Есть ли психика у животных. Психика животных. Основные области исследований


Психика животных О П. ж., в отличие от психики человека , нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции . Все представления о существовании у животных субъективного опыта , о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии . Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению , разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма , приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией , реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией . В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "психика животных" в других словарях:

    Психика животных - [греч. psychikos душевный] внутренний мир животного, охватывающий весь комплекс предполагаемых субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПСИХИКА - (от греч. psyche душа). Свое понимание.П. советская психология строит на основе разработки теоретического наследства Маркса Энгельса Ленина, работ Сталина. Маркс указывал, что «сознание никогда не может быть чем либо другим, как сознанным… … Большая медицинская энциклопедия

    Высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его… …

    ПСИХИКА - (греч.). Область душевных сил и способностей индивида. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХИКА область душевных явлений, область чувства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПСИХИКА - (от греч. psychikos душевный) специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одной стороны, физиологии организма, понимаемой биохимически, с др. понятию «душа», воспринимаемому как… … Философская энциклопедия

    ПСИХИКА - (от греч. psychikos душевный) совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с… … Большой Энциклопедический словарь

    Согласно ей, у человека возникает особый вид функций психических функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных. Автор Л. С. Выготский. По крайней мере два ее фундаментальных положения сохраняют значение поныне. Это положение об… … Большая психологическая энциклопедия

    Психика - Сюда перенаправляется запрос «Теория психики». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Психика - (гр. душа) понятие, характеризующее внутренний мир человека и высших животных. Психика человека отличается от психики животных способностью оперировать знаковыми структурами, имеющими социальную природу. Психика определяется как одна из форм… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

    психика - и; ж. [от греч. psychikos душевный] 1. Совокупность процессов и явлений, связанных с высшей нервной деятельностью человека и животных. Ощущения, восприятия, эмоции, память неотъемлемые элементы психики. 2. Душевная организация, душевный склад;… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Психика и психические процессы (система понятий общей психологии) , Чуприкова Наталия Ивановна , В книге обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания психики как отражения действительности и регулятора на этой основе поведения и деятельности. Как ответ… Категория: Психология Серия: Разумное поведение и язык Издатель: Языки славянской культуры , Производитель: Языки славянской культуры , Купить за 1201 грн (только Украина)
  • Мозг и психика животных. Влияние экспериментальных неврозов на слюноотделение собак , Чилингарян Лилия Ивановна , Монография Л. И. Чилингарян посвящена одному из интереснейших аспектов современной биологической науки - исследованиям мозга. Продолжая развитие условно-рефлекторной теории великого Павлова и… Категория: Зоология Серия: Психологические технологии Издатель:

Психика животных - внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.
Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. Психика животных с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать психику животных, которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о психике животных вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали психику животных недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование психики животных за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение психики животных превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема Психика животных рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане.

Возможно, что поведение и психика животных связаны так же, как психика и поведение человека. В пользу правомерности такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, человек и животные являются ступенями единой эволюционной системы, то есть имеют общее происхождение. Во-вторых, у человека и животных имеется много общего в строении организма и центральной нервной системы. В-третьих, весьма похожи физические и физиологические процессы, происходящие в нервной системе человека и животных. Именно на эти соображения обычно опираются ученые, судя о психике животных по объективным признакам, аналогичным тем, которые используются при изучении психики человека. Однако далеко не все объективные признаки, подходящие для характеристики свойств психики человека, годятся для анализа психики животных: ведь кроме общего в строении организма человека и животных есть и различное. Это касается, например, строения головного мозга. У человека новая часть коры головного мозга представлена гораздо больше, чем у всех животных, включая высших, человекообразных обезьян. Да и органы чувств человека, например его орган зрения и орган слуха, отличаются по строению от аналогичных органов животных. Следовательно, уверенно судить о психике животных можно только по тем объективным признакам, которые связаны с идентичными для человека и животных телесными органами. Если говорить более конкретно, то в научных исследованиях и в жизненных практических наблюдениях за животными мы можем судить об их психике в основном по следующим объективным признакам:



1. По двигательным реакциям на те или иные внешние воздействия, которые вызывают соответствующие психические явления. К примеру, вывод о том, что у животного есть образ некоторого предмета, мы можем сделать на основании того, что животное вполне определенным образом реагирует на данный предмет, причем его реакция на этот предмет отличается от реакции на другой предмет.

2. Мы можем подключить к телу животного приборы, которые зафиксируют определенные органические реакции, аналогичные реакциям человека, сопровождающим психические явления: изменение давления крови, частоты пульса, частоты дыхания, электрической активности мозга.

Однако такой подход годится только для высших животных, которые по поведению и по строению тела имеют много общего с человеком. Он мало подходит для изучения психики низших животных, и здесь мы можем только с известной долей вероятности предполагать, имеют ли место те или иные психические явления. Тем не менее ученых давно уже интересует не только вопрос о том, есть ли психика у животных, но и вопрос о том, чем психологически отличаются друг от друга животные, находящиеся на разных ступенях эволюционного развития.

Чувствительность.

Инстинктивное поведение.

Навыки.

Интеллектуальное поведение животных.

Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные иприобретенные в процессе жизни.

Врожденные формы обеспечивают биологически целе­сообразную реакцию на определенные условия среды. Вся­кое живое существо - и животное, и человек - обладает такими формами поведения.

4.1. Чувствительность

Первые признаки психики в животном мире возника­ют уже у низших животных и проявляются в форме чув­ствительности. Физиологической основой чувствительно­сти являетсяраздражимость - способность живых орга­низмов отвечать на биологически значимые (жизненно важные) для них воздействия, раздражители. Когда живые организмы начинают воспринимать такие воздействия ок­ружающей среды, которые сами не имеют непосредствен­ного биологического смысла, но могутсигнализировать о биологически значимых раздражителях, возникает чувстви­тельность.

Изменение формы растения, которое как бы двигается к свету (тропизм) не есть проявление чувствительности, поскольку эта непосредственная реакция на биологически значимый (значимый для его сохранения) раздражитель. Совсем другое дело движение жабы, захватывающей летя-76

щего мотылька. Движение мотылька, его форма, отражае­мый его крыльями свет сами по себе не могут удовлетво­рить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но они сигнализируют о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность. В процессе эволюции жи­вых организмов чувствительность возникает очень рано.

Низшие животные реагируют только на отдельные свой­ства окружающего мира. Эта стадия развития психики ха­рактеризует элементарную чувствительность. Но такая чув­ствительность обеспечивает лишь недифференцированные ощущения. На этой стадии поведение почти полностью определяется инстинктами.

4.2. Инстинктивное поведение

Инстинкты - врожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биоло­гических потребностей. Инстинктивное поведение прояв­ляется на всех ступенях эволюционной лестницы - от низ­ших животных, насекомых до человека. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохра­нения, пищевой и сексуальный инстинкты. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинк­тивное поведение.

Основной механизм осуществления такого поведения -безусловные рефлексы.

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможности выживания с самых первых мо­ ментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удов­летворить необходимых потребности и становится неадек­ватным.

Приведем пример. Очень важным врожденным инстин­ктом гусят является инстинкт следования. Родившийся гу­сенок готов следовать за первым движущимся объектом, который попадает в его поле зрения. В обычных условиях это биологически целесообразно - он следует за мамой-гусыней и благодаря этому получает все необходимое для жизни. Исследователи поведения животных неоднократно проводили опыты, в которых первым движущимся объек­том, попавшим в поле зрения гусенка, был человек или катящийся шар, заводная игрушка. Гусенок начинал сле­довать за ней. Даже тогда, когда ему предлагался выбор -

следовать ли за объектом, который он увидел первым в своей жизни или за настоящей мамой-уткой, он выбирал первое. Понятно, что такое поведение биологически неце­лесообразно, однако вопреки этому, насекомые, живот­ные, птицы повторяют их, не меняя.

Пчелиные соты при минимуме площади обладают наи­большей вместимостью. Впечатление такое, что перед нами образец тончайшего математического расчета. Ин­стинкт пчелы заставляет строить соты так, чтобы это было биологически целесообразно. Инстинкт заставляет пчелу старательно закупоривать ячейки сот, чтобы сохранить в них мед. Но если у сот проткнуть дно, пчела будет так же их закупоривать, хотя никакого смысла в этом уже нет: из таких сот мед вытечет.

Таким образом, инстинктивное поведение целесообраз­но в стереотипных условиях и нецелесообразно в постоян­но изменяющейся среде.

Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Содержание статьи

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ (сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на жизнедеятельность животных, а также разнообразных аспектов сходства и различия в их поведении. Зоопсихологи ставят перед собой следующие основные вопросы: каково влияние наследственности и среды на психику и поведение; какова роль инстинктов в поведении животных; в какой мере поведение определяется научением; как изменяется поведение в процессе индивидуального развития животного; в чем состоит адаптивная функция психики животного в его естественной среде.

В историко-научной перспективе психология рассматривалась как область знания, существующая отдельно от этологии – науки о поведении животных в естественной среде обитания. Первыми этологами были европейские ученые, использовавшие главным образом метод наблюдения за животными в природных условиях. Зоопсихология получила развитие в университетских лабораториях США, где проводились экспериментальные исследования.

Этологами обычно становятся зоологи, интересующиеся развитием и адаптивным значением поведения, а также его наследственными и эволюционными предпосылками. Зоопсихологи же, как правило, получают психологическое образование, и в поведении животных их интересуют психологические процессы, а именно научение, мотивация, память и восприятие; кроме того, они пытаются определить нейропсихологические механизмы той или иной формы поведения.

Тем не менее этология оказала большое влияние на зоопсихологию и способствовала расширению сферы ее исследований. Зоопсихологи теперь активно изучают такие проблемы, как роль наследственности в поведении и адаптивное значение инстинктивных и приобретенных форм поведения. В настоящее время зоопсихология и этология сближаются и дополняют друг друга в попытке понять поведение животных во всей его сложности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Человек начал размышлять о поведении животных в глубокой древности. Гераклит предполагал, что люди и боги обладают разумом и душой, тогда как звери (животные) неразумны и не имеют души. В противоположность ему Аристотель в ходе рассуждений об эволюции животных и их классификации сформулировал некоторые первые принципы психологии животных.

Первой книгой в области зоопсихологии была Сравнительная психология (Psychologie comparée , 1864) П.Флуранса. Однако главный импульс для развития современной сравнительной психологии дал знаменитый труд Чарлза Дарвина Происхождение видов (Origin of Species , 1859), содержащий обсуждение адаптивной роли инстинктов и поведения у разных животных. Его идеи побудили многих ученых – философов, натуралистов и биологов – разрабатывать те направления исследований, на основе которых впоследствии сформировались зоопсихология и этология как науки. Более поздняя работа Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (Expression of the Emotions in Man and Animals , 1872) тоже сыграла огромную роль в развитии сравнительного подхода к изучению поведения животных.

В конце 19 в. был опубликован ряд книг по психологии животных. Одна из наиболее известных, Разум животных (Animal Intelligence , 1882), была написана биологом Дж.Романесом. Теория тропизмов Ж.Лёба, предложенная в 1890, объясняла поведение как движение к стимулу или от него вследствие физико-химических причин (см. также ЛЁБ, ЖАК). После опубликования книги У.Джемса Принципы психологии (Principles of Psychology , 1890) и диссертации Э.Торндайка Ум животных : экспериментальное изучение ассоциативных процессов (Animal Intelligence : An Experimental Study of the Associate Processes of Animals , 1898) психология животных стала систематической научной дисциплиной.

В первой половине 20 в. психология животных находилась под сильнейшим влиянием теоретиков, утверждавших, что решающую роль в формировании поведения играют окружающая среда и научение, и часто не принимавших в расчет биологические факторы, от которых зависят восприятие и само научение. Многие зоопсихологи стали последователями К.Халла, Э.Толмена, Э.Газри, Б.Скиннера. Лишь отдельные исследователи (Р.Йеркс, К.Лешли, Н.Майер и Т.Шнейрла) оставались в рамках более широкого, физиологически ориентированного подхода.

ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Эволюционная адаптация.

Большое влияние на исследователей поведения животных оказали дарвиновские представления о том, что в ходе эволюции животные отбирались по принципу наилучшей адаптации к условиям окружающей среды. Лишь при рассмотрении поведения животных с позиций эволюционной теории удается выявить основополагающие принципы, применимые к большим группам животных. Например, в одном исследовании сравнивалось поведение плотоядных млекопитающих, таких, как львы и медведи, и копытных, таких, как антилопы. Плотоядные животные – хищники, и обычно сами не являются добычей для других. Наоборот, на копытных постоянно охотятся, но сами они не убивают других животных, разве что в каких-то исключительных обстоятельствах. Типы поведения этих двух групп совершенно различны. Копытные – стадные животные; хищники же не собираются в стада, хотя некоторые, в частности львы и волки, объединяются в небольшие группы. Спаривание копытных происходит быстрее, они мало и чутко спят и очень быстро пьют, когда предоставляется такая возможность. Плотоядным животным, напротив, требуется много времени для спаривания, они крепко спят и не торопятся, когда пьют. Роды у копытных протекают быстро, они не подготавливают для этого специального места, тогда как плотоядные готовят нору или логово, а роды у них занимают длительное время. Эти различия в поведении явно соответствуют тому, что необходимо для выживания каждой группы, и, очевидно, возникли под давлением естественного отбора.

Генетика и поведение.

Поведение животных зависит прежде всего от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к научению определяется также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида. Например, приматы особенно восприимчивы к крикам особей своего вида и, вероятно, генетически предрасположены к распознаванию значений этих разнообразных звуков. Лягушки обладают специфическим свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть. При этом на обездвиженных насекомых они не реагируют, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она умрет с голоду, но не притронется к ним. У многих животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины. Едва вылупившиеся птенцы в гнездах на скалах избегают приближаться к краю обрыва, тогда как утята не проявляют подобной осторожности.

Влияние среды.

Изучение приматов в естественных условиях показало, что угроза со стороны хищников и доступность пищи могут привести к значительным изменениям в социальной организации даже среди близкородственных видов. В одном из исследований сравнивалась социальная организация двух видов павианов – анубисов и гамадрилов; и те и другие обитают в Эфиопии, но в разных экологических нишах. Анубисам пища более доступна, поскольку они живут в лесах или вблизи них, и там имеются источники воды. Гамадрилы, напротив, обитают в засушливых областях, где добывать пищу трудно. И на тех, и на других охотятся крупные кошачьи – львы и леопарды. При этом анубисы живут большими группами, состоящими из детенышей и нескольких взрослых самцов и самок. У гамадрилов же основной единицей сообщества является гарем, с одним взрослым самцом и несколькими самками с детенышами.

Сообщество гамадрилов уникально приспособлено к местообитанию, где пища добывается с трудом и ее хватает только для выживания маленькой группы. Один взрослый самец обеспечивает и воспроизводство и защиту, а отсутствие других самцов уменьшает совокупную потребность в пище. На ночь несколько гаремов собираются вместе и, чтобы обезопасить себя от хищников, устраиваются на ночлег под защитой немногочисленных в этой местности отвесных скал.

Механизм, обеспечивающий эту социальную структуру, отчасти детерминирован генетически. Самец-гамадрил собирает самок и держит их при себе независимо от того, находятся ли они в периоде течки (эструса) – состояния повышенного сексуального возбуждения и способности к размножению – или вне этого периода. Иными словами, самцов-гамадрилов самки привлекают просто в силу их половой принадлежности. Самец-анубис, напротив, не расположен держать при себе самок, и они привлекают его лишь в период течки.

Социальное поведение.

Все животные должны время от времени взаимодействовать друг с другом, по крайней мере в той степени, которая необходима для спаривания и размножения. Сверх этих минимальных контактов социальные отношения животных варьируют от преимущественно одиночного образа жизни до полной зависимости от группы. Формирование сообществ у животных дает отдельным особям или группе в целом определенные адаптивные преимущества, связанные с такими факторами, как совместная защита от хищников, совместное добывание пищи, увеличение способности выдерживать межвидовую конкуренцию, повышение эффективности размножения.

Генетическая основа социальности может сохраняться и в тех случаях, когда перестает быть необходимой или даже просто полезной для выживания животного. Например, Дж.Скотт, проводя детальное сравнительное исследование волков и различных пород домашних собак, обнаружил, что, хотя домашние собаки были генетически изолированы от своих диких предков (волков) на протяжении 12 000 лет, у обоих видов поведение осталось во многом сходным. Социальное поведение сильнее выражено у волков, но в основных чертах оно не отличается от соответствующего поведения собак. И те и другие являются стайными животными. И волки и собаки сообщают о своем местонахождении и состоянии с помощью лая и воя. И те и другие охраняют свою территорию и имеют обыкновение закапывать пищу.

Как и у многих других животных, у собак и волков существуют критические периоды в развитии социального поведения, когда они способны к формированию основных взаимоотношений, присущих взрослым особям данного вида. Если у щенка собаки (или волка) в течение первых 14-ти недель жизни не были установлены доброжелательные, доверительные отношения с человеком, животное останется «диким», будет избегать и бояться человека.

Коммуникация.

Наиболее мощное средство коммуникации – язык, который присущ только человеку. Все животные обмениваются информацией, но не всякий обмен информацией происходит на основе языка. Язык – это открытая коммуникативная система, позволяющая вводить и использовать в новых комбинациях новые единицы (слова), а тем самым и постоянно расширять смысловую сторону сообщений, на которые соответственно реагируют те, кто их получает.

В исследованиях Б.Гарднер, А.Гарднера, Д.Примака, Д.Рамбо и Э.Сэвидж было показано, что, используя «неголосовую» языковую систему и длительные тренировки, у шимпанзе можно развить сложные, лингвистически значимые коммуникативные навыки. Эти навыки включают способность выучивать значения новых «слов», отвечать на слова, правильно их применять, давать названия вещам на основе их наиболее заметных признаков и даже «разговаривать».

Поведение и научение у приматов.

В настоящее время интенсивно изучается поведение человекообразных приматов как в естественных, так и в лабораторных условиях. Поскольку эти обезьяны находятся в ближайшем эволюционном родстве с человеком (тоже приматом), изучение их предоставляет уникальную возможность найти ответы на ряд вопросов, важных для нашего собственного вида: Какие поведенческие признаки являются общими для всех приматов? Давлением каких факторов эволюции можно объяснить сходство и различия в поведении существующих видов приматов? Как влияют средовые факторы, действующие в раннем периоде индивидуального развития, на приобретение нормальных социальных и познавательных навыков? Какими способами коммуникации пользуются приматы, и какими видами информации они способны обмениваться?

Исследования приматов в естественных условиях сосредоточены на изучении их социальных структур, питания, родительского поведения, хищничества (и защиты от него), использования природной среды, родственных связей и различных аспектов социального взаимодействия. В лабораторных условиях исследуют восприятие и научение, коммуникацию, физиологию и эндокринологию,с трудом поддающиеся изучению в естественных условиях.

Психика - свойство высокоорганизованной материи или мозга, отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа регулировать деятельность субъекта и его поведение.Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Более элементарная форма отражения - раздражимость (свойство живых организмов реагировать изменение). Раздражимость - приближение (на положит. фактор) и отталкивание (на отриц). Отражение сигнала (звук, запах). Объективный критерий психики, который позволил бы рассматривать психику животных - это должен быть внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, кот.позволяет утверждать, что у данного организма есть психика. По Леонтьеву ОКП - это способность живого организма реагировать на биологически нейтральные воздействие, кот.является сигналом раздражителя биологически значимого. В качестве этих сигналов выступают свойства предмета (цвет, звук).

Общие закономерности развития психики : 1. Элементы более высокого уровня или стадии развития психики, всегда зарождаются в недрах предшествующего уровня. само усложнение происходит в результате усложнения деятельности, кот. связывает животное с окружающей средой. 2. Эволюция н.с. является основой развития психики. 3. Стадии регуляции поведения животных, а именно инстинкт, навык, интеллект могу существовать отдельно, но и могут взаимоизменять друг друга. 4. Нет поведения кот. было бы целиком врождённым или приобретённым, всегда есть сочетание врождённых и приобретённых признаков.

Элементарная сенсорная психика . Отс-е НС - инфузории, эвглена зел. Чувст-ть. Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной сис-мы (гидра, медуза) это отдельные нервные клетки с отростками - диффузная НС. Нет управля-го центра. Форма отражение - ощущение (отдельные cв-ва предметов). Перцептивная психика . Насекомые. НС узелковая. Сенсорная стадия развития психики. Отдельные cв-ва предметов. Форма отражения- зачатки восприятия. Форма поведения - рефлекс, инстинкт. Рыбы, пресноводные, пресмыкающиеся. НС - трубчатая. Кора. Иерархизация - большее подчинение нижележащих отделов НС вышележащим. Форма пов-я - то же + навык. Интеллектуальные животные . Млекопитающие. НС трубчатая. Зачатки мышления. Связи между предметами. Форма поведения - рефлекс, инстинкт, навык, игровое пов-е. приматы - +интеллект. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики (способность отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий), (2) стадию перцептивной психики (отражение внешней действительности в форме целостных образов вещей ), (3) стадию интеллекта (более сложные формы отражения дествительности). На стадии перцептивной психики выделяются операции - это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Основные особенности психики животных , в отличие от психики человека. Основу форм поведения животных составляют инстинкты, точнее, инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы, поведения. Инстинкт обусловлен действием как внешних (специальные раздражители - "ключевые стимулы"), так и внутренних (эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий) факторов. Вся активность животных опред биологическими факторами и подчинена основному мотиву - обеспечить выживание вида. Поведение ограничено рамками конкретной ситуации. У ж. нет абстрактного мышления. Развитие психики ж. определяется биологическими законами, а ч. социальными.

Импринтинг (Лоренц),раннее запечатление у животных.

Исследования элементов мышления у животных проводятся в двух основных направлениях, позволяющих установить, имеется ли у них: способность в новых ситуациях решать незнакомые задачи, для которых нет готового решения, т. е. экстренно улавливать структуру задачи ("инсайт"); способность к обобщению и абстрагированию в виде формирования довербальных понятий и оперирования символами.

Элементы мышления проявляются у животных в разных формах: в выполнении разных операций, таких как обобщение, абстрагирование, сравнение, логический вывод. Разумные акты у животных связаны с обработкой разного рода сенсорной информации (звуковой, обонятельной, разных видов зрительной - пространственной, количественной, геометрической) в разных функциональных сферах - пищедобывательной, оборонительной, социальной, родительской и др. Мышление животных - не просто способность к решению той или иной задачи. Это системное свойство мозга, причем чем выше филогенетический уровень животного и соответствующей структурно-функциональной организации его мозга, тем большим диапазоном интеллектуальных возможностей оно обладает.

Определения мышления животных. Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного". Иными словами, речь идет об актах поведения, программа выполнения которых должна создаваться э кстренно , в соответствии с условиями задачи, и по своей природе не требует совершения действий, которые представляли бы собой пробы и ошибки.

Мышление животных - сложный процесс, который включает как способность к экстренному решению тех или иных элементарных логических задач, так и способность к обобщению. У высокоорганизованных животных (у приматов, дельфинов, а также врановых птиц) мышление не ограничивается способностью к решению отдельных задач, но представляет собой системную функцию мозга, которая проявляется при решении разнообразных тестов в эксперименте и в самых разных ситуациях в естественной среде обитания.

Научение - это такая модификация поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта особи, а не является следствием роста, созревания, старения организма, или следствием утомления, сенсорной адаптации.

В результате научения поведение может измениться следующим образом: могут возникнуть совершенно новые для данной особи поведенческие акты; привычная поведенческая реакция будет вызываться стимулом, не бывшим ранее с ней связанным; возможно изменение вероятности или формы ответа, который возникал на предъявленный стимул в данной ситуации.

Выбор редакции
Врачами показана диета при раке легких для поддержания иммунной защиты организма, торможения роста злокачественных новообразований и...

Летние Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования по летним и всесезонным видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под...

Раковые патологии считаются сегодня самыми малоизученными. Непонятная этиология, длительное скрытое развитие, обширное метастазирование и...

В жизни человека, столкнувшегося с таким страшным диагнозом как рак, меняется очень много, в том числе и питание. Правильное питание при...
Не секрет, что на природе вся еда с углей мангала кажется вкуснее: аппетитная, пропахшая дымком, она мигом «улетает», вызывая восхищение....
При тяжелых заболеваниях огромную роль играют те питательные вещества, которые попадают в организм с едой. Питание для онкобольных должно...
Никто не сомневается в том, что нерациональное питание может сыграть решающую роль в возникновении Следовательно, должна существовать...
Показания для назначения, характеристика, перечень разрешенных продуктов вместе с примерным меню помогут сориентироваться и...
9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. Произошло сильное землетрясение на разломе...