Значение иллюзии вербальные в медицинских терминах. Иллюзия восприятия Определения вербального иллюзионизма и иллюзорного знания


Возникновение вербальных иллюзий (от лат. verbalis - устный, словесный) основано на реально происходящих вокруг человека разговорах, звучании речи, а действующие на больного человека звуковые раздражители воспринимаются им совершенно в другом виде, как правило, в угрожающих тонах.

Другими словами, иллюзии слухового характера, которые содержат отдельные слова, сказанные нечаянно кем-то, находящимся рядом с больным человеком, или произнесённые фразы, называются вербальными.

Явление ярких, навязчивых, постоянно возникающих вербальных иллюзий психиатры обозначают "иллюзорным галлюцинозом". Их появление возможно на фоне болезненного, изменённого аффективного состояния, при возникновении тревоги или страха, и достаточно часто они сопровождаются бредовым истолкованием содержания.

В связи с тем, что эти явления основаны на страхе и аффекте, то смысл услышанного разговора больным человеком, как правило, воспринимается, как угроза, обвинение, ругань, направленные исключительно на него.

Например, слуховые иллюзии свойственны больным, страдающим бредом преследования или мании ревности. Больной с хроническим алкоголизмом, может подслушать разговор жены с посторонними лицами, и внутренне боясь подтверждения наказания или измены, "слышит" именно это в беседе.

Слуховые (вербальные) иллюзии могут возникнуть не только при звуках речи, но и в форме неречевых обманов, таких, как шипение, шумов (кранов, например), отдельных звуков (выстрелов, шумов прибоя). Если человек слышит один голос, то речь идёт о моновокальных слуховых иллюзиях, если два голоса - о диалоге, три и больше - говорят о поливокальных иллюзиях.

Истоки механизма иллюзий, в том числе, и вербальных (как и галлюцинаций), до сегодняшнего времени до конца не изучены, поэтому причины, вызывающие эти явления, проявляющиеся при иллюзиях, то есть, нарушения активного, но очень избирательного характера восприятия человеком тех или иных звуков, пока ещё недостаточно ясны.

Чтобы воспринимать дефект (при негативной симптоматике), необходимо осознавать, что восприятие для человека представляет собой первичный источник информации (для всей его психической деятельности), и при малейшем нарушении, сигнал восприятия искажается.

Восприятия в положительной симптоматике являются иллюзией (в данном случае, вербальным явлением) - неверной оценкой поступившего от органа слуха сигнала-информации, и галлюцинацией - нарушением восприятия. При этом в органах слуха (анализаторах) трактовка ложного (мнимого) восприятия несуществующего, непонятного (неуслышанного) органами слуха информационного сообщения считается состоявшимся реальным событием.

В начальной стадии восприятия человеком любого явления лежит ощущение, во время чего происходит выявление отдельных качеств, свойств предмета, образов или явлений. Ощущение обладает силой, качеством, определённым местом и чувственной окраской.

Совокупность нескольких видов ощущений составляет восприятие чего-либо. В результате этого в головном мозге возникает ассоциативный ряд представлений, которые запечатлеваются в памяти, и могут быть в любую минуту восстановлены в сознании.

Представления возникают сами по себе без наличия раздражителя, а восприятие является процессом отражения образов или явлений реальности при воздействии их на рецепторы чувств. Правильность или ошибочность процесса восприятия находится в прямой зависимости от состояния физических функций (сознания, слуха, внимания, возможности анализа и пр.).

Нарушения восприятия, возникновение вербальных иллюзий специалисты классифицируют согласно органу чувств, к которому относится данная конкретная искажённая информация - в данном случае, как слуховые галлюцинации (существуют зрительные галлюцинации, тактильные галлюцинации или сенестопатии и пр.).

Часть здоровых людей, испытывающих такие явления как вербальные иллюзии, подвержены так называемой установке, другими словами, у них искажение восприятия возникает под влиянием предшествующих непосредственно перед моментом возникновения иллюзии, восприятий. Этим явлением у здоровых людей занимался психолог Д. Н. Узнадзе, создавший по этому вопросу собственную школу.

Поддерживал такую же точку зрения и известный канадский нейрохирург В. Пенфилд, вызывавший зрительные и слуховые галлюцинации и иллюзии во время операций, связанных с эпилепсиями, при помощи электрической стимуляции участков затылочной и височной долей коры головного мозга.

Врачи и психологи считают, что проявления вербальных иллюзий являются процессом существенно более сложным, чем аффективные (психические) иллюзии зрительного характера. Это обусловлено тем, что этот процесс заключается в том, что больному в шуме звуков и голосов, в посторонней нейтральной речи слышатся слова или целые фразы, направленные на него, то есть имеющие к нему прямое отношение. И, самое главное, они, как правило, совпадают по сюжету происходящего или по своему содержанию с аффективными и бредовыми муками и переживаниями больного.

Во всех этих случаях человек уверен, что "слышит" то, чего в реальности не было сказано. Эта его трактовка и есть вербальная иллюзия, которая напрямую связана с тем, что отдельные звуки, являющиеся слуховыми раздражителями, "конструируются" его сознанием в осмысленные слова, иногда в целую речь, что создаёт для человека целостный (ошибочно распознанный) слуховой образ, при этом, его содержание полностью зависит от конкретного состояния человека в эту минуту. Специалисты психиатры принимают за аксиому, что вербальные иллюзии, как правило, становятся основой для формирования настроенности больного бредового характера.

В одних случаях вербальных явлений это могут быть оклики, различимые в реально существующем шуме и звуке голосов (необходимо их отличать от окликов галлюцинаторного характера), а в других, они представляют собой непосредственно вербальные иллюзии, которые часто очень тяжело отличить от так называемых иллюзий бреда больного человека.

Дифференцировать в данных случаях три принципиально различные явления очень сложно. К этим явлениям врачи относят:

Бредовую или сверхценную (ошибочная трактовка больного) интерпретацию реально услышанных в скоплении людей слов, обрывков фраз и полных предложений, и неправильно отнесённых их больным человеком на свой счёт;

Иллюзорную переработку (трактовку) действительно реально услышанных слов, звуков с восприятием их больным в виде других слов и фраз, соответствующих его конкретному настроению в данный отрезок времени;

Вербальную галлюцинацию (не иллюзию), вследствие возникающих в шуме толпы звуков, (истинную, реальную или функциональную).

Переживания подобного типа (иллюзии) могут возникать не только вербального характера, но и в виде зрительных, вкусовых, обонятельных отклонений. Иногда роль аффекта (психогенного состояния), вызывающего вербальные иллюзии, играет концепция бреда, приводящая к аффектации. После чего опосредованно, через неё она ведёт к вербальным иллюзиям, возникающим, теперь уже, на основе бреда.

С наступлением темноты (вечера, ночи) интенсивность иллюзий различного характера возрастает, при этом вербальные иллюзии могут сохраняться и днём (практически всегда). Некоторые фазы психотических состояний характерны тем, что больные самостоятельно чётко определяют своё положение - с закрытыми глазами они ощущают явления зрительных обманов, а с открытыми глазами "слышат" разговоры и голоса людей за окном, ведущих переговоры, направленные на предстоящую расправу над ними.

При этом врачи точно различают вербальные иллюзии и бредовые идеи отношений. При явлении бреда больной действительно слышит речь окружающих людей правильно, однако при этом совершенно убеждён, что в ней содержатся угрозы и намёки, направленные в его адрес.

Вербальные иллюзии могут возникнуть и у здоровых людей, под влиянием возбуждённого настроения, невнимания, и при определённых условиях (доносящаяся издалека неясная музыка, шум дождя и пр.). Однако отличие подобных явлений у здорового человека от больного состоит в том, что у них не нарушен момент правильного опознавания звуковых раздражителей, потому что здоровый человек имеет достаточно возможностей для проверки правильности ощущения (слуховой иллюзии) и уточнения первого ошибочного впечатления.

Интересный пример подобного явления приведён американским учёным Вильямом Джемсом в его книге "Психиатрия": "Однажды, поздно ночью я сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и затем, через минуту, слова возобновился, Я вышел в зал, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я успел вернуться и себе в комнату и сесть за книгу, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум прекратился. Вернувшись во второй раз к себе в комнату, я вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленькая собачка, спавшая полу. При этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию".

То есть, своим наблюдением он подтвердил, что если сознание здорового человека почему-либо приняло за реальность, что источник звука расположен вдалеке, то он кажется значительно громче, но при установлении настоящего источника, иллюзия уходит.

Кумин Александр Михайлович

“Именование и научение не осуществляются иначе, как голосом и знаком. Когда голоса и знаки понятны и прояснены, выявляется действительный облик”. Кукай (Кобо-Дайси, 774-835г.)

1. Определения вербального иллюзионизма и иллюзорного знания.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ (ВИ) - это подмена знания сути: устройства предметов, их структуры, или алгоритма процессов и природы движущих сил - на знание названия этих предметов или процессов. В результате этой замены "В сознании людей возникает словесный мираж, который заслоняет и подменяет собой реальность. Рано или поздно жизненный опыт и общественная практика развеивают такие миражи, но иногда они могут держать в плену сознание множества людей на протяжении долгого времени" /1стр.88./. Негативным следствием этих миражей становится ИЛЛЮЗОРНОЕ ЗНАНИЕ (ИЗ). "Широко распространенной, хотя и мало осознаваемой ВИ является ИЗ. Формирование его начинается с раннего детства. Когда ребенок спрашивает о чем-нибудь: "Что это такое?", он получает ответы: "Это муравей", "Это телевизор", "Это электросварка". Какое знание получает он из этих ответов? Очевидно, что полного знания о сути предмета, к которому относился вопрос, он не получает. Единственное знание, которое он приобретает, - это знание названия предмета. Но, если затем его спрашивают: "Знаешь, что это такое?" - он может гордо сказать: "Конечно, знаю! Это муравей (телевизор, электросварка)". Знание названия принимается за знание о предмете! Так незаметно мы попадаем в плен слов и, взрослея, продолжаем жить в этом плену". / 1 стр.88-89/

Слова в памяти человека - это коды действительных обликов предметов и их движений. При обобщении мозгом нескольких однотипных обликов формируются отвлеченные абстрактные понятия. Они позволяют человеку быстрее обрабатывать значительно больший объем информации, отвлекаясь при этом от несущественных различий, и в то же время на более "низком" уровне структуры мозга сохраняют исходное знание о многих конкретных деталях. Однако на вопрос, например, о том, почему все тела падают на Землю, – даже самый первый уровень ощущения, выявленного и обозначенного названием - "притяжение", ни какого ответа уже не может дать. Для этого необходимо иметь знание о физических процессах, протекающих на более низких уровнях деления материи (атомном, субатомном и т. д.). Однако эта информация осталась на уровне "ощущения" (движения) атомных и субатомных частиц, и в мозг она не поступила, поэтому человек вынужден вначале произвольно кодировать (обозначать) явления, а затем уже строить более сложные (физические) модели невидимых материальных процессов.

В истории встречается много подобных ситуаций. Например, Франклин, ни сколько не сомневаясь в своей правоте, "обосновал" такой прагматический подход к физическому знанию откровенным эгоизмом. Этот подход и обеспечил в дальнейшем присутствие ИЗ в науке, практически, на "законном" основании. - "Для нас наиболее важным является не знание способа, которым природа осуществляет свои законы, достаточно знать (назвать, пр. авт.) сами эти законы. Приятно, конечно, знать истину, однако обеспечить целость фарфорового изделия мы можем и без этого". Однако без "этого" знания сохранить жизнь человечества в космической эволюции планет и звезд, изобилующей катаклизмами, мы, к сожалению, уже не сможем!

Огромному количеству людей в быту действительно совсем не обязательно знать, как работает телевизор, компьютер или автомобиль, так как знание названий и инструкций по эксплуатации позволяют пользоваться даже очень сложной бытовой и профессиональной техникой. Такова и модель отношений клетка – мозг: нажми - это импульс, – получи - картинку на экране или холестерин в кровь, при этом "потребителю" совершенно безразлично, каким образом это происходит. Но, к сожалению, на уровне участия человечества в космической эволюции ИЗ играют уже огромную негативную роль. Они незаметно присутствуют во многих научных моделях и являются латентной (скрытой, и поэтому веками не разрешаемой) проблемой. В силу этого, сегодня именно ИЗ, положенные в основу науки, стали причиной кризиса естествознания и тормозом для рационального и прогрессивного развития человечества!

Можно привести примеры присутствия ИЗ в любых областях науки и религии. Прежде всего, это мифы, объясняющие силы природы. В философии - это "душа" и "свобода воли". В математике - это цифра "0". В физике – это субъективная иллюзия существования покоя и его эквивалентность с движением "тел"; "притяжение" тел друг к другу; и, наконец, их движение по "силовым" или "топологическим линиям". ИЗ длительно сохраняются в обществе, в основном, за счет слепой веры большинства людей в авторитет их создателей. Однако при внимательном рассмотрении ИЗ выясняется, что все они не имеют механизма исполнения и четкого определения (для проверки вербальной модели), т. е. они не имеют - "действительного облика"!!! Для того чтобы увидеть всю опасность скрытого присутствия ИЗ в науке, а также для их устранения - необходимо рассмотреть, как же они возникли и развивались.

2. История появления вербальных иллюзий и иллюзорного знания.

Язык, как вербальная система коммуникации, появляется уже на уровне общения рыб, птиц и животных, а впоследствии развивается и совершенствуется людьми благодаря совместной жизни и коллективной деятельности. Важным достоинством языка и сделанных на нем сообщений, является возможность с их помощью передавать и сохранять информацию: "До появления письменности аккумуляция знаний шла через устную речь. В течение долгих веков люди посредством нее сохраняли, передавали от поколения к поколению и, таким образом, накапливали народный опыт" (1стр.80). "Естественный язык выступает как средство общения потому, что он представляет собой код, на котором люди передают друг другу информацию" (1стр.94). Однако на ранней стадии развития человечества устное - вербальное общение не только приводит к консолидации племени, развитию логического и образного мышления, но так же способствует и формированию иллюзорного мифологического знания. "Оно отличается (от адекватного, авт.) тем, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы (и силы, авт.) природы представляются ему живыми, одушевленными существами, которые так же, как и он имеют волю, желания, мысли, чувства (т. е. зарождается антропоморфизм, авт.). В мифах неразличимо сочетаются реальность и вымысел. Зато они объясняют "все": в них "все" делается понятным, несмотря на отсутствие реальных знаний... Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные "тексты" первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в "свои" мифы скрепляет сообщество и вместе с тем отделяет его членов от чужаков, верящих в иные мифы" (1 стр. "275). По мнению тех, кто верит в данный миф, вопрос о его истинности, а тем боле, об основаниях его появления даже не должен возникать.

За отстаивание своих взглядов был казнен Сократ. В 432 г. до н. э. Анаксагор был изгнан из Афин за инакомыслие (безбожие). В 411г. до н. э. - Протагор, так же усомнившийся в существовании богов. В изгнании умер Фемистокл, последние годы жизни был под следствием Перикл. Предание анафеме учения Н. Коперника и трагическая судьба Д. Бруно свидетельствуют о том, что "еретиков" - т. е. людей, открыто ставящих под сомнение общепринятые "истины", солидарное, консервативное большинство отторгает или даже уничтожает, если чувствует угрозу для существования "своих" мифов. Но, если предмет искренней веры все же разоблачен и оказался иллюзией, - это воспринимается многими людьми как личное оскорбление и вызывает ненависть. Так было в древности, так происходит и сейчас, несмотря на показной плюрализм.

Именно насущная потребность многих людей сохранять в обществе взаимопонимание, накопленный опыт и обеспечивать преемственность знаний, имеет и обратную сторону "медали" - категоричное, а порой фанатичное неприятие нового, пусть даже истинного, знания. Именно, благодаря "здоровому" консерватизму и через общеизвестные слова – "пустые" названия люди незаметно сохраняют ИЗ. Эти слова являются лишь "осколками" древних мифов, и их употребление, как многим кажется, уже не маскирует не знание реальных процессов. Однако после разрушения старого мифа, некоторые слова (ВИ) из него переходят в новые мифы, но при этом они сохраняют прежнее, антропоморфное содержание. Таким образом, известные всем слова и обеспечивают преемственность ИЗ в составе новых мифов. В уже, якобы, материалистических теориях, они маскируют отсутствие объективного знания. Эмпедокл объяснял все взаимодействия материальных объектов (МО) при помощи "любви и ненависти". Аристотель - "стремлением тел занять естественные места". Ньютон - "притяжением" – тягой материи к материи. Эйнштейн – движением по "топологическим линиям". Какое новое знание появилось в представлениях людей о механизме ускоренного смещения всех МО, их "притяжения" или "отталкивания"? Что-нибудь изменилось со времен Эмпедокла? НИЧЕГО!

Можно привести много примеров тому, как и сегодня ИЗ "вчерашних" мифов подменяют материалистическое понимание реальных явлений: росток всходит, дождь идет, заряд стекает и.д. Это как рубцы соединительной ткани на месте зажившей раны, они, якобы, только напоминают о том, как трудно порой достигается выздоровление, и болезнью уже не считаются, хотя и замещают собой полноценную ткань. Таким образом, в быту и даже в науке сегодня сохранилось много латентных ИЗ. Антропоморфные названия в них заменяют понимание реальных процессов, например: "химическая активность", "излучение и поглощение", "стремление в потенциальную яму". Эти ИЗ входят в ортодоксальную "научную" картину мира, ими "объясняют" движение материи в современных теориях, их "подтверждают" измерения (на уровне существующей точности), и поэтому они - пока не заметны. Многие логические противоречия и парадоксы, которые представляют собой несомненные трудности в объяснении, служителями культа "заметаются под ковер", а от сознания людей они "закрыты" именно ВИ. Такими примерами являются: "рождение элементарных частиц из нулевых колебаний физического вакуума", "силовые" и "топологические линии" или всеобщее "притяжение" материи.

Современные "жрецы" прекрасно понимают - разрушение веры в существующие легенды и идеализации в физике - приведет к мгновенному краху их мифологические учения. Если в средние века за нерушимостью "храма Божьего" неусыпно следила церковь, пресекая любую "ересь", то теперь свои "законы" так же ревностно охраняет и "академическая" наука. Поэтому в истории развития человечества можно встретить очень мало случаев, когда под давлением новых фактов и эмпирического знания пересматривались устаревшие представления:

Моисей передал закон от Бога - людям. Аристотель сформулировал систему взаимосвязанных представлений о мире. Иисус Христос изложил теорию о "триединстве Бытия" и материальности "Духа Истины". Птолемей создал геоцентрическую модель мира. Коперник открыл вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца. Галилей и Ньютон опровергли Аристотеля, но не объяснили природу "притяжения" и вращения. Эйнштейн "ограничил" скорость движения материи и "искривил" пространство-время, но так и не объяснил механизм ускорения и вращения материи. Планк открыл квант действия, имеющий кроме импульса и момент импульса - спин с размерностью момента вращения. Но ни релятивистская, ни квантовая механика не раскрыли природу "притяжения" и вращения МО, которые так и остаются загадкой.

Гюстав Лебон пишет: "Если идеи могут оказать влияние только после того, как они медленно спустились из сознательных сфер в сферу бессознательного, то не трудно понять, с какой медленностью они должны изменяться, а также - почему руководящие идеи какой-либо цивилизации столь немногочисленны и требуют так много времени для своего развития".

"Новый Завет", а точнее, “Евангелие” представляет собой именно такой случай. Материалистическое учение, данное людям и далеко опередившее в раскрытии истины современное знание людей, оказалось до сих пор не понято, и потому отвергнуто наукой. Суть парадокса заключается в том, что основу "триединства" ни кто не смог представить себе материалистической моделью. Люди продолжают верить в самодостаточность прагматизма, пользующегося субъективными или антропоморфными понятиями (Галилей, Ньютон, Эйнштейн). Современные теории совместимы с идеализмом математики (1-1=0), бухгалтерская “эго трофическая” логика которой большинством физиков принята за истинную прото теорию для физики. (См. цикл статей автора под названием: "Эволюционный материализм".)

За несколько веков после явления Иисуса Христа народу "стараниями" средневековых теологов его материалистическое учение оказалось превращено в схоластическое рассуждение о нематериальной душе и духовном мире. Объективное учение о материальном мире было примитивно истолковано на уровне бытовых образов, единственно доступных, как в то время, так, к сожалению, и сейчас. Затем и наука, выросшая из отрицания средневековой схоластики, сама стала ревностно охранять ловко скрытый за идеализациями - идеализм, лежащий в ее основе. Природу такого перевоплощения - от рождения с революционным содержанием и до консерватизма в старости - на примере политической истории хорошо показывает Б. Данэм в своей книге "Герои и Еретики".

Хотя истину, изложенную в "Новом Завете" и должна была расшифровать наука, она до сих пор не нашла нужный шифр, т.к. "Дух истины" не поддается пока измерению. Однако притчи и проповеди Иисуса Христа благодаря активности его учеников дошли до наших дней и могут быть расшифрованы в любой момент, как только будет найден правильный "ключ". А пока, не поняв, и из-за этого не приняв, истинное знание, закодированное в "Новом Завете", люди подменяют истину - ИЗ, которые и утешают их. Поэтому Иисус Христос говорит: "Я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да прибудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его". Однако до тех пор, пока не будет разорван порочный круг идеализма, мы не поймем истинный смысл этих слов. Сегодня необходимо найти те звенья в цепи формирования научного знания, где произошло искажение объективной реальности. Только заменив иллюзии на объективные знания, человечество сможет выйти из надвигающегося системного кризиса. Замеченный уже многими специалистами, разрастающийся всеобъемлющий кризис: научный, энергетический, социальный, экономический, экологический - заставляет вернуться к корням "дерева познания" и еще раз проанализировать всю историю становления современной науки, начиная с ее основ!

3. Роковые ошибки классиков.

Основу неверного описания законов природы заложил в физику, как это ни странно может показаться вначале, - Галилей. Он сформулировал два вывода: первый, - что без воздействия на тела, они покоятся или движутся прямолинейно и равномерно (хотя до этого естественным считали движении по окружности) и второй, - что тела любого веса падают на Землю одинаково быстро. И сегодня мы продолжаем считать, что ускорение падения не зависит от массы тел, - но оба эти вывода не соответствуют действительности! Затем свой вклад в идеализацию физики внес Ньютон. Он "объяснил" ускоренное смещение тел в направлении друг к другу не физической моделью (как это делали Лессаж, Ломоносов, Пуассон, Картран и др. материалисты), а гипотезой, состоящей всего из одного слова, - "притяжение"! Математический аппарат, который Ньютон специально создал для вычисления смещения тел, также построен на ошибочном предположении - на гипотезе о непрерывном и линейном делении любой физической величины до сколь угодно малой математической величины, что также не соответствует действительности! К сожалению, последователи Ньютона безропотно согласились еще и с тем обстоятельством, что в законах механики нет определения и истории происхождения самого "тела", - массы (инертной, инерционной или гравитационной). Именно поэтому механика начинается с недопустимой идеализации – превращения МО, в "материальную" точку, которая не имеет ни размера, ни механизма структурирования. Если мы не знаем, как образовалось материальное уплотнение, то можно и пофантазировать о причине и законе его движения. Диапазон таких фантазий широк: от предположения возможности полного отсутствия какого-либо воздействия на "тело" (Галилей-Ньютон), до изменения движения МО "силовыми" или "топологическими линиями" (Фарадей-Максвел, Эйнштейн). Но, не зная закон (алгоритм) построения материи из материи, невозможно корректно и описать закон движения МО!

Сегодня даже самые совершенные физические схемы взаимопревращения "элементарных" частиц еще ни как не указывают на способ их образования, так как это очень скоротечный процесс. Например, процесс аннигиляции электрона и позитрона или их одновременное "рождение". Причем, такой процесс по теории Максвелла происходить, даже в принципе, не может. Один из основных ее выводов гласит: "Одновременное рождение равных зарядов противоположного знака в разных точках пространства - невозможно". (З стр47). Но электрон и позитрон рождаются из двух гамма квантов! Следовательно, рождение их происходит в точке, размеры которой равны нулю. Это называется - приехали туда, откуда выехали - в идеализм!

Кроме того, причина сегодняшнего извращенного понимания реально происходящих процессов заключается в том, что изначально в физике, в качестве идеализации неправомерно был принят прием описания движения "тел" в закрытых системах! В действительности, МО в закрытой системе образоваться и существовать не могут, а измерение в природе существует только одно (это измерение смещения МО), но в разных направлениях!

Из следующих статей Вы узнаете, что "тела" - МО возникают и существуют только как вращающиеся материальные системы (ВМС) в проточных потоках вращающейся материи, - т. к. они - их неотъемлемая часть. И. Пригожин ввел для таких систем новое определение - вложенные. Вложенные системы - это такие системы, через которые “протекают” потоки материи. Из “остывших” частиц проточных потоков в “точках бифуркации” и зарождаются МО, которые затем длительное время существуют как вращающиеся вокруг центра масс материальные системы, состоящие из тех же частиц, что и сами проточные потоки. "В свою очередь, видимое и слышимое – не самосущны; по сути, они лишь осуществляют "Слово, Мысль и Действие" Будды – "тела Закона". В гипотезе автора "тела закона" - это частицы нового уровня деления материи - Дарки. (Dark – темный, невидимый) Но физики сегодня, вместо материалистического понимания реальных процессов на основе древней восточной мудрости, ввели новую ВИ - "физический вакуум". Эта и привычный для науки двойной стандарт, и логический нонсенс, и очередной пример ВИ – физическая, но пустота!!!

Однако если человеку не дано непосредственно "увидеть" процесс сборки микро частиц, то, возможно, в окружающей его действительности можно найти хотя бы аналог тайной работы "поля" по "рождению" ВМС? К счастью, в природе, на более крупных масштабах есть процессы аналогичные образованию "элементарных частиц" из "частиц младшего уровня" - это эволюционное формирование звезд, планет и галактик. Если скрупулезно и корректно рассмотреть движение материи в этих процессах, то можно понять принцип действия скрытой силы, ведущей эти процессы, и логику ее действия, которая приводит планеты, звезды и их системы к "скучиванию" в сферическую форму и вращению. Далее можно предположить, что именно этот принцип должен "работать" и как всеобщий закон построения материи из материи на всех других (в том числе и невидимых пока) уровнях ее деления.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru

Иллюзии - расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Иллюзорное восприятие может иметь место и на фоне полного психического здоровья, когда искаженная перцепция связана с недостатком того или иного органа чувств или с проявлением одного из законов физики.

Классический пример: ложка в стакане чая кажется преломленной, о чем еще Р. Декарт сказал: “Мой глаз ее преломляет, а мой разум - выпрямляет”.

Выделяют также иллюзии невнимания (К. Ясперс), когда здоровый человек при отвлечении внимания на что-то очень важное может воспринять окружающее ошибочно.

Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, чаще всего подразделяются на аффективные или аффектогенные, вербальные и парэйдолические.

Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное нервное напряжение. В таком напряженном состоянии человек прозрачную штору ошибочно воспринимает как качающийся скелет, пальто на вешалке кажется страшным бродягой, галстук на спинке стула - ползущей змеей, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т. д.

Вербальные иллюзии (от лат. verbalis - устный, словесный) выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих он слышит (что обычно также бывает на фоне сильного страха) угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему.

Парэйдолические иллюзии (от греч. para - возле, около + eidoles - образ) - расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются изменение, обычно в причудливо-фантастическом виде. Например, узор на обоях воспринимается как гигантская жаба, тень от торшера - как голова какого-то страшного ящера, узоры на ковре - как прекрасный, никогда прежде не виданный пейзаж, очертания облаков - как живописная группа людей.

Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые . Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения. Однако скорее всего они сигнализируют о начинающемся психозе, о болезни, чаще интоксикационной или инфекционной природы.

Яркую и очень поэтичную иллюстрацию иллюзорного восприятия можно найти у Гёте в его балладе “Лесной царь” (перевод В. А. Жуковского). Приводим два отрывка.

Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул.
Он в темной короне, с густой бородой.
- О, нет, то белеет туман над водой.

Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит.
- О, нет, мой младенец, ослышался ты;
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

Представляют собой искаженное восприятие реально существующих объектов. Различают несколько видов иллюзорного восприятия объектов или явлений. Делятся по органам восприятия на зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные.

Физические иллюзии – неправильное восприятие обусловлено физическими свойствами среды. Например ложка в стакане с водой на границе воздуха и воды кажется переломленной, широко известно явление миража.

Физиологические – их появление связано с психологическими особенностями процесса восприятия. Например, после остановки поезда, некоторое время продолжает казаться, что он все еще движется. Металлический шар ощущается более тяжелым, чем пластмассовый, при их объективно равном весе (проба Делоффа).

Появление иллюзий может зависеть от ожиданий, аффективного (эмоционального) состояния человека. Например, боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, может принять силуэт дерева за фигуру человека. Известно, что при первой высадке на Луну, астронавт Амстронг чувствовал за собой слежку, которая была связана с его иллюзорным восприятием колебания антенн посадочного модуля.

Психические (патологические) иллюзии – в отличие от предыдущих разновидностей являются признаком психического расстройства. Их общими особенностями являются: психологическая непонятность, выпадение из контекста ситуации, в содержании выражаются болезненные переживания, отсутствует их критическая оценка. Основными разновидностями патологических иллюзий являются аффективные, вербальные иллюзии и парейдолии.

Аффективные иллюзии – возникают при выраженных эмоциональных состояниях (страхе, тревоге, экстазе). Помимо аффективного напряжения необходимы слабость раздражителя (слабость звуков, освещения) и признаки астении. Содержание данного вида патологических иллюзий чаще связано с ведущим аффектом. Встречаются на начальных этапах делирия, в структуре острых парафренных, параноидных синдромов и др.

Вербальные иллюзии – больной слышит вместо нейтральной речи речь иного содержания, которая относится, как правило, к нему (обычно угрожающего содержания). Необходимо отличать данный вид иллюзий от бреда толкования и отношения. При последних пациент слышит и пересказывает речь окружающих правильно, но понимает ее иначе, обнаруживает в ней иной смысл, подтекст, некие «намеки» в свой адрес. Вербальные иллюзии встречаются при начальных стадиях вербального галлюциноза, в структуре галлюцинаторно-параноидного синдрома.

Парейдолии – зрительные иллюзии фантастического содержания. Возникают вне зависимости от аффекта или воли больного. Разворачиваются на плоскости – например, при рассматривании рисунка обоев, ковра он «оживает», больному видятся изменчивые, переплетающиеся, фантастические пейзажи, лица людей и т.п. Фантастические сцены могут видеться в переплетениях веток, игре света и тени, облаках и т.п. Встречаются в начальных стадиях делирия, наркотических опьянениях, острой парафрении и др.

Галлюцинации- Восприятия, возникающие без реального объекта.

Истинные и ложные галлюцинации.

Признак Истинные галлюцинации Ложные галлюцинации
Чувство «сделанности» Отсутствует Присутствует (имеют насильственный характер, объясняются как результат действия чужой воли)
Проекция галлюцинаторного образа В реальное пространство, в пределах досягаемости анализатора В субъективное пространство, вне поля досягаемости анализатора
Идентификация галлюцинаторного образа с реальным Полная Отсутствует, галлюцинаторный образ несет в себе особые качества, позволяющие отличить его от реального
Суждение о способе восприятия образа Увежденность в обычном способе «восприятия» («видит», «слышит», и т.п.). Уверенность в «необычном» восприятии («внутренним глазом», «внутренним ухом» и.т.п.)
Осознание галлюцинаторного образа Имеет характер объективности и действительности, неотличим от образа реального восприятия Осознается как нечто субъективное и вместе с тем аномальное.
  • ИЛЛЮЗИИ в Высказываниях известных людей:
  • ИЛЛЮЗИИ в Словаре Одно предложение, определения:
    - представление, что мир обязан поддержать доброе в нас- тогда как за доброе приходится страдать, и безвозмездно. Александр …
  • ИЛЛЮЗИИ в Афоризмах и умных мыслях:
    представление, что мир обязан поддержать доброе в нас- тогда как за доброе приходится страдать, и безвозмездно. Александр …
  • ИЛЛЮЗИИ
    (греч. illusio - ошибка, заблуждение). Искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. У здоровых людей бывают И. физиологические и …
  • ИЛЛЮЗИИ в Медицинских терминах:
    (illusiones; лат. illusio ошибка, заблуждение) ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или …
  • ИЛЛЮЗИИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. illusio - обман) искаженное восприятие действительности, обман восприятия, 1) иллюзии как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям …
  • ИЛЛЮЗИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. illusio, от illudo - обманываю, насмехаюсь, разыгрываю), 1) неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибок восприятия. …
  • ИЛЛЮЗИИ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИЛЛЮЗИИ в Энциклопедическом словарике:
    (от латинского illusio - игра воображения, обман), искаженное восприятие действительности, обман восприятия. 1) Иллюзии как следствие несовершенства органов чувств свойственны …
  • ИЛЛЮЗИИ
    ИЛЛ́ЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ (обманы зрения), ошибки зрит. восприятия объектов - их цвета, величины, формы, удалённости и др. И.о. связаны с влиянием …
  • ИЛЛЮЗИИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЛЛ́ЮЗИИ (от лат. illusio - обман), искажённое восприятие действительности, обман восприятия. И. как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям …
  • ИЛЛЮЗИИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. illusio - обман), искаженное восприятие действительности, обман восприятия, 1) иллюзии как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям …
  • ИЛЛЮЗИИ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЫНУЖДЕННОГО МЕССИИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 04:51:01 Цитаты из произведения «Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии» (автор Ричард Бах) Перевод: А.Сидерский * Мы …
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ
    (сделки) -договоры, заключаемые в устной форме (см. устные сделки). в римском праве важнейшим видом в.к. являлась …
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ (СДЕЛКИ)
    -договоры, заключаемые в устной форме (см. Устные сделки). В римском праве важнейшим видом В.к. являлась …
  • СЕГЛА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ в Медицинских терминах:
    (j. е. seglas, 1856-1939, франц. психиатр) см. Галлюцинации зрительные вербальные …
  • ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ в Медицинских терминах:
    (h. visuales verbales; син. сегла зрительные вербальные галлюцинации) Г. з. с видением слов, написанных на стене, на облаках и т. …
  • УИЛЬЯМ БЕРРОУЗ в Цитатнике Wiki.
  • МЕЧТА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-07 Time: 15:05:19 * Американская мечта: начать делать деньги, затем делать деньги при помощи денег, и, наконец, делать …
  • СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА
    на рабочем месте (сексуальные преследования на работе) - сексуальные предложения, требования "сексуальных услуг" и прочие вербальные и физические действия сексуальной …
  • ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ в Словаре Терминов гендерных исследований..
  • ОБРАЗЫ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    в языковом сознании изучаются на основании ассоциативных полей, полученных при проведении широкомасштабных экспериментов по свободному ассоциированию. Ряд междисциплинарных работ, изучающих …
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
    постмодернистский метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках современного типа философствования. …
  • ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ в Новейшем философском словаре:
    логическая процедура указания эмпирических (в принципе наблюдаемых) значений теоретических смыслов. Входит как необходимый компонент в процедуры операционализации (переход от теоретических …
  • ИНВЕКТИВА в Новейшем философском словаре.
  • ДЕКАРТ в Новейшем философском словаре:
    (Descartes) Рене (латинизиров. имя - Картезий; Renatus Cartesius) (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Автор многих открытий в математике …
  • ЯЗЫК ТЕЛА в Словаре постмодернизма:
    - совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы …
  • ЭФФЕКТ РЕАЛЬНОСТИ в Словаре постмодернизма:
    - понятие постмодернистской философии, в содержании которого фиксируется феномен фундаментального сомнения постмодернизма в онтологической репрезентации (наличии денотата) понятия, с десигнатом …
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? в Словаре постмодернизма:
    - книга Делеза и Гваттари ("Qu"est-ce que la philosophie?". Les Editions de Minuit, 1991. Рус. перевод С.Н.Зенкина, 1998). По мысли …
  • ТЕКСТ в Словаре постмодернизма:
    - в общем плане связная и полная последовательность знаков. Проблема Т., возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно …
  • СИЛА И ОЗНАЧЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    ("Force et signification") - одна из ранних работ Деррида, опубликованная в "Письменности и различии" (1967). Обозначила сразу несколько важных тем …
  • РОРТИ в Словаре постмодернизма:
    (Rorty) Ричард (р. в 1931) - американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 - профессор гуманитарных …
  • РАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    - книга Делеза ("Diffйrence et Repetition", 1969). По мысли Делеза, "обсуждаемый здесь сюжет явно присутствует в воздухе нашего времени. Можно …
  • ПРИЗРАКИ МАРКСА в Словаре постмодернизма:
    ("Spectres de Marx") - книга Деррида, опубликованная на французском языке в 1993, переведена на английский и опубликована в США в …
  • ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    - понятие, содержание которого фиксирует способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане …
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ в Словаре постмодернизма:
    - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от …
  • ИНВЕКТИВА в Словаре постмодернизма.
  • ЖЕСТ в Словаре постмодернизма:
    - пластико-пространственная конфигурация телесности (см. Телесность), обладающая семиотически артикулированной значимостью. Выступает универсально распространенным коммуникативным средством (как показано психологами, при диалоге …
  • ВАС ФЕРРЕЙРА в Словаре постмодернизма:
    (Vaz Ferreira) Карлос (1872- 1958) - уругвайский философ-модернист и педагог. В молодости увлекался позитивизмом (прежде всего концепцией Г.Спенсера). Сам В.Ф., …
  • БОДРИЙЯР в Словаре постмодернизма.
  • ЭСТЕТИКА
    (от др.-греч. — aisthanomai — чувствовать; aisthetikos — воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, …
  • ПОСТ-АДЕКВАЦИИ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Термин, введенный В.Бычковым для обозначения особого метода вербализации опыта медитативно-ассоциативного проникновения в художественные феномены и артефакты XX в., в объекты …
  • МАНИФЕСТАРНАЯ ЭСТЕТИКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Особая типологическая разновидность критико-теоретической рефлексии, характерная для возникновения радикально новых явлений в художественной культуре общества. Их существование как некоторой интенциональной …
  • КРИСТЕВА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Kristeva) Юлия (p. 1941) Профессор лингвистики и семиологии Университета Париж-VII. Выдвигает идею множественности языков, полилога, новой полирациональности. Задачей эстетики К. …
  • ИНТЕРТЕКСТ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Один из распространенных приемов создания художественного произведения (артефакта) в постмодернизме. Суть его заключается в сознательном использовании автором И. цитат из …
  • ГИПЕРТЕКСТ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (сверх-текст) Понятие современных, структуралистски (см.: Структурализм) ориентированных культурологии и эстетики. Суть его состоит в том, что культура в целом, …
  • НОТА в Однотомном большом юридическом словаре:
    (лат. notas - записка, письмо) - один из наиболее часто используемых письменных дипломатических актов, документ дипломатической переписки, а в …
  • НОТА (ЛАТ. NOTAS в Большом юридическом словаре:
    - записка, письмо) - один из наиболее часто используемых письменных дипломатических актов, документ дипломатической переписки, а в некоторых случаях - …
  • СИНДРОМЫ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (греч. syndromos - вместе бегущий, syndrome - стечение признаков болезни). Система взаимосвязанных в патогенезе симптомов болезни. Нозологическая диагностика возможна …
  • РАСТЕРЯННОСТЬ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Мучительное непонимание больным ситуации и своего состояния, которые представляются ему необычными, приобретают какой-то непонятный смысл, сопровождаются тревогой, тоской, страхом. Характерен …
Выбор редакции
Я не буду убеждать вас не писать шпаргалки. Пишите! В том числе, и шпаргалки по тригонометрии. Позже я планирую объяснить, зачем нужны...

Если у нас есть выражение, содержащее логарифмы, то мы можем преобразовать его с учетом свойств этих логарифмов. В этом материале мы...

В 2009 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ...

Данная тема посвящена равноускоренному прямолинейному движению и ускорению. В прошлой теме рассматривался самый простой вид механического...
ЕГЭ по русскому языку Задание 20-24 Текст 1. (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё...
Если вы заметите у себя эти пять признаков воспаления – Вам срочно необходимо обратиться к врачу. Воспалительный процесс – это серьезная...
Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: Цели и задачи: 1)...
Фруктоза – натуральный сахар, который присутствует в свободном виде почти во всех сладких фруктах, овощах, а также меде. Фруктоза (Ф.)...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Этилен (этен) – первый представитель ряда алкенов – непредельных углеводородов с одной двойной связью. Формула – С 2 Н 4...