Строительство городов из глины шумерские города кратко. Шумеры: самый загадочный народ мировой истории. Штукатурка глиняных стен


Около середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук. Общественным и хозяйственным центром Урука был храм в честь Ана, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.

В IV тыс. до н.э. Урук являлся самым крупным городом региона, занимая площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе города находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения.

В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука - место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Огромным достижением Урукского периода было создание целой системы магистральных каналов в сочетании с продуманной агротехникой, на которой базировалась регулярное орошение полей.

В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства.



Своих залежей металлических руд в Месопотамии не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Помимо Урука надо назвать шумерские города Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур.

Город-государство - это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

Рис. 7. Древняя Месопотамия


Рис. 8. Древний храм Месопотамии

Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Около 3000 - 2900 гг. до н.э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал "ночь" и тем самым также "черный", "темный", "больной", "болезнь", "темнота" и т.д. Знак ноги означал "идти", "ходить", "стоять", "приносить" и т.д.

Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т.п. Скоро стали прибегать к ребусу. Ребусным способом писали целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком.

Рис. 9. Таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

Рис. 10. Табличка с древнейшей шумерской клинописью

Письменность была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Видимо, она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни.

Возможно, таким центром, был город Ниппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все "черноголовые", хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до х.э. Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Сначала писали сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Месопотамии в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

Правители городов-государств, как и в более древний период, вели ожесточенную борьбу между собой за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско правителей городов-государств на раннем этапе обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов. Вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др.

В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя.

XXVI в. до н.э. Из царской гробницы в Уре.

Рис. 11. Голова быка. Золото.

Рис. 12. Кинжалы и ножны. Золото, кость

В могилах лежали печати, по которым удалось установить имена царя и царицы Ура, чьи погребения раскопал Л. Вулли. Царя звали Абарги, а царицу – Шубад. Как пример цилиндрических шумерских печатий можно привести следующее изображение.


Рис. 13. Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее. XXIV-XXII вв. до н. э. Камень, глина, гравюра

На рубеже XXV – XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш. Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. Но внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата.

При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма.

Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси в 2312 г.д.н.э., создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее всего 25 лет. Оно являлось лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

Затем последовали две попытки создания объединенного государства Месопотамии при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

О Саргоне (Шаррум-кен), имя которого переводится как «царь истинен», известно следующее предание. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, он стал личным слугой лугаля города Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство. Саргон Древний - талантливый полководец и государственный деятель.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. При нем должность энси превратиласть наследственную, и это стало нормой. Была создана единая ирригационная система, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Кроме того, впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско.

Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам - более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились успехов и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию.

При Саргоне утверждается деспотическая форма правления. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. д. н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Внук правителя Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.) отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Именно тогда Аккадское государство достигло своего апогея.

Нарам-Суэн принял меры, которые укрепили его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он посадил в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низвёл «энси» до положения чиновников. Опора на жречество стала ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-на­местники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество признало Нарам-Суэна «богом Аккада».

Однако в объединенной державе росло недовольство существовавшими порядками. Горные племена кутиев разгромили Аккадское царство. Шумерские города стремились обрести прежнюю независимость. Захватчики-кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, управляя Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Одним из таких наместников, который, возможно, осуществлял власть над всем Шумером, был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э. Сохранились его скульптурные изображения, строительные и посвятительные надписи, ритуальные гимны и песни, из которых следует, что во времена Гудеа в Лагаше строились многочисленные храмы в честь местных и общешумерских богов, восстанавливались ирригационные сооружения, при этом на строительстве часто использовался труд рабов-чужеземцев.

Рис. 14. Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 см, ширина 33 см, глубина 22,5 см. Лувр, Париж

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Оно пало в результате сопротивления, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - конец XXI в. до н. э.).

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии.

Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологи­чески обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093-2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезла и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский - «энси», аккадский - «ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю.

Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире - законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

Рис. 15. Белый храм и зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э. Камень. Основание 56 х 52 м, высота 21 м. Ур, Ирак

Однако с течением времени в государстве накапливались многочисленные проблемы, росло недовольство населения. Началось отпадение отдельных городов, например Иссина, Эшнуны. В таких условиях оказалось сложно выстроить оборону и дать отпор новой волне кочевников-амореев и восточному государству Элам. Именно эламиты разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен последнего представителя царской династии (2003 г. д. н. э.). Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III - II тысячелетий д. н.э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.

Подводя итог существования ранних городов-государств, можно отметить следующее.

Для III тыс. д. н.э. был характерным экономический подъём. Это произошло благодаря развитию земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Высокого уровня достигло ремесло. На первом месте стоит металлургическое производство. Из меди шумеры изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения, а также сосуды и светильники. Шумерскому обществу был известен способ изготовления фаянса, стекла. Возможно, обнаруженный при раскопках Эреду, хранящийся в Британском музее, -самый древний стеклянный слиток. Он датируется первой половиной III тысячелетия д. н. э.

В этот период произошло отделение торговли от ремесла. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей. Из общин выделяются специальные торговцы - тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии.

Рассматривая социальную структуру общества шумерских городов-государств, следует отметить наличие рабов. Основным источником рабства являлась война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100-200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1-3), а в хозяйствах правителя - несколько десятков.

Предполагают, что в целом, например, в Лагашском государстве на 80-100 тыс. свободных приходилось более 30 тыс. рабов, в Шуруппаке на 30-40 тыс. свободных -2- 3 тыс. рабов. Рабы стоили от 15 до 23 сиклей серебра (1 сикль примерно 8 г).

Иерархичность общества проявлялась в наличии и других категорий населения. Было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому.

Верхушку шумерского общества составляла родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.

Примерно половину населения в шумерском городе-государстве составляли рядовые общинники, владевшие небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и поку­паться, а, следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая часть составляла фонд храмовой земли. Эти земли могли отдаваться в пользование и аренду.

Политические структуры шумерского общества были представлены выборной должностью «эн» - верховный жрец (иногда жрица), руководителя города. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью.

Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо - военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов - основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».

Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.

На протяжении всего III тыс. функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.

Однако затем роль народных собраний падает, должность руководителя становится наследственной, и сам характер монархической власти приобретает черты деспотии. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взимал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.

Армия в этот период состояла из нескольких родов войск. Во-первых, из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками. Во-вторых, из тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека. В-третьих, из легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы.

Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5-6 тыс.).

Города-государства существовали в Месопотамии на протяжении почти всего III тыс. д.н.э. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов - все это способствовало, сохранению небольших городов-государств на территории Южной Месопотамии.

Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе - «Добрый город»), куда они, по преданию, переселились с острова Дильмун (совр. Бахрейн) в Персидском за­ливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шурупак на юге.

Рис. 16

Город Вавилон не играл значительной роли. Но именно он становится важнейшим центром Месопотамии во II тыс. д. н.э., объединившем весь регион под своей властью.

Засушливые земли Йемена чередуются с речными долинами, вдоль которых выстроены города и деревни. Эти долины рек называются «вади». Вади-Хадрамаут и Вади-Даван – две такие речные долины, расположенные в восточной и центральной частях Йемена.

Особенность городов и деревень вдоль этих речных долин – их уникальная архитектура зданий. Это многоэтажные дома с деревянными полами и стенами из глиняных кирпичей.

Все здания плотно «упакованы» друг к другу. Они в основном построены на плато и огромных скалах. Всякий раз, когда идет дождь или случаются наводнения, здания «ослабевают» и требуют постоянного ремонта.

Город Шибам называют «Манхэттен пустыни» из-за его небоскребов, которые необычно смотрятся на окружающем их плато.

Город обнесен земляным валом-стеной, а его строения называют «самыми старыми небоскребами в мире», поскольку они считаются одним из лучших примеров городского планирования с эффективным использованием пространства путем вертикального строительства. В 1982 году Шибам получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шибам, самый известный город в долине Вади-Хадрамаут, насчитывает 7 тысяч человек населения и 500 глинобитных зданий от 5 до 11 этажей.

На нижних этажах зданий обычно хранится зерно. Помещения на втором этаже используются мужчинами для общения, верхние этажи отведены женщинам, а также предназначены для семейного пользования, а иногда даже оборудованы мостиками для перехода в другие здания – в основном для удобства пожилых людей.

Город был основан в 3 веке н.э. Хотя большинство зданий того времени были разрушены во время наводнений в 16 веке, некоторые их них все еще стоят.

Например, Пятничная мечеть была построена в 904 году. Из-за дождей и эрозии здания перестраивались по несколько раз на протяжении столетий, а для защиты их покрывали герметиками. Шибам – это автономный город с учебными заведениями, коммерческими и административными зданиями и семью мечетями. Ему даже приходилось неоднократно выполнять функции столицы региона Хадрамаут, причем вплоть до 1940 года, пока в соседнем городе Сайвун не был построен крупный аэропорт, и весь бизнес переместился туда.

Вади-Даван, приток Вади-Хадрамаут, тоже может похвастаться красивой архитектурой.

В долине Вади-Даван есть несколько живописных поселений: Аль-Машад, Аль-Хаджара, Аль-Хурайба и Хайлла. В Аль-Машаде находится гробница Хасана ибн Хасана 15 века, и это местный центр паломничества, хотя сама деревня населена мало. В архитектуре долины Вади-Даван помимо глиняного кирпича-сырца применялся и цемент, что делало строения крепче и выносливее.



Древние глинобитные постройки возводились разными народами в местах их постоянного обитания. Первые строения появились на земле более пяти тысяч лет назад. Жилые строения, дворцы и крепостные стены Месопотамии, Вавилонии и Трои были из глины.

Дошедшие до нас глинобитные постройки имеют более позднюю историю. Многие из них были построены в VII-XVII веках на территории самых разных стран и континентов. Красно-коричневые сооружения возвышаются на землях Латинской Америки и Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнем Востоке. Глиняное строительство было характерно как для индейской, так и исламской культуры.

Все глинобитные постройки можно разделить на два типа. К первому относятся единичные строения, представляющие собой здания конкретного функционального предназначения, — религиозные объекты (преимущественно, мечети и мавзолеи), дворцы, жилые дома. Второй тип глинобитных построек – это городской комплекс, располагающейся на большой площади и состоящей из огромного количества разнообразных архитектурных элементов.

Внутри глинобитного города могут находиться дворцы и мечети, жилые строения и караван-сараи, бани и дозорные башни. Сам город может быть обнесен высокой крепостной стеной, защищающей его от вражеского вторжения. В древних городах таких стен могло быть несколько.

Стены глинобитных сооружений возводились шириной до метра и более. Крыши зданий могли иметь как плоскую, так и остроконечную или резную форму. В древних городах глиной было устлано все вокруг – красно-коричневые дома плавно переходили в узкие улочки, соединенные арками, а их крыши образовывали причудливую архитектурную вязь открытых уличных террас.

Все глинобитные постройки по своему физическому устройству условно можно разделить на три типа: глинобитные вальковые (в рамках этой технологии здания как бы вылеплялись из глины), кирпичные и включающие в себя другие строительные элементы (обычно это было дерево, солома или растительные волокна). При возведении построек из глиняных кирпичей в качестве связующего звена использовалась всё та же глина – только жидкая.

Древние глиняные постройки.

1. Таос-Пуэбло (Taos Pueblo), США

В штате Нью-Мексико в поселении Таос-Пуэбло сохранились строения возрастом 900 лет и более. Их изогнутые и конусообразные стены сделаны из глины (именуемой Калиш) с добавлением резаной соломы. Толстые стены, как большие кувшины, сохраняют сухость и тепло в помещении. Оштукатуренная наружная поверхность зданий и деревянные элементы из кедра надолго продлят жизнь экологическим и безопасным строениям. В этом удивительном глинобитном многоэтажном жилом комплексе постоянно проживает около 150 человек.

2. Арг-е Бам (Arg-é Bam), Иран

Арг-е Бам – памятник Всемирного наследия, представляющий собой крупнейшую глинобитную крепость площадью 6 км2, расположенную в иранском городе Бам, окружённую 10-15 м рвом. Древнейшая Бамская цитадель, которая находилась на Шелковом пути, была основана в Сасанидском периоде (224-637 н.э.). Самым старым строением является «Девичья крепость», на территории которой высятся 38 дозорных башен, находятся мавзолеи, соборная мечеть, помещение для изготовления льда. Ирригационная система и подземные ходы обеспечивали безопасное проживание 12 000 жителей.

3. Джингуеребер (Djinguereber Mosque), Мали

Джингуереберская оборонительная соборная мечеть возведена в 1325 году в городе Тимбукту, расположенном в Западной Африке. С 1988 года она включена в . Для постройки Джингуеребера использовалось волокно, солома, глина и дерево. Объект состоит из 2-х минаретов, 3-х помещений, молитвенного зала на 2000 человек и 25 деревянных колонн, ориентированных с востока на запад. Существует опасение, что архитектурный памятник может поглотить песок. С 2006 года на его территории ведутся восстановительные работы, финансируемые организацией Aga Khan Trust for Culture.

4. Древний город Ичан-Кала в Хиве (Itchan Kala), Узбекистан

Ичан-Кала – бывшая столица Хорезмского оазиса, историко-археологический заповедник, обнесенный крепостной стеной музей под открытым небом площадью 26 га. Укрепления длиной 2250, имеющие 8-10 м высоту и 6-8 м ширину, были сооружены в 1526 году. По легенде, идея основания поселения изначально принадлежала Симу – старшему сыну Ноя. Для создания оборонительных валов использовался высушенный кирпич из самана. Глина добывается из . По преданию, пророк Мухаммед для постройки Медины использовал тот же источник. В глиняной стене имеется четверо ворот, ориентированных по сторонам света и укрепленных ударными башнями. На стене обстроены зубчатые перила с амбразурами для орудий. Крепость окружает глубокий ров. На территории Ичан-Кала расположено 60 уникальных исторических памятников.

5. Чан-Чан (Chan Chan), Перу

Чан-Чан представляет собой древний королевский город, возведенный 700 лет назад из необожженной глины. В свое время это был крупнейший культурный центр, расположенный в удобном стратегическом месте. Талантливые чинуки воздвигли вокруг Чан-Чана 15-метровые стены, защищающие территорию от ветров и набегов неприятеля. На стенах изображены почитаемые чинуками морские божества, имеющие форму рыб. До сих пор сохранились фрагменты великолепной дворцовой архитектуры из сырого глиняного кирпича, украшенного упорными отверстиями. В пятнадцатом веке, с помощью военной хитрости, город был завоеван инками, стремящимися расширить свою империю.

6. Мечеть в Бобо-Диуласо (Bobo Dioulasso Grand Mosque), Буркина-Фасо

Большая мечеть Бобо-Диуласо, расположена на территории государства Буркина-Фасо (Западная Африка). Она построена в 1800 году возле реки Уэ, в которой обитают священные сомы. Для строительства культового здания использовалась глина с примесью древесины. Храм расположен на окраине города и подвержен разрушительному воздействию непогоды. Сегодня его реставрируют. В городе много глинобитных строений рыжего цвета, именуемых мазанками.

7. Оазис Сива (Siwa Oasis), Египет

Оазис Сива – таинственный и удаленный оазис в Египте, соседствующий на западе с ливийской границей. Основными достопримечательностями города являются, крепость Шали и руины храма Амона-Ра, в котором оракул предрек Александру Великому божественный путь. Возле утеса стоял второй храм, ныне полностью разрушенный. Строения сооружены из глины и уникального песка с высоким содержанием соли. Удобное географическое положение принесло богатство и процветание городу, но с распадом Римской империи ситуация резко ухудшилась. Сегодня здесь проживают берберы. До недавнего времени Сива была закрыт для посещения, а сегодня это один из самых посещаемых туристических центров в Египте.

8. Великая мечеть Дженне (Great Mosque of Djenné), Мали

Великая мечеть Дженне – это самое крупное здание, возведенное из глины. Объект находится в Мали на берегу реки Бани. Его фундамент выполнен в форме квадрата размером 75х75 м. Первый вариант храма построенный в XIII веке был разрушен вождем Секу Амаду в XIX столетии при завоевании города. Реконструкция объекта была произведена французской администрацией в 1907 году с использованием фрагментов уцелевшего здания. Глинобитные стены были покрыты черепицей, а в помещения проведены современные коммуникации, что повлияло на первоначальный исторический стиль, но совершенно не ухудшило великолепный вид Великой мечети.

Айт-Бен-Хадду – укрепленный город южного Марокко, являющийся с 1987 года памятником Всемирного наследия. Через его территорию пролегал караванный путь в Тимбукту. С годами он пришел в полный упадок и жители Айт-Бена практически полностью покинули местность. Традиционная марокканская архитектура из красно-коричневой глины и лабиринт зданий, соединенных узкими проходами и арками, очень заинтересовала туристов и режиссёров кино. Многие известные киноленты, такие как «Гладиатор» и «Звездные войны», снимались в этом районе. Территория поселка ограждена высокой глиняной стеной, во внутренних зданиях расположены небольшие отели, магазины, музей и дома местных жителей.

Город Шибам, расположенный среди безжизненной пустыни Аравийского полуострова в Йемене, называют «Манхеттеном пустыни». Он возникает перед взором туристов внезапно, словно мираж. Шибам является бывшей столицей древнего царства Хадрамаут. После разрушения Марибской плотины и утраты транспортного значения, жителями в 16 веке стали возводиться 4-х –9-и и даже 16-и этажные дома-крепости с толстыми глиняными стенами, за которыми жили люди, содержались животные и хранились хозяйственные запасы. Так Шибам защищался от бедуинских набегов. Сегодня здания поддерживаются в должном состоянии и постоянно реставрируются.

Древняя технология строительства получила новое дыхание среди дачных застройщиков. Натуральный материал отличается массой положительных характеристик. Глина прекрасно аккумулирует тепло, поэтому в таких домах зимой тепло, а летом - прохладно. В статье речь пойдет о технологии строительства дома из глины и соломы.

Общие характеристики глины для строительства дома

Эта горная порода в чистом виде встречается редко (каолин). В зависимости от количества содержащихся примесей (песка, известняка и т. д.) глину делят на жирную, среднюю и тощую. Основными свойствами данного материала является:

  • пластичность;
  • водонепроницаемость;
  • звукоизоляция;
  • негорючесть;
  • экологическая чистота;
  • возможность обработки обжигом.

Дома из глины фото

В домах из глины поддерживается оптимальный микроклимат. Влажность воздуха в помещении составляет около 50%. Такие стены не накапливают заряды статического электричества.

Стоит отметить еще одно преимущество материала - передача тепловой энергии. Коэффициент данного параметра равен 0,5, этот показатель равняется теплопроводности минеральной ваты.

Преимущества строительства из глины

Из основных достоинств строительства дома из глины можно отметить:

  • доступность материала. Залежи присутствуют практически по всей территории России и бывших стран СССР. Из данного факта вытекает еще одно неоспоримое преимущество - дешевизна;
  • благодаря естественному происхождению и отсутствию вредных примесей глину относят к экологически чистым материалам. В сравнение можно привести тот же кирпич, газо-, пенобетонные блоки, которые при определенных условиях могут выделять вредные вещества;

  • дом из глины «дышит», способен впитывать запахи, пыль и даже пятна. Благодаря такому качеству строения из глины показаны для проживания людям, страдающим аллергическими заболеваниями;
  • глина и деревянные элементы отлично взаимодействуют друг с другом. Дерево словно консервируется в каолине. За счет этого свойства пиломатериалы можно не обрабатывать защитными средствами, в составе которых присутствует практически одна химия;
  • долговечность материала выше всяческих похвал. В доказательство к этому утверждению можно привести постройки, которым ученые насчитывают более 1000 лет;
  • готовые блоки можно размочить и полученную массу использовать повторно. Таким образом, материал не образует строительных отходов;
  • в некотором смысле глина несет в себе божественную составляющую. В нескольких религиях именно этот материал использовался для сотворения человека, в частности Адама.
  • Такие поверхности можно лишь побелить, к сожалению, обои и краска «держаться» на глине не будут. Хотя в помещениях можно обшить гипсокартонными листами, тогда оформить интерьер можно будет любыми материалами.

  • Но это касается лишь жилых домов, для хозяйственных построек вопросы, относящиеся к интерьеру или экстерьеру не актуальны.

Глина в строительстве

Глину используют в качестве основного материала для изготовления кирпичей, самана, черепицы и других керамических изделий. Также ее применяют в сыром виде для набивки стен, смазке (утеплении) потолков, при обустройстве кровли и оштукатуривании деревянных стен.

Из необожженных кирпичей возводят в основном одноэтажные постройки, хозяйственные блоки, гаражи. Такой строительный материал имеет несколько подвидов:

  • кирпич-сырец - в основном используется для кладки внутренних стен и перегородок, потому как имеет слабую сопротивляемость к воздействию сырости и влаги;
  • саман, в свою очередь, подразделяется на легкий и тяжелый. Это зависит от того, сколько частей соломы содержится в массе. Как правило, легкие блоки используются как утеплитель, а тяжелые - для кладки стен.

Изготовление саманного кирпича

  • Стандартные размеры саманного кирпича, изготовленного своими руками - 40х20х20 см, габариты кирпича заводского исполнения - 33х16х12 или 33х17х13 см. Основное сырье лучше заготовить по осени, многократное замерзание/оттаивание глины лишь улучшает ее характеристики.
  • В качестве армирования выступает рубленая солома (15-20 см), так как длинные стебли затрудняют работу. Солому и глину, необходимо заранее вымочить.
  • Глина берется средней жирности, это позволит избежать больших трещин при сушке. Перед замесом глина освобождается от крупных примесей: веток, камней и т. д. Все составляющие тщательно перемешиваются посредством бетономешалки или по старому методу - ногами.
  • Кирпичи формируют вручную, помещая глиняную массу в подготовленные формы без дна. Учитывая усушку, размеры матрицы должны быть на 1 см больше готового блока. Формы изготавливаются из пиломатериала, влагоустойчивой фанеры или металлических листов.
  • Матрицы заранее выкладываются на ровную поверхность. При закладке смеси особое внимание уделяется угловым местам. Важно следить за плотным наполнением формы массой по краям и углам.

  • Площадка должна иметь хороший сток, тогда несильный дождь для блоков не страшен. В противном случае заготовки лучше спрятать под навесом, закрыть досками или пленкой.
  • В таком виде кирпичи будут сохнуть 3-ое суток, затем их вынимают и ставят на ребро, по истечении 2-3 дней блоки выставляются на другое ребро или на торец. Качество готовых блоков можно определить следующим образом:
    • скинуть кирпич с 2-х метровой высоты, если он остался невредимым, значит, изготовление прошло правильно;
    • изделие не должно размокнуть, потерять форму при длительном (1-2 дня) контакте с водой;
    • на разломе блока не должны проявляться темные пятна влаги.
  • Если взять около 13 тыс. кг глины, 70-75 кг соломы и 4 тыс. литров воды, то из полученной массы можно получить примерно 1 000 кирпичей. По теплоизоляции саманный блок толщиной в 30 см соответствует кирпичной кладке в 50-60 см.

Как построить дом из глины

Строительство стен можно осуществить четырьмя способами.

  • Первый способ . Возведение строений посредством готовых блоков. В качестве связующего раствора выступает глинопесчаная смесь. Технология строительства ничем не отличается от кладки стен посредством газо-, пенобетонных блоков и подобных материалов.
  • Второй способ . Данная технология требует определенных навыков. Сначала устанавливаются вертикальные стойки из бруса или бревен. Между ними переплетаются прутья (дранка). На каркас накидывается тонкими слоями саманная смесь с одной стороны, а после ее высыхания - с другой. Затем поверхность выравнивается при помощи этого же раствора.

  • Третий способ . Он предполагает наличие большого количества пиломатериала. Сооружается опалубка, свободное пространство заполняется саманной массой и тщательно уминается (трамбуется). В процессе опалубка надстраивается до тех пор, пока стены не достигнут требуемой высоты.
  • Четвертый способ. Это дом из дров и глины, в котором древесина выступает в роли блоков, а глина является связующим раствором.

Дом из глины своими руками

  • Саманные строения не любят влажность, поэтому фундамент и цоколь делают из влагоустойчивых материалов. Для этого применяют кирпич, бутовый камень, бетонные блоки. Оптимальным основанием под дом послужит ленточный или свайно-набивной фундамент.
  • Высота нижней части стены должна быть не менее 50 см. В обязательном порядке прокладываются гидроизоляционные материалы (толь, рубероид). Толщина цоколя должна превышать толщину стен, как с внутренней, так и внешней стороны примерно на 30 см.
  • Защитить стены от попадания дождевых вод помогут карнизные свесы, которые должны выступать на 50 см. Также необходимо обустроить отмостки, чтобы снег и дождь не попадали на стеновые поверхности.
  • При возведении стен летом в качестве связующего раствора используют глинопесчаную смесь с добавлением опилок или мелкорубленой соломы (пшеничной, ржаной и т. д.). Если строительство проходит весной или осенью, то лучше применить известково-цементный раствор.

Дом из глины видео

  • Минимизировать усадку дома из глиняных блоков поможет тонкий слой связующей смеси в горизонтальных швах (до 1 см).
  • Оконные и дверные проемы армируют толстыми стеблями тростника или тонкими досками. Этот же материал укладывают и в угловых сопряжениях. Проемы не следует располагать слишком близко к углам дома, минимальное расстояние 1,5 м.
  • Для саманных стен используют только деревянные перекрытия. Крыша должна быть простых форм, а кровельные материалы - легкими. Для этих целей подойдет профильный лист, шифер, ондулин. Чтобы экстерьер строения выглядел современно, внешние стены можно обшить сайдингом или облицевать кирпичом.
  • Оштукатуривание осуществляют спустя год после строительства. За данный период дом полностью усядется.

Штукатурка глиняных стен

  • Оштукатуривание проводится в 2 слоя - черновое и финишное. Для 1-го слоя понадобится:
    • глина;
    • чистый песок средней фракции;
    • опилки, которые должны быть просушенными и не иметь грибковых заболеваний.
  • Сначала перемешиваются опилки с песком, затем добавляется глина и вода. Наличие опилок в растворе позволяет наносить смесь без применения специальной штукатурной сетки.
  • Пропорция составляющих производится экспериментальным путем. В небольшой емкости перемешиваются 3 части песка и по 1 части глины и опилок, постепенно добавляется воды. Так как глина бывает разной жирности, то именно от этого компонента зависит эластичность массы.
  • Из готовой смеси необходимо скрутить жгутик диаметром примерно 20 мм. Наличие трещин при сгибании жгута говорит о плохом качестве полученной массы. Если трещин нет, то в таких пропорциях замешивается раствор больших объемов.
  • Саманная масса накидывается на стены небольшими порциями и разглаживается шпателем. Если смесь слегка подсохла, в нее добавляется вода. Толщина штукатурного слоя в зависимости от неровностей может составлять до 2-3 см.
  • Для финишной отделки замешивается раствор из песка, цемента, глины и воды (3:1:1). Смесь должна быть немного жидкой, что значительно облегчит выравнивание поверхностей.

  • Стоит отметить, что сушка слоев должна проходить в естественных условиях, и этот процесс может занять до 2-3 недель. Категорически запрещается использовать строительные фены для ускорения сушки. Подобные манипуляции приведут к растрескиванию слоев, тогда необходимо будет заделать все трещины и провести повторное финишное выравнивание.

И в заключение

Экологическая и экономическая составляющая жилого дома из глины очевидна. При соблюдении всех правил изготовления блоков и возведения стен, строение прослужит долгие десятилетия.

Как вариант можно рассмотреть довольно интересную идею, которую предложили итальянские разработчики - делать дома из глины на 3D-принтере для малоимущих граждан. Привести оборудование в рабочее состояние можно буквально за пару часов. Для обслуживания принтера необходимо всего 2 человека.

Конечно, эксплуатация такого жилья довольно коротка - около 5 лет, но как утверждают «строители» к этому времени можно напечатать и новый дом.

Говорят, что войны ускоряют научный и технологический прогресс человечества. В древнем Шумере эту роль, похоже, играло сооружение храмов, способствуя развитию техники, торговли, транспорта, архитектуры и самого общества. Способность осуществлять грандиозные строительные работы в соответствии с заранее разработанным архитектурным проектом, организовывать и обеспечивать необходимым огромное количество рабочей силы, выравнивать площадки и насыпать холмы, обжигать кирпичи и транспортировать каменные блоки, привозить из дальних стран редкие материалы, плавить металл, изготавливать утварь и украшения — все это явно свидетельствует о высокоразвитой цивилизации, уже полностью сформировавшейся в третьем тысячелетии до нашей эры.


Глина была основным сырьем для изготовления повседневной утвари, а также сосудов для хранения и транспортировки товаров. Ее использовали для производства кирпичей — еще одного «изобретения» шумеров, которое позволило строить дома для простых людей, царские дворцы и величественные храмы для богов.

Шумерам принадлежат две технологические инновации, позволившие получить легкие и одновременно очень прочные изделия из глины: армирование и обжиг. Современные строители обнаружили, что необыкновенно прочный железобетон можно изготовить, заливая бетоном формы с железной арматурой. Шумеры придавали своим кирпичам особую прочность, добавляя в сырую глину мелко нарубленные стебли тростника или солому. Они также умели придавать глине прочность и долговечность путем обжига в печи. Эти технологические нововведения позволили древним шумерам строить первые высотные здания и сводчатые арки, а также изготавливать долговечные изделия из керамики.

В центре столицы ассирийского царя располагался величественный дворец, стены которого были украшены барельефами; если их выстроить в ряд, то они растянутся на целую милю. Над городом и царским дворцом возвышалась ступенчатая пирамида, называвшаяся «зиккурат»; она служила «лестницей в небо» для богов.

Планировка города и многочисленные статуи свидетельствовали о жизни на широкую ногу. Дворцы, храмы, дома, конюшни, склады, стены, ворота, колонны, украшения, скульптуры, башни, бастионы, террасы, сады — все это было построено всего за пять лет. По словам Жоржа Контено («La Vie Quotidiennne a Babylone et en Assyrie»), «можно себе представить могущество империи», которая около 3000 лет назад «могла осуществить такой грандиозный проект за такое короткое время».
Строительство храмовых комплексов осуществлялось по указанию нефилим. Обычно в храмах располагались пункты наблюдений за небом (на вершинах зиккуратов), помещения для "небесных колесниц", хранилища информации и пр.
Правитель Ура Ур-Намму велел изобразить, как бог приказывает ему построить храм, давая соответствующие инструкции и протягивая измерительную рейку и моток веревки

Гудеа, правитель Лагаша, утверждал то же самое. Данные ему в видении инструкции он записал в виде длинного повествования. Ему явился «человек, сияющий, как небеса», стоящий рядом с «божественной птицей», и приказал построить храм. Этот «человек» («…по венцу на главе его, он — бог!») в действительности оказался богом Нингирсу. С ним была богиня, в одной руке державшая «табличку звезд доброго неба», а в другой — «священное стило», которым она указала Гудеа «покровительствующую планету». В руках третьего бога была таблица из драгоценного камня — «и начертан там был вид храма». На одной из статуй Гудеа изображен сидящим с табличкой на коленях; на этой табличке явственно различим божественный чертеж.

Несмотря на всю свою мудрость, Гудеа не смог разобраться в этом архитектурном плане и обратился за советом к богине-прорицательнице, которая умела истолковывать небесные знамения. Она объяснила царю смысл полученных инструкций, размеры храма, а также размеры и форму кирпичей, из которых он должен быть сложен. При помощи мужчины-прорицателя и женщины, «способной открывать тайны», он выяснил место — на окраине города — где бог пожелал иметь свой дом. Затем Гудеа нанял 216 тысяч рабочих, чтобы осуществить этот грандиозный строительный проект.

Растерянность Гудеа вполне объяснима — на примитивном чертеже якобы содержалась информация, достаточная для постройки сложного сооружения, каким являлся семиступенчатыи зиккурат. В статье, опубликованной в «Der Alte Orient» за 1900 год, А. Биллербек привел расшифровку фрагмента божественных инструкций, касавшихся строительства храма. Несмотря на частичное повреждение статуи, в верхней части древнего рисунка можно различить несколько вертикальных линий, количество которых уменьшается по мере возрастания промежутка между ними. По всей видимости, божественные архитекторы с помощью обычного двумерного чертежа, снабженного семью разными масштабными сетками, могли дать представление о параметрах трехмерной конструкции, каковой являлся высокий семиступенчатыи зиккурат.

Многочисленные надписи свидетельствуют о том, что царь стремился найти самые лучшие материалы для строительства храмов: золото доставлялось из Африки и Анатолии, серебро с гор Таурус, кедры из Ливана, другие ценные породы дерева с горы Арарат, медь с хребта Загрос, диорит из Египта, сердолик из Эфиопии, а другие ценные материалы из стран, названия которых еще непонятны ученым.

Какими бы совершенными ни выглядели храмы шумеров, это была лишь верхушка айсберга необыкновенных достижений материальной культуры первой из великих цивилизаций человечества. Шумеры изобрели не только письменность, без которой невозможно формирование высокоразвитой цивилизации, но и печатное дело. За несколько тысяч лет до того, как Иоанн Гутенберг «изобрел» наборный шрифт, шумерские писцы уже применяли набор из готовых печатей с вырезанными на них пиктограммами; они пользовались ими так же, как мы сегодня пользуемся резиновыми штампами, вдавливая их в сырую глину, чтобы получить нужную последовательность символов.

Кроме того, они придумали прообраз современной ротационной печатной машины — цилиндрическую печать. Это был небольшой цилиндр из очень твердого камня с выгравированной зеркальной надписью или рисунком; при прокатывании цилиндра по сырой глине на ней оставалось «позитивное» изображение. Печать также позволяла удостоверить подлинность документов: новый отпечаток можно было сделать на месте и сравнить его с тем, что стоит на документе.


Изобретение печи для обжига, в которой достигалась высокая, но контролируемая температура, а изделие было защищено от пыли и золы, подготовило еще один технологический прорыв — наступление эры металлов.

Предполагается, что человек обнаружил существование «мягких камней» — природных самородков золота, а также сплавов меди и серебра — и научился выковывать из них предметы утвари или украшения примерно за 6000 лет до нашей эры. Самые древние кованые металлические артефакты были найдены на плоскогорье Загрос и в горах Таурус. Тем не менее Р. Дж. Форбс указывал, что «на Ближнем Востоке запасы самородной меди быстро истощились, что вызвало необходимость перейти к использованию руды». Это требовало знаний и навыков: нужно было найти и добыть руду, измельчить ее, затем расплавить и рафинировать. Все эти процессы невозможны без металлургической печи и общего высокого уровня технологии.

Искусство металлургии вскоре включило в себя умение сплавлять медь с другими металлами, в результате чего был изобретен прочный, но в то же время пригодный для литья и ковкий сплав, который мы называем бронзой. Бронзовый век — первая эпоха металлов — тоже стал вкладом шумеров в человеческую цивилизацию. В древности основным видом торговли была торговля металлами, и она же послужила основой зарождения в Месопотамии банковского дела и появления первых денег — серебряного сикеля («мерного слитка»).

В шумерском и аккадском языках существует множество названий для металлов и их сплавов, а также богатая техническая терминология, что свидетельствует о высоком уровне развития металлургии в Древней Месопотамии. Довольно долго это обстоятельство вызывало недоумение специалистов — на территории Шумера нет месторождений металлических руд, но металлургия, по всей видимости, зародилась именно здесь.

Объяснение этому кажущемуся противоречию — наличие источников энергии. Печи и тигли для плавки и очистки руды, а также получения сплавов требовали большого количества топлива. В Месопотамии могло не быть месторождений руд, но топливо имелось в избытке. Поэтому именно руду доставляли к источникам энергии, а не наоборот — это объясняет многочисленные древние надписи, в которых указывалось, что руды металлов привозили издалека.

Топливо, обеспечившее технологическое преимущество Шумера, — это битум и асфальт, нефтепродукты, которые во многих районах Месопотамии естественным образом выходят на поверхность земли. Р. Дж. Форбс отмечает, что близкие к поверхности земли нефтяные ресурсы Месопотамии служили основным источником топлива с древнейших времен до эпохи Римской империи. Он пришел к выводу, что технологическое применение нефтепродуктов началась в Шумере около 3500 г. до нашей эры, доказав, что древние шумеры знали о разновидностях нефтепродуктов и их свойствах гораздо больше, чем представители последующих цивилизаций.

Нефтепродукты использовались в Древнем Шумере настолько широко — не только в качестве топлива, но и как материал для строительства дорог и гидроизоляции, для изготовления красок, для склеивания изделий и в литейном деле, — что местные жители называли курган, под которым археологи обнаружили руины города Ура, «битумным холмом». Форбс показал, что в шумерском языке имеются названия для всех видов нефтепродуктов, встречающихся в Месопотамии. И действительно, в других языках — аккадском, древнееврейском, египетском, коптском, греческом, латыни и санскрите — названия битума и других нефтепродуктов имеют шумерские корни. Так, например, слово для обозначения всей группы нефтепродуктов — «нафта» — происходит от шумерского «напату» («камни, которые горят»). Использование шумерами нефтепродуктов также заложило базу для развития химии. Шумеры не только были знакомы с различными красками и пигментами, которые использовались, например, в процессе глазурования, но и умели изготавливать искусственные полудрагоценные камни, такие, как лазурит.

Выбор редакции
Способов приготовления омлета много. Его жарят на сковороде, запекают в духовке. В омлет кладут овощи, колбасу, мясо, зелень. Любая...

Рецепты запеканкиЛегкий рецепт приготовления рулета из лаваша с курицей. Все о том, как выбрать ингредиенты и секреты приготовления...

Мисо суп, рецепт популярный в японской кухне, который готовится на основе пасты мисо (паста бывает красная или белая), бульона даси (или...

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Хочу предложить сегодня кулинарный шедевр – рецепт приготовления грибной солянки с...
Когда сезон черешни в самом разгаре, то значит, что пришло время подумать о компоте из этих ягод на зиму. Сладкий консервированный...
Колдуны – это не только люди, имеющие сверхъестественные способности, но и иное название драников, начиненных фаршем. Они визуально...
На ужин у нас жареная картошка с колбасой и луком на сковороде, как в далекие студенческие годы. Получилось безумно вкусно, как и раньше....
Рыбу чистим, потрошим, избавляемся от хвоста, головы и плавников, прополаскиваем и обсушиваем. После отделяем хребет от филейных частей,...
Церковный пост, диета, заболевание или вегетарианство. Все эти понятия исключают употребление сладкой выпечки, тортов. Запрет на продукты...