Врожденное наследственное свойство представляющее собой способность. Психическое развития ребенка, наследственные особенности и врожденные свойства. Единицей эволюционного процесса является
Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности.
План ответа
Понятие способностей.
Виды способностей
Диагностика
Измерение способностей
Измерение творческих способностей
Понятие способностей.
Развитие
Способности и задатки.
Понятие одаренности.
Понятие способностей.
Понятие способностей.
Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
Теплов выделял три главных признака способностей:
индивидуально-психологические особенности отличающие одного человека от другого
не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности.
Понятие способности не свдится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.
В английском языке есть два термина для определения способностей: ability и capacity – обозначает врожденное качество, в то время как первый термин употребляется для обозначения приобретенного умения соответствующего capacity. Ability это навыки и умения, из этого следует что это не есть способности.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е.е задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.
Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.
Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями0.
Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.
Неодостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.
Виды способностей
Общие – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые в равной мере важны для различных видов деятельности (гибкость ума, целеустремленность).
Специальные – это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические).
Все специальные способности представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию.
Показатели и характеристики способностей
Показатели способностей:
высокий темп усвоения и обучения;
широта переноса навыков внутри деятельности;
низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
индивидуальное своеобразие деятельности;
высокая помехоустойчивость (редко отвлекается);
выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.
Характеристики способностей:
Способность к изменению – переменная.
Связь с успешностью осуществления деятельности.
Это готовность к усвоению знаний, но не результат.
Диагностика
Диагностика и развитие способностей.
Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность.
Измерение способностей.
Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства.
Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить).
Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На результаты тестов влияют: окружающая среда, темперамент.
Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста.
1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ
Требования к тесту:
валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен
надежность – воспроизводимость результатов, степень их повторяемости
стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов
Измерение творческих способностей.
Измерение творческих способностей – Гилфорд.
Качества креативности:
оригинальность ассоциаций
семантическая, смысловая гибкость
фонтанирование новых идей
образное мышление
5 видов действия (в результате факторного анализа):
восприятие и понимание материала
рабочая память
дивергентность (выделение в обычном оригинального
конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)
эвалюация, подведение итога
Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация
Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.
Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:
Отсутствие временного ограничения
Сложное строение (несколько способов решения для креативности)
Косвенная инструкция
Развитие
Существует два подхода к пониманию развития способностей:
Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!
Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в результате преобразования нескольких натуральных функций.
Врожденное и приобретенное в развитии способностей.
Один из самых сложных вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденны способности или они формируются прижизненно? Ответы на этот вопрос противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе встречаются ответы «музыкантом нужно родиться», а на другом «талант- это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся определенные доводы. В пользу идеи врожденности:
Доказательством врожденности служит ранее проявление способностей у ребенка.
О врожденности способностей заключают на основе повторения их у потомков выдающихся людей.
Доказательством врожденности являются исследования с применением близнецового метода. Корреляция у монозиготных 0,8 – 0,7.
Исследования на животных с применением метода искусственной селекции (крыс делили на группы по правильности решения задачи «умные» и «глупые». Внутри каждой группы их скрещивали между собой. Через 6 поколений умные существенно снизили количество ошибок, а у глупых их стало существенно больше).
В пользу идеи приобретенности способностей:
Результаты работы талантливых педагогов (Например, учитель музыки М.П. Кравец находил себе неспособных учеников и доводил их до самого высокого уровня музыкантов).
Факты массового развития специальных способностей в условиях определенных культур. (Все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух)
В экспериментах с обедненной средой факты показывают худшее развитие общих способностей.
Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.
Перед психологией стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей.
Существуют природные предпосылки способностей – задатки. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка.
Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких периодов, обычно сменяющих друг друга.
Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Способности и задатки.
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей.
Задатки – это возможности, они константны.
Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деятельности и создаются (по Теплову).
Способность есть процесс . Деятельность направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией.
Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации.
Понятие одаренности.
Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;
Своеобразие понятия одаренность и способности заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности в общем.
Понятие одаренность не имеет смысла без отнесения его с конкретными историческими формами обещственно-трудовой практики.
От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность успеха.
Выделяют следующие виды одаренности:
· художественная (подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве - в музыке, в живописи, в драматическом искусстве);
· общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высокоразвитыми способностями к переработке информации, проявляется в успешности обучения);
· творческая (порождается способностью продуцировать и выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
· социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
· практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника).
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Талант - это высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.
Наиболее проблемным является выделение творческой одаренности. Уровень творческих способностей, креативность не фиксируется стандартными тестами, а проявляется в свободных ситуациях.
Творческая личность характеризуется рядом признаков: независимостью взглядов; нестандартностью; устойчивостью к неопределенным ситуациям; конструктивной активностью; силой Я (автономностью, устойчивостью к социальному давлению); открытостью новому; чувствительностью к красоте.
Гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
Познать закономерности человеческого развития - это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса? Хотя слово «фактор» уже употреблялось выше, напомним, что этим термином обозначается веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется развитие личности?
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Следующая схема, заимствованная у Й. Шванцары, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития. Базу (см. рис. 3) образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина С 5 или С 2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС 3). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.
Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.
К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.
Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем - наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.
Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети - готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков - потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно - наследуются не способности, а только задатки.
Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.
Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.
Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.
Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.
Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека.
В определении специальных задатков нет особых разногласий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие другие.
Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, - «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.
Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, - яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Ми-черлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И.П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые сначала завуалированно, а в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.
Человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки - благо или зло, к чему они могут привести - сейчас трудно предположить.
Влияют ли школьные оценки наших бабушек на наши школьные успехи? Интересные данные по этому поводу приводит К. Питере. Он сравнил школьные отметки в трех поколениях. Оказалось, что средние оценки детей будут тем ниже, чем ниже оценки двух родителей. Приведем одну из таблиц К. Питерса.
Проверочная работа по теме: «ВНД»
Примеры заданий для осуществления контроля знаний учащихся
(дифференцированные задания)
Автор: учитель биологии МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского р-на Нижегородской области Маслова Юлия Викторовна
1. Установите соответствие:
1 сигнальная система речь
2 сигнальная система восприятие звуков, запахов, изображения, впечатления
о совершенных действиях
2. Выберите правильный ответ: Высшая нервная деятельность – это:
А) Возникновение нервных импульсов,
Б) способность проводить нервные импульсы,
В) деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания
3. Впишите ответ:
А) Какие процессы относятся к ВНД?
Б) В чем особенности ВНД человека?
В)Что такое рефлекс?
4. Установите соответствие:
Рефлексы: Особенности:
А) Безусловные 1) непостоянны, затухают в течении жизни, индивидуальны, Б) Условные для выработки необходимо условие
2)являются врожденными, передаются из поколения в в поколение, постоянны, не затухают
в течении жизни, видоспецефичны5. Выберите правильный ответ: Учение о рефлекторном принципе деятельности организма разработал:
А) И.П.Павлов,
Б) П.К.Анохин,
В)И.М.Сеченов,
Г)А.А.Ухтомский
6. Экспериментально доказал рефлекторный принцип работы организма, ввел термин «высшая нервная деятельность», считал, что он равнозначен понятию «психическая деятельность»:
А) И.П.Павлов,
Б) П.К.Анохин,
В)И.М.Сеченов,
Г)А.А.Ухтомский
7. Создал учение о доминанте:
А) И.П.Павлов,
Б) П.К.Анохин,
В)И.М.Сеченов,
Г)А.А.Ухтомский
8. Разработал учение о функциональных системах:
А) И.П.Павлов,
Б) П.К.Анохин,
В)И.М.Сеченов,
Г)А.А.Ухтомский
9. Впишите термин. Специфическое состояние мозга и всего организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков – это…
10. Взрослому человеку в среднем необходимо спать: А)5 часов, Б)8 часов, В)12 часов11. Для отдыха органов и систем подросткам достаточно спать 8 часов, а для полноценного восстановления работоспособности головного мозга: А)4 ч., Б)8ч., В)10-12ч
11. Впишите термин. Английский философ Г.Спенсер описывал это так: «Врожденное наследственное свойство, представляющее собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным условиям среды, характеризующееся следующими чертами: способностью познавать, всеобщностью, наследуемостью…». О какой особенности ВНД идет речь?
12. Объясните факт: « Маленькому ребенку впервые показали лимон, он проявил к нему интерес как к новому предмету. Взрослому человеку подали лимон, у него началось слюноотделение.»13. Что является материальной основой ВНД?
Примечания: 1-6, 9, 12-13 задания базового уровня
7-11 – повышенного
Способности
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия "способности":
· Определение, что способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний, является наиболее широким и старым из всех предложенных в процессе изучения данного понятия.
· Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.
· Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн).
· Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (Б.М. Теплов).
Это лишь малость из имеющихся в современной психологии определений данного понятия. Принято считать, что способности -- это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.
Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно- изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Они -- продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.
Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность -- это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле -- это действительность.
Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности -- это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.
Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленности, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.
При изучении данной проблемы важно обратить внимание на то, что способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания. Например, в структуре организаторских способностей у одних людей могут преобладать такие качества, как практичность ума, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность и самообладание, а у других - общий уровень психического развития, критичность, логика воздействия на сотрудников.
Нередко при осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными сторонами своей личности (например, волевой подготовленности), другими более развитыми способностями. Так, средний и даже низкий уровень умственных способностей может компенсироваться широтой знаний, высокой работоспособностью и др.; недостаточные организаторские способности -- высоким уровнем самоорганизации и т.п. Свойство компенсации одних способностей другими, отмечает А. В. Петровский, открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.
Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, -- общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, -- специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.
Различают несколько уровней в развитии способностей людей:
· одаренность -- это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;
Показатели одаренности:
Темп и легкость усвоения материала
Широта переноса
Время проявления
Соотношение результатов с условиями.
Одаренность, по мнению Н.С. Лейтеса, это прежде всего способность трудиться, неуемная потребность в деятельности, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности -- это время, в течение которого 2--3-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста.
· талант -- совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта -- высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;
· гениальность -- высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности:
Незаурядность в различных областях + доминирующая сторона
Осознание способности
Включенность способности в характер.
Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.
У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3--4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике. Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки.
В психологии выделяют еще и так называемые творческие способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, юридической.
Также способности принято делить на актуальные и потенциальные. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
Рассматривая соотношение способностей и профессии, Е.А.Климов выделил 4 степени профессиональной пригодности:
Непригодность к данной профессии;
Годность к данной профессии или группе профессий;
Соответствие данной области деятельности;
Призвание к данной профессиональной области деятельности.
Таким образом, обобщив все выше перечисленные свойства и особенности способностей, в современной психологии выделили условия развития и факторы, влияющие на развитие способностей.
Условия развития способностей:
· Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций
· Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.)
· В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
Простая деятельность - снижение интересов;
Очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации
Факторы, влияющие на развитие способностей:
· - исходная предпосылка - врожденные задатки
· - время выявления
· - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес
· - всестороннее развитие интересов и способностей
· - соперничество и сотрудничество
Задатки
Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.
Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются. При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно развитые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные -- певцом, художественные задатки -- живописцем и т.п. На эту тему хорошо писал В. Г. Белинский, что создает человека природа, но развивает и образует его общество. В дореволюционной России в народе было немало людей, имевших хорошие природные задатки, на основе которых у них могли бы развиться большие способности. Однако, как пишет В. И. Ленин, "таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательства над человеческой личностью". Только после Великой Октябрьской социалистической революции широкие народные массы получили возможность учиться и развивать природные задатки, формировать на их основе способности.
Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.
В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:
1) наличием соответствующих задатков, предрасположенности;
2) потребностно-мотивационными особенностями личности;
3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.
Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.
Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.
К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечнососудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.
Наследственность и способности
Тот факт, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам. Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностей.
Указанная проблема имеет большую историю. Еще в 1875 г. была опубликована книга английского антрополога и психолога Ф. Гальтона "Наследственность таланта. Ее законы и последствия", где автор, изучивший родственные связи многих сотен выдающихся людей, сделал вывод, что таланты передаются по наследству либо по отцовской, либо по материнской линии. Однако выводы Гальтона не имели научной достоверности. Никаких убедительных доказательств наследуемости талантов судей, политических деятелей, полководцев он не мог привести. Единственный вывод, который можно сделать по материалам Гальтона, заключался в том, что семьи состоятельных, знатных и образованных людей составляют благоприятную среду, где могут развиться качества, необходимые для занятий интеллектуальным трудом. Никаких выводов о наследственной предрасположенности к тем или иным профессиям на основании данных Гальтона ни один добросовестный исследователь не решится сделать.
Обсуждая материалы Гальтона, надо сделать одну оговорку. Рядом с сомнительными доказательствами талантливости семейств судей, писателей, полководцев и т.п. он приводит сведения, которые не могут не производить впечатления определенной убедительности. В семействе Бахов, например, музыкальный талант впервые обнаружился в 1550 г. и с особенной силой проявился через пять поколений у великого композитора И.С. Баха и иссяк после некой Регины Сусанны, жившей еще в 1800 г. В семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся. Гальтон приводит и другие факты: в семье скрипачей Бенда насчитывалось девять видных музыкантов, в семье Моцарта - пять, в семье Гайдна - два.
Все это позволяет сделать некоторые общие выводы. В подавляющем большинстве случаев изучение родословных выдающихся людей (если речь идет о действительно выдающихся людях) свидетельствует не о биологической наследственности, а о наследственности условий жизни, т.е. тех социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Очевидно, если все в семье живут музыкой, если весь строй жизни наталкивает ребенка на необходимость ею заниматься, если высшим достоинством каждого признается музыкальность, то не приходится удивляться, что в этом семействе возникают музыкальные дарования. Впрочем, пример Бахов дает некоторые основания предполагать, что здесь имеет место и определенная наследственность музыкальных задатков. Возможно, какие-то особенности строения и функционирования слухового анализатора (парциальные типологические особенности) переда вались по наследству у членов этого семейства из рода в род. Гальтон указывал, что музыкальные задатки передавались у Бахов исключительно по мужской линии.
Можно говорить о потомственных профессиях, занятиях, которые помогают выявлению соответствующих способностей. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), ученых (Якушкины, Фортунатовы) и т.д. Известны династии моряков, сталеваров, резчиков по дереву и многих других замечательных умельцев. Естественно, что сын выбирает профессию отца и деда и преуспевает на этом поприще. Но вместе с тем можно назвать бесчисленное множество выдающихся людей, чьи дети и внуки не перенимают специальных способностей своих родителей и не избирают их жизненный путь.
Серьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречит и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента появления человека современного типа, т.е. кроманьонца, жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации - развитие человека и его способностей управляется общественно-историческими законами.
Необходимо с самого начала четко различать у человека два ряда способностей: во-первых, способности природные, или естественные, в основе своей биологические, а во-вторых, способности специфически человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение.
Под способностями первого рода я разумею такие способности, как способность быстро образовывать и дифференцировать условные связи, или противостоять воздействиям отрицательных раздражителей, или даже способность анализа, например, звуковых сигналов и т.п. Многие из этих способностей являются общими у человека и у высших животных. Хотя такого рода способности непосредственно связаны с врожденными задатками, они нетождественны задаткам.
По общепринятому определению, предложенному у нас Б.М.Тепловым, задатки-
это врожденные анатомо-физиологические особенности. Это особенности, которые представляют собой лишь одно из условий тех или иных способностей, а именно условие внутреннее, лежащее в самом субъекте. Таким образом, задатки вообще не психологическая категория (Теплов, 1941).
Другое дело - способности, в том числе способности, названные мной природными. Это не сами задатки, а то, что формируется на их основе. Широко принятое определение способностей состоит в том, что это свойства индивида, ансамбль которых обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Имеются в виду свойства, которые развиваются онтогенетически, в самой деятельности и, следовательно, в зависимости от внешних условий.
В качестве примера естественных способностей выше приведена способность быстрого образования условных связей. Конечно, у каждого нормального человека, как и у животных, имеются необходимые для этого анатомо-физиологические условия. Хорошо, однако, известен следующий факт: у животных, которые имеют большой «лабораторный опыт», выработка искусственных условных рефлексов и дифференцировок идет быстрее, чем у животных, не имеющих такого опыта. Значит, в ходе приобретения животными лабораторного опыта что-то изменяется в его возможностях, возникают какие-то внутренние изменения - животное приобретает способность более успешного решения лабораторных задач (Леонтьев, Бобнева, 1953).
То же отмечается и в том случае, когда речь идет о врожденных типологических особенностях нервной системы. Они также могут выступать в развитии не вполне однозначно: достаточно сослаться на часто цитируемые факты, характеризующие животных, воспитанных в обычных условиях, и животных с «тюремным воспитанием». Наконец, это положение остается справедливым и в том случае, когда мы обращаемся к развитию сенсорных способностей. Разве принципиально не об этом же свидетельствуют даже такие грубые факты, как например, полученные в известных старых опытах Бергера?
Итак, уже анализ простейших фактов указывает на необходимость сохранить и по отношению к природным способностям различие задатков и собственно способностей.
От естественных способностей необходимо ясно отличать способности второго рода, которые я назвал специфически человеческими. Таковы, например, способности речевые, музыкальные, конструкторские и т. п. Это приходится специально подчеркивать, потому что принципиальное своеобразие специфически человеческих способностей все еще не выявлено достаточно.
В чем же состоит различие специфически человеческих способностей и свойственных человеку естественных способностей с точки зрения их происхождений и условий формирования?
Рассмотрим с этой стороны прежде всего способности естественные, элементарные. Они формируются на основе врожденных задатков в ходе развития процессов деятельности, в том числе процессов изучения, дающих помимо образования связей, умений, навыков также определенный «формальный» результат, а именно изменение тех внутренних предпосылок или условий, от которых зависят дальнейшие возможности осуществления деятельности. Словом, их развитие идет в силу как бы «вовлеченности» задатков (или уже изменившихся в развитии внутренних условий) в деятельность и, как об этом говорится в тезисе доклада С.Л.Рубинштейна, происходит по спирали (Рубинштейн, 1959).
Совершенно очевидно, что описанный процесс есть реальный процесс, характеризующий развитие способностей человека; аналогичный процесс существует и у животных, у которых в ходе онтогенетического развития также изменяются внутренние условия поведения.
Главный вопрос состоит, однако, в том, распространяется ли сказанное о развитии способностей на все способности человека, оно имеет применительно к человеку лишь ограниченное значение и не исчерпывает существенных особенностей природы в формировании специфических для человека способностей, т.е. таких, которые присущи исключительно человеку и которые, говоря о способностях человека, мы обычно имеем в виду.
Специфически человеческие способности имеют другое происхождение, формируются существенно иначе, чем естественные способности, и, следовательно, имеют другую, как иногда говорят, детерминацию.
Сказанное необходимо вытекает из анализа процесса общественно-исторического развития человеческих способностей.
Можно признать научно установленным, что с момента появления человека современного типа процесс собственно морфогенеза останавливается. Это значит, что дальнейшее развитие человека происходит уже не в силу морфологического закрепления, действия отбора и наследственной передачи медленно накапливающихся в поколениях изменений его природы, т.е. его наследственности; что хотя действие законов биологической изменчивости и наследственности продолжается, однако эти законы перестают теперь обслуживать процесс исторического развития человечества и человека, ине они управляют им. Процесс развития с этого момента начинает управляться новыми законами - законами общественно-историческими, которые распространяются как на развитие общества, так и на развитие образующих его индивидов. Иначе говоря, в отличие от предшествующего периода - периода становления человека, действие общественно-исторических законов уже не ограничено теперь успехами его морфологическогоразвития, и эти законы получают полный простор для своего проявления.
Это составляет пункт, который является узловым для всей проблемы и который должен быть уяснен до конца. Речь идет о следующей альтернативе: либо, в отличие от сказанного, принимается, что приобретения человека в процессе общественно-исторического развития (такие, как, например, речевой слух, орудийные действия или теоретическое мышление) закрепляются и передаются наследственно в форме соответствующих задатков и что, следовательно, люди существенно отличаются друг от друга по задаткам, непосредственно выражающим эти исторические приобретения человечества; либо принимается положение, что, хотя задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности людей, не равны (что создает также и неравенство их естественных способностей), они не фиксируют и непосредственно не несут в себе таких способностей, которые отвечают специфическим историческим приобретениям людей, и что, следовательно, способности этого рода могут воспроизводиться только в порядке их онтогенетического формирования, т.е. в качестве прижизненных новообразований.
Что касается первого из указанных положений, то, несмотря на предпринимавшиеся бесчисленные попытки дать его научное обоснование, оно остается недоказанным, так как его аргументация, в частности, фактическими данными специальных исследований неизменно оказывается мнимой, достаточно сослаться, например, на исследование Ф.Майла, полностью разоблачавшее гистологические данные Р.Бина, якобы свидетельствующие о наличии гистологических различий в структуре коры у представителей белой и черной расы, или на установленное принципиально одинаковое распределение показателей «интеллектуальных коэффициентов» родных и приемных детей в разных по своему социальному положению семьях, что, по существу, опрокидывает представление о существовании прямой связи этих коэффициентов с наследственными особенностями.
Но дело не только в научной недоказанности положения о том, что достижения общественно-исторического развития фиксируются наследственно. Главное в том, что это положение логически необходимо приводит к допущению дифференциации людей по их врожденным задаткам на «примитивных», с одной стороны, и «сверхлюдей» - с другой, что оно решительно опровергается практикой происходящих на наших глазах гигантских сдвигов в уровне духовного развития целых народов, когда страны прежде почти сплошной неграмотности на протяжении кратчайшего исторического отрезка превращаются в страны передовой культуры с многочисленной интеллигенцией и когда вместе с тем полностью стираются в этом отношении внутрирассовые и внутринациональные различия, якобы фатально предназначающие одних для физического, а других - для профессий, требующих так называемых «высших» способностей.
Другое противоположное положение исходит из того, что преемственность в историческом развитии человека не определяется действием биологической наследственности, а осуществляется благодаря возникающей только в человеческом обществе особой форме передачи достижений предшествующих поколений последующим поколениям.
Дело в том, что достижения эти фиксируются не в морфологических изменениях, далее передаваемых потомству, а в объективных продуктах человеческой деятельности - материальных и идеальных, - в форме творений человека: в орудиях, в материальной промышленности, в языке (в системе понятий, в науке) и в творениях искусства.
За всеми этими творениями людей, начиная от первого созданного человеческой рукой орудия до новейшей техники, от примитивного слова до современных высокоразвитых языков, лежит совокупный труд конкретных людей, их материальная и духовная деятельность, которая приобретает в своем продукте форму предметности. Но это значит, что и то, что проявляется в деятельности человека, т.е. его существенные свойства, способности, воплощается в продукте.
С другой стороны, развиваясь в обществе, каждый отдельный человек встречается с миром, преобразованным и созданным деятельностью предшествующих поколений, с миром, воплотившим в себе достижения общественно-исторического развития человеческих способностей.
Но человек не просто «стоит» перед этим миром, а должен жить, действовать в нем, он должен применять орудия и инструменты, пользоваться языком и логикой, выработанными общественной практикой; наконец, он не остается равнодушным к творениям искусства и вступает в эстетическое отношение с ними.
Он, однако, не обладает готовыми задатками к тому, чтобы например, говорить на определенном языке или усматривать геометрические отношения. Хотя он, конечно, наделен задатками, но лишь задатками к способностям, которые я назвал естественными; задатки эти как бы «безлики» по отношению к исторически возникшим видам человеческой деятельности, т. е. они не являются специфическими для них. Они находятся в принципиально другом отношении к возможности развития способностей осуществлять эти специфически человеческие деятельности, чем то отношение, в котором они стоят к способностям первого рода, проявляясь в них непосредственно.
Способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т.е. его специфически человеческие способности, представляют собой подлинные новообразования, формирующиеся в его индивидуальном развитии, а не выявление и видоизменение того, что заложено в нем наследственностью. В этом и состоит главная особенность способностей, специфических для человека, способностей, которые имеют общественно-историческое происхождение, общественную природу.
Формирование специфически человеческих способностей представляет собой процесс очень сложный, на котором необходимо остановиться специально.
Развитие этих способностей у отдельного индивида происходит в процессе овладения им (присвоения им) того, что создано человечеством в его историческом развитии, что создано обществом...
Хочу подчеркнуть, что процесс усвоения или присвоения нельзя смешивать с процессом приобретения индивидуального опыта, что различие между ними является совершенно принципиальным.
Процесс приобретения индивидуального опыта есть, как известно, результат приспособления индивида к изменчивым условиям среды на основе врожденного, унаследованного им видового опыта, опыта, выражающего природу его вида, процесс этот свойствен всему животному миру.
В противоположность этому процесс присвоения, которого вовсе не существует у животных, есть процесс приобретения человеком видового опыта, но только не филогенетического опыта своих животных предков, а человеческого видового опыта, т.е. общественно-исторического опыта предшествующих поколений людей. Это лежит не в наследственной организации человека, не внутри, а вовне - во внешнем объективном мире, в окружающих человека человеческих предметах и явлениях. Этот мир - мир промышленности, наук и искусств- выражает в себе подлинно человеческую природу, итог ее общественно-исторического преобразования; он и несет в себе человеку - человеческое.
Овладение этим миром, присвоение его человеком и есть процесс, в результате которого воплощенные во внешней форме высшие человеческие способности становятся внутренним достоянием его личности, его способностями, подлинными «органами его индивидуальности».
Мысль об особом характере психического развития человека как процесса, в основе которого лежит передача и усвоение индивидами того, что было накоплено предшествующими поколениями, все более широко принимается в психологии.
В чем же состоит сам процесс присвоения отдельными людьми достижений развития человеческого общества, воплощенных, кристаллизованных в объективных продуктах коллективной деятельности, - процесс, который одновременно является процессом формирования специфически человеческих способностей?
Во-первых, нужно подчеркнуть, что это всегда активный со стороны субъекта процесс. Чтобы овладеть продуктом человеческой деятельности, нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте.
Во-вторых, это процесс, взятый не со стороны только так называемого «материального» его результата, а прежде всего со стороны его «формального» эффекта, т.е. процесс, создающий новые предпосылки для дальнейшего развития деятельности, создающий новую способность, или функцию. Поэтому, когда, например, мы говорим, что маленький ребенок впервые овладел каким-нибудь орудием, то это значит, что в процессе его деятельности у него сформировалась способность осуществлять орудийные операции.
Однако способность к этим операциям не может сформироваться у ребенка под влиянием самого орудия. Хотя эти операции объективно воплощены в орудии, для ребенка, субъективно, они только заданы в нем. Они открываются ему лишь в силу того, что его отношения к предметному миру опосредствованы его отношениями к людям. Взрослые показывают ребенку способ действия с орудием, помогают ему адекватно употреблять его, т.е. строят у него орудийные операции. Этим - если иметь в виду ранние этапы развития - они перестраивают как бы самую логику движений ребенка и создают у него в качестве новообразования способность к орудийным действиям.
Не иначе, конечно, обстоит дело и в том случае, когда перед ребенком стоит задача овладеть словом, понятием, знанием, т.е. явлениями идеальными.
Замечу, кстати, что реализация процесса присвоения составляет ту функцию человеческого обучения, которая качественно отличает его от обучения животных, единственная функция которого есть приспособление.
Необходимо сделать еще одно замечание в связи с вопросом о соотношении между задатками и естественными способностями, с одной стороны, и высшими, специфически человеческими способностями - с другой. Выше сказано, что первые являются как бы «безликими» по отношению ко вторым. Это значит, что, хотя они и составляют обязательное условие развития высших, специфически человеческих способностей, они положительно не определяют их содержания. Например, для развития речевого слуха необходимо, конечно, наличие известных задатков; однако сформируется ли у ребенка необходимая для восприятия речи способность специфического тембрового анализа звуков, определяется не непосредственно этими задатками, а характером языка, которым данный ребенок овладевает, что же касается роли самих задатков, то они обусловливают лишь некоторые индивидуальные особенности как хода самого процесса формирования данной способности, так и его конечного продукта. При этом выявляются широчайшие возможности так называемой моносистемной компенсации, так что одна и та же специфическая способность может иметь в качестве своей естественной основы разные ансамбли задатков и соответствующих им естественных способностей.
Все эти положения определяют, однако, только самый общий подход к проблеме формирования специфически человеческих способностей. Реализация же этого подхода в исследовании наталкивается на довольно серьезные затруднения и ставит ряд вопросов, нуждающихся в конкретной разработке.
Одним из важнейших вопросов, требующих специального исследования, является вопрос о природе конкретных механизмов, которые составляют основу способностей, развивающихся у человека в порядке прижизненно складывающихся новообразований.
Вопрос этот возникает из следующей контроверзы. С одной стороны, как было сказано, специфически человеческие способности не передаются в порядке действия биологической наследственности, т. е. в форме задатков. С другой стороны, невозможно, конечно, допустить существование таких способностей, которые не имели бы своего материального субстрата, своего органа. Ведь способность есть свойство, готовое к проявлению, к функционированию.
Но тогда спрашивается, что же именно функционирует, когда речь идет о специфически человеческих способностях, не имеющих своей специальной и прямой основы во врожденных морфологических органах - задатках?
Решение этого сложного вопроса было подготовлено успехами развития физиологии высшей нервной деятельности (В первую очередь я имею в виду классические работы И.П.Павлова и его школы, а также работы А.А.Ухтомского). Оно было подготовлено и многими психологическими исследованиями, посвященными формированию и строению высших психических функций человека.
Принципиальный ответ на этот вопрос состоит в том, что в процессе формирования у человека деятельности, адекватной предметам и явлениям, воплощающим человеческие способности, у него прижизненно формируются также и способные осуществлять эту деятельность функциональные мозговые органы, представляющие собой устойчивые рефлекторные объединения или системы, которым свойственны новые специальные отправления.
Хотя возможность прижизненного формирования функциональных мозговых органов мы находим уже у высших животных, однако только у человека они впервые становятся реализующими подлинные новообразования, а их формирование становится важнейшим принципом онтогенетического развития.
Чтобы экспериментально проследить формирование механизмов специфически человеческих способностей и изучить их строение, мы последние годы занимались у нас в лаборатории исследованием специфически человеческого слуха. Мы рассуждали при этом так. Человек живет в мире звуков, созданных людьми - в мире музыки, в мире слышимой речи. У него вырабатывается поэтому особый человеческий слух, т.е. способность анализировать специфические особенности этого - человеческого- мира звуков.
Я не буду останавливаться на деталях и перейду прямо к важнейшим результатам, которые мы получили. Оказалось, во-первых, что интересовавшие нас звуковысотные различительные пороги у этих испытуемых резко упали. Во-вторых, мы получили явление переноса на звуки другого тембра. Наконец, в-третьих, громкое пропевание сравниваемых звуков стало естественно уступать свое место пропеванию «про себя» с несомненной тенденцией к образованию внутреннего, мысленного «представления», по выражению Б.М.Теплова (Теплов, 1947), высоты звуков, т.е. той именно способности, которая и является необходимым условием музыкальной деятельности.
Нам, таким образом, удалось увидеть в лаборатории, в условиях точных записей и измерений рождение, формирование подлинного новообразования, подлинно новой для данных испытуемых способности, в основе которой лежал новый фундаментальный механизм анализа основной высоты сложных разнотембровых звуков.
Вместе с тем мы убедились в том, что эту способность в случаях, когда она стихийно, сама собой не сформировывалась, можно активно строить.
Сказанное выше, разумеется, не исчерпывает проблемы способностей. Вместе с тем я думаю, что выдвинутое мной положение об особой природе и особом процессе формирования специфических способностей человека как прижизненно складывающихся образований имеет не только общее, отвлеченное значение, но и позволяет ориентировать конкретные исследования в этой труднейшей области.
Речь идет о том, чтобы не ограничиваться анализом готовых, уже сложившихся способностей или описанием процесса их онтогенетического развития в условиях, когда соответствующая способность уже фактически определилась, а вести исследование дальше, экспериментально изучая механизмы их формирования.
Именно исследованиям, идущим по этому пути, по-видимому, и будет принадлежать последнее слово в спорных вопросах проблемы высших человеческих способностей.
- "исследовательская работа, правонарушения и преступления подростков" Проект на тему преступность несовершеннолетних
- Исследовательская работа "подводный мир у нас дома"
- Образы немецких подводников в советской прозе
- Как происходит забор мазка из уретры у мужчин Мужской мазок
- «1С Бухгалтерия Предприятия» редакции «3
- Кондиломы - виды, причины, диагностика, лечение, удаление и профилактика
- Инвентаризация в конфигурации «1С:Розница Оприходование товарно-материал ьных ценностей
- Бухучет инфо Выгрузка банковской выписки в 1с 8
- Как птицы заботятся о потомстве в дикой природе?
- Страшные сказки из скандинавского фольклора, которые не рекомендуется читать детям на ночь Страшные сказки читать детям 10 лет
- Каким было основное занятие Алеши Поповича?
- Вдохновляющие про и антиглобалисты цитаты экспертов по экономике
- Преподобные антоний и феодосий киево-печерские
- Сильная благодарственная молитва господу
- Год добрых людей, или о добровольчестве и волонтерстве
- Противное чувство. Отвращение к людям. Отвращение это отрицательное чувство человека и способность испытывать резкую неприязнь или антипатию, в сочетании с брезгливостью и пресыщенностью
- Конспект урока "Электромагнитная волна
- Ио — уникальный спутник Юпитера, на котором извергаются вулканы Траектория движения спутника юпитера ио
- Детские сказки онлайн Рассказ чего не бывает читать
- Подвиг медиков в годы великой отечественной войны Военный врач вов