России К. утверждался в 1730–1750-е гг. под влиянием зап.-европ. К. и идей Просвещения; вместе с тем в нём отчётливо прослеживается связь с барокко. Отличит. особенности рус. К. – ярко выраженные дидактизм, обличительная, социально-критич. направленность, нац.-патриотич. пафос, опора на нар. творчество. Одним из первых принципы К. на рус. почву перенёс А. Д. Кантемир . В своих сатирах он следовал Н. Буало, но, создавая обобщённые образы человеческих пороков, приспосабливал их к отеч. действительности. Кантемир ввёл в рус. лит-ру новые стихотв. жанры: переложения псалмов, басни, героич. поэму («Петрида», не закончена). Первый образец классицистич. похвальной оды создал В. К. Тредиаковский («Ода торжественная о сдаче города Гданска», 1734), сопроводивший её теоретич. «Рассуждением об оде вообще» (и то и другое – вслед за Буало). Воздействием поэтики барокко отмечены оды М. В. Ломоносова . Наиболее полно и последовательно рус. К. представлен творчеством А. П. Сумарокова . Изложив осн. положения классицистич. доктрины в написанной в подражание трактату Буало «Эпистоле о стихотворстве» (1747), Сумароков стремился следовать им в своих произведениях: трагедиях, ориентированных на творчество франц. классицистов 17 в. и драматургию Вольтера, но обращённых преим. к событиям нац. истории; отчасти – в комедиях, образцом для которых стало творчество Мольера; в сатирах, а также баснях, принёсших ему славу «северного Лафонтена». Разрабатывал также жанр песни, который не упоминался у Буало, но был включён самим Сумароковым в перечень поэтич. жанров. До кон. 18 в. сохраняла своё значение классификация жанров, предложенная Ломоносовым в предисловии к собранию сочинений 1757 – «О пользе книг церковных в Российском языке», который соотнёс трёх стилей теорию с конкретными жанрами, связав с высоким «штилем» героич. поэму, оду, торжественные речи; со средним – трагедию, сатиру, элегию, эклогу; с низким – комедию, песню, эпиграмму. Образец ироикомической поэмы создал В. И. Майков («Елисей, или Раздражённый Вакх», 1771). Первой завершённой героич. эпопеей стала «Россияда» М. М. Хераскова (1779). В кон. 18 в. принципы классицистич. драматургии проявились в творчестве Н. П. Николева , Я. Б. Княжнина , В. В. Капниста . На рубеже 18–19 вв. К. постепенно вытесняется новыми тенденциями лит. развития, связанными с предромантизмом и сентиментализмом, однако ещё некоторое время сохраняет своё влияние. Его традиции прослеживаются в 1800–20-е гг. в творчестве поэтов-радищевцев (А. Х. Востоков , И. П. Пнин, В. В. Попугаев ), в лит. критике (А. Ф. Мерзляков ), в лит.-эстетич. программе и жанрово-стилистич. практике поэтов-декабристов, в раннем творчестве А. С. Пушкина .
Архитектура и изобразительное искусство
Тенденции К. в европ. иск-ве наметились уже во 2-й пол. 16 в. в Италии – в архит. теории и практике А. Палладио , теоретич. трактатах Дж. да Виньолы , С. Серлио ; более последовательно – в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетич. нормативах академистов болонской школы . Однако в 17 в. К., развивавшийся в острополемич. взаимодействии с барокко, лишь во франц. худож. культуре сложился в целостную стилевую систему. Преим. во Франции формировался и К. 18 – нач. 19 вв., ставший общеевропейским стилем (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом). Лежащие в основе эстетики К. принципы рационализма обусловили взгляд на худож. произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики К., регламентацию худож. правил, строгую иерархию жанров в изобразит. иск-ве (к «высокому» жанру относятся произведения на мифологич. и историч. сюжеты, также «идеальный пейзаж» и парадный портрет; к «низкому» – натюрморт, бытовой жанр и т. д.). Закреплению теоретич. доктрин К. способствовала деятельность основанных в Париже королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
Архитектура К ., в отличие от барокко с его драматич. конфликтом форм, энергичным взаимодействием объёма и пространственной среды, опирается на принцип гармонии и внутр. завершённости как отд. здания, так и ансамбля. Характерными чертами этого стиля становятся стремление к ясности и единству целого, симметрия и уравновешенность, определённость пластич. форм и пространственных интервалов, создающих спокойный и торжественный ритм; система пропорционирования, основанная на кратных отношениях целых чисел (единый модуль, определяющий закономерности формообразования). Постоянное обращение мастеров К. к наследию античного зодчества подразумевало не только использование его отд. мотивов и элементов, но и постижение общих законов его архитектоники. Основой архит. языка К. стал ордер архитектурный , пропорциями и формами более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьерам К. свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, мастера К. принципиально отъединяли иллюзорное пространство от реального.
Важное место в зодчестве К. принадлежит проблемам градостроительства . Разрабатываются проекты «идеальных городов», создаётся новый тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль ). К. стремится к продолжению традиций античности и Возрождения, закладывая в основу своих решений принцип соразмерности человеку и вместе с тем – масштабности, придающей архит. образу героически-приподнятое звучание. И хотя риторич. пышность дворцового декора приходит в противоречие с этой главенствующей тенденцией, устойчивая образная структура К. сохраняет единство стиля, сколь бы ни были многообразны его модификации в процессе историч. развития.
Формирование К. во франц. архитектуре связано с работами Ж. Лемерсье и Ф. Мансара . Облик зданий и строит. приёмы вначале напоминают архитектуру замков 16 в.; решающий перелом произошёл в творчестве Л. Лево – прежде всего в создании дворцово-паркового ансамбля Во-ле-Виконт , с торжественной анфиладой самого дворца, импозантными росписями Ш. Лебрена и наиболее характерным выражением новых принципов – регулярным партерным парком А. Ленотра . Программным произведением зодчества К. стал вост. фасад Лувра , осуществлённый (с 1660-х гг.) по замыслу К. Перро (характерно, что проекты Дж. Л. Бернини и др. в стиле барокко были отвергнуты). В 1660-е гг. Л. Лево, А. Ленотр и Ш. Лебрен начали создавать ансамбль Версаля, где идеи К. выражены с особенной полнотой. С 1678 строительством Версаля руководил Ж. Ардуэн-Мансар ; по его проектам дворец был значительно расширен (пристроены крылья), центр. терраса переделана в Зеркальную галерею – наиболее представительную часть интерьера. Он же построил дворец Большой Трианон и др. сооружения. Ансамблю Версаля присуща редкая стилистич. цельность: даже струи фонтанов соединялись в статичную форму, подобную колонне, а деревья и кустарники были подстрижены в виде геометрич. фигур. Символика ансамбля подчинена прославлению «короля-солнца» Людовика XIV, но художественно-образной основой его был апофеоз разума, властно преображающего природные стихии. В то же время подчёркнутая декоративность интерьеров оправдывает употребление в отношении Версаля стилевого термина «барочный классицизм».
Во 2-й пол. 17 в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органич. соединение гор. застройки с элементами природной среды, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной, ансамблевых решений узловых элементов гор. структуры (пл. Людовика Великого, ныне Вандомская, и пл. Побед; архит. ансамбль Дома инвалидов , все – Ж. Ардуэн-Мансар), триумфальных въездных арок (ворота Сен-Дени по проекту Н. Ф. Блонделя ; все – в Париже).
Традиции К. во Франции 18 в. почти не прерывались, но в 1-й пол. столетия преобладал стиль рококо . В сер. 18 в. принципы К. преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обращение к «естественности» выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере – необходимость разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным окружением дома становилась пейзажная (садово-парковая) среда. Огромное влияние на К. 18 в. оказало бурное развитие знаний о греч. и рим. древности (раскопки Геркуланума, Помпей и др.); свой вклад в теорию К. внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милициа. Во франц. К. 18 в. определились новые архит. типы: изысканно-интимный особняк («отель»), парадное обществ. здание, открытая площадь, соединяющая осн. магистрали города (пл. Людовика XV, ныне пл. Согласия, в Париже, арх. Ж. А. Габриель ; им же в Версальском парке построен дворец Малый Трианон, сочетающий гармонич. ясность форм с лирич. утончённостью рисунка). Ж. Ж. Суфло осуществил свой проект ц. Сент-Женевьев в Париже, опираясь на опыт классич. зодчества.
В эпоху, предшествующую Франц. революции 18 в., в архитектуре проявились стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду , Э. Л. Булле , Ж. Ж. Лекё). Эти поиски (отмеченные также влиянием архит. офортов Дж. Б. Пиранези ) послужили отправной точкой для поздней фазы К. – франц. ампира (1-я треть 19 в.), в котором нарастает пышная репрезентативность (Ш. Персье , П. Ф. Л. Фонтен , Ж. Ф. Шальгрен ).
В 17 – нач. 18 вв. К. сформировался в архитектуре Голландии (Я. ван Кампен , П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант. Перекрёстные связи с франц. и голл. К., а также с ранним барокко сказались в коротком расцвете К. в архитектуре Швеции конца 17 – нач. 18 вв. (Н. Тессин Младший). В 18 – нач. 19 вв. К. утвердился также в Италии (Дж. Пьермарини), Испании (X. де Вильянуэва), Польше (Я. Камзетцер, Х. П. Айгнер), США (Т. Джефферсон , Дж. Хобан). Для нем. архитектуры К. 18 – 1-й пол. 19 вв. характерны строгие формы палладианца Ф. В. Эрдмансдорфа, «героический» эллинизм К. Г. Лангханса, Д. и Ф. Жилли , историзм Л. фон Кленце . В творчестве К. Ф. Шинкеля суровая монументальность образов сочетается с поиском новых функциональных решений.
К сер. 19 в. ведущая роль К. сходит на нет; на смену ему приходят исторические стили (см. также Неогреческий стиль , Эклектизм ). Вместе с тем худож. традиция К. оживает в неоклассицизме 20 в.
Изобразительное искусство К . нормативно; его образному строю присущи явственные признаки социальной утопии. В иконографии К. преобладают античные легенды, героич. деяния, историч. сюжеты, т. е. интерес к судьбам человеческих общностей, к «анатомии власти». Не удовлетворяясь простым «портретированием натуры», художники К. стремятся подняться над конкретным, индивидуальным – к общезначимому. Классицисты отстаивали своё представление о худож. правде, которое не совпадало с натурализмом Караваджо или малых голландцев . Мир разумных деяний и светлых чувств в иск-ве К. возвышался над несовершенной повседневностью как воплощение мечты о желанной гармонии бытия. Ориентация на возвышенный идеал порождала и выбор «прекрасной натуры». К. избегает случайного, отклоняющегося от нормы, гротескного, грубого, отталкивающего. Тектонич. ясности классицистич. архитектуры отвечает чёткая разграниченность планов в скульптуре и живописи. Пластика К., как правило, рассчитана на фиксиров. точку зрения, отличается сглаженностью форм. Момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластич. замкнутости и спокойной статуарности. В живописи К. осн. элементы формы – линия и светотень; локальные цвета чётко выявляют предметы и пейзажные планы, что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценич. площадки.
Основоположником и крупнейшим мастером К. 17 в. был франц. худ. Н. Пуссен , картины которого отмечены возвышенностью филос.-этич. содержания, гармоничностью ритмич. строя и колорита. Высокое развитие в живописи К. 17 в. получил «идеальный пейзаж» (Н. Пуссен, К. Лоррен , Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества. Наиболее значит. мастерами франц. К. в скульптуре 17 – нач. 18 вв. были П. Пюже (героическая тема), Ф. Жирардон (поиски гармонии и лаконизм форм). Во 2-й пол. 18 в. франц. скульпторы вновь обратились к общественно значимым темам и монументальным решениям (Ж. Б. Пигаль , М. Клодион, Э. М. Фальконе , Ж. А. Гудон ). Гражд. пафос и лиричность сочетались в мифологич. живописи Ж. М. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера . Живопись т. н. революционного К. во Франции представлена работами Ж. Л. Давида , историч. и портретные образы которого отмечены мужественным драматизмом. В поздний период франц. К. живопись, несмотря на появление отд. крупных мастеров (Ж. О. Д. Энгр ), вырождается в официально-апологетич. или салонное искусство .
Интернациональным центром К. 18 – нач. 19 вв. стал Рим, где в иск-ве господствовала академич. традиция с нередким для академизма сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации (живописцы А. Р. Менгс , Й. А. Кох , В. Камуччини , скульпторы А. Канова и Б. Торвальдсен ). В изобразит. иск-ве нем. К., созерцательном по духу, выделяются портреты А. и В. Тишбейнов , мифологич. картоны А. Я. Карстенса , пластика И. Г. Шадова , К. Д. Рауха ; в декоративно-прикладном иск-ве – мебель Д. Рёнтгена. В Великобритании близки К. графика и скульптура Дж. Флаксмена , в декоративно-прикладном иск-ве – керамика Дж. Уэджвуда и мастеров завода в Дерби.
Расцвет К. в России относится к последней трети 18 – 1-й трети 19 вв., хотя уже нач. 18 в. отмечено творч. обращением к градостроит. опыту франц. К. (принцип симметрично-осевых планировочных систем в строительстве С.-Петербурга). Рус. К. воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху и идейной наполненности историч. этап расцвета рус. светской культуры. Ранний рус. К. в архитектуре (1760–70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот , А. Ф. Кокоринов , Ю. М. Фельтен , К. И. Бланк , А. Ринальди ) сохраняет ещё пластич. обогащённость и динамику форм, присущие барокко и рококо.
Зодчие зрелой поры К. (1770–90-е гг.; В. И. Баженов , М. Ф. Казаков , И. Е. Старов ) создали классич. типы столичного дворца-усадьбы и комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов. Иск-во ансамбля в загородных парковых усадьбах – крупный вклад рус. К. в мировую худож. культуру. В усадебном строительстве возник рус. вариант палладианства (Н. А. Львов ), сложился новый тип камерного дворца (Ч. Камерон , Дж. Кваренги ). Особенность рус. К. – небывалый масштаб гос. градостроительства: разрабатывались регулярные планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Калуги, Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др.; практика «регулирования» гор. планов, как правило, преемственно сочетала принципы К. с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города. Рубеж 18–19 вв. ознаменован крупнейшими градостроит. достижениями в обеих столицах. Сложился грандиозный ансамбль центра С.-Петербурга (А. Н. Воронихин , А. Д. Захаров , Ж. Ф. Тома де Томон , позднее К. И. Росси ). На иных градостроит. началах формировалась «классическая Москва», застраивавшаяся в период её восстановления после пожара 1812 небольшими особняками с уютными интерьерами. Начала регулярности здесь были последовательно подчинены общей живописной свободе пространственной структуры города. Виднейшие зодчие позднего моск. К. – Д. И. Жилярди , О. И. Бове , А. Г. Григорьев . Постройки 1-й трети 19 в. относятся к стилю рус. ампира (иногда именуемого александровским классицизмом ).
В изобразит. иск-ве развитие рус. К. тесно связано с петерб. АХ (основана в 1757). Скульптура представлена «героической» монументально-декоративной пластикой, образующей тонко продуманный синтез с архитектурой, исполненными гражд. пафоса памятниками, проникнутыми элегич. просветлённостью надгробиями, станковой пластикой (И. П. Прокофьев , Ф. Г. Гордеев , М. И. Козловский , И. П. Мартос , Ф. Ф. Щедрин , В. И. Демут-Малиновский , С. С. Пименов , И. И. Теребенёв ). В живописи К. наиболее ярко проявился в произведениях историч. и мифологич. жанра (А. П. Лосенко , Г. И. Угрюмов , И. А. Акимов , А. И. Иванов , А. Е. Егоров , В. К. Шебуев , ранний А. А. Иванов ; в сценографии – в творчестве П. ди Г. Гонзаго ). Некоторые черты К. присущи также скульптурным портретам Ф. И. Шубина , в живописи – портретам Д. Г. Левицкого , В. Л. Боровиковского , пейзажам Ф. М. Матвеева . В декоративно-прикладном иск-ве рус. К. выделяются худож. лепка и резной декор в архитектуре, изделия из бронзы, чугунное литьё, фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани и пр.
Театр
Формирование театрального К. началось во Франции в 1630-е гг. Активизирующая и организующая роль в этом процессе принадлежала лит-ре, благодаря которой театр утвердился в ряду «высоких» искусств. Образцы театрального иск-ва французы увидели в итал. «учёном театре» эпохи Возрождения. Поскольку законодателем вкусов и культурных ценностей было придворное общество, то на сценич. стиль оказали влияние также придворный церемониал и празднества, балеты, торжественные приёмы. Принципы театрального К. вырабатывались на парижских подмостках: в возглавляемом Г. Мондори театре «Маре» (1634), в построенном кардиналом Ришелье «Пале-Кардиналь» (1641, с 1642 «Пале-Рояль»), чьё устройство отвечало высоким требованиям итал. сценич. техники; в 1640-х гг. площадкой театрального К. стал Бургундский отель. Симультанная декорация постепенно, к сер. 17 в., сменилась живописной и единой перспективной декорацией (дворец, храм, дом и т. п.); появился занавес, который поднимался и опускался в начале и в конце спектакля. Сцена заключалась в раму, как картина. Игра разворачивалась только на авансцене; спектакль центрировался несколькими фигурами персонажей-протагонистов. Архит. задник, единое место действия, сочетание актёрского и живописного планов, общая трёхмерная мизансцена способствовали созданию иллюзии правдоподобия. В сценич. К. 17 в. существовало понятие «четвёртой стены». «Он поступает так, – писал об актёре Ф. Э. д’Обиньяк («Практика театра», 1657), – словно зрителей вообще не существует: его персонажи действуют и говорят так, как будто они и вправду цари, а не Мондори и Бельроз, как будто они пребывают во дворце Горация в Риме, а не в Бургундском отеле в Париже, и как будто их видят и слышат только те, кто присутствует на сцене (т. е. в изображаемом месте)».
В высокой трагедии К. (П. Корнель, Ж. Расин) на смену динамике, развлекательности и приключенческим сюжетам пьес А. Арди (составляли репертуар первой постоянной франц. труппы В. Леконта в 1-й трети 17 в.) пришли статика и углублённое внимание к душевному миру героя, мотивам его поведения. Новая драматургия потребовала перемен в исполнительском иск-ве. Актёр становился воплощением этич. и эстетич. идеала эпохи, создавая своей игрой портрет современника крупным планом; костюм его, стилизованный под античность, соответствовал совр. моде, пластика подчинялась требованиям благородства и грации. Актёр должен был обладать пафосом оратора, чувством ритма, музыкальностью (для актрисы М. Шанмеле Ж. Расин надписывал ноты над строками роли), иск-вом красноречивого жеста, навыками танцора, даже физич. мощью. Драматургия К. способствовала возникновению школы сценич. декламации, объединявшей всю совокупность исполнительских приёмов (чтение, жест, мимику) и ставшей осн. выразит. средством франц. актёра. А. Витез называл декламацию 17 в. «просодической архитектурой». Спектакль строился в логич. взаимодействии монологов. С помощью слова отрабатывалась техника возбуждения эмоции и управления ею; от силы голоса, его звучности, тембра, владения красками и интонациями зависел успех исполнения.
Разделение театральных жанров на «высокие» (трагедия в Бургундском отеле) и «низкие» (комедия в «Пале-Рояль» времён Мольера), появление амплуа закрепили иерархич. структуру театра К. Оставаясь в границах «облагороженной» природы, рисунок исполнения и очертания образа определялись индивидуальностью крупнейших актёров: манера декламации Ж. Флоридора была более естественной, чем у чрезмерно позирующего Бельроза; М. Шанмеле была свойственна звучная и певучая «речитация», а Монфлери не знал равных в аффектах страсти. Сложившееся в дальнейшем представление о каноне театрального К., состоявшем из стандартных жестов (удивление изображалось руками, поднятыми до уровня плеч, и ладонями, обращёнными к зрителям; отвращение – головой, повёрнутой направо, и руками, отталкивающими объект презрения, и т. д.), относится к эпохе упадка и вырождения стиля.
В 20 в. франц. режиссёрский театр сблизился с европейским, сценич. стиль утратил нац. специфику. Тем не менее значит. события во франц. театре 20 в. соотносятся с традициями К.: спектакли Ж. Копо , Ж. Л. Барро , Л. Жуве , Ж. Вилара , эксперименты Витеза с классикой 17 в., постановки Р. Планшона , Ж. Десарта и др.
Утратив в 18 в. значение доминирующего стиля во Франции, К. нашёл преемников в др. европ. странах. И. В. Гёте последовательно внедрял принципы К. в руководимом им Веймарском театре. Актриса и антрепренёр Ф. К. Нойбер и актёр К. Экгоф в Германии, англ. актёры Т. Беттертон, Дж. Куин, Дж. Кембл, С. Сиддонс пропагандировали К., но их усилия, несмотря на личные творч. достижения, оказались малорезультативными и в конечном счёте были отвергнуты. Сценич. К. стал объектом общеевропейской полемики и благодаря немецким, а за ними и рус. теоретикам театра получил определение «ложно-классический театр».
музыкальной трагедии 2-й пол. 17 – 1-й пол. 18 вв. (творч. содружество либреттиста Ф. Кино и комп. Ж. Б. Люлли , оперы и оперы-балеты Ж. Ф. Рамо ) и в итал. опере-сериа , занявшей лидирующее положение среди муз.-драматич. жанров 18 в. (в Италии, Англии, Австрии, Германии, России). Расцвет франц. муз. трагедии пришёлся на начало кризиса абсолютизма, когда идеалы героики и гражданственности периода борьбы за общенациональное государство сменились духом праздничности и парадного официоза, тяготением к роскоши и утончённому гедонизму. Острота типичного для К. конфликта чувства и долга в условиях мифологич. или рыцарски-легендарного сюжета муз. трагедии снижалась (особенно в сравнении с трагедией в драматич. театре). С нормами К. связаны требования жанровой чистоты (отсутствие комедийных и бытовых эпизодов), единства действия (часто также места и времени), «классическая» 5-актная композиция (нередко с прологом). Центр. положение в муз. драматургии занимает речитатив – элемент, наиболее близкий рационалистич. словесно-понятийной логике. В интонац. сфере преобладают связанные с естеств. человеческой речью декламационно-патетич. формулы (вопросительные, повелительные и т. п.), вместе с тем исключаются риторич. и символич. фигуры, свойственные барочной опере. Обширные хоровые и балетные сцены с фантастич. и пасторально-идиллич. тематикой, общая ориентация на зрелищность и развлекательность (ставшая в итоге доминирующей) в большей мере соответствовали традициям барокко, нежели принципам классицизма.Традиционными для Италии были присущие жанру оперы-сериа культивирование певческой виртуозности, развитость декоративного элемента. В русле требований К., выдвинутых некоторыми представителями рим. академии «Аркадия» , сев.-итал. либреттисты нач. 18 в. (Ф. Сильвани, Дж. Фриджимелика-Роберти, А. Дзено, П. Париати, А. Сальви, А. Пьовене) изгнали из серьёзной оперы комич. и бытовые эпизоды, сюжетные мотивы, связанные с вмешательством сверхъестественных или фантастич. сил; круг сюжетов был ограничен историческими и историко-легендарными, на первый план выдвинута нравственно- этич. проблематика. В центре худож. концепции ранней оперы-сериа – возвышенный героич. образ монарха, реже гос. деятеля, придворного, эпич. героя, демонстрирующий положит. качества идеальной личности: мудрость, терпимость, великодушие, преданность долгу, героич. энтузиазм. Была сохранена традиционная для итал. оперы 3-актная структура (5-актные драмы остались экспериментами), однако число действующих лиц сократилось, в музыке типизировались интонац. выразит. средства, формы увертюры и арии, строение вокальных партий. Тип драматургии, всецело подчинённый муз. задачам, развил (с 1720-х гг.) П. Метастазио, с именем которого связана вершинная стадия в истории оперы-сериа. В его сюжетах классицистский пафос заметно ослаблен. Конфликтная ситуация, как правило, возникает и углубляется из-за затянувшегося «заблуждения» гл. действующих лиц, а не вследствие реального противоречия их интересов или принципов. Однако особое пристрастие к идеализированному выражению чувства, к благородным порывам человеческой души, пусть и далёким от строгого рационального обоснования, обеспечило исключит. популярность либретто Метастазио на протяжении более полувека.
Кульминацией в развитии муз. К. эпохи Просвещения (в 1760–70-х гг.) стало творч. содружество К. В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи . В операх и балетах Глюка классицистские тенденции выразились в подчёркнутом внимании к этич. проблемам, развитии представлений о героике и великодушии (в муз. драмах парижского периода – в непосредственном обращении к теме долга и чувства). Нормам К. соответствовали также жанровая чистота, стремление к макс. концентрации действия, сведённого практически к одной драматич. коллизии, строгий отбор выразит. средств в соответствии с задачами конкретной драматич. ситуации, предельное ограничение декоративного элемента, виртуозного начала в пении. Просветительский характер трактовки образов сказался в сплетении благородных качеств, присущих классицистским героям, с естественностью и свободой выражения чувств, отразившими влияние сентиментализма.
В 1780–90-е гг. во франц. муз. театре находят выражение тенденции революц. К., отражающие идеалы Франц. революции 18 в. Генетически связанный с предшествовавшим этапом и представленный гл. обр. поколением композиторов – последователей глюковской оперной реформы (Э. Мегюль , Л. Керубини ), революц. К. акцентировал прежде всего гражданственный, тираноборческий пафос, ранее свойственный трагедиям П. Корнеля, Вольтера. В отличие от произведений 1760–70-х гг., в которых разрешение трагич. конфликта было труднодостижимо и требовало вмешательства внешних сил (традиция «deus ex machina» – лат. «бог из машины»), для сочинений 1780–1790-х гг. стала характерной развязка через героич. деяние (отказ в повиновении, протест, зачастую акт возмездия, убийство тирана и т. п.), создававшее яркую и эффектную разрядку напряжения. Подобный тип драматургии лёг в основу жанра «оперы спасения» , появившегося в 1790-х гг. на пересечении традиций классицистской оперы и реалистич. мещанской драмы .
В России в муз. театре самобытные проявления К. единичны (опера «Цефал и Прокрис» Ф. Арайи , мелодрама «Орфей» Е. И. Фомина , музыка О. А. Козловского к трагедиям В. А. Озерова, А. А. Шаховского и А. Н. Грузинцева).
По отношению к комической опере , а также инструментальной и вокальной музыке 18 в., не связанной с театральным действием, термин «К.» применяется в значит. мере условно. Он иногда используется в расширит. смысле для обозначения начального этапа классико-романтич. эпохи, галантного и классического стилей (см. в ст. Венская классическая школа , Классика в музыке), в частности с целью избежать оценочности (напр., при переводе нем. термина «Klassik» или в выражении «русский классицизм», распространяемом на всю рус. музыку 2-й пол. 18 – нач. 19 вв.).
В 19 в. К. в муз. театре уступает место романтизму, хотя отд. черты классицистской эстетики спорадически возрождаются (у Г. Спонтини , Г. Берлиоза , С. И. Танеева и др.). В 20 в. классицистские худож. принципы вновь возродились в неоклассицизме.
- «1С Бухгалтерия Предприятия» редакции «3
- Кондиломы - виды, причины, диагностика, лечение, удаление и профилактика
- Инвентаризация в конфигурации «1С:Розница Оприходование товарно-материал ьных ценностей
- Бухучет инфо Выгрузка банковской выписки в 1с 8
- Как птицы заботятся о потомстве в дикой природе?
- Страшные сказки из скандинавского фольклора, которые не рекомендуется читать детям на ночь Страшные сказки читать детям 10 лет
- Каким было основное занятие Алеши Поповича?
- Береги честь смолоду пословица полностью Что означает поговорка береги честь смолоду
- Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика Норма потребления воды на 1 чел
- Как обмануть детектор лжи?
- Ритуалы для рассорки двух людей
- Противное чувство. Отвращение к людям. Отвращение это отрицательное чувство человека и способность испытывать резкую неприязнь или антипатию, в сочетании с брезгливостью и пресыщенностью
- Конспект урока "Электромагнитная волна
- Ио — уникальный спутник Юпитера, на котором извергаются вулканы Траектория движения спутника юпитера ио
- Детские сказки онлайн Рассказ чего не бывает читать
- Подвиг медиков в годы великой отечественной войны Военный врач вов
- "исследовательская работа, правонарушения и преступления подростков" Проект на тему преступность несовершеннолетних
- Исследовательская работа "подводный мир у нас дома"
- Образы немецких подводников в советской прозе
- Как происходит забор мазка из уретры у мужчин Мужской мазок