Что такое стихи, виды поэзии? Виды (жанры) литературы Что такое поэзия и какой она бывает


Поклонники поэзии зачастую спорят, к какому жанру отнести то или иное стихотворение. В самом деле, разновидностей в том числе лирических, существует великое множество. Разобраться в них подчас по плечу лишь специалистам-филологам. Тут и элегии, и оды, и сатирические стихи, и стихотворения в прозе - всего не перечислишь. Многие жанры в наше время "сошли со сцены" и в почти не встречаются.

Рассмотрим же вкратце, какие бывают жанры. Как известно, лирические формы могут различаться по объему (малые - стихи, сонеты, эпиграммы, оды и т. д., более крупные - поэмы, баллады), по жанрам, по содержанию (любовная лирика, дружеское послание, торжественное восхваление, сатирическая эпиграмма и пр.). Стихотворные произведения могут быть строго канонизированы по форме (иметь строго определенное число строчек или строф) или же написаны в свободной форме, порой без соблюдения размера и рифмы ("белые" стихи). Впрочем, впечатление "полной свободы" стихосложения в данном случае обманчиво - любое произведение создается по определенным канонам.

Итак, основные жанры стихотворений. Классическим стихотворением считается небольшое (в отличие, например, от поэмы) литературное произведение в стихотворной форме. Начиная с 19 века является наиболее распространенной формой лирики. Ода - патетическое, торжественное произведение, прославляющее кого- или что-либо, часто исполнялась под музыку. В переводе с греческого означает "песня". Элегия - под этим названием в античной поэзии понималось написанное в форме элегического дистиха стихотворение, позже (в западноевропейской поэзии) элегиями стали называть произведения романтически-сентиментальные, повествующие о несчастной любви, разочарованиях, бренности бытия.

Баллада - это стихотворное произведение, имеющее сюжет, обычно фольклорного или исторического характера, часто на основе какой-либо легенды. Баллады часто имели таинственный, иногда мрачноватый колорит. Песня относится к словесно-музыкальному искусству. По форме обычно состоит из строф или куплетов. По содержанию может быть от лирической до сатирической, по составу исполнителей - сольной или хоровой, с музыкальным сопровождением или без такового. Песня может быть народной или профессиональной, может быть авторской (например, романс).

Многие жанры стихотворений в наши дни уже не встречаются. Это послание - произведение, обращенное к конкретному или вымышленному лицу (было популярно с античных времен примерно до середины 19 века), мадригал - стихотворение-комплимент, обращенный, чаще всего, к женщине, аполог - стихотворение нравоучительного характера.

Буколика (пастораль) - общее название двух отдельных жанров, которые часто путают - эклоги и идиллии. Эклога изображает бытовые сельские сценки, диалоги между пастухами и пастушками. Идиллия повествует о мирной и беззаботной жизни на лоне природы (часто это понятие употребляется с иронией). Обе эти разновидности зародились в античной Греции и существовали до начала 19 века.

Существуют жанры стихотворений, четко структурированных, с заданной классическими канонами формой. Это сонет, состоящий из 14 строк, включающий 2 четверостишия на 2 рифмы (называемых катренами) и 2 трехстишия (т. н. терцета) на 3 или на 2 рифмы. Сонеты появились в Италии в 13 веке и были необычайно популярны в эпоху Возрождения, нашли отражение в поэзии стилей барокко, романтизма и отчасти модернизма.

К твердым формам можно также отнести жанр разновидность стихотворения из 15 строк, причем 9-я и 15-я строки являются нерифмующимся рефреном, повторявшим начало первой строки. Кроме рондо, к твердым формам относятся триолет, ритурнель, стансы, октава, сицилиана, рондель.

Всегда популярны были и есть жанры стихотворений комического характера. - короткое нравоучительное произведение с непременной моралью в конце, героями которого обычно являлись животные и сказочные персонажи. Эпиграмма -небольшое сатирическое стихотворение, часто резко высмеивающее кого-либо. Бурлеска - разновидность комического жанра.

В отдельную группу можно выделить жанры стихотворных произведений, так или иначе основанных на варьировании грамматических форм или просто игре слов. Это акростих, из начальных букв которого можно сложить слово или фразу, анациклический стих (читаемый от начала к концу и наоборот), буриме (стихи на заранее заданную рифму), палиндром (одинаково читающееся справа налево и наоборот) и т.п.

Инструкция

Если стихотворение написано в возвышенном силе, в нем прославляются деяния какого-либо или воспевается величие , то это либо ода, либо гимн. Отличить их можно тем, что гимн - это жанр песенный, как правило, в качестве именно текста встречается редко. К тому же, гимны обычно не обращены к конкретной личности. В одах присутствует более возвышенная и устаревшая лексика, ведь это очень старый, еще классицистический жанр. Гимны же актуальны и сейчас.

Отсутствие строгой композиции (нет деления на строфы), повествования, грусть, тягучесть - это все признаки элегии. В элегиях очень важно авторское "я", поэтому повествование часто идет от первого лица.

Их Европы к нам такой жанр как сонет. Определить сонет можно по форме. Традиционно он состоит из четырнадцати строк, скомпонованных особым образом. Выделяется три вида сонетов: французский (abba abba ccd eed (или ccd ede)), итальянский (abab abab cdc dcd (или cde cde)), английский сонет (abab cdcd efef gg).

Если вы видите короткое стихотворение (не более двух четверостиший, как правило), в котором остроумно высмеивается какой-то человек, то перед вами жанр эпиграммы. Важная оставляющая эпиграммы - это комизм. Порой это бывает добрый юмор, а порой - злая сатира.

Если стихотворное произведение, которое вы видите, имеет сюжет и большой объем, то это баллада. В балладах всегда есть главный герой, вокруг которого развиваются события. События, описанные в балладах, всегда необычны, в них есть элементы волшебства, действие очень драматично. Изначально баллады были песенным жанром, поэтому отличить их можно еще и по напевному ритму. В центре баллады всегда лежит какой-то конфликт, главные герои разнополярны, одни представляют сторону добра, а другие - зла.

Урок 7. Стили поэзии

Сегодня снова будем говорить об истории. Истории поэзии.

Нам нужно познакомиться с основными поэтическими стилями.

Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки, илитературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый).

«Классическое» стихотворение - это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

Михаил Ломоносов

Блаженство общества всядневно возрастает;

Монархиня труды к трудам соединяет.

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печется малых чад;

Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

Приобрело ему сокровище бесценно;

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите с радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих призирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера:

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите щедростью, как верностью, за ней.

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis - вещественный).

Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни - взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

РОМАНТИЗМ - (нем. Romantik).

Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько к пересоздает. Герой романтизма - исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от фр. sentiment - чувство).

В сентиментализме человеческая личность - это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы - любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

…Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит,

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста…

ИМПРЕССИОНИЗМ - (от фр. impression - впечатление).

Характеристики стиля - композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит!

СИМВОЛИЗМ - (фр. Symbollisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета).

Концепция: мир и человек - через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение - принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

Владимир Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

АКМЕИЗМ - (от греч. akme - высшая степень, пик, максимум, расцвет).

Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

Анна Ахматова

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

ФУТУРИЗМ - (от лат. futurum - будущее).

Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу") и превыше всего ставит себя, свое эго.

Игорь Северянин «Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!

ДЕКАДАНС - (от фр. decadence - упадок).

Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

Зинаида Гиппиус «Бессилье».

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу...

Стою над пропастью - над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить...

Мне близок Бог - но не могу молиться,

Хочу любви - и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков...

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

ИМАЖИНИЗМ - (от фр. image - образ).

Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Сергей Есенин

В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой

Улыбнулась Магдалина.

Кто-то дерзкий, непокорный,

Позавидовал улыбке.

Вспучил бельма вечер черный,

И луна - как в белой зыбке.

Разыгралась тройка-вьюга,

Брызжет пот, холодный, терпкий,

И плакучая лещуга

Лезет к ветру на закорки.

Смерть в потемках точит бритву...

Вон уж плачет Магдалина.

Помяни мою молитву

Тот, кто ходит по долинам.

АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица).

Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Александр Введенский «Отрывок»

Было дело под Полтавой

нет не дело а медаль

мы дрались тогда со шведкой

чуть что вправо мы налево

тсс видим побежала

юбку синюю порвала

я кричу остановись

чуть что вправо мы налево

за сосною под Полтавой

голенький сидит Мазепа

говорит был бы Федором

было б веселей

тут все войско моё

зарыдает навзрыд

закричит заговорит

вот несчастный какой

с той поры и здесь трактир.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

что резкая тоска

стала ясною

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь.

растекаться

слезной лужею, -

живее всех живых.

Наше знанье -

и оружие.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (от лат. conceptus - мысль, представление).

Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами - с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

Шли дни. Уже из ложки ела ты,

Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

агукала средь вечной пустоты.

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

Цвел диатез. Пеленки золотились.

Немецкая коляска вдаль катилась.

И я забыл мятежные мечты.

Что слава? Что восторги сладострастья?

Что счастие? Наверно, это счастье.

Ты собрала, как линзочка, в пучок

рассеянные в воздухе ненастном

лучи любви, и этот свет возжег -

да нет, не угль - лампадный фитилек.

И, наконец, стиль нового времени:

КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

Концепция: космос - структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

Андрей Романов «Свет сотворения мира»

Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

Победив небытьё,

не успев насладиться победой…

Разбежались трамваи,

как будто Персей с Андромедой,

Опустела жилплощадь,

чтоб места хватило двоим.

Равнодушный рассвет

Прикоснулся к твоим волосам,

В ожиданье морозов надел он походные унты.

Чтоб тебя отыскать -

Мне отпущены были секунды, -

Если на слово верить

космическим звёздным часам.

Опускается снег,

заглушая шатанья людей.

Атом выбросил кванты,

как белые флаги – квартира

Осаждённого города…

Свет сотворения мира

Только-только достиг

Петербургских ночных площадей.

И трамваи привстали на цыпочки,

Слушая снег,

Тот, который родился

На фирновом лбу Эвереста.

И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

Мне напомнит тебя

Ту, которой давно уже нет:

Наша юность ушла,

Простудившись на встречном ветру.

Образумилась Лиговка.

Мойка не знает сомнений.

И над Невской губой,

В предстоящем бреду наводнений,

Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

Что я никогда не умру.

При публикации нового стихотворения программа сайта обязательно задает нам один и тот же вопрос: к какому разделу отнести ваше произведение? Чего греха таить, многие из нас отвечают на него случайным образом, особо не задумываясь. Мы вообще не привыкли задумываться над чем-либо всерьез: ведь мы все - «гении», для которых лишние заботы всегда в тягость. Но, к сожалению, до гениальности нам далеко, а правильное отнесение стихотворения к определенному разделу – дело важное и полезное. Оно нужно читателям, пришедшим на сайт почитать стихи вполне определенного типа (нашим читателям и, возможно, нашим будущим друзьям!). Нужно оно и нам самим - как повод задуматься, правильно ли мы написали свое стихотворение, тем ли языком, по тем ли правилам. Потому что каждый жанр, в котором мы пишем свои стихи, заслуживает того, чтобы разобраться в его особенностях.

Стихира предлагает нам следующие разделы для публикации:

1. Лирика
2. Твердые Формы,
3. Свободные формы и проза
4. Пародии и юмор
5. Детские разделы
6. Музыкальное творчество
7. Переводы
8. Крупные формы
9. Низовые жанры
10. Без рубрики.

О разделах с 5 по 8 мы пока говорить не будем – оставим их на будущее, остальные разделы (стихотворные жанры) мне хочется прокомментировать. Начну с конца.

НИЗОВЫЕ жанры

Сама я никогда в этих жанрах не писала, не пишу и писать не собираюсь. Но – убедительная просьба! – если в ваши стихи залетело по какой-то причине матерное выражение (а это, к сожалению, встречается на Стихире сплошь и рядом), и вам это слово дорого до такой степени, что и под угрозой расстрела вы не согласитесь заменить его более пристойным выражением – поставьте рубрику «матерные стихи». Это будет честно. Любители их почитать найдут их по указанному вами разделу, а противники их не почувствуют себя униженными и оплеванными. Что касается меня (впрочем, кто я такая, чтоб с моим мнением считались?), то единожды наткнувшись в стихах автора на «матерок», я больше на его страницу не захожу, сколь бы талантлив он ни был.

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ

Их не так много, но каждая из них пишется по своим правилам. На странице «Ликбез Для Начинающих» есть сборник «Твердые Формы», пока еще не законченный и до конца не отредактированный. Там идет публикация статей, посвященных написанию каждой из этих форм.

Твердые формы достаточно архаичны – особо хорошие (глубокие и интересные по содержанию) стихи в их жестких рамках написать довольно трудно. И, если вы не любитель кропотливой и вдумчивой работы, то и не беритесь! Стихи – это не шарады и не кроссворды – не игра с заполнением заданной формы все равно, чем….
В том числе, не советую вам без четкого понимания природы и смысла восточных форм браться за написание многочисленных японских сонетов (ЯС-ов) и хокку, ставших очень модными, но ничего общего с настоящими ЯС-ами и хокку не имеющими.

Мое отношение к этому увлечению (да простят его мне их любители!) прекрасно отразил в своем ироничном «хокку» автор нашего сайта и мой большой друг – Сергей Сметанин:

Хокку народ сочиняет.
Издать на японском -
Японцев не хватит читать!..

Попытавшись однажды освоить трудный жанр восточной поэзии, я очень скоро поняла, что для настощих ЯС-ов и хокку надо сначала очень глубоко проникнуть в культуру восточного стихосложения, а, главное, миропонимания. А еще то, что не всякие три строчки из пяти и семи слогов делают русское трехстишие настоящим хокку, что не всякая тема годится для Яса и Хокку, а исполняться эта тема должна совсем не так, как это шаловливо и беззаботно делают наши русскоязычные авторы. Об особенностях написания последних на Ликбезе планируется новый сборник.

СВОБОДНЫЕ ФОРМЫ

Здесь тоже есть множество подводных камней. Не умеет автор рифмовать, корявый и переменчивый получился у него ритм, и он, в худшем случае, называет свое творение лирикой, считая ее форму «новаторской». В более честном, но не в лучшем случае, он обзывает его «вольным стихом», или «белым», или (ах, как же это красиво звучит!) «верлибром». Все это – свободные формы. Свободные-то они свободные, но тоже имеют свои правила написания и существенно отличаются друг от друга. И так же, как и все остальное в поэзии, они не терпят надругательства над собой и непрофессионализма. Почитать о них вы можете в любом учебнике, в том числе, и на нашем сайте на Странице «Ликбез Для Начинающих» в сборнике «Свободные формы»
А теперь рассмотрим самые важные для нас разделы – ЛИРИКА и РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ ЖАНР. Последний у нас в СТИХИ.РУ, к сожалению, в отдельный раздел не выделен, его частичным представителем может служить наиболее близкий к нему по типу лексики раздел ПАРОДИЙ, ЮМОРА, ИРОНИЧЕСКИХ СТИХОВ. А жаль. Нельзя обойти вниманием огромный пласт стихов разговорно-бытового жанра, которые все равно (хотим мы того или нет) на сайте присутствует и нахально маскируется под «лирику». Правильнее всего будет отнести эти стихи к жанру «БЕЗ РУБРИКИ», - ну, хотя бы для того, чтобы не смешивать их с Лирикой.

Об отличиях и особенностях языка этих двух совершенно разных разделов (поэтических жанров) мы и поговорим. Но сначала немного о понятии ЖАНРА.

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ - это типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Поскольку поэзия - явление, охватывающее большое количество разноплановых произведений, то и стихотворные жанры она в себя включает самые разные: оды и сонеты, элегии и романсы, стихотворения и баллады, гимны и думы, песни и частушки и еще многое другое.

Понятие «жанры поэзии» включает в себя все множество стихотворных форм, которые существуют в природе. В настоящее время наблюдается серьезная тенденция утраты «чистоты жанра», при которой различные жанры поэзии теряют свои характерные особенности, уподобляясь друг другу и даже прозаическим жанрам. И это во многом благотворно сказывается на развитии литературы - расширяет ее возможности.

В литературе является распространенной еще одна классификация, при использовании которой жанры поэзии разделяются в зависимости ОТ ИХ ТЕМАТИКИ. А поскольку количество таких тематик, параллельно с развитием мира и общества в целом, все возрастает, то эта классификация постоянно расширяется и дополняется.

Возглавляют жанры поэзии, произведения, классифицированные по тематическому признаку ЛИРИКА.

ЛИРИКА – слово, пришедшее к нам из греческого языка. В классическом понимании – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.

Вплоть до XIX века лирику разделяли на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию. Подробнее рассмотрим каждый из этих жанров лирики.

СОНЕТ – одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей.

ОТРЫВОК представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

САТИРА, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

ЭПИГРАММА – короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский и Гафт.

ЭПИТАФИЯ представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

На сегодняшний день существуют другие способы классификации жанров лирики. Согласно тематике стихотворений выделяют такие основные жанры лирики, как: пейзажная, интимная, философская.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА в большинстве случаев отображает отношение самого автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Для пейзажной лирики, более, чем для всех других разновидностей важен образный язык

ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – это изображение дружбы, любви, а в некоторых случаях и личной жизни автора. Она схожа с любовной лирикой, и, как правило, интимная лирика является «продолжением» любовной.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА рассматривает общечеловеческие вопросы о смысле жизни и гуманизме, вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле. Ее продолжение и разновидности – «гражданская лирика» и «религиозная лирика».

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – разновидность философской, которая приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИРИКА - разновидность философской, где темой является осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние.

Об особенностях написания стихов каждого жанра см. соответствующую статью на странице Ликбеза Для Начинающих в сборнике "Все о жанрах":

Перечень жанров - Справочный материал –
Жанр - пейзажная или городская лирика -
Жанр - интимная лирика -
Жанр - философская лирика -
Жанр - гражданская лирика -
Жанр - религиозная лирика -
Жанр - сонет -
Жанр - мистика и эзотерика -

Жанр в переводе с французского (genre) - род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только про­заические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, не­большое стихотворение и т. д.

Лирическое произведение - произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровен­ные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной вы­разительности». 16

Лирику разделяют на четыре основные тематические ка­тегорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзаж­ную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроник­новение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Ро­мантические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Мая­ковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)

К гражданской лирике относится публицистическая поэ­зия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасо­ва. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихо­творные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Пе­сня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:

скривится горько,

хлыстиком выстегать:

А где же душа?!

Да это ж -

риторика!

Поэзия где ж?

Одна публицистика?!

Капитализм -

неизящное слово,

куда изящней звучит -

«соловей»,

возвращусь к нему

снова и снова.

агитаторским лозунгом взвей!

(из поэмы «В. И. Ленин»).

Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раз­думьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущест­венно пятистопным ямбом:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Одной из разновидностей лирического стиха является со­нет. Сонет - от итальянского слова sonare - звучать, зве­неть. Его родина - Италия XIII века. Сонеты писали Пет­рарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России - Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.

Сонет - это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)

Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое восприни­мается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором - идет развитие положений, выдвинутых в на­чале; в третьем - происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам - последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.

Мы хотим закончить раздел, посвященный законам сти­хосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может пра­вильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точ­ка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приори­тет интуиции, импровизации над законами творчества; Нель­зя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отрабо­тано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо дока­зательство». 17 Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех во­просах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного резуль­тата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ

Мы не хотим великолепно декламировать,

То есть только говорить монолог. Мы хотим

Им действовать, житьим во всеобъемлющем

понятии этого слова!

К. С. Станиславский.

Не декламировать, а действовать, жить в материале не­обходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно ли­рические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрыва­ется сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдать­ся определенная последовательность, которая позволяет ор­ганичнее овладевать искусством словесного действия. Како­ва же последовательность работы над стихотворным мате­риалом? |

Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов. 18

1. Выбор материала.

2. Познание характеристических особенностей выбранно­го материала.

4. Творческий акт исполнения.

5. Анализ выступления.

Выбор материала

При выборе исполнительского материала необходимо со­блюдать определенные условия.Первое условие - актуаль­ность материала, его высокое идейно-художественное звуча­ние. При этом не следует понимать под актуальным материа­лом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы нахо­дим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с по­зиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, ми­ра может быть направлено классическое произведение.

Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».

«Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим» (47)

Вот главная мысль этого стихотворения. Человек все­гда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви - чувство, которое не всем дано ис­пытать.

Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое дей­ствие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственни­чества, напомнить человеку о том, что он - высшее сущест­во, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» - говорит поэт в других своих стихах.

Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызы­вая желание работать над ним. Лучше, если участники кол­лектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровы­вать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично за­менить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на неко­торое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, ко­торое обогатит исполнителя необходимыми технологически­ми умениями и навыками.

Третье условие, обеспечивающее успех в работе, - это соответствие материала творческим способностям чтеца-лю­бителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), ко­гда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ах­матовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личност­ным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.

Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20- 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их да­же хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой ин­дивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства - чтецкому искусству. (48)

Второй этап работы над стихами: изучение всех особен­ностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идей­но-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности эта­пов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)

Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо за­жить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую ин­тонацию, тон целенаправленного действия; Этому способст­вуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а так­же изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?

Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с при­родой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов долж­на как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание:

Выбор редакции
Врачами показана диета при раке легких для поддержания иммунной защиты организма, торможения роста злокачественных новообразований и...

Летние Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования по летним и всесезонным видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под...

Раковые патологии считаются сегодня самыми малоизученными. Непонятная этиология, длительное скрытое развитие, обширное метастазирование и...

В жизни человека, столкнувшегося с таким страшным диагнозом как рак, меняется очень много, в том числе и питание. Правильное питание при...
Не секрет, что на природе вся еда с углей мангала кажется вкуснее: аппетитная, пропахшая дымком, она мигом «улетает», вызывая восхищение....
При тяжелых заболеваниях огромную роль играют те питательные вещества, которые попадают в организм с едой. Питание для онкобольных должно...
Никто не сомневается в том, что нерациональное питание может сыграть решающую роль в возникновении Следовательно, должна существовать...
Показания для назначения, характеристика, перечень разрешенных продуктов вместе с примерным меню помогут сориентироваться и...
9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. Произошло сильное землетрясение на разломе...